Научная статья на тему 'Теоретические аспекты применения дыхательных гимнастик для оздоровления: за и против'

Теоретические аспекты применения дыхательных гимнастик для оздоровления: за и против Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
3155
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория / дыхательные гимнастики / оздоровление / противоречия / the theory / respiratory gymnastics / improvement / contradictions

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Собянин Федор Иванович, Малахов Владимир Алексеевич

Статья посвящена рассмотрению сущности дыхательных гимнастик, механизмам их воздействия на основе изучения специальной литературы. Главное внимание уделяется противоречию между оздоровительным назначением дыхательных гимнастик и их негативным влиянием на организм при систематических занятиях. Проведен критический анализ дыхательных упражнений с позиции разных авторов и источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Собянин Федор Иванович, Малахов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF USING RESPIRATORY GYMNASTICS FOR IMPROVEMENT: PRO AND CONTRA

This article is dedicated to consideration of the point of respiratory gymnastics, to mechanisms of their influence on the basis ofstudying of the special literature. The main attention is given to the contradiction between improving appointment of respiratory gymnastics and their negative influence on an organism at regular training. The critical analysis ofrespiratory exercisesfrom a position ofdifferent authors and sources is carried out.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты применения дыхательных гимнастик для оздоровления: за и против»

УДК 796.001

Ф.И. СОБЯНИН, доктор педагогических наук, профессор В.А. МАЛАХОВ, кандидат педагогических наук (г. Белгород)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК

ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ЗА И ПРОТИВ

Статья рекомендована к печати доктором медицинских наук, профессором М.И. Чурносовым, доктором педагогических наук, профессором Е.П. Белозерцевым.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущности дыхательных гимнастик, механизмам их воздействия на основе изучения специальной литературы. Главное внимание уделяется противоречию между оздоровительным назначением дыхательных гимнастик и их негативным влиянием на организм при систематических занятиях. Проведен критический анализ дыхательных упражнений с позиции разных авторов и источников.

Ключевые слова: теория, дыхательные гимнастики, оздоровление, противоречия.

F.I. SOBJANIN, the doctor of pedagogical sciences, professor V. A. MALAKHOV, the candidate of pedagogical sciences (Belgorod)

THEORETICAL ASPECTS OF USING RESPIRATORY GYMNASTICS FOR

IMPROVEMENT: PRO AND CONTRA

Abstract. This article is dedicated to consideration of the point of respiratory gymnastics, to mechanisms of their influence on the basis ofstudying of the special literature. The main attention is given to the contradiction between improving appointment of respiratory gymnastics and their negative influence on an organism at regular training. The critical analysis ofrespiratory exercisesfrom a position ofdifferent authors and sources is carried out.

Key words: the theory, respiratory gymnastics, improvement, contradictions.

Тема настоящей статьи обусловлена массовым появлением различнык дыкательнык «оздоровительны«: гимнастик», значительное количество из который основано на восточной практике и имеет по утверждению ее создателей древние предпосылки. Проблема заключается в том, что люди разного возраста и пола, ведущие поиск эффективных и быстро действующих способов оздоровления часто обращаются к практике применения дыхательных гимнастик, не вникая глубоко в механизм их действия и конечные ре-

зультаты, а также последствия такой практики. Многие люди не замечают, что создатели таких гимнастик чаще всего движимы коммерческими интересами, чем реальным оздоровлением населения (например, книга Чайлдерс Г. [23] издана тиражом в 40 000 экземпляров, тогда как большинство учебников для вузов по теории и методике физической культуры издаются тиражом всего в 1000-3000 экземпляров [21]. Кроме того, в психолого-педагогических исследованиях начинают появляться работы, в которых ды-

хательные упражнения используются в качестве главных средств воздействия и решения проблем, касающихся коррекции, оздоровления, спортивной подготовки, оптимизации состояния человека [8, 14, 17]. На первый взгляд, это не должно вызывать негативного отношения. Вместе с тем, у авторов настоящей статьи сложилось определенное мнение по поводу неоднозначности воздействия дыхательных «оздоровительных гимнастик». Думается, что совершенно неслучайно в научных исследованиях в области медицины проблемы, возникающие в дыхательной системе и в других функциональных системах организма решаются не с помощью дыхательной гимнастики, а совершенно другими способами [4, 6].

