Научная статья на тему 'Потенциал сервисов Веб 2. 0 для самостоятельного овладения иностранным языком'

Потенциал сервисов Веб 2. 0 для самостоятельного овладения иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / АУДИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / ПРОДУКТИВНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL NETWORKING WEBSITES / TEACHING ENGLISH / DIGITAL LEARNING / COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING / WRITING SKILLS / SPEAKING SKILLS / LISTENING SKILLS / READING SKILLS / LEARNER AUTONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич, Миндиярова Татьяна Николаевна

Статья посвящена рассмотрению потенциальных возможностей использования сети Интернет в качестве инструмента развития самостоятельности в обучении иностранному языку и повышения уровня мотивации учащихся в процессе овладения языком. Социальные сети и другие сервисы эпохи Веб 2.0 предоставляют учащимся невиданные прежде возможности доступа к аутентичным текстам, изображениям, аудиои видеоматериалам, а также производства осознанной письменной и устной речи, устное и письменного взаимодействия на их базе. Они позволяют современному инициативному преподавателю преодолеть ограничения, накладываемые на процесс обучения традиционной системой иноязычного образования. Данные ограничения освещены в тексте статьи. Автором рассматривается потенциал таких популярных электронных сервисов, как социальная сеть для публикации видеозаписей YouTube, социальная сеть для микроблоггинга Twitter, социальная сеть для создания онлайн-сообществ и общения Facebook, а также рассказывается об особенностях использования подкастов как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции и самостоятельности учащихся на занятиях иностранного языка. Приводятся названия ресурсов, использование которых в курсе обучения иностранному языку приводит к повышению самостоятельности учащихся, говорится о том, какие преимущества преподаватель извлекает при использовании социальных сетей на уроке иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич, Миндиярова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF WEB 2.0 SERVICES IN AUTONOMOUS FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article is dedicated to reviewing the use of Internet as a means of encouraging autonomous foreign language learning. It highlights the integration of some of the social networking websites available in the Web 2.0 era into the process of teaching a foreign language by providing students with access to authentic material and giving the opportunity to produce language in a written and spoken form.

Текст научной работы на тему «Потенциал сервисов Веб 2. 0 для самостоятельного овладения иностранным языком»

ПОТЕНЦИАЛ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Онорин Дмитрий Евгеньевич

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: tmetheionorinagmail. com

Миндиярова Татьяна Николаевна

старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

THE POTENTIAL OF WEB 2.0 SERVICES IN AUTONOMOUS FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Dmitriy Onorin

Post-graduate Student at the foreign language teaching chair, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]

Tatiana Mindijarova

Senior Leturer, German and French Languages Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: fernstudium@pspu. ru

Аннотация: статья посвящена рассмотрению потенциальных возможностей использования сети Интернет в качестве инструмента развития самостоятельности в обучении иностранному языку и повышения уровня мотивации учащихся в процессе овладения языком. Социальные сети и другие сервисы эпохи Веб 2.0 предоставляют учащимся невиданные прежде возможности доступа к аутентичным текстам, изображениям, аудио- и видеоматериалам, а также производства осознанной письменной и устной речи, устное и письменного взаимодействия на их базе. Они позволяют современному инициативному преподавателю преодолеть ограничения, накладываемые на процесс обучения традиционной системой иноязычного образования. Данные ограничения освещены в тексте статьи. Автором рассматривается потенциал таких популярных электронных сервисов, как социальная сеть для публикации видеозаписей YouTube, социальная сеть для микроблоггинга Twitter, социальная сеть для создания онлайн-сообществ и общения Facebook, а также рассказывается об особенностях использования подкастов как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции и самостоятельности учащихся на занятиях иностранного языка. Приводятся названия ресурсов, использование которых в курсе обучения иностранному языку приводит к повышению самостоятельности учащихся, говорится о том, какие преимущества преподаватель извлекает при использовании социальных сетей на уроке иностранного языка.

