Научная статья на тему 'The use of complexes of respiratory gymnastics at a physical education lesson in primary school'

The use of complexes of respiratory gymnastics at a physical education lesson in primary school Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ / МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ШКОЛЫ / ПРОБА ШТАНГЕ / ПРОБА ГЕНЧЕ / BREATHING EXERCISES / TRAINING / PHYSICAL CULTURE / RESPIRATORY SYSTEM / DEEP BREATHING / MUSCULAR ACTIVITY / PHYSICAL EDUCATION / ELEMENTARY SCHOOL LEVEL / STANGE TEST / GENCHE TEST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Tropin Maxim Dmitrievich, Kondratyuk Tatyana Alexandrovna, Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, Filipovic Vladimir Alexandrovich

The article describes the experience of using respiratory gymnastics in the practice of physical education at the primary level of the school. A set of breathing exercises has been developed that improves the functional characteristics of the respiratory system of children 8-10 years old, which ultimately contributes to health conservation through strengthening the respiratory muscles and the whole organism as a whole, and can be used in modern physical education practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Tropin Maxim Dmitrievich, Kondratyuk Tatyana Alexandrovna, Kudryavtsev Mikhail Dmitrievich, Filipovic Vladimir Alexandrovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье описан опыт использования дыхательной гимнастики в практике физического образования на начальной ступени школы. Разработан комплекс дыхательных упражнений, который улучшает функциональные показатели респираторной системы детей 8-10 лет, что в конечном итоге способствует здоровьесбережению через укрепление дыхательной мускулатуры и всего организма в целом, и может быть использовано в современной практике физического образования.

Текст научной работы на тему «The use of complexes of respiratory gymnastics at a physical education lesson in primary school»

Педагогика

УДК 796.894

магистрант Тропин Максим Дмитриевич

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Кондратюк Татьяна Александровна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский

государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Филиппович Владимир Александрович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье описан опыт использования дыхательной гимнастики в практике физического образования на начальной ступени школы. Разработан комплекс дыхательных упражнений, который улучшает функциональные показатели респираторной системы детей 8-10 лет, что в конечном итоге способствует здоровьесбережению через укрепление дыхательной мускулатуры и всего организма в целом, и может быть использовано в современной практике физического образования.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика, обучающийся, физическая культура, респираторная система, глубокое дыхание, мышечная деятельность, физическое образование, начальная ступень школы, проба Штанге, проба Генче.

Annotation. The article describes the experience of using respiratory gymnastics in the practice of physical education at the primary level of the school. A set of breathing exercises has been developed that improves the functional characteristics of the respiratory system of children 8-10 years old, which ultimately contributes to health conservation through strengthening the respiratory muscles and the whole organism as a whole, and can be used in modern physical education practice.

Keywords: breathing exercises, training, physical culture, respiratory system, deep breathing, muscular activity, physical education, elementary school level, Stange test, Genche test.

Введение. Актуальность исследования влияния дыхательной гимнастики на функциональные показатели респираторной системы детей 8-10 лет связана с тем, что в перечне детских болезней заболевания органов дыхания встречаются наиболее часто. По данным статистики заболевания дыхательной системы (ринит, ларингит, фарингит, бронхит и пневмония т. д.) даёт максимальное количество пропусков школьных занятий и непосещение дошкольных учреждений, что влечет за собой снижение качества образования [6].

В практике физкультурного образования использование комплексов дыхательных гимнастик в подготовительной части урока физической культуры является недостаточным. Еще меньше педагоги уделяют внимания организации здоровьесбережения средствами дыхательных упражнений во внеклассной работе.

При этом отклонения в здоровье, сформировавшиеся в детском возрасте, снижают возможности реализации человеком в будущем его важнейших социальных и биологических функций, что обосновывает педагогическую проблему поиска технологий здоровьесбережения в образовательном процессе современной школы средствами дыхательной гимнастики.

Школа, являясь организованной формой общественного воспитания, может стать базой для реализации самых современных и эффективных программ профилактики и оздоровления подрастающего поколения через дыхательную гимнастику, так как это не требует дополнительных финансовых вложений и является общедоступной формой оздоровления.

