Научная статья на тему 'К вопросу о динамике показателей функции внешнего дыхания и адаптационных резервов организма детей с патологией дыхательной системы в процессе занятий лечебной физической культурой'

К вопросу о динамике показателей функции внешнего дыхания и адаптационных резервов организма детей с патологией дыхательной системы в процессе занятий лечебной физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
873
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗДОРОВЬЕ / ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / РЕЗЕРВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарева И.А., Абрамова В.В.

В статье рассматриваются вопросы влияния комплексной методики ЛФК и дыхательной гимнастики на динамику функций внешнего дыхания и адаптационные резервы организма у детей с заболеваниями дыхательной системы. Отмечается необходимость учёта при дозировании физической нагрузки изначального уровня здоровья ребёнка, состояния его кардиореспираторной системы и показателей, отражающих переносимость физических нагрузок, а также психоэмоционального состояния и уровня мотивации на выздоровление. При подобранных с учётом критериев безопасности методах физической реабилитации на фоне улучшения поражённой системы наблюдается достоверное улучшение общего здоровья ребёнка и адаптационных возможностей его организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарева И.А., Абрамова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о динамике показателей функции внешнего дыхания и адаптационных резервов организма детей с патологией дыхательной системы в процессе занятий лечебной физической культурой»

УДК: 613.71[616.2]

Пономарева И. А.

К.м.н., Южный федеральный университет

Абрамова В. В.

К.п.н., Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко,

Республика Молдова

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ

С ПАТОЛОГИЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье рассматриваются вопросы влияния комплексной методики ЛФК и дыхательной гимнастики на динамику функций внешнего дыхания и адаптационные резервы организма у детей с заболеваниями дыхательной системы. Отмечается необходимость учёта при дозировании физической нагрузки изначального уровня здоровья ребёнка, состояния его кардиореспираторной системы и показателей, отражающих переносимость физических нагрузок, а также психоэмоционального состояния и уровня мотивации на выздоровление. При подобранных с учётом критериев безопасности методах физической реабилитации на фоне улучшения поражённой системы наблюдается достоверное улучшение общего здоровья ребёнка и адаптационных возможностей его организма.

Ключевые слова: дети, здоровье, дыхательная система, лечебная физическая культура, адаптация, резервы.

По данным Государственного доклада.. .[11], болезни органов дыхания на протяжении длительного периода являются в России приоритетными заболеваниями населения, составляя 26,5 %. В Ростовской области первичная заболеваемость болезнями органов дыхания всего населения за период 2010-2014гг. выросла на 9,1% [10]. Вызывает озабоченность, что у детей заболеваемость органов дыхания в последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту, составляя в Ростовской области 64,6% удельного веса в структуре первичной заболеваемости (ранг 1). Отмечается рост показателя заболеваемости хроническим бронхитом среди подростков в 1,4 раза с 2,35 на 1000 населения в 2010 году, до 3,31 на 1000 населения в 2014 году [10]. Предотвратить формирование и прогрессирование хронических неспецифических заболеваний верхних и нижних дыхательных путей в детском и подростковом возрасте возможно с помощью своевременной профилактики, лечения и реабилитации на любом этапе оказания медицинской помощи [1-4, 7-9, 14].

Существует достаточно обширный список традиционных и современных методик реабилитации детей при заболеваниях дыхательной системы с помощью методов и средств лечебной физкультуры [5, 6, 13 и др.]. Широко применяются уникальные по своему воздействию на организм и, прежде всего, на его дыхательную систему методы. К ним, в первую очередь, относятся комплексные методики с применением дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой, Б. С. Толкачёва, К. П. Бутейко, и т.д.

Под влиянием физических упражнений у детей и подростков увеличиваются резервные возможности дыхания, возрастает ЖЕЛ и МОД, возрастает кислородтранспортная функция кровообращения, растёт кислородная ёмкость крови, совершенствуются механизмы тканевого дыхания, возрастает способность продолжения физических нагрузок в выраженных гипоксемических и гиперкапнических состояниях с образованием большего кислородного долга. В процессе систематических тренировок улучшается нейрогуморальная регуляция дыхания при мышечной работе, обеспечивается лучшее согласование работы дыхания при выполнении упражнений как с мышечной, так и с другими функциональными

системами организма; отмечается нарастание процессов экономизации системы дыхания и в условиях покоя, и при стандартных физических нагрузках.