Хотя представленное мнение носит дискуссионный характер, оно основывается на анализе литературы, личном опыте оздоровительных занятий, опросе педагогов, медицинских работников, ученых, занимающихся проблемами применения различных средств и способов оздоровления человека.

Полученные данные с помощью указанных методов исследования свидетельствуют о том, что искусственное изменение дыхания в дыхательных гимнастиках бывает разного рода: с затруднением дыхания, с его задержкой, с замедлением дыхания, с применением поверхностного дыхания. Все многообразные методики можно свести к двум основным группам: гипервентиляционные (когда дыхание осуществляется интенсивнее обычного) и гиповентиляционные (когда интенсивность дыхания снижается, когда оно замедляется) [3].

Основу состояния механизма дыхания отражают следующие показатели:

- состояние кислотно-щелочного равновесия (КЩР);

- давление в малом круге кровообращения;

- уровень СО2 (углекислого газа) в крови или в выдыхаемом воздухе;

- качество воздуха в месте, где находится человек [ 3].

Поэтому показателями эффективности дыхательной функции следует считать степень восстановления КЩР (в норме РН крови = 7,357,44), оптимальный уровень давления в малом

круге кровообращения ( 20/9 мм рт ст), оптимальный уровень С02 в крови (5% углекислого газа находится в растворенном виде в крови) или в выдыхаемом воздухе [3]. Указанные выше данные подтвердили: руководитель Всесоюзного центра вегетативной патологии, заведующий кафедрой усовершенствования врачей Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, заслуженный деятель науки, профессор А.М. Вейн; ведущий научный сотрудник, доктор медицинских наук E.H. Винарская и ряд других ученых [3].

0тклонение от нормы данных показателей приводит к дисфункциям в организме. Так, при смещении КЩР в кислую сторону (ацидоз) меняется проницаемость клеточных мембран, ионы водорода перемещаются внутрь клеток в обмен на ионы калия, которые отщепляются от белков в кислой среде. Если ацидоз становится некомпенсированным в случае заболевания или какого-либо нарушения естественного процесса дыхания, то у человека наблюдаются расстройства центральной нервной системы, появляется сонливость, может быть потеря сознания, расстройство вегетативных функций. Могут быть негативные процессы и при смещении КЩР в щелочную сторону (алкалоз). Любое существенное смещение КЩР нежелательно для организма. Это может происходить в результате заболеваний. Ряд авторов указывают, например, что при развитии хронической об-структивной болезни легких отмечается ухудшение оксигенации (попадания кислорода в кровь) крови, увеличение давления в легочной артерии [20] и все это приводит к дальнейшим нарушениям в функционировании организма.

Малый круг кровообращения, как указывает В.С. Бойко [3] имеет характеристики, по которым он отличается от показателей большого круга кровообращения. При показателях физиологической нормы в большом круге кровообращения давление в малом круге может отличаться и быть, например, ниже или выше нормы. Существует три варианта давления в малом круге кровообращения, в соответствии с чем, людей можно разделить на три основные группы:

174

1) гипертоники малого круга кровообращения (с повышенным давлением); 2) нормотоники (давление в норме); 3) гипотоники (пониженное давление) [3]. Если человек начинает практиковать дыкательную гимнастику или старается воздействовать иными способами на дыхательную функцию своего организма, не зная, к какому типу людей по уровню кровяного давления в малом круге кровообращения он относится, то он нанесет себе только вред.

Процентное содержание уровня углекислого газа в крови имеет большое значение, потому что только при определенном уровне С02 обеспечивается усвоение организмом кислорода. Часто проблемы в дыхательной функции возникают именно потому, что уровень углекислого газа не позволяет усваивать кислород. В современный условиях существования человека это может происходить по следующим причинам:

1. Нарушение кожного дыхания (при ношении искусственной одежды, загрязнении кожи, ношении тугих ремней, корсетов и т.д.).

2. Неправильное питание, переедание.

3. Загрязнение воздуха.

4. Различные аллергии.

5. Стрессовые ситуации (беспокойство, телевизионный терроризм, возникновение страха).

