«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.
JVa7 (2/2008)
УДК 615.825.1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ СТРЕЛЬНИКОВОЙ А.Н. НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Киселёва Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
STRELINIKOVOYA A.N. BREATH GYMNASTICS INFLUENCE AFFECTS ON BRONCHIAL ASTHMA SICKS' PHYSICAL CONDITION
E.A. Kiseleva, Ph.D., associate professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: matveeva86@mail. ru
Ключевые слова: бронхиальная астма, физическое состояние, дыхательная гимнастика, хатха-йога, затруднения дыхания и поверхностное дыхание, педагогический эксперимент, прирост показателей.
Аннотация. В данной статье рассматриваются: проблема и пути реабилитации больных бронхиальной астмой, немедикаментозные методы терапии в комплексном лечении, виды дыхательных гимнастик, влияние адаптированного комплекса дыхательной гимнастики на физическое состояние данного контингента.
Keywords: bronchial asthma, physical condition, breath gymnastics, hatha-yoga, difficulties of the breathing and shallow breath, pedagogical experiment, factors increase.
Summary. The article tells about problem and ways of bronchial asthma sick rehabilitations, therapeutics under-medicine methods in complex treatment, types of the breath gymnastics, breath gymnastics adapted complex influence on physical condition given contingent.
Бронхиальная астма - самостоятельное, хроническое, повторно-рецидивирующее заболевание инфекционной и неинфекционной (атопической) этиологии, обязательным патогенетическим механизмом которого является сенсибилизация, а основным (обязательным) клиническим признаком - приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов [3].
Аллергическая астма вызывается теми же агентами, что и аллергический ринит, проявляет-
ся резким сужением бронхов: человек задыхается и даже может возникать угроза жизни.
В комплексном лечении бронхиальной астмы широко используются немедикаментозные методы терапии: иглорефлексотерапия, баротерапия, галотерапия, разгрузочная диетотерапия, дыхательная гимнастика, лечение в высокогорных курортах, соляных шахтах.
Виды дыхательных гимнастик. Проанализируем только самые известные и знаменитые дыхательные гимнастики, только те, про которые пишут и говорят, что они полезны при бронхиальной астме [6].
Начнем наше рассмотрение с дыхательных упражнений индийского учения хатха-йога. Конечная цель это попытаться научно объяснить основной смысл этих упражнений, известных с незапамятных времен.
Хатха-йога не является дыхательной гимнастикой, но она содержит, в общем числе упражнений, специально выделяемые дыхательные упражнения.
Рассмотрим дыхательные упражнения хатха-йоги, которое дает В.И.Воронин [6]. Внимание привлекают некоторые особенности упражнений.
Упражнение «Полное дыхание»: «Выдыхать и вдыхать медленно и плавно, но выдох в два раза дольше вдоха. Пока подладитесь под наиболее удобный для вас ритм, вдыхайте 4 секунды, выдыхайте 8 секунд (или столько же шагов при ходьбе, на воле)».
Таким образом, на один цикл «вдох-выдох» рекомендуется тратить 12 секунд, т.е. 5 дыхательных циклов в минуту. Здоровый взрослый человек в норме в покое делает 16-17 дыхательных циклов в минуту. Следовательно, упражнение «Полное дыхание» из хатха-йоги рекомендует замедлять дыхание более чем в 3 раза! Это очень важное наблюдение,
Упражнение «Бодрость»: «Сделав глубокий вдох, задержите дыхание и, напрягши руки, вращайте ими очень мелкими кругами сперва в одну, потом в другую сторону. Затем с руками вперед и смотря туда же, нагнувшись туловищем под углом 90°, примитесь напряженно сжимать в кулаках воображаемую (или натуральную) трость. Побудьте так, пока хватает дыхания. Затем медленно выпрямляйтесь и выдыхайте».
Итак, в дыхательном упражнении «Бодрость» хатха-йога рекомендует задерживать дыхание, пока его хватает! Это еще одно важное наблюдение.
