Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОЛИЦИИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / РЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Нестерёнок Юрий Владимирович, Злобин Михаил Николаевич

Определено воздействие систематических тренировочных занятий на основе инновационной педагогической технологии рукопашной подготовкой на функциональные возможности респираторной системы курсантов высшей школы полиции. В педагогическом эксперименте принимали участие 40 курсантов первого курса Крымского филиала Краснодарского университета МВД России. Занятия проводились два раза в неделю на протяжении учебного года. Программа включала 140 учебных часов. Разработан комплекс дыхательных упражнений. Приведены изменения функционального состояния респираторной системы исследуемых курсантов. Установлено, что применение дыхательных упражнений традиционно-прикладных систем древних даосов обуславливают повышение функциональных возможностей всех звеньев системы внешнего дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Нестерёнок Юрий Владимирович, Злобин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL CONDITION OF THE RESPIRATORY SYSTEM OF CADETS IN VOCATIONAL HAND-TO-HAND TRAINING AT THE HIGHER POLICE SCHOOL

Influence of systematic training employments on the basis of innovative pedagogical technology hand-to-hand preparation is certain, on functional possibilities of the respiratory system of cadet’s of higher school of police. 40 students of the first course of the Crimean branch of the Krasnodar university of Ministry of Internal Affairs of Russia took part in a pedagogical experiment. Employments were conducted two times in a week during a school year. The program included 140 educational hours. The complex of respiratory exercises is worked out. Changes over of the functional state of the respiratory system of the investigated students are brought. It is set that application of respiratory exercises of the traditional systems of ancient dao’s is stipulated increase of functional possibilities of all links of the system of the external breathing.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОЛИЦИИ»

Литература:

1. Абраменко, А.А. Физическая подготовка сводных отрядов МВД России к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: монография / А.А. Абраменко. - Санкт-Петербург: Государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 124 с.

2. Баранюк, В.И. Реализация принципа сопряжённого воздействия в спортивной тренировке бойцов армейского рукопашного боя на основе искусственно управляющей среды : дисс. канд. пед. наук / В.И. Баранюк. -Малаховка, 2018. - 168 с.

3. Гаськов, А.В. Структура и содержание тренировочно-соревновательной деятельности в боксе: монография /

A.В. Гаськов. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2004. - 112 с.

4. Киселев В.А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров: учебное пособие /

B.А. Киселев. - Москва: ФиС, 2006. - 127 с.

5. Коробейников, Г.В. Психофизиологическая организация деятельности человека: научно-практическое пособие / Г.В. Коробейников. - Белая Церковь: БНАУ, 2008. - 137 с.

6. Кочергин, А.Н. Интеграция технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою: дисс. канд. пед. наук / А.Н. Кочергин. - Санкт-Петербург, 2011. - 152 с.

7. Светличный, Е.Г. Ключевые факторы повышения эффективности профессиональной подготовленности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Н.А. Нефедова // KANT. - Ставрополь. -2020. - № 3 (36). - С. 376-379.

8. Усков, С.В. Развитие оперативного мышления на занятиях по рукопашной подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России / С.В. Усков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. -Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 25.07.2015. - С. 175-178.

9. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков // Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.

10. Усков, С.В. Научный анализ взаимосвязи формирования качеств сенсорной моторики, скорости, силы и техники выполнения ударов на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Вестник Краснодарского университета МВД России: научно-практический журнал. - Краснодар: КрУ МВД России, 2017. - №3(37). - С. 210-214.

11. Усков, С.В. Тактическое разнообразие на основе индивидуальных психофизиологических характеристик в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В. 58. - Ч.1. - С. 243-246.

