Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Антоненко Александр Александрович
Волгодонский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Волгодонск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНО-БОЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОЛИЦИИ
Аннотация. В исследовании раскрыты вопросы специфики формирования педагогических технологий, как инноваций в современной системе образования. Так же обозначены основные недостатки существующего подхода к развитию навыков и качеств рукопашного боя у курсантов образовательных организаций МВД России, и на основании рассмотренного - особенности создания и совершенствования технологий профессиональной рукопашной подготовки в системе высшей школы полиции, в первую очередь посредством «спортизации» всего учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: курсант, педагогика, профессиональная рукопашная подготовка, спортивная тренировка, технология.
Annоtation. There are is exposed questions of specific of forming of pedagogical technologies in research, as innovation of in the modern system of education. Similarly is marked basic lacks of the existing going near development of skills and internalss of hand - to hand fight for the cadets of higher educational establishments of Ministries of internal Affairs of Russia, and on the basis of it features of creation and perfection of technologies of professional hand - to - hand combat training in the system of higher school of police, first of all by means of passing to the sporting training of all educational process.
Keywords: cadet, pedagogic, professional hand - to - hand combat training, sporting training, technology.
Введение. Педагогическим фундаментом способа организации учебно-воспитательного процесса рукопашной подготовки в высшей школе полиции России, в качестве первостепенной идеологии, должно быть предположено гуманистическое мировосприятие, предполагающее развитие таких характеристик индивидуальности, как осмысление спонтанности бытия в даосском понимании этой философской концепции, то есть гармоничная взаимосвязь природы и человека, со всеми вытекающими от этого законами и процессами, а также уход от авторитарного способа осознания, контроль эмоций, толерантность и умение, в случае необходимости, идти на компромисс.
Возникает вопрос, как всё это взаимосвязано с технологизацией процесса обучения и воспитания? Для ответа необходимо, по нашему мнению, проанализировать саму теорию научного определения «педагогическая технология».
Изложение основного материала статьи. Научно-исторический термин «технология» возник ещё в девятнадцатом веке, на фоне бурного промышленного развития США и ряда ведущих европейских государств. Данное понятие трактуется с латинского языка как techne - искусство, наука, ремесло, + logos -воззрение, учение. Оно представляло собой в те далёкие времена общность теоретических и практических сведений о методиках и средствах работы с различными материалами. Так же содержало в себе и умение владения процессом, в связи с чем индивидуализировалось.
Технология в процессуальном понимании даёт ответ на вопрос: «Как, из чего и посредством чего, что-либо выполнить?» К значимым особенностям технологии причисляют типизацию, стандартизацию, унификацию общего направления действия и потенциал его воспроизводства относительно к поставленным обстоятельствам.
Относительно научной педагогики еще великий чешский мыслитель Я.А. Каменский [4] искал такое совокупное направления процесса обучения и воспитания, при которой оно реализовывалось бы по общим правилам людей и окружающего мира. В этом случае учебно-воспитательный процесс не затребовал бы ничего, кроме дидактически грамотного распределения времени, учебных дисциплин и методик. Начиная с работ Я.А. Каменского, в научной педагогике предпринималось немало усилий создать учебно-воспитательный процесс аналогично идеально настроенному механизму.
В современном понимании педагогическая технология определяется как общность методов и средств, сориентированных на научно обоснованную результативную систему учебно-воспитательного процесса.
Это фундаментальная основа педагогического процесса, в котором сосредоточивается её оригинальность и характерные качества теоретической, методической, нормативной и категориальной составляющих. Предполагает выражение целей и задач через итоги обучения и воспитания, проявленные в действиях учеников (курсантов), прочно осмысливаемых и устанавливаемых.
Главными составляющими технологической системы определяются, во-первых, информационный компонент (цель, задачи, состав обучения и воспитания и методики её осуществления); инструментальный компонент (научно-практическое, программно-образовательное, учебно-методическое и материально-техническое оснащение); социальный компонент (профессионально компетентные, грамотно обученные и сориентированные на целеполагание преподавательские кадры).
Из всего выше обоснованного можно предположить, что «педагогическая технология» в направлении спортивной педагогики специально сориентирована на единое развитие индивидуальности как ученика спортсмена, так и профессионала тренера. В нашем случае курсанта - рукопашника и преподавателя высшего учебного заведения МВД.
В структуре педагогической технологии спортивной тренировки присутствуют ещё и функции диагностики функциональной профпригодности, прогноза спортивных достижений, планирования микро, макро и мезоциклов тренировки и поправки соревновательно-тренировочной деятельности.