Упражнение «Очищающее и голосовое дыхание»: «Сделав полный вдох - замрите. Через 10 секунд (шагов), предельно раскрыв рот и чуть согнувшись туловищем вперед, одним мощным толчком выдохнуть весь воздух с резким возгласом «Ха-а-а». Успокоить дыхание так: снова набрав воздух, выталкивать его тоже резко, но теперь малыми порциями, через 1-2 секунды, сквозь плотно сжатые зубы и губы трубочкой». И в этом упражнении хатха-йога рекомендует сначала значительную задержку дыхания, а затем затруднение выдоха. Это уже третье важное наблюдение [6].
Все дыхательные упражнения хатха-йоги основаны на замедлениях, задержках и затруднениях дыхания. Замедления, задержки и затруднения дыхания в сочетании с физическими упражнениями хатха-йоги, как это обычно сообщается, приводят к тому, что люди «неожиданным» образом избавляются от болезней, с которыми не могли справиться годами.
Рассмотрим дыхательную гимнастику О.Г. Лобановой. Сначала О.Г. Лобанова сама занималась в одном из филиалов «Школы правильного дыхания для певцов» немецкого певца Лео Кофлера, в конце Х1Х века ушедшего со сцены из-за туберкулеза и выздоровевшего, как сообщалось, благодаря дыхательной гимнастике. Затем О.Г. Лобанова разработала собственную дыхательную гимнастику, получившую известность. Дыхательная гимнастика О.Г. Лобановой рекомендует следующее: после выдоха «не до дна» пауза в 1 секунду; вдох, затем пауза в 2-3 секунды. Паузы на вдохе и особенно на выдохе и поверхностное дыхание (выдох «не до дна») - такова главная идея дыхательной гимнастики О.Г.Лобановой. Здесь нам снова встретилась задержка дыхания и новый элемент - поверхностное дыхание. Это наблюдение важно. Постоянные занятия дыхательной гимнастикой О.Г.Лобановой резко улучшают здоровье, самочувствие человека, увеличивается количество кислорода в крови после физической нагрузки.
В 30-е годы в нашей стране было много поклонников дыхательной гимнастики И. Мюллера. Большой практик и знаток гимнастики, датчанин И. Мюллер впервые опубликовал свою работу «Моя система» в 1904 году. Миллионные тиражи его работ на многих языках содержали заманчивые рекламные обещания. Все свои тщательно продуманные и проверенные годами упражнения И. Мюллер называет дыхательными. Он многократно призывает к глубокому и ритмичному дыханию без каких-либо пауз, призывает не задерживать дыхания и не делать коротких вдохов и выдохов.
Однако дыхательная гимнастика И.Мюллера при ближайшем рассмотрении оказывается состоящей из двух групп упражнений прямо противоположного смысла [7].
Первая группа - медленные упражнения, при которых движения соответствуют ритму естественного дыхания. По одному упражнению приходится на каждый цикл «вдох-выдох». Дыхание сочетается с движениями (при наклонах туловища вперед - выдох, при выпрямлениях - вдох и т. п.).
Таким образом, эта группа дыхательных упражнений И. Мюллера является гимнастикой, рассчитанной на форсирование дыхания, и здесь призывы к глубокому дыханию без задержек вполне понятны и справедливы. Ничего особенного для дыхания эта часть гимнастики И. Мюллера не представляет.
Вторая группа - быстрые упражнения: выполняется несколько повторных упражнений за время каждого вдоха и каждого выдоха. В быстрых упражнениях дыхание и движения не полностью согласованы, на каждый вдох и выдох выполняется, например, несколько и наклонов, и вы-
прямлений туловища. Это значит, что дыхание при быстрых упражнениях частично совпадает с движениями, а частично осуществляется «наоборот». И кроме того, такое дыхание, безусловно, является затрудненным. Именно эти быстрые упражнения и составляют особую ценность дыхательной гимнастики И.Мюллера, хотя и противоречат его призывам к глубокому дыханию. Он пишет, что «таких упражнений нет ни в какой другой системе». Однако они имеют громадное значение. Дыхание при медленных и быстрых упражнениях имеет у И. Мюллера противоположную направленность. При медленных упражнениях дыхание форсируется, при быстрых - затрудняется и частично выполняется «наоборот» по отношению к движениям, т.е. затрудняется вдвойне. Итак, для гимнастики И. Мюллера характерны затруднения дыхания при быстрых движениях. Это очень важное наблюдение. Каковы же результаты применения системы И. Мюллера? По этому вопросу мнение специалистов совпадает со следующим заявлением автора системы: «Можно считать достоверным фактом, что эта система, дополненная небольшой ежедневной прогулкой на свежем воздухе, позволяет не только сохранить полную работоспособность, но даже избавляет от большей части обычных хронических болезней».
