Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫХ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА'

ПРОБЛЕМАТИКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫХ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ / CADETS / PROFESSIONAL TRAINING / SINGLE COMBATS / SYSTEM / FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Лукавенко Андрей Викторович

Действующая на настоящий момент система рукопашной подготовки, которая предполагается как составная часть учебного предмета «Специальная физическая подготовка» - «Боевые приёмы борьбы» в ВУЗах МВД уже не в состоянии полноценно решать возложенные на неё задачи. Авторитарный подход, дидактическая безграмотность и абсурдность в целеполагании, а отсюда и в самом названии данного направления профессиональной подготовки, приводят к тому, что современная обезличенная и стандартизированная форма организации и проведения занятий, не способствует решению основной задачи данного вида профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Лукавенко Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL HANDMARKING PREPARATION OF FUTURE DEFINITIONED CRIMINAL INVESTIGATION

The current system of hand-to-hand training of future detectives of the criminal investigation officers, which is supposed to be part of the subject “Special Physical Training” - “Combat Techniques” in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is no longer able to solve completely the tasks assigned to it. The authoritarian approach, didactic illiteracy and absurdity in goal-setting and as a result in the very name of this area of vocational training, lead to the fact that the modern depersonalized and standardized form of organizing and conducting classes does not contribute to solving the main task of this type of vocational training.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫХ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА»

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Лукавенко Андрей Викторович

Медицинская академия имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРОБЛЕМАТИКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫХ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Аннотация. Действующая на настоящий момент система рукопашной подготовки, которая предполагается как составная часть учебного предмета «Специальная физическая подготовка» - «Боевые приёмы борьбы» в ВУЗах МВД уже не в состоянии полноценно решать возложенные на неё задачи. Авторитарный подход, дидактическая безграмотность и абсурдность в целеполагании, а отсюда и в самом названии данного направления профессиональной подготовки, приводят к тому, что современная обезличенная и стандартизированная форма организации и проведения занятий, не способствует решению основной задачи данного вида профессионального обучения.

Ключевые слова: курсант, профессиональная подготовка, рукопашная подготовка, система, формирование.

Annotation. The current system of hand-to-hand training of future detectives of the criminal investigation officers, which is supposed to be part of the subject "Special Physical Training" - "Combat Techniques" in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is no longer able to solve completely the tasks assigned to it. The authoritarian approach, didactic illiteracy and absurdity in goal-setting and as a result in the very name of this area of vocational training, lead to the fact that the modern depersonalized and standardized form of organizing and conducting classes does not contribute to solving the main task of this type of vocational training.

Keywords: cadets, professional training, single combats, system, forming.

Введение. Основу действующей на данный момент организации специальной физической подготовки курсантов высшей школы полиции России [11] составляет нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех, установленных требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к обучению и воспитанию курсантов. Все это способствует погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - человек с его чувствами, мыслями и способностями. Это приводит к противоречию между системой и личностью, а точнее, между предложенными для обязательного использования средствами и методами профессиональной физической и рукопашной подготовки и потенциальными возможностями индивидуальности курсанта.

Вместе с тем исследуя учебные программы по специальной физической подготовке в ВУЗах МВД России учёные [7] приходят к выводам, что программная основа хоть и должна строиться на базе обязательного государственного компонента, но в то же время формироваться на принципах индивидуализации, и давать возможность участникам учебно-воспитательного процесса творчески реализовываться.

Изложение основного материала статьи. Итак, составной частью учебного предмета «Специальная физическая подготовка» является раздел «Боевые приёмы борьбы». Сразу хотелось бы определиться с терминологией. Приёмы борьбы представляют собой только часть техники рукопашной подготовки будущих офицеров уголовного розыска (броски, рычаги, подножки, подсечки). Существует достаточно большое количество боевых элементов не борцовского направления (удары, защиты от ударов, работа с прикладным, холодным и огнестрельным оружием, досмотры, надевание наручников, связывание и т.д.) используемых при проведении задержания. По мнению авторов, более точно и расширенно это направление профессионального обучения необходимо называть рукопашной подготовкой.

Профессионализм данной подготовки определяется не только техникой приёма, но и тактическим навыком, специальной физической (в первую очередь координационной) и психологической подготовкой, и конечно нравственным воспитанием будущих офицеров полиции. Причём всё это необходимо в интегральном аспекте спортивной тренировки.