Следствием этих причин, нарушающих нормальное дыхание, становится гипервентиляция, то есть учащение дыхания с последующим вымыванием углекислого газа из организма, что, в свою очередь, приводит к дефициту кислорода в организме. В таких случаях систематическое занятие дыхательной гимнастикой, особенно тем видом, при котором усиливается дефицит кислорода в крови, приводит к некомпенсированному ацидозу, анаэробному варианту гликолиза, вследствие которого в организме образуется этиловый спирт вместо необходимой пировиноградной кислоты по циклу Кребса и в такой бескислородной среде раковые клетки организма получают более благоприятные условия для развития по сравнению со здоровыми клетками [5]. Иными словами, необдуманные занятия дыхательными гимнастиками могут способствовать развитию онкологических заболеваний вместо оздоровления.

Понимание механизмов, отражающих естественное здоровое дыхание, дает возможность, оценить, различные дыхательные гимнастики с точки зрения их оздоровительной ценности. При этом воспользуемся не только собственным кратковременным эмпирическим багажом, но и многовековым опытом человечества.

Выше указанные и некоторые другие причины вызывают нарушения естественного дыхания организма, а иногда приводят к заболеваниям. Однако, возникновение нарушений естественного дыхания человека вовсе не означает, что эти нарушения лучше всего устранить с помощью какой-либо дыхательной гимнастики. Необходимо первоначально определить истинные причины этих нарушений.

За время существования человечества появилось немало разных дыхательных гимнастик, большинство из которых были производными гимнастики йогов. Среди многочисленного количества дыхательных практик можно назвать гимнастику Свами Вивекананды (равномерное дыхание для образования гармонии в функционирующем человеческом организме), древнюю китайскую гимнастику (дыхание осуществляется непринужденно, ровно, естественно и не следует управлять дыханием, чтобы оно не стало управлять самим человеком), гимнастику Лео Кафлера (трехфазовое естественное диафраг-мальное дыхание), гимнастику Мюллера (особое внимание обращается на двигательные действия, как естественные способы накопления углекислого газа), гимнастику В.С. Бойко (замедленное диафрагмальное дыхание с применением йоги), гимнастику Ниши Каудзо (глубокое полное диафрагмальное дыхание с применением физической нагрузки), Ю.И. Першина (накопление углекислого газа в крови с применением естественного трехфазового дыхания и физических упражнений), Г.С. Шаталова (замедленное естественное дыхание в комплексе с рациональным питанием и применением физических упражнений), М.С. Норбекова (включается воображение, при дыхании не обращается внимание на его фазы, продолжительность, применяются физические нагрузки), А.В. Мхиторяна (восстанавливается естественное диафрагмальное дыхание), А.Н. Стрельниковой (гимнастика с вы-

дохами во время наклонов и упражнений), К.П. Бутейко (задержки дыхания), В.Ф. Фролова (эндогенное дыхание с применением специального аппарата), Г. Чайлдерс (задержки дыхания на выдохе) и др. [18].

Указанные гимнастики можно попытаться классифицировать. Например, ряд из них можно отнести к гимнастикам с задержкой дыхания, другие с замедлением диафрагмального дыхания, третьи с применением естественного дыхания в комплексе с физическими упражнениями, четвертые включают естественное дыхание и др. С точки зрения психологии дыхание с разного рода задержками, искусственными затруднениями, стеснениями приводит на подсознательном уровне к повышению тревожности человека, стрессу, после чего у человека возникают соответствующие реакции - выделяется адреналин, повышается артериальное давление, увеличивается частота сердечных сокращений и потоотделение. Такого рода гимнастики (например, гимнастика Г. Чайлдерс) могут действительно способствовать похудению, но слишком дорогой для здоровья ценой. Подобные гимнастики не опираются на глубокое понимание самого механизма дыхательной функции (основы нормального состояния дыхания представлены были выше) и могут привести к печальным результатам.

По данным В.С. Бойко [3], в 1980 году к нему обратилась женщина, желающая помочь своей сестре - певице со средними данными. Эта певица для того, чтобы увеличить объем легких, решила заниматься дыхательной гимнастикой с применением упражнений йоги. В частности, она с энтузиазмом стала выполнять упражнения на задержку дыхания. Ожидаемый эффект появился довольно быстро - уже через год ее данные по вокалу заметно улучшились, увеличились и способности надолго задерживать дыхание. Однажды перед очередным концертом задержка дыхания получалась особенно хорошо. Вдруг девушка почувствовала нечто странное: она ощутила это очень остро, затем она подняла рубашку и увидела, что от уровня лобка до половины туловища тело стало ярко-алого цвета (произошло перенасыщение углекислым газом). Граница между красным и бе-

