развитие навыков аудирования посредством выполнения разнообразных упражнений, направленных на понимание услышанного, многократного просмотра видеофайла, в том числе, с применением текстового сопровождения. Видеоматериалы знакомят с многообразием акцентов, ритмико-интонационными характеристиками, диалектическими особенностями иностранного языка. Для развития говорения, как сложного вида речевой деятельности, видеоконтент становится содержательной основой учебной дискуссии, круглого стола, пресс-конференции. Просмотр субтитров, текстовое сопровождение, разработка и выполнение заданий на основе субтитров способствуют развитию навыков чтения. Эффективность подкастов в развитии лексического и грамматического аспектов речевой деятельности подтверждается использованием и отработкой лексических единиц, грамматических структур, ранжированием их по темам.
Применение опции "discuss", возможность обсуждения увиденного с носителями языка, темы, цитаты, затронутые в видеоматериале, могут стать основой сочинения, что способствует развитию письменного иноязычного общения и иноязычной коммуникативной компетенции в целом.
Выводы. Цифровые технологии способствуют активизации творческой активности студентов, дают возможность принимать участие в тематических форумах, виртуальных дискуссиях, вовлекать учащихся в совместные творческие проекты, создавать коммуникативные ситуации, тем самым обеспечивая реализацию индивидуального подхода и повышение мотивационной и познавательной активности.
Внедрение подкастов, цифровых платформ в учебный процесс, представленный видеоконтент, аутентичный материал в разнообразном исполнении, вариативность содержания аудиотекстов, возможность выполнения задания в онлайн и в оффлайн-режиме, воздействие одновременно по различным информационным каналам способствует стимулированию различных видов речевой деятельности бакалавров, при условии гармоничного сочетания с традиционным обучением меняет характер подачи материала и приобретения знаний.
Литература:
1. Богданова Л.В. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании иностранных языков в техническом вузе // Цифровизация транспорта и образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, прсвящённой 125-летию железнодорожного образования в Сибири. - 2019. - С. 428-433.
2. Земскова А.Н. Применение цифровых образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Успехи гуманитарных наук. - 2021. - №7. - С. 91-97.
3. Колесниченко А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т.6. - №2. - С. 298-303.
4. Пластинина Н.А. Открытые образовательные ресурсы и цифровые библиотеки: критерии отбора, оценивание качества и способы каталогизации ресурсов в современной практике преподавания иностранного язвка // Наука, образование, обучение: актуальные вопросы и современные аспекты. - Екатеринбург, 2020. - С. 5-12.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Электронный ресурс] / И.В. Роберт. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
6. Руст А.М. Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные технологии как инновационные средства преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №8. - С. 95-99.
7. Sarymbetova A., Kusenbayeva Z., Nabidullin A. The role of multimedia means of education (application, software, technologies) in teaching foreign language// Актуальные научные исследования в современном мире. - Общественная организация «Институт социальной трансформации». - 2021. - № 9-4 (77). - С. 59-65.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
доцент кафедры физической подготовки и спорта,
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Лукавенко Андрей Викторович
Крымский юридический институт (филиал) Университет прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Кузнецова Елена Владимировна
Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России (г. Волгодонск)
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ
ПОДГОТОВКОЙ
Аннотация. Обследовано 22 курсанта в возрасте 20-22 года, разделенных на две группы по стилю ведения поединка: атакующий и защитный. Выявлено, что атакующий стиль ведения поединка у курсантов сопровождается наличием высокого уровня работоспособности, снижением усталости, тревоги и зависимостью от состояния вегетативных функций. Определено снижение автономности и рост гетерономности в структуре психофизиологического состояния курсантов атакующего стиля ведения поединка, что указывает на наличие компромиссности и предотвращения внешних неудач.
Ключевые слова: особенности восприятия и переработки информации, курсанты с разным стилем ведения поединка, тест Люшера.