Что же касается названия «Специальная физическая подготовка», то, к сожалению, налицо явное недопонимание научно-методических основ данного учебного предмета. Главной целью физического обучения и воспитания в высшей школе полиции является подготовка курсанта к профессиональной деятельности в экстремальных условиях проведения силового задержания преступника. В спортивной тренировке единоборств, главная цель - боевая подготовка к участию непосредственно в соревнованиях. Из всего этого логически видно, что техника и тактика представляет собой основную цель подготовки, а специальная физическая - определённый «фундамент».

Если опять перейти к аналогии спортивной тренировки, то мы готовим не спортсмена-легкоатлета, где превалирующее значение имеет специальная физическая подготовка, а спортсмена-единоборца, где техника, и особенно тактика, наряду с физической и психологической подготовкой, всё-таки играет первостепенную роль. По мнению автора, предмет «Специальная физическая подготовка» более объективно было бы называть «Рукопашная подготовка».

Процесс обучения в ВУЗе МВД предполагает только разучивание техники самого приёма силового задержания, без совершенствования в условиях максимально приближенных к реалиям экстремальности данного вида профессиональной деятельности. Тактическая и психологическая подготовка хоть и предусмотрена учебной программой, но в связи с самой организацией учебного процесса не может проводится в принципе. Отсутствуют соревновательный и игровой методы спортивной тренировки. Обучение не предусматривает педагогические принципы повторности, индивидуализации, специализации и

т.д. На современном этапе развития научной теории и методики профессиональной подготовки высшей школы полиции России необходим уход от школьного урока физической культуры к спортивной тренировке.

Как было обоснованно в наших предыдущих исследованиях [9; 11], рукопашная подготовка - это учебно-воспитательный процесс, по всем сопоставляющим совпадающий со спортивной тренировкой различных видов спортивных единоборств. Его целью является развитие и совершенствование специальных навыков, физических и психофизиологических качеств. В теории и методике спортивной тренировки [5] также заостренно внимание и на воздействие особых обстоятельств процесса тренировки на позитивное решение его целей и задач.

Базовым принципом применения способов, средств и методов профессиональной рукопашной подготовки для формирования надёжной боеготовности курсантов высшей школы полиции может быть только используемый в спортивной физиологии так называемый «перенос тренированности». Выдающийся учёный П.К. Анохин [1], в своей научно обоснованной теории функциональных систем доказывал что в фундаментальных основах данного явления находится единство соответствующих направляющих составляющих особых по своим физиологическим характеристикам функциональных систем и адекватных режимов их жизнедеятельности, формируемых в учебно-воспитательном процессе специализированной двигательной деятельности, к которой вполне можно отнести и учебно-боевую подготовку курсантов высшей школы полиции. Из данной теории выходит, что концептуальным обстоятельством «перенос тренированности» будет совпадение направляющих составляющих функциональных режимов.

Совершенствуя теорию «переноса тренированности» относительно к цели избрания подводящих средств спортивной подготовки, Ю.В. Верхошанский [4] выводит определение - «особенность тренирующего влияния». Данная специфика определяет уровень их предрасположенности обстоятельствам спортивно-соревновательных двигательных действий, как в биомеханической структуре, так и в системе действий биологического аппарата, в его аэробных, анаэробных, или, что чаше всего, смешанных аэробно-анаэробных механизмах его энергетического обеспечения.

Современные исследования [3; 6; 13] указывают на то, что подавляющая часть средств, используемых при формировании специальных навыков профессиональной рукопашной подготовки, не отвечают узконаправленной специфике этого направления обучения в ведомственных ВУЗах. Всё это обнаруживается в том, что качество проекции навыка, созданного в ходе учебно-воспитательного процесса обучения технико-тактическим двигательным действиям рукопашного боя, на экстремальные обстоятельства силового задержания, выявляются достаточно слабыми и общее направление формирования профессиональной компетенции, учитывая это, существенно тормозилось.

