8. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2017. - 96 с.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2008. - 480 с.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Сидлецкий Андрей Валентинович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПРОБЛЕМАТИКА СПЕЦИФИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ИССЛЕДУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД
Аннотация. Исследование учитывает, что университетское образование предполагает дальнейшую научно-исследовательскую деятельность, а профессиональная подготовка системы высшей школы полиции достаточно разноплановая, и наряду с исследованиями в направлении юриспруденции, выпускники ВУЗа МВД в ряде случаев могут защищать диссертационные работы в области профессиональной, в том числе и спортивно-прикладной педагогики (13.00.08. Теория и методика профессионального образования). В связи с чем желательно в ВУЗе МВД предоставить курсантам хотя бы минимальный объём знаний по вопросам научно-исследовательской деятельности в направлении физического воспитания и спорта.
Ключевые слова: педагогика, профессиональная подготовка, физическое воспитание, физические качества, формирование.
Annоtation. The study takes into account that university education involves further research and, and the vocational training of the police high school system is quite diverse, and along with studies in the field of jurisprudence, graduates of the university of the Ministry of Internal Affairs in some cases can defend thesis on vocational, including sport-applied pedagogy (13.00.08. Theory and methods of vocational education). In this connection, in the university of the Ministry of Internal Affairs it is desirable to provide cadets with at least a minimum amount of knowledge on research issues in the direction of physical education and sports.
Keywords: pedagogics, professional preparation, physical education, physical internalss, forming.
Введение. Основой данного исследования является лекционное занятие по теме «Научные основы физического воспитания и спорта», предусмотренное учебной программой дисциплины «Специальная физическая подготовка» в Краснодарском университете МВД России [3].
Одной из целей работы является формирование у курсантов теоретических и методических знаний в вопросах научно-исследовательской деятельности. Предмет представляет собой основные теоретические и методические аспекты, регламентирующие научную работу в области физического воспитания и спорта. Основная проблема заключается в необходимости формирования теоретических и методических знаний и умений, которые будут способствовать научно-исследовательской деятельности курсантов ВУЗов МВД в направлении физического воспитания и спорта. Главные вопросы, посвящены изучению основных составляющих научного исследования в системе физического воспитания и спорта.
Изложение основного материала статьи. Исследуя общие направления физической подготовки в высшей школе полиции России, мы в наших предыдущих исследованиях [1; 5] установили большие (выше 90%) функциональные показатели формирования скоростных качеств, силовой и скоростной гибкости, скоростной и силовой выносливости, координации движений, силы «импульса», и проприоцептивной осязаемости. Данные специальные физические качества снабжают нужную степень овладения навыками технических и тактических двигательных действий в этой ориентации специальной подготовки, где ключевую роль играют координационные качества, то есть статический и динамический баланс, верность движений после передвижений и кружений, умение к быстрой смене движений, точность динамических, пространственных и временных параметров, умение работать в сложно-координированных скоростных, силовых и скоростно-силовых условиях.
Отсюда важнейшим составляющим обстоятельств функционирования учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки, является дидактически целесообразная доктрина процесса развития и воспитания специальных качеств.
Основная задача вырабатывания специальных физических качеств - подготовка к достижению предельных функциональных показателей. Потенциал осуществления главной цели, в первую очередь, определяется возможностью выдерживать максимальные нагрузки и сберегать при этом хороший уровень психологических и сенсомоторных показателей. В связи с этим основанием процесса тренировки является усовершенствование двигательно-функциональных потенциалов, являющихся итогом адаптации организма к обстоятельствам боестолкновения. Ключевым обнаруживается метод многократного выполнения упражнения.
По мнению учёных [4; 7], в признаке основного обстоятельства адаптационных перестроек организма в спорте, определяется физическая нагрузка. Чтобы обрести нужный результат при использовании нагрузок, необходимо чётко понимать, какие трансформации инициируют они в организме. Для этого необходимо изучать её настоящий и перспективный (кумулятивный) эффект влияния. Понимая настоящий эффект, можно верно распределять нагрузку. Перспективные итоги дают возможность судить о верности формирования процесса тренировки, грамотности выбора методов и средств их проведения. Любая нагрузка группируется по свойству сложности, размеру объема и напряженности. Каждое из этих составляющих в определённой мере обусловливает совместный эффект тренировочной нагрузки, но больше всего он зависит от педагогической технологии, используемой при проведении двигательного действия.
В этом случае рационально анализировать функциональную характеристику физической нагрузки на занятиях по физической и рукопашной подготовки в системе образования МВД, и ее воздействие на организм. Физическая нагрузка представляет собой основной стресс-лимитирующий фактор, в ответ на который в организме подключаются приспособления настоящей, а в дальнейшем (при обусловленных условиях) и перспективной адаптации. Наилучший объем и напряженность тренировочной физической нагрузки обусловливаются строением и направлением спортивной тренировки.