Здоровьесбережение в практике школьного образования способствует повышению качества физкультурного образования и образования в целом. Физкультурное образование - процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями о физических упражнениях, а так же способами их самостоятельного изучения и использования в жизни [5].

Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяется тесная физиологическая и функциональная связь между мышечной деятельностью и дыханием. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально, возбуждает функцию дыхания.

Дыхание - наиглавнейшая физиологическая функция организма. У детей начальной ступени образования в сутки через легкие проходит до 15 тысяч литров воздуха, по весу это почти в 10 раз больше пищи и воды, поступающих в организм за тоже время. Если вдыхаемый воздух чрезмерно насыщен вредными примесями или болезнетворными организмами у детей развиваются различные заболевания, такие, как острые респираторные заболевания, воспаление слизистой оболочки различных отделов дыхательных путей: носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов [1].

Под влиянием возрастающей двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания - жизненная ёмкость лёгких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость. Всё это является следствием навыка правильного дыхания и направлено на здоровьесбережение.

В методике физического воспитания младших школьников нашли широкое применение дыхательные гимнастики (Комо, Бутейко, звуковая гимнастика). Их роль в работе дыхательной мускулатуры и в устранении дискоординации мышечной деятельности основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающей из-за нарушения произвольной регуляции дыхания, доказана физиологами и медиками.

Дыхательная гимнастика направлена на глубокое дыхание, которое более эффективно для газообмена в легких, так как часть воздуха может поступать конвективным способом непосредственно в альвеолы.

Актуальность данной проблемы, обосновывает необходимость разработки комплекса дыхательной гимнастики, направленного на повышение функциональных показателей респираторной системы детей 8-10

лет, что способствует здоровьесбережению.

Формулировка цели статьи. Основной целью дыхательной гимнастики для детей 8-10 лет (начальной ступени образования), является общее укрепление организма, через повышение его сопротивляемости, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение легочной вентиляции и газообмена, подвижности грудной клетки, формирование полного дыхания с удлиненным выдохом.

Исходя из цели в основу экспериментальной работы по повышению функциональных показателей респираторной системы детей 8-10 лет, мы положили результаты исследований Васильева В.Е., Бреслава И.С., Дубровского В.И. [2].

Комплексы дыхательной гимнастики были включены в уроки физической культуры, реализуемые 3 раза в неделю и ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику, с включением специальных упражнений в начальной ступени школы. Мы проводили дозированные прогулки детей на удлиненных переменах, во время которых делали акцент на удлиненном и глубоком выдохе.

Применение комплекса упражнений дыхательной гимнастики на протяжении учебного года было разбито на три периода: щадящий, щадяще-тренировочный и тренировочный. В первом периоде мы обучали детей правильному дыханию (в покое, при ходьбе и при выполнении гимнастических упражнений). Через три недели переходили к щадяще-тренировочному периоду, который длился 3 месяца с постепенным увеличением интенсивности упражнений. На тренировочном периоде закрепляли дыхательный навык, учили детей самостоятельно выполнять упражнения, составлять простейшие комплексы усиливающие функцию дыхательного аппарата.

Изложение основного материала статьи. Базовыми упражнениями всех периодов были гимнастические упражнения для всех мышц в исходных положениях: сидя, стоя, лежа, упражнения, улучшающие подвижность в грудном отделе позвоночника, тренирующие удлиненный выдох, чередуя общеразвивающие упражнения с дыхательными по 2-4 раза.

Мы разработали базовый комплекс, который состоял из 9 дыхательных упражнений:

1.«Часики». Исходное положение. Стоя, Размахивать руками вперед-вверх, произносить «тик-так» 10-12 раз на выдохе.

2.«Трубач». Исходное положение. Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх, медленно и громко произносить «п-ф-ф-ф» - 4-6 раз.

3.«Петух». Исходное положение. Стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднять руки в стороны, похлопать ими по бедрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку», 3-6 раз.

4.«Каша кипит». Исходное положение. Сидя, одна рука на животе, другая на груди. Втянуть живот -выпячивая живот - выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф», 3- 4 раза.

