Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат социологических наук, доцент Тукаева Резеда Наилевна
Учреждение высшего образования Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Катекина Анастасия Александровна
Учреждение высшего образования Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
Аннотация: В статье анализируется образовательный потенциал применения цифрового инструментария в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе. Представлен обзор цифровых практик и технологий, способствующих развитию иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров. Особая роль отведена видеоресурсам TED TALKS, TED ED, Yutube, как наиболее эффективным цифровым инструментам создания искусственной языковой среды в классе. Отмечается неоспоримое преимущество создания собственных виртуальных классов, адаптированных к учебному процессу и позволяющих отслеживать достижения бакалавров. Обоснованность интеграции цифрового инструментария в образовательном процессе подтверждается типовым разнообразием заданий и их эффективным применением с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров. Эмпирической базой исследования является практический опыт использования видеоконтента на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, а также обзор цифровых практик и технологий, применяемых в аудиторной и самостоятельной работе. Представлены задания, направленные на развитие навыков аудирования, говорения, ведения дискуссии, а также на работу с фонетическим и лексическим материалом по теме "How to speak about money". В работе представлены выводы и рекомендации по методике интеграции цифрового инструментария в процесс обучения иностранному языку. Отмечается необходимость планомерного выбора цифровых практик для достижения конкретных образовательных целей, поскольку невозможно полностью заменить кинестетический способ подачи и восприятия учебного материала цифровыми ресурсами.
Ключевые слова: цифровой инструментарий, цифровые технологии, образовательная платформа, видеоконтент, иноязычная коммуникативная компетенция, языковая среда.
Annotation. The article examines the educational potential of using digital tools in the process of teaching foreign languages in higher education. An overview of digital practices and technologies that contribute to the development of bachelors' foreign language communicative competence is presented. A special role is assigned to video resources TED TALKS, TED ED, Yutube, as the most effective digital tools for creating an artificial language environment in the classroom. The undeniable advantage of creating your own virtual classrooms, adapted to the educational process and allowing you to track the achievements of bachelors, is noted. The validity of digital tools' integration into the educational process of teaching foreign languages is confirmed by the variety of types of tasks and the effectiveness of their application for the formation of the foreign language communicative competence of bachelors. The empirical basis of the research is the practical experience of using video content in foreign language practical course at a non-linguistic university, as well as an overview of digital practices and technologies used in classroom and independent work. The tasks are presented, aimed at developing listening skills, speaking, conducting a discussion, as well as working with phonetic and lexical material on the topic "How to speak about money". The paper presents conclusions and recommendations on the method of integrating digital tools into the process of teaching a foreign language. The need for a systematic choice of digital practices to achieve specific educational goals is noted, since it is impossible to completely replace the kinesthetic method of presenting and perceiving educational material with digital resources.
Keywords: digital tools, digital technologies, educational platform, video content, foreign language communicative competence, language environment.
Введение. Интеграция инновационных цифровых технологий в образовательное пространство связано с изменением методологической парадигмы в процессе обучения иностранным языкам. Необходимость формирования искусственной языковой среды предопределяет использование различного цифрового инструментария на образовательной платформе, обеспечивая развитие межкультурной компетенции, познавательной и мотивационной активности бакалавров, создание практико-ориентированного моделирования языковой среды, преодоление лингвистического барьера в практике иноязычного общения.
Цифровой инструментарий управления процессом овладения иностранными языками предопределяет развитие таких направлений как коммуникативность, интерактивное взаимодействие, аутентичность общения, визуализация содержания обучения, развитие языкового творчества. Современные мультимедийные технологии в практике преподавания иностранного языка обеспечивают информационную поддержку и симулирование реальной коммуникации, тем самым способствуя обучению свободного ориентирования в иноязычной среде.