Согласно функциональной систематизации физических упражнений, как было установлено в наших предыдущих научных исследованиях [2; 6], физическая и рукопашная подготовка учебных заведений МВД относится к классу ситуационных (нестандартных) двигательных действий или видов спортивной тренировки. Спортивно-профессиональная деятельность сотрудников ОВД определяется изменчивостью обстоятельств использования, отсутствием шаблонности в производимых двигательных действиях, и неосуществимости повторения обязательных, типичных обстоятельств. Условия двигательных действий, в первую очередь, обусловливается реакциями и контр реакциями с преступником, не регламентируется изначально и меняется в проекции противодействий преступника (тактических обстоятельств боестолкновения). Тем не менее, в ходе боестолкновения двигательные операции возможны, до определённого уровня стереотипны, циклическими («срывы» дистанции, уходы, «челноки», «сайтстепы» и т.д.), ациклическими, скоростными и силовыми (контрзахваты, удары, защиты) и конкретно силовыми (опрокидывания, броски, подсечки, рычаги).
В процессе перманентных тренировочных нагрузок организм ощущает ряд разнообразных физиологических и психологических состояний, плотно взаимосвязанных между собой. Каждое предшествующее состояние воздействует на действие следующего. В начале работы появляется предстартовое, потом стартовое ощущение, к которым примыкает воздействие общеразвивающих упражнений подготовительной части тренировочного занятия; от характера разминки и качества предстартового состояния зависит быстрота и результативность врабатывания в начале тренировки, а также присутствие или отсутствие состояния так называемой «мертвой точки».
Данные процессы обусловливают, в свою очередь, уровень длительности и выраженности стабильного состояния, а от него зависит быстрота прихода и степень формирования усталости, что далее определяет специфику процессов реставрации функциональных показателей организма сотрудника ОВД.
В проекции позитивности протекания психофизиологических восстановительных изменений у сотрудников ОВД в начале последующей тренировочной работы или соревнования будут обнаружены определённые составляющие предстартовых отдач, которые будут обусловливать дальнейшую двигательную деятельность.
Итак, одним из главных качеств в спортивной подготовке сотрудников органов внутренних дел обнаруживаются силовые показатели. Силовые качества обусловливаются возможностью сотрудника ОВД одолевать наружное сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений.
Вместе с тем определение «силовые качества» неоднозначно. Силовые возможности предполагают разные проявления. При этом размежевают стандартно силовые качества (при сравнительно неспешных сокращениях мышц, в двигательных действиях, осуществляемых с околопредельными или максимальными отягощениями, а также при мышечных усилиях неподвижного вида) и их синтез с иными физиологическими качествами (силовая координация, выносливость, скоростно-силовые показатели и пр.). Вырабатывание собственно силовых качеств сориентировано на формирование максимальных силовых показателей (к примеру пауэрлифтинг, тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика и пр.); стандартную силовую тренировку в различных направлениях спорта, в том числе и в рукопашной подготовки сотрудников ОВД, а также формирование тела (бодибилдинг).
Скоростно-силовые качества проявляются в двигательных действиях, осуществляемых с большими скоростными показателями, при непредельных усилиях мышц (старт в спринте, отталкивание в скачках, бросание спортивных снарядов и т.п.).
Как физиологическое качество, силовая выносливость - это возможность мышечной системы одолевать большие усилия в продолжительных временных показателях (неоднократное выполнение сгибаний и разгибаний рук в висе на перекладине, сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, сгибаний и разгибаний рук со штангой, сгибаний и разгибаний рук с гимнастической гирей и т.п.).
В свою очередь, силовая координация определяется в ситуациях перманентно изменяющейся двигательной деятельности и производительная деятельность мышечной системы определяется сменным характером режимов физических упражнений (разнообразные направления единоборств, в том числе и рукопашная подготовка сотрудников ОВД, определённые разновидности спортивных игр, например регби и пр.).
Как физиологическое качество - выносливость представляет собой возможность противостоять физической и психологической усталости в ходе мышечного напряжения. Критерием данного качества обуславливается временной показатель, в процессе которого реализовывается мышечная активность обусловленного характера и напряженности. К примеру, в циклических направлениях физической деятельности (лёгкая атлетика, плавание и пр.) замеряется минимальный временной показатель одоления предложенной дистанции. В единоборствах и спортивных играх измеряют временной показатель, в течение которого реализовывается степень предложенной результативности двигательной деятельности. В координационно-сложных направлениях двигательной активности, обусловленных выполнением точности двигательных действий (спортивные бальные танцы, спортивная или художественная гимнастика, и т.п.), критерием выносливости определяется устойчивость технически верного исполнения двигательного действия.
