Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / информационно-коммуникационные технологии / лингвистические компетенции / цифровая грамотность / визуализация / digitalization / information and communication technologies / linguistic competencies / digital literacy / visualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Танцура

В статье рассматривается проблема использования средств современных цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов вуза. В статье подчеркивается, что цифровизация затронула все уровни образования. Данный процесс привел к организационным изменениям образовательной среды, переосмыслению педагогических подходов с учетом новой цифровой реальности. Автором отмечается, что цифровизация технических средств обучения позволяет осуществлять более качественное представление учебно-методических материалов. В статье подчеркивается, что динамичное развитие цифровых технологий способствовало появлению цифровых средств, информационных ресурсов, содержание которых направлено на развитие знаний и навыков коммуникативной деятельности на иностранном языке. Автор указывает, что применение инструментов цифровых технологий в учебном процессе меняет отношение преподавателей к профессиональной деятельности и студентов к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Танцура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO HIGHER EDUCATION STUDENTS

The article deals with a problem of using modern digital technologies in the process of teaching a foreign language to university students. The article emphasizes that digitalization has affected all levels of education. This process has led to organizational changes in the educational environment, rethinking of pedagogical approaches taking into account the new digital reality. The author notes that digitalization of technical training tools allows better usage of educational and methodological materials. The article emphasizes that dynamic development of digital technologies has contributed to emergence of digital tools, information resources, the content of which is aimed at developing knowledge and skills of communicative activity in a foreign language. The author points out that the use of digital technology tools in the educational process changes the attitude of teachers to professional activities and students to educational activities.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

л С V\ С \ С \ С N

Познавател Эмоциона Мотивацион Деятельност Волевой Рефлексивн

ьный

компонент (интерес к профессии)

льный компонент (удовлетво рение)

ный компонент (хочу)

I эТап

компонент (должен)

ый

компонент (молодец)

L

II эТап

Рис.4.Этапыразвития профессиональногоинтереса

III эт!

ап

В случае, когда начальные профессиональные действия человека (дея-тельностный компонент) являются успешными, приносят удовлетворение (эмоциональный компонент), они побуждает человека (мотивационный компонент) глубже познать профессиональные процессы, технологии, закономерности деятельности (познавательныйкомпонент).

По мере освоения профессиональной деятельности задания (учебные или производственные) становятся сложнее и требуют все больше волевых усилий от человека (волевой компонент), которые служат мобилизационной основой для преодоления трудностей в освоении или осуществлении профессиональной деятельности. Отслеживать собственное продвижение в освоении профессии позволяет рефлексивный компонент профессионального интереса. Только думающий, анализирующий себя человек может быть компетентным в своей профессии.

Таким образом, можно отметить, что в становлении и развитии профессиональных интересов наблюдается определенная закономерность: без наличия потребности к познанию своей будущей профессии, положительного отношения, испытываемого человеком в ходе этого познания (I этап), не возникает желание и побуждение к осуществлению деятельности (II этап), а тем более прикладывание усилий к освоению ею, анализа собственных действий (III этап). Отсюда вытекают выводы:

- становление компонентов профессионального интереса более высокого порядка не может происходить до того, пока не будут сформированы компо-нентыболее низкого порядка;

- чем большее число компонентов профессионального интереса поддерживает сознание человека, тем глубже его профессиональный интерес.

Данное предположение требует отдельного педагогического исследования, которое выходит за рамки представленной работы.

Библиографический список

1. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Академия, 2014.

2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.

3. Морозова Н.Г Учителю о познавательном интересе. Москва: Знание, 1979.

4. Савина Ф.К Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина. Волгоград: Перемена, 1997; Выпуск 4: 44 - 47.

5. Сторож РИ. Проблема определения профессиональных интересов в психолого-педагогической литературе. Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. 2017; № 4: 143 - 148.

6. Котельникова Г.Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1996.

7. Костюшина Н.П. Формирование профессиональных интересов студентов техникума. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2005. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnyh-interesov-studentov-tehnikuma

8. Цыганок А.В. Развитие профессиональных интересов подростков - важнейший этап формирования личности будущего профессионала. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: электронный журнал. Available at: http://www.jurnal.org/articles/2007/ped18.html

9. Кревневич В.В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1958.