Однако на сегодня остаются нерешенными такие важные прикладные проблемы, как управление долговременной адаптацией организма детей с нарушениями здоровья в процессе физического воспитания, рекреационно-оздоровительных занятий и физической реабилитации; нормирование физической нагрузки и адаптация к ней; адаптация организма к действию экстремальных стрессорных ситуаций; количественная и качественная оценка процессов адаптации у детей с ОВЗ и др.

Методы и организация исследования. Для определения влияния занятий лечебной физической культурой у детей 8-12 лет, имеющих отклонения в состоянии дыхательной системы, изучались основные показатели функционального состояния и адаптационных возможностей аппарата внешнего дыхания, а также показателей сердечно-сосудистой системы, характеризующих переносимость физической нагрузки. Мониторинг проводился у 30 школьников 8-12 лет, имеющих различные нарушения в состоянии дыхательной системы (бронхиальная астма, аллергический бронхит, ЧБД) и посещающих реабилитационные процедуры в лечебно-диагностическом центре «Здоровье» (Ростов-на-Дону). Из них 16 детей проходили процедуры массажа, ингаляции, гомеопатии, «горный воздух» (контрольная группа, КГ), а у 14 детей к вышеперечисленным были добавлены занятия лечебной физкультурой и дыхательная гимнастика (экспериментальная группа, ЭГ).

Проводилось изучение в динамике (до и после курса реабилитации) показателей функционального состояния и адаптационных возможностей органов внешнего дыхания:

- методом спирографии определялась ЖЕЛ и её составляющие (ЧД, ДО, РОвд, РОвыд);

- должная величина ЖЕЛ рассчитывалась по формуле Людвига:

мальчики: ДЖЕЛ (л) = рост(см) х 0,052 — возраст(лет) х 0,022 - 4,6 девочки: ДЖЕЛ (л) = рост(см) х 0,041 — возраст(лет) х 0,018 - 3,7

- производился расчёт жизненного индекса (жизненного показателя):

ЖЕЛ (мл)

ЖП = -

масса тела (кг)

- с помощью гипоксических проб Штанге и Генчи определялись резервные возможности дыхательной системы.

- проводился анализ экскурсии грудной клетки.

Кроме того, проводилось изучение в динамике (до и после курса реабилитации) кардио-респираторных показателей, характеризующих переносимость физической нагрузки в процессе комплексной коррекции у детей, имеющих отклонения в состоянии дыхательной системы: ЧСС, АД, реакция АД на физическую нагрузку, индекс Руфье, индекс Скибинской:

Индекс Руфье = ((ЧСС1 + ЧСС2 = ЧССз) - 200) / 10,

где ЧСС1 — пульс в покое, ЧСС2 — пульс первые 10 секунд после нагрузки, ЧССз — пульс с 50 по 60 секунды после нагрузки.

Индекс Скибинской = ЖЕЛ / 100 х ЗДВ / ЧСС,

где ЖЕЛ — жизненная ёмкость лёгких, мл, ЗДВ — задержка дыхания на вдохе, сек, ЧСС — пульс в покое.

Результаты. При изучении ЖЕЛ и её составляющих (ЧД, ДО, РОвд, РОвыщ) до начала проведения реабилитационного курса было установлено незначительное (в пределах 16-24%;

отклонения в пределах ±15% считаются вариантом нормы) отклонение её от ДЖЕЛ у 26 детей (86,7 %). При этом у 6 детей (20%) уменьшение ЖЕЛ наблюдалось за счёт РОвд, у 8 (26,7 %) — за счёт РОвыд и у 12 детей (40 %) снижение ЖЕЛ явилось следствием уменьшения как РОвд, так и РОвыщ. После проведения курса реабилитации у детей КГ показатели ЖЕЛ соответствовали ДЖЕЛ у 5 детей (31,3 %), у обследованных ЭГ — 8 детей (57,1%).

