УДК 37.037.1
БОЛОТИН А.Э., ПАЕУСОВ С.А., ШОХИН В.Е.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У БИАТЛОНИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ОЦЕНКА ЕЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ключевые слова: модель тренировки, биатлонисты, развитие выносливости, дыхательные упражнения.
Проведенные исследования показали, что адаптация организма биатлонистов к нагрузкам различной мощности происходит поэтапно, за счет развития выносливости в рамках комплексного применения дыхательных упражнений. Процесс адаптации и изменения функциональных показателей, характеризующих физическую работоспособность и функционирование внешнего дыхания, происходит преимущественно за счет расширения диапазона применения средств, расширяющих возможности кадиореспираторной системы организма. Использование дыхательных упражнений с тренажерами и без них в сочетании с упражнениями аэробной направленности в зонах умеренной, средней и максимальной интенсивности позволяет расширить резервные и функциональные возможности организма. Это позволяет достигать в условиях тренировочных занятий более существенных положительных изменений общей и специальной физической подготовленности, физической работоспособности, показателей емкости дыхания и резервных возможностей биатлонистов, а также показателей реакций на нагрузку различной мощности.
BOLOTIN, A.E., PAEUSOV, S.A., SHOKHIN, V.E.
THE MODEL OF DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN BIATHLONISTS ON THE BASIS OF COMPLEX APPLICATION OF RESPIRATORY EXERCISES AND EVALUATION OF ITS EFFICIENCY
Keywords: training model, biathlonists, the development of endurance, breathing exercises.
Studies have shown that biathlon body adaptation to loads of different power occurs in stages, due to the development of endurance in the framework of the integrated use of breathing exercises. The process of adaptation and changes in the functional parameters characterizing physical performance and the functioning of external respiration occurs mainly due to the expansion of the range of application of the agents that expand the capabilities of the body's kadiorespiratory system. The use of breathing exercises with and without simulators in combination with aerobic exercises in areas of moderate, medium and maximum intensity allows you to expand the reserve and functional capabilities of the body. This allows you to achieve in the training sessions more significant positive changes in general and special physical fitness, physical performance, breathing capacity and biathlon reserve capabilities, as well as indicators of reactions to the load of different power.
Соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к уровню физической и функциональной подготовленности спортсменов. Это в полной мере относится и к подготовке биатлонистов. Содержание их подготовки требует совершенствования и поиска новых эффективных средств и методов тренировки. Задачи, которые решает подготовка биатлонистов к соревнованиям, многообразны. И среди всего многообразия задач особого внимания заслуживает задача подготовки и расширения функциональных возможностей, а также адаптационных резервов их организма. Решение этой задачи обусловлено, прежде всего, особенностями соревновательной деятельности биатлонистов, которая отличается высокой психической и физической напряженностью. Известно, что выносливость отражает уровень физической готовности биатлонистов к соревновательной деятельности. Изучение научных работ и практического опыта показывает, что большим потенциалом обладают дыхательные упражнения, которые являются неспецифическим средством развития выносливости и обладают широким спектром действия на организм спортсменов. Они усиливают эффект выполняемых тренировочных упражнений, повышают уровень физической работоспособности [1- 6].
В научной литературе встречается мало данных об особенностях применения дыхательных упражнений в процессе подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности. Это свидетельствуют о наличии противоречия между необходимостью повышения уровня физической и функциональной подготовленности биатлонистов к соревновательной деятельности, и недостаточной разработанности методики развития выносливости на основе комплексного применения дыхательных упражнений.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; тестирование; функциональные тесты; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы включал изучение и обобщение работ отечественных и зарубежных специалистов по проблеме развития выносливости у биатлонистов на основе использования в различной композиции дыхательных упражнений. В ходе этого анализа изучались виды дыхания, дыхательные
упражнения, развитие физических качеств, роль дыхательной системы в проявления выносливости и физическая работоспособность биатлонистов. Педагогическое тестирование проводилось с целью оценки общей физической подготовленности биатлонистов. В качестве показателей общей подготовленности были использованы следующие тесты: прыжок в длину с места (см); подтягивание на перекладине (кол-во раз); подъем переворотом на перекладине (кол-во раз); челночный бег 10*10 (сек); бег 100 м (сек); бег по пересеченной местности на 5 км (сек); бег по стадиону на 1 км (сек) и на 3 км (сек).
Для исследования и изучения показателей дыхательной системы биатлонистов использовали прибор «Spirolab III». Данный прибор позволяет определить форсированную жизненную ёмкость лёгких, ёмкость вдоха, ёмкость выдоха, максимальную вентиляцию лёгких, устанавливать паттерн дыхания, также измерить сатурацию кислорода в крови и пульс. Изучали следующие показатели: жизненная емкость легких VC, форсированная жизненная емкость легких FVC, максимальная произвольная вентиляция MVV, жизненная емкость выдоха EVC, объем форсированного вдоха за 1 -ую секунду FIV 1.