12. Усков, С.В. Сравнительный анализ профессиональной рукопашной подготовки в учебных заведениях полиции зарубежных стран и России / С.В. Усков // Научный результат. Педагогика и психология образования: сетевой научно-практический журнал. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2020. - Т.6. - №2. - С. 59-73.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

доцент кафедры физической подготовки и спорта,

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Нестерёнок Юрий Владимирович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Злобин Михаил Николаевич

Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России (г. Волгодонск)

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Определено воздействие систематических тренировочных занятий на основе инновационной педагогической технологии рукопашной подготовкой на функциональные возможности респираторной системы курсантов высшей школы полиции. В педагогическом эксперименте принимали участие 40 курсантов первого курса Крымского филиала Краснодарского университета МВД России. Занятия проводились два раза в неделю на протяжении учебного года. Программа включала 140 учебных часов. Разработан комплекс дыхательных упражнений. Приведены изменения функционального состояния респираторной системы исследуемых курсантов. Установлено, что применение дыхательных упражнений традиционно-прикладных систем древних даосов обуславливают повышение функциональных возможностей всех звеньев системы внешнего дыхания.

Ключевые слова: дыхательные упражнения, курсанты, профессиональная рукопашная подготовка, респираторная система, функциональное состояние.

Annotation. Influence of systematic training employments on the basis of innovative pedagogical technology hand-to-hand preparation is certain, on functional possibilities of the respiratory system of cadet's of higher school of police. 40 students of the first course of the Crimean branch of the Krasnodar university of Ministry of Internal Affairs of Russia took part in a pedagogical experiment. Employments were conducted two times in a week during a school year. The program included 140 educational hours. The complex of respiratory exercises is worked out. Changes over of the functional state of the respiratory system of the investigated students are brought. It is set that application of respiratory exercises of the traditional systems of ancient dao's is stipulated increase of functional possibilities of all links of the system of the external breathing.

Keywords: respiratory exercises, cadet's, professional hand-to-hand preparation, respiratory system, functional state.

Введение. Благоприятное влияние занятий физическими упражнениями на респираторную систему общеизвестно и представляет значительный теоретический и практический интерес для специалистов различных направлений физической культурой (общефизическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка, реабилитация, рекреация и пр.). Систематические тренировки укрепляют дыхательные мышцы, улучшают легочную вентиляцию, обеспечивают полноценную и более экономную работу легких. Адаптация к физическим нагрузкам расширяет

объём дыхания (ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких, МПК - максимальное потребление кислорода, ПАНО - порог анаэробного обмена и пр.), делает его ритмичным, улучшает газообмен, повышает степень насыщения крови кислородом. Такие позитивные изменения в работе респираторной системы оптимизируют функциональное состояние организма.

Контролируемое дыхание - важный элемент в практике восточных единоборств, что позволяет правильно распределять силу и энергию во время тренировки и поединка, оставаться сосредоточенным на действиях противника, не терять концентрацию, самообладание и способность оперативно мыслить в боестолкновении [6].

В дальневосточных боевых искусствах процесс дыхания имеет определенные особенности - вдох осуществляется нижним брюшным отделом. Во время такого вдоха в первую очередь работает диафрагма, а грудная клетка расширяется вторым режимом, главным образом, при выполнении отдельных видов дыхательных упражнений. Дыхание нижним брюшным отделом способствует поглощению большого количества кислорода, лучшей наполняемости легких воздухом, делает незаметными фазы вдоха и выдоха для противника, который играет важную роль при расчете атаки или контратаки. Выдох осуществляется не полностью. Благодаря нижнему брюшному дыханию в легких остается около 20% воздуха, поглощенного во время вдоха, из-за чего в груди и брюшной полости поддерживается постоянное равномерное давление, имеющееся определенный запас кислорода, который способствует поддержанию энергии на определенном уровне. Такой тип дыхания, возможно, сформировать, практикуя специфические комплексы разной сложности, ритма и длительности, формальных упражнений (ката в каратэ-до и дзю-до, тао в у-шу, тули в тхэквон-до и пр.).

Прерывистый ритм (медленно с напряжением, быстро, с резкими движениями, при перемещениях, с прыжками, падениями и пониманиями) заставляет учиться осуществлять дыхательные движения, поддерживая определенное давление кислорода в легких при разных условиях и положений тела, в пространстве, осуществляя приемы и разные технические двигательные действия.

