Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / КУРСАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ / RESPIRATORY EXERCISES / CADETS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / POLICE / PROFESSIONAL PREPARATION / DEVELOPMENT OF ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Гринёв Валерий Валерьевич, Гладников Алексей Вячеславович

Современные исследования определяют, что адаптация организма курсанта высшей школы полиции к физическим нагрузкам вариативных показателей мощности совершается поэтапно, посредством формирования выносливости. Адаптационные процессы и модификации функциональных критериев, определяющих физический потенциал и функционирование внешнего дыхания, совершается в основном посредством увеличения диапазона использования методов, увеличивающих возможности кардиореспираторной системы. Применение специальных респираторных упражнений при работе на спортивных снарядах (боксёрские лапы, мешки, макивары и пр.) в синтезе с аэробными упражнениями в зонах умеренной, средней и максимальной интенсивности даёт возможность повысить функциональные и резервные потенциалы. Всё это решает вопросы в обстановках учебно-тренировочных занятий достигать гораздо более значительных позитивных трансформаций функциональной подготовленности, общей и специальной физической подготовки, физической работоспособности, показателей объёма дыхания и ответов на нагрузку различной мощности, а также запасных потенциалов курсантов.Modern researches determine that adaptation of organism for cadets of higher school of police to the physical loading of various indexes of power is accomplished stage-by-stage, by means of forming of endurance. Adaptation processes and modifications of functional criteria, qualification physical potential and functioning of the external breathing, accomplished mainly by means of increase of range of the use of methods, increasing possibilities of the respiratory system. Application of the special respiratory exercises during work on sporting shells (boxer paws, sacks, etc.) in a synthesis with aerobic exercises in the areas of moderate, middle and maximal intensity enables to promote functional and reserve possibilities. All of it decides questions in to the situation of training employments to arrive at much more considerable positive transformations of functional preparedness, general and special physical preparation, physical capacity, indexes of volume of breathing and answers for loading of different power, and also spare potentials for cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Гринёв Валерий Валерьевич, Гладников Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

2. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер. Наука побеждать: монография / Н.Г. Озолин. - Москва: Астрель, 2004. - 863 с.

3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение: учебник для ВУЗов ФКиС / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

4. Саликов, А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборством в системе учебных заведений МВД Российской Федерации: дисс. канд. пед. наук / А.А. Саликов. - Краснодар, 1998. - 180 с.

5. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2017. - 96 с.

6. Усков, С.В. Научный анализ взаимосвязи формирования качеств сенсорной моторики, скорости, силы и техники выполнения ударов на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Вестник Краснодарского университета МВД России: научно-практический журнал. -Краснодар: КрУ МВД России, 2017. - №3 (37). - С. 210-214.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гринёв Валерий Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гладников Алексей Вячеславович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. Современные исследования определяют, что адаптация организма курсанта высшей школы полиции к физическим нагрузкам вариативных показателей мощности совершается поэтапно, посредством формирования выносливости. Адаптационные процессы и модификации функциональных критериев, определяющих физический потенциал и функционирование внешнего дыхания, совершается в основном посредством увеличения диапазона использования методов, увеличивающих возможности кардиореспираторной системы. Применение специальных респираторных упражнений при работе на спортивных снарядах (боксёрские лапы, мешки, макивары и пр.) в синтезе с аэробными упражнениями в зонах умеренной, средней и максимальной интенсивности даёт возможность повысить функциональные и резервные потенциалы. Всё это решает вопросы в обстановках учебно-тренировочных занятий достигать гораздо более значительных позитивных трансформаций функциональной подготовленности, общей и специальной физической подготовки, физической работоспособности, показателей объёма дыхания и ответов на нагрузку различной мощности, а также запасных потенциалов курсантов.

Ключевые слова: дыхательные упражнения, курсанты, педагогическая технология, полиция, профессиональная подготовка, развитие выносливости.

Annotation. Modern researches determine that adaptation of organism for cadets of higher school of police to the physical loading of various indexes of power is accomplished stage-by-stage, by means of forming of endurance. Adaptation processes and modifications of functional criteria, qualification physical potential and functioning of the external breathing, accomplished mainly by means of increase of range of the use of methods, increasing possibilities of the respiratory system. Application of the special respiratory exercises during work on sporting shells (boxer paws, sacks, etc.) in a synthesis with aerobic exercises in the areas of moderate, middle and maximal intensity enables to promote functional and reserve possibilities. All of it decides questions in to the situation of training employments to arrive at much more considerable positive transformations of functional preparedness, general and special physical preparation, physical capacity, indexes of volume of breathing and answers for loading of different power, and also spare potentials for cadets.