Не смотря на то, что учебно-воспитательная теория и практика определяется термином «технология», так как является одним из направлений производственной деятельности человека, образование значительно различается от процесса создания материальных ценностей. Педагогические технологии содержат ряд специфических признаков:
- большая часть технологического процесса располагает воспитательным потенциалом (педагогические принципы воспитывающего обучения спортивной тренировки): где то формируются нравственные составляющие, где то психологические, где то интеллектуальные и т.д.;
- не все учебно-методические компоненты возможно кодировать и алгоритмизировать, то есть технологизировать;
- каждый часть технологии обязана содержать свою область применения в едином учебно-воспитательном процессе;
- педагогические технологии результативны только в случае интеллектуального и нравственно-психологического обоснования и при наличии практической апробации;
- технологии учебно-воспитательного процесса, их формирование и использование предполагает творческо-личностной инициативности преподавателя и ученика (курсанта);
- на позитивный итог технологического процесса педагогического взаимодействия огромное воздействие оказывает степень профессионализма преподавателя, объединенный морально-психологический климат в учебной группе (взводе, классе).
Показанные специфики достаточно ярко обуславливают многогранность педагогических технологий, их динамичность, мобильность и одновременно зависимость от многочисленных объективных и субъективных составляющих. И вместе с тем всё разнообразие учебно-воспитательных технологий имеет общие качества, роднящие педагогический процесс с технологическими процессами на производстве.
Необходимо так же отметить, что не каждая педагогическая система отвечает всем признакам технологии. Покажем эти критерии:
1. Эффективность учебно-воспитательного процесса, которая определяется качественными трансформациями в развитии, обучении и воспитании учеников (курсантов) на основе использования этой технологии.
2. Целеустремленность учебно-воспитательной системы, ориентирующая на то, что приобретаемый педагогический итог не случаен, так как изначально планировался, и для его решения разрабатывалась данная педагогическая технология.
3. Систематичность, ориентирующая на то, что предлагаемая педагогическая технология - это не разнообразный комплект различных способов и средств, а научно обоснованный способ организации действий, объединенных необходимой логикой их употребления в данных обстоятельствах.
4. Информационность, выявляющая потенциалы педагогической технологии как фундамента прогрессивного учебно-воспитательного опыта.
5. Современность, обнаруживающаяся в выполнении чётких дидактических вопросов, которые получается осилить в практике педагогической деятельности, применяя данную учебно-воспитательную технологию.
6. Алгоритмизация, эталонность и моделирование учебно-методического материала, так как собственно это и даёт возможность алгоритмизировать весь педагогический процесс - работу преподавателя и курсанта.
Относительно целеполагания, на выполнение которого сориентирована данная технология, возможно приблизительно отметить ряд их направлений: технологии обучения, воспитания, анализа и управления. Приблизительно - потому что все педагогические процессы всё равно в той или иной степени всегда «пересекаются». Особенно это касается педагогических технологий спортивной тренировки, где несомненно присутствует и процесс обучения техники и тактики двигательного действия, и воспитание физических, психологических и нравственных качеств, и система организации и управления, и контрольный анализ различных двигательных, интеллектуальных, психологических и функциональных показателей.
Для формирования технологии обучения и воспитания нужен достаточно большой объём знаний узловых положений методик преподавания, профессиональные умения использования их на практике. Педагогическая технология не предусмотрена в учебно-воспитательном процессе в разрыве с его совместной методологией, целью, задачами и содержанием. Она представляет собой организационный и учебно-методический инструментарий педагогического процесса. Вместе с тем методики обуславливаются теоретической базой формирования технологий учебно-воспитательного процесса.
Классическая научная педагогика [2] оперирует двумя магистральными и взаимосвязанными процессами - учебно-воспитательный процесс и процесс познавания и развития. Если обучение и воспитание - это целеустремленный процесс взаимосвязи и взаимовоздействия преподавателя и курсанта, то познавание и развитие обуславливается исключительно личностным восприятием. По этим причинам, перед дидактикой формирования технико-тактических навыков и воспитания физических качеств рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции поднимается задача создания таких технологий, задачи которых определялись бы не только механическим заучиванием определённых технических или тактических двигательных действий, не только воспитанием различных качеств специальной физической или психологической составляющей, а в первую очередь в перманентном процессе накопления опыта творческой деятельности, воспитания постоянного стремления к чему то новому, к личностному совершенству.
Как мы указывали выше, кардинальным направлением работы системы образования, в том числе и в высших ведомственных учреждениях России, обязаны быть положены инновационные учебно-воспитательные системы, сформированные на основе психолого-обучаемо-воспитательных и философско-методологических познаний, которые дадут возможность одолеть имеющиеся на сегодняшний день несоответствия между теорией и практикой учебно-воспитательного процесса. Фундаментом данных систем обязаны стать такие педагогические технологии, которые будут представлять собой системное единство методов, способов, подходов и средств, сориентированных, на совершенствование индивидуальности курсантов, и только посредством этого на развитие их двигательного, интеллектуального, физического и нравственно-психологического профессионального уровня компетенции.