Хорошим регулятором дыхания являются различные вербальные действия на выдохе (например «киай» в каратэ-до), которые сопровождают удар или бросок. Они заставляют гортань воздействовать на легкие и дозировать вдыхаемые и выдыхаемые порции воздуха соответственно тем или другим движениям.

Вообще, формирование навыков техники и тактики дальневосточных боевых искусств перманентно происходит взаимосвязано (интегрально) с постановкой грамотного и достаточно специфического дыхания. В предыдущих исследованиях мы уже доказывали, что скоростной и сконцентрированный выдох, в синтезе с оглушающим криком (киай), содействует в момент вхождения ударной поверхности руки или ноги в плоть противника, сфокусировать мышечную силу и психоэнергетику на одну цель. Всё это, в совокупности с особыми принципами биомеханики скелетно-мышечной системы работы всего организма и закалкой ударной поверхности конечностей (вплоть до атрафирования внешних тканей в виде мозолей) практически не оставляет не каких шансов выжить противнику. Помимо этого, на выдохе в момент контакта с противником происходит концентрация брюшных мышц, что оберегает живот от возможного контрудара и содействует формированию понижению порога болевых ощущений. Ещё одним положительным эффектом является выведение противника из психологической устойчивости, посредством вербального воздействия.

С целью повышения готовности к разнообразным ситуациям, которые возникают в ходе поединка, или снижения их негативных последствий используют специальные дыхательные упражнения, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей человека, уровня подготовленности и опыта. Эффективное применение приемов базовой техники дальневосточных единоборств при правильном дыхании обусловливает позитивные изменения в функциональном состоянии респираторной системы.

В современной научно-методической литературе в определённой степени уже отражен вопрос функционирования респираторной системы спортсменов под воздействием интенсивных физических нагрузок, приведена характеристика распространенных патологий органов дыхания и способы ее профилактики, предоставлены рекомендации относительно повышения резервных возможностей системы дыхания [2; 3 и пр.]. Работы отдельных авторов посвящены изучению функционального состояния дыхания с учетом физиологичного дозревания молодого организма и отклонений в состоянии здоровья [7; 8 и пр.].

Вместе с тем нами пока не обнаружено научных материалов относительно влияния занятий рукопашной подготовкой с использованием педагогических технологий дальневосточных боевых искусств на респираторную систему курсантов. Этим обусловлена актуальность избранной темы исследования.

Изложение основного материала статьи. С целью изучения влияния занятий, на основе предложенных и успешно внедряемых нами в учебно-воспитательный процесс Крымского филиала Краснодарского университета МВД России на функциональное состояние респираторной системы, было проведен научно-педагогический эксперимент, в котором принимала участие группа курсантов первого курса в составе 40 человек. Занятия проводились два раза в неделю в течение учебного года. Программа включала 140 учебных часов.

Для обеспечения систематичности тренировки в свободное от учебы время экспериментальной группе предлагалось выполнять специально разработанный [1; 5; 6 и пр.], на основе древних даосских систем, комплекс, который состоит из следующих дыхательных упражнений.

1. Исходное положение: стать прямо, ступни расположить на ширине плеч и повернуть носками вовнутрь, руки опустить вниз, пальцы сжать в кулаки. Поднимать руки верх, наполняя легкие воздухом следующим образом: брюшной отдел - отдел диафрагмы - грудной отдел. Описав широкие дуги скрестить предплечье перед грудью, осуществить глубокий вдох так, чтобы почувствовать давление диафрагмы на брюшную полость. Сжать руки в кулаки максимально напрягая мышцы брюшного пресса. Вдох выполняют быстро (0,5-1,0 с.) через нос. Развести скрещенные руки в стороны и опустить их книзу, одновременно медленно выдыхая через рот.

2. Исходное положение: стать прямо, ступни расположить на ширине плеч и повернуть носками вовнутрь. Вытянуть руки вперед на уровне груди развернув ладони мизинцами наружу, а большими пальцами вверх вовнутрь. Повернуть руки ладонями вверх и подтянуть их к груди, отведя локти назад, последовательно наполняя воздухом брюшной и диафрагмальный отделы легких, сопровождая эти движения глубоким вдохом через нос. Повернуть руки ладонями книзу и медленно их опустить, предельным усилием мышц осуществить максимально медленный бесшумный и глубокий выдох через рот в сочетании с полным расслаблением тела. Выполнение такого упражнения несколько раз подряд позволяет быстро насытить организм кислородом и возобновить психическое равновесие.