Ключевые слова, социальная сеть; обучение иностранному языку; формирование самостоятельности; аудирование; говорение; цифровая лингвообразовательная среда; компьютерные технологии в обучении; продуктивная речевая деятельность.

© Онорин Д.Е., Миндиярова Т. Н., 2018

Abstract: the article is dedicated to reviewing the use of Internet as a means of encouraging autonomous foreign language learning. It highlights the integration of some of the social networking websites available in the Web 2.0 era into the process of teaching a foreign language by providing students with access to authentic material and giving the opportunity to produce language in a written and spoken form.

Keywords: social networking websites; teaching English; digital learning; computer technologies in teaching; writing skills; speaking skills; listening skills; reading skills; learner autonomy

Одной из главных причин огромной популярности социальных сетей является процесс потенциального поддержания и развития отношений в режиме реального времени. Социальные сети - это не только инструмент для просмотра фотографий друзей на Facebook, чтения коротких информационных сообщений в Twitter, или публикации видеозаписей в YouTube, это форма выражения мыслей, взаимодействия, а также построения сообществ. Постоянно увеличивающее число преподавателей и учащихся использует эти инструменты как средство общения во внеклассное время. Акцент на использовании изучаемого языка в качестве средства построения межличностных отношений отличает обучение с помощью социальных сетей от традиционных педагогических подходов к преподаванию языка, и зачастую приводит к созданию возможностей для успеха. Обучающие технологии, осознание учащимися пользы обучения, использование технологий учителем, социальное взаимодействие и экономическая целесообразность использования - это инновационные и педагогически эффективные способы улучшить процесс обучения иностранному языку.

Овладение языком, продуктивная речевая деятельность. Производство речи - важная часть процесса овладения языком. Создание материалов, таких как подкасты и видеозаписи, учащимися, повышает мотивацию и способствует изучению и овладению ими иностранного языка. Таким образом, можно говорить о том, что поощрение студентов в говорении и экспериментировании с использованием языка является эффективной частью обучения.

Образовательная среда, использующая сеть Интернет, может служить средством повышения заинтересованности и привести к конструктивному обучению с помощью аутентичных видов деятельности, что связано с большим объемом материала, доступным в сети Интернет. Преподаватели могут предоставлять учащимся доступ к значительному многообразию заданий, доступных в множестве форматов, таких как тексты, изображения, аудиозаписи и видеозаписи. Кроме того, мультимедийные ресурсы могут повысить мотивированность обучающихся.

Ограничения в обучении. Учителя часто сталкиваются с ограниченностью своих педагогических возможностей, связанными с нехваткой материалов для чтения и аудирования, к которым могут обращаться учащиеся, а также с острой нехваткой возможностей для тренировки английского языка в реальных условиях общения, поэтому учащиеся не могут осознанно производить речи. Современная образовательная

182

система ограничивает время, которое учащиеся могут тратить на устную и письменную тренировку изученного материала, выделяя лишь небольшую часть 40-45-минутного занятия в школе или в языковом центре на упражнения по говорению (Speaking). Учащиеся среднеспециальных и высших учебных заведений, получающие неязыковые специальности, часто обращают больше внимания на профильные предметы, чем на иностранный язык, подработку, а также внеклассное общение со сверстниками, таким образом, имея малое количество времени на отработку англоязычного материала. Учащиеся редко заинтересованы в производстве иноязычной речи, что может являться преградой в организации учителем внеклассной самостоятельности учащихся. Использование материалов, которые интересны учащимся и отвечают их потребностям в обучении, является обязательным условием повышения мотивации и самостоятельности. Интернет помогает превозмочь данное ограничение, а благодаря невероятной вычислительной мощности современных компьютеров и мобильных устройств и высокой скорости передачи данных в мобильных сетях и сети Wi-Fi, а также широкополосному доступу в интернет в крупных и малых городах, доступ к аудио- и видеоматериалам является повсеместной реальностью. Еще несколько лет назад обучающиеся были ограничены лишь чтением и написанием текстов, а сегодня та же виртуальная среда уже открыта для всех в полной мере. Отправка и получение аудиофайлов и видеофайлов не является ограничительным фактором для современных учащихся. Постоянно улучшающееся программное обеспечение инструментов социальных сервисов и социальных сетей предоставляет возможности использования сети Интернет для развития речевых навыков.