Жизненный показатель (отношение ЖЕЛ к массе тела) у обследованных детей до проведения курса реабилитации составлял в среднем 42 мл, т.е. у большей части детей (86,7 %) не соответствовал нормативам. Его снижение связано с уменьшением значений ЖЕЛ по сравнению с возрастной нормой, поскольку ни у одного ребёнка не наблюдалось избыточной массы тела. Улучшение жизненного показателя на 2-4 мл наблюдалось после реабилитации у детей КГ и на 2-6 мл у детей ЭГ. В целом после курса реабилитации жизненный показатель соответствовал нормальным значениям у 8 детей КГ (50 %) и у 9 детей ЭГ (64,3 %).

При анализе результатов изучения динамики показателей проб Штанге и Генчи было установлено, что до начала курса реабилитации у большей части детей (76,7 %) эти данные соответствовали возрастной норме. После проведения курса реабилитации показатели практически не изменились (80 %).

Анализ экскурсии грудной клетки проводился по двум линиям: по сосковой линии — под углами лопаток и на уровне мечевидного отростка. Фиксировались 3 показателя: при спокойном дыхании, а также при максимальном вдохе и максимальном выдохе. В целом объём грудной клетки у всех соответствовал возрастным нормативам, а размер экскурсии до начала реабилитации составил в среднем по 1-ой линии 6,9±2,3 см, а по 2-ой линии 5,5±1,8 см. После проведения курса реабилитации результаты измерения экскурсии грудной клетки как у первой, так и у второй группы изменились в сторону незначительного увеличения, однако эти изменения не имели достоверной значимости. Весьма очевидно, что данный вывод не противоречит основным механизмам физиологических изменений в процессе реабилитации, поскольку заболевания дыхательной системы у данной категории детей не затрагивают анатомическую структуру с возможным отражением на макроморфологии.

При исследовании ЧД у детей было установлено, что преобладающая часть имеет результаты, соотносящиеся с возрастной нормой (92,8 % до проведения курса реабилитации и 100 % после него). В целом такие результаты косвенно подтверждают отсутствие у данного ребёнка на настоящий момент острой фазы патологического процесса, что явилось бы противопоказанием для проведения курса реабилитации и показанием для проведения курса лечения, поскольку увеличенная ЧД может быть связана с повышенной температурой тела, дыхательной недостаточностью, наличием воспалительного процесса в лёгких и т.д. Несложное исследование, тем не менее, является важным в определении безопасности применения и выбора методов в курсе реабилитации.

Результаты изучения ЧСС в покое у детей до курса реабилитации выявили умеренную тахикардию у 6 детей (42,8 %). После курса реабилитации, включающего в себя лечебную физкультуру, умеренная тахикардия сохранилась у 4 детей (28,6 %). Результаты улучшения показателей ЧСС у 2 детей после курса реабилитации, вероятно, связаны с закреплением механизмов регуляции деятельности ССС под влиянием умеренных физических нагрузок.

Для изучения воздействия физической нагрузки при прохождении курса реабилитации у детей рассматривалась реакция АД на физическую нагрузку. Насторожили результаты сохранения гипертонической реакции у 2 детей. Возможно, настоящая реакция обусловлена генетически и не связана с физическими нагрузками в процессе курса реабилитации, однако этим детям необходимо наблюдение и строго индивидуальный подход к дозированию физических нагрузок и их качественного состава, в том числе и в процессе реабилитации.

Динамика изменения показателей индекса Руфье до и после курса реабилитации с лечебной физкультурой отражает закономерное совершенствование и закрепление регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы. При этом необходимо индивидуальное дозирование физических нагрузок и наблюдение при проведении занятий у детей, имеющих отклонения в состоянии дыхательной системы: наблюдаемая отрицательная динамика, выявленная у одного ребёнка, не является статистически достоверной, однако требует уточнения и индивидуального наблюдения при физических нагрузках в процессе реабилитации. В целом же умеренная физическая нагрузка в курсе реабилитации благоприятно отразилась на показателе.

Индекс Скибинской, являясь интегративным показателем, позволяет оценить в комплексе процесс изменения функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой системы. В целом комплексная коррекция благотворно отразилась на обследованных детях обеих групп, статистически достоверна динамика всех показателей в сторону улучшения. Однако весьма очевидно, что введение в комплекс реабилитации занятий адаптивной физической культурой позволяет достичь несколько лучших результатов за то же время.

