Научная статья на тему 'Оценка показателей здоровья и физическая подготовленность студентов'

Оценка показателей здоровья и физическая подготовленность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1204
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рязанова Е.А., Гиренко Л.А.

В статье изучены некоторые функциональные показатели здоровья и физической подготовленности студентов 1-3-го курсов, которые необходимо учитывать при составлении учебной программы по физическому воспитанию. Выявлено неудовлетворительное функционирование сердечно сосудистой системы при незначительных дозированных физических нагрузках, характерное для сниженной адаптации организма к нагрузкам аэробного характера. Обращает на себя внимание недостаточное развитие мускулатуры туловища у девушек, что является важным для формирования и поддержания правильной осанки и хорошего здоровья. Юноши характеризуются лучшими показателями физической подготовленности. Полученные результаты учитывались на занятиях по адаптивной физической культуре для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рязанова Е.А., Гиренко Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE HEALTH AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS

The article examined some functional indicators of health and physical fitness of students 1, 2 and 3 courses that must be taken into account when drafting the curriculum for physical education. Revealed the unsatisfactory functioning of the cardiovascular system in minor metered physical loads, characteristic for reduced organism's adaptation to the stress of an aerobic nature. Drew attention to the insufficient development of the musculature of the trunk of the girls, which is important for forming and maintaining good posture and good health. Boys were characterized by better physical fitness. The results take into account students in Adaptive physical education.

Текст научной работы на тему «Оценка показателей здоровья и физическая подготовленность студентов»

УДК 796:378

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

Рязанова Е.А., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств Гиренко Л.А., кандидат биологических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье изучены некоторые функциональные показатели здоровья и физической подготовленности студентов 1-3-го курсов, которые необходимо учитывать при составлении учебной программы по физическому воспитанию. Выявлено неудовлетворительное функционирование сердечнососудистой системы при незначительных дозированных физических нагрузках, характерное для сниженной адаптации организма к нагрузкам аэробного характера. Обращает на себя внимание недостаточное развитие мускулатуры туловища у девушек, что является важным для формирования и поддержания правильной осанки и хорошего здоровья. Юноши характеризуются лучшими показателями физической подготовленности. Полученные результаты учитывались на занятиях по адаптивной физической культуре для студентов.

Ключевые слова: студенты, функциональные показатели здоровья, сердечно-сосудистая система, мышечная система, физическая подготовленность, физическая культура.

Большинство студентов начинают обучение в вузе в возрасте 17 лет, когда еще сохраняется возможность высоких темпов развития силы, гибкости, общей выносливости и т.д. Применение нетрадиционных методов поддержания физической активности для студентов должно способствовать повышению уровня их работоспособности. Но для безопасной жизнедеятельности в самом начале учебного года необходима комплексная диагностика по определению уровня здоровья студентов, профилактический медицинский осмотр, чтобы выявить потенциальность занимающихся [2].

Известно, что правильно организованная двигательная активность -важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к студентам, так как организованная двигательная активность помогает сохранить здоровье и служит ключевым фактором организации их досуга, а также во многом определяет их сопротивляемость к негативным

средовым и социальным воздействиям. Таким образом, двигательную активность можно рассматривать в качестве одного из существенных факторов сохранения и укрепления здоровья сегодняшней молодежи [1; 3].

С каждым годом численность студентов в основной группе снижается и повышается численность в подготовительной и специальной медицинской группах (слабое физическое развитие, наличие заболеваний, ослабленное здоровье) [3].

В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение функциональных показателей здоровья и физической подготовленности студентов 1-3-го курсов НГУАДИ. Программа обследования включала следующее: изучение показателей функционального состояния сердечнососудистой системы студентов; определение состояния дыхательной системы участников исследования; педагогическое тестирование по физической подготовленности студентов.

Обследование проводилось в два этапа. Первый этап был направлен на изучение исходного уровня данных по показателям функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и физической подготовленности студентов. Первый этап обследования осуществлялся в октябре 2017 г. и приходился на начало учебного года. Затем, после нескольких месяцев занятий по программе адаптивной физической культуры, составленной с учетом индивидуальных особенностей здоровья студентов, было проведено повторное обследование по ранее изученным аналогичным показателям. Всего в обследовании приняли участие 140 студентов, из них 132 девушки и 8 юношей. Обследование проводили с добровольного согласия студентов.

Программа обследования включала доступные научно-обоснованные методики исследования.