Социальные сети. Вебсайты-социальные сети, такие как Facebook, YouTube и Twitter, набрали огромную популярность среди пользователей сети Интернет, которые могут делиться с их помощью своими мыслями, видеозаписями и другими видами деятельности. Это достижение современности сделало Интернет более инновационным, а такой термин как Веб 2.0 используется для обозначения таких социальных сервисов. На сегодняшний момент такие вебсайты находятся в свободном доступе, их использование бесплатно, они предоставляют учащимся новые инструменты для самовыражения аутентичными способами.

Учителя могут поддерживать самостоятельную социальную деятельность своих учащихся, предлагая им создание аутентичного материала на изучаемом языке и предварительную его тренировку.

YouTube. Некоторые учащиеся могут стесняться записывать видео и делиться им в сети YouTube, однако уже сегодня поиск в сервисе позволяет открыть для себя многочисленные видеозаписи, выложенные как учащимися, так и учителями, что может служить примером для создания подобных материалов. Видеозаписи можно использовать как материал для проведения дискуссии на занятии. Публикация видео - простое действие, учитывая тот факт, что современные устройства, такие как смартфоны, планшеты и настольные компьютеры, находятся в повседневном обиходе у современных

учащихся и учителей. Перед записью видео учащиеся могут потренировать речь, которую они хотят произнести в видео, самостоятельно контролируя свою деятельность, которая приводится к конечному результату. В зависимости от своих потребностей и целей учащиеся могут записать видео на множество тем, которые входят в программу обучения.

Twitter. Twitter - это одновременно и социальная сеть, и служба микроблоггинга, где пользователи могут публиковать короткие сообщения длиной до 140 знаков. Подобный короткий формат является уникальным способом общения, которым пользуются миллионы пользователей сервиса. Учащиеся могут поддерживать связь друг с другом с помощью этой социальной сети, которая также помогает им поддерживать связь с учителем. Преподаватель может публиковать начало истории на публичной странице своей учетной записи, доступной для просмотра и взаимодействия учащимся, аони, в свою очередь, отвечая на исходное сообщение по очереди, могут продолжать историю своими небольшими сообщениями. Подобное взаимодействие также может служить инструментом для контроля деятельности учащихся при публикации учителем тестовых вопросов как открытого типа с тем, чтобы обучающиеся отвечали полным сообщением, так и закрытого типа, предлагая учащимся-пользователям выбрать один из перечисленных с помощью встроенной опросной формы ответов.

Facebook. Facebook является наиболее эффективным инструментом формирования самостоятельной иноязычной деятельности учащихся. Этот вебсайт позволяет учащимся сформировать сообщество для взаимодействия вне класса. Перед использованием Facebook для преподавания языка необходимо обозначить правила такого взаимодействия для учащихся. Материалы, публикуемые в социальной сети, могут мотивировать учащихся делиться своими мыслями с помощью комментариев к публикациям или собственных публикаций, чего трудно достичь в ограниченной классными стенами образовательной среде. Во избежание общения между учащимися на родном языке необходимо соблюдать привязку заданий, выполняемых в социальной сети, к темам занятий, в противном случае общение на лично-значимые темы может привести к использованию средств родного языка. Решением проблемы может являться создание дополнительной учетной записи с заполнением анкеты на изучаемом языке и указание английского варианта написания имени обучающегося.

Подкасты. Запись подкаста похожа по сути на написание плана урока. При подготовке плана проводится количественный подсчет элементов, включающий количество уроков, времени на уроке, объем материала для озвучивания. При подготовке подкаста тоже требуется производить подсчет следующих элементов: уровень языка, соответствующий знаниям учащегося, цели, задачи, потребности учащегося. Соответственно, необходимо найти ответы на следующие вопросы при подготовке подкаста: Сколько эпизодов подкаста потребуется записать? Какова продолжительность каждого эпизода?