лым цветами была поразительно четкая и краснота поднималась вверх. Когда эта граница дошла до солнечного сплетения, девушке стало неприятно и она прекратила дыхательные упражнения - появившийся эффект сразу исчез. Девушка в отличном самочувствии поехала на концерт, но во время концерта потеряла сознание. Ее увезли в больницу, где она три дня не приходила в себя. Затем прошел месяц в нервной горячке, после чего девушка получила вторую группу инвалидности [3]. Так в результате систематических дыхательных упражнений произошло разрушение естественного механизма дыхания, после чего появилась дыхательная аритмия, сильнейшее невротическое расстройство, страх смерти, ночные кошмары и другие признаки гипервентиляции. В такой ситуации можно было посоветовать только долгие ритмичные прогулки, затем медленный бег, что гипотетически могло бы восстановить естественный механизм дыхания.

В другом случае молодой человек вычитал в книге, что «йога Рамачараки» советовал систематически контролировать дыхание при ходьбе, сидении, лежании и т.п. После месяца такого контроля молодой человек начал задыхаться даже во время спокойного сидения на лекциях. Позже он с трудом смог восстановить нормальное дыхание, когда начал постоянно бегать утром и вечером [3].

Почему же занятия дыхательными упражнениями из гимнастики йогов дали такой эффект? Дело в том, что у йогов конечная цель такой практики не оздоровление организма, а духовное самосовершенствование, как оно понимается в индуизме, на основе которого и возникла йога. Крайние формы аскетизма вообще никогда ничего общего не имели с оздоровлением человека. А цель йоги - достижение нирваны, самадхи (высшая степень созерцания и сосредоточения) и тем, кто этим занимается, абсолютно все равно, что будет с их телом [10]. Даже очистительные процедуры (клизмы, вызывание рвоты, избавление легких от слизи) йогов, главным образом, направлены на то, чтобы тело стало более чувствительным к вибрациям космоса. В связи с этим, немецкий ученый, создатель геш-тальт-терапии Ф. Перлз в своей работе «Эго,

176

голод и агрессия» [15] называл йогов медленными самоубийцами, потому что они волевым усилием перекрывают расходы энергии на половую активность, пищеварительную, эмоциональную и другие, используя компенсаторный механизм для сублимации и подачу энергии в нужном направлении.

Эти мнения подтверждаются историей и практикой йогов [9, 16]: Рамакришна (1836-1886 гг.), например, умер в пятьдесят лет от рака горла, его ученик Свами Вивекананда умер в возрасте тридцати девяти лет (1863-1902гг.). Здесь следует подчеркнуть, что речь идет о всемирно известных учителях йоги [24], а сколько никому не известных йогов, практиковавших систематические дыхательные упражнения, погибло в поисках способов достижения самадхи, остается только предполагать!

Подчеркнем еще раз - систематическое применение дыхательной гимнастики первоначально может приносить какой-либо оздоровительный временный эффект, может купировать заболевания (например, бронхиальную астму), но в дальнейшем ее систематическое применение становится опасно, тем более, что гимнастика не имеет прямого положительного влияния на заболевание.

В поисках дополнительных аргументов обратимся к творчеству арабского ученого Х-Х1 вв. Авиценны и его фундаментальной работе «Канон врачебной науки» [1]. В содержании этого труда, за исключением одного места, где говорится о необходимости купирования бронхиальной астмы (об этом также писали в свое время Платон и врач С.П. Боткин), нигде о пользе и необходимости дыхательных гимнастик не сказано, хотя йога существовала уже задолго до появления Авиценны и несомненно, что он хорошо был о ней осведомлен. В содержании канона говорится о временном воздействии дыхательной практики во время приступов астмы, а дальше излагаются способы лечения, непосредственно направленные на причину заболевания. Помимо указанного случая Авиценна не придает дыхательным упражнениям в дальнейшем никакого значения. Зато он большое внимание уделяет причинам нарушения дыхательной системы человека. Он опре-

деляет 24 таких нарушения, среди которых, по его мнению, наиболее важные: состояние окружающей среды, болезнь организма, состояние психики человека, особенности питания, время года, возраст человека, конституция человека. 0собенно часто Авиценна отмечает влияние на организм человека окружающей среды, чистоты воздуха в этой среде [1].