В спортивной педагогике определяют выносливость как общую так и специальную. Общая выносливость - это возможность достаточно долго исполнять физическую работу средней напряженности при всеохватывающей деятельности всей мышечной организации организма. Иначе её принято называть аэробной (досл. от лат. - кислородной). Тот, кто сможет перенести продолжительную беговую нагрузку в умеренном режиме мощности достаточно продолжительное время, сумеет реализовать и иную двигательную деятельность в таком же режиме мощности (конькобежный спорт, езда на велосипеде, плавание и т.п.). Главным составляющим общей выносливости определяются потенциалы аэробной системы энергетического обеспечения, биомеханическая и физиологическая возможность экономии энергетических ресурсов.
Как показатель физиологических качеств, общая выносливость обуславливает колоссальную роль в улучшении жизнедеятельности организма, выдвигается как важнейший элемент физиологического здоровья и, по естественным причинам, служит фундаментальной базой формирования специальной выносливости.
Специальная выносливость, как физиологическое качество - это выносливость по отношению к обусловленной двигательной активности. Данное качество подразделяется на: по свойствам действия, благодаря которым решаются определённые двигательные цели (к примеру, выносливость в прыжках); по качествам деятельности, в обстоятельствах которых решаются двигательные цели (к примеру, выносливость в игровых видах спорта); по признакам реакции или контр реакции с иными физиологическими свойствами, нужными для позитивного решения двигательной цели (к примеру, выносливость силы, выносливость быстроты, выносливость ловкости и т.д.).
Данное качество зависимо от потенциалов мышечно-нервного аппарата, скорости израсходования энергетических запасов внутримышечных источников, от технического умения владения движением и степени формирования иных двигательных качеств.
Разные направления выносливости либо абсолютно независимы, либо зависимы мало друг от друга. К примеру, сотрудник ОВД может владеть большой силовой выносливостью, но низкой скоростной или слабой ловкостной.
Функциональные показатели скоростных качеств обуславливаются скоростными возможностями, которые дают возможность производить различную физическую работу за минимальные временные показатели. Быстрота определяется элементарными и комплексными аспектами проявления. К первым имеют отношение такие компоненты, как стремительность реакции, быстрота одиночного двигательного действия, частота двигательных действий. В моментах проявления ряда или всех из показанных составляющих можно говорить о комплексном проявлении качеств быстроты.
Для исследования качеств быстроты существенным определяется осознание двигательной акции-реакции. Есть элементарные двигательные акции-реакции - отклик на преднамеренно известный раздражитель (к примеру, начало или конец работы по команде).
Существуют также сложные двигательные акции-реакции, которые определяются когда необходим целесообразный ответ на неожиданно меняющеюся тактическую ситуацию (спортивный поединок, игра, реальное боестолкновение и пр.). В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки [4; 7] большую часть не простых двигательных акций-реакций относят к определению «реакция выбора».
В нашей практике профессиональной физической и рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД предельное значение приобретают не простые формы проявления качеств быстроты, а быстрота выполнения единых двигательных действий: спринт, челнок и пр., плавание, лыжная подготовка, быстрота захвата, удара, защиты или броска и пр. Вместе с тем эта быстрота не полностью определяет скоростные показатели сотрудника ОВД, так как она определена и иными компонентами (владение техникой двигательного действия, ловкостными качествами, мотивом, специальными психологическими качествами и пр.).
В упражнениях циклического характера двигательного действия большое значение приобретает так называемая быстрота импульса или стартовая скорость, а также возможность как можно больше выдерживать полученную максимальную быстроту - «быстрота по дистанции». Вместе с тем, в игровых видах спорта и поединках рукопашного боя достаточно характерным проявлением быстроты является скорость торможения - необходимость максимально быстрой остановки и начала иного двигательного действия соответственно с поменявшимися тактическими условиями.
При выполнении служебных обязанностей сотрудник полиции зачатую сталкивается с ситуациями, которые требуют от него проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. В теории физического воспитания перечисленные качества относятся к ловкости (координации). Другими словами, ловкость (координация) - умение максимально быстро и целесообразно овладевать новыми двигательными качествами, позитивно решать двигательные задачи в перманентно меняющихся тактических условиях боестолкновения.
Степень формирования координации обусловливается большим количеством критериев, среди которых главное значение приобретают хорошо сформированная тональная и сенсорная чувствительность, а также пластичность нервных процессов корковых зон головного мозга.
Функциональные показатели ловкости и координационных качеств можно делить на три основные группы: первая - умение чётко урегулировать и измерять временные, пространственные и двигательные критерии движений; вторая - умение держать статическую (определенную стойку) и равновесие двигательного действия; третья - умение осуществлять физическую работу без лишней мышечной перегрузки (межмышечная и внутримышечная ловкость).
