УДК 37.037:378 (571.1)
УПРАЖНЕНИЯ ЙОГОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СГУВТ
Олеся Николаевна Украинцева
Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]
Елена Николаевна Тенятова
Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]
Татьяна Аркадьевна Куницкая
Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]
В статье показаны результаты исследований влияния упражнений йогов и дыхательной гимнастики на уровень физического развития студентов СГУВТ. Для определения эффективности этого комплекса упражнений проводилось этапное тестирование физических качеств и функциональных возможностей студентов в течение двух лет.
Ключевые слова: физическая культура, упражнения йогов, дыхательная гимнастика, студенты.
EXERCISES OF YOGIS FOR CLASSES IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SGUVT
Olesya N. Ukraintseva
Siberian state university of a water transport, 630099, Russia, Novosibirsk, Shchetinkin St., 33, senior teacher of chair of physical training and sport, tel. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]
Elena N. Tenyatova
Siberian state university of a water transport, 630099, Russia, Novosibirsk, Shchetinkin St., 33, associate professor of physical training and sport, tel. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]
Tatyana A. Kunitskaya
Siberian state university of a water transport, 630099, Russia, Novosibirsk, Shchetinkin St., 33, senior teacher of chair of physical training and sport, tel. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]
Results of researches of influence of exercises of yogis and respiratory gymnastics on the level of physical development of students of SGUVT are shown in article. For determination of efficiency of this set of exercises landmark testing of physical qualities and functionality of students within two years was held.
Key words: physical culture, exercises of yogis, respiratory gymnastics, students.
По наблюдениям за последние 3 года мы заметили, что все большее количество студентов поступают в вуз уже с отклонениями в здоровье и просто физически слабые. Это связанно с тем, что изменилось отношение студентов к физической активности. Следовательно, что бы отношение поменялось, мы должны заинтересовать студентов, включая в свою программу популярные на сегодняшний день виды физических упражнений. Для того чтобы вызвать у студентов интерес к физическому воспитанию и помочь им стать полноценными, здоровыми людьми, мы решили в экспериментальном порядке включать упражнения йогов и дыхательной гимнастики в занятия [4]. Упражнения йогов и дыхательная гимнастика предназначена для студентов основной, подготовительной и специальной медицинской групп. Одной из важнейших сторон, отражающих физическую подготовленность, является развитие гибкости [5]. Гибкость - это легкость движений и увеличение подвижности суставов [2]. Используя упражнения йогов на занятиях студентов мы рассмотрели три главные причины недостаточной гибкости: а) не растянутость мышц и соединительных тканей, б) привычки к таким положениям тела и движениям, которые сохраняют суставную зажатость, в) психологические состояния, которые ведут к физическим напряжениям. Применяя упражнение йогов, мы работали с каждой из трех причин. Однако только одни физические упражнения на гибкость не принесут полного облегчения состояния скованности [2]. Поэтому в свои занятия мы включили обучение правильному, осознанному дыханию. В основе правильного дыхания йогов лежит принцип полноценного дыхания [3]. Мы акцентировали свое внимание на нижнем диафрагмальном дыхании и обучили ему студентов. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в одну минуту в состоянии покоя [3]. И не превышать 40 ритмичных, в основном через нос, дыхательных актов за тоже время под нагрузкой [3]. Применяя на занятиях дыхательные упражнения, мы активизируем процессы сердечнососудистой системы и систем органов дыхания. В процессе регулярного применения дыхательных упражнений выявилось увеличение функциональных показателей студентов.
Цель исследования: изучение влияния упражнений йогов и дыхательной гимнастики на организм студентов.
Задачи исследования:
1. Исследовать влияние упражнений йогов на уровень физического развития.
2. Экспериментально обосновать введение в рабочие программы элективного курса физической культуры «упражнения йогов и дыхательная гимнастика», способствующего более эффективному развитию физических качеств.
Методика и организация исследования: для определения эффективности упражнений йогов проводилось тестирование студентов СГУВТ, факультета СМФ. Принимали участие16 человек, в течении 2-х лет. Тестирование и пробы проводились в начале первого семестра и в начале четвертого семестра. Разработанный комплекс упражнений применялся в разделах программы ОФП и
гимнастика. Пять контрольных тестов и проб проводились и оценивались преподавателями на занятиях физического воспитания:
1. Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе.
2. Проба Генче - задержка дыхания на выдохе.
3. Проба Серкина - трехфазная задержка дыхания.
4. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи, см)
5. Поднимание-опускание туловища (пресс) за 1 минуту из положения лежа в положении сидя, руки за головой.
Результаты тестов проб были переведены в баллы, для этого мы использовали таблицу оценки (табл. 1) физического развития, составленную на кафедре ФВиС [6].