Теперь соберем воедино все важные наблюдения, которые сделаны по ходу рассмотрения выбранных дыхательных гимнастик.
В хатха-йоге - замедления, задержки и затруднения дыхания. У О.Г. Лобановой - задержки дыхания и поверхностное дыхание. У И.Мюллера - затруднения дыхания.
У А.Н.Стрельниковой - затруднения дыхания и поверхностное дыхание.
Оказывается, все рассмотренные дыхательные гимнастики построены на упражнениях, самыми главными элементами которых являются: искусственные затруднения дыхания; искусственные задержки дыхания; искусственные замедления дыхания; искусственное поверхностное дыхание.
Все эти элементы дыхательных гимнастик можно объединить одним общим названием -ослабление дыхания.
Перечисленные приемы ослабления дыхания являются исчерпывающими, и во всех дыхательных гимнастиках, которые когда-либо в будущем кто-то захочет придумать, уже не будет новых элементов, они будут содержать все те же затруднения, задержки, замедления дыхания и поверхностное дыхание, если эти дыхательные гимнастики будут направлены на ослабление дыхания. Гимнастики, основанные на активизации, форсировании дыхания, всегда включают в себя более глубокое и частое дыхание.
Любопытно, что люди еще тысячи лет назад знали, что дыхательные гимнастики, основанные на ослаблении дыхания, помогают при многих внутренних заболеваниях (хатха-йога).
На первый взгляд кажется удивительным, что ослабление дыхания дает лечебный эффект, «самые неожиданные результаты» при разных заболеваниях. Получается, что дыхательная гимна-
стика полезна именно ослаблением дыхания. Это хоть и неожиданно, но результаты заставляют соглашаться. Однако необдуманно соглашаться нельзя, можно прийти к абсурду.
Ни дыхательные упражнения хатха-йоги, ни дыхательные гимнастики О.Г. Лобановой, И.Мюллера, А.Н.Стрельниковой, никакие другие дыхательные гимнастики вообще (требующие ослабления или, наоборот, форсирования дыхания) не могут быть полезны всем без исключения людям. Если дыхательная гимнастика одного типа полезна определенной части людей, то она будет вредна другой части людей. Поэтому каждый, кто рекомендует ту или иную дыхательную гимнастику без строгого разделения людей на тех, кому она полезна и кому вредна, плохо понимает в дыхании человека. Упражнений с нейтральным дыханием не существует. Нельзя верить рекламе никакой дыхательной гимнастики. Надо измерить ЧДД и узнать, какая нужна дыхательная гимнастика в принципе: с ослаблением или с форсированием дыхания. Даже веками проверенные дыхательные упражнения хатха-йоги полезны только тем людям, которые имеют усиленное функционирование правого сердца (ЧДД увеличена). В то же время эти упражнения вредны людям с нормальным дыханием и особенно вредны при недостаточности правого желудочка сердца (при «антиастме»).
Л.А. Исаева отмечала, что прием поверхностного дыхания для купирования приступа бронхиальной астмы не новый, впервые он описан еще Платоном, им пользовался С.П. Боткин и многие другие врачи.
Дыхание - один из самых сложных процессов в организме человека. Оно не может быть полностью автоматическим, так как речь, пение, ныряние, игра на духовых музыкальных инструментах и т. п. требуют совершенно произвольного дыхания в самых невероятных его разновидностях. Для этого легкие человека всегда набирают большой запас воздуха, не требующийся для обеспечения организма кислородом. И в то же время дыхание должно оставаться в основе своей автоматическим [14].