Annotation. We examined 22 cadet's qualifications aged 20-22 years, divided into two groups by their style of fight: attack and defensive. Revealed that the attacking style of the fight in cadet's is accompanied by the presence of high-level performance, decrease fatigue, anxiety and dependence on the autonomic functions. The lowering of autonomy and growth heteronomnosti in the structure of psycho-physiological condition of cadet's from attacking style of match, indicating the presence compromise prevention and external failure.
Keywords: features of perception and information processing, cadet's with different style of match, the test Lyushera.
Введение. Основной целью образовательных организаций МВД РФ и территориальных органов МВД России по организации профессиональной служебной и физической подготовки выступает совершенствование профессиональных компетенций сотрудников, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [7].
Как уже нами не раз отмечалось в предыдущих исследованиях [10; 11 и пр.], рукопашная подготовка курсантов высшей школы полиции характеризуются наличием высоких координационных и скоростно-силовых показателей владения
разнообразными атакующими, контратакующими и защитными действиями, при условии соответствующего стиля и манеры ведения поединка в условиях тактической борьбы и высокого эмоционального напряжения. Поддержание уровня специальной физической, технико-тактической и психологической подготовленности курсантов требует коррекции учебно-воспитательного процесса, в связи с чем возникает необходимость определить и изучить взаимосвязь тактических предрасположенностей ведения боестолкновения и психофизиологических характеристик будущих офицеров уголовного розыска.
Анализ научной литературы [1; 2; 6 и пр.] свидетельствует о недостаточности изучения вопросов, которые касаются особенностей тактических предрасположенностей ведения боестолкновения и система связующей роли психологических процессов, имеющих фундаментальное значение в прогнозе и анализе ситуации, возникающей в процессе боевого или спортивного поединка. Вместе с тем, стиль ведения поединка, как свидетельствуют некоторые источники [3; 4 и пр.] зависит от индивидуально-типологических особенностей организма.
Современное боестолкновение оперуполномоченных уголовного розыска с преступниками по агрессивности и скоротечности, как нами было не раз научно обоснованно [8; 9; 12 и пр.], уже зачастую не чем не отличается от рукопашной схватки десантника ВДВ в ходе войсковой операции. Особенно если это хорошо физически подготовленный и не плохо обученный «орудовать заточкой» уголовник-рецидивист, которому к тому же уже практически «нечего терять» и который никогда в жизни не слышал о «высоконравственных аспектах современного гуманистического общества».
Так что всё больше современных исследователей [1; 2; 6 и пр.] склоняется к идее идентичности рукопашной подготовки как в ведомственных высших учебных заведениях Министерства Обороны, так и Министерств Внутренних Дел и Федеральной Службы Безопасности.
Данные выводы подтверждаются, к примеру, исследованием А.Н. Кочергина, который анализируя мемуары офицеров ещё Второй Мировой войны, приходит к интересным заключениям, что «рукопашные схватки возникали и велись преимущественно среди зданий и развалин, в траншеях, убежищах и т.д. То есть, в большинстве случаев бойцам приходилось действовать в тесных местах и в сочетании с преодолением препятствий. Приемы единоборств, а также холодное и прикладное оружие применялись при внезапном столкновении с противником «грудь с грудью», при отсутствии боеприпасов, при необходимости уничтожить врага бесшумно, при неисправности огнестрельного оружия.
Схватки в условиях непосредственного столкновения, с противником характеризовались: а) многообразием приемов и действий холодным оружием и без оружия; б) в большинстве случаев - внезапностью возникновения; в) скоротечностью, быстрым изменением обстановки. Это требовало от бойцов способности мгновенно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, проявлять инициативу, быть готовым к дерзким и решительным действиям, иметь высокий уровень тренированности рукопашного боя. Огромное значение в рукопашной схватке имели взаимовыручка, слаженность коллективных действий. Рукопашным схваткам часто предшествовали напряженные физические нагрузки при атаке. Подготовка к рукопашному бою рассматривалась командирами как средство привития бойцам двигательных умений и навыков действовать в атаке в ближнем бою, как средство физической тренировки, как важнейшее средство совершенствования морально-боевых качеств бойца, стремления к ближнему бою, первым нанести удар и победить.