Цифровые средства обучения иностранному языку как интерактивные системы, реализующие интеграцию анимированной компьютерной графикой, звуковое сопровождение, видеофайлы, статические тексты и изображения в образовательное пространство, стали темой исследования Н.А. Пластининой [4, С. 7]. Автор подробно рассматривает эффективность применения цифровых приложений (EasyBib, Remember the Milk, Surveymonkey, Bubbl.us, Create-a-Graph), электронных учебников (Speakout, ActiveBook, MySpeakoutLab, Business Result, Market Leader, MyGrammarLab), электронных тренажёров (Letter Generator, EssayMap, LearningApps.org, TOEIC Listening - Useful English), оказывающих воздействие на обучающихся по различным информационным каналам, развивающие навыки самоорганизации. Исследование мотивационной составляющей и продуктивного самопознания в процессе обучения иностранному языку как одного из факторов индивидуализации образовательных практик нашло отражение в работах А.М. Руст [6, С. 96], Л.В. Богдановой [1, C. 430].
Ещё не в полном объёме разработаны вопросы достаточности использования цифровых технологий в образовательном процессе, их негативном воздействии на учащихся. Так проблема «информационной перенасыщенности» обучения, бесконтрольного и хаотичного использования информации отражена в работе И.В. Роберт [5, С. 146]. Автор вводит понятие контентной «слепоты», когда бесконтрольный поиск информации участниками образовательного процесса становится важнее, чем выполнение задания с использованием цифрового инструментария и достижение поставленной цели. Взаимосвязь между интеграцией цифровых инструментов, реализующих интерактивный диалог обучающихся, и ослабление навыков социальной коммуникации, способности к критическому, творческому и проблемному мышлению отмечает в своей работе А.Н. Земскова [2, С. 93], А.Н. Колесниченко [3, С. 300]
Применение цифровых технологий в курсе иностранного языка может быть реализовано на различных он-лайн платформах, при любых формах обучения - очной, заочной, самостоятельной, дистанционной, для любого контингента обучающихся. Однако необходимо учитывать реальную цель использования цифрового инструментария, время, выделенное
на выполнение упражнений с цифровым контентом, в общем плане урока, цветовую гамму видеоресурса, удобочитаемый шрифт для предотвращения утомляемости обучающихся и перенасыщенности урока информационными потоками.
Изложение основного материала статьи. В нашем случае интернет-ресурсы, интегрирующие аудиовизуальную информацию, рассматриваются на примере сервиса YouTube и TED ED, которые являются крупнейшим видео-хостингом в мире. Особенности функционирования данных Интернет-ресурсов заключаются в: 1) открытости, доступности и редактируемости их применения в образовательном процессе; 2) возможности быстрого и простого создания новых цифровых объектов: презентаций, текстов, изображений, видео- и аудиофайлов; 3) существовании видеоматериалов в оригинальной версии на иностранном языке; 4) возможности повторного просмотра видеороликов и выполнения задания к ним в онлайн и в оффлайн-режиме. Применение видеоресурсов в образовательном пространстве позволяет разделить видеоматериал на тематические фрагменты с целью более детальной проработки увиденного видеофайла на занятии, что способствует полной вовлеченности каждого участника в учебный процесс.
TED - Интернет-ресурс, содержащий разнообразные видеофрагменты на социальные, политические, культурные, научные темы в оригинальной версии на английском языке. Данный электронный ресурс представлен также в варианте TED Ed, включающий не только видеоматериалы, но планы учебных занятий, контрольные вопросы к видео, упражнения на понимание содержания видеофрагмента. как в онлайн, так и в оффлайн-режиме. Данный ресурс способствует ознакомлению студентов с профессиональным компонентом изучения иностранного языка, а также отслеживанию прогресса обучающихся в усвоении определённой темы. В качестве примера можно рассмотреть следующие задания:
При помощи ресурса TED ED откройте тему «How to process your emotions». (https://ed.ted.c0m/best_0f_web/Fpty6rIW#watch).
- Просмотрите видео.
- Откройте вкладку THINK, ответьте на следующие вопросы по видео: What are reasons we fail to know ourselves? What tactics do people use to avoid processing emotions? How can ignoring our emotions hurt us in the long run? What is an atmosphere conducive to processing your emotions?
- Изучите дополнительный материал Additional Resources for you to Explore во вкладке Dig Deeper.
- Откройте вкладку Discuss. В групповом чате выразите своё мнение по изучаемой теме. Подготовьте монолог на тему "How do you deal with your emotions?".
