Научная статья на тему 'К ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С КУРСАНТАМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С КУРСАНТАМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ТАКТИКИ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА / ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Нестерёнок Юрий Владимирович

В исследовании раскрыта проблематика тактического совершенствования курсантов высшей школы полиции России на занятиях профессиональной рукопашной подготовкой. Определены особенности технико-тактического мастерства различных психофизиологических предрасположенностей тактики ведения поединка и научно обоснованные инновационные методики формирования специальных навыков и качеств оперативно-тактического интеллекта у будущих офицеров уголовного розыска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Нестерёнок Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTIONS OF FORMING OF PROFESSIONAL SKILLS OF TACTICS OF REALIZATION OF POWER DETENTION ON READING WITH THE CADET’S OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In research the problems of tactical perfection of cadet’s of higher school of police of Russia are exposed on engaging in professional hand-to-hand preparation. The features of technical and tactical trade of different psychological and physiological tendencies of tactics of conduct of duel and scientifically reasonable innovative methodologies of forming of the special skills and internals of operative tactical intellect are certain for the future officers of criminal search.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С КУРСАНТАМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

возможностей. Выявлено, что представленная нами методика имеет преимущественную направленность на развитие гибкости и координации по сравнению со средствами общеразвивающей гимнастики. Данный вывод сделан на основе того, что темпы прироста показателей контрольных тестирований: усложненная проба Ромберга (26,3%), наклон вперед сидя (40%) значительно превышают темпы прироста показателей других тестирований и показателей контрольной группы.

Литература:

1. Азаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Азаренко. - М.: Владос, 2016. - 240 с.

2. Башкирова, М.М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы / М.М. Башкирова // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 16-18.

3. Бегидова, Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Т.П. Бегидова - М.: Юрайт, -2019. - 192 с.

4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб пособие [Под ред. С.П. Евсеева] - М.: Советский спорт. - 2004. - 296 с.

5. Козленко, Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы Н.А. Козленко // Дефектология. - 1991. - № 2. - С. 87

6. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие [Под ред. С.Ф. Курдыбайло] - М.: Советский спорт, 2002. - 184 с.

7. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / [Левченко, И.Ю., Приходько О.Г.] - М.: Академия, 2001. - 433 с.

8. Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+. - 2016. - 104 с.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Нестерёнок Юрий Владимирович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

К ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СИЛОВОГО ЗАДЕРЖАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С КУРСАНТАМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В исследовании раскрыта проблематика тактического совершенствования курсантов высшей школы полиции России на занятиях профессиональной рукопашной подготовкой. Определены особенности технико-тактического мастерства различных психофизиологических предрасположенностей тактики ведения поединка и научно обоснованные инновационные методики формирования специальных навыков и качеств оперативно-тактического интеллекта у будущих офицеров уголовного розыска.

Ключевые слова: курсанты, психофизиологические предрасположенности тактики ведения поединка, полиция, профессиональная рукопашная подготовка, спортивная тренировка.

Annotation. In research the problems of tactical perfection of cadet's of higher school of police of Russia are exposed on engaging in professional hand-to-hand preparation. The features of technical and tactical trade of different psychological and physiological tendencies of tactics of conduct of duel and scientifically reasonable innovative methodologies of forming of the special skills and internals of operative tactical intellect are certain for the future officers of criminal search.

Key words: cadet's, psychological and physiological tendencies of tactics of conduct of duel, police, professional hand-to-hand preparation, sporting training.

Введение. Гармонично формирующую особенность педагогического воздействия боевых искусств, как было нами уже отмечено в ряде научных исследований [2], начали применять ещё в Античной Спарте и Афинах. Уже в те времена учёные-философы эмпирически доказывали, что различные направления единоборств (кулачный бой, борьба, панкратион и пр.) позитивно влияют на все компоненты воспитания, обучения и совершенствования человеческой индивидуальности. Профессиональному бойцу-рукопашнику перманентно присущи контроль психологических составляющих (терпение к болевым воздействиям и психофизиологической усталости, стресс устойчивость, бесстрашие и пр.), что в свою очередь позволяет хорошо оперировать в непростых условиях жизнедеятельности.

Ацикличность [6] боевых искусств предопределяет то, что их учебно-тренировочный процесс содействует помимо всего прочего, ещё и оперативному мышлению, что было нами также уже не однократно научно обоснованно [3; 7 и пр.]. В боестолкновении необходима скоростная способность тактически грамотно и адекватно решать значительное количество неожиданных и непредсказуемых задач, напрямую зависящих от быстроты интегрально взаимосвязанных психологических и физиологических процессов.

