Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализация / курсант / личностно-ориентированный подход / профессиональная рукопашная подготовка / individualization / cadet's / approach oriented to personality / professional hand to hand preparation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Нестерёнок Юрий Владимирович, Сидлецкий Андрей Валентинович

В исследовании раскрыта проблематика совершенствования учебного процесса профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД на этапе начальной подготовки, на основе индивидуализации и личностно-ориентированного подхода. Определены наиболее информативные показатели, составляющие основу методики индивидуализации подготовки: морфология, уровень развития общих и специальных физических качеств, психологические особенности. Применение разработанной программы индивидуализации и методических рекомендаций относительно развития специальных двигательных качеств позволят повысить эффективность данного направления процесса профессиональной подготовки будущих офицеров полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Нестерёнок Юрий Владимирович, Сидлецкий Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In research problem of perfection of educational process of professional hand to hand preparation of cadet's of higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs put on the stage of initial preparation, on the basis of individualization and approach personality oriented to personality. The most informing indexes, making basis of methodology of individualization of preparation, are certain: morphology, level of development of general and special physical internal’s, psychological features. Application of the worked out program of individualization and methodical recommendations in relation to development of the special motive internalss will allow to promote efficiency of this direction of process of professional preparation of future officers of police.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

3. Бычков, В.М. Методика обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам обезоруживания: дис. ... канд. пед. наук/В.М. Бычков. -М.,2018. - 153 с.

4. Ефременко, М.А. Модернизация содержания обучения боевым приемам борьбы курсантов образовательных организацийМВД России: дис. ... канд. пед. наук/М.А. Ефременко. -М.,2019. - 129 с.

5. Коваленко, Ю.А. Теория интегральной тренировки, как квинтэссенция спортивной дидактики / Ю.А. Коваленко, C.B. Усков // Физическая культура, спорт - теория и практика. - 2016. - №1. - С. 14-18

6. Лукавенко, A.B. Особенности восприятия и переработки зрительной информации у курсантов ВУЗ МВД с разным стилем ведения поединка на занятиях профессиональной рукопашной подготовкой / A.B. Лукавенко, C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - В. 72. -Ч. 2 - С. 269-272

7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ВУЗов ФКСиТ / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 542 с.

8. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер: монография / Н.Г. Озолин. - Москва: Астрель, 2004. - 863 с.

9. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - Москва: АН СССР, 1951.

10. Светличный, Е.Г. Особенности физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу / Е.Г. Светличный // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2019. - Выпуск 6. -С. 189-194

11. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга: монография / И.М. Сеченов. - Москва: АН СССР, 1961. - 100 с.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Нестерёнок Юрий Владимирович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Сидлецкий Андрей Валентинович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Аннотация. В исследовании раскрыта проблематика совершенствования учебного процесса профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД на этапе начальной подготовки, на основе индивидуализации и личностно-ориентированного подхода. Определены наиболее информативные показатели, составляющие основу методики индивидуализации подготовки: морфология, уровень развития общих и специальных физических качеств, психологические особенности. Применение разработанной программы индивидуализации и методических рекомендаций относительно развития специальных двигательных качеств позволят повысить эффективность данного направления процесса профессиональной подготовки будущих офицеров полиции.

Ключевые слова: индивидуализация, курсант, личностно-ориентированный подход, профессиональная рукопашная подготовка.

Annotation. In research problem of perfection of educational process of professional hand - to - hand preparation of cadet's of higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs put on the stage of initial preparation, on the basis of individualization and approach personality oriented to personality. The most informing indexes, making basis of methodology of individualization of preparation, are certain: morphology, level of development of general and special physical internal's, psychological features. Application of the worked out program of individualization and methodical recommendations in relation to development of the special motive internalss will allow to promote efficiency of this direction of process of professional preparation of future officers of police.

Key words: individualization, cadet's, approach oriented to personality, professional hand - to - hand preparation.

Введение. Раскрывая современную доктрину педагогических технологий профессиональной рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России, профессор Д.В. Сышко считает, что «необходимо взять за основу изучение функциональных, психофизиологических и нравственных компонентов в интегральной их взаимозависимости. Система формирования индивидуальных навыков и качеств рукопашного боя должна предусматривать использование современных личностно ориентированных педагогических технологий на всех стадиях учебно-воспитательного процесса. Критерием эффективности рукопашной подготовленности курсантов должен быть достаточный уровень их компетентности, которая выражается в овладении теоретическими знаниями по тактике боестолкновения, а также высоким уровнем технико-тактической и психофизиологической подготовленности» [8, С. 257].

Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов является одним из ключевых элементов, влияющих на качество выполнения ними своих профессиональных обязанностей. На данный факт неоднократно обращалось внимание ряда ученых [5, 6, 9].

В рамках нашего исследования моделирование учебно-воспитательного процесса профессиональной рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции России заключалось в создании личностно-ориентированных программ относительно степени формирования их физических качеств, специфики физического развития и качеств нервной системы.

Использование личностно-ориентированного подхода планировалось и осуществлялось на протяжении трех курсов проведения педагогического эксперимента. Средства общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки в объеме физической нагрузки на первом курсе применялись в балансе 80% и 20% на первом мезоцикле годового цикла; во втором мезоцикле эта проекция выступала уже как 70% и 30%; а уже на пятом мезоцикле, то есть в конце учебного года - 60% и 40%. На втором курсе баланс средств ОФП и СФП оставался в проекции 60% и 40%. Спецификой этого периода является повышение временных показателей при использовании соревновательного метода спортивной тренировки (условные поединки) и применение элементов свободного поединка. На третьем курсе средства ОФП и СФП определялись в проекции 60% и 40% в начале учебного года; на четвертом мезоцикле уже 55% и 45%; а на шестом - 50% и 50%.

Для установления психологической характеристики темперамента исследуемых курсантов в контрольном и экспериментальном взводе проходило психологическое тестирование по методологии Г. Айзенка. По итогам данного исследования определено, что в обеих экспериментальных взводах присутствуют только три психологических типа: сангвиники (50%), холерики (40%) и флегматики (10%). Исследованные типы нервной системы - это личности с сильной психикой, пусть не всегда уравновешенной, как у ярко выраженных холериков, или слегка заторможенной, как у флегматиков, но всё равно именно сильной, которая «не сдаётся» и представляет собой достаточно важную составляющую, прямо влияющую на позитив результатов рукопашной подготовки. Курсанты - меланхолики в личном составе изучаемых нами взводов отсутствуют. Вторичное исследование по окончанию педагогического эксперимента не обнаружило значительных модификаций в сортировке курсантов по характеристикам темперамента.

Нами показаны итоги педагогического эксперимента, в процессе которого курсанты контрольного взвода занимались по стандартным учебным программам, а в экспериментальном взводе были применены разработанные авторами личностно-ориентированные педагогические технологии [3; 10; 11], базирующиеся на учете морфологических показателей, а также уровне функциональной подготовки. Итоги изучения определённых характеристик физического развития и подготовки курсантов в контрольном и экспериментальном взводах показаны в таблице 1.

Для установления уровня функционального развития исследовались весовые показатели и характеристики объёма грудной клетки. В каждом взводе по окончанию педагогического эксперимента морфологические показатели достоверно повысились, вместе с тем сопоставление характеристик контрольного и экспериментального взводов не обнаружило достоверное различие между ними (р>0,05).

Исследование характеристик физической подготовки курсантов контрольного и экспериментального взводов обнаружил, что достоверное увеличение силовых качеств произошло (р<0,05). В начале небольшой прирост показателя развития специальной гибкости (р<0,05) в процессе занятий поменялся в направлении быстрого повышения.

Достоверное повышение показателей скоростных качеств было установлено в экспериментальном взводе. Окончательное тестирование дало возможность определить, что в экспериментальном взводе под влиянием личностно-ориентированных занятий достоверно повысились характеристики физической подготовки, в то время как по степени функционального развития, используемые в эксперименте взвода, не располагали значительными расхождениями.

Для определения взаимной связи между степенью воспитания специальных физических качеств и сформированностью навыков выполнения техники двигательного действия был применён корреляционный анализ. По итогам анализа определено, что на развитие навыков выполнения приёмов рукопашного боя (силового задержания) на прямую воздействуют такие физические качества, как скоростно-силовые (г=0,83, р<0,05), специальная (активная) гибкость (г=-0, 63, р<0,05), общая (г=-0, 51, р<0,05) и специальная выносливость (г=0,65, р<0,05), мышечная сила верхнего (плечевого) пояса (г=0,46, р<0,05) и мышц живота (брюшного пресса) (г=0,61, р<0,05).