Дыхание является, скорее всего, самым слабым местом в ряду автоматических процессов организма человека. То ли эволюция, совершенствуя человека, в особенности его речь, исторически еще не успела достичь большего, то ли достигнутое и есть высшее совершенство, то ли, с позиций наивысшей целесообразности, эволюция оставила сердечно-сосудистые регуляторы дыхания слабым местом организма, в числе других обеспечивающим смену поколений. Однако, человек уже теперь в состоянии активно вмешиваться в процессы регуляции дыхания, продлевая, таким образом, здоровую часть жизни и саму жизнь.
Парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. О феномене парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным
остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос.
В настоящее время дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях [13].
Показанием к проведению парадоксальной дыхательной гимнастики с высоким эффектом являются такие состояния, как усталость, депрессия, различные формы невроза. А также такие заболевания, как бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма любой природы; дыхательная и сердечная недостаточность; гипертоническая болезнь, симптоматическая гипертензия и вегето-сосудистая дистония с вегетативными кризами, различные болезни сердечно-сосудистой системы, последствия перенесенного инфаркта миокарда, расстройства ритма сердца.
В связи с этим, мы предприняли попытку дать научное обоснование воздействия комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на физическое состояние больных бронхиальной астмой (40-50 лет).
Для решения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Определить показатели физического состояния больных бронхиальной астмой.
2. Разработать и внедрить адаптированный комплекс дыхательной гимнастики по системе А.Н. Стрельниковой.
3. Оценить воздействие комплекса дыхательной гимнастики по системе А.Н. Стрельниковой на физическое состояние больных бронхиальной астмой.
В работе нами использовались общепринятые методы исследования: анализ литературы; антропометрия; физиометрия, функциональные пробы, метод индексов; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Отдельно хотим остановиться на педагогическом эксперименте.
Педагогический эксперимент проводился в поликлинике № 7, в кабинете ЛФК. Занятия проходили под руководством врача-терапевта и инструктора ЛФК. Нами были сформированы две группы из больных бронхиальной астмой: экспериментальная и контрольная, состоящих из 10 человек в каждой (6 женщин и 4 мужчин) в возрасте 40-50 лет.
Экспериментальная группа занималась дыхательной гимнастикой по А.Н. Стрельниковой. Занятия проводились с 18.00-18.40 час. Периодичность занятий 2 раза в неделю (вторник и четверг). Программа занятий по системе А.Н. Стрельниковой см. в приложении 1.
Учитывая заболевание больных, продолжительность занятий составляла - 40 мин, вместо положенных 30 мин., описанных в методике.
На первом занятии было изучено - 4 упражнения из 11. На втором занятие прибавили еще 4 упражнения, на третьем - количество занятий достигло 11.
Увеличение количества выполнения каждого упражнения производилось постепенно:
- в первый и второй месяцы - по 5 раз 8 вдохов-движений; отдых между упражнениями составлял - 15-20 сек;
- в течение третьего месяца - 8 раз по 8 вдохов-движений; отдых между упражнениями составлял - 15-20 сек;
- на четвертом и пятом месяце занятий - 4 раза по 16 вдохов-движений выполнения; отдых между упражнениями составлял - 10-15 сек;
- на шестом месяце занятий и до конца эксперимента - 4 раза по 24 вдоха-движений выполнения; отдых между упражнениями составлял - 8-10 сек.
Исследуемым предлагалось также заниматься дыхательной гимнастикой по А.Н.Стрельниковой в домашних условиях каждый день по два раза: утром и вечером - до еды или через час-полтора после приема пищи. А во время приступов делать несколько раз в день.
Контрольная группа занималась по стандартной методике ЛФК для больных бронхиальной астмой.
Оценка воздействия комплекса дыхательной гимнастики по системе А.Н. Стрельниковой на физическое состояние больных бронхиальной астмой. После педагогического эксперимента нами было проведено повторное исследование физического состояния больных бронхиальной астмой, занимающихся по дыхательной системе А.Н. Стрельниковой и по стандартной методике ЛФК.
В показателях длины тела изменений, у больных экспериментальной группы, не выявлено. Масса тела снизилась у женщин экспериментальной группы - на 1,4 кг (1,9%), у мужчин - на 1,3 кг (1,8%).