Нераздельно с тем, дидактика боевых искусств - это один из самых тяжёлых и сложно предсказуемых направлений учебно-тренировочного процесса спортивной подготовки. Все занимающиеся единоборствами, могут наедяться на позитивные показатели от своих тренировок толь при умении доведения всего организма до состояния выдержки огромных функциональных и психологических перенапряжений. Так называемая «работа на износ». Для победы над противником боец - рукопашник, а в нашем случае офицер уголовного розыска, должен максимально оперативно реагировать на действия преступника и работать на опережение. А для этого в первую очередь нужно обладать хорошо сформированным оперативным интеллектом, в частности, навыком моделирования в процессе боестолкновения замыслов противника еще до начала его атаки. В научной спортивной педагогике это обуславливается развитием сверх навыка (антиципации) [1] выполнения «коронных» приёмов силового задержания.

Изложение основного материала статьи. Научный термин «тактика» содержит теоретические и практические определения проведения боевых маневров в составе армейских подразделений. В спортивной тренировке тактическая подготовка имеет более развёрнутое понятие, тем более в боевых искусствах, в связи с разно плановостью и непредсказуемостью боестолкновения.

Тактика - это теоретический раздел, исследующий тактику поединка против конкретного соперника. Она обуславливает предрасположенность, стиль и схему поединка. Это способы и средства победы. Это искусство проведения боестолкновения, которое удостаиваться высших показателей оценивания [10].

Только максимально реальный бой (соревновательно - интегральный метод спортивной тренировки) во всем объеме развивает и воспитывает умения и навыки определения дистанции, скоростных и временных показателей в самых тяжёлых тактических ситуациях [4].

В боевых искусствах, а в нашем случае рукопашная подготовка будущего офицера полиции, обусловливают четыре главных вида тактики поединка: разведывательная (или подготовительная), наступательно-атакующая, контратакующая и защитная. Эти виды взаимно связанны и взаимно дополнимы [9].

К подготовительным, с последующей атакой или контратакой операциям относятся все двигательные действия, предшествующие прямому выходу на контакт с противником. В ходе разведывательных двигательных действий курсант приобретает сведения о действиях соперника, перерабатывает их на уровне подсознания и определяет планирование боестолкновения в общем и целом, а также относительно применения различных способов и средств схватки на данный момент.

Главной целью разведывательных технико-тактических двигательных действий является формирование благоприятных боевых стоек для различных тактических действий за счёт различных «скидок» и «выдёргиваний»; пассивное и активное создание брешей в соей обороне, с задачей обмануть противника, заставить его отказаться от выполнения задуманной атаки или вызвать на атакующее или контратакующее двигательное действие для выполнение своей контратаки; вычисление коронных технико-тактических связок и замыслов соперника, его личностной предрасположенности проведения боестолкновения и уровня его психофизиологической подготовки.

Манёвры как правило выполняются движениями на дальних дистанциях (вне области атаки) и выходами из этой дистанции на расстояние атаки (или в противоположном направлении) с задачей избрания нужной дистанции и благоприятного обстоятельства для проведения удара или захвата на бросок. Хотя по личному опыту авторов [8], выходить на захват для броска, без подготовительной ударной техники, равноценно самоубийству.

Не всегда необходимая в данный момент боевая стойка для выполнения атаки формируется только за счёт маневрирования. В случае, когда курсанту требуется оставить дальнюю (вне зоны атаки) дистанцию для большого выбора манёвра (при поединке с соперником активно-наступательной, так называемой «давящей» тактической предрасположенности проведения боестолкновения), он совмещает манёвры на дальней дистанции с защитными технико-тактическими действиями - отходами назад и в стороны (сайт-степ). Или же применяет маневры по фронту: синтез маневрирования (движения вперед) из защитных позиций - уклоном, «нырком» или комбинацией этих двигательных действий, для выдавливания энергично атакующего соперника, формирующего благоприятную боевую позицию для себя и неблагоприятную для соперника.

Когда необходимо остановить маневрирование соперника, ведущего позиционную схватку, курсант «загоняет» его к ограничителям («скидками» в стороны) во взаимосвязи с нырками, уклонами и подставками - маневры по флангам. «Выдёргивание» производится финтами (обозначение начального ударного двигательного действия и ложное «открытие»), а также имитирующими скоростными ударными действиями. Задачи данных технико-тактических двигательных действий -ложные угрозы, отвлечения от активной атаки и приглашения на нужные курсанту техники ударов и бросков.

