Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ БОРЬБЫ ДЗЮ-ДО В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ БОРЬБЫ ДЗЮ-ДО В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ДЗЮДОИСТОВ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Лукавенко Андрей Викторович, Веремьёв Алексей Сергеевич

В исследовании раскрываются ведущие составляющие соревновательной борцовской техники дзю-до курсантов высокого уровня подготовки, спроецированные на учебно-воспитательный процесс профессиональной рукопашной подготовки высшей школы полиции России. Разработанная на базе модели технико-тактических действий высококвалифицированных дзюдоистов, методика подготовки курсантов показала её эффективность. Результаты анализа позволяют утверждать, что курсантам экспериментального взвода с помощью предложенной методики удалось значительно улучшить эффективность применения базовых бросков в сравнении с курсантами контрольного взвода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Лукавенко Андрей Викторович, Веремьёв Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE METHODOLOGIES OF FORMING OF SKILLS OF TECHNIQUE AND TACTICS OF FIGHT OF JUDO IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL HAND-TO-HAND PREPARATION OF CADET'S OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In research anchorwomen open up constituents of competition technique of judo cadet's high level preparations, in the projection of on the educational and educator process of professional hand - to - hand preparation of higher school of police of Russia. Worked of out on the base of model of technical and tactical actions of judoists of high qualification, methodology of preparation of cadet's showed her efficiency. The results of analysis allow to assert that cadet's of experimental platoon by means of the offered methodology it was succeeded considerably to improve efficiency of application of base throws by comparison to cadet's of control platoon.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ БОРЬБЫ ДЗЮ-ДО В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

(r=0,698; r=0,716); проиграть (r=0,618; r=0,610).

Были определены статистически важные разницы между итогами замотивированности достижения высоких результатов у курсантов контрольного и экспериментального взводов по окончанию исследования согласно критерия Стюдента. Выше всего весомые смещения присутствовали в таких показателях, как: необходимость в достижении высоких показателей ^-кр.=2,57) и предчувствия негатива ^-кр.=2,49); необходимость избежания негатива ^-кр.=2,52) и предчувствия негатива ^-кр.=2,38).

Итак, можно предположить, что занятия, направленные на формирование мотивационных установок, позволяют перенастроить курсантов с невысокой степенью замотивированности стремления к высоким результатам со стремления ухода от негатива на стремление достигать позитива в спортивно-профессиональной рукопашной подготовке.

Выводы. Положительные сдвиги в экспериментальном взводе обуславливают то, что учебно-тренировочные занятия содействуют формированию самой актуализации курсантов, их ценностных установок, многосторонности, сенсиативности, самоутверждения как личности, самовоспитания, понятий о сущности человеческого бытия, синергетики, константы, интеллектуальных стремлений, креативности. Также фиксируются мотивы спортивно-профессиональной деятельности, увеличиваются категории заинтересованности, взаимосвязанные состремлениям к высоким результатам, увеличивается степень замотивированности стремления к совершенству профессионального рукопашного мастерства, повышается количество побед на состязаниях различного уровня подготовки.

Литература:

1. Бокий, А.Н. Историко-дидактическое исследование педагогических систем единоборств, как составляющая формирования профессиональных навыков использования подручного оружия сотрудниками полиции / А.Н. Бокий, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - Вып. 63. -Ч. 1. - С. 330-334

2. Бокий, А.Н. Религиозно-философские концепции Конфуция в проекции профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / А.Н. Бокий, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - Вып. 66. - Ч. 1. - С. 35-38

3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие для ВУЗов ФКСиТ / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2006. - 294 с.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта: монография / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.

5. Маряшин, Ю.Е. Современное каратэ. Концептуальные вопросы: монография / Ю.Е. Маряшин. - М.: АСТ, 2002. - 186 с.

6. Петров, Д.А. Формирование психологической готовности к действиям в экстремальных условиях у сотрудников подразделений специального назначения МВД РФ средствами физической подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Петров. - СПб., 2005. - 150 с.

7. Светличный, Е.Г. Особенности физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу / Е.Г. Светличный, И.П. Польской, О.С. Панова, В.В. Крючков // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2019. - Выпуск 6. - С. 189-194

8. Сидорович, В.И. Фудокан каратэ-до. Возврат к истокам: монография / В.И. Сидорович. - Ровно: Перспектива, 2006. - 192 с.

9. Усков, С.В. Религиозно-философские основы учебно-воспитательного процесса боевых искусств Дальнего Востока / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 58. -Ч. 1. - С. 67-70

10. Усков, С.В. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при угрозе нападения с предметами, используемыми в качестве оружия: научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: КФ КрУ МВД России, 2021. - 38 с.