Нарушение функции дыхания Авиценна рассматривает не как причину заболевания, а как симптом, позволяющий диагностировать заболевание и не видит никакого смысла заниматься борьбой с симптомом без устранения причины заболевания, в отличие от некоторых современных пропагандистов дыхательных практик. Именно здесь, мы считаем, заключается системная ошибка применения дыхательных практик для лечения людей. Дыхательные гимнастики, создавая на первых порах временный оздоровительный эффект за счет заметного изменения химизма крови, на самом деле не устраняют истинной причины заболевания, но надолго привязывают человека к систематическим занятиям. Например, в методике К.П. Бутейко рекомендуется заниматься дыхательной практикой ежедневно не меньше 3-х часов в день, А.Н. Стрельникова рекомендовала до 2000 наклонов в день [19]. Конечно, если в нестандартных ситуациях (человек прикован к постели, лишен подвижности) временное применение дыхательных упражнений может быть оправдано, если оно не нарушает нормальный режим дыхания, его основной механизм, способствует восстановлению КЩР, но массовое и систематическое применение таких гимнастик, на наш взгляд, не принесет пользы.

О вреде систематического применения дыхательных гимнастик высказывался известный путешественник и мистик суфийского направления Г.И. Гурджиев (1873-1949). В своей статье «Эксперименты с дыканием» [7] он, в частности, писал: «Могут ли быть полезными эксперименты с дыканием? Вся Европа помешалась на экспериментах с дыханием. Четыре или пять лет я зарабатывал деньги лечением людей, которые испортили дыхание такими экспериментами. Об этом написано много книг, каждый пытает-

ся кого-то учить. Они говорят: «Чем глубже дышите, тем больше получаете кислорода» - и так деле. И как результат, люди приходят ко мне. Я очень признателен авторам таких книг, основателям школ...» [7]. Г.И. Гурджиев считал, что, меняя режим дыхания, надо понимать, что в этот момент происходит перестройка и всех других функций организма, потому что человеческий организм - это целостная система и изменение одной его составляющей вызывает изменения во всех других. Организм обычно вдыхает механически столько воздуха, сколько ему требуется. Если наступает нехватка воздуха, то естественно изменяется и характер дыхания, но организм сам регулирует потребление необходимой порции воздуха. Если же начать практиковать искусственный сознательный контроль дыхания, то в результате обязательно будет расстройство этой функции [7].

Тот же В.С. Бойко приводит пример, когда некто Ирина 3. в 1992 году в Киеве проводила энергетические самоэксперименты с использованием дыхательных упражнений [3]. В определенный момент у нее началась неуправляемая «раскачка» - непроизвольное, неконтролируемое усиление вдоха. Этот процесс сопровождался обморочным состоянием, во время которого она «видела» развертывающуюся от основания позвоночника вверх пульсирующую голубую спираль. Вернуться в нормальное состояние ей помогла чистая случайность [3]. Последствия могли быть непредсказуемыми -в такой ситуации возможны нарушения не только в дыхательной функции, но и в деятельности сердечно-сосудистой, нервной и других системах организма. Если при выполнении упражнений йоги в асанах свидетельством неправильности выполнения может быть обычная физическая боль, то во время выполнения пранаямы (дыхательные упражнения йоги) ожидаемые неприятности могут быть гораздо более серьезными [3].

Имеется ценный опыт, накопленный тибетской медициной, подтверждающий высказанные выше положения. Такие данные содержатся, например, в Тибетском медицинском трактате XVII века «Голубой берилл», изданном под научной редакцией Ю.М. Парфиновича и

подготовленном учеными тибетологами гг. Москвы и Улан-Удэ [2]. Анализ содержания этого труда показывает, что тибетские лекари, которые хорошо знали практику йогов, не применяли дыхательные упражнения с лечебной или профилактической оздоровительной целью. Они, в отличие от Авиценны, даже не обращали внимание на особенности изменения дыхания больного. В третьем разделе «Голубого берилла» описана методика врачевания, включающая назначение диеты, определенного режима дня, применения лекарств, лечебных процедур, но о лечебном применении дыхательных упражнений сведений нет. Характер недугов больного определялся в зависимости от расстройства стихий («пневмы», «желчи», «флегмы»). По мнению тибетских лекарей, неестественное поведение человека является причиной расстройства этих стихий и ведет к нарушению связей между ними. Поэтому суть всей методики врачевания заключалась в том, чтобы восстановить равновесие этих стихий с последующим возвращением целостности организма [2].