Как уже было нами неоднократно отмечено выше, в спортивной педагогике [5], как и в большинстве иных направлений профессиональной подготовки, в настоящее время получают большое применение инновационные педагогические технологии с применением наиболее прогрессивных методик.
Данное направление профессиональной подготовки, из за своих специфических особенностей (в первую очередь из-за прямой взаимосвязи с научной физиологией, как основой всего учебно-методического наполнения), всегда стояло несколько особняком от других видов профессионального обучения. В связи с этим структура методик спортивно-тренировочного процесса всегда состоит как из общепедагогических методов, так и из специальных методов спортивной тренировки.
Активная работа над решением научных и технологических вопросов профессионального спорта позволила в последнее время достичь реальных позитивных изменений в реорганизации двигательных, интеллектуальных, функциональных и психологических возможностей спортсменов, таких показателей динамической ловкости, скоростно-силовых характеристик выносливости, специальной гибкости, оперативно-тактического интеллекта, волевых качеств, - всего диапазона психофизиологических способностей, обуславливающих высокие спортивные достижения, которые уже периодически выходят за все возможные научно обоснованные уровни предела человеческих возможностей.
Современный профессиональный спорт, как квинтенсенция научно-методических, технологических и организационных разработок элитного спорта, в этом направлении определяется наиболее актуальным предметом для исследования сформированных спортивной педагогикой и апробированных практикой способов, средств, методов. условий и организационных форм, обеспечивающих акмеологическое самосознание личности.
Практическое значение этих исследований [1; 3] содержится в появившемся в настоящее время потенциале конверсии педагогических технологий спортивно-тренировочного процесса в теорию и практику специального профессионального обучения будущих офицеров полиции.
Выводы. Проведенные нами ранее многочисленные исследования [6; 7; 8, 9] дают возможность обозначить определяющие концепции, предполагающие формирование и апробирование инновационных педагогических технологий в направлении профессиональной рукопашной подготовки курсантов высших учебных заведений МВД:
1. Имеющиеся на данный момент унитарные учебные программы, строго определяющие целеполагание данного направления профессиональной подготовки, как достижение устаревших и не отвечающих нынешним реалиям нормативов, требуют заменены инновационными педагогическими технологиями, сориентированными на раскрытие максимально возможных потенциалов для полноценного и всеобъемлющего использования индивидуальных творческих качеств каждого курсанта.
2. Возможность рукопашной подготовки личности курсанта определяется взаимодополняющим (интегральным) комплексом двигательных, умственных, физических и морально-психологических способностей, обусловленных как на генетическом уровне, так и посредством дидактически грамотно организованного учебно-воспитательного процесса. В свою очередь высокий уровень развития оперативно-тактического интеллекта подкреплённый сформированными навыками целесообразного контроля и управления личностным психофизиологическим состоянием, возможность модифицировать его в необходимых границах, даёт высокий процент мотивации к совершенствованию навыков и качеств рукопашного боя.
3. Направляющей мотивацией к занятиям рукопашной подготовкой у курсантов высшей школы полиции должна стать осмысленная необходимость формирования и совершенствования навыков и качеств рукопашного боя. В свою очередь необходимость стремления к совершенству в развитие навыков и качеств рукопашной подготовки базируется на понимании жизненной необходимости (вопрос сохранения здоровья, а в ряде случаев и самой жизни); чувства удовольствия от двигательной активности, что физиологически оправданно у молодого и растущего организма; здоровье формирующим образом жизни, что обеспечивает хорошие результаты в иных направлениях учебной деятельности, и в дальнейшем высокий потенциал карьерного роста; а также личностное самоуважение и уважение командиров и товарищей по взводу.
4. Главным обстоятельством позитивного изменения двигательных, физических и психологических показателей является учебно-тренировочный процесс, как осознано разработанная педагогическая система использования физических и психологических нагрузок, предъявляемых к психофизиологическим составляющим комплексной жизнедеятельности организма, в научно обоснованных теоретико-методических закономерностях тренировочно-соревновательной деятельности. Что в свою очередь выражается в достаточно специфических принципах спортивной педагогики: формах, количествах, мощностях, интенсивностях и пропорциональностях, скоординированных с психофизиологическим состоянием организма, динамикой его возрастного созревания и профессионального формирования, а также индивидуальными генетическими особенностями и мотивациями.