1. Функциональные пробы на сердечно-сосудистую систему [2; 4].

1.1. Использовали функциональную пробу Мартине-Кушелевского с 20 приседаниями. После 3 мин. отдыха у студенток подсчитывали пульс за 10 сек. с пересчетом на 1 мин. Затем студенты выполняли 20 глубоких приседаний за 40 сек., поднимая руки вперед, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу же после приседаний подсчитывали пульс за 10 сек. в пересчете на 1 мин. Оценка пробы: если разница пульса после нагрузки и в покое 20 и меньше - хорошо; 21-30 - удовлетворительно; 31 и больше - неудовлетворительно (табл. 1).

1.2. Проводили ортостатическую пробу. Участник обследования отдыхал лежа на спине в течение 5 мин., затем подсчитывали его пульс в положении лежа, после чего он вставал и через 1 мин. снова подсчитывали его пульс в положении стоя в течение 1 мин. Разница между пульсом в положении стоя и лежа указывала на степень тренированности: чем разница меньше, тем лучше тренированность организма. Оценка пробы: разница пульса от 0 до 6 - хорошо; 7-10 - удовлетворительно; 11-15 - неудовлетворительно (табл. 2).

Таблица 1. Нормативные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы

Прога Марти не-КушелевсЕОГО, сек

хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

20 и менее 21-30 31 нболее

Ортостатическая проба Задержка пспдухя на выдохе), сск

хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

0-6 1 - 10 11-15

2. Функциональные пробы состояния дыхательной системы [2; 4].

2.1. Применяли Пробу Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 мин. отдыха сидя необходимо сделать 2-3 глубоких вдоха и выхода, а затем, сделав глубокий вдох, задержать дыхание. Отмечали время от момента задержки дыхания до прекращения пробы участником исследования. Средним показателем является 45 сек. для здоровых молодых людей. Чем больше время задержки, тем больше тренированность.

2.2. Пробу Генче (задержка дыхания на выдохе) выполняли так же, как и пробу Штанге, только задержка дыхания производилась после выдоха. Средний показатель для здоровых молодых людей составляет 30 сек.

Таблица 2 . Нормативные показатели дыхательной системы

Проба Штанге (задержка воздуха на вдохе), сек

отлично хорошо удовлетворится ьн о неудовлетворительно

61 и более 46-60 45-35 менее 35

Проба Гснче (задержка воздуха на выдохе), сек

отлично хорошо удовлетворится ьн о неудо влетвор! 1тельно

41 и более 40-31 30-29 менее 29

3. Физическую подготовленность оценивали с помощью педагогического тестирования и сравнения с нормативными показателями согласно возрасту и полу участников исследования [1].

В качестве тестового задания использовали нормативные физические упражнения, специально подобранные для лиц с особенностями в состоянии здоровья: «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях» и «поднимание туловища из исходного положения лежа на спине». Нормативные значения с учетом балльной оценки приводятся в табл. 3.

Таблица 3. Нормативные показатели по физической подготовленности

Количество раз за 10 сск, Сгибание и разгибание рук иупор? лежа «а коленях,баллы

пол 5 4 3 2 1

девушки 10 и более 9-8 7-6 5-4 3-2

ЮНОШИ 12 !! йолее 11-9 8-7 5-6 4-3

11од]шманве туловища изи.п. лежа на спи не

Максимальное количество ра4 ПОЛ 5 4 3 2 1

леву шли 51 - 60 50 - 41 40-31 30-21 20-11

юноши 55-65 5445 44-35 34-25 24-15

Результаты исследования. Изучение полученных данных настоящего исследования показало, что значения функционального состояния сердечнососудистой системы, по результатам проведенной Пробы Мартине с 20 приседаниями, оказались крайне неудовлетворительными. Так, у девушек 1-го курса показатель разницы между исходными и конечными значениями пульса в среднем составил 48,3±1,9 уд/мин, у студенток 2-го курса - 41,8±2,1 уд/мин и у студенток 3-го курса - 50,5±1,3 уд/мин. Подобная ситуация выявлена и у юношей. Ответная реакция их сердечно-сосудистой системы на минимальную дозированную физическую нагрузку в средних значениях оказалась также неудовлетворительной (40,3±7,3), вместе с тем относительно девушек результаты оказались несколько лучше. Тогда как, согласно оценке пробы Мартине, если разница пульса после нагрузки и в покое 20 и меньше, это свидетельствует о хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы; 21-30 - об удовлетворительном; 31 и больше - неудовлетворительном (табл. 4).