10. Мордовская А.В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1990.

References

1. Pidkasistyj P.I., Mizherikov V.A., Yuzefavichus T.A. Pedagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2014.

2. Schukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1988.

3. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. Moskva: Znanie, 1979.

4. Savina F.K. Integrativnye osnovy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Celostnyj uchebno-vospitatel'nyjprocess: issledovanie prodolzhaetsya: metodologicheskij seminar pamyati professora V.S. Il'ina. Volgograd: Peremena, 1997; Vypusk 4: 44 - 47.

5. Storozh R.I. Problema opredeleniya professional'nyh interesov v psihologo-pedagogicheskoj literature. Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B. Gumanitarnye nauki. 2017; № 4: 143 - 148.

6. Kotel'nikova G.N. Formirovanieinteresa ktrudovojdeyatel'nostiu mladshih shkol'nikov vprocesse vypolneniya professional'nyh prob. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1996.

7. Kostyushina N.P. Formirovanie professional'nyh interesov studentov tehnikuma. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2005. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnyh-interesov-studentov-tehnikuma

8. Cyganok A.V. Razvitie professional'nyh interesov podrostkov - vazhnejshij 'etap formirovaniya lichnosti buduschego professionala. Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov: 'elektronnyj zhurnal. Available at: http://www.jurnal.org/articles/2007/ped18.html

9. Krevnevich V.V. Formirovanieprofessional'nojnapravlennosti u uchaschihsya starshih klassov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1958.

10. Mordovskaya A.V. Formirovanie professional'nyh interesov shkol'nikov v processe fakul'tativnyh zanyatij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1990.

Статья поступила в редакцию 02.08.21

УДК 378

Tantsura T.A., Senior Lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

THE POTENTIAL OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO HIGHER EDUCATION STUDENTS. The article deals with a problem of using modern digital technologies in the process of teaching a foreign language to university students. The article emphasizes that digitalization has affected all levels of education. This process has led to organizational changes in the educational environment, rethinking of pedagogical approaches taking into account the new digital reality. The author notes that digitalization of technical training tools allows better usage of educational and methodological materials. The article emphasizes that dynamic development of digital technologies has contributed to emergence of digital tools, information resources, the content of which is aimed at developing knowledge and skills of communicative activity in a foreign language. The author points out that the use of digital technology tools in the educational process changes the attitude of teachers to professional activities and students to educational activities.

Key words: digitalization, information and communication technologies, linguistic competencies, digital literacy, visualization.

Т.А. Танцура, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблема использования средств современных цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов вуза. В статье подчеркивается, что цифровизация затронула все уровни образования. Данный процесс привел к организационным изменениям образовательной среды, переосмыслению педагогических подходов с учетом новой цифровой реальности. Автором отмечается, что цифровизация технических средств обучения позволяет осуществлять более качественное представление учебно-методических материалов. В статье подчеркивается, что динамичное развитие цифровых технологий способствовало появлению цифровых средств, информационных ресурсов, содержание которых направлено на развитие знаний и навыков коммуникативной деятельности на иностранном языке. Автор указывает, что применение инструментов цифровых технологий в учебном процессе меняет отношение преподавателей к профессиональной деятельности и студентов к учебной деятельности.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, лингвистические компетенции, цифровая грамотность, визуализация.

Современное общество наблюдает ежедневное расширение пространства цифровой среды и, как следствие, проникновение ее во все области человеческой деятельности. Процессы цифровизации, которые все чаще называют «компьютерной революцией» [1, с. 87], коснулись не только аспектов организации образовательной деятельности, но и содержания учебно-методического наполнения дисциплин. Изменения в образовании под воздействием динамично развивающейся цифровой среды требуют участия администрации вузов, преподавателей и студентов, поскольку обновления затрагивают все уровни образования. Особое внимание уделяется обновлению педагогических технологий и учебно-методических средств для достижения установленных образовательных результатов [2].