Таблица 1

Показатели физической подготовки и морфологического развития курсантов контрольного (КВ, п=20) и экспериментального (ЭВ, п=20) взводов в начале и в конце педагогического эксперимента

Характеристики Взвод курсантов г Р

КВ ЭВ

Вес тела (кг) в начале 60,46±0,54 60,77±0,53 0,41 р>0,05

в конце 72,65±0,71 73,36±0,65 0,74 р>0,05

Объём грудной клетки (см) в начале 91,57±0,24 91,68±0,19 0,35 р>0,05

в конце 96,69±0,47 97,15±0,43 0,72 р>0,05

Спринт на 100 метров (с) в начале 14,64±0,15 14,45±0,13 0,95 р>0,05

в конце 12,94±0,15 12,42±0,12 2,64 р<0,05

Бег на 1000 метров (мин.) в начале 3,10±0,15 3,77±0,15 1,53 р>0,05

в конце 3,72±0,15 3,11±0,15 2,91 р<0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз в начале 50,85±0,54 51,55±0,51 0,94 р>0,05

в конце 62,50±0,50 63,60±0,37 2,49 р<0,05

Поднимание и опускание туловища за 1 минуту из положения лёжа на спине (раз) в начале 30,25±0,78 31,50±0,81 1,11 р>0,05

в конце 39,45±0,73 41,95±0,75 2,39 р<0,05

Наклон туловища вперед из положения сед, ноги прямо (см) в начале 6,00±0,39 7,05±0,56 1,53 р>0,05

в конце 14,15±0,34 17,05±0,42 3,51 р<0,05

Челночный бег 10x10 метров (с) в начале 25,36±0,14 25,27±0,13 0,49 р>0,05

в конце 24,60±0,15 24,16±0,13 2,22 р<0,05

Прыжок в длину с места (см) в начале 173,85±3,21 175,55±3,01 0,39 р>0,05

в конце 196,85±2,45 204,30±2,77 2,10 р<0,05

Это служит доказательством тому, что для позитивного решения задачи при использовании выполнения ударной техники приёмов рукопашного боя нужна атакующая работа по всем зонам поражения противника. В том числе и по голове.

Силовые качества и выносливость также решают существенные задачи в умении грамотно и оперативно проводить техники двигательных действий без уменьшения результативности на протяжении поединка.

По ходу исследования выявлен большой и средний уровень корреляции характеристик качеств специальной ловкости и быстроты выполнения двигательного действия (г=0,88, р<0,05) и скоростно-силовыми возможностями (г=-0, 56, р<0,05); выносливости с силовыми качествами плечевого пояса (г=-0, 43, р<0,05) и мышц живота (г=-0, 46, р<0,05). Эти показатели говорят о том, что на позитивное решение задач рукопашной «сшибки» большое воздействие имеют быстрота, сила и специальная гибкость.

Выполненный нами регрессионное исследование дало возможность определить прямую пропорциональность между характеристиками техники выполнения приёмов рукопашного боя и функциональными показателями курсантов (табл. 2).

Таблица 2

Регрессионные структуры пропорциональности сформированности навыка выполнения двигательного действия от характеристик общей и специальной физической подготовки курсантов экспериментального взвода

(п=20)

Курс Уравнение регрессии Коэффициент детерминации И2, р

1 У= 89,125 - 6,215Х! - 5,243Х2 + 3,183Х4 + 1,540Х6 К2=0,884,р<0,0149

2 У= -35,537 - 13,578Х!+ 9,915Х7 + 0,278Х8 - 0,538Х9+ 0,153Х12 ^=0,949, р<0,0169

3 У= -4,738 - 8,009Х[ - 2,722Х2+6,2584Х7 + 0,419Х8 - 0,929Х10 ^=0,952, р<0,0152

Примечание: У — формирование навыка техники двигательного действия, XI — спринт на 100 метров, Х2 — бег на 1000 метров, Х4 — сгибание-разгибание рук в висе на перекладине, Хб — поднимание-опускание туловища из исходного положения лёжа на спине, Х7 — челночный бегЮхЮ метров, Х8 - прыжок в длину с места, Х9 — поперечный шпагат, Х10 — продольный шпагат, Х12 — временные показателиударных технических действий на боксерском мешке с заданной интенсивностью

Анализ факторов влияния дал возможность предположить схему физической и технической подготовки курсантов экспериментального взвода на начальном этапе профессиональной рукопашной подготовки. Были определены четыре главных обстоятельства, инвестиция которых в совместную дисперсию выборки составил 78,5%.

В первое обстоятельство (процентность от совместной дисперсии составляет 38,08%) вошли характеристики выносливости, причём как общей, так и специальной, скоростно-силовые показатели и характеристики сформированности навыков выполнения техники двигательного действия. Второе обстоятельство (19,99%) составили характеристики общей и специальной гибкости. Третье (12,64%) характеристики быстроты и координации. В четвёртое (8,19%) вошли характеристики силы.