Полученные данные о функциональном состоянии обследованных студентов учитывали при составлении программы по адаптивной физической культуре. Осуществляли подбор специальных упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы. Как известно, сердечно-сосудистая система является одной из важнейших систем организма, обеспечивающей кислородом и питательными веществами на должном дееспособном уровне все другие органы и системы, позволяя при этом удалять из организма углекислоту и другие продукты обмена.

Таблица 4. Показатели сердечно-сосудистой системы обследованных студентов, уд/мин

Показатели, уд/мил ЮНОШИ девушки

1-3 курс. п=8 1 курс, п-37 2 курс п-24 3 курс п-71

Проба Мартинс-Кушеяевскою 40>3±7,3 48,3±1,9 41,8±2,1 * 50,5±1.3*

Ортос гатич ее кая проба 5.2±1,4 11,1±0,7 К7±1Л* 12,9±0,3

Примечание: достоверные различия средних величин рассчитаны по ANOVA для непараметрических независимых выборок: * - девушки по отношению к предыдущему курсу (Р<0,05).

Изучение и оценка данных студентов по Ортостатической пробе с изменением положения тела указало на те же недостатки, связанные с адаптацией сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. У девушек 1-3-го курсов результаты по средним величинам составили: 11,1±0,7; 14,7±1,1 и 12,9±0,3 уд/мин соответственно. Разница между пульсом в положении стоя и лежа у обследованных девушек указывала на неудовлетворительную степень тренированности и адаптации сердечно-сосудистой системы к изменению положения тела (табл. 4). А между тем чем меньше разница между исходным и конечным показателем частоты сердечных сокращений, тем лучше

тренированность организма. Так, согласно оценке Ортостатической пробы: разница пульса от 0 до 6 - хорошо; 7-10 - удовлетворительно; 11-15 -неудовлетворительно. Вместе с тем у юношей результаты пробы с изменением положения тела (5,2±1,4) оказались лучше, чем у девушек и соответствовали уровню хорошей адаптации сердечно-сосудистой системы (табл. 4).

Для оценки состояния дыхательной системы и ее готовности к влиянию физических нагрузок использовали пробы с задержкой дыхания на вдохе (Проба Штанге) и с задержкой дыхания на выдохе (Проба Генче).

Таблица 5. Показатели функционального состояния дыхательной системы студентов, сек.

Показатели, юноши девушки

сск 1-3 курс, п=8 1 курс, п=37 2 курс п=24 3 курс п=71

Проба

Штанге

(задержка 77,7±8,3 53,0±2,3 57,5±2,7* 52,8±2,0*

дыхания на

вдохе)

Проба Генче

(задержка дыхания на 40,0±1,7 39,3±2,2 31.2±2,7* 33,П±[,9

выдохе)

Примечание: достоверные различия средних величин рассчитаны по ANOVA для непараметрических независимых выборок: * - девушки по отношению к предыдущему курсу (P<0,05).

Полученные данные обследованных девушек по функциональным пробам на дыхательную систему согласуются со средними значениями нормативных данных здоровых молодых людей (табл. 5). Так, у первокурсниц средний показатель с задержкой дыхания на вдохе составил 53,0±2,3 сек., у студенток 2-го курса - 57,5±2,7 сек., средний показатель среди студенток 3-го курса составил 52,8±2,0 сек. соответственно (табл. 5). Проба Генче, выполняемая при задержке дыхания на выдохе, также по средним значениям соответствовала нормативным значениям, соответственно у студенток 1-го курса - 39,3±2,2 сек., 2-го курса - 31,2±2,7 сек. и среди студенток 3-го курса - 33,0±1,9 сек. Вместе с тем среди студенток встречались девушки, у которых выявлено существенное отставание по функциональным показателям дыхательной системы (30 сек. при задержке воздуха на вдохе и от 3 до 19 сек. при задержке воздуха на выдохе). У юношей показатели функционального состояния дыхательной системы оказались выше средних нормативных значений и лучше, чем у девушек, что определяется их тендерными особенностями энергетического обмена и телосложения. Так, задержка дыхания у молодых людей на вдохе в среднем по группе составила 77,7±8,3, на выдохе - 40,0±1,7 сек. (табл. 5).