Watch the video "Who owns Antarctica?" using TED ED (https://ed.ted.com/best_of_web/ARtLBL6P#watch) and answer the following questions:
A. What is the common heritage of mankind?
B. What issues have risen from the common heritage of mankind principle?
C. What was the first Cold War disarmament treaty?
D. Why will a country's claim to Antarctica matter in the 2040's?
E. What resources will countries be most interested in?
Одним из Интернет-ресурсов, эффективных в практике преподавания иностранного языка в вузе, является YouTube, включающий аутентичные материалы, способствующий развитию навыков аудирования и говорения.
Примерная последовательность работы с видеоконтентом на сервисе YouTube заключается в следующем: 1) совместный перевод ключевых слов, словосочетаний, грамматических структур, идиоматических выражений, заранее выделенных преподавателем из видеоресурса, имеющих смысловую нагрузку в тексте; 2) чтение и перевод вопросов, требующие ответа после просмотра видеоролика. Данный вид работы облегчает восприятие материала информационного ресурса; 3) первый просмотр файла, определение основного смысла, узнавание ключевых терминов; 4) проверка понимания содержания видеофайла, ответы на вопросы преподавателя по тексту; 5) фонетическая работа с отдельными выражениями и словосочетаниями, звукоимитация; 5) повторное прослушивание аудиофайла; 6) Выполнение заданий, предложенных преподавателем. В последующей работе возможно повторение и закрепление изученного грамматического и лексического контента посредством аудиофайлов-подкастов. Кроме того, темы видеоролика активно используются для дальнейшей дискуссии, составления речевых ситуаций, написания эссе с применением ключевых слов, словосочетаний, идиоматических выражений.
Рассмотрим примерный вариант практического занятия на тему: Money in the modern world and digital environment (Деньги в современном мире и цифровая среда) с просмотром и обсуждением видеофрагмента на канале YouTube. Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических и коммуникативных навыков в рамках различных видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма с использованием цифрового инструментария.
Студентам предлагается посмотреть видео в YouTube "How to speak about money" (https://www.youtube.com/watch?v=spkI_dUQ9KE).
Discussion after watching:
1. What phrases are used when we speak about: type of money, sales, discounts, pros, price, debt, rich and poor, personal income, money in a bank, tax?
2. Give the examples of using the following words:
Exchange rate, bitcoin, pay for, get refund, buy on credit, current account, saving account, withdraw, pay interest, income tax, receipt.
3. What is the difference between the following words?
Grant, scholarship.
Salary, wages, fee, bonus.
Lend, borrow.
Earn, waste.
4. Explain the following idiomatic expressions used in the video. Make up your own situations of using them. Hit the Jackpot, to be broke, to be tight, have money to burn, haggle over the price, in the black, tighten one's belt, go bankrupt.
5. Discuss the following: Advantages and disadvantages of using electronic money.
Мультимедийные Интернет-ресурсы такие, как YouTube, TED ED, представляющие текстовую, анимационную, графическую, звуковую, видео информацию, являются интерактивным, наглядным, занимательным ресурсом на образовательной платформе, с моментальной обратной связью [7, С. 60].
Эффективность применения подкастов в обучении иностранному языку заключается в возможности ознакомления с многообразием акцентов, тембров, темпа, диалектических особенностей современного аутентичного материала. Актуальность использования подкастов в образовательном пространстве подтверждается простотой реализации разнообразных типов заданий, направленных на развитие различных видов речевой деятельности. Так, просмотр видеоблогов, современных шоу, интервью научного, новостного, спортивного характера, способствует вариативному обучению навыков аудирования как сложного вида речевой деятельности. TED Talks, YouTube, TED ED обеспечивают
развитие навыков аудирования посредством выполнения разнообразных упражнений, направленных на понимание услышанного, многократного просмотра видеофайла, в том числе, с применением текстового сопровождения. Видеоматериалы знакомят с многообразием акцентов, ритмико-интонационными характеристиками, диалектическими особенностями иностранного языка. Для развития говорения, как сложного вида речевой деятельности, видеоконтент становится содержательной основой учебной дискуссии, круглого стола, пресс-конференции. Просмотр субтитров, текстовое сопровождение, разработка и выполнение заданий на основе субтитров способствуют развитию навыков чтения. Эффективность подкастов в развитии лексического и грамматического аспектов речевой деятельности подтверждается использованием и отработкой лексических единиц, грамматических структур, ранжированием их по темам.