Развитие и широкое использование различных средств цифровых технологий всеми слоями населения, свободный доступ к информационной среде обусловливает применение их в учебной процессе для развития знаний, умений и навыков студентов, которые будут актуальными для них как в профессиональной деятельности, так и в социальной жизни. Таким образом, постепенно произошла замена долгие годы используемых технических средств обучения на современные цифровые средства. Преподавателями вузов в настоящее время активно пользуются компьютером, интерактивной доской, проектором для представления наглядного материала. Кроме того, для более эффективной реализации учебного процесса преподаватели могут использовать учебно-методические материалы, размещенные на информационно-образовательном портале вуза (учебники, учебные пособия, практикумы, сборники, словари и т.д.), разрабатывать и внедрять в учебный процесс текущее, промежуточное и итоговое тестирование.

С учетом возможности персональной деятельности обучаемых с конкретным средством информационно-коммуникационных технологий и личностно ориентированного подхода в обучении в педагогике получило развитие направление персонализации образовательного процесса, сущностью которого является уход от традиционной модели осуществления учебной деятельности и повышение продуктивности образовательного процесса на основе использования потенциала цифровых технологий [2, с. 32]. В ряде стран за рубежом (в частности в США) уже внедряются государственные программы персонализации образования в связи с ростом цифровизации образования.

Несомненно, что такие программы на сегодняшний день являются основой для педагогических исследований, и массовое внедрение персонализированного обучения требует не только огромных финансовых средств, но и серьезной переподготовки педагогических коллективов. Кроме того, результаты педагогических исследований должны дать ответ на вопрос: в каком объеме будет наиболее эффективной цифровая персонализация образовательного процесса? Персона-лизация действительно представляет модель реализации личностно ориентированного подхода в обучении и расширяет потенциал управления процессом обучения в образовательном пространстве, но, с другой стороны, требуется высокого уровня самоорганизации учащихся, развитые навыки самоподготовки и самостоятельной учебной деятельности, готовности педагогов к трансформации профессиональной деятельности с учетом реалий современной цифровой среды.

Анализируя изменения, которым подверглась современная система образования на всех уровнях в результате резкого скачка в развитии цифровых технологий, следует отметить, что именно в обучении иностранному языку наиболее востребованы технические средства, позволяющие овладевать навыками восприятия информации на иностранном языке и репродукции речевых образцов с учетом особенностей звукового произношения конкретных буквосочетаний в словах. Со времени появления средств звукового воспроизведения лингафонные кабинеты стали широко использоваться для выполнения фонетических упражнений, повторяя и отрабатывая произношение, упражнений для развития слухового восприятия информации с целью перехода к развитию навыков говорения на основе конкретного материала. Проведение учебной деятельности в лингафонном кабинете создает ситуацию погружения студентов в созданную искусственно иноязычную среду.

В настоящее время потенциал современных цифровых технологий в значительной степени расширяет возможности преподавателей относительно предоставления учебного материала, формирования лингвистических компетенций

и посредством изучения иностранного языка профессиональных компетенций. Инновационные цифровые технологии позволяют использовать не только ауди-осредства в преподавании иностранного языка. Сегодня более популярными являются средства визуализации информации.

Использование визуальных средств обучения основывается на принципе наглядности. Наглядность используется для интенсификации восприятия информации. В процессе обучения иностранному языку наглядность может представлять статическое компактное изображение графиков, таблиц, используемых как для развития навыков монологического высказывания, так и для навыков парного и группового обсуждения предлагаемой визуальной информации. В настоящее время более популярным является использование видеороликов. Существует огромное количество интернет-ресурсов, которые позволяют осуществить выборку видеоматериала, соответствующего тематике учебного курса. Разработка преподавателем набора упражнений на основе конкретного видео способствует более полному восприятию информации, отработке и закреплению лексического и грамматического материала, представленного в конкретном фрагменте визуальной информации. В данной связи визуализация используется в дидактических средствах обучения для активизации мыслительной деятельности и развитию когнитивной сферы.

Обучение иностранному языку в вузе основано на создании искусственной иноязычной среды. Включение в процесс обучения учебно-методических материалов, разработанных посредством цифровых технологий, выводит учебный процесс из традиционного формата обучения, расширяет перспективы преподавания иностранного языка в вузе [3]. Преимуществами цифровых технологий являются высокая скорость предоставления учебно-методических материалов студентам, единовременное предоставление информации большому кругу лиц, высокого уровня и качества мультимедийность, позволяющая повысить уровень восприятия информации и овладение предметными аспектами, техническая простота цифровых средств, которые используются для разработки и создания учебных материалов.

