Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа по физической культуре студентов Сибирского государственного университета водного транспорта'

Научно-исследовательская работа по физической культуре студентов Сибирского государственного университета водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3524
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОНИТОРИНГ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / LEARNING PROCESS / MONITORING / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байков Евгений Павлович, Пахомова Светлана Витальевна

Большое значение для образовательной стороны полного курса физической культуры и спорта, наряду с практическими занятиями, имеет его теоретическая составляющая. В сибирском государственном университете водного транспорта (СГУВТ) организационной и методической основой к научно-исследовательской работе студентов стало внедрение в вузы РФ в 2008 году ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития студентов. Процесс изучения дисциплины стал более углубленным. Студенты Университета, и это показано в их рефератах и докладах, стали лучше понимать роль физической культуры и спорта в своем развитии, их влияние на повышение уровня работоспособности в профессиональной деятельности. В статье, так же, приведены мотивы к научно-исследовательской работе студентов по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байков Евгений Павлович, Пахомова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF THE SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF WATER TRANSPORT

Of great importance for the educational side of the full course of physical culture and sports, along with practical exercises, it has a theoretical component. In the Siberian State University of Water Transport (SGUVT) organizational and methodological basis for the research work of students was the introduction in Russian universities in 2008 annual monitoring of physical fitness and physical development of students. The process of studying the discipline became more profound. Students of the University, and it shows in their essays and reports become more aware of the role of physical culture and sport in their development and their impact on improving performance in professional activities. In the article, the same reasons are given to the research work of students on the discipline «Physical culture».

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа по физической культуре студентов Сибирского государственного университета водного транспорта»

УДК 378.662 (063)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Евгений Павлович Байков

Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]

Светлана Витальевна Пахомова

Сибирский государственный университет водного транспорта, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]

Большое значение для образовательной стороны полного курса физической культуры и спорта, наряду с практическими занятиями, имеет его теоретическая составляющая. В сибирском государственном университете водного транспорта (СГУВТ) организационной и методической основой к научно-исследовательской работе студентов стало внедрение в вузы РФ в 2008 году ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития студентов. Процесс изучения дисциплины стал более углубленным. Студенты Университета, и это показано в их рефератах и докладах, стали лучше понимать роль физической культуры и спорта в своем развитии, их влияние на повышение уровня работоспособности в профессиональной деятельности. В статье, так же, приведены мотивы к научно-исследовательской работе студентов по дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: физкультурное образование, студенты, учебный процесс, мониторинг, научно-исследовательская работа.

RESEARCH WORK IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF THE SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF WATER TRANSPORT

Evgeny P. Baikov

Siberian State University of Water Transport, 630099, Russia, Novosibirsk, ul. Schetinkina, 33,

Ph. D., Associate Professor, Department of Physical Education and Sports, tel. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]

Svetlana V. Pakhomova

Siberian State University of Water Transport, 630099, Russia, Novosibirsk, ul. Schetinkina, 33, an assistant professor of physical education and sport, tel. (383)221-48-22, e-mail: [email protected]

Of great importance for the educational side of the full course of physical culture and sports, along with practical exercises, it has a theoretical component. In the Siberian State University of Water Transport (SGUVT) organizational and methodological basis for the research work of students was the introduction in Russian universities in 2008 annual monitoring of physical fitness and physical development of students. The process of studying the discipline became more profound. Students of the University, and it shows in their essays and reports become more aware of the role of physical culture and sport in their development and their impact on improving performance in professional activities. In the article, the same reasons are given to the research work of students on the discipline «Physical culture».

Key words: physical education, students, the learning process, monitoring, research work.

Единство профессиональной и физической подготовки, осознанный подход к своему здоровью являются основополагающими факторами развития личности студентов. Личностно-телесное развитие студента - цель и задача педагогического обеспечения дисциплины «Физическая культура». [1] Для реализации их, в Университете созданы условия постоянного не насильственного перехода от физического воспитания к активизации самовоспитания, самообразования студентов. С введением мониторинга физической подготовленности в вузах, кафедра физического воспитания и спорта (СГУВТ) организует и проводит научно-исследовательскую работу со студентами.[2,3] За эти годы в Университете сложились следующие направления научных исследований студентов:

1. Влияние вида спорта или системы физических упражнений на физическую подготовленность и физическое развитие студента.