Следует подчеркнуть, что, как правило, наиболее заметные «оздоровительные» эффекты все чаще связывают с задержками дыхания на вдохе и выдохе (бодифлекс, К.П. Бутейко и др.). В то же время именно эти так называемые «гиповентиляционные» техники, позволяющие удерживать СО2 в крови, оказывают отрицательное воздействие на организм при продолжительной практике. В одной из книг А.В. Садова целая страница посвящена противопоказаниям к занятиям дыхательными гимнастиками [18]. В ней, в частности, приводятся следующие выводы: «Никогда не задерживайте дыхание на максимальном вдохе, это может привести к растяжению легочной ткани, увеличению диаметра альвеол и в общем неблагополучно отразится на вашем здоровье.. .Никогда не задерживайте дыхание на максимальном выдохе, это верное средство разладить работу сердца» [18]. Его мнение поддерживает Авиценна: «Что касается дыхания, то когда оно стесненное., в сердце обязательно возникает из-за этого повреждение...» [1]. Тибетские врачеватели прямо ука-

178

зывают на расстройство сердечно-сосудистой системы, нарушение обмена веществ в организме: «Задержка дыхания порождает расстройство деятельности сердца, опухоли, состояние опьянения, и в итоге потерю сознания. Показаны покой и средства, применяемые при лечении нарушений стихии пневмы..» [ 2 ]. При задержках дыхания очень опасен возможный неожиданный переход в обморочное состояние, потеря сознания.

В результате систематических занятий дыхательными гимнастиками может быть негативное воздействие не только на физическое состояние человека, но и на его психику, духовное состояние. В.С. Бойко пишет, что под влиянием дыкательнык упражнений «сознание размывается, теряется четкость, наблюдается потеря контроля» [3], что, например, с точки зрения православного христианства категорически недопустимо. Церковь всегда отвергала любые противоестественные искажения свойств и сил человеческой природы, в том числе физических и психических [22]. Приведем некоторые высказывания, которые дают ясно понять отношение святых отцов к практике дыхательных упражнений. Преподобный Нил Сорский писал: «От художества о ноздряном дыхании уклонитеся! Этим художеством.. .некоторые неисцельно себе навредили.опыт скоро научит, что нечастое и не грубое дыхание очень способствует к приведению себя в состояние тишины и к собранию ума от скитания» [13]. Святой Нил заимствовал эти мысли у греческих Отцов Симеона Нового Богослова и Григория Сипаита, которые говорили, что «некоторые, не поняв этого механизма. непомерно удерживают дыхание и тем повреждают легкие, вместе причиняя вред душе» [12, с. 112]. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессало-никийский писал: «Воздерживайся от частого дыкания и несколько сдерживай его» [12, с. 114]. Схимонах Нил Караульский: «Дышать надо плавно, тихо, спокойно, чтобы дыханием нервов не горячить. Дыхание свободно должно идти» [12, с. 507]. Нарушения дыхательной функции в православной традиции предлагается устранять с помощью умеренной физической нагрузки, избавления от аллергенов вплоть

до перемены места жительства, пересмотра рациона питания, лечения травяными настоями и самое главное - выяснения причин заболевания и их адресного лечения [11].

Таким образом, по нашему мнению, анализ различных материалов и данных вскрывает негативные последствия систематического применения дыхательных гимнастик. Значит ли это, что дыхательными гимнастиками абсолютно нельзя пользоваться? Скорее всего, ими можно пользоваться, но только в редких случаях: 1) для диагностики состояния функций дыхания (например, разовое применение пробы Штанге -задержки на вдохе, пробы Генча - задержки на выдохе); 2) для кратковременного применения с целью купирования приступов заболевания, если нет других возможностей в конкретной ситуации при их обострении; 3) для обеспечения дыхания в экстремальных условиях в связи с профессиональной, военной деятельностью или другими сложными жизненными обстоятельствами.

Во всех остальных ситуациях лучше всего дышать естественным (диафрагмальным) способом дыхания по возможности в условиях свежего воздуха. При этом целесообразно давать организму умеренную физическую нагрузку с помощью физических упражнений преимущественно циклического характера. Занятия физическими упражнениями помогают укрепить состояние респираторной системы и нормализовать ее функционирование.

Литература:

1. Абу Али ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Т. 5. - Одесса: Изд-во «Энио», 2003. -С.94-254.

2. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату 17 века («Голубой берилл»). - М.: Изд-во «»АСТ», 1998. - С. 18-19, 154-155.

3. Бойко, B.C. Йога. Скрытые аспекты практики/ В.С. Бойко. - Минск: «Вида-Н», 1998. - С. 178-248.

4. Болехан, A.B. Применение иммуномодуляторов и антигипоксантов при бронхолегочном воспалении (экспериментальное исследование): Дис. ...к.мед.н./А.В. Болехан. - СПб.2006. - С. 124.

5. Болотов, Б.В. Молодость и долголетие: Методика Б. Болотова, рассказанная им самим /Б.В. Болотов. - М.; СПб.: ДИЛЯ, 2003. - С. 140.

6. Буталий, Я.А. Применение низкоинтенсивного лазерного излучения в купировании гастроэзофа-геального рефлекса у больных бронхиальной астмой: Автореф. дис. ...к.мед.н./Я.А. Буталий. -Воронеж, 2008. - С. 22.

7. Гурджиев, Г.И. Взгляды из реального мира /Г.И.

Гурджиев. - Минск: ООО «Кузьма». - 1999. -С. 526-528.

8. Захаревич, А.С. Оздоровительно-развивающее воздействие дыхательных психотехнологий на психические состояния человека: Дис.д-ра псих. н. / А.С. Захаревич. - СПб., 2003. - С. 354.

9. Зенъко, Ю.М. Психология религии /Ю.М. Зень-ко. - СПб.: Речь, 2009. - С. 385.

10. Зубков, А.Н., Очаповский, А.П. Хатха-йога для начинающих / А.Н. Зубков, А.П. Очаповский. -М.: Медицина, 1991. - С. 192.

11. Кузенков О.А., Кузенкова Г.В. Православная энциклопедия здоровья / О.А. Кузенков, Г.В. Кузен-кова. Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2009. - С. 385- 386.

12. Молотков, С.Е. Жемчужина Отцов. Правильный путь внутреннего христианства / С.Е. Молотов. - СПб.: Изд-во «Сатисъ», 2003. - С.112, 114, 507.

13. Молотков, С.Е. Основы правильной духовной жизни: Практическая энциклопедия. По творениям свт. Игнатия (Брянчанинова) / Свящ. Сергий Молотков. - СПб.: Сатись: Держава, 2003. - С. 276.

14. Мухамедъярова, Е.Ф. Дыхательная гимнастика для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: Дис. к.п.н. / Е.Ф. Мухамедья-ров. - Омск, 2002. - 158 с.

15. Пэрлз, Ф. Эго, голод и агрессия / Ф. Пэрлз. - М.: Изд-во «Смысл», 2005. - 358 с.

16. Ролан, Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивеканан-ды / Р. Ролан. - Киев, 1991. - С. 222.

17. Рубан, А.В. Применение дыхательных упражнений с элементами холодо-гипокси-гиперкапничес-кого воздействия в подготовке пловцов: Дис. .к.п.н. / А.В. Рубанов. - СПб. - 2004. -140 с.

18. Садов, А.В. Полная энциклопедия. Классики оздоровительного дыхания / А.А. Садов. - СПб.: Издательство «Крылов», 2008. - С. 213.

19. Самые лучшие системы оздоровления / авт.-сост. Б.Бах. - М.: АСТ. - Донецк: Сталкер, 2007.

- 640 с.

20. Сапарамурадова О.Г., Акмурадова М.Х., Хмелевская Т.М., Ачилов Т.А. Функции внешнего дыхания, оксигенация крови, кислотно-щелочное равновесие при хронической обструк-тивной болезни легких в зависимости от тяжести течения / О.Г. Сапарамурадова, М.Х. Акмурадова, Т.М. Хмелевская, Т.А. Ачилов // Успехи современного естествознания. - 2009. -№ 7. - С. 39.

21. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 464.

22. Феофан Говоров Георгий Васильевич, епископ Владимирский и Суздальский. Добротолю-бие. В 5 томах. / Пер с греч. Святителя Феофана Затворника. - М.: Сретенский монастырь, 2007.

23. Чайлдерс, Г. Великолепная фигура за 15 минут в день! / Г. Чайлдерс: пер. с англ. Е.А. Мартин-кевич. - 2-е изд. - Мн.: «Попурри», 2007. -208 с.