Функциональные показатели гибкости и подвижности в суставах как физиологическое качество определяется способностью выполнения двигательных действий с хорошей амплитудой. Как правило определение «гибкость» используют относительно общей динамики суставов всего организма [4; 7].
Гибкость, как физиологическое качество, подразделяется по характеру действия на активную и пассивную. В первом случае двигательное действие с максимальной амплитудой выполняется посредством личностной инициативности определённых мышц. Пассивная гибкость выражается под действием внешних силовых приложений: действий партнера, отягощения, специальных тренажерных устройств или приспособлений и т.п. Также говорят о динамическом проявлении гибкости, которая определяется в динамики двигательных действий, и статическую - в различных стойках и позициях.
Выводы. Таким образом, можно чётко определить пять основных физических качеств, присущих человеку: сила, скорость, выносливость, координация и гибкость. В процессе научных исследований, как правило, показатели данных качеств изучаются взаимосвязано, что, в свою очередь, является одной из главных составляющих изучения вопросов физической и рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России.
Итак, одним из важнейших составляющих условий функционирования педагогического процесса на занятиях по физической и рукопашной подготовке в ВУЗах МВД, является дидактически рациональное построение процесса воспитания и совершенствование физических качеств, поддержания уровня физической работоспособности.
Конечная цель воспитания физических качеств - это подготовка к достижению максимальных физиологических показателей. Возможность реализации основной цели, прежде всего, обусловливается
способностью организма переносить предельные физические нагрузки и сохранять при этом высокий уровень сенсомоторной и психологической деятельности. Поэтому в основе научных исследований учебно-воспитательного процесса физической и рукопашной подготовки в высшей школе полиции лежит изучение процесса совершенствования функциональных и двигательных возможностей организма, являющихся результатом его адаптации к физическим и психофизиологическим нагрузкам.
Литература:
1. Балынец, О.В. Инновационные подходы к совершенствованию специальной координационной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / О.В. Балынец, С.В. Усков // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России им.
B.В. Лукьянова, 2016. - С. 196-199.
2. Бокий, А.Н. Теоретическое обоснование формирования навыков рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, с учётом двигательных и психологических моделей поведения противника / А.Н. Бокий,
C.В. Усков // Современные проблемы науки и образования: научный журнал РАН. - 2016. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=24854
3. Коляго П.В. Специальная физическая подготовка: рабочая программа дисциплины / П.В. Коляго, Д.В. Хабаров. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 49 с.
4. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер: научно-методическое издание / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.
5. Сидлецкий, А.В. Научно-педагогическое обоснование навыков и качеств специальной рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России / А.В. Сидлецкий, С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: Актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов на Дону: РЮИ МВД России, 05.02.2016. - Ч. 1. - С. 143 - 150.
6. Усков, С.В. Научный анализ взаимосвязи формирования качеств сенсорной моторики, скорости, силы и техники выполнения ударов на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Вестник Краснодарского университета МВД России: научно-практический журнал. -Краснодар: КрУ МВД России, 2017. - №3 (37). - С. 210-214.
7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2008. - 480 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат социологических наук, доцент, начальник
кафедры общеправовых дисциплин Устинова Лариса Геннадьевна
ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет
Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь);
кандидат философских наук, доцент, доцент
кафедры общеправовых дисциплин Султанова Милада Викторовна
ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет
Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается понятие дисциплины и законности в органах внутренних дел, необходимость их соблюдения и укрепления среди личного состава. Значимость правоохранительной службы в органах внутренних дел диктует повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины их сотрудниками. Авторы делают выводы о том, что укрепление служебной дисциплины в органах внутренних дел требует комплексного подхода, который заключается в точной фиксации и учете организационно-правовых, социальных и моральных факторов, влияющих на ее состояние.
Ключевые слова: дисциплина, законность, органы внутренних дел Российской Федерации. Annotation. The article deals with the concept of discipline and legality in the internal Affairs bodies, the need for their observance and strengthening among the personnel. The importance of the law enforcement service in the internal Affairs bodies dictates increased requirements for the observance of official discipline by their employees. The authors conclude that the strengthening of service discipline in the internal Affairs bodies requires a comprehensive approach, which is to accurately capture and take into account the organizational,legal, social and moral factors affecting its condition.
Keywords: discipline, legality, internal Affairs bodies of the Russian Federation.
Введение. Законодательством Российской Федерации определяются ведущие формы и методы, а так же отдельные направления, предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах предоставленных им полномочий.
Формирование системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах - является основной целью реализации кадровой политики в системе МВД России.
Изложение основного материала статьи. При этом, на основе обобщения психолого - педагогической, правовой литературы [3; 5 и др.] наиболее значимыми на протяжении последних лет задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются: