Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ'

ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / CADET / INDEXES / POLICE / PROFESSIONAL PREPARATION / HAND-TO-HAND FIGHT / COMPETITION METHOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Веремьёв Алексей Сергеевич, Коваленко Юрий Анатольевич

Цель исследования заключалась в определении основных показателей техники двигательных действий приёмов рукопашного боя у курсантов высшей школы полиции в соревновательном периоде спортивной тренировки. На основе анализа видеозаписей чемпионатов по рукопашному бою Краснодарского университета МВД России выявлены отличия в технике соревновательной деятельности курсантов различного уровня профессиональной рукопашной подготовки. Это позволило, в свою очередь, создать модель формирования технических навыков у курсантов высокой квалификации.A research aim consisted in determination of basic indexes of technique of motive actions of receptions of hand-to-hand fight for the students of higher school of police in the competition period of the sporting training. On the basis of analysis of video of records of championships on the hand-to-hand fight of the Krasnodar university of Ministry of Internal Affairs of Russia, differences are educed in the technique of competition activity of cadets of different level of professional hand-to-hand preparation. It allowed to create the model of forming of technical skills for the students of high qualification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Веремьёв Алексей Сергеевич, Коваленко Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ»

социальные, экологические, мировоззренческие, религиозные и могут вызвать соответственно проблемы медицинские.

Главный лозунг концепции А. Швейцера о «благоговение перед жизнью», валеология несколько трансформировала, помимо созерцательного восхищения добавила свою новую активную установку.

Эффективность подхода заключается в направлении на устранение деструктивных моментов в личной и общественной жизни и вот уже лозунг А. Швейцера звучит совсем по-новому -«благоговение перед гармонией жизни» [7].

Глубокий смысл этого изречения состоит в достижении непременной гармонии души, разума и тела, возможное исключительно при условии разумного осознанного и естественного сосуществования с природой Земли, социумом, и космосом. Приведение к синхронизации всех трех сфер бытия в гармонии предполагает:

активный фактический анализ, определение того, где же именно произошло нарушение гармонии, определение причин и серьезности подобного нарушения в структуре целостной системы "душа-разум-тело";

постепенное накопление практических советов по восстановлению данной целостности в человеке, здесь учитываеться наработанный опыт человечества (методики);

разработка стратегии глобальной гармонизации социума как промежуточного звена между космосом и индивидом.

Выводы. Таким образом, в современном обществе так важна установка-мотивация на категорию здоровье как на непреложную серьезную ценность поднимающее качество жизни, и возможность общества это качество жизни обеспечить. По большому счету «здоровье» как некую категорию в общекультурном смысле, можно считать суммарным критерием для оценки возможного потенциала общества в организации образа жизни членов внутри этого общества. Именно полноценное здоровье либо его утрата определяют по большому счету неправильность либо рациональность выбранных путей реализации жизненных программ. Подобные рассуждения подводят нас к проблеме подлинности человеческого бытия.

Проблема сохранения здоровья человека всегда имела место в любых культурных традициях, и в зависимости от условий общественного развития отношения к данному вопросу постоянно трансформировалось сквозь призму общественного мнения. В зависимости от культурной традиции проблема сохранения и приумножения здоровья подвергалась анализу с точки зрения цели либо средства, располагая приоритеты этих категорий попеременно. Иногда категория здоровья выступала как самоценность, в зависимости от изменения точки зрения.

Литература:

1. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Игнатьева С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов) - Псков: 2003, 304 с.

2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии. / Н.А. Асташова // Педагогика. 2002. №8. С. 8-13.

3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2005.

4. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум для вузов М.: Владос, 2005. - 112 с.

5. Гусейнов А.А. Благоговение перед жизнью. Евангелие от Швейцера // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М.: Прогресс, 1992.

6. Жарова М.Н. Здоровье в системе жизненных ценностей человека. / М.Н. Жарова. // ГлавВрач №9. 2012.С. 57-63.

7. Фрейер П.Г. Альберт Швейцер: Картина жизни / Пауль Герберт Фрейер; Пер. с нем. С.А. Тархановой; Отв. ред. и автор послесл. В.А. Петрицкий. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Наука (ГРВЛ), 1984. — 224 с.

8. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемнённый мир: Эссе / Сост. пер. и предисл. Д.В. Сильвестрова. Комм. Д. Харитоновича. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017. - 450, [4] с.: портр.; 22 см.; ISBN 978-5-89059-291-0: 500 экз.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); заместитель директора по спортивной работе Коваленко Юрий Анатольевич

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым

«Спортивная школа олимпийского резерва по велоспорту «Крым» (г. Симферополь)

ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ПОЛИЦИИ

Аннотация. Цель исследования заключалась в определении основных показателей техники двигательных действий приёмов рукопашного боя у курсантов высшей школы полиции в соревновательном периоде спортивной тренировки. На основе анализа видеозаписей чемпионатов по рукопашному бою Краснодарского университета МВД России выявлены отличия в технике соревновательной деятельности курсантов различного уровня профессиональной рукопашной подготовки. Это позволило, в свою очередь, создать модель формирования технических навыков у курсантов высокой квалификации.

Ключевые слова: курсант, показатели, полиция, профессиональная подготовка, рукопашный бой, соревновательный метод.

Annotation. A research aim consisted in determination of basic indexes of technique of motive actions of receptions of hand-to-hand fight for the students of higher school of police in the competition period of the sporting training. On the basis of analysis of video of records of championships on the hand-to-hand fight of the Krasnodar university of Ministry of Internal Affairs of Russia, differences are educed in the technique of competition activity of

cadets of different level of professional hand-to-hand preparation. It allowed to create the model of forming of technical skills for the students of high qualification.

Keywords: cadet, indexes, police, professional preparation, hand-to-hand fight, competition method.

Введение. По мнению ряда ведущих специалистов [2; 3] в направлении профессиональной спортивной подготовки анализ техники в соревновательный период спортивной тренировки, а также непосредственно в самих соревнованиях спортсменов высокой квалификации, в том числе и в единоборствах позволяет выделить наиболее часто используемые технические действия и элементы, и исходя из этого, более рационально и эффективно организовать весь учебно-тренировочный процесс.

Исследователи отмечают [1; 4], что основное внимание в процессе профессиональной подготовки как спортсменов, так и курсантов высшей школы полиции, следует уделять совершенствованию именно тех технических действий и комбинаций, которые используются в соревновательной деятельности чаще всего, тогда как другие целесообразно использовать для расширения двигательного опыта и формирования индивидуальной манеры ведения поединка.

Автоматизация серийной и комбинационной техники никак не ограничивает сознательного выбора наиболее выгодных действий в переменчивой обстановке на татами или ринге. Владея изученными приемами, спортсмен или курсант более внимательно наблюдает и воспринимает действия соперника и в нужный момент мгновенно выбирает из боевых средств необходимый прием, который молниеносно применяет.

Изложение основного материала статьи. Результаты анализа наблюдений и видеозаписей чемпионатов Краснодарского университета МВД России, а также Крымского, Новороссийского и Ставропольского филиалов данного ВУЗа, на протяжении 2015-19 годов, позволили создать модель технической подготовленности курсантов старших курсов обучения. Анализ соревновательной деятельности выявил, что во время поединка квалифицированные курсанты применяют не только одиночные удары руками и ногами, но и короткие серии ударов, удачно меняя их между собой. Были выделены серии из двух и трех ударов, которые курсанты стремятся завершать нокаутом.

Было определено, что в соревновательном поединке у курсантов высокой квалификации преобладает серийная и комбинационная техника. А именно, во время поединка данные категории курсантов в среднем за бой выполняют 21 комбинацию. Установлено, что при выполнении серийной техники у этих курсантов преобладают серии из двух ударов (57%). Это предопределено, по нашему мнению в первую очередь, спецификой соревновательной деятельности. Для повышения эффективности ведения столкновения опытные курсанты применяют серии с постоянным числом ударов, а потом неожиданно увеличивают количество ударов в серии. Это объясняется психофизиологическим «привыканием» противника к определенному числу ударов в серии, и как правило он начинает пропускать удары, когда серия становиться более длинной. В процессе наблюдений было установлено, что эффективность связок из трех ударов и более составляет 80%, а серий из двух ударов только 64%.

Анализ связок ударов, которые чаще всего применяются во время поединка курсантов высокой квалификации позволил предположить модель техники соревновательной деятельности курсантов старших курсов обучения (табл. 1).