Невысокая специализация обуславливается методикой, предполагающей целевую установку на так называемую «имитирующую дидактику». Данное целеполагание предполагает использование учебно-тренировочных ударных атакующих и защитно-контратакующих действий с динамическими, сенсорными, пространственно-временными, биомеханическими и кинематическими характеристиками бесконтактного «обозначения». Это также ведёт к срыву тактических и психофизиологических педагогических закономерностей обучения и воспитания. Курсанты не в состоянии прочувствовать выполнение технико-тактических элементов с реальным партнёром. У них «не ставится удар на человека». Не формируется общее осмысление о приемах и всевозможных вариативных обстоятельствах рукопашной «сшибки», но и, что фундаментально существенно, они не ощущают необходимых психологических перегрузок.

И самое главное, у курсантов формируется так называемый «синдром отрицательного навыка», что мы уже научно обосновывали в наших предыдущих исследованиях [9; 11]. Ярким примером этому служат так называемые «бесконтактные или ограниченно контактные» единоборства ударного характера двигательных действий (спортивное Шотокан каратэ, кикбоксинг лайт-контакт и пр.). Сформированный двигательный навык «обозначения» удара, в процессе многолетней тренеровочно-соревновательной деятельности, срабатывает на уровне подсознания и в реальном боестолкновении.

В связи с этим, одним из обстоятельств качественного формирования у курсантов высшей школы полиции навыков рукопашного боя является использование полноконтактных спаррингов на основе эффективных скоростных, скоростно-силовых, оперативно-тактических и технико-тактических показателей настоящего, «на поражение» боестолкновения. Вместе с тем, решение поставленных целей и задач возможно только при условии применения в учебно-тренировочном процессе специальных тренажёров, спортивных снарядов (боксёрские мешки, лапы, подушки, ритм-груши, макивары и пр.), а также защитной экипировки (шлемы, жилеты, накладки, бандажи и пр.). Всё это даст возможность, по мнению многочисленных исследований [3; 6; 13], тренировать технико-тактические двигательные действия, воспитывать специальные физические и психологические качества с подлинными биомеханическими, кинематическими, сенсорными, пространственно-временными и динамическими показателями и регистрировать следствия данной работы.

В общем, использование защитной экипировки и специального инвентаря будет оказывать содействие воссозданию, проигнорированного в ныне существующей методологии учебно-воспитательного процесса, существенной концепции научной кибернетики - закона возвратной связи, когда курсанты приобретают отвечающие реалиям боестолкновения сведения (как наружные - от преподавателя, так и внутренние - за счёт личностных восприятий) о признаке осуществляемых ими технико-технических двигательных действий рукопашного поединка. Всё вышесказанное сформирует возможности для увеличения возможностей педагогического принципа вариативности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров полиции.

Как было нами ранее научно обоснованно [9; 11], главным методом совершенствования всех составляющих учебно-воспитательного процесса единоборств являются свободные тренировочные и соревновательные поединки. Так называемый интегральный метод спортивной тренировки. Любой период обучения и воспитания предполагает свою специфику системы и обстоятельств их выполнения. Как показывают исследования [6], в практике спортивной тренировки единоборств для повышения уровня тактико-технической компетенции на разных стадиях тренировки к состязаниям, проблематике планирования количества соревновательных упражнений отводится чуть ли не основной интерес.

В научных работах С.М. Ашкинази раскрыто [2], что обстоятельством позитивности тренировочного процесса единоборств определяется распределение и учет диахронического строения учебных поединков с отведением на условные, полусвободные и свободные схватки как минимум 10-15% времени учебно-тренировочного процесса.

Дидактически оправданно [10], чтобы курсанты, принимающие участие в учебных поединках, находились в состоянии перманентного психологического напряжения, что в свою очередь предполагает совершенствование функциональных показателей стресс лимитируюших систем организма. Реализация данного состояния возможна посредством формирования на занятиях по рукопашной подготовке общего фона опасности, непредсказуемости и риска [8], что в свою очередь создаётся применением приведённого холодного оружия при отработке прикладных приемов рукопашного боя, «... проводить учебные поединки с разнообразными по телосложению, технике, тактике, стойке, весу, физической подготовленности, квалификации противниками:

- инициирует поединки с несколькими противниками в разных тактических условиях: «конвейер», «коридор», «в развёртку», «в расходку»;

- предлагает проведение поединков на площадках, различных по размеру и покрытиям: жестких, мягких, скользких, неровных, а также в ограниченном или затемненном пространстве» [11, с. 56]. Желательно, по возможности агрессивное свето-шумовое влияния, плюс компоненты внезапности при возникновении боестолкновения.