Таблица 1
Показатели Низкий Ниже Средний Выше Высокий
среднего среднего
Баллы 1 2 3 4 5
Проба Штанге Менее 20 21-30 31-40 41-60 Более 60
Проба Генче Менее 15 16-25 26-30 31-40 Более 40
Наклон вперед юноши Менее 6 6 7 13 Более 13
Наклон вперед девушки Менее 8 8 11 16 Более 16
Поднимание - опускание 30 35 40 45 55
туловища
Проба Серкина I фаза Менее 20 20-40 41-60 61-65 Более 65
II фаза Менее 10 10-15 16-25 26-30 Более 30
III фаза Менее 30 30-35 36-55 56-60 Более 60
В комплексе упражнений, составленном для студентов, мы систематизировали используемые физические упражнения йогов определенным образом и разработали для их изложения свою терминологию, так как индийская терминология недостаточно ясно объясняет выполнение упражнений. В нашу систему вошли следующие физические упражнения: стойки, наклоны туловища, прогибы туловища, скручивания туловища, складки туловища и ног, упоры, выпады, приседы, равновесие, сведения, отведения и приведения [4]. А так же, дыхательная гимнастика, после физических упражнений. Мы акцентировали внимание на диафрагмальном дыхании. Дышать следует через нос в положении стоя или в позе «Лотоса», глаза при этом закрыты. Диафрагмальное дыхание связанно с выпячиванием и раздуванием живота и опусканием диафрагмы. При выдохе живот втягивается обратно, брюшной пресс помогает сжатию внутренних органов, начинающих при этом давить на диафрагму [3].
Результаты исследования и их обсуждение: показатели, полученные пробами Штанги, Генче, Серкина говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности. Эти пробы характеризуют устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания,
тем выше способность сердечнососудистой и дыхательной систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. Тесты: наклон вперед и поднимание туловища, показывают физическое развитие студентов. Полученные данные в процентном соотношении показано на рис. 1 и рис. 2, где видно как распределились в группе студенты по сумме баллов, по уровням физического развития, до и после применения новой методики. Уровень физического развития ниже среднего составляет 31,25% - до применения упражнений йогов и 18,75% - после, средний уровень 6,25% - до и 18,77 -после, выше среднего уровня 43,75 - до и 37,5 - после, высокий уровень 18,75% - до и 25% - после.
Уровень физического развития студентов I семестре 2014-2015 год
Рис. 1
сектор 1 - ниже среднего, сектор 2 - средний уровень, сектор 3 - выше среднего уровня, сектор 4 - высокий уровень физического развития
Уровень физического развития студентов в IV семестре
2015-2016 год
Рис. 2
сектор 1 - ниже среднего, сектор 2 - средний уровень, сектор 3 - выше среднего уровня, сектор 4 - высокий уровень физического развития
На рисунках показывающих уровень физического развития в первом и четвертом семестрах, наглядно видно увеличение количества студентов с улуч-
шенными результатами. Это свидетельствует о том, что упражнения йогов и дыхательная гимнастика положительно влияют на развитие физических качеств студентов. В результате исследования было выявлено увеличение показателей функциональных проб, это представлено в сравнительной таблице №2.
Таблица 2
Результаты исследования в %
Семестры I IV
Проба Серкина I фаза 87.5 91,6
II фаза 75 81,2
III фаза 87.5 95,8
Проба Штанге 60,5 62,5
Проба Генче 63,6 66,6
Таким образом, выявлена эффективность применения упражнений йогов и дыхательной гимнастики для студентов.
Выявлена и подтверждена эффективность влияния упражнений йогов и дыхательной гимнастики на развитие физических и функциональных качеств, необходимых для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной деятельности после его окончания. Оздоровительный эффект дыхательной гимнастики заключается в увеличении объема легких, в улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и внутренних органов [3].
Выявлено и подтверждено повышение резервных возможностей организма у студентов, после применения комплекса упражнения йогов и дыхательной гимнастики. По результатам исследования можно рекомендовать включение раздела «упражнения йогов и дыхательной гимнастики» в программу элективного курса физической культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кончиц Н. С. , Васильева Т. Н. Оздоровительные дыхательные гимнастики. Учебное пособие - Новосибирск 2010.
2. Андерсон С. Йога для начинающих / С. Андерсон, Р. Совик ; [пер.с англ. С. Н. Ловя-гина]. - М. : РИПОЛ классик, 2009 - 272 с. : ил.
3. Губа В. П., Морозова О. С., Парфененков В. В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи [Текст] : учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозова, В. В. Парфененков ; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. П. Губа - М. : Советский спорт, 2008. - 206 с.
4. С. А. Катанский, А. С. Катанская. Гимнастические упражнения йогов для занятий физической культурой студентов высших учебных заведений. - М. : ООО «Сам Полиграфист», 2013. - 243 с.: ил.
5. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» , 2012-2015.
6. Пахомова С. В. Комплексная оценка здоровья студентов НГАВТ : методические рекомендации / С. В. Пахомова // Новосибирск : Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2011. - 18 с.
© О. Н. Украинцева, Е. Н. Тенятова, Т. А. Куницкая, 2016