Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УДАРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УДАРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКА И ТАКТИКА УДАРНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Сидлецкий Андрей Валентинович

В исследовании раскрыта однобокость, дидактическая безграмотность и отсталость современных учебных программ профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров полиции. Показаны инновационные подходы решения одной из составляющей данной проблематики учебно-воспитательного процесса ВУЗов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Сидлецкий Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL GROUND OF FORMING OF TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS OF SHOTS ON EMPLOYMENTS PROFESSIONAL BY HAND-TO-HAND PREPARATION IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

One - sidedness, didactic illiteracy and backwardness of modern on - line tutorials of professional hand - to - hand preparation of future officers of police, is exposed in research. Innovative approaches of decision of one of making this problem of educational and educator process of higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs of Russia is shown.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УДАРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ»

Выводы. Определено, что временные характеристики проведение боевого двигательного действия, в нашем случае -задней подножки, прямо пропорционально от весовой категории курсанта и обстоятельств выполнения, а стадия подхвата определяется базовой биомеханической составляющей этого приёма.

Так же доказано, что общие и отдельно структурные временные показатели повышаются с ростом веса курсанта, а также в зависимости от обстоятельств боестолкновения. Наименьшие временные характеристики - в ситуациях стандартного учебного процесса, причём с пассивно ведущим партнёром, а наибольшие - в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности.

Научно обоснованно присутствие и установлена интегральность между временными показателями стадии подхвата при проведении задней подножки и психофункциональным самочувствием в различных ситуациях стандартного учебного процесса и соревновательного поединка.

Проанализировано и доказано, что у курсантов в ситуациях соревновательного боестолкновения самыми объективными характеристиками психофункционального самочувствия обнаруживаются показатели скрытой фазы простого визуально-скоростного ответа на раздражитель и скрытой фазы сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель.

По итогам исследования авторами разработана структура педагогической проверки технико-тактической профессиональной подготовки, дающей возможность, применяя характеристики психологических и функциональных исследований, измерять временные показатели проведения двигательного действия и предвидеть потенциал применения данной рукопашной техники в экстремальных ситуациях боевого спарринга.

Приобретенные данные позволяют наблюдать временные характеристики стадии подхвата и базируясь на этих показателях, формировать или сопоставлять тактику боестолкновений, наиболее эффективно задействуя положительный и отрицательный потенциал курсанта.

Литература:

1. Гончаров, Н.Н. Методика формирования навыков комбинированной системы самозащиты без оружия в процессе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников силовых ведомств: дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Гончаров. - Тула, 2012. - 134 с.

2. Джапаркулов, А.С. Сопряженное освоение техники и тактики приемов боевого раздела самбо курсантами учебных заведений МВД: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Джапаркулов. - М., 2019. - 139 с.

3. Калашников, К.П. Формирование тактических умений применения ударов и бросков у курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук / К.П. Калашников. - М., 2018. - 176 с.

4. Светличный, Е.Г. Особенности физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу / Е.Г. Светличный, И.П. Польской, О.С. Панова, В.В. Крючков // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2019. - Выпуск 6. - С. 189-194

5. Усков, С.В. Возможности оптимизации систем спортивной тренировки каратэ-до и дзю-до в целостную педагогическую технологию / С.В. Усков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - [Электронный ресурс|. - URL: http://www.science-education.ru/127-20510 (дата обращения: 13.07.2015).

6. Усков, С.В. Применение приёмов борьбы самбо в служебной подготовке курсантов ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Инновационная наука. - 2015. - В. 3. - С. 124-126

7. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.

8. Усков, С.В. Проблематика необходимости смены целеполагания профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров уголовного розыска в ВУЗах МВД России / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - В. 71. - Ч. 2. - С. 360-364

9. Юматов, В.А. Профессиональная подготовка курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Юматов. - СПб., 2012. - 177 с.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Сидлецкий Андрей Валентинович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УДАРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. В исследовании раскрыта однобокость, дидактическая безграмотность и отсталость современных учебных программ профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров полиции. Показаны инновационные подходы решения одной из составляющей данной проблематики учебно-воспитательного процесса ВУЗов МВД России.