Для атакующей тактической предрасположенности ведения боестолкновения отличительный особенностью является то, что курсант оперативно решает проводить только атаку и использует все возможности к реальному решению данного действия. В выполнении этих технико-тактических двигательных действий глобальную роль решает замотивированность и специальные психологические качества рукопашной подготовки, такие как бесстрашие и энергичность, предполагающие подавление противника и взятие инициативы.

Тактика выполнения атакующих действий - это неожиданные удары или захваты того кто атакует, а также финты, обуславливающие искаженное восприятие о начале атаки. Атака с дальнего расстояния является одним из главных средств и способов курсантов различного генотипа тактической предрасположенности и используется относительно реальных моментов поединка. Скоростную неожиданную атаку используют для овладения инициативой и для окончательного технического действия (тодомэ-ваза - от японского дословно техника окончательного удара). Единичные активные и быстрые атакующие действия присущи инициативным курсантам, ведущим схватку в скоростных режимах функциональной работы организма на коротких расстояниях. Данные атакующие двигательные действия стопорят наступательные активы соперника и берегут (посредством оперативных отходов) дальние расстояния с задачей «приглашения» соперника на атаку и формирования необходимой боевой позиции для дальнейших техник боестолкновения. Атаки на больших расстояниях достаточно разноплановы. Они могут содержать как одиночные, так и «двойки» (в том числе повторяющиеся) удары или броски, а также их комбинации и начинаться как с левой, так и с правой руки (ноги). Также либо в левосторонней стойке, либо в правосторонней.

Контратакующие действия на дальних расстояниях также предполагает главные активные технико-тактические двигательные действия курсантов в поединке и служат способами и средствами энергичной защитной или атакующей тактики. Посредством контратак так же возможна оперативная реализация захвата инициативы. Обычно контратакующие действия ведут к реальной победе.

В тактиках контратак курсант специально противостоит сопернику, проводящему атакующие технические действия без заранее спланированной подготовки и беспрерывно в скоростных режимах. Контратакующее действие возможно и как составляющая атакующих боевых техник, к примеру посредством её возможно инициировать или формировать атакующие тактики на более близких расстояниях. Вместе с тем заставить вести поединок на более близких дистанциях и сформировать его, если соперник оперативно проводит контратаки, достаточно проблематично. Это под силу только очень опытным бойцам. В связи с этим перед курсантом стоят задачи проводить ложные атакующие двигательные действия, приглашая тем самым соперника на атаки или контратаки. Но не смотря на это, те курсанты, которые в ходе учебно-воспитательного процесса достигли или уже приближаются к уровню антиципации, распознав по ходу боестолкновения то, что стандартные технико-тактические действия не приведут к победе, оперативно, уже на уровне подсознания, меняют тактику и снова приходят к своему личностно-ориентированному стилю проведения схватки только после того, как добиваются преобладания в поединке.

Психофизиологическая предрасположенность защитных тактик используется, как правило, лишь в тех случаях, когда активный и опытный соперник овладевает преимуществом, или когда преднамеренно разрабатывается целевая тактическая установка утомить противника, используя различные манёвры, защитные технические действия и одиночные контратакующие удары или контрзахваты (в ответ или «на встречку») для последующего перехода в атаку.

Защитные тактики используются и тогда, когда курсанту нужно к примеру проводить оперативные защитные действия от скоростных атак или контратак соперника; или подавлять противника посредством захвата инициативы; изматывать его

физически и психологически; заставить противника раскрыться; максимально быстро восстановится после пропущенного удара или броска; спланировать и успешно провести контрудар или контрбросок; целенаправленно, в тактических задачах, противопоставить давящему прессингу атак набор защитных технико-тактических двигательных действий, как подготовку к дальнейшим наступательным действиям.

Вышесказанное ещё раз подтверждает наши предыдущие гипотезы [3; 7; 9 и пр.], что оперативно-тактический интеллект, как профессиональная компетентность - это грамотно сформированный синтез атакующих, контратакующих и защитных технико-тактических двигательных действий. Ход проведения боестолкновения всегда базируется на нейтрализации качественных психофизиологических составляющих соперника посредством его слабых сторон.