Эти выводы практически полностью подтверждаются анализом и обобщением ближнего боя в большинстве локальных конфликтов второй половины XX века, а также последних десятилетий. Ярким подтверждением их верности является героический бой личного состава 6 роты 104 парашютно-десантного полка 76 гвардейской дивизии ВДВ в Аргунском ущелье в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года» [6, С. 14-15].
То есть в ходе современных оперативных мероприятий, где-то ночью в подворотне, офицер уголовного розыска в определённых ситуациях просто превращается в боевого армейского офицера.
Изложение основного материала статьи. В исследованиях принимали участие 22 курсанта старших курсов возрастом 20-22 лет. Педагогический эксперимент осуществлялся при помощи аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр-05». Исследовались показатели функции зрительного восприятия за 8-цветным вариантом теста цветных выборов Люшера (метод парных сравнений). Определялись показатели работоспособности, усталости, тревоги, эксцентричности, концентрированности, вегетативный коэффициент, гетерономность, автономность. Оценка скорости и точности узнавания слова, закодированного знаковой последовательностью, определялось по 25-пунктовым вариантам из 5-альтернативным выбором целостного объекта при помощи теста «установления закономерностей» [5].
Анализ тактических предрасположенностей ведения боестолкновения курсантов выявил два основные направления -стиль атакующий и стиль защитный. Исходя из этого, все исследуемые курсанты были распределены на две группы согласно тактике ведения поединка.
В группу курсантов с атакующей тактических предрасположенностью ведения боестолкновения вошло 10 человек. В группу с защитным стилем ведения поединка вошло 12 человек.
В таблице 1 представлены результаты теста Люшера у курсантов с разным стилем ведения поединка. Анализ результатов, представленных в таблице 1 свидетельствует о наличии разницы между показателями по цифровым тестам Люшера. Показатель работоспособности имеет тенденцию к увеличению значений у курсантов с атакующей тактической предрасположенностью ведения боестолкновения. Также выявлены достоверно высшие значения гетерономности у данной группы курсантов.
Полученный результат отображает факт наличия с одной стороны высокого уровня работоспособности у атакующих курсантах, по сравнению с курсантами защитного стиля ведение поединка, а из второго - наличие зависимости от внешних влияний, компромистностью. Это подтверждается недостоверными низшими значениями показателя автономности у курсантов с атакующим стилем ведение поединка (таблица 1). Однако это компенсируется пониженными показателями усталости, тревожности и вегетативного коэффициента (таблица 1).
Таким образом, атакующая тактическая предрасположенность ведения боестолкновения у курсантов сопровождается наличием высокого уровня работоспособности, снижением усталости, тревожности и зависимости от состояния вегетативных функций. Однако наличие пониженной автономности и рост гетерономности в структуре психофизиологического состояния курсантов с атакующим стилем ведения поединка указывает на компромиссность. Возможно этот недостаток (наличие гетерономности) имеет компенсаторных характер для формирования результата в условиях соревновательной и служебно-боевой деятельности.
В таблице 2 представлено значение показателей теста «установление закономерностей» у курсантов с разным стилем ведения поединка. Анализ таблицы 2 показал, что курсанты защитной и атакующей тактической предрасположенности ведения боестолкновения отличаются по показателям продуктивности и эффективности установления целостного объекта. При этом у курсантов с атакующим стилем ведения поединка производительность и эффективность ниже чем у курсантов с защитным стилем ведения поединка.
Определенно, что по показателям скорости и точности, курсанты с атакующей тактической предрасположенности ведения боестолкновения имеют имеют большую скорость (меньшую длительность времени акции-реакции) и точность (пониженное количество ошибочных реакций).
Таким образом, курсанты с атакующим стилем ведения поединка характеризуются высокими показателями скорости и переработки информации. Однако, рост скоростных характеристик у курсантов связан с понижением когнитивных функций: эффективности и производительности переработки информации.