Ключевые слова: курсант, профессиональная рукопашная подготовка, техника и тактика ударного двигательного действия.

Annotation. One - sidedness, didactic illiteracy and backwardness of modern on - line tutorials of professional hand - to - hand preparation of future officers of police, is exposed in research. Innovative approaches of decision of one of making this problem of educational and educator process of higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs of Russia is shown. Key words: cadet's, professional hand-to-hand preparation, technique and tactics of shock motive action.

Введение. В экстремальной ситуации сотрудник полиции должен четко знать, как себя вести, быть психологически готовым к самозащите и обезвреживанию нападающих [9, С. 49-50]. Задача учебных заведений системы МВД России за период обучения подготовить слушателя (курсанта) к эффективному реагированию на возможные сценарии (типовые ситуации) развития экстремальных ситуаций, в которые он может попасть, выполняя свои функции по охране общественного порядка и безопасности. В территориальных ОВД по местам службы такие навыки должны постоянно поддерживаться, оттачиваться и доводиться до совершенства [10, С. 211-214], сотрудники полиции должны быть постоянно готовы к выживанию в экстремальных условиях противостояния с опасными правонарушителями или преступниками.

Служба сотрудника полиции сопровождается регулярными конфликтами с правонарушителями, так как пресечение любого правонарушения, а тем более преступления, это конфликт, противостояние, моральное, духовное и физическое. Сотрудники полиции должны быть всегда готовы к опасным ситуациям служебной деятельности физически, интеллектуально, тактически, материально-технически и юридически [11].

Владение приемами рукопашного боя является одной из базовых компетенций, которыми должен владеть будущий правоохранитель для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. За время обучения будущий полицейский должен до автоматизма овладеть всеми необходимыми навыками рукопашного боя, которые помогут ему в экстремальной ситуации обезвредить правонарушителя и, при необходимости, провести задержание.

Авторы, основываясь на личном практическом и научном опыте считают, что существующие учебные программы по предмету «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и в первую очередь рукопашная подготовка, как её основная часть, не отвечает современным требованиям, целям и задачам формирования навыков силового задержания. Устарелость и недалёкость организаторов и составителей данных программ вызывает у профессионалов чувства сожаления и разочарования в перспективности развития инновационных дидактических технологий этого вида профилирующего обучения высшей школы полиции.

Причины и следствия данной проблематики заключаются в том, что теоретические и методические концепции остались на уровне ещё времён Советского Союза. Но в современной Российской Федерации обстоятельства работы офицера уголовного розыска по показателям жестокости и непредсказуемости уже сравнимы с рукопашным боем офицера Вооружённых Сил. Эти вопросы поднимают в своих работах и многочисленные современные российские исследователи [1; 2; 3 и пр.].

Стандартный пример - в современных учебных программах [8] есть тема под названием «Защита от ударов», которая предполагает формирование знаний и умений защиты от ударов руками, ногами, подручным и холодным оружием. Но что интересно - процесс обучения приёмам защиты присутствует, а процесс обучения самим ударам не предусмотрен. Абсурдность данной ситуации, наверное, понятна даже дилетанту. У авторов периодически складывается мнение, что товарищи полковники и генералы из ДГСК России вообще не имеют ни специального педагогического образования, ни даже элементарных понятий построения учебно-тренировочного процесса единоборств.

Изложение основного материала статьи. В эксперименте принимали участие два взвода курсантов по 20 человек в каждом. Возраст исследуемых был идентичен. В начале был выявлен критерий их общей функциональной подготовки. Использовались классические нормативы: спринт, прыжки и сгибание-разгибание рук в висе. Исследование проходило при равных обстоятельствах: климат, свет, спортивные снаряды, стадион.

В процессе изучения контрольный взвод (КВ) обучался по программе [8], согласно Приказа МВД России №275 от 05.05.2018, регламентирующего организацию занятий специальной физической и рукопашной подготовкой ОВД России, а курсанты экспериментальной взвода (ЭВ), на базе разработанной авторами инновационной дидактической технологии [4; 5; 7 и пр.].