Keywords: respiratory exercises; cadets; pedagogical technology; police; professional preparation; development of endurance.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД России, в связи с непростой современной внутрисоциальной и внешнеполитической обстановкой, предъявляет большие запросы к функциональным показателям курсантов ВУЗов МВД. Содержание современной профессиональной подготовки будущих офицеров полиции требует развития и поиска инновационных методов и способов рукопашной тренировки.

Цели и задачи, решаемые в процессе профессиональной рукопашной подготовки курсантов достаточно разноплановые. И на фоне всего спектра их многообразия задач пристального внимания заслуживает направление развития и совершенствования функциональных потенциалов и адаптационных возможностей. Всё это обоснованно спецификой профессиональной деятельности сотрудников полиции, отличающейся большой физической и психологической напряженностью.

В спортивной педагогике общеизвестно [4; 6], что именно выносливость, как физическое качество, в первую очередь обуславливает степень подготовки к соревнованиям.

Личный методический и научный опыт [1; 2; 3; 5] показывает, что хорошими дидактическими возможностями обладают дыхательные упражнения специфического направления, как средство совершенствования выносливости. Данные упражнения располагают вариативным спектром действия на организм курсантов, усиливая позитивный эффект тренировочных упражнений.

В современных научных исследованиях редко встречаются данные об использовании дыхательных упражнений в учебно-воспитательном процессе рукопашной подготовки курсантов. Это говорит о наличии недостаточной разработанности и перспективности изучения методик формирования выносливости на базе системного использования специальных дыхательных упражнений.

Изложение основного материала статьи. Как было нами научно обоснованно в предыдущих исследованиях [1; 5], в дальневосточных боевых искусствах (каратэ-до, дзю-до и пр.) существуют по своему уникальные методологии формирования навыка так называемого «сбалансированного дыхания», который в свою очередь является основой развития технико-тактических двигательных действий в педагогических системах данных единоборств. Данные методы являются существенной составной частью психофизиологической тренировки диафрагмального дыхания, практикуемые также в системах древних даоссов и у индийскиж йогов.

«В стремлении осознать направления формирования и совершенствования человека, как физиологической и духовной субстанции, посредством учебно-воспитательного процесса единоборств, опираясь на философские принципы даосизма, конфуцианства и буддизма о естественности, структурности и целостности мироздания, монахи обители Шаолинь старались придерживаться жизнедеятельности разнообразных живых созданий, собратьев людей по среде обитания. Иноки Шаолиня изучали животных, основываясь на научных методах, идентичных современной бионики. Их интересовали не только внешние качества зверей и их поведение в поединке с соперниками. Предметом скрупулезного исследования также были движения животного, его умения ориентации в пространстве, специфика лёгочно-респираторной системы, его повадки отслеживать добычу (если животное плотоядное), нагонять его, сбивать и т.д. Темой изучения служили не только звери, но и птицы, рептилии и насекомые.

При проведение исследования с животным и формировании «звериной» школы боевых искусств основной задачей было не копирование, зачастую достаточно простых, двигательных действий леопарда или журавля, а умение понять специфику функционирования биомеханических и психофизиологических принципов в данном существе как в идеальном создании природы. Эволюция обеспечила каждый вид совершенными навыками адаптации к окружающей среде. Приспособительные качества животных, выживших в последствии природного отбора, отшлифованные поколениями, в том числе навыки атаки и защиты, будучи грамотно исследованы, должны были содействовать передачи человеческой личности части тотального совершенства бытия макрокосмоса» [3, с. 69].

Итак, технико-тактические приёмы восточных единоборств всегда отрабатываются в синтезе с дыхательными упражнениями. Исследователями обосновывается, что мощный, сфокусированный выдох, сопровождающийся «душераздирающим» воплем (киай), способствует во время ударного контакта сконцентрировать всю свою физиологическую силу и психическую энергетику в необходимой точке конечности. В каратэ-до (ударная техника незащищёнными конечностями) и кен-до (техника работы самурайским мечом) существует даже определение «киай-дзюцу», которое означает умение фокусировки внутренней психофизиологической энергии в момент контакта с телом соперника или любой иным препятствием. Это понятие вмещает в себя не только выкрик как метод акцента решающего этапа проведения технического приёма, представляющий собой достаточно сложный мышечно-дыхательный рефлекс, но и усовершенствование временной и сенсорной координации двигательных действий. Крик «киай» сопровождается рефлекторным усилием мышц брюшного пресса, что предохраняет эту часть тела от вероятного контрудара и способствует воспитанию волевых качеств по повышению порога не восприятия болевого эффект. Эмоциональный заряд, заключенный в голосе, даёт возможность на максимально короткое по временным показателям время исключить противника из психофизиологического баланса.