Полученный результат согласуется с нашими предыдущими исследованиями, которые показали антагонистический характер связей между скоростными показателями нейродинамических функций и когнитивными характеристиками [10; 11].
Характер стиля ведения поединка в единоборствах зависит от многих факторов. В частности, индивидуально-типологические характеристики спортсмена, характерологические особенности личности, наличие индивидуальных стратегий принятия решение на уровне восприятия и переработки информации. Для курсантов определенного стиля ведения поединка всё это во многих случаях зависит именно от качества и скорости восприятия и переработки информации.
Таблица 1
Средние значения показателей цифрового теста Люшера у курсантов с различной тактической предрасположенностью ведения боестолкновения (п=22)
Показатели Тактическая предрасположенность ведения боестолкновения
Атакующая Защитная
Работоспособность 10,90 0,76 9,16 0,60*
Утомляемость 2,00 0,81 2,66 0,74
Тревожность 1,00 0,51 2,25 0,52
Эксцентричность 8,50 0,96 7,91 0,86
Концентрация 9,00 0,84 8,41 0,71
Вегетативный коэффициент 14,30 1,68 16,50 1,09
Гетерономность 7,90 0,60 6,00 0,42*
Автономность 9,60 0,45 10,33 0,43
Примечание: * -р < 0,05, в сравнении с группой курсантов атакующего стиля
Таблица 2
Средние значения показателей теста «установления закономерностей» у курсантов с различной тактической предрасположенностью ведения боестолкновения (п=22)
Показатели Тактическая предрасположенность ведения боестолкновения
Атакующая Защитная
Продуктивность 16,70 0,66 20,41 0,84*
Скорость, с. 3,93 0,07 4,75 0,04*
Точность 0,77 0,04 0,83 0,03*
Эффективность 48,60 5,23 66,75 5,32*
Примечание: * -р < 0,05, в сравнении с группой курсантов атакующего стиля
В исследованиях особенности восприятия и переработки зрительной информации у курсантов с различной тактической предрасположенности ведения боестолкновения имеют выявлено наличие улучшенных показателей значений нейродинамических характеристик у курсантов атакующего стиля, в сравнении с курсантами защитной тактической предрасположенности ведения боестолкновения.
Полученный результат свидетельствует о наличии стохастатичности организации переработки информации у курсантов с атакующей тактической предрасположенности ведения боестолкновения, который обусловливает понижение точности производительности и эффективности переработки информации, в результате активации компенсаторных механизмов мозговых структур. Стохастотичность организации переработки информации у курсантов с атакующим стилем ведения поединка отображает путь возможного компенсаторного поиска оптимальной организации интегративной функции мозга в условиях приспособления к спортивной и боевой деятельности. У курсантов с защитным стилем ведения поединка организация переработки информации характеризуется большим детерминизмом, который обусловливает рост автономности и снижение гетерономности цветного восприятия.
Выводы:
1. Атакующий стиль ведения поединка у курсантов образовательных организаций высшего образования сопровождается наличием высокого уровня работоспособности, понижением функционального порога утомляемости и тревожности в зависимости от состояния вегетативных функций.
2. Определено понижение автономности и рост гетерономности в структуре психофизиологического состояния курсантов с атакующим стилем ведения поединку, который указывает на наличие компромисности но предотвращению внешних воздействий.
3. Курсанты с атакующим стилем ведения поединка характеризуются высокими значения скорости по переработки информации.
4. Рост скоростных характеристик у курсантов связан с понижением когнитивных функций: эффективности и производительности переработки информации.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлению предусматривают провести анализ факторной структуры психофизиологических функций у курсантов из различными тактическими предрасположенностями ведения боестолкновения.
Литература:
1. Абраменко, А.А. Физическая подготовка сводных отрядов МВД России к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: монография / А.А. Абраменко. - Санкт-Петербург: Государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 124 с.
2. Баранюк, В.И. Реализация принципа сопряжённого воздействия в спортивной тренировке бойцов армейского рукопашного боя на основе искусственно управляющей среды : дисс. канд. пед. наук / В.И. Баранюк. -Малаховка, 2018. - 168 с.