В показателях длины тела, у мужчин и женщин контрольной группы, изменений не выявлено.
Масса тела увеличилась у мужчин контрольной группы на - 1,3 кг, что составило 1,9%, у женщин повышение составило - 0,6 кг (1,1%).
У мужчин экспериментальной группы среднее значение ЖЕЛ увеличилось с 2450±158,1 до 2662,5±132,3 мл, разница - 212,5 мл, что составляет 8,6%.; среднее значение ДЖЕЛ снизилось с 4334,9±574,4 до 4280,9±556,4 мл, разница - 54 мл, что составляет 1,2%.
Отмечено снижение результатов АД систолического и диастолического у мужчин и женщин экспериментальной группы - на 2,5 мм.рт.ст. Так, среднее значение АД у мужчин снизилось с 132,5/86,2 до 130/83,7±4,1/6,3 мм.рт.ст.
У женщин результаты АД снизились с 132,5/91,7 до 130/89,2±4,1/6,3 мм.рт.ст.
Среднее значение ЖЕЛ у женщин экспериментальной группы увеличилось с 1900±144 до 2016,7±140,2 мл, разница - 116,7 мл, что составляет 5,8%; среднее значение ДЖЕЛ снизилось с 3219,7±160,4 до 3195,1±161,2 мл, разница - 24,6 мл, что составляет 0,7%.
Время задержки дыхания на максимальном вдохе (по пробе Штанге) до эксперимента у мужчин составило - 22,5±3,7 сек, после эксперимента - 26,9±3,7 сек., разница составила - 4,4 сек (12,4%).
У женщин результаты пробы Штанге увеличились - на 4 сек (17,8%) с 18,5±4,5 до 22,5±5,3
сек.
Среднее значение Генче также увеличилось у мужчин - на 2 сек, что составило 13%; у женщин - на 3 сек, что составило 16,9%.
Среднее значение ЖЕЛ у мужчин контрольной группы увеличилось с 2500,5±265,8 до 2562,5±256,2 мл, разница - 62 мл, что составило 2,4%; у женщин с 1941,7±217,8 до 1966,7±242,2 мл, разница - 25 мл, что составило - 1,2%.
У мужчин контрольной группы среднее значение ДЖЕЛ повысилось с 4122,3±262,4 до 4164,6±255,0 мл, разница - 42,3 мл, что составляет 1,0%.
У женщин экспериментальной группы среднее значение ДЖЕЛ повысилось с 3107,1±81,0 до 3121,1±76,5 мл, разница - 14 мл, что составляет 0,4%.
Среднее значение систолического давления у мужчин контрольной группы снизилось - на 0,7 мм.рт.ст (1%), диастолическое - на 2,5 мм.рт.ст (2,7%); у женщин систолическое давление снизилось - на 0,8 мм.рт.ст, (0,7%), а диастолическое повысилось - на 0,8 мм.рт.ст.(0,9%).
Среднее значение ЧСС у мужчин контрольной группы снизилось - на 0,5 уд/мин (0,6%), у женщин - на 0,3 уд/мин (0,4%).
Показатели пробы Штанге и Генче улучшились у всех исследуемых контрольной группы. Прирост в показателях пробы Штанге у мужчин составил - 0,7 сек (3,4%), у женщин - 1,4 сек (7,2%).
Среднее значение пробы Генче у мужчин контрольной группы повысилось с 14,3±3,0 до 15±3,2 сек, разница - 0,7 сек (4,7%), у женщин 13,2±3,7 до 13,8±3,6 сек, разница - 0,6 сек (4,4%).
Изменения показателей пробы Серкина больных с бронхиальной астмой экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 6 и 7.
Анализ результатов пробы Серкина показал, что увеличилось время задержки дыхания после выполнения 20 приседаний за 30 сек. и после 1 минутного отдыха. Так, среднее значение задержки дыхания после выполнения 20 приседаний за 30 сек. у мужчин увеличилось - на 4,6 сек (44,5%), после отдыха - на 5 сек (44,7%).