В авторской технологии особый упор ставится на структуру и методики формирования и воспитания, а именно:

1) «постановка» техники и тактики двигательного действия, групповым методом в разомкнутом строю;

2) так называемый «бой и тенью» - импровизация технико-тактических двигательных действий, имитирующих свободный бой;

3) формирование навыка технико-тактического двигательного действия с партнёром под контролем преподавателя;

4) формирование навыка технико-тактического двигательного действия с партнёром по заданию, но самостоятельно;

5) условный поединок на одно, на два, на три и т.д. технико-тактических действий с узко направленным заданием;

6) условный поединок с многообразно обозначенными заданиями;

7) свободный поединок на одно, на два, на три и т.д. технико-тактических действий с узко направленным заданием;

8) свободный поединок на одно, на два, на три и т.д. технико-тактических действий с многообразно обозначенными заданиями в ограниченном контакте;

9) свободный поединок в полный контакт без ограничений.

Структура этой части обучения объединяет техническую и тактическую подготовку (позиции, оперативные расстояния, перемещения, ударные и защитные атаки и контр атаки), а также интегральные средства и методы спортивной тренировки, предназначенные для совершенствования этой техники и тактики (подводящие, специальные (медицинские жгуты, утяжелители, вращающиеся напольные круги и пр.), имитирующие (в перемещении или поединок «с тенью»), на тренажёрных устройствах и спортивных снарядах (макивары, боксёрские мешки, подушки, лапы), работа в парах и пр.).

Подготовка предполагает пять разделов, которые в свою очередь состоят из ряда подразделов:

1. Базовые принципы.

1.1. Позиции (передняя, задняя, фронтальная и пр.).

1.2. Перемещения вперед и назад, уходы в право и в лево, повороты, уклоны, нырки, «скидки» и пр.

1.3. Формирование пальцев ладони и кулака, постановка предплечья, направление локтя, фиксация колена, траектория надкостницы и акцентирование стопы.

1.4. Участки наиболее максимального поражения.

1.5. Оперативные расстояния: на удар локтём или коленом, на удар кулаком, на удар стопой или надкостницей.

2. Ударная техника верхними конечностями.

2.1. Кулаком, открытой ладонью и локтём прямо, сбоку, изнутри-наружу, сверху-вниз, снизу-вверх, «вертушки» и в прыжке.

2.2. Защитные действия ладонью, предплечьем, уходом, уклоном, нырком, «оттяжкой».

2.3. Ответные удары во взаимосвязи с защитными действиями: «челнок», «в разрез», «сайт-степ» и на встречу с опережением.

2.4. Комбинаторика.

3. Ударная техника нижними конечностями.

3.1. По прямой траектории, сбоку, изнутри-наружу, снаружи-внутрь, сверху-вниз, снизу-вверх, «вертушки» и в прыжке.

3.2. Защитные действия предплечьем, голенью, стопой и уходом.

3.3. Ответные удары во взаимосвязи с защитными действиями: «челнок», «в разрез», «сайт-степ» и на опережение на встречу.

2.4. Комбинаторика.

2.5. Комбинаторика во взаимосвязи с ударной техникой верхних конечностей.

4. Ударная техника подручным и холодным оружием (палка, сапёрная лопатка, топор, АКМ со штык-ножом, нунчаки, нож, отвёртка, разбитая бутылка и пр.).

4.1. По прямому вектору приложения силы, сбоку, изнутри-наружу, снаружи-внутрь, сверху-вниз, снизу-вверх, «вертушки» и в прыжке.

4.2. Защитные действия предплечьем, тем же или другим оружием, уходами и уклонами.

4.3. Ответные удары во взаимосвязи с защитными действиями: «челнок», «в разрез», «сайт-степ» и на опережение на встречу.

4.4. Комбинаторика («восьмёрка», «пропеллер» и пр.).

5. Тактические двигательные действия на различных оперативных расстояниях.

5.1. Проведение поединка на оперативной дистанции работы ног: удары в атаке (движение вперёд) в динамике и в статике в зависимости от тактической предрасположенности противника; удары в защите в динамике и в статике (стопорящие или с уходом назад, или в «разножке») в зависимости от тактической предрасположенности противника; специфика защитных действий и использование контрударов; постижение особенностей маневра для сохранения этого оперативного расстояния.