Тестирование девушек 1-3-го курсов по основным показателям физической подготовленности выявило соответствие в балльной оценке нормативам по физическому упражнению «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях», соответствующих оценкам «хорошо» и «отлично» (табл. 6).

Юноши в среднем по группе справились с этим тестовым заданием на оценку «хорошо» (табл. 6).

Таблица 6. Физическая подготовленность студентов

Тестовые юноши девушки

задания, кол-во раз 1 -3 курс, п=8 1 курс, п-37 2 курс п-24 3 курс п-7!

Сгибание рук в упоре на 11,4±2,8 8,9±0,4 9,0±0,7 9,7±0,3

коленях

1 ¡одни мание

туловища т

исходного положения 59,3±5,4 37,7=1.7 37,9±2,1 38,9±1,1

лежа на

спине

Примечание: достоверные различия средних величин рассчитаны по ANOVA для непараметрических независимых выборок: * - девушки по отношению к предыдущему курсу (P<0,05).

Девушки 1-3-го курсов практически не отличались по показателям «сгибание рук в упоре на коленях» и показали результаты 8,9±0,4; 9,0±0,7; 9,7±0,3 по количеству раз соответственно. У юношей этот показатель составил 11,4±2,8 количеств раз. Данный показатель характеризует скоростно-силовые качества участников исследования как хорошие в среднем по группам (табл. 6).

Физическая подготовленность у девушек при выполнении физического упражнения «поднимание туловища из исходного положения лежа на спине» соответствовала оценке «удовлетворительно». Этот показатель характеризует выносливость мышц туловища. У студенток 1-го курса этот показатель оказался равен 37,7±1,7; 2-го курса - 37,9±2,1 и 3-го курса - 38,9±1,1 подъемов. Юноши справились с этим тестовым заданием на «отлично» (59,3±5,4 подъемов) (табл. 6).

Заключение. На основании проведенного исследования в начале учебного года на предмет оценки функциональных показателей здоровья студентов выявлено неудовлетворительное функционирование сердечнососудистой системы при незначительных дозированных физических нагрузках. Это характеризует сниженную адаптацию организма к нагрузкам аэробного характера и является определяющим для выбора специальных физических упражнений постепенно и оптимально развивающих сердечно-сосудистую систему обследованных студентов при проведении занятий по физической культуре. Кроме этого, обращают на себя внимание недостаточно хорошо развитые мышцы туловища у девушек, что является важным для формирования и поддержания правильной осанки и хорошего мышечного корсета. В целом физическая подготовленность студентов согласно нормативным значениям для лиц, занимающихся по программе адаптивная физическая культура, соответствует оценке «хорошо». Полученные данные использовали при составлении учебной программы и выбора средств по адаптивной физической культуре для студентов: с учетом их состояния здоровья, возраста, пола, уровня

двигательной активности и др. Студенты также были проконсультированы по соблюдению рекомендаций при занятиях физическими упражнениями самостоятельно, по здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек.

Библиографический список

1. Красикова И.С. Сколиоз: Профилактика и лечение. - СПб.: Корона Принт. Учитель и ученик, 2003. - 192 с., ил.

2. Попичев М.И. Комплексная диагностика и оценка уровня здоровья студентов // Физическое воспитание студентов. - № 3. - Харьков. нац. пед. ун-т им. Г.С. Сковороды, Украина, 2011. - С. 71-75.

3. Рязанова Е.А., Гиренко Л.А. Организация физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем в вузе. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 19 апреля 2017. - 178 с. -С. 124-128,

4. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учеб. пособие. - Новосибирск, 1998. - 283 с.

ASSESSMENT OF THE HEALTH AND PHYSICAL PREPAREDNESS

OF STUDENTS

Ryazanova E.A., Senior Lecturer

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Art Girenko L.A., Candidate of Biological Sciences, Docent Novosibirsk State Pedagogical University

Abstract. The article examined some functional indicators of health and physical fitness of students 1, 2 and 3 courses that must be taken into account when drafting the curriculum for physical education. Revealed the unsatisfactory functioning of the cardiovascular system in minor metered physical loads, characteristic for reduced organism's adaptation to the stress of an aerobic nature. Drew attention to the insufficient development of the musculature of the trunk of the girls, which is important for forming and maintaining good posture and good health. Boys were characterized by better physical fitness. The results take into account students in Adaptive physical education.

Keywords:students, functional health, cardiovascular system, muscular system, physical preparedness, physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.