5.«На турнике». Исходное положение. Стоя. Поднять вперед гимнастическую палку, вверх, стоя наверх -вдох, палку на лопатки - длинный выдох, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

6.«Шагом марш». Стоя, палка в руках. Ходьба, 2 шага - вдох, 6-8 - выдох. Выдыхая произносить «ти-ш-ш-ше», 1,5 мин.

7.«Насос». Исходное положение. Стоя. Вдох, наклон туловища в сторону - выдох, произносить «с-с-с», 6-8 раз.

8.«Регулировщик». Исходное положение. Стоя, одна рука вверх, другая в сторону. Вдох носом, поменять положение рук, удлиненный выдох, произносить «р-р-р-р», 5-6 раз.

9.«Летят мячи». Исходное положение. Стоя, мяч вверху. Бросок мяча от груди, выдыхая произносить «у-х-х-х».

Кроме того, мы использовали общетонизирующие упражнения, улучшающие функцию всех органов и систем, активизирующее дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Например, стоя, руки на нижней части грудной клетки. Подняться на носки - вдох; опуститься на полную ступню, сдавливая руками грудную клетку, - выдох.

Выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Упражнения в быстром темпе приводят к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Для оценки результатов эксперимента по включению дыхательной гимнастики в процессе физического образования на начальной ступени школы мы, применив пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) и Генче (задержка дыхания на выдохе), получили следующие результаты, представленные в таблице № 1.

Таблица № 1

Результаты проб Генче, Штанге и чистоты дыхания в экспериментальной и контрольной группах

Экспериментальная группа Контрольная группа

№ Измерение до эксперимента Измерение после Измерение до эксперимента Измерение

эксперимента после эксперимента

Проба Частот Проба Проба Частот Проба Проба Частот Проба Проба Частот Проба

Генче дыхания Штанге Генче дыхания Штанге Генче дыхания Штанге Генче дыхания Штанге

Норма Норма Норма (с) (с) (с) Норма Норма Норма (О (с) (с)

18-22 20-24 40-50 18-22 20-24 40-50

( в сек) (в мин) (в ссек) (О (с) (с)

1 16 25 44 19 21 54 20 26 38 22 24 41

2 17 27 33 20 24 43 19 19 30 21 19 35

3 16 19 39 19 16 49 19 23 32 22 22 36

4 18 26 30 20 23 40 16 25 34 18 23 39

5 17 25 28 20 22 38 19 23 28 21 22 35

6 17 27 26 20 23 36 15 24 40 18 22 42

7 16 23 44 20 20 54 16 19 44 19 18 47

8 18 26 38 20 23 48 16 25 41 19 23 46

9 19 25 30 24 22 40 18 24 31 21 23 37

10 20 27 33 25 25 43 17 22 33 19 21 36

11 19 23 40 24 20 56 20 25 37 23 23 42

12 16 25 32 20 20 42 17 23 30 19 20 35

13 19 19 29 24 16 39 18 22 29 20 21 35

14 20 25 28 24 23 38 19 26 37 21 24 40

15 20 26 40 23 22 50 15 27 32 17 26 42

с/п 17,9 24,5 34,3 21,5 21,5 44,7 17,6 23.5 34,4 20 22,1 39,2

На начало эксперимента 26,7% детей от общего числа всех учеников показали неудовлетворительную оценку состояния дыхательной системы при выполнении пробы Штанге; 26,7% - удовлетворительную; 13,3% - хорошую и остальные 33,3% - отличную. К концу эксперимента мы смогли наблюдать значительные улучшения. 73,3% испытуемых детей справились с заданием на «отлично», а остальные 26,7% - на «хорошо». В среднем время задержки дыхания на вдохе у детей 8-10 лет на начало эксперимента, составляет 34,3 сек, а на конец исследования 44,7 сек. Время задержки дыхания увеличилось на 10,4 сек, что свидетельствует о правильности выбранной методики дыхательных упражнений.

Исследования детей через пробу Генче, показало, что в среднем время задержки дыхания на выдохе 17,9 сек, что является низким показателем состояния работоспособности дыхательной системы. В конце эксперимента, при повторном проведении пробы, результаты улучшились, достигнув среднего показателя 21,5 сек, что соответствует установленным стандартам.