3. Исходное положение: стать прямо, ступни расположить на ширине плеч и развернуть носками внутрь. Повернуть руки ладонями кверху. Выполнить глубокий резкий вдох и согнув руки в локтях, подтянуть обе ладони к груди. Задержать дыхание на 4-5 секунд. Повернуть руки ладонями вниз и одновременно с крепким выдохом резко вытолкнуть их вперед. Развернуть руки ладонями друг к другу, опустить их к бедрам, вернуться в исходное положение.

Характеристика функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания, дыхательных мышц и свободной регуляции дыхания исследуемых осуществлялось по следующим показателям: жизненная ёмкость легких; максимальное

давление выдоха; время максимальной задержки дыхания на вдохе; максимальная объемная скорость воздушного потока во время вдоха; максимальная объемная скорость воздушного потока во время выдоха.

Результаты, полученные в начале и в конце эксперимента, обрабатывались методом математической статистики с помощью пакета анализа данных MS Excel.

Для определения жизненной ёмкости легких использовали стандартную методику спирометрии с помощью сухого портативного спирометра ССП-4 [3]. Результаты измерение приведено в таблице 1.

Жизненная ёмкость легких исследуемых курсантов в начале эксперимента представляла 2,71±0,04 литров и была достоверно меньшей в сравнении с результатами в конце эксперимента - 2,97±0,11 литров.

С целью оценки мощности дыхательных мышц отводилось исследование силы максимального выдоха методом пневмотонометрии, предложенным Х.А. Изаксоном [2]. Результаты исследования приведены в таблице 2.

Максимальное давление выдоха исследуемых курсантов в конце эксперимента представлял 71,22±4,13 мм. рт. ст. Это статистически значимо больший результат по сравнению с данными в начале эксперимента 59,53±1,44 мм. рт. ст.

Проба Штанге принадлежит к самым простым способам контроля функционального состояния дыхательной системы и определяет время максимальной задержки дыхания на вдохе [4]. Результаты проведения теста приведены в таблице 3.

Время максимальной задержки дыхания на вдохе в конце эксперимента представляло 39,82±4,66 секунд, и был значительно больше в сравнении с результатом в начале эксперимента - 32,33±0,97 секунд, однако разница статистически недостоверна.

Максимальная объемная скорость воздушного потока во время вдоха и во время выдоха при форсированном дыхании характеризует мощность вдоха и выдоха по бронхиальной проводимости. Эти показатели определяются методом пневмотахометрии с помощью пневмотахометра ПТ-2 [2]. Результаты исследований приведены в таблицах 4 и 5.

Таблица 1

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л.

n Среднее значение X Стандартное отклонение S Критерий Стьюдента t Вероятность ошибки p Прирост результата %

До эксперимента 40 2,71 0,04 2,21 <0,05 17,34

После эксперимента 40 2,97 0,11 15,49

Таблица 2

Максимальное давление выдоха, мм. рт. ст.

n Среднее значение X Стандартное отклонение S Критерий Стьюдента t Вероятность ошибки p Прирост результата %

До эксперимента 40 59,53 1,44 2,67 <0,01 32,15

После эксперимента 40 71,22 4,13 27,23

Таблица 3

Время максимальной задержки дыхания на вдохе, с.

n Среднее значение X Стандартное отклонение S Критерий Стьюдента t Вероятность ошибки p Прирост результата %

До эксперимента 40 32,33 0,97 1,57 >0,05 39,93

После эксперимента 40 39,82 4,66 54,92

Таблица 4

Максимальный объём скорости воздушного потока во время вдоха, л/с.

n Среднее значение X Стандартное отклонение S Критерий Стьюдента t Вероятность ошибки p Прирост результата %