Дыхательный процесс технических двигательных действий в боевых искусствах Дальнего Востока не часто происходит выше уровня лёгких. Всё совершается на уровне диафрагмы и брюшного пресса. Брюшная полость производит вдох-выдох, а диафрагма держит на контроле данный процесс, производя или быстрое дыхание, или замедленное. При выполнении импульсивных технических приёмов совершается скоростной вдох и стремительный выдох (ибуки), а в случае сдержанных, концентрированных двигательных действий следом за мощным коротким вдохом производится неспешный фокусированный выдох (ногаре). В том случае когда выполняется скоростная серия технических элементов, то один вдох может делиться на ряд непродолжительных активных выдохов, так называемое «порционное» [5] дыхание.

С целью изучения и исследования показателей респираторной системы курсантов мы использовали прибор «Spirolab III». Прибор даёт возможность исследовать максимальное потребление кислорода, ёмкость вдоха и выдоха, форсированную жизненную ёмкость лёгких, максимальную вентиляцию лёгких и пр.

Эксперимент проводился для определения качества разработанной педагогической технологии формирования выносливости у курсантов экспериментальной группы на базе использования специальных дыхательных упражнений восточных единоборств.

Педагогическая технология включала в себя задачи, принципы, структуру и содержание рукопашной подготовки курсантов, оценку реализации методики, организационно - методические специфики и планируемый результат.

Основные задачи реализации технологии тренировочного процесса рукопашной подготовки курсантов заключались в следующем:

1. Формирование навыков техники специальных дыхательных упражнений дальневосточных боевых искусств и применение их на занятиях рукопашной подготовкой.

2. Оптимизация учебно-воспитательного процесса и повышение уровня функциональной подготовленности.

3. Проверка уровня приспособления и адаптации к физическим нагрузкам. Реализация заключалась в перманентном контроле за изменениями функциональных показателей.

В исследовании для количественного анализа экспериментальных данных использовалась система статистической переработки. Математическая обработка результатов проводилась с помощью типового пакета программ Microsoft Excel 7.0.

В качестве показателей, характеризующих функциональные возможности дыхания курсантов, были определены следующие: вентиляция в минуту (VE) (л); дыхательный объем (TB) (л); максимальное потребление кислорода (МПК) (мл); объем форсированного вдоха (FIVC ) (л); резерв объема выдоха (ERV) (л); ёмкость вдоха (IC) (л).

Установление критериев функциональных возможностей респираторной системы курсантов на начальном этапе эксперимента говорило об отсутствии достоверных отличий между средними значениями контрольных и экспериментальных групп на всех (P>0,05). Приобретенные сведения функциональных потенциалов дыхания курсантов в процессе педагогического эксперимента показаны в таблице.

Определение показателей функциональных возможностей дыхания курсантов в конце эксперимента свидетельствует о наличии достоверных изменений средних значений экспериментальных и контрольных групп по ряду показателей (Р<0,05).

Результаты экспериментальных групп определились достоверно выше итогов, показанных курсантами контрольных групп:

На начальном этапе максимальное потребление кислорода (Р=0,001); резерв объема выдоха (ERV) (Р=0,002); вентиляция в минуту (УЕ) (Р=0,039); объем форсированного вдоха (ИУС ) (Р=0,002).

На втором этапе максимальное потребление кислорода (Р=0,000); резерв объема выдоха (ERV) (Р=0,025); дыхательный объем (ТВ) (Р=0,021); ёмкость вдоха (1С) (Р=0,012).

На третьем этапе максимальное потребление кислорода (Р=0,004); дыхательный объем (ТВ) (Р=0,009); ёмкость вдоха (1С) (Р=0,056); объем форсированного вдоха (ИУС) (Р=0,003).

На четвертом этапе максимальное потребление кислорода (Р=0,009); дыхательный объем (ТВ) (Р=0,000); ёмкость вдоха (1С) (Р=0,001); объем форсированного вдоха (ИУС ) (Р=0,000).