5. Фундаментом инновации, оптимизации и усовершенствования методик, форм и способов организации и контроля учебно-тренировочного процесса профессиональной рукопашной подготовки в высшей школе полиции России, может принять на себя функции научно обоснованная внедрение проверенных соревновательной практикой педагогических технологий спортивной тренировки различных направлений единоборств в профессиональном спорте высших достижений, спроектированных к целям и задачам формирования специальных навыков и качеств рукопашного боя будущих офицеров полиции, включая всевозможные направления их спортивной и двигательной активности. То есть целеполагающим направлением реорганизаций в данном виде профессионального обучения и воспитания является его «спортизация», объединяющая как можно больше педагогических технологий, спортивно-боевого совершенствования личности курсанта.
Литература:
1. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: монография / В.К. Бальсевич. - Санкт-Петербург: НИИФК, 2006. - 170 с.
2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин др. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
3. Лубышева, Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. - Москва, 1992. - 58 с.
4. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. -Москва: Учпедгиз, 1955. - 648 с.
5. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для ВУЗов ФКиС / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р Баймурзин и др. - Москва: Академия, 2010. - 336 с.
6. Светличный Е.Г. Концепция контекстного обучения как теоретическая основа подготовки специалиста в области юриспруденции // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2016. - Выпуск 50 (2). - С. 127-132.
7. Усков, С.В. Возможности оптимизации систем спортивной тренировки каратэ-до и дзю-до в целостную педагогическую технологию / Современные проблемы науки и образования: научный журнал РАЕ. - 2015. - № 4; URL: www.science-education.ru/127-20510.
8. Усков, С.В. Пути создания рациональной педагогической технологии специальной рукопашной подготовки в высшей школе полиции России / С В. Усков // Проблемы современного педагогического образования: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2016. - В. 51. - Ч.1. - С. 204-211.
9. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России: научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ипатова Ирина Серафимовна
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород)
УЧЕБНИК ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема написания современного отечественного профессионального учебника в свете сегодняшних вызовов в глобальном образовательном пространстве. Авторы видят решение этой задачи в использовании самых современных достижений в области информационных технологий и дидактики на пути постепенного перехода от печатных изданий полностью к электронным носителям. Обращается внимание на то, что современная молодежь активно использует в повседневной жизни гаджеты и назрела потребность в создании мобильного учебника, удобного в применении в любых условиях. Авторы приводят конкретный пример использования аутентичных материалов на промежуточном этапе создания электронного учебника, а также подчеркивают необходимость учитывать междисциплинарные связи.
Ключевые слова: мобильность, мотивация, профессиональный подъязык, кейсы, проблемные ситуации, аутентичные источники, междисциплинарные связи.
Annоtation. The article raises the problem of making an ESP textbook in the light of today's challengers in global, mobile world. There is a big demand in advanced English textbooks in Russian education publishing market and the supply seems quite obvious. Nowadays, there are not enough domestic textbooks for law students containing the latest achievements in the field of information technology. The authors believe that it should be a textbook of problematic content with professional cases, with audio and video applications and possibly video films of legal content. Performing creative professional tasks forms the motivational sphere of speech activity, brings the student to the level of professional speech in a foreign language. During the educational process, students not only acquire knowledge and skills, but also develop themselves, which corresponds to the principle of learning at a high level of difficulty. To manifest their idea the authors bring the example of tasks that might be used in a textbook and also target a need for courses integration.
Keywords: mobility, ESP textbook, information technology, problematic contents, professional speech in a foreign language, legal speaking skills, motivation.
Введение. Мобильность (от латинского mobilis - подвижный) сегодня, в эпоху глобализации, охватывает практически все стороны жизни мирового сообщества и образования в том числе. Поэтому появилась потребность в создании учебных материалов и учебника в частности, с которым можно было бы удобно и эффективно работать [1, с. 1421. Появление электронного учебника для массового пользования студентами еще не стало реальностью, однако такая тенденция уже имеет место и движением в этом направлении, может, на наш взгляд, стать написание пока еще печатного варианта, который бы включал в себя самые последние дидактические и информационно-технологические достижения.
Изложение основного материала статьи. Распространенным фактом является то, что большинству студентов высших учебных заведений не хватает навыка общения на английском языке. Распространение глобализация и все возрастающая конкуренция на рынке труда на международном уровне вновь сделали акцент на необходимости владения английским языком, как на базовом, так и профессиональном уровне [4, с. 345]. Эти требования, ожидаемые работодателями в настоящее время от выпускников и вуз, играют важную роль в достижении этой цели.
Работодатели сетуют на то, что плохая компетенция в области английского языка мешает выпускникам эффективно общаться на рабочем месте [6, с. 241]. Существует серьезная озабоченность в увеличении разрыва между навыками общения на английском языке кандидатов на работу и языковая компетентность, необходимая для трудоустройства.
Академические круги и практики признают, что ни один учебник не является идеальным, поскольку преподавание и изучение языков - это сложные процессы, которые не могут быть удовлетворены готовым набором типовых заданий, так как требуют включения различных материалов мобильного, технологического характера на современном познавательном уровне.