Выводы. Теоретическое исследование научных источников [4; 7] позволяет говорить о том, что, несмотря на существование сравнительно небольшого числа научных работ, подтверждающих результативность личностно-ориентированного подхода к учебно-воспитательному процессу рукопашной подготовки в образовательных организациях высшего образования МВД, ещё слабо изученной является проблематика индивидуализации формирования навыков техники двигательного действия у курсантов, в том числе и в первоначальном периоде обучения.

Синтез и анализ практического мастерства экспертов по разнообразным видам боевых искусств [1; 2] дал возможность установить личностные специфики будущих офицеров полиции, представляющие собой самый существенный спектр в профессиональной рукопашной подготовке на первоначальном периоде и обуславливают приоритет курсантов к подобающей двигательной деятельности. При прогнозировании учебного и воспитательного процесса с курсантами ВУЗов МВД берутся в расчёт возрастные, морфологические, психофизиологические специфики, а также уровень функциональных показателей организма. К самым информационным характеристикам относятся: 1 - морфологические; 2 - степень воспитания общих (скоростных, силовых, выносливость, ловкость и гибкость) и специальных (скоростно-силовая выносливость, скорость импульса или старта, специальная координация и активная гибкость) физиологических качеств организма; 3 - сформированность специальных навыков техники выполнения двигательного действия (приёма) рукопашного боя; 4 - психофизиологические специфики.

Апробация личностно-ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс рукопашной подготовки экспериментального взвода содействовало достоверному увеличению характеристик общей функциональной подготовки в сопоставлении с контрольным взводом: спринт 100 метров (1=2,64, р<0,05), бег на 1000 метров (1=2,91 р<0,05), наклон туловища вперед из исходного положения сед, ноги прямо (1=3,51, р<0,05), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (1=2,49, р<0,05), поднимание-опускание туловища из исходного положения лёжа на спине за 1 минуту (1=2,39, р<0,05), челночный бег 10x10 метров (1=2,22, р<0,05), прыжок в длину с места (1=2,10, р<0,05).

Характеристики специальной функциональной подготовки курсантов экспериментального взвода по окончанию педагогического эксперимента были достоверно выше, чем в контрольном взводе: специальная (активная) гибкость увеличилась на 84% (1=8,23, р<0,05), специальная скоростно-силовая выносливость - в 2,3 раза (1=7,94, р<0,05), техническая подготовка - в 1,9 раз (1=11,81, р<0,05); в контрольном взводе специальная (активная) гибкость увеличилась на 63% (1=5,52, р<0,05), специальная скоростно-силовая выносливость - в 1,7 раз (1=5,29, р<0,05); техническая подготовка - в 1,69 раз (4=6,68, р<0,05).

По окончанию исследования морфологические характеристики контрольного и экспериментального взвода достоверно повысились: вес (на 5,33%) и объём грудной клетки (на 3,41%), но достоверных отличий между ними не обнаружено (р>0,05).

Корреляционный анализ доказал, что результативность проведения двигательных действий рукопашного боя зависит от степени воспитания общей силы и быстроты (г=0,83, р<0,05), специальной (активной) гибкости (г=-0, 59, р<0,05), общей (г=-0, 51, р<0,05) и специальной выносливости (г=0,65, р<0,05), показателей мышечной силы плечевого пояса (г=0,46, р<0,05) и мышц живота (г=0,61, р<0,05).

Структура функциональной и технической подготовки курсантов экспериментального взвода объединяет четыре главных обстоятельства, инвестиция которых в общую дисперсию выборки обусловила 78,5%. К первому обстоятельству (процентность от общей дисперсии составляет 38,08%) относятся характеристики общей и специальной выносливости, быстроты, силы и техники выполнения двигательного действия. Ко второму обстоятельству (19,99%) относятся характеристики специальной (активной) гибкости. Третье обстоятельство (12,64%) обуславливают скорости и координации. К четвертому (8,19%) принадлежат характеристики силы.

Показатели уравнения множественной регрессии доказывают существенный инвестицию скорости, силы, гибкости, координации и выносливости на уровень сформированности техники двигательного действия экспериментального взвода по окончанию исследования.

По итогам педагогического эксперимента характеристики сформированности навыков техники двигательных действий (приёмов) в экспериментальном взводе увеличились достоверно больше, чем в контрольном взводе (р<0,05). В экспериментальном взводе средний процент курсантов с отличным уровнем техники рукопашного боя составляет 75%, а в контрольном взводе - 35%.