5.2. Проведение боестолкновения на оперативной дистанции работы кулаком: специфика выхода на это боевое расстояние, его удержание и уход из данной зоны поединка.

5.3. Проведение боестолкновения на оперативной дистанции работы локтём или коленом: особенности выхода на эту дистанцию, её удержание и выход из данного расстояния спарринга.

В конце курса обучения на зачёте исследовались показатели ОФП в контрольном и экспериментальном взводе, с применением таких же классических нормативов, что и в начале учебного года.

Математическая статистика применялась для исследования полученной расчётной информации. Сведения распределялись на интервалы для систематики приобретённых данных. Затем с использованием классических формул арифметики последовательно высчитывались среднее математическое (х) и квадратичное отклонение (о). Рост показателей в сентябре и в июле курса обучения показан в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставимый анализ итогов зачётов в контрольном и экспериментальном взводе

№ Тестовые задания Динамика, %

КВ ЭВ

1 Спринт 30 м. +1,58 +6,20

2 Прыжки +0,18 +5,22

3 Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине +7,08 +59,59

Данные таблицы показывают, что изменение в обеих взводах положительны, но более высокий показатель отмечается в экспериментальной взводе, особенно по скоростно-силовой подготовке.

Выводы. По итогам данного исследования можно сделать вывод о крайней важности применения методик формирования технико-тактических навыков спортивной тренировки ударных направлений единоборств у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России. Более перспективная концепция авторских инновационных систем рукопашной подготовки, по сравнению с ныне действующими обуславливается во взаимосвязанном (интегральном) воспитании специальных качеств. К примеру специальная ловкость рукопашной «сшибки», практически не реальна без специальных составляющих стартовой скорости сокращений определённых групп мышц. То есть на лицо комплексный подход к формированию специально-скоростных и специально-координационных качеств. Помимо этого, в отличии от видов спорта, где превалирующее значение имеет общая физическая подготовка, причём однобокой направленности (общая выносливость в стайерских дистанциях лёгкой атлетики, силовая подготовка у гимнастов и т.д.), в предложенной нами педагогической доктрине все физические качества должны быть разносторонне развиты и на достаточно высоком уровне.

Литература:

1. Буткевич, С.А. Актуальные вопросы подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях / С.А. Буткевич // Становление личности профессионала: перспективы и развитие: материалы III Всеукраинской научно-практической конференции. - Одесса: ОГУВД, 2010. - С. 49-50

2. Ефременко, М.А. Модернизация содержания обучения боевым приемам борьбы курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук / М.А. Ефременко. - М., 2019. - 129 с.

3. Калашников, К.П. Формирование тактических умений применения ударов и бросков у курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук / К.П. Калашников. - М., 2018. - 176 с.

4. Саликов, А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборством в системе учебных заведений МВД Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Саликов. - Краснодар, 1998. - 180 с.

5. Светличный, Е.Г. Практико-ориентированный подход в огневой подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России / Е.Г. Светличный, А.С. Веремьев // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). - С. 211-214

6. Светличный, Е.Г. Проблемы и перспективы обучения сотрудников ОВД России готовности к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности в рамках профессиональной служебной и физической подготовки / Е.Г. Светличный, Р.Е. Токарчук, О.С. Панова, А.С. Фетисов // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 3 (132). -С. 177-180

7. Усков, С.В. Методики технико-тактической подготовки окинава-тэ для подразделений полиции специального назначения: учебно-методическое пособие / С.В. Усков. - Краснодар: КрУ МВД России, 2015. - 28 с.

8. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.

9. Усков, С.В. Теоретико-методические основы оптимизации занятий по единоборствам в образовательных организациях высшего образования: монография / С.В. Усков. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2021. - 240 с.

10. Усков, С.В. Специфика формирования навыков выполнения ударов в процессе обучения сотрудников органов внутренних дел боевым приёмам борьбы: научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: КФ КрУ МВД России, 2022. - 40 с.

11. Хабаров, Д.В. Специальная физическая подготовка: учебная программа дисциплины для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска» / Д.В. Хабаров, П.В. Коляго. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 13 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.