24. Эзотеризм. Энциклопедия. - Минск: ООО «Ин-терпрессервис» УП «Книжный дом», 2002 -С.175.

Bibliography:

1. Abu Ali ibn Sina (Avicenna). A canon of a medical science. V. 5. - Odessa: Publishing house "Enio", 2003. - P. 94 - 254.

2. The Atlas of the Tibetan medicine. The code of illustrations to the Tibetan medical treatise of the 17th century ("Blue beryll"). - М: Publishing house "AST", 1998. - P. 18-19, 154-155.

3. Boyko V.S. Joga. The secret aspects of practice. -Minsk: "Vida-N", 1998. - P. 178 - 248.

4. Bolehan, A.V. Using of immunomodulators and antihypoxants at bronchi-lungs pneumonia (experimental research): Dis. ... Cand.Med.Sc., StP, 2006. - 124 p.

5. Bolotov B.V. Youth and longevity: B.Bolotov's Technique told by himself. - М.; StP.: DILYA, 2003.

- 140 p.

6. Butaly Ja.A. Using of low-intensive laser radiation in forming gastriesophagal reflex of patients with bronchial asthma: author's abstract of Dis. ... Cand.Med.Sc., Voronezh, 2008. - 22 p.

180

7. Gurdzhiev G. I. Views from the real world. -Minsk: Open Company "Kuzma", 1999. - P. 526 - 528.

8. Zaharevich, A.S. Improving and developing influence of respiratory psychotechnologies on mental conditions of a person: Dis ... Dr.Ps.Sc. -StP., 2003. - 354 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Zeniko Y.M. The Psychology of religion. - SPb .: Speech, 2009. - P. 385.

10.Zubkov A.N., Ochapovsky A.P. Hatha yoga for beginners. - M: Medicine, 1991. - 192 p.

11. Kuzenkov O. A, Kuzenkova G.V. Orthodox health encyclopaedia. Nizhni Novgorod: Publishing house "Christian library", 2009. - P. 385 - 386.

12.Molotkov S.E. Fathers' pearl. A true way of internal Christianity. - SPb.: Publishing house "Satis", 2003. - P. 112, 114, 507.

13. Molotkov S.E. The basis of true spiritual life: the Practical encyclopaedia. On creations of St. Ignatiy (Bryanchaninov) / Priest Molotkov. - StP.: Satis: Power, 2003. - P. 276.

14.Muhamedjarova, E.F. Respiratory gymnastics for younger schoolboys with heavy infringements of speech: Dis ... Cand.Ped.Sc., Omsk, 2002. -158 p.

15. Perlz F. Ego, hunger and aggression. - M.: Publishing house "Sense", 2005. - 358 p.

16.Rolan R. The Life Ramakrishny. The Life Vivekanandy. - Kiev, 1991. - P. 222.

17. Ruban, A.V. Using of respiratory exercises with elements cold-hypoxi-huperdropped influences in preparation of swimmers: Dis. ... Cand.Ped.Sc., StP. - 2004. - 140 p.

18. Sadov A.V. Complete encyclopaedia. Classics of improving breath. SPb.: Publishing house "Krylov", 2008. - P. 213.

19.The Best systems of improvement / author B.Bah.

- M: "AST". - Donetsk: Stalker, 2007. - 640 p.

20. Saparamuradova O. G, Akmuradova M. H, Hmelevskaja T.M., Achilov T.A. Functions of external breath, blood oxygenation, acid-alkaline balance at chronic obstructive illness of lungs depending on difficulty of course//Successes of modern natural sciences. - 2009. - № 7. P. 39.

21. The Theory and a physical training technique: the textbook / Under the edit. of Prof. J.F.Kuramshina.

- 2 publ., cor. - M: the Soviet sports, 2004. -464 p.

22. Feofan Govorov George Vasilevich, the bishop Vladimir and Suzdal. Love of good. In 5 volumes. / Trans. from Greek. Prelate Feofan Hermit (Zatvornik). - M: the Sretensky monastery, 2007.

23. Chajlders, G. Excellent figure for 15 minutes a day! / G.Chajlders: trans. from English E.A. Martinkevich. - 2 publ. - Minsk: "Potpourri", 2007. - 208 p.

24. Esoterizm. The encyclopaedia. - Minsk: Open Company "Interpressservice" UP "Book house", 2002 - P. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.