Высокий объем информативности, разнообразие возможностей работы с аудиоинформацией, видеоматериалами, текстами позволяет в значительной степени интенсифицировать процесс обучения иностранному языку. Однако следует отметить, что и разработка учебно-методических цифровых материалов, и внедрение их в учебный процесс требует от преподавателя готовности и способности использовать ресурсы интернет-пространства, различные цифровые устройства, т.е. обладать цифровой грамотностью или цифровой компетентностью. Цифровая грамотность рассматривается как одно из основных профессиональных качеств преподавателя вуза. Учитывая тот факт, что нынешнее поколение является представителем «цифрового поколения», «поколением сети», «цифровыми аборигенами» [4, с. 6], часть жизни которых проходит в цифровом формате [5, с. 136], уровень цифровой грамотности педагога должен проявляться в его способности и готовности к поиску и обработке и представлению информации с учетом потребностей учебного процесса, а также обеспечивать эффективное взаимодействие со студентами в цифровом образовательном пространстве.

Современный спектр цифровых учебно-методических материалов, используемых в обучении иностранному языку в вузе, базируется на использовании материалов, размещаемых на информационно-образовательном портале учебного заведения - электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы. Кроме того, в качестве средств контроля используется система электронного тестирования, которая функционирует в рамках электронной информационной образовательной среды вуза.

Однако современные интерактивные сервисы Интернета представляют широкий выбор ресурсов, которые могут быть использованы в качестве дидактических средств обучения как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы студентов. Сегодня невозможно представить студента, листающего огромные словари в поисках соответствующего перевода лексических единиц. Задачей преподавателя является отбор и рекомендация электронных словарей, использование которых будет действительно продуктивным при овладении иноязычным материалом (например, Multitran, ABBYY Lingvo Dictionaries, Cambridge Dictionary и др.).

Для развития навыков аудирования и говорения можно использовать интернет-ресурсы, на которых представлены видеоролики, а также задания к ним -TED, YouTube, Khan Academy, FluentU и др. Например, версия ресурса TED Ed предлагает просмотр видеоролика, к содержанию которого представлены вопросы, кроме того, дается планирование урока в виде схемы. Преимуществом программы является возможность контроля прогресса студентов в результате овладения содержания конкретной темы, привязка к которому была осуществлена. Следует отметить такие интернет-ресурсы, как BBC Learning English, Learn English Online (British Council), которые предоставляют возможность развития знаний и навыков с учетом уровня подготовки, осуществить выборку разделов (грамматика, лексика).

Среди цифровых инструментов, способствующих развитию иноязычных компетенций, следует отметить наличие образовательных платформ, содержание которых может быть использовано и на занятиях иностранного языка, и в качестве самоподготовки студентов. В настоящее время в Финансовом университет при Правительстве РФ активно используются две платформы - Moodle и Rosetta Stone. Платформа Moodle применяется как основное средство организации учебной деятельности по иностранному языку для студентов заочной и дистанционной форм обучения. Предлагаемый инструментарий платформы позволяет осуществлять продуктивное взаимодействие «преподаватель — студенты». Разделы курса - Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Ресурс, Задания, Тесты - позволяют распределить учебно-методические материалы таким образом, чтобы наиболее эффективно организовать учебную деятельность студентов для развития иноязычных компетенций. Moodle позволяет студентам выполнение заданий в индивидуальном темпе, студент самостоятельно определяет время и продолжительность выполнения заданий. Основной задачей преподавателя является определение учебных материалов, которые будут использоваться в процессе изучения дисциплины, разграничение заданий для

Библиографический список

аудиторной и самостоятельной работы студентов, организация систематичной обратной связи.

Платформа Rosetta Stone является инструментом обучения иностранным языкам. Она позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, осуществляя определение уровня студента с самого начала его работы посредством стартового тестирования. Платформа не позволяет создавать и внедрять разработанные преподавателем учебные материалы, однако спектр заданий, направленных на развитие лексических, грамматических знаний и навыков, совершенствование навыков аудирования, позволяет успешно использовать данную платформу для самостоятельной работы студентов. Преимуществом данной платформы является оценка работы студента, которая осуществляется в автоматическом режиме программой. Преподаватель может контролировать достижения студентов, просмотрев статистический анализ каждого студента и всей группы в целом. Платформа предлагает огромное количество коммуникативных заданий, которые активизируют навыки иноязычного взаимодействия в бизнес-среде.