3. Гаськов, А.В. Структура и содержание тренировочно-соревновательной деятельности в боксе: монография /
A.В. Гаськов. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. - 112 с.
4. Киселев В.А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров: учебное пособие /
B.А. Киселев. - Москва: ФиС, 2006. - 127 с.
5. Коробейников, Г.В. Психофизиологическая организация деятельности человека: научно-практическое пособие / Г.В. Коробейников. - Белая Церковь: БНАУ, 2008. - 137 с.
6. Кочергин, А.Н. Интеграция технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою: дисс. канд. пед. наук / А.Н. Кочергин. - Санкт-Петербург, 2011. - 152 с.
7. Светличный, Е.Г. Ключевые факторы повышения эффективности профессиональной подготовленности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Н.А. Нефедова // KANT. - Ставрополь. -2020. - № 3 (36). - С. 376-379.
8. Усков, С.В. Развитие оперативного мышления на занятиях по рукопашной подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России / С.В. Усков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. -Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 25.07.2015. - С. 175-178.
9. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков // Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.
10. Усков, С.В. Научный анализ взаимосвязи формирования качеств сенсорной моторики, скорости, силы и техники выполнения ударов на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Вестник Краснодарского университета МВД России: научно-практический журнал. - Краснодар: КрУ МВД России, 2017. - №3(37). - С. 210-214.
11. Усков, С.В. Тактическое разнообразие на основе индивидуальных психофизиологических характеристик в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В. 58. - Ч.1. - С. 243-246.
12. Усков, С.В. Сравнительный анализ профессиональной рукопашной подготовки в учебных заведениях полиции зарубежных стран и России / С.В. Усков // Научный результат. Педагогика и психология образования: сетевой научно-практический журнал. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2020. - Т.6. - №2. - С. 59-73.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
доцент кафедры физической подготовки и спорта,
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Нестерёнок Юрий Владимирович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Злобин Михаил Николаевич
Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России (г. Волгодонск)
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОЛИЦИИ
Аннотация. Определено воздействие систематических тренировочных занятий на основе инновационной педагогической технологии рукопашной подготовкой на функциональные возможности респираторной системы курсантов высшей школы полиции. В педагогическом эксперименте принимали участие 40 курсантов первого курса Крымского филиала Краснодарского университета МВД России. Занятия проводились два раза в неделю на протяжении учебного года. Программа включала 140 учебных часов. Разработан комплекс дыхательных упражнений. Приведены изменения функционального состояния респираторной системы исследуемых курсантов. Установлено, что применение дыхательных упражнений традиционно-прикладных систем древних даосов обуславливают повышение функциональных возможностей всех звеньев системы внешнего дыхания.
Ключевые слова: дыхательные упражнения, курсанты, профессиональная рукопашная подготовка, респираторная система, функциональное состояние.
Annotation. Influence of systematic training employments on the basis of innovative pedagogical technology hand-to-hand preparation is certain, on functional possibilities of the respiratory system of cadet's of higher school of police. 40 students of the first course of the Crimean branch of the Krasnodar university of Ministry of Internal Affairs of Russia took part in a pedagogical experiment. Employments were conducted two times in a week during a school year. The program included 140 educational hours. The complex of respiratory exercises is worked out. Changes over of the functional state of the respiratory system of the investigated students are brought. It is set that application of respiratory exercises of the traditional systems of ancient dao's is stipulated increase of functional possibilities of all links of the system of the external breathing.
Keywords: respiratory exercises, cadet's, professional hand-to-hand preparation, respiratory system, functional state.
Введение. Благоприятное влияние занятий физическими упражнениями на респираторную систему общеизвестно и представляет значительный теоретический и практический интерес для специалистов различных направлений физической культурой (общефизическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка, реабилитация, рекреация и пр.). Систематические тренировки укрепляют дыхательные мышцы, улучшают легочную вентиляцию, обеспечивают полноценную и более экономную работу легких. Адаптация к физическим нагрузкам расширяет