Научная статья на тему 'Физическая реабилитация детей 6-9 лет с бронхиальной астмой средствами адаптивной физической культуры'

Физическая реабилитация детей 6-9 лет с бронхиальной астмой средствами адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
665
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / BREATHING EXERCISES / ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ / EXTERNAL BREATHING / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / BRONCHIAL ASTHMA / ДЕТСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / CHILDREN'S REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красавина Екатерина Сергеевна, Алексеева Светлана Ивановна

Рассматривается ведущая роль функции внешнего дыхания для нормального физиологического процесса роста детского организма и отрицательное влияние бронхиальной астмы на него. Проведён анализ существующих методик дыхательной гимнастики как оптимального средства для развития функции внешнего дыхания. Разработана авторская методика, предназначенная для реабилитации детей 6-9 лет с бронхиальной астмой путём развития функции внешнего дыхания при помощи лечебной дыхательной гимнастики, а также проведён педагогический эксперимент в целях доказательства её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красавина Екатерина Сергеевна, Алексеева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of function of external breathing in children 6-9 years with bronchial asthma while helping treatment respiratory gymnastics

The article considers the leading role of the optimal level of development of the function of external respiration for the normal physiological process of growth of the child’s organism and the negative effect of bronchial asthma on it. The analysis of existing methods of respiratory gymnastics as an optimal tool for the development of the function of external respiration is carried out. An author’s method was developed for the rehabilitation of children 6-9 years old with bronchial asthma by developing the function of external respiration with the help of respiratory gymnastics, and a pedagogical experiment was conducted to prove its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация детей 6-9 лет с бронхиальной астмой средствами адаптивной физической культуры»

УДК 796.01 ББК 75.110

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е. С. Красавина, С. И. Алексеева

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Рассматривается ведущая роль функции внешнего дыхания для нормального физиологического процесса роста детского организма и отрицательное влияние бронхиальной астмы на него. Проведён анализ существующих методик дыхательной гимнастики как оптимального средства для развития функции внешнего дыхания. Разработана авторская методика, предназначенная для реабилитации детей 6-9 лет с бронхиальной астмой путём развития функции внешнего дыхания при помощи лечебной дыхательной гимнастики, а также проведён педагогический эксперимент в целях доказательства её эффективности.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика, внешнее дыхание, бронхиальная астма, детская реабилитация.

Бронхиальная астма в современном представлении —это самостоятельное хроническое, рецидивирующее, аллергическое заболевание, этиологически связанное с действием различных аллергенов инфекционной и неинфекционной природы. Обязательным патогенетическим механизмом бронхиальной астмы (БА) является сенсибилизация, а основным клиническим признаком — приступ удушья [4]. При этом особую категорию и угрозу данное заболевание представляет для детской возрастной категории. По оценкам ВОЗ, в настоящее время от астмы страдает 235 миллионов человек. Астма является самой распространённой хронической болезнью среди детей [1].

В процессе медикаментозного лечения особое значение специалисты придают методам ЛФК и дыхательной гимнастики, так как они являются не только вспомогательным терапевтическим средством, но зачастую основательно влияют на прогноз лечения как самостоятельный путь лечения данного заболевания.

Это объясняется тем, что данное заболевание влияет именно на респираторные функции организма, особенно детского в силу его несформирован-ности. В целях снижения риска летального исхода детской БА, а также тяжести течения заболевания и его профилактики возникает необходимость постоянного, целенаправленного укрепления дыхательной системы и развития его функции [2; 4; 5].

Система дыхания — это одна из жизненно важных функциональных единиц организма. Обеспечение функции внешнего дыхания — её

главнейшая задача, так как во время дыхания происходит насыщение крови кислородом и выводятся продукты распада и газообмена [5].

Отличие дыхательных процессов в детском организме по сравнению со взрослым обусловлено не только особенностями морфологии, но и активностью функционального спектра альвеолярно-легочного комплекса тела. В основном это связано с необходимостью растущего организма в большом объёме кислорода и с морфологической несфор-мированностью самой дыхательной системы. Все эти факторы делают дыхательную систему детей более предрасположенной к развитию различных патологий. Ведущее место среди них занимает именно бронхиальная астма.

Дыхательная гимнастика (ДГ) является мощным фактором оздоровительного действия на организм больного с БА. Занятия различными видами ДГ способствуют улучшению адаптации к физическим нагрузкам организма в целом и его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают иммунологическую реактивность в отношении вирусной и бактериальной инфекции.