Применение опции "discuss", возможность обсуждения увиденного с носителями языка, темы, цитаты, затронутые в видеоматериале, могут стать основой сочинения, что способствует развитию письменного иноязычного общения и иноязычной коммуникативной компетенции в целом.
Выводы. Цифровые технологии способствуют активизации творческой активности студентов, дают возможность принимать участие в тематических форумах, виртуальных дискуссиях, вовлекать учащихся в совместные творческие проекты, создавать коммуникативные ситуации, тем самым обеспечивая реализацию индивидуального подхода и повышение мотивационной и познавательной активности.
Внедрение подкастов, цифровых платформ в учебный процесс, представленный видеоконтент, аутентичный материал в разнообразном исполнении, вариативность содержания аудиотекстов, возможность выполнения задания в онлайн и в оффлайн-режиме, воздействие одновременно по различным информационным каналам способствует стимулированию различных видов речевой деятельности бакалавров, при условии гармоничного сочетания с традиционным обучением меняет характер подачи материала и приобретения знаний.
Литература:
1. Богданова Л.В. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании иностранных языков в техническом вузе // Цифровизация транспорта и образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, прсвящённой 125-летию железнодорожного образования в Сибири. - 2019. - С. 428-433.
2. Земскова А.Н. Применение цифровых образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Успехи гуманитарных наук. - 2021. - №7. - С. 91-97.
3. Колесниченко А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т.6. - №2. - С. 298-303.
4. Пластинина Н.А. Открытые образовательные ресурсы и цифровые библиотеки: критерии отбора, оценивание качества и способы каталогизации ресурсов в современной практике преподавания иностранного язвка // Наука, образование, обучение: актуальные вопросы и современные аспекты. - Екатеринбург, 2020. - С. 5-12.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Электронный ресурс] / И.В. Роберт. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
6. Руст А.М. Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные технологии как инновационные средства преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №8. - С. 95-99.
7. Sarymbetova A., Kusenbayeva Z., Nabidullin A. The role of multimedia means of education (application, software, technologies) in teaching foreign language// Актуальные научные исследования в современном мире. - Общественная организация «Институт социальной трансформации». - 2021. - № 9-4 (77). - С. 59-65.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
доцент кафедры физической подготовки и спорта,
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Лукавенко Андрей Викторович
Крымский юридический институт (филиал) Университет прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Кузнецова Елена Владимировна
Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России (г. Волгодонск)
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ
ПОДГОТОВКОЙ
Аннотация. Обследовано 22 курсанта в возрасте 20-22 года, разделенных на две группы по стилю ведения поединка: атакующий и защитный. Выявлено, что атакующий стиль ведения поединка у курсантов сопровождается наличием высокого уровня работоспособности, снижением усталости, тревоги и зависимостью от состояния вегетативных функций. Определено снижение автономности и рост гетерономности в структуре психофизиологического состояния курсантов атакующего стиля ведения поединка, что указывает на наличие компромиссности и предотвращения внешних неудач.
Ключевые слова: особенности восприятия и переработки информации, курсанты с разным стилем ведения поединка, тест Люшера.
Annotation. We examined 22 cadet's qualifications aged 20-22 years, divided into two groups by their style of fight: attack and defensive. Revealed that the attacking style of the fight in cadet's is accompanied by the presence of high-level performance, decrease fatigue, anxiety and dependence on the autonomic functions. The lowering of autonomy and growth heteronomnosti in the structure of psycho-physiological condition of cadet's from attacking style of match, indicating the presence compromise prevention and external failure.
Keywords: features of perception and information processing, cadet's with different style of match, the test Lyushera.
Введение. Основной целью образовательных организаций МВД РФ и территориальных органов МВД России по организации профессиональной служебной и физической подготовки выступает совершенствование профессиональных компетенций сотрудников, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [7].
Как уже нами не раз отмечалось в предыдущих исследованиях [10; 11 и пр.], рукопашная подготовка курсантов высшей школы полиции характеризуются наличием высоких координационных и скоростно-силовых показателей владения