Наблюдения за техникой соревновательной деятельности тридцати курсантов 2 курса и сравнении её с показателями техники курсантов старших курсов показали некоторые отличия (табл. 2, 3, 4).

Сравнительный анализ показывает, что при выполнении серий технических приемов у курсантов 2 курса в процентном соотношении, как и у курсантов старших курсов, преимущество имеют серии из двух ударов (62%), серии из трех ударов и более также показывают меньший процент применения - 38%.

Сравнение эффективности выполнения серий техники приемов рукопашного боя выявило определенные расхождения. Да, у мене опытных курсантов, в отличие от курсантов высокой квалификации, эффективность серий из двух ударов составляет - 41%. Серии из трех ударов и более в соревновательных поединках курсантов 2 курса более малоэффективнее - 28%. Это объясняется тем, что курсанты младших курсов ещё не в достаточной мере владеют способностью создавать более выгодные тактические условия для проведения эффективного окончательного удара в сериях из трех ударов и больше.

Таблица 1

Модель технических двигательных действий курсантов старших курсов в соревновательном

периоде спортивной тренировки

Связка из двух ударов («двойка») | Связка из трёх ударов («тройка»)

Руки

Два прямых Два прямых-сбоку

Два сбоку Два сбоку-апперкот

Прямой-сбоку Два апперкота-сбоку

Апперкот-сбоку Прямой-сбоку-апперкот

Апперкот-два сбоку

Руки-ноги

Прямой рукой - ногой сбоку Два прямых рукой - ногой сбоку

Ногой сбоку - прямой рукой Ногой сбоку - два боковых

Рукой сбоку - ногой сбоку Ногой сбоку - рукой сбоку - апперкот

Ногой сбоку - рукой сбоку Ногой сбоку - апперкот - рукой сбоку

Апперкот - ногой сбоку Прямой рукой - ногой сбоку - рукой сбоку

Ногой сбоку - апперкот Прямой рукой - ногой сбоку - апперкот

Прямой рукой - ногой сбоку - ногой сбоку

Ноги-ноги

Ногой сбоку - ногой сбоку I

Сравнение показателей технических двигательных действий курсантов различных курсов в соревновательном периоде спортивной тренировки

Приём техники рукопашного боя Процент использования во время поединка Эффективность (%)

4 курс 2 курс 4 курс 2 курс

Связка из двух ударов 57 62 64 41

Связка из трёх ударов 43 38 80 28

Дальнейший анализ позволил установить серии ударов, которые чаще всего используют во время поединка курсанты 2 курса, и сравнить их с показателями техники соревновательной деятельности курсантов более высокой квалификации (табл. 3, 4).

Таблица 3

Сравнение показателей технических двигательных действий курсантов различных курсов в соревновательном периоде спортивной тренировки (серии из 2-х ударов)

№ серии Серия из 2-х ударов Процент использования во время поединка

4 курс 2 курс

Руки

1 Два прямых 21 32

2 Два сбоку 12 2

3 Прямой-сбоку 6 12

4 Апперкот-сбоку 6 -

Руки -ноги

6 Прямой рукой - ногой сбоку 21 6

7 Ногой сбоку - прямой рукой 6 2

8 Рукой сбоку - ногой сбоку 2 12

9 Ногой сбоку - рукой сбоку 2 -

10 Апперкот - ногой сбоку 1 -

11 Ногой сбоку - апперкот 1 -

Ноги-ноги

12 Ногой сбоку - ногой сбоку 2 16

Сравнение показателей выявило, что во время соревновательного поединка менее опытные курсанты применяют почти такой же арсенал серий, что и более опытные курсанты, но процент применения этих серий во время поединка несколько отличается, как в сериях из двух, так и из трех ударов. В отличие от опытных курсантов, курсанты 2 курса, в основном применяют серии с наиболее простым соединением ударов как руками, так и рук с ногами (серии № 1, 3, 8, 12 в сериях из двух ударов; серии № 1, 4, 6, 9 в сериях из трех ударов и больше). Неумение начинаюших курсантов соединять в серии разнообразные по характеристикам выполнения удары, основанные на способности создания наиболее вероятных тактических комбинациях, объясняется недостаточным уровнем подготовленности курсантов данной квалификации.