В итогах показателей резерв объема выдоха (ERV) на 3 и 4 этапах, вентиляция в минуту (УЕ) на 2,3 и 4 этапах, дыхательный объем (ТВ) и емкость вдоха (1С) на 1 курсе, объем форсированного вдоха (ИУС) на 2 этапе достоверных отличий не выявлено, но вместе с тем средние значения показателей у курсантов экспериментальных групп выше, чем у курсантов контрольных групп.

Таблица

Показатели функциональных возможностей дыхания у курсантов экспериментальной и

контрольной групп

№ Показатели Периоды Гр. 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

КГ 2905,40± 2991,25± 3287,35± 3516,55±

Начало 60,60 63,75 209,7 198,01

ЭГ 2938,70± 2968,45± 3231,50± 3486,90±

1 МПК 78,62 50,88 115,50 58,52

(мл) КГ 2919,90± 3013,00± 3308,60± 3539,80±

Конец 19,48 63,21 209,11 196,48

ЭГ 3012,10± 3128,00± 3485,85± 3665,65±

118,74 65,34 148,55 61,53

Резерв Начало КГ 0,32±0,36 0,44±0,46 0,84±0,74 0,59±0,82

2 объема ЭГ 0,30±0,33 0,46±0,46 0,84±0,93 0,63±0,77

выдоха Конец КГ 0,36±0,36 0,44±0,46 0,86±0,67 0,69±0,92

(ЕЯУ) (л) ЭГ 0,70±0,27 0,81±0,54 1,28±0,80 0,92±0,60

Вентиляция в мин. (УЕ) Начало КГ 9,74±5,29 22,99±7,79 23,13±9,43 12,54±7,83

3 ЭГ 9,91±4,87 22,94±7,55 23,04±8,77 12,27±8,71

Конец КГ 10,23±5,16 22,99±7,08 23,18±9,78 12,58±8,01

ЭГ 13,84±5,48 25,78±6,04 27,73±6,29 13,83±7,77

Дыхатель- Начало КГ 0,27±0,23 0,93±0,30 0,73±0,32 0,63±0,34

4 ный ЭГ 0,30±0,26 0,89±0,25 0,70±0,39 0,65±0,40

объем (ТВ) Конец КГ 0,29±0,22 0,96±0,30 0,74±0,18 0,68±0,35

(л) ЭГ 0,43±0,26 1,16±0,23 0,94±0,26 0,90±0,31

Емкость вдоха (ГС) (л) Начало КГ 4,22±0,71 3,82±0,63 3,70±1,00 4,03±1,08

5 ЭГ 4,23±1,04 3,78±0,49 3,74±1,05 4,02±1,04

Конец КГ 4,30±0,83 3,83±0,67 3,77±1,03 4,07±0,69

ЭГ 4,66±0,89 4,56±1,05 4,32±0,70 5,32±1,39

Объем Начало КГ 4,24±0,08 2,90±1,25 3,47±0,94 3,83±0,99

форсирован- ЭГ 4,22±0,08 2,94±0,81 3,46±0,93 3,82±0,88

ного вдоха Конец КГ 4,29±0,10 2,92±1,19 3,50±0,87 3,84±0,99

6 (РГУС ) (л) ЭГ 4,52±0,31 3,34±0,41 4,24±0,55 5,32±1,33

При анализе исследуемых данных о состоянии функциональных возможностей дыхания, надо заметить, что за время эксперимента темпы прироста показателей в экспериментальных группах были существенно выше, чем в контрольных группах.

У курсантов контрольной и экспериментальной групп, на первом этапе эксперимента итоги роста были следующими: максимальное потребление кислорода - 0,50% и 2,50%; резерв объема выдоха (ERV) - 12,48% и 126,60%; вентиляция в минуту - 4,99% и 39,57%; дыхательный объем (ТВ) - 6,50% и 41,23%; ёмкость вдоха (1С) (л) - 1,79% и 10,02%; объем форсированного вдоха (ИУС ) - 1,01% и 7,09%.

Выводы. Формирование навыков сбалансированного дыхания благотворно влияет как на физиологические так и на психологические качества курсантов, независимо от их соматического типа или физического развития. Без правильного дыхания не может быть ни фокусировки внимания, ни динамической тренировки или статической (идеомоторной) медитации, ни контроля над внутренней психофизиологической энергией или двигательным действием.

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что внедрение экспериментальной педагогической технологии дало возможность сформировать оптимальные обстоятельства для увеличения показателей потенциальных возможностей и стабильности организма к недостатку кислорода курсантов экспериментальных групп. В связи с чем, приобретенные итоги указывают на целесообразность организации и проведения занятий с применением средств разработанных методик формирования выносливости на базе совокупного использования специальных дыхательных упражнений дальневосточных единоборств.

