Научная статья на тему 'Использование дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах'

Использование дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
460
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМБИНИРОВАННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ОКСИСАЙЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Устинова Оксана Николаевна, Миронова Ольга Вячеславовна

В статье рассматривается использование дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах. Дано описание дыхательной методики Оксисайз, используемой в оздоровительных программах. Представлены результаты экспериментальной работы и эффективность предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коваль Татьяна Евгеньевна, Ярчиковская Людмила Вячеславовна, Устинова Оксана Николаевна, Миронова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of breathing exercises in combined programs

The article discusses the use of breathing exercises in combined health programs. The description of breathing techniques Oxycise, used in wellness programs, has been given. Results of the experimental work and efficiency of the offered technique are presented.

Текст научной работы на тему «Использование дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах»

3. Корякина, Е.А. Значение сочетания оздоровительных упражнений с физиотерапевтическими процедурами в занятиях с женщинами зрелого возраста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 93-97.

4. Товстоног, И.М. Рекреационно-оздоровительные занятия с женщинами 35-45 лет с использованием инновационного комплекса взаимодополняющих средств физической культуры : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Товстоног Ирина Михайловна. - Смоленск, 2011. - 22с.

REFERENCES

1. Baytisova, N.K. (2012), Motor activity as a factor in improving the working capacity of women of the second period of adulthood, working as teachers of higher educational institutions, dissertation, Belgorod.

2. Grishina, M.A. (2004), Tools and methods of physical training - health improving classes with people of the older age group, dissertation, Moscow.

3. Koryakina, E.A. (2011), "The Importance of combining of wellness exercises with physiotherapeutic procedures in classes with adult women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 93-97.

4. Tovstonog, I.M. (2011), Recreational and health-improving activities with 35-45 years old women using an innovative complex of complementary tools ofphysical training, dissertation, Smolensk.

Контактная информация: dyakonova.tm@dvfu.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2018

УДК 796.035

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В КОМБИНИРОВАННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Людмила Вячеславовна Ярчиковская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург; Оксана

Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербург; Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье рассматривается использование дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах. Дано описание дыхательной методики Оксисайз, используемой в оздоровительных программах. Представлены результаты экспериментальной работы и эффективность предложенной методики.

Ключевые слова: комбинированные оздоровительные программы, дыхательная гимнастика Оксисайз, эффективность оздоровительных методик.

USE OF BREATHING EXERCISES IN COMBINED PROGRAMS

Tatyana Evgenievna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Vyacheslavovna Yarchikovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Architectural and Construction University

Annotation

The article discusses the use of breathing exercises in combined health programs. The description of breathing techniques Oxycise, used in wellness programs, has been given. Results of the experimental

work and efficiency of the offered technique are presented.

Keywords: combined wellness programs, breathing exercises Oxycise, effectiveness of wellness techniques.

ВВЕДЕНИЕ

Широкое вовлечение студенческой молодёжи в систематические занятия физической культурой и спортом с учетом состояния здоровья, функциональной, физической и двигательной готовности является одной из приоритетных задач физического воспитания. В настоящее время чётко просматривается тенденция снижения уровня физической подготовленности и состояния здоровья студентов и увеличение численности учащихся в специальных медицинских группах. В связи с этим создание унифицированных оздоровительных программ при правильной их организации будет являться важнейшим средством укрепления здоровья ослабленных студентов.

Одним из результативных подходов при создании оздоровительных программ в высшем учебном заведении явился комбинированный подход, разработанный в Санкт-Петербургском государственном университете [1]. Развивая направление оздоровительных технологий в рамках образовательного процесса, цель научных исследований была формирована как поиск повышения оздоровительного эффекта при использовании дыхательной гимнастики в комбинированных оздоровительных программах студентов специальной медицинской группы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В течение последних четырёх лет в Санкт-Петербургском государственном университете на общеуниверситетской кафедре физической культуры и спорта используется разработанный комбинированный подход к проведению циклов оздоровительных занятий, сочетая два или три оздоровительных вида физической активности в рамках одной и той же группы в каждом учебном семестре [1]. Продолжая развитие и совершенствование этих программ, для повышения оздоровительного эффекта было решено внести изменения в само практическое занятия, добавив в начало основной части пятнадцатиминутную дыхательную гимнастику Оксисайз (Oxycise).

Техника дыхания Оксисайз состоит из четырёх основных этапов. Последовательность этапов такова: сначала делается глубокий вдох носом, надувая живот; далее следует три коротких довдоха носом, живот подтягивается; далее производится сильный выдох ртом, имитируя улыбку, максимально втягивая живот; и в заключении производится три довыдоха при сильно подтянутом животе.

Эксперимент проводился в рамках оздоровительной программы в следующей комбинации «скандинавская ходьба - шейпинг - дыхательная гимнастика». В процессе экспериментальной работы использовались 10 специально подобранных упражнений, которые выполнялись в режиме техники дыхания Оксисайз [2].

Основными задачами экспериментальной работы являлись: 1. Оценка эффективности выбранных дыхательных упражнений Оксисайз; 2. Определение значимости и роли этих упражнений в оздоровительных программах.