Сравнение показателей технических двигательных действий курсантов различных курсов в соревновательном периоде спортивной тренировки (серии из 3-х ударов)

№ серии Серия из 2-х ударов Процент использования во время поединка

4 курс 2 курс

Руки

1 Два прямых-сбоку 6 8

2 Два сбоку-апперкот 3 -

3 Два апперкота-сбоку 3 -

4 Прямой-сбоку-апперкот 3 12

5 Апперкот-два сбоку 2 -

Руки -ноги

6 Два прямых рукой -ногой сбоку 21 16

7 Ногой сбоку - два боковых 11 2

8 Ногой сбоку - рукой сбоку - апперкот 6 8

9 Ногой сбоку - апперкот - рукой сбоку 2 12

10 Прямой рукой - ногой сбоку - рукой сбоку 2 1

11 Прямой рукой - ногой сбоку - апперкот 2 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для совершенствования навыков выполнения серий технических приемов мы предложили и успешно внедряем в учебно-воспитательный процесс Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, различные методики использования спортивных снарядов, учитывающих специфику соревновательной деятельности данного вида профессиональной подготовки [5; 6]. Это в первую очередь боксерские мешки, груши, ритм-груши, лапы, ручные и настенные подушки. Также применяем утяжелители и скакалки. Применение этих средств позволяет значительно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса:

Работа на снаряде (тяжёлый мешок)

1. «Двойка»: прямой и прямой руками;

2. «Двойка»: прямой и сбоку руками;

3. «Двойка»: апперкот и сбоку руками;

4. «Двойка»: изнутри-наружу и сбоку руками;

5. «Тройка»: прямой, сбоку и сбоку руками;

6. «Тройка»: сбоку, сбоку и апперкот руками;

7. «Тройка»: апперкот, апперкот и сбоку руками;

8. «Двойка»: сбоку и сбоку ногами;

9. «Двойка»: изнутри-наружу и изнутри-наружу ногами;

10. «Двойка»: сбоку и изнутри-наружу ногами;

11. «Двойка»: изнутри-наружу и сбоку ногами;

12. «Двойка»: сбоку и изнутри-наружу в развороте ногами;

13. «Двойка»: прямой рукой и сбоку ногой;

14. «Двойка»: сбоку ногой и сбоку рукой;

15. «Двойка»: изнутри-наружу рукой и изнутри-наружу в развороте ногой.

Работа на снаряде (боксёрские лапы)

1. «Двойка»: прямой рукой, прямой рукой в ответ, отход-возврат («челнок»), прямой рукой;

2. «Тройка»: прямой рукой, прямой рукой в ответ, отход-возврат («челнок»), два прямых рукой;

3. «Двойка»: боковой рукой, боковой рукой в ответ, нырок-подъём, боковой рукой;

4. «Тройка»: боковой рукой, боковой рукой в ответ, нырок-подъём, два боковых рукой;

5. «Двойка»: апперкот, прямой рукой в ответ, уклон-«сайт-степ», апперкот;

6. «Тройка»: апперкот, прямой рукой в ответ, уклон-«сайт-степ», апперкот, боковой рукой;

7. «Двойка»: прямой рукой, прямой рукой в ответ, отход-возврат («челнок»), удар ногой сбоку;

8. «Тройка»: прямой рукой, прямой рукой в ответ, отход-возврат («челнок»), два удара ногой сбоку.

Выводы. В процессе наблюдений и анализа соревновательного этапа спортивной тренировки в ВУЗах

МВД определенно, что в соревновательном поединке курсантов высокой квалификации преобладают серии технических двигательных действий рукопашного боя.

Так же выявлено, что при выполнении связок технических приемов курсанты старших курсов, преимущество имеют серии из двух ударов (57%), но установлено, что серии из трех ударов и более (80%) отличаются более высокой эффективностью, чем серии из двух ударов (64%). У курсантов младших курсов в соревновательном поединке также преимущество имеют серии из двух ударов (62%), но в отличие от более опытных курсантов серии из трех ударов и более вообще малоэффективны - 28%.

Всё это даёт возможность определить основные боевые связки ударной техники рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции, а также основные средства и методологии формирования данных навыков профессиональной подготовки.