У женщин среднее значение задержки дыхания после выполнения 20 приседаний за 30 сек. увеличилось - на 3,3 сек (44,8%), после отдыха - на 3 сек (62,5%).
Анализ результатов пробы Серкина показал, что увеличилось время задержки дыхания после выполнения 20 приседаний за 30 сек. и после 1 минутного отдыха. Так, среднее значение задержки дыхания после выполнения 20 приседаний за 30 сек. у мужчин увеличилось - на 1,2 сек (25,6%), после отдыха - на 0,2 сек (9,6%).
У женщин среднее значение задержки дыхания после выполнения 20 приседаний за 30 сек. увеличилось - на 1,8 сек (11%), после отдыха - на 2,4 сек (61,2%).
Наглядно прирост показателей физического состояния больных бронхиальной астмой экспериментальной и экспериментальной групп представлен на рис. 1 и 2.
□ экспериментальная группа □контрольная группа
Рис. 1. Прирост показателей физического состояния женщин экспериментальной и контрольной групп после эксперимента
%
20
15
10
длина тела масса тела
ДЖЕЛ
АДсист АДдиаст ЧСС проба Штанге проба Генче
□ экспериментальная группа □ контрольная группа
Рис. 2. Прирост показателей физического состояния мужчин экспериментальной и контрольной групп после эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сравнительный анализ воздействия дыхательной системы А.Н. Стрельниковой и стандартной методики ЛФК на физическое состояние больных бронхиальной астмой
установил, что по всем результатам исследования показатели экспериментальной группы выше контрольной (при 1;кр = 2,101 для связанных выборок):
- достоверные различия выявлены в показателях ЖЕЛ у мужчин экспериментальной и контрольной групп (1;р = 2,8, при 1;кр = 2,447 для несвязанных выборок); результаты экспериментальной группы выше - на 150,5 мл (6,2%);
- достоверные различия выявлены в показателях ЖЕЛ у женщин экспериментальной и контрольной групп (1;р = 2,5, при 1;кр = 2,228 для несвязанных выборок); результаты экспериментальной группы выше - на 91,7 мл (4,6%);
- в показателях систолического АД у мужчин экспериментальной и контрольной групп достоверных различий не выявлено (1;р = 1,2), но результаты экспериментальной группы выше - на 1,8 мм.рт.ст (0,9%);
- в показателях диастолического АД у мужчин экспериментальной и контрольной групп достоверных различий не выявлено (1;р = 0), прирост в обеих группах составил - 2,5 мм.рт.ст;
- в показателях систолического АД у женщин экспериментальной и контрольной групп достоверных различий не выявлено, но результаты экспериментальной группы выше - на 1,7 мм.рт.ст (1,2%);
- в показателях диастолического АД у женщин экспериментальной и контрольной групп выявлены достоверные различия (1;р = 3,2), в экспериментальной группы АДдиаст. снизилось - на 2,5 мм.рт.ст;, а в контрольной напротив повысилось - на 0,8 мм.рт.ст;
- в показателях ЧСС достоверных различий между группами не выявлено, но снижение ЧСС в экспериментальной группе больше, чем в контрольной: у мужчин - 1,7 уд/мин (2,3%), у женщин - 0,5 уд/мин (0,8%);
- в показателях пробы Штанге у мужчин выявлены достоверные различия (1;р = 2,6), так как прирост экспериментальной группе выше - на 2,6 сек (10,6%);
- в показателях пробы Штанге у женщин также отмечены достоверные различия (1;р = 3,2), разница в показателях составила - 3,7 сек (8%);
- в показателях пробы Генче у мужчин достоверных различий не выявлено (1;р = 1,9), прирост в экспериментальной группе выше - на 1,3 сек (8,3%);
- в показателях пробы Генче у женщин выявлены достоверные различия (1;р = 3,1), прирост в экспериментальной группе выше - на 2,4 сек (12,5%);
- в показателях пробы Серкина у мужчин достоверные различия выявлены во времени задержки дыхания после вдоха после выполнения 20 приседаний за 30 сек. (1;р = 3,7), прирост в экспериментальной группе выше, чем в контрольной - на 3,4 сек (18,9%); время задержки вдоха после 1 минутного отдыха выше в экспериментальной группе, чем в контрольной - на 4,8 сек, что составило 33,9% (1;р = 4,2, различия достоверны);
- в показателях женщин достоверные различия в результатах пробы Серкина не выявлены, но в то же время отмечено, что результат задержки дыхания после вдоха после выполнения 20 приседаний за 30 сек женщин экспериментальной группы выше, чем в контрольной - на 1,5 сек (33,8%); время задержки вдоха после 1 минутного отдыха - на 1,3%.