2. Теоретическая подготовка по физическому воспитанию в овладении общекультурными и профессиональными компетенциями.

3. Физическая культура в реабилитации и профилактики заболеваний.

Преподаватели кафедры физического воспитания и спорта, руководя научно-

исследовательской работой, учат студентов обрабатывать полученную информацию, добывать новые знания и реализовать их в практической деятельности.

В научно-исследовательской работе студенты раскрывают ее содержание в следующей последовательности:

1. Актуальность выбранной темы.

2. Объект исследования: учебный процесс по физическому воспитанию студента; физическое воспитание людей разного возраста; спортивная тренировка.

3. Предмет исследования: физическая подготовленность студента; факторы здорового образа жизни; необходимые в профессии знания, умения и навыки; олимпийское движение; студенческий спорт.

4. Цель исследования: теоретическое обоснование физической подготовки; овладение физкультурными знаниями; создание персональной программы здорового образа жизни.

5. Задачи исследования: изучить, исследовать, поставить эксперимент, сравнить.

6. Методы и организация исследования: время и место, опросники, анкеты, карты обследования, профессиограммы и прочее.

7. Результаты исследования и их обсуждение: что показала работа, чему научила, к чему подвела, мотивация, стимулы, какие сделаны выводы.

Познание студентами как, почему и для чего они овладевают умениями и навыками - это путь к творческому развитию и самовыражению в различных видах физической культуры [4].

Хорошим стимулом к научно-исследовательской работе студентов явилось постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающих-

ся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования», в соответствии с которым повышенная стипендия назначается студентам, имеющим достижение в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности. Данное Постановление мотивировало значительное число студентов к научно-исследовательской работе по физической культуре.

Введение ФГОС «3+» в образовательное учреждения высшего образования существенно расширило направление научных исследований студентов по истории физической культуры, основам гигиены, биомеханики, психологии и физиологии физических упражнений, обучению и методики самостоятельных, индивидуальных и групповых занятий оздоровительной и профессиональной физической культурой. Лекции студентам 1 курса в объеме 18 часов, их самостоятельная работа по подготовке рефератов уже с первого семестра вовлекают всех первокурсников Университета в познавательную деятельность по дисциплине «Физическая культура».

Научно-исследовательская работа ведется студентами на кафедре в течение всего учебного года. Результаты ее студенты докладывают на ежегодных научных конференциях Университета, а лучшие работы представляются на межвузовские студенческие конференции г. Новосибирска [5, 6,7,8].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Михайлов Н. Г. Проектирование информационно-образовательного пространства в системе непрерывного физического воспитания : монография / Н. Г. Михайлов // М.: ООО «Келлер», 2012. - 216 с

2. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [ текст ] : учеб. пособие / Б. Х. Ладна // 5 - е изд. , испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 348 с. : ил.

3. Пахомова С. В. Комплексная оценка здоровья студентов НГАВТ : методические рекомендации / С. В. Пахомова // Новосибирск : Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2011. - 18 с.

4. Шабалин О. К. Методические разработки по теоретическому курсу учебной программы физического воспитания студентов НГАВТ / о. к. Шабалин // Новосибирск : Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2011. - 96 с.

5. Студенческая наука : и передовые технологии на водном транспорте. 60 Юбилейная студенческая научная конференция : сб. материалов (Новосибирск, 31 марта- 5апреля 2014 г.). - Новосибирск : ФБОУ ВПО «НГАВТ», 2014. - С. 48 - 49

6. Медико-биологические и психолого-педагогические проблемы физической культуры. Материалы V межвузовской городской научно-практической конференции ( Новосибирск, 24 апреля 2014 г. ). - Новосибирск : ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2014. - 39 с.

7. Студенческая наука - морскому образованию. 61 студенческая научная конференция : сб. . материалов (Новосибирск, 30 марта- 4апреля 2015 г.). - Новосибирск : ФГБОУ ВО «СГУВТ», 2015. - С. 51 - 52

8. Развитие физической культуры и спорта. Тезисы докладов межвузовской научной студенческой конференции, посвященной 80 - летию кафедры физического воспитания и спорта СГУПСа ( Новосибирск, 21 апреля 2015 г ). - Новосибирск : Изд. Сибирского государственного университета путей сообщения, 2015 - 60 с.

© Е. П. Бойков, С. В. Пахомова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.