В основном в физической реабилитации больных бронхиальной астмой используют звуковую гимнастику, методику произвольного управления дыханием по Бутейко, парадоксальную дыхательную гимнастику Стрельниковой. Все дыхательные упражнения на организм больного действуют по-разному, одни рефлекторно снимают спазм бронхов, другие действуют гуморально, некоторые упражнения развивают дыхательные мышцы,

некоторые улучшают вентиляцию лёгких, то есть развивают и совершенствуют функцию внешнего дыхания [2; 3; 5].

Ключевой целью данного исследования является разработка унифицированной методики дыхательной гимнастики для развития функции внешнего дыхания у детей 6-9 лет, страдающих бронхиальной астмой.

Организация исследования. В ходе педагогического эксперимента было проведено обследование 50 детей в возрасте 6-9 лет, которые по состоянию здоровья относились к медицинской группе детей с бронхиальной астмой.

Исследуемый контингент был разделён на контрольную группу (КГ, 27 детей), с которой не проводилась реабилитационная работа по коррекции дыхательной функции, и экспериментальную группу (ЭГ, 23 ребёнка), которая занималась в рамках групп продлённого дня по предложенной авторской программе лечебной дыхательной гимнастикой.

В начале эксперимента были проверены возможности использования разработанной программы лечебных занятий. На этом этапе устанавливался исходный уровень состояния дыхательной системы организма участников, на основе чего строилась общая структура и определялось содержание поэтапных реабилитационных программ по дыхательной гимнастике. В конце эксперимента были получены достоверные данные, позволившие проанализировать динамику изменений в дыхательной системе респондентов обеих исследованных групп.

У всех детей, участвовавших в исследовании, регистрировали следующие показатели: жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ, мл), частоту дыхания (ЧД, в минуту), дыхательный объём (ДО, л), минутный объём дыхания (МОД, л/мин), время задержки дыхания на вдохе (Т с) и выдохе (Тв , с) в состоянии относительного покоя, максимальную вентиляцию лёгких (МВЛ, л/мин), резервные объёмы вдоха (РОвд, л) и выдоха (РОвьвд, л), пиковую объёмную скорость выдоха (ПОС, л/с).

Данное исследование проводилось в период с 1 сентября 2016 г. по 1 октября 2017 г. и было разделено на несколько этапов: 1-й этап — подбор и формирование исследовательских групп детей; 2-й этап — проведение первичного тестирования исходного уровня развития функции внешнего дыхания у всех 50 детей, принявших участие в эксперименте; 3-й этап — обработка результатов первичного тестирования дыхательной функции, их анализ и математическая обработка;

4-й этап—разработка и внедрение авторской методики по лечебной дыхательной гимнастике; 5-й этап — проведение повторного тестирования показателей внешнего дыхания детей, их оценка, и аналитическая обработка результатов.

Методы исследования. Для проведения запланированного исследования были привлечены следующие методы:

- теоретические — анализ и обобщение данных научной, медицинской и методической литературы, посвящённой изучению функции внешнего дыхания у детей с бронхиальной астмой и современным методикам дыхательной гимнастики, используемым в процессе реабилитации детей с БА;

- экспериментальные — констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

- математические — методы вариационной статистики, аналитическая обработка и визуализация результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. По окончании 3-го этапа исследования были получены показатели исходного уровня развития функции внешнего дыхания у всех 50 детей, принявших участие в эксперименте, которые характеризировались соответствием физиологической норме значений ЖЕЛ, ДО, ЧД, РОвд и Твд. В то же время у детей с различными формами тяжести бронхиальной астмы в обеих группах отмечены сниженные показатели Твыд, МВЛ, РОвыд и ПОС (табл. 1).

В целом полученные в констатирующем эксперименте результаты свидетельствовали об относительной однородности представителей контрольной и экспериментальной групп по уровню физиологического развития функции внешнего дыхания, что имеет большое значение для объективной интерпретации данных исследования.

По окончании срока проведения курса лечебной дыхательной гимнастики по предложенной методике в условиях занятий в группах продлённого дня с детьми экспериментальной группы младшего школьного возраста, жизненный анамнез которых отягощён различными формами бронхиальной астмы (23 человека), было проведено повторное тестирование показателей функции внешнего дыхания в целях определения динамики их развития и практического подтверждения лечебной эффективности внедрения разработанной методики. В целях сравнительного анализа аналогичное тестирование проводилось вторично и с детьми, включёнными в состав контрольной группы (табл. 2).