До эксперимента 40 1,83 0,04 3,48 <0,001 31,69

После эксперимента 40 2,30 0,13 26,09

Таблица 5

Максимальный объём скорости воздушного потока во время выдоха, л/с.

n Среднее значение X Стандартное отклонение S Критерий Стьюдента t Вероятность ошибки p Прирост результата %

До эксперимента 40 2,30 0,04 2,24 <0,05 24,35

После эксперимента 40 2,57 0,11 20,62

Следует заметить, что максимальная объемная скорость воздушного потока во время вдоха в конце эксперимента была достоверно выше и представляла 2,30±0,13 л/с в сравнении с входными данными 1,83±0,04 л/с.

Показатели максимальной объемной скорости воздушного потока во время выдоха в конце эксперимента имели тенденцию к росту 2,57±0,11 л/с в сравнении с начальными данными 2,30±0,04 л/с.

Выводы. Исследования показали, что под воздействием систематических занятий на основе предложенной нами педагогической технологии показатели жизненной ёмкости легких, максимального давления выдоха, времени максимальной задержки дыхания на вдохе, максимальной объемной скорости воздушного потока во время вдоха и максимальной объемной скорости воздушного потока во время выдоха имеют тенденцию к росту. Это свидетельствует о повышении функциональных возможностей респираторной системы курсантов и является одним из важных положительных показателей занятий.

Целесообразно проводить дальнейшие исследования влияния учебных занятий по рукопашной подготовке, на основе предложенной нами инновационной технологии, что в свою очередь позволит более комплексно и целенаправленно решать вопросы профессионального совершенствования будущих офицеров полиции.

Литература:

1. Гладников, А.В. Формирование специальной выносливости в процессе профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / А.В. Гладников, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2020. - В. 66. - Ч.1. -С. 241-247.

2. Дубилей, В.В. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов: монография / В.В. Дубилей. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. - 144 с.

3. Евдокимов, Е.И. Особенности изменений показателей функции внешнего дыхания под воздействием физической нагрузки / Е.И. Евдокимов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: научный журнал. - Харьков: ХГАДиИ, 2008. - №4. - С. 64-72.

4. Сергиенко, Л.П. Тестирование двигательных способностей школьников: монография / Л.П. Сергиенко. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 439 с.

5. Усков, С.В. Методики технико-тактической подготовки окинава-тэ для подразделений полиции специального назначения: учебно-методическое пособие / С.В. Усков. - Краснодар: КрУ МВД России (Акт внедрения ННТП. Протокол Совета КФ КрУ МВД России №5 от 17.07.15), 2015. - 28 с.

6. Усков, С.В. Формирование навыка сбалансированного дыхания - как инновация рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 07.04.2017. - С. 306-308.

7. Устюжанинова, Н.В. Функциональное состояние внешнего дыхания здоровых студентов / Н.В. Устюжанинова // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - Новосибирск: Сибирское отделение РАМН, 2004. - №1. - С. 134-137.

8. Чиженок, Т.М. Динамика изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем в течение учебного года / Т.М. Чиженок // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: научный журнал. - Харьков: ХГАДиИ, 2007. - №6. - С. 299-301.

Педагогика

УДК 377. 018. 48

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Устинова Юлия Дмитриевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь); кандидат философских наук, доцент Дункевич Светлана Георгиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ

КРЫМ (2014-2021 ГОДЫ)

Аннотация. В статье предоставлены результаты исследования развития дополнительного профессионального образования педагогов в Республике Крым в 2014-2021 годах. Выделены ведущая организация, осуществляющая повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов и руководящих кадров образовательных организаций Крыма, и критерии деятельности этой организации. Анализ выделенных критериев деятельности показал активное развитие дополнительного профессионального образования в регионе в исследуемый хронологический период.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональных программ профессиональной переподготовки, дополнительное профессиональное образование, Республика Крым.

Annotation. The article presents the results of a study on the development of additional professional education of teachers in the Republic of Crimea in 2014-2021. It selects the leading organization, which carries out professional development and professional retraining of teachers and executive staff of educational organizations of Crimea, and the criteria for the activity of this organization

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.