Заключение. В результате проведённых исследований состояния органов дыхания и комплексной оценки состояния кардиореспираторной системы у детей периода второго детства было установлено, что подавляющее большинство обследованных детей до прохождения курса реабилитации имели отклонения функционального состояния не только органов дыхания, но и сопутствующие им нарушения сердечно-сосудистой.

В процессе прохождения курса реабилитации у детей КГ в целом улучшилось состояние как органов дыхания, так и показателей общего здоровья. Выявлены достоверные различия в результатах исследования ЖЕЛ, ЖП, а также интегративного показателя состояния кардиореспираторной системы индекса Скибинской. Выявлена тенденция к улучшению (без достоверной значимости) по показателям экскурсии грудной клетки, пробам Штанге и Генчи. У обследованных детей ЭГ обнаружена более значимая положительная динамика в состоянии всех исследованных параметров (как органов дыхания, так и показателей переносимости и адаптации к физической нагрузке).

Занятия лечебной физической культурой улучшают показатели как рассматриваемой нозологии, так и общих адаптивных возможностей организма и общего здоровья ребёнка. Включение её в комплексный курс коррекции при реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии дыхательной системы, является оптимальным. Для детей периода второго детства, имеющих отклонения в состоянии дыхательной системы, рекомендовано включение в комплекс реабилитации дыхательной гимнастики по Стрельниковой и аэробных циклических упражнений. При дозировании физической нагрузки необходимо учитывать изначальный уровень здоровья ребёнка, состояние его кардиореспираторной системы и показателей, отражающих переносимость физических нагрузок, а также психоэмоциональное состояние и уровень мотивации на выздоровление. При подобранных с учётом критериев безопасности методах физической реабилитации на фоне улучшения поражённой системы наблюдается улучшение общего здоровья ребёнка и адаптационных возможностей его организма.

Литература

1. Бондин В. И. Концептуальные основы валеологического образования Валеология. — 1997. — № 1. — С. 7.

2. Бондин В. И., Максименко С. А. К вопросу о поиске современных оздоровительных технологий в системе физического воспитания школьников // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. — С. 312-316.

3. Бондин В. И., Почекаева Е. И., Попова Т. В., Азнаурьян П. А. Формирование состояния здоровья детского населения на территориях с высокой антропогенной нагрузкой // Валеология. — 2011. — № 4. — С. 7-10.

4. Гончарова Л. О., Пономарева И. А. Особенности функционального состояния подростков, проживающих в различных экологических районах // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: Сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. — С. 46-48.

5. Костенко В. П. Физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2016. — № 9-2 (17). — С. 82-86.

6. Кузьменко Н. В. Физическая реабилитация детей среднего школьного возраста, больных бронхиальной астмой // Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения Якутии: Сборник региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию физкультурного движения в Российской Федерации. — Киров, 2014. — С. 742-748.

7. Лебедева В. В., Воронова Н. В. Двигательная активность как фактор адаптации организма в условиях неблагоприятного воздействия техносферы // Олимпийская идея сегодня: Материалы четвёртой международной научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. — С. 397-402.

8. Лебедева В. В., Пономарев А. Е. Современные диагностические и оздоровительные технологии для участников образовательного процесса // Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды: сборник материалов третьей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. — С. 276-278.

9. Лысенко А. В., Шейхова Р. Г., Мамченко В. А., Моргуль Е. В. Взаимосвязь личностной тревожности с уровнем здоровья и стрессоустойчивости участников образовательной среды // Валеология. — 2009. — № 1. — С. 45-53.

10. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Ростовской области в 2015 году: Государственный доклад. — Ростов н/Д, 2016. — 212 с

11. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2015 году: Государственный доклад. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2016. — 200 с.

12. Осипенко Е. В., Севдалев С. В. Совершенствование функции внешнего дыхании у младших школьников. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. — 212 с.

13. Таова А. Х. Особенности применения лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 1.

— № 9. — С. 96-98.

14. Шкребко А. Н., Иванова И. В., Никитина И. Е., Бычкова Е. И. Применение физических упражнений в воде у детей с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей в условиях местного санатория // Курортная медицина. — 2016. — № 2.

— С. 237-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.