ВЫВОДЫ
1. Анализ показателей физического состояния больных бронхиальной астмой до эксперимента выявил, что у всех исследуемых по индексу Кетле избыточная масса тела (у мужчин - 433,1 гр/см, у женщин - 435,9 гр/см).
У большинства мужчин и женщин обеих групп отмечается значительно сниженная фактическая ЖЕЛ (у мужчин - 2597,7 мл, у женщин - 1920,8 мл).
Результаты пробы Розенталя говорят о быстром утомлении дыхательных мышц у всех больных бронхиальной астмой, так как наблюдается снижение показателей ЖЕЛ после первого измерения.
Показатели пробы Штанге (у мужчин - 21,4 сек, у женщин - 18,4 сек.) и Генче (у мужчин -13,9 сек, у женщин - 13,5 сек) у всех исследуемых в обеих группах ниже нормы.
Средние значения ЧСС и АД у исследуемых в пределах нормы. Но в то же время результаты пробы Серкина показывают о нарушении функционального состояния кардиореспираторной системы больных бронхиальной астмы.
2. Разработанный адаптированный комплекс дыхательной гимнастики по системе А.Н.Стрельниковой включал в себя выполнение следующих упражнений: наклоны головы влево, вправо, вперед, назад; для плечевого пояса и кистей рук; танцевальные приседания;
Вдох делался одновременно с движениями.
3. Прирост исследуемых результатов свидетельствует о положительном влиянии занятий по системе Стрельниковой А.Н.и составляет:
- ЖЕЛ: мужчин - на 8,6%, женщин - на 5,8%;
- ДЖЕЛ: у мужчин - на (-1,2%), у женщин - на ( -0,7%);
- пробы Штанге: у мужчин - на 12,4%, у женщин - на 17,8%;
- пробы Генче: у мужчин - на 13%, у женщин - на 16,9%;
- систолического давления: у мужчин - на 3%, у женщин - на 2,8%;
- пробы Серкина (после выполнения 20 приседаний): у мужчин - на 44,5%, у женщин - на 44,8%; после 1 минутного отдыха: у мужчин - на 44,7%, у женщин - на 62,5%.
Литература:
1. Баешко, А.А. Неотложные состояния / А.А. Баешко, Ф.М. Гайдук. - М., 1995. - 248 с.
2. Бергер, В. Аллергия и астма для «чайников» / В. Бергер. - СПб.: Питер, 2006. - 269 с.
3. Болотовский, Г.В. Бронхиальная астма. Формула успеха: врач плюс больной / Г.В. Болотовский. - М.: Медицина, 1998. - 226 с.
4. Бутейко, К.П. Метод Бутейко / К.П. Бутейко. - М.: Патриот, 1990. - 312 с..
5. Воронин, В.И. Описание дыхательных упражнений хатха-йоги / В.И. Воронин // Наука и жизнь. - 1990. - № 3. - С. 13- 15.
6. Горбенко, П.П. Галотерапия в профилактике и лечении больных бронхиальной астмой / П.П. Горбенко, О.В. Страшнова // Пульмонология. - 1993. - № 2. - С. 61-65.
7. Дыхательная гимнастика по методу Бутейко / под. ред. А.К. Никитиной. - М.: Здоровье, 1993. - 241 с.
8. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: справочник / В. А. Епифанов. - М., 1987. - 279 с.
9. Захарова, Л. С. Комплексная реабилитация детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой средствами физической культуры специальной направленности / Л.С. Захарова, Н.Л. Иванова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 2. - С. 53- 55.