11. Усков, С.В. Позитивные составляющие мотивационных установок к занятиям по профессиональной рукопашной подготовке курсантов высшей школы полиции России / С.В. Усков // Январские педагогические чтения. - 2021. - В.7(19) -С. 57-61

12. Хагай, В.С. Рукопашный бой как средство формирования психо-эмоциональной устойчивости военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук / В.С. Хагай. - Ставрополь, 2008. - 163 с.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); педагогических наук, доцент Лукавенко Андрей Викторович

Крымский юридический институт (филиал)

Университет прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ БОРЬБЫ ДЗЮ-ДО В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ

КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В исследовании раскрываются ведущие составляющие соревновательной борцовской техники дзю-до курсантов высокого уровня подготовки, спроецированные на учебно-воспитательный процесс профессиональной рукопашной подготовки высшей школы полиции России. Разработанная на базе модели технико-тактических действий высококвалифицированных дзюдоистов, методика подготовки курсантов показала её эффективность. Результаты анализа позволяют утверждать, что курсантам экспериментального взвода с помощью предложенной методики удалось значительно улучшить эффективность применения базовых бросков в сравнении с курсантами контрольного взвода.

Ключевые слова: курсанты, профессиональная рукопашная подготовка, соревновательная техника дзюдоистов, модельные характеристики.

Annotation. In research anchorwomen open up constituents of competition technique of judo cadet's high level preparations, in the projection of on the educational and educator process of professional hand - to - hand preparation of higher school of police of

Russia. Worked of out on the base of model of technical and tactical actions of judoists of high qualification, methodology of preparation of cadet's showed her efficiency. The results of analysis allow to assert that cadet's of experimental platoon by means of the offered methodology it was succeeded considerably to improve efficiency of application of base throws by comparison to cadet's of control platoon.

Key words: cadet's, professional hand-to-hand preparation, contest technique judoist's, model characteristic.

Введение. Деятельность сотрудников правоохранительных органов направлена на защиту жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охрану общественного порядка и обеспечение безопасности.

Для выполнения своих функций на высоком уровне, полицейский обязан обладать рядом знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России.

По роду своей деятельности правоохранителю нередко приходится сталкиваться с неповиновением его законным требованиям и откровенному противодействию пресечению преступлений и правонарушений [5].

Показатели техники и тактики курсантов в процессе применения приёмов силового задержания и обусловливают, в первую очередь, его профессиональную рукопашную компетентность. Вместе с тем, формирование предельных характеристик рукопашной подготовки взаимосвязаны с общим объемом функциональных нагрузок, которые на данном этапе развития теории и практики спортивно-профессиональной подготовки образовательной системы высшего образования МВД России, уже подходят к вертикальному пределу своих показателей. Это и определяет современных исследователей [1; 2 и др.] разрабатывать инновационные педагогические технологии развития специальных навыков и качеств рукопашного боя у будущих полицейских, не задействуя уже практически полностью исчерпанные физиологические резервы.

Исследовательско-практическая база рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции предопределяет предпочтения к тем технико-тактическим двигательным действиям, которые наиболее позитивно зарекомендовали себя как в спортивных соревнованиях, так и в первую очередь, в уличных «сшибках» силового задержания «как самые рациональные действия и поведение во время быстротекущих силовых контактов, посредством которых достигается захват живьём сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника» [6, С. 143-144].

Проблематика современного учебно-воспитательного процесса рукопашной подготовки будущих сотрудников ОВД находит отображение в различных современных исследованиях [1; 2 и др.]. Авторы достаточно подробно изучают и раскрывают элементы учебно-тренировочного процесса, моделирования различных движений курсантов, их пятилетние общие направления обучения. Вместе с тем за рамками исследований остались такие задачи обучения и воспитания рукопашного боя, как учет персональных показателей при моделировании технико-тактических двигательных действий в их учебно-соревновательном процессе с последующей апробацией к их профессиональной работе, а также наилучшие характеристики взаимосвязи научно-методической и спортивно-боевой практики, как структурных компонентов всей рукопашной подготовки.

Всё вышесказанное обуславливает создание определённых научно-теоретических концепций двигательных действий курсантов в боевых ситуациях учебно-тренировочной деятельности. Данные научные доктрины требуют экспериментальной аргументации, и на её основе инновационных методических разработок для профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки и спорта образовательных организаций высшего образования МВД России.

Изложение основного материала статьи. На протяжении последних лет авторами фиксировались и подвергались анализу курсанты, профессионально и много лет занимающиеся борьбой дзю-до. Проводились наблюдения за соревнованиями различного уровня (городские, Республики Крым, ЮФО и пр.), причём как по линии Министерства спорта, так и по линии «Динамо», с последующим обобщением показателей и с использованием различной электроники. Всего было исследовано и зафиксировано до двухсот соревнований.

Также использовались опросы самих курсантов, а также их наставников, что дало возможность структурировать соревновательную работу курсантов и их технико-тактический арсенал.

Нами также были сформированы специализированные учебно-тренировочные программы для более дидактически грамотной разработки учебно-тренировочного процесса с курсантами экспериментального взвода. Реализовывался контроль результативности предложенных направлений по улучшению технико-тактических навыков курсантов с учетом их личностных психофизиологических особенностей.

Экспериментальный материал представлял собой двадцать курсантов. Исследование проходило на базе Крымского филиала Краснодарского университета МВД России и обуславливалось в установлении психо-функциональных навыков и качеств.

Сопоставление характеристик наиболее реальных технико-тактических двигательных действий курсантов более высокого уровня подготовки (КМС и выше) в соответствии с курсантами более низких разрядов показало, что более опытные курсанты гораздо чаще и лучше использовали броски подхватом, через плечи и скручиванием, а также, но в количественных показателях немного меньше посредством зацепами и бросками через спину. Внушительное преимущество они имели в результативности применения броска подхватом (8 против 3).

Необходимо отметить, что бросок подхватом результативнее применялся курсантами шести весовых показателей высокого уровня подготовки и только трех - более низкого. Проведённое исследование установило, что более опытные курсанты, в сопоставлении с менее опытными, существенно чаще и результативнее применяли подхват (соответственно 8 и 3), броски через плечи (5 и 3) и скручивание (4 и 2).

Стоит добавить, что результативность используемых технико-тактических двигательных действий у опытных курсантов значимо (на 20%) увеличилось (35 бросков против 29). Это доказывает, что курсанты высокого класса стали более узко специализированно работать над «выставлением» сложнокоординационных приёмов: подхваты, броски через плечи, контратакующии действия, скручивания.

Далее были изучены сведения соревнований, и разработана теоретическая модель обучения курсантов высокого уровня подготовки. Анализ показателей, показанных в таблице 1, раскрывает, что победители финальных поединков существенно превысили все характеристики по сравнению со своими противниками. Результативность атакующих действий у выигравших составила 23,3%, а у проигравших - 6,7%. Эффективность составило сообразно 10,4 и 1,14 баллов на курсанта.

На соревнованиях заключительная часть состояла из полуфинальных поединков за первое-второе место и за третье место. Подавляющее большинство эффективных техник относится к поединкам в боевых позициях стоя и составляет 93%, это существенно выше, чем в боевых позициях лёжа (7%). В боевых позициях стоя 71,4% поединков завершались раньше установленного регламентом времени - приёмом на «иппон» (высшая оценка).

Для удобства исследования временных показателей схватки (5 минут) были поделены на три подпериода, продолжительностью 1 минута 40 секунд. В итоге, были приобретены показатели, обуславливающие характеристику

соревновательных действий курсантов в начале, середине и конце схватки за первое и третье место. Исследование заключительных поединков определило преобладание выигравших по всем характеристикам в первой и второй третьих поединка.

Таблица 1

Реальность и рациональность атак в финальных схватках

Масса (кг) Выигравшие Проигравшие

реальность (%) рациональность (баллы) реальность (%) рациональность (баллы)

60 1/1; (100%) 10 - -

66 1/7; (14,2%) 10 1/3; (33,3%) 3

73 1/8; (12,5%) 10 0/4 -

81 2/12; (16,6%) 3+5 0/8 -

90 2/6; (33,3%) 5+10 0/2 -

100 1/3; (33,3%) 10 0/2 -

+100 2/6; (33,3%) 5+5 1/11; (9,1%) 5

Хср 10/43; (23,3%) 10,4 2/30; (6,7 %) 1,14

Отсюда, из семи заключительных боёв пять окончились раньше установленного временного регламента. Весь временной потенциал - пять минут проводили схватку курсанты в весе 81 килограмм и выше 100 килограмм. Выигравшие заключительные поединки перманентно увеличивали темп атак. Изначально они составили 2,3, в середине - 3,8 и в конце -4,5 атаки в минуту (см. табл. 2).