Усовершенствование учебно-воспитательного процесса организации и расширение содержания рукопашной подготовки курсантов с использованием вариативных средств, сориентированных на развитие выносливости и комплексного применения дыхательных упражнений, создает необходимые условия

дальнейшего формирования адаптационных потенциалов функциональных систем их организма. Всё это будет способствовать росту эффективности профессиональной подготовки будующих офицеров полиции.

Литература:

1. Гринёв, В.В. Проблематика совершенствования скоростной и технико-тактической подготовки в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / В.В. Гринёв, С. В. Усков // Проблемы современного педагогического образования: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. - Вып. 54. -Ч.1. - С. 250-258.

2. Коваленко, Ю.А. Учебная программа спортивного кружка по дисциплине «каратэ» для общеобразовательных школ Республики Крым. Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования. Протокол № 3 Заседания Учёного Совета от 07.05.2014 / Ю.А. Коваленко, С.В. Усков // Симферополь: АРТ-ЮК, 2016. - 102 с.

3. Лукавенко, А.В. Религиозно-философские основы учебно-воспитательного процесса боевых искусств Дальнего Востока / А.В. Лукавенко, С. В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - Вып. 58. - Ч.1. - С. 67-70.

4. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер. Наука побеждать: монография / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.

5. Усков, С.В. Формирование навыка сбалансированного дыхания - как инновация рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России: электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 07.04.2017. -С. 306-308.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для ВУЗов ФКиС / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008. - 480 с.

Педагогика

УДК 784.9-056.874

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются формы и методы развития музыкального слуха у младших школьников на уроках сольфеджио. Подчеркивается, что музыкальный слух представляет собой способность человека эмоционально воспринимать музыку как целостное художественное явление и одновременно различать её составные элементы: звуковысотность, ритм, тембровые и динамические оттенки звуков. Проанализированы музыкально-воспитательные системы зарубежных педагогов-музыкантов, направленные на развитие музыкального слуха школьников.

Ключевые слова: музыкальный слух, уроки сольфеджио, младшие школьники, развитие, слуховые представления.

Annotation. The article discusses the forms and methods of developing musical hearing in primary schoolchildren in solfeggio classes. It is emphasized that musical hearing represents the ability of a person to emotionally perceive music as an integral artistic phenomenon and at the same time distinguish its components: pitch, rhythm, timbre and dynamic shades of sounds. The musical educational systems of foreign teachers and musicians are analyzed, aimed at developing the musical ear of schoolchildren.

Keywords: musical hearing, solfeggio lessons, primary schoolchildren, development, auditory presentations.

Введение. На современном этапе реформирования сферы музыкального образования особое значение приобретает развитие музыкального слуха обучающихся на уроках сольфеджио, так как успех всей работы преподавателей ДМШ зависит от его сформированности.

Изложение основного материала статьи. Исследованием музыкального слуха, его структурных компонентов, определением критериев и уровней сформированности у школьников занимались такие учёные, как Л. Горюнова, В. Мясищев, Х. Кушнарёв. Учёные рассматривают музыкальный слух как особую способность человека, которая отличается от биологического слуха и развивается в ходе приобретения специальных знаний, умений и навыков, накопления опыта общения с музыкальными образцами.

Проблема развития музыкального слуха в её педагогическом аспекте рассматривалась в контексте музыкального воспитания школьников. Большой вклад в её разработку внесли Б. Асафьев, Н. Гродзенская, О. Иванчикова, Д. Кабалевский, Г. Падалка. В их трудах намечены цели «слушания музыки» как вида музыкальной деятельности, раскрыты некоторые принципы и методы развития музыкального восприятия и художественного интереса, эстетического вкуса, вокально-хоровых навыков. Тем не менее, несмотря на имеющиеся исследования, методические основы развития музыкального слуха младших школьников на уроках сольфеджио в современных учреждениях дополнительного образования изучены недостаточно.

Различают тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух. Музыка имеет такие качественные характеристики, как высота, громкость, окраска, длительность. Проявление звуковысотного слуха связано с концентрацией внимания человека на изменении высоты звука, динамический слух обусловлен определением его громкости, а показателем тембрового слуха является способность отличить окраску звука одного музыкального инструмента от другого.

При восприятии музыки в ней явно можно вычленить мелодическую линию и её гармоническое сопровождение, которые в свою очередь состоят из определённых организованных звуков. В данном случае проявляется мелодический и гармоническийслух человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.