10. Захарова, Л. С. К вопросу о физической реабилитации детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой на тренировочном этапе / Л.С.Захарова, Н.Л.Иванова // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции. - Смоленск: СГМА, 1998. - С. 107-108.
11. Кокосов, А.Н. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеванием легких / А.Н.Кокосов, Э.В.Стрельцова. - Л.: Медицина, 1987. - 144 с.
12. Кокосов, А.Н. Астматический бронхит и бронхиальная астма. Физическая и медицинская реабилитация больных / А.Н.Кокосов, В.С.Черемнов. - Минск: Беларусь, 1995.-185 с.
13. Кочетковская, И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой А.Н. / И.Н.Кочетковская. - М., 1989. - 315 с.
14. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». - М., 1997. -147 с.
15. Преображенский, Д.Н. Популярная медицинская литература. Тропинка к здоровью. Лечебное дыхание / Д.Н.Преображенский. - М.: изд-во: Метафора, 2006. - 264 с.
16. Стрельникова, А.Н. Дыхательная гимнастика / А.Н.Стрельникова. - М.: Метафора, 2004. - 323 с.
17. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Новые упражнения / М.Щетинин.- М.: Метафора, 2006. - 412 с.
Glossary:
1. Baeshko, А.А. Urgent state / А.А. Baeshko, FM Gaiduk. - М., 1995. - 248 p.
2. Berger, V. Alergy and asthma for "Chainikov" / V. Berger. - SPb.: Piter, 2006. - 269 p.
3. Bolotovsky, G.V. Bronchial [spasmodic] asthma. Formula of success : doctor and patient / G.V. Bolotovsky. -М.: Medicine, 1998. - 226 p.
4. Byteiko, К.Р. Method Buteiko / К.Р. Buteiko. - М.: Pathriot, 1990. - 312 p..
5. Voronin, V.I. Deskription of hatha-yoga breathing exercises / V.I. Voronin // sc. And life. - 1990. - № 3. - P. 13- 15.
6. Gorbenko, P.P. Halo therapy prophylactic and bronchial asthma treating / P.P. Gorbenko, ОУ. Strashnova // Pul-monology. - 1993. - № 2. - P. 61-65.
7. Breath gymnastic under Buteko method / under ad. А.К. Nikotina. - М.: Health, 1993. - 241 p.
8. Epifanov, V.A. Sanitary physical culture: handbook / V.A. Epifanov. - М., 1987. - 279 p.
9. Zakharova, L.S. Complex primary schoolboy with bronchial asthma rehabilitation by physical culture devices with special direction / L.S. Zakharova, N.L. Ivanova // Physical culture and sport: upbringing, education, training. -1998. - № 2. - P. 53- 55.
10. Zakharova, L.S. Questions about physiacal primary schoolboy with bronchial asthma rehabilitation under trainings / L.S. Zakharova, N.L. Ivanova // Traditional and non traditional children sanitary: Thesis of VII international Sc. Practical conference. - Smolensk: SGMA, 1998. - P. 107-108.
11. Kokosov, А.N. Sanitary physical culture at livers sick rehabilitation / А.N.Kokosov, E.V.Streltsova. - L.: Medicine, 1987. - 144 p.
12. Kokosov, А.N. Asthmatic bronchia and bronchial asthma. Physiacal and Medicine sick rehabilitation / А.N.Kokosov, V.S.Cheremnov. - Minsk: Belorussia, 1995.-185 p.
13. Kochetkovskaja, I.N. Strelnikova А.N. Paradox gymnastic / I.N. Kochetkovskaja. - М., 1989. - 315 p.
14. National program «children bronchial [spasmodic] asthma. Strategy of treating and prophylactics ». - М., 1997. -147 p.
15. Preobrazhensky, D.N. Popular medicine literature. Way to health. Breath treating / ,3,.H. Preobrazhensky. - M.: Pub: Metaphor, 2006. - 264 p.
16. Strelnikova A.N. Breath gymnastic/ A.N. Strelnikova.- M.: Metaphor, 2004. - 323 p.
17. Shetinin M. Breath gymnastic A.N. Strelnikova. New exercises / M.Shetinin.- M.: Metaphor , 2006. - 412 p.