Научная статья на тему 'Особенности использования дыхательных упражнений на занятиях по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы'

Особенности использования дыхательных упражнений на занятиях по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / BREATHING EXERCISES / ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / RESPIRATORY GYMNASTICS / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / TESTS / ПРОБЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Железняков А.Г.

The analysis of the present courseware on the problem of the study revealed the works where student of special medical group (SMG) is an object of the research, and the volitional liquidation of deep breathing method is one of the methods of recreation. But this author did not study the influence of breathing exercises on the level of functional fitness of students of SMG. Taking into account the illnesses diagnosed among students, the researchers designed a program of respiratory gymnastics with regard to students of SMG from Kursk state agricultural academy and included means and methods of Buteyko's breathing exercises. The purpose of the study was to study efficiency of using the volitional liquidation of deep breathing method in the course of physical education of students of the SMG. Based on the analysis of the methodological literature, exercises of respiratory gymnastics should be used at physical education classes with students of SMG. The method of volitional liquidation of deep breathing combined with exercises at walking, fast walking, slow and steady running, sports games (badminton), held in accordance with simplified rules and physical exercises performed breathing through the nose, contributing to significant rise of students functional characteristics, which is good for their health. Breathing exercises were proved to be an efficient method of increasing health level of students of SMG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования дыхательных упражнений на занятиях по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы»

УДК: 796.034.2

ОСОБЕННОСТИ

использования дыхательных упражнений на занятиях по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы

Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Железняков

Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора ИИ Иванова, Курск

THE PECULIARITIES OF USING BREATHING EXERCISES AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

A.G. Zheleznyakov, associate professor, Ph.D.

Kursk state agricultural academy named after professor I.I. Ivanov, Kursk

Key words: students, breathing exercises, respiratory gymnastics, methodology, tests. The analysis of the present courseware on the problem of the study revealed the works where student of special medical group (SMG) is an object of the research, and the volitional liquidation of deep breathing method is one of the methods of recreation. But this author did not study the influence of breathing exercises on the level of functional fitness of students of SMG. Taking into account the illnesses diagnosed among students, the researchers designed a program of respiratory gymnastics with regard to students of SMG from Kursk state agricultural academy and included means and methods of Buteyko's breathing exercises. The purpose of the study was to study efficiency of using the volitional liquidation of deep breathing method in the course of physical education of students of the SMG.

Based on the analysis of the methodological literature, exercises of respiratory gymnastics should be used at physical education classes with students of SMG. The method of volitional liquidation of deep breathing combined with exercises at walking, fast walking, slow and steady running, sports games (badminton), held in accordance with simplified rules and physical exercises performed breathing through the nose, contributing to significant rise of students functional characteristics, which is good for their health.

Breathing exercises were proved to be an efficient method of increasing health level of students of SMG.

Ключевые слова: студенты, дыхательные упражнения, дыхательная гимнастика, методика, пробы.

Введение. Как отмечается в многочисленных исследованиях ученых, за последние 25-30 лет резко снизился уровень здоровья выпускников общеобразовательных школ, которые ежегодно пополняют ряды студентов вузов. По данным наших исследований, на 1-й курс приходят студенты с низкими показателями уровня здоровья, функциональной, физической и технической подготовленности [3, 4]. Большое количество студентов 1-х курсов (10-25%) после медицинского осмотра переводятся врачами в специальную медицинскую группу (СМГ) [1].

В Курской государственной сельскохозяйственной академии в 2012/2013 учебном году студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, обучается 24 % [3, 4], что соотносится с данными исследований в других вузах страны [1].

В настоящее время в нашем вузе у студентов 1-х курсов лидирует такое заболевание, как искривление позвоночного столба - 26,3 %. Далее идут заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем -25,1 %; миопия различной степени - 20,1 %; заболевания пищеварительной системы - 18,5 %; нарушение функций опорно-двигательного аппарата - 8 %, другие заболевания - 2%.