По мнению авторов, выигравшие обладают достаточной степенью функциональных характеристик, что даёт возможность в течении каждых 15-20 секунд инициировать результативные стремления к проведению атаки.

Проведённое исследование определило, что результативность атакующих техник возрастает до окончания поединка, что в свою очередь доказывает результативное разделение физического потенциала, и в тоже время высокого уровня оперативно-тактического интеллекта.

При анализе роста заключительных поединков определено, что у курсантов с высоким уровнем квалификации более эффективными проявились двигательные действия, проведённые во второй трети - 57%, в первой трети - 14% и в третьей - 29%.

Таблица 2

Плотность атакующих действий в финальных поединках

Весовая категория (кг) Средняя за столкновения По трём отрезкам

1 2 3

60 2,0 2,0 - -

66 3,9 1,8 6,0 -

73 4,8 5,4 4,2 -

81 3,8 1,8 3,6 6,0

90 2,1 1,8 2,4 -

100 3,6 1,2 6,0 -

+100 1,8 1,8 0,6 3,0

Хср 3,1 2,3 3,8 4,5

Примечание. Темп заключается в количественных показателях на треть схватки

Вычисления установили, что в двух минутном начале поединка коэффициент прочности применения приёмов борьбы реально устойчив и достаточно велик, но вместе с тем в последующем двух минутном интервале он понизился. К окончанию схватки коэффициент прочности подошел к минимальным показателям.

Исследование показателей техники и тактики курсантов победителей соревнований дало возможность сформировать теоретическую модель технико-тактических двигательных действий (см. табл. 3), на основе которой и была разработана и предложена экспериментальная учебно-тренировочная программа для занятий в образовательных организациях высшего образования МВД России.

Для исследования функциональных показателей курсантов был задействован набор скоростно-силовых зачётов (см. табл. 4, 5).

Не достоверно значимые (р>0,05) модификации по окончанию исследования в экспериментальных и контрольных взводах присутствовали во всех показателях (см. табл. 6).

Использование технико-тактических двигательных действий оценивалось в проекции от характера падения партнёра на спину, от скоростных показателей и т.п.

Теоретическая модель курсантов высокого уровня технико-тактической подготовки

№ из/п Модельные характеристики Значение характеристик

1 Временной интервал позитивного атакующего действия (с) 15-20

2 Численность атакующих техник за минуту 3-5

3 Реальность проведения технико-тактических двигательных действий (%) 30,8

4 Число модификаций технико-тактических двигательных действий в стойке как минимум 5-ть техник

5 Чаще других реализуемые техники в поединке Подхват, через плечи, зацеп, через спину, выведение из равновесия, передняя и задняя подножки, скручивание. переворот

6 Средний временной показатель схватки (с) 200

7 Выигрыш схватки раньше установленного временного регламента (%) 71,4

8 Наилучший временной показатель проведения техники приема (с) 120-180

Итоги, показанные в таблице 6, указывают на то, что курсанты экспериментального взвода на достоверном уровне расхождений результативнее используют атаки, что научно обосновывает результативность разработанной авторской методики.

Выводы. Исследование дало возможность доказать, что курсантам экспериментального взвода посредством разработанной авторской методики получилось реально повысить результативность использования следующих техник двигательных действий: подхват; бросок через спину; зацеп; выведение из равновесия, скручивание; переворот; передняя подножка; задняя подножка; подсечка; зацеп снаружи; бросок через плечи; бросок через голову подсадом голенью.

Таблица 4

Итоги начального исследования скоростно-силовой подготовки контрольного (п=10) и экспериментального

(п=10) взвода

Челночный бег 4х10 (с)

Статистика Скорость 18 бросков (с) 10-ть сгибаний-разгибаний рук в висе (с) Сгибания-разгибания рук в висе (кол-во раз)

КВ ЭВ КВ ЭВ КВ ЭВ КВ ЭВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее 10,1 10,1 35,4 35,6 8,8 8,8 27,5 27,6

Стандартная ошибка 0,06 0,06 1,12 0,95 0,25 0,25 1,07 0,93

Медиана 10,1 10,1 36 35,5 9 9 26,5 27

Мода 10 10 36 34 8 9 25 27

Стандартное отклонение 0,19 0,20 3,53 2,99 0,79 0,79 3,38 2,95

Дисперсия выборки 0,04 0,04 12,49 8,9 0,6 0,62 11,39 8,71

Р р > 0,05 р > 0,05 р > 0,05 р > 0,05

Таблица 5

Итоги окончательного исследования скоростно-силовой подготовки контрольного (п=10) и экспериментального