Таблица 1

Показатели системы внешнего дыхания детей с БА 6-9 лет контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (Х±т)

Показатель Контрольная группа, п = 27* Экспериментальная группа, п = 23*

ЖЕЛ, л 4,05 ± 0,12 3,84 ± 0,12

ДО, мл 0,64 ± 0,04 0,63 ± 0,02

ЧД, в минуту 15,38 ± 0,52 15,03 ± 0,33

МОД, л/мин 9,12 ± 0,58 9,46 ± 0,31

Твд, с 88,24 ± 2,41 91,26 ± 2,54

Твыд, с 42,12 ± 1,65 43,57 ± 1,56

ИГ, усл. ед. 0,77 ± 0,03 0,79 ± 0,03

МВЛ, л/мин 149,39 ± 5,11 144,09 ± 6,13

РОвд, л 1,83 ± 0,11 1,90 ± 0,12

РОвыд, л 1,31 ± 0,12 1,24 ± 0,13

ПОС, л/с 7,59 ± 0,27 7,33 ± 0,35

*р < 0,01.

Таблица 2

Показатели системы внешнего дыхания детей с БА контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (X ± т)

Показатель Контрольная группа, п = 27* Экспериментальная группа, п = 23*

ЖЕЛ, л 4,82 ± 0,15 5,48 ± 0,17

ДО, мл 0,74 ± 0,02 0,83 ± 0,02

ЧД, в минуту 12,91 ± 0,38 11,95 ± 0,55

МОД, л/мин 9,37 ± 0,38 9,78 ± 0,45

Твд, с 101,55 ± 2,53 111,24 ± 3,10

Твыд, с 50,88 ± 1,77 56,42 ± 2,02

ИГ, усл. ед. 0,75 ± 0,03 0,81 ± 0,03

МВЛ, л/мин 170,11 ± 5,82 193,19 ± 8,22

РОвд, л 1,91 ± 0,11 2,40 ± 0,15

РОвыд, л 1,55 ± 0,14 1,59 ± 0,17

ПОС, л/с 8,81 ± 0,31 9,47 ± 0,45

*р < 0,01.

После завершения формирующего эксперимента в экспериментальной группе были зарегистрированы достоверно более высокие, чем в контрольной группе, темпы прироста:

1) жизненной ёмкости лёгких — соответственно 42,7±1,7 и 19,0±1,6 %);

2) дыхательного объёма (31,7±1,5 и 15,6±1,1 %);

3) МОД (3,4±1,5 и 2,7±1,2 %);

4) времени задержки дыхания на вдохе (21,9±1,6 и 15,1±1,4 %) и выдохе (29,5±1,6 и 20,8±1,5 %);

5) резервных объёмов вдоха (26,3±1,6 и 4,4±1,4 %) и выдоха (28,2±1,6 и 18,3±1,5 %);

6) максимальной вентиляции лёгких (34,1±1,7 и 13,9±1,5 %);

7) пиковой объёмной скорости выдоха (29,2±1,6 и 16,1±1,5 %);

8) индекса гипоксии (2,5±1,3 и -2,6±1,4 %).

И наоборот, отмечено снижение частоты дыхания — соответственно 20,5±1,2 и 16,1±1,2 %).

На основании полученных результатов было доказано, что разработанная программа лечебной дыхательной гимнастики оказала положительный реабилитационный эффект, что нашло отражение в заметном приросте показателей функции внешнего дыхания среди респондентов экспериментальной группы.

Выводы и рекомендации. По итогам проведённого эксперимента на предмет установления эффективности разработанной методики лечебной дыхательной гимнастики как способа развития функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста с БА можно сделать следующие выводы:

1. На начальном этапе проводимого эксперимента показатели внешнего дыхания у всех 50 обследованных, вошедших в состав опытных групп, характеризировались недостаточным уровнем развития их респираторного аппарата по сравнению с нормативными.

2. У детей экспериментальной группы в конце формирующего эксперимента были зарегистрированы более выраженные изменения показателей функции внешнего дыхания, чем у представителей контрольной группы. Таким образом, разработанная методика лечебной дыхательной гимнастики для развития внешнего дыхания и реабилитации детей с бронхиальной астмой оказалась достаточно эффективной, что позволяет рекомендовать её применение в различных комплексах ЛФК для реабилитации детей с БА.

На основе полученных в данной работе результатов можно рекомендовать следующее:

1. Целенаправленно развивать у детей с БА навык внешнего дыхания, так как в процессе реабилитации бронхиальной астмы он играет одну из ключевых ролей.

Поступила в редакцию 22 февраля 2018 г.