При определении частоты дыхания у детей 8-10 лет на начало и на конец эксперимента произошло уменьшение частоты дыхания, в среднем на 3 сек. Дыхание стало ритмичным и глубоким. Время задержки дыхания на выдохе, увеличилось на 3-6 сек.

Выводы. Таким образом, было доказано влияние дыхательной гимнастики на показатели функциональной работоспособности респираторной системы детей 8-10 лет, что способствует укреплению их организма, повышению сопротивляемости к заболеваниям, укреплению дыхательной мускулатуры, увеличению легочной вентиляции и газообмена, подвижности грудной клетки, формированию полного дыхания с удлиненным выдохом.

Дыхательная гимнастика формирует навык правильного дыхания, что способствует здоровьесбережению и может быть использовано в практике физкультурного образования.

Литература:

1. Бреслав И. С, Миняев В. И. Воздух - дыхание - жизнь. СПб.: Речь, 2003. - 344 с.

2. Бреслав И.С. Регуляция дыхания. М.: Наука, 2000.

3. Петришина О. Л., Попова Е. П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: Учеб. Пособие для учащ. пед. училищ. - М.: «Просвещение». 2010.

4. Спортивная медицина. / Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 2007.

5.Ситичук С.С. Терминологический словарь студента, 2016. - 156 с.

6. IX съезд педиатров России "Детское здравоохранение России: стратегия развития

Педагогика

УДК: 378.2

преподаватель Трояк Евгений Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск); кандидат педагогических наук Лагунов Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск); кандидат технических наук, доцент Пожаркова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности (НИД); раскрыто содержание понятия «готовность курсантов МЧС России к НИД»; представлена структурно-функциональная модель процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в условиях профессиональной подготовки и раскрыто ее содержание.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность курсантов МЧС России, модель, структурно-функциональная модель.

Annotation. In the article the problem of formation of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activity is actualized; the content of the concept «readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activity is actualized» is opened; the structural and functional model of process of formation of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activity in the conditions of professional training is presented and its contents is opened.

Keywords: research activity, readiness of cadets of EMERCOM of Russia, model, structural and functional model.

Введение. В настоящее время перед системой высшего профессионального образования, в том числе вузами системы МЧС России, стоит задача подготовки специалиста, способного к непрерывному развитию творческого потенциала, к постоянному профессиональному саморазвитию, готового не только к получению новых знаний в той или иной области, но и к их применению в своей профессиональной деятельности. Одним из важных аспектов решения обозначенной задачи является формирование готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности (далее НИД).

Готовность курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности мы определяем как интегративную характеристику личности, включающую систему методологических знаний, знаний о науке в целом, об организации научно-исследовательской деятельности; исследовательские умения, позволяющие продуктивно решать научно-исследовательские профессиональные задачи; осознание значимости научно-исследовательской деятельности для личного и профессионального саморазвития.

Изложение основного материала статьи. Эффективность процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в условиях профессиональной подготовки зависит от его тщательного планирования и организации. Для этого целесообразно обратиться к разработке структурно-функциональной модели формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности.

Модель - это искусственно созданный объект, вспомогательное средство, позволяющее дать новую информацию об основном объекте изучения [1].

Как замечает И.П. Подласый, научная модель выступает воображаемой или материально реализованной системой, отображающей предмет исследования, свойства и характеристики изучаемого объекта и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте, следовательно изучение объекта происходит через сконструированную модель [2]. Поэтому модель может заменить объект в рамках целей моделирования [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в нашей работе использование модели выступает средством исследования изучаемого объекта - процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности, позволяет так же расширить представления об изучаемом предмете как целостном явлении для более глубоко изучения его сущности. Целью разработанной модели выступает наглядное отображение процесса формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки. Таким образом, можно заключить, что представленная модель является своеобразным образцом, ориентиром для организации образовательного процесса курсантов МЧС России в логике предпринятого исследования.

Структурно-функциональная модель (см. рисунок) включает следующие блоки: нормативно-целевой, теоретико-методологический, диагностический, содержательный, организационно-методический, результативно-корректирующий, которые раскрывают единство и взаимосвязь исследуемого процесса с позиции ценностно-мотивационного, информационного, деятельностного и рефлексивного подходов, и обладают соответственно направляющей, смыслообразующей, организующей, преобразующей функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.