Кто будет производить запись? При разработке подкастов для обучения иностранному языку потребуется ответить на подобные вопросы.

На начальном уровне обучения необходимо учитывать тот факт, что у обучающегося английскому языку может быть недостаточно развит слухопроизносительный навык, соответственно учителю придется воспроизвести запись трижды: первый раз на обычной скорости, второй раз на медленной скорости с тем, чтобы учащийся мог разобрать отдельные слова с четким произношением, а затем еще раз на обычной скорости. Это может способствовать лучшему усвоению материала учащимся начального уровня.

Не у всех учителей может быть время или желание для создания подобного материала. В таком случае стоит обратить свое внимание на использование уже записанных доступных в сети Интернет подкастов, направленных на развитие слухопроизносительного навыка.

Формирование самостоятельности с использованием социальных сетей. Процесс формирования и развития самостоятельности - сложный многоступенчатый процесс, в котором в результате многолетних исследований учеными были выделены репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни учебной самостоятельности. Описанные возможности сервисов среды Веб 2.0 предлагают учащимся как инструментарий, так и средства и способы самостоятельного контроля своей учебной деятельности, того, насколько сформированными являются их навыки. YouTube, Facebook и Twitter обеспечивают пользователей интуитивно понятным и простым в освоении интерфейсом, благодаря чему обучающиеся иностранному языку могут сигнализировать преподавателю о принятии учебной цели, понимании очередности выполнения действий для выполнения учебного задания, сборе необходимой информации и выборе способа деятельности, рациональном выполнении задания. Кроме того, на перечисленных сайтах присутствует система комментариев, которые можно оставить к каждой отдельной публикации-результату деятельности, будь то текст, аудио- или видеозапись, что позволяет учащимся получить адекватную оценку одногруппников, адекватно оценить свою деятельность самостоятельно, а преподаватели могут использовать комментарии в качестве инструмента по сбору рефлексии, позволяющей регулировать собственную активность. На следующих этапах обучающиеся смогут самостоятельно ставить перед собой учебную задачу и проводить поиск ее решения.

В современном мире существует множество способов привлечь использование социальных сетей для привлечения изучающих иностранный язык к самостоятельному использованию языка, прослушиванию и производству иноязычной речи, которой можно делиться в сети Интернет в разном виде. Такую деятельность достаточно сложно внедрить в урок в связи с техническими и экономическими ограничениями; однако, подобные преграды достаточно быстро преодолеваются доступностью мобильных устройств, которые можно использовать для формирования самостоятельности учащихся. Тем не менее, ограничения все еще существуют. Среди них - временные

затраты со стороны как учителя, так и учащегося для овладения способностью использовать тот или иной ресурс, предоставляемый таким явлением как Веб 2.0. Даже при наличии компьютерной грамотности необходимо определенное количество времени для освоения программного обеспечения, поиска подкастов и видеозаписей, а также регистрации и настройки учетной записи в социальных сетях.

Несмотря на распространенность технологий в современном обществе, некоторые учащиеся, в особенности учащиеся взрослого возраста, не имеют желания и стремления использовать компьютерные технологии при обучении иностранному языку. Некоторые из них не желают тренироваться вне класса, возлагая ответственность по донесению информации на учителя. Стремительное развитие технологий зачастую является проблемой для людей медленно обучающихся использованию новых программных инструментов, однако, в целом, оно позволяет как преподавателю, так и учащемуся, развивать коммуникативный навык с более высокой скоростью, чем было доступно ранее, до появления Веб 2.0.

Учащиеся, использующие социальные сети в обучении языку, способны производить осознанный речевой материал. Социальные сети доступны всем пользователям, просты в использовании и не несут за собой особых экономических затрат. Экспериментирование с различными социальными веб-сервисами может привести к повышению самостоятельности, мотивированности, ответственности и осознанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.