2. В процессе реабилитации уделять внимание не только устранению патологии дыхательного аппарата, но в равной степени тренировать мышцы грудной клетки посредством дыхательной гимнастики.

3. Не игнорировать лечебную дыхательную гимнастику как реабилитационную методику даже при тяжёлых формах детской БА.

4. Применять разработанную методику для проведения годичного реабилитационного цикла детей с БА в рамках групп продлённого дня, так как проведение занятий по данной методике является простым, не требующим специализированного инвентаря и больших затрат времени, а также совершенно не сопряжено с высокими физическими нагрузками, что особенно важно для пациентов с БА, так как у большинства из них в процессе физической работы практически сразу возникают одышка и кашель, способные трансформироваться в полноценный активный приступ, вызывающий кислородное голодание и даже остановку дыхания.

Список литературы

1. Биличенко, Т. Н. Распространённость хронического бронхита и бронхиальной астмы (данные эпидемиологического исследования) / Т. Н. Биличенко // Пульмонология. — 2015. — № 1. — С. 78-81.

2. Иванова, Н. Л. Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой / Н. Л. Иванова, Л. С. Захарова // Материалы итоговой научной конференции студентов и молодых учёных. — М. : РГАФК, 2014. — С. 33-39.

3. Ивасик, Н. А. Индивидуальный подход к физической реабилитации детей, больных бронхиальной астмой / Н. А. Ивасик, А. А. Ивасик // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта : сб. науч. тр. — Вып. 6. — Харьков, 2013. — С. 17-26.

4. Чучалин, А. Г. Бронхиальная астма / А. Г. Чуча-лин. — М. : Медицина, 2007. — 160 с.

5. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М. Н. Щетинин. — М. : Метафора, 2016.

Для цитирования: Красавина, Е. С. Физическая реабилитация детей 6-9 лет с бронхиальной астмой средствами адаптивной физической культуры / Е. С. Красавина, С. И. Алексеева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 58-62.

Сведения об авторах

Красавина Екатерина Сергеевна — магистрант Педагогического института физической культуры и спорта, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия. [email protected]

Алексеева Светлана Ивановна — кандидат физико-математических наук, доцент Педагогического института физической культуры и спорта, Московский городской педагогический университет. Москва, Россия.

[email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 1, pp. 58-62.

Development of function of external breathing in children 6-9 years with bronchial asthma while helping treatment respiratory gymnastics

E.S. Krasavina1, S.I. Alekseeva2

Pedagogical Institute of physical culture and sport, Moscow city pedagogical University, Moscow, Russia. 1 [email protected], [email protected]

The article considers the leading role of the optimal level of development of the function of external respiration for the normal physiological process of growth of the child's organism and the negative effect of bronchial asthma on it. The analysis of existing methods of respiratory gymnastics as an optimal tool for the development of the function of external respiration is carried out. An author's method was developed for the rehabilitation of children 6-9 years old with bronchial asthma by developing the function of external respiration with the help of respiratory gymnastics, and a pedagogical experiment was conducted to prove its effectiveness.

Keywords: breathing exercises, external breathing, bronchial asthma, children's rehabilitation.

References

1. Bilichenko T.N. Rasprostranyonnost' khroniches-kogo bronkhita i bronkhial'noy astmy (dannyye epide-miologicheskogo issledovaniya) [Prevalence of chronic bronchitis and bronchial asthma (data of epidemiological research)]. Pul'monologiya [Pulmonology], 2015, no. 1, pp. 78-81. (In Russ.).

2. Ivanova N.L. Fizicheskaya reabilitatsiya detey mladshego shkol'nogo vozrasta s bronkhial'noy astmoy [Physical rehabilitation of children of younger school age with bronchial asthma]. Materialy itogovoy nauchnoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh [Materials of the scientific conference of students and young scientists]. Moscow, 2014. Pp. 33-39. (In Russ.).

3. Ivasik N.A. Individual'nyy podkhod k fizicheskoy reabilitatsii detey, bol'nykh bronkhial'noy astmoy [An individual approach to physical rehabilitation of the children with bronchial asthma]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospi-taniya i sporta: sbornik nauchnykh trudov [Pedagogics, psychology and medicobiological problems of physical training and sport: collection of scientific works, issue 6]. Kharkov, 2013. Pp. 17-26. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Chuchalin A.G. Bronkhial'naya astma [Bronchial asthma]. Moscow, 2007. 160 p. (In Russ.).

5. Shchetinin M.N. Dykhatel'naya gimnastika A.N. Strel'nikovoy [Respiratory gymnastics of A.N. Strel-nikova]. Moscow, 2016. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.