Выводы. Итак, многочисленные исследования [3; 6; 9; 13] обобщают, что основными составляющими, воздействующими на прирост показателей профессиональной рукопашной подготовленности, обнаруживаются:

- формирование методологии учебно-воспитательного процесса на платформе фундаментальной техники и концептуальных алгоритмов тактических обстоятельств боестолкновения;

- необходимость отведения на условные, полусвободные и свободные поединки до 15% времени, затраченного на тренировочный процесс;

- решение в учебно-тренировочном процессе задач скоростного, скоростно-силового, оперативно-тактического и технико-тактического взаимосоответствия с применением приведённого холодного оружия и специальной защитной экипировки, а также целеполагания силового подавления, организация перманентных стрессовых обстоятельств при проведении учебных соревновательных поединков;

- создание педагогических условий интегральности и систематичности в профессиональной рукопашной подготовке способами дидактически грамотного синтеза разных составляющих технико-тактической, специальной физической и психологической спортивной тренировки. Только изначально комплексное (интегральное), но не последовательное, обучение и воспитание даст возможность в современных условиях, наиболее оптимально и грамотно сформировать необходимые навыки и качества рукопашной подготовки у курсанта высшей школы полиции.

Поэтому необходима инновационная разработка абсолютно новой технологии подготовки, которая будет предоставлять преимущество будущему сотруднику уголовного розыска уже в начале возникновения опасного момента боестолкновения.

Литература:

1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: монография / П.К. Анохин. -Москва: Наука, 1979. - 453 с.

2. Ашкинази, С.М. Технико-тактическая подготовка в комплексных (смешанных) единоборствах: монография / С.М. Ашкинази, К.В. Климов. - Санкт-Петербург: «Маматов», 2016. - 145 с.

3. Баранюк, В.И. Реализация принципа сопряжённого воздействия в спортивной тренировке бойцов армейского рукопашного боя на основе искусственно управляющей среды: дисс. канд. пед. наук /

B.И. Баранюк. - Малаховка, 2018. - 168 с.

4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: монография / Ю.В. Верхошанский. - Москва: ФиС, 1988. - 331 с.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ВУЗов ФКиС / Л.П. Матвеев. -Москва: ФиС, 2008. - 542 с.

6. Никифоров, М.Ю. Содержание и методика обучения рукопашному бою оперативных сотрудников МВД России: дисс. канд. пед. наук / М.Ю. Никифоров. - Санкт-Петербург, 2012. - 224 с.

7. Овчинников, В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей ВУЗов МВД России: дисс. док. пед. наук / В.А. Овчинников. - Москва, 2012. - 411 с.

8. Светличный Е.Г., Донченко В.Е. Повышение эффективности подготовки полицейских к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях (условия недостаточной видимости) // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы». 25.10.2019. - г. Симферополь. - 2020.

C. 397-400.

9. Усков, С.В. Формирование профессиональных умений курсантов в процессе специальной технико-тактической подготовки в ВУЗах МВД: дисс. канд. пед. наук / С.В. Усков. - Киев, 2010. - 241 с.

10. Усков, С.В. Формирование стрессоустойчивости у курсантов ВУЗов МВД на занятиях по рукопашной подготовке / С.В. Усков // Евразийский союз учёных: научный журнал. - Москва: ЕСУ, 2014. -Ч.10. - №9. - С. 92-94.

11. Усков, С.В. Педагогические основы специальной боевой подготовки сотрудников правоохранительных органов: научно-практическое пособие / С.В. Усков, А.Н. Бокий. - Краснодар: КрУ МВД России, 2015. - 88 с.

12. Хабаров, Д.В. Специальная физическая подготовка: учебная программа дисциплины для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска» / Д.В. Хабаров, П.В. Коляго. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 13 с.

13. Цыганок, А.О. Подготовка курсантов ВВУЗов по рукопашному бою: дисс. канд. пед. наук / А.О. Цыганок. - Санкт-Петербург, 2003. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.