Доказано, что воздействие личностно-ориентированной педагогической технологии рукопашной подготовки достоверно обнаруживается в формировании и воспитании технической и двигательной подготовки курсантов на третьем

курсе. Вместе с тем у курсантов экспериментального взвода, которые по морфологическим характеристикам обуславливают потенциал к занятиям боевыми искусствами (в том числе и рукопашной подготовкой), достоверное увеличение показателей отмечается уже на втором году использования личностно-ориентированного подхода к занятиям.

Потенциал последующих исследований направлен на доказательства эффективности личностно-ориентированной педагогической технологии рукопашной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России в периодах предшествующих фундаментальной подготовки с учетом исследованных авторами экспериментальных показателей.

Литература:

1. Маряшин, Ю.Е. Современное каратэ. Концептуальные вопросы: монография / Ю.Е. Маряшин. - М.: ACT, 2002.- 186 с.

2. Микрюков, В.Ю. Каратэ-до. Техника, тактика, стратегия, сущность, педагогические принципы и методика обучения: монография / В.Ю. Микрюков. - М.: Астрель, 2009. - 428 с.

3. Сидлецкий, A.B. Тактическое разнообразие на основе индивидуальных психофизиологических характеристик в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / A.B. Сидлецкий, C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : научный журнал. -2018. - В. 58,- Ч. 1. - С. 243-246

4. Прокопенко, В.В. Индивидуализация физической подготовки курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Прокопенко. - СПб., 2007. -219 с.

5. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, A.A. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

6. Светличный, Е.Г. Использование 3D программ-конструкторов в профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, С.П. Чобитько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 296-299

7. Сырников, А.Ю. Повышение эффективности обучения курсантов приемам рукопашного боя на основе индивидуализации учебного процесса: дис. ... канд. пед. наук/А.Ю. Сырников. - Челябинск, 2001. - 157 с.

8. Сышко, Д.В. Личностно-ориентированные системы и технологии профессиональной рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции / Д.В. Сышко, C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. -2022. - В.74. -Ч.1.-С. 257-260.

9. Токарчук, P.E. Эффективные тесты для специальной подготовки сотрудников ОВД, позволяющие проверять знания, а не способность угадывать правильный ответ / P.E. Токарчук // Сборник научных статей «Актуальные проблемы теории и практики специальной подготовки в ОВД». - Москва. - 2021. - С. 285-291

10. Усков, C.B. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / C.B. Усков. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.

11. Усков, C.B. Теоретико-методические основы оптимизации занятий по единоборствам в образовательных организациях высшего образования: монография / C.B. Усков. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2021. - 240 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Фарафонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Актуальной проблемой современного профессионально-педагогического образования рассматривается проблема формирования проектных компетенций у студентов педагогических профилей образовательных программ в университете. Проектная деятельность в методологии компетентностного и личностно-деятельностного подходов современного образования рассматривается как образовательная основа различных видов деятельности обучающихся. Автором актуализируется включение в подготовку студентов - будущих учителей начальных классов теоретических и практических вопросов организации проектной деятельности младших школьников на основе специальной методики формирования проектных компетенций, осуществляемой в образовательном процессе этапно в совокупности содержательного, организационного и оценочного компонентов.

Ключевые слова: учитель начальных классов, проектная деятельность, профессиональные компетенции.

Annotation. The actual problem of modern professional and pedagogical education is the problem of the formation of project competencies among students of pedagogical profiles of educational programs at the university. Project activity in the methodology of competence-based and personal-activity approaches of modern education is considered as an educational basis for various types of students' activities. The author actualizes the inclusion in the training of students - future primary school teachers of theoretical and practical issues of organizing project activities of younger students on the basis of a special methodology for the formation of project competencies, carried out in the educational process stage by stage in the aggregate of content, organizational and evaluative components.

Key words: primary school teacher, project activities, professional competencies.

Введение. Компетентностная методология современного профессионально - педагогического образования выступает акселератором развития компетенций разного вида, как вида результативности образовательных программ и персонификации [3, С. 19], формируемых у студентов будущих профессиональных действий.

Изложение основного материала статьи. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) содержит требования к результатам освоения образовательной программы [4], среди которых заложено получение младшими школьниками первичных навыков проектирования. Для формирования этих навыков у обучающихся по профилям Педагогического образования (М.И. Алдошина, А.А. Вербицкий, Н.В. Горбунова, Ю.И. Лебедева, И.В. Фарафонова, А.С. Фетисов, Т.Ш. Шихнабиева и др.) в частности, программам подготовки учителя начальных классов, обосновывается необходимость обладания соответствующими компетенциями [2, С. 96], связанными с формированием у младших школьников первоначальных навыков проектирования. Проектная деятельность младших школьников имеет свою специфику, резко отличающую её от проектной деятельности вообще. Элементы проектирования в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.