(п=10) взвода

Статистика Челночный бег 4х10 (с) Скорость 18 бросков (с) 10-ть сгибаний-разгибаний рук в висе (с) Сгибания-разгибания рук в висе (кол-во

КВ ЭВ КВ ЭВ КВ ЭВ КВ ЭВ

Средняя 9,96 9,82 32,7 30,2 7,6 7,4 29,1 29,5

Стандартная ошибка 0,06 0,05 0,98 0,68 0,27 0,27 1,13 0,89

Медиана 9,9 9,8 32,5 30,5 8 8 28 29

Мода 9,8 9,7 36 33 8 8 26 28

Стандартное отклонение 0,18 0,16 3,09 2,15 0,84 0,84 3,57 2,8

Р р>0,05 р>0,05 р>0,05 р>0,05

Итоги сопоставления экспериментального и контрольного взвода по составляющим характеристикам

соревновательной практики

Характеристики соревновательной практики Статистика До исследования После исследования Достоверность расхождений (р)

ЭВ КВ ЭВ КВ ЭВ КВ

Инициативность (за 1 минуту) ХСР 2,1 1,9 2,75 2,2 р < 0,05 р > 0,05

+m 0,56 0,63 0,71 0,92

Результативность атаки (%) ХСР 46,4 39,8 57,8 45,3 р < 0,001 р < 0,001

+m 1,1 0,9 1,3 1,1

Литература:

1. Бычков, В.М. Методика обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам обезоруживания: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Бычков. - Москва, 2018. - 153 с.

2. Калашников, К.П. Формирование тактических умений применения ударов и бросков у курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук / К.П. Калашников. - Москва, 2018. - 176 с.

3. Козлятников, О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов учебных заведений МВД России на основе моделирования условий и ситуаций задержания правонарушителей: дис. ... канд. пед. наук / О.А. Козлятников. -Волгоград, 2006. - 125 с.

4. Плешивцев, А.Ю. Методика обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе типологии противодействия правонарушителей сотрудникам полиции: дис. . канд. пед. наук / А.Ю. Плешивцев. - Москва, 2015. - 135 с.

5. Светличный, Е.Г. Формирование у сотрудников правоохранительных органов навыков применения огнестрельного оружия, носимого скрыто / Е.Г. Светличный, Л.Н. Никитина // Материалы XIX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 5-6 февраля 2021 г. -Барнаул. - 2021. - С. 212-214

6. Усков, С.В. Научно-педагогическое обоснование навыков и качеств специальной рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России / С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: Актуальные вопросы теории и практики: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции / РЮИ МВД России. - Ростов на Дону, 05.02.2016. - Ч. 1. -С. 143-144

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); аспирант Олешкевич Дмитрий Владимирович

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Исследуются основные черты процесса развития маркетинговой компетентности у руководителей общеобразовательных организаций в условиях дополнительного профессионального образования (ДПО). Непосредственно перед началом их рассмотрения демонстрируются некоторые особенности развития современного общества. На основе их анализа доказывается, во-первых, необходимость постоянного совершенствования системы компетенций директоров современных школ, во-вторых - формирования у них маркетинговой компетентности. Далее даются сущностная и структурная характеристики этой, последней. Приводятся возможности, предоставляемые для её развития современными организациями системы ДПО. Также говорится о проблемах, связанных с их широкомасштабной реализацией. Изучаются оптимальные, на взгляд авторов, пути их решения.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, руководитель образовательной организации, маркетинговая компетентность, совершенствование системы школьного образования, рынок образовательных услуг.

Annotation. The main features of the marketing competence among the general education organizations heads in the additional professional education conditions development process is investigated. Immediately before the beginning of their consideration, some modern society features are demonstrated. Based on their analysis, it is proved, firstly, the need for continuous improvement of the competence system of modern schools' directors, and secondly, their marketing competence formation. Next, it's essential and structural characteristics are given. The possibilities provided for its development by modern additional professional education organizations system are given. It also talks about the problems associated with their large-scale implementation. Optimal, in the opinion of the authors, ways to solve them are studied.

Key words: additional professional education, head of an educational organization, marketing competence, improvement of the school education system, educational services market.

Введение. Современный социум с его непредсказуемой динамикой предъявляет к компетентности руководителя общеобразовательной организации ряд требований, не характерных для предыдущих стадий развития человеческого общества (Л.О. Володина, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, О.М. Нечаева, В.А. Тишков) [2, С. 23]. Немаловажное место среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.