При выборе средств, методик и технологий оздоровления студентов СМГ мы провели мониторинг безаппаратных дыхательных гимнастик А. Н. Стрельниковой, Ю. Г. Вилунаса, К. П. Бутейко и др. Проанализировав их, мы пришли к выводу, что наиболее обоснованной на сегодняшний день является дыхательная гимнастика К. П. Бутейко [2], основанная на методе волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД). Исследования К. П. Бутейко [2] подтверждают, что вышеперечисленные заболевания студентов могут быть излечены или приостановлены с помощью метода ВЛГД. В отличие от других дыхательных технологий, в рамках данного метода К. П. Бутейко разработаны стандарт-

ные оценочные таблицы определения уровня здоровья по контрольной паузе (КП) и частоте сердечных сокращений (ЧСС); по уровню содержания углекислого газа (СО2) в альвеолах легких. Данная технология не требует дорогостоящего оборудования и легко усваивается большими группами студентов. Другие методы не обладают подобными стандартами и могут быть использованы как дополнительные средства оздоровления.

В процессе анализа имеющейся научно-методической литературы по этому вопросу мы обнаружили работы, где объектом исследования является студент СМГ, а одним из средств оздоровления - метод ВЛГД [5]. Однако данный автор не исследовал влияние дыхательных упражнений на уровень функциональной подготовленности студентов СМГ.

С учетом диагнозов заболеваний студентов мы разработали программу дыхательной гимнастики применительно к СМГ студентов Курской государственной сельскохозяйственной академии, в которую включили средства и методы дыхательной гимнастики К. П. Бу-тейко [2].

Целью нашего исследования было изучить эффективность использования метода ВЛГД в процессе физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.

Методика и организация исследования. Основным методом исследования был независимый педагогический эксперимент, при проведении которого использовались следующие методики:

- определение уровня функциональных показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), дыхательных проб Штанге и Генчи;

- определение показателей уровня здоровья студентов по КП, ЧСС и наличию углекислого газа в альвеолах легких косвенным путем по стандартной оценочной таблице К. П. Бутейко [2];

- определение чСс в процессе ходьбы и бега пальпаторно и с помощью пульсометра марки Beurer PM - 20;

Все расчеты проводились на персональном компьютере с помощью программы Microsoft Excel.

На первых трех занятиях мы ознакомили студенток с основными положениями дыхательной гимнастики, показали и дали апробировать метод ВЛГД. При этом основное внимание уделялось умению правильно дышать и чувствовать свое дыхание. Самым трудным моментом педагогического исследования являлось то, что во время выполнения дыхательных упражнений нельзя было разговаривать, так как это приводило к чрезмерной потере углекислого газа и проявлению симптомов заболеваний. На решение этой задачи у нас ушло несколько занятий.

Студенты были ознакомлены с теорией дыхания; критериями вентиляции легких человека; симптомами глубокого дыхания; нарушениями водно-солевого обмена; очистительно-восстановительными реакциями организма и факторами, усиливающими и уменьшающими глубину дыхания; физическими упражнениями, помогающими уменьшить глубину дыхания и повысить уровень СО2.

На следующих двух занятиях мы тестировали студенток.

В последующие 60 ч учебные занятия имели следующую структуру:

- вводная часть занятия (5-6 мин) - построение, приветствие студентов, сообщение задач занятия;

- основная часть (50 мин) - выполнение студентками дыхательных упражнений по методу ВЛГД.

Время выполнения дыхательной гимнастики начиналось с 10 мин, постепенно увеличивалось на 1 мин от занятия к занятию, пока не достигло 20 мин. Такие занятия продолжались до конца первого семестра 2012/13 учебного года. Со второго семестра на каждом занятии мы уменьшали время выполнения дыхательных упражнений по методу ВЛГД на 1 мин, пока не дошли до 10 мин.

Техника выполнения дыхательных упражнений по методу ВЛГД. Студентки сидели в удобной для них позе 3 мин. После этого по команде преподавателя студентки определяли ЧСС за 1 мин. Контрольную паузу (КП) мы определяли следующим образом: студентки в исходном положении сидя на стульях делали небольшой вдох (примерно 500 мл воздуха), затем следовал спокойный выдох и нос зажимался двумя пальцами. Преподаватель вслух по секундомеру называл время. Занимающимся необходимо было задержать дыхание до появления первого желания сделать вдох, это и являлось временем КП. Далее показатели пульса и КП заносились в протокол и работа по методу ВЛГД продолжалась.