Рассмотрев возможности использования современных цифровых технологий в обучении иностранным языкам, следует отметить эффективность их применения в учебном процессе в качестве инструментов, способствующих развитию иноязычных компетенций студентов. Использование цифровых учебных материалов побуждает к познавательной активности обучающихся, повышая заинтересованность к изучению предмета. В образовательной среде существует обеспокоенность по поводу вытеснения преподавателя из учебного процесса. Несомненно, произойдет трансформация некоторых функций преподавателя, однако только при непосредственном участии преподавателя, его энтузиазме, желании побудить студентов к изучению дисциплины цифровые технологии становятся учебным средством, использование которого способствует достижению образовательных целей.

1. Плиева А.О., Коркмазов А.В., Халиев М.С.-У. К вопросу о применении информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 87 - 89.

2. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В., Заславский И.М. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Серия: Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. Москва, 2019.

3. Захарова М.В. Цифровые инструменты преподавания английского языка. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020; № 06 (47). Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsifrovye-instrumenty-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka.html

4. Максимова О.А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве. Вестник Челябинского государственного университета. 2013; № 22 (313), Выпуск 81: 6 - 10.

5. Широких А.Ю. Цифровизация в обучении лексике и самостоятельная работа студентов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 3 (88): 136 - 139.

References

1. Plieva A.O., Korkmazov A.V., Haliev M.S.-U. K voprosu o primenenii informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obrazovatel'noj srede vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 87 - 89.

2. Uvarov A.Yu., Gejbl 'E., Dvoreckaya I.V., Zaslavskij I.M. i dr. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformad! obrazovaniya. Seriya: Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy. Moskva, 2019.

3. Zaharova M.V. Cifrovye instrumenty prepodavaniya anglijskogo yazyka. Mirpedagogiki ipsihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2020; № 06 (47). Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsifrovye-instrumenty-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka.html

4. Maksimova O.A. «Cifrovoe» pokolenie: stil' zhizni i konstruirovanie identichnosti v virtual'nom prostranstve. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 22 (313), Vypusk 81: 6 - 10.

5. Shirokih A.Yu. Cifrovizaciya v obuchenii leksike i samostoyatel'naya rabota studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 136 - 139.

Статья поступила в редакцию 31.07.21

УДК 378

Chen Guo, Associate Professor, Music Institute, Chinese Hunan Pedagogical University (Changsha, China), E-mail: g-gs@mail.ru

HISTORICAL ASPECTS OF FORMING MUSIC EDUCATION IN CHINA. The relevance of the study is due to a number of factors. Currently, China is experiencing a new round of its development, which is primarily due to the policy that is being implemented both in social and economic terms. Quite rightly, the Chinese leadership has determined that the country's competitiveness will become more stable if its development is carried out by conscious and educated citizens who are ready to help the state as much as possible in implementing reforms. The article presents a brief excursion into the history of the development of musical art: the main stages of the formation of music education in China are considered, specific national features are noted, and the Western European influence on its formation is emphasized, which only confirms the position that we all live in a single multicultural space, experiencing different degrees of mutual influence and interchange. The practical significance of the presented research lies in the possibility of using the material developed by the author in the process of training specialists in music educational institutions. In addition, the article will be of interest to a wide range of readers interested in the history of musical culture. The relevance of the problem, its theoretical and practical significance, its insufficient scientific and applied development determine the choice of the topic of scientific research, determined its object, subject, purpose and objectives.

Key words: music education, China, historical aspects, culture, school music programs, patriotic folk songs.

Чень Го, доц., Музыкальный институт Китайского Хунаньского педагогического университета, г. Чанша, E-mail: g-gs@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов. В настоящее время Китай переживает новый виток своего развития, что обусловлено в первую очередь той политикой, которая реализуется как в социальном, так и в экономическом планах. Совершенно справедливо китайское руководство определило, что конкурентоспособность страны станет более устойчивой, если ее развитие будут осуществлять сознательные и образованные граждане,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.