Победу в бою возможно одержать еще в самом начале схватки, но несомненно, что без инициативных, грамотно обдуманных технико-тактических двигательных действий любые обманы и фантазии не приведут к позитивному результату. Животная физическая сила то же никогда не сможет содействовать победе, тем более когда ей будет противостоять высоко интеллектуальный и умеющий оперативно мыслить курсант, даже при меньших функциональных показателях, что тоже достаточно относительно, особенно в реальной схватке, когда на кону стоит здоровье, а возможно и жизнь сотрудника полиции.

Безусловно, профессионально компетентными в плане рукопашной подготовки формируются только те курсанты, которые храбро принимают различную непредсказуемость, умеют автономно и оперативно осознавать экстремальность боевой ситуации и перманентно менять уже выработанный план проведения боестолкновения, направив его процесс под себя.

Спокойный и вместе с тем оперативный расчёт и стрессоустойчивость - такие же значительные составляющие, содействующие победе в схватке. Строгое хладнокровие, расчёт всего происходящего по ходу схватки, поэтапное разделение и использование физических и психологических ресурсов организма, своевременное применение их резерва в необходимый в данной тактической ситуации момент, полный контроль за личностными действиями и действиями соперника - составляющие, определяющие высокий уровень помехоустойчивости у курсанта, целиком контролирующего личные эмоции и поступки.

Так же один из основных технико-тактических двигательных действий представляет собой умение маскировать своих намерения. Профессионально-компетентный курсант ни при каких обстоятельствах не обнаружит до нужного момента свои планы в поединке. Естественно, когда мы планируем использовать свой коронный удар или бросок в начале поединка, но у нас это не получается, то в данной тактической обстановке крайне важно уметь на определённое время забыть о нём и не пытаться без толку выполнять его снова и снова. В данной ситуации соперник быстро вычислит нашу коронную технику и тактику и будет пробовать нейтрализовать её. В случае, когда мы будем прятать всё это довольно реально, противник «откроется» и это сформирует необходимые тактические ситуации для выполнения нокаутирующего (окончательного) удара или броска.

Выводы. Творческая составляющая решения поставленных педагогических задач в тактической подготовке курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, на занятиях по рукопашной подготовки, однозначно, ускоряет процесс перманентного роста их профессиональной компетенции. Помимо сугубо физиологического развития и совершенствования курсант обязан обращать не меньшее внимание на психологическую и интеллектуальную сторону стремления к профессиональному совершенству. Наряду с физическими, техническими и тактическими качествами, следует уделять внимание выработке - морально-волевых, которые также занимают не маловажное место в подготовке будущего правоохранителя [5].

Формирования умений оперативно воспринимать информацию и максимально быстро реагировать на различные угрозы, храбрости, терпения к болевым и психологическим воздействиям, трудолюбия и творческого подхода является не менее важным, чем функциональные показатели выносливости, силы и быстроты.

Литература:

1. Арзютов, Г.Н. Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзю-до): дисс. док. пед. наук / Г.Н. Арзютов. - Киев, 2000. - 438 с.

2. Бокий, А.Н. Историко-философские аспекты формирования педагогических систем единоборств / А.Н. Бокий, С.В. Усков // Alma mater (Вестник высшей школы): научно-теоретический журнал. - Москва: «АЛМАВЕСТ», 2015. - № 12. - С. 110-114.

3. Веремьёв, А.С. Проблематика совершенствования скоростной и технико-тактической подготовки в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / А.С. Веремьёв, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. - В. 54. - Ч. 1. - С. 250-258.

4. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер: монография / Н.Г. Озолин. - Москва: Астрель, 2004. - 863 с.

5. Светличный, Е.Г., Чобитько С.П., Гущин Д.Н. Комплексная подготовка спортсменов-стрелков // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2021. - Выпуск 72 (2). - С. 301-303.

6. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для ВУЗов ФКиС / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - Москва: Владос-пресс, 2002. - 608 с.

7. Усков, С.В. Развитие оперативного мышления на занятиях по рукопашной подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России / С.В. Усков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. -Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 25.07.2015. - С. 175-178.

8. Усков, С.В. Возможности оптимизации систем спортивной тренировки каратэ-до и дзю-до в целостную педагогическую технологию / С.В. Усков // Современные проблемы науки и образования : научный журнал РАЕН. - 2015. -№ 4; URL: www.science-education.ru/127-20510.

9. Усков, С.В. Тактическое разнообразие на основе индивидуальных психофизиологических характеристик в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В. 58. - Ч. 1. - С. 243-246.

10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов ФКиС / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2008. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.