В процессе работы использовался водный раствор морской соли (при появлении различных симптомов: зуда, головной боли, спазма сосудов - студентки выпивали немного раствора или клали кристалл соли на кончик языка, тем самым восстанавливая водно-солевое равновесие организма).

Через 3 мин после окончания дыхательных упражнений по методу К. П. Бутейко у студентов еще раз определялись показатели ЧСС и КП. По окончании работы по данному методу студенты приступали к выполнению упражнений, проводимых на носовом дыхании. Выполнялась ходьба со скоростью 1,5-1,7 м/с в течение 5 мин на шестом занятии. На последующих занятиях длительность ходьбы увеличивалась на 1 мин, пока не была доведена до 10 мин. Ходьба со скоростью 1,8-2,0 м/с составляла на шестом занятии 2 мин и затем была доведена до 5 мин. Когда КП студентов достигло 25 с, мы начали использовать упражнения в медленном беге с равномерной скоростью 2,3-2,6 м/с.

После выполнения упражнений в ходьбе, ускоренной ходьбе и беге студенты выполняли дыхательные физические упражнения с задержкой дыхания на выдохе (до первого желания вдохнуть). Дозировка упражнений в течение учебного года повышалась постепенно с 4 до 12 раз, и количество упражнений также постепенно увеличивалось с 6 до 24. На каждом занятии в середине его основной части студентки играли в бадминтон по упрощенным правилам в течение 5-7 мин. При этом все упражнения выполнялись на носовом дыхании. В заключительной части занятий выполнялись упражнения на восстановление носового дыхания, упражнения на растягивание, давалось обязательное домашнее задание по освоению метода ВЛГД и подводились итоги прошедшего занятия.

Динамика показателей ЧСС и КП студенток 1-х курсов СМГ КГСХА

Показатели n М ± m ст V max min

13.09.12 ЧСС 22 96,0 ± 2,0 9,4 9,8 120,0 84,0

13.09.12 КП 22 17,0 ± 0,6 2,9 16,9 18,0 7,00

11.10.12 ЧСС 22 96,0 ± 2,4 11,0 11,4 114,0 72,0

11.10.12 КП 22 19,0 ± 0,6 2,6 13,7 22,0 12,0

15.11.12 ЧСС 22 90,0 ± 2,0 9,4 7,1 102,0 66,0

15.11.12 КП 22 20,0 ± 0,6 2,9 14,5 24,0 13,0

13.12.12 ЧСС 22 90,0 ± 1,7 7,9 8,8 96,0 66,0

13.12.12 КП 22 22,0 ± 0,6 2,9 13,2 26,0 15,0

07.02.13 ЧСС 22 84,0 ± 1,4 6,3 7,5 84,0 60,0

07.02.13 КП 22 23,0 ± 0,6 2,9 12,6 28,0 17,0

14.03.13 ЧСС 22 84,0 ± 1,0 4,7 5,6 78,0 60,0

14.03.13 КП 22 25,0 ± 0,6 2,9 11,6 31,0 20,0

11.04.13 ЧСС 22 78,0 ± 1,0 4,7 6,0 72,0 54,0

11.04.13 КП 22 27,0 ± 0,7 3,1 11,5 33,0 21,0

23.05.13 ЧСС 22 78,0 ± 1,0 4,7 6,0 72,0 54,0

23.05.13 КП 22 29,0 ± 0,7 3,4 11,7 35,0 22,0

Кроме этого, на занятиях обсуждались вопросы сна, питания, питьевого режима и объема двигательной деятельности.