Литература:

1. Гаськов, В.А. Структура и содержание тренировочно-соревновательной деятельности в боксе: монография / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. - 113 с.

2. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер. Наука побеждать: монография / Н.Г. Озолин. - Москва: Астрель, 2004. - 863 с.

3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение: учебник для ВУЗов ФКиС / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

4. Саликов, А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборством в системе учебных заведений МВД Российской Федерации: дисс. канд. пед. наук / А.А. Саликов. - Краснодар, 1998. - 180 с.

5. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2017. - 96 с.

6. Усков, С.В. Научный анализ взаимосвязи формирования качеств сенсорной моторики, скорости, силы и техники выполнения ударов на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Вестник Краснодарского университета МВД России: научно-практический журнал. -Краснодар: КрУ МВД России, 2017. - №3 (37). - С. 210-214.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гринёв Валерий Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гладников Алексей Вячеславович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. Современные исследования определяют, что адаптация организма курсанта высшей школы полиции к физическим нагрузкам вариативных показателей мощности совершается поэтапно, посредством формирования выносливости. Адаптационные процессы и модификации функциональных критериев, определяющих физический потенциал и функционирование внешнего дыхания, совершается в основном посредством увеличения диапазона использования методов, увеличивающих возможности кардиореспираторной системы. Применение специальных респираторных упражнений при работе на спортивных снарядах (боксёрские лапы, мешки, макивары и пр.) в синтезе с аэробными упражнениями в зонах умеренной, средней и максимальной интенсивности даёт возможность повысить функциональные и резервные потенциалы. Всё это решает вопросы в обстановках учебно-тренировочных занятий достигать гораздо более значительных позитивных трансформаций функциональной подготовленности, общей и специальной физической подготовки, физической работоспособности, показателей объёма дыхания и ответов на нагрузку различной мощности, а также запасных потенциалов курсантов.

Ключевые слова: дыхательные упражнения, курсанты, педагогическая технология, полиция, профессиональная подготовка, развитие выносливости.

Annotation. Modern researches determine that adaptation of organism for cadets of higher school of police to the physical loading of various indexes of power is accomplished stage-by-stage, by means of forming of endurance. Adaptation processes and modifications of functional criteria, qualification physical potential and functioning of the external breathing, accomplished mainly by means of increase of range of the use of methods, increasing possibilities of the respiratory system. Application of the special respiratory exercises during work on sporting shells (boxer paws, sacks, etc.) in a synthesis with aerobic exercises in the areas of moderate, middle and maximal intensity enables to promote functional and reserve possibilities. All of it decides questions in to the situation of training employments to arrive at much more considerable positive transformations of functional preparedness, general and special physical preparation, physical capacity, indexes of volume of breathing and answers for loading of different power, and also spare potentials for cadets.

Keywords: respiratory exercises; cadets; pedagogical technology; police; professional preparation; development of endurance.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД России, в связи с непростой современной внутрисоциальной и внешнеполитической обстановкой, предъявляет большие запросы к функциональным показателям курсантов ВУЗов МВД. Содержание современной профессиональной подготовки будущих офицеров полиции требует развития и поиска инновационных методов и способов рукопашной тренировки.

Цели и задачи, решаемые в процессе профессиональной рукопашной подготовки курсантов достаточно разноплановые. И на фоне всего спектра их многообразия задач пристального внимания заслуживает направление развития и совершенствования функциональных потенциалов и адаптационных возможностей. Всё это обоснованно спецификой профессиональной деятельности сотрудников полиции, отличающейся большой физической и психологической напряженностью.

В спортивной педагогике общеизвестно [4; 6], что именно выносливость, как физическое качество, в первую очередь обуславливает степень подготовки к соревнованиям.

Личный методический и научный опыт [1; 2; 3; 5] показывает, что хорошими дидактическими возможностями обладают дыхательные упражнения специфического направления, как средство совершенствования выносливости. Данные упражнения располагают вариативным спектром действия на организм курсантов, усиливая позитивный эффект тренировочных упражнений.

В современных научных исследованиях редко встречаются данные об использовании дыхательных упражнений в учебно-воспитательном процессе рукопашной подготовки курсантов. Это говорит о наличии недостаточной разработанности и перспективности изучения методик формирования выносливости на базе системного использования специальных дыхательных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.