В процессе подготовки к эксперименту были созданы контрольная и экспериментальная группы по 28 девушек в каждой. В группы выбрались студентки первого и второго курсов в возрасте от 18 до 22 лет с различных факультетов университета. Продолжительность эксперимента составляла двенадцать календарных месяцев. Занятия в контрольной и в экспериментальной группах проводились по утверждённой комбинированной оздоровительной программе «скандинавская ходьба - шейпинг». При этом в основную часть занятий экспериментальной группы были включены дыхательные упражнения Оксисайз, продолжительностью 15 мин.

Эксперимент проводился на спортивных объектах СПбГУ. (Оздоровительная программа «Скандинавская ходьба» - спортивный открытый стадион с натуральным

покрытием, оздоровительная программа «Шейпинг» - спортивный зал университета).

Исследования проводилось по трём направлениям: анализ уровня общей физической подготовленности; анализ объективных показателей; анализ субъективных показателей.

В качестве контрольных тестов были выбраны упражнения, утверждённые для всех групп студентов в требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. А именно: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (от гимнастической скамьи), поднимание туловища в сед из исходного положения лежа на спине за 1 минуту, приседания, выполненные в произвольном темпе за 1 минуту. Засчитывалось общее количество раз в выполняемых упражнениях. Объективные показатели определялись по функциональным пробам: индексу Руфье (оценка состояния сердечно-сосудистой системы по реакции организма студентов на физическую нагрузку), пробе Штанге (оценка состояния дыхательной системы), пробе Генчи (оценка дыхательной системы), Гарвардского степ-теста (оценка состояния общей работоспособности). Субъективные показатели определялись по внешним признакам утомления занимающихся. После завершения эксперимента все полученные данные были обработаны и проанализированы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 представлены результаты испытаний учащихся контрольной и экспериментальной групп при проведении исследований.

Таблица 1 - Оценки общего уровня физической подготовленности

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

в начале эксперимента | в конце эксперимента в начале эксперимента | в конце эксперимента

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамьи

Хср 5,7 10,4 6,1 8,4

+а 1,23 1,56 1,34 1,15

Поднимание туловища в сед из исходного положения лежа на спине за 1 минуту

Хср 9,3 14,1 9,6 12,8

+а 1,58 0,96 1,64 1,12

Приседания, выполненные в произвольном темпе за 1 минуту

Хср 26,4 32,1 26,6 30,1

+а 1, 54 1,26 1, 72 1,58

Результаты контрольных тестов у девушек экспериментальной группы оказался по всем показателям выше. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях, позволили улучшить результат, как за счёт положительного прироста силовых способностей, так и за счёт дыхания в процессе выполнения упражнений.

В таблице 2 и таблице 3 представлена динамика изменения функциональных возможностей участниц контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2 - Оценка функциональных возможностей

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

в начале эксперимента | в конце эксперимента в начале эксперимента | в конце эксперимента

Состояние сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье)

Хср 15,6 12,0 14,8 14,1

+а 2,01 1,56 1,86 1,65

Оценка состояния дыхательной системы (проба Генчи)

Хср 15,9 20,7 16,7 18,3

+а 1,78 1,13 1,68 1,29

Оценка работоспособности (индекса Гарвардского степ-теста)

Хср 55,2 69,3 56,3 60,8

±а 2,04 1,86 2,23 1,92

ВЫВОДЫ

Выбранные упражнения, использование дыхательной методики Оксисайз в основной части оздоровительного занятия оказались эффективными. Был выявлен чётко

выраженный положительный эффект при оценке функциональных возможностей испытуемых. Было отмечено повышение эффективности занятий по результатам наблюдений субъективных показателей утомления.

Проведённые исследования подтвердили первоначальную гипотезу и показали, что использование дыхательных упражнений в комбинированных программах повышают оздоровительную эффективность занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваль, Т.Е. Использование комбинированного подхода в технологии проектирования оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, О.В. Ошина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 98-100.

2. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 35-37.

REFERENCES

1. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V. and Oshina, O.V. (2015), "The use of a combined approach in the design technology of health programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 98-100.

2. Yarchikovskaya, L.V., Koval, T.E., Lukina, S.M. and Ustinova, O.N. (2017) "Place breathing exercises in combined health programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 35-37.

Контактная информация: tatiana_koval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Софронович Тимофеев, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), Якутск

Аннотация

Научно-исследовательская деятельность в современном вузе стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности, определены дефиниции понятий «научно-исследовательская деятельность», «инновационная деятельность». Даны рекомендации по организации НИРС на примере разработки бизнес-плана туристической услуги.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность, вуз, научная разработка, студенты, бизнес-план.

MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH

ACTIVITY OF STUDENTS

Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Sofronovich Timofeev, the senior teacher, North-Eastern Federal University in Yakutsk

Annotation

Research in the modern university has become an integral part of the educational process. In the article, the problems of organization of the research activity are considered, definitions of the concepts "scientific research activity", "innovative activity" are defined. Recommendations are given on the organization of the research work on the example of developing a business plan for tourist service.

Keywords: scientific-research activity, innovative activity, higher school, scientific development, students, business plan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.