Исходные и конечные результаты помесячной динамики ЧСС и КП студенток 1-х курсов СМГ КГСХА приведены в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение. За 8 месяцев занятий у студентов СМГ существенно изменились функциональные показатели. Так, фактическая жизненная емкость легких (ЖЕЛ), составляющая в начале исследования 2200±21,2 мл, в конце исследования (май 2013) составила 2350±17,6 мл -6,8 % (р<0,001). В соответствии с этим достоверно (р<0,001) улучшились и показатели должной ЖЕЛ -с 2950±15,1 до 3150±14,2 мл (6,7 %).

Существенно повысились показатели пробы Штанге с 22,5±1,3 до 38,0±1,6 с - 69 % (р<0,001). Показатели пробы Генчи, больше соответствующие КП, также претерпели существенные изменения с 15,5±1,2 с в сентябре 2012 г. до 28,2±1,4 с в мае 2013 г., улучшение составило 82 % (р<0,001).

За время работы со студентами по методу ВЛГД существенно изменились показатели ЧСС и КП (см. таблицу). Так, показатели частоты пульса за время исследования снизились в среднем на 23 % (р<0,001), что говорит о более экономной работе кардиоре-спираторной системы после 8 месяцев энергичной дыхательной подготовки. Показатели КП студентов за время исследования повысились в среднем на 71 % (р<0,001).

Примерный общий объем нагрузки в ходьбе при скорости 1,5-1,7 м/с за 60 ч учебной работы составил 30000 м; ускоренной ходьбы при скорости 1,8-2,0 м/с -35 000 м; медленного бега в равномерном темпе при скорости 2,4-2,6 м/с - 20000 м.

Выводы. Анализ научно-методической литературы показывает, что упражнения дыхательной гимнастики целесообразно использовать на учебных занятиях по физическому воспитанию со студентами СМГ.

Метод ВЛГД в сочетании с упражнениями в ходьбе, ускоренной ходьбе, медленном беге

с равномерной скоростью, спортивные игры (бадминтон), проводимые по упрощенным правилам, а также физические упражнения, выполняемые на носовом дыхании, способствуют значительному росту (от 6,7 до 82 %) функциональных показателей студентов, что положительно сказывается на их здоровье.

Наши исследования показывают, что дыхательные упражнения являются эффективным средством повышения уровня здоровья студентов СМГ.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 248 с.

2. Бутейко К.П. Метод Бутейко / К.П. Бутейко. - Одесса: изд-во «Титул», 1991. - 232 с.

3. Железняков А.Г. Методика использования метода ВЛГД в физическом воспитании студентов КГСХА / А.Г. Железняков, М.П. Мартынов, И.Г. Шадрин // Электронный журнал «Теория и практика персонализации физического воспитания».

- 2012. - № 1; URL: http://tppfv.esrae.ru/64-93.

4. Железняков А.Г. Влияние упражнений дыхательной гимнастики на уровень функциональной и двигательной подготовленности студентов основной медицинской группы / А.Г. Железняков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 1. - С. 14-18.

5. Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза / С.Г. Оболочков // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 48-50.

References

1. Apanasenko, G.L. Medical valeology / G.L. Apanasenko, L.A. Popova. - Rostov-on-Don: Fenix, 2000. - 248 P. (In Russian)

2. Buteyko, K.P. Buteyko's method / K.P. Buteyko. - Odessa: Titul, 1991. - 232 P. (In Russian)

3. Zheleznyakov, A.G. The technique of application of the method of volitional liquidation of deep breathing in physical education of KSACA students / A.G. Zheleznyakov, M.P. Martynov, I.G. Schadrin // E-journal "Teoriya i praktika personalizatsii fizicheskogo vospitaniya". - 2012. - № 1; URL:http://tppfv.esrae.ru/64-93. (In Russian)

4. Zheleznyakov, A.G. The influence of respiratory gymnastic exercises on the level of functional and motor fitness of students of the basic medical group / A.G. Zheleznyakov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 1. - P. 14-18. (In Russian)

5. Obolochkov, S.G. The courseware of classes for junior female students of special medical group of the teacher's college / S.G. Oblolochkov // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2010. - № 2.

- P. 48-50. (In Russian)

Информация для связи с автором:

ac-1945@mail.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.