Для оценки работы дыхательной системы применялась проба Генчи. В положении сидя, после отдыха, биатлонисты делали несколько глубоких дыханий и на выдохе (не максимальном) задерживали дыхание. Оценку выполнения пробы Генчи производили по показателям: «отлично» - задержка дыхания более 40 с; «хорошо» - от 30 до 40 с; «удовлетворительно» - от 25 до 30с; «плохо» - менее 25 с. Для оценки состояния дыхательной системы при задержке дыхания на вдохе применялась проба Штанге. В положении сидя, после пятиминутного отдыха, испытуемый делал 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, после глубокого вдоха, задерживал дыхание. Оценку результатов пробы Штанге производили по показателям: «отлично» - более 60 с; «хорошо» - 40 до 60 с; «среднее» - от 30 до 40 с. Для оценки состояния дыхательной системы применялась также проба Серкина. Выполнение пробы состояло из 3 фаз: 1-я фаза - задержка дыхания на вдохе (сидя), 2-я фаза - задержка дыхания на вдохе сразу же после 20 приседаний за 30 сек, 3 -я фаза - задержка дыхания на вдохе через 1 мин отдыха.
Тестирование резервов организма биатлонистов проводилось с использованием аппаратно-программного комплекса «Истоки здоровья», где оценивался уровень функциональных и адаптивных резервов их организма. Основные данные аппарата «Истоки здоровья»: производитель: ООО ЦМП «Истоки здоровья», 3900046 г. Рязань, ул Введенского 115, оф. 204, тел/факс 8(4912)25-59-96, гор. линия 8(910)642-56-92, [email protected] www.breath.ru. Свидетельство Роспатента на программу (№2004610012 от 05.01.2004); патент Роспатента на кардиоприемник (№39469 от 24.1.2004); справка о сертификации на аппаратно-программный комплекс Центра стандартизации, метрологии и сертификации. (№46/4-835 от 7.10.2005). В ходе психофизиологического исследования биатлонистов использовался портативный аппарат. Для психодиагностики спортсменов использовались тесты: светофор, змейка, тремор и теппинг-тест.
1. Тест «Светофор» (определялась сложная зрительно-двигательная реакция биатлонистов в м.сек). По команде «Начали!» начинают хаотично мигать красные лампочки, испытуемый на остановку левой лампочки должен быстро среагировать нажатием левой рукой на левую кнопку, правой лампочки - правой рукой и средней лампочки - одновременно обеими руками, при этом рука всегда находится на кнопке. На каждую руку испытуемым предоставлялись три попытки, лучшая и худшая попытки отбрасывались, а промежуточный результат шел в зачет.
2. Тест «Змейка» (определялся динамический тремор, что связано со свойствами внимания, остротой зрения биатлонистов и т.д.). По команде «Начинай!» испытуемый ставил щуп на начало лабиринта «змейки» и по первому касанию начинал движение по змейке, при этом включался таймер. В ходе выполнения теста проводилась фиксация касаний. При выполнении теста испытуемый должен пытаться очерчивать все фигуры на протяженности всего лабиринта длиной 60 см и шириной 3 мм, и как можно меньше задевать края бортиков. На табло высвечивалось время прохождения лабиринта в секундах и количество касаний бортиков. При выполнении данного теста игла щупа не должна была выходить за края лабиринта.
3. Тест «Тремор» (определялся статический тремор). По команде «Начинай!» испытуемый вводил иглу щупа в отверстие диаметром 3 мм, при этом таймер включался при первом касании
края отверстия. Данный тест выполнялся в течение 30 секунд. По окончании времени на табло высвечивалось количество касаний. При выполнении теста, игла щупа не должна была выходить из отверстия.
4. «Теппинг-тест» (определялась лабильность, подвижность, характер состояния возбуждения, а также быстродействие нервно-мышечной системы). По команде «Начинай!» испытуемый начинал в максимальном темпе бить в квадрат 2,5 на 2,5 см щупом в виде ручки-иглы в течение 30 с.
Педагогический эксперимент проводился для оценки эффективности, разработанной модели развития выносливости у биатлонистов на основе применения дыхательных упражнений. Развитие выносливости в экспериментальной группе осуществлялось на основе комплексного применения дыхательных упражнений. Теоретической основой организации эксперимента явилось известное представление об организации тренировочного процесса в спорте, а также принципы организации управления, выступающие в качестве способа определения функциональной целостности и закономерностей расширения адаптационных механизмов организма к физическим нагрузкам различной интенсивности. Такой подход к тренировке позволил пошагово описать этот процесс и схематически представить модель развития выносливости на основе комплексного применения дыхательных упражнений. Модель включала в себя задачи, принципы, структуру и содержание методики тренировки биатлонистов, оценку реализации методики, организационно - методические особенности и планируемый результат.
В качестве основных задач реализации модели тренировки биатлонистов, выступили:
1. Овладение техникой дыхательных упражнений и использование их на занятиях физической подготовкой. Для решения этой задачи с биатлонистами были организованы специальные занятия по формированию навыков выполнения упражнений на дыхательных тренажерах. Особое внимание уделялось правильной технике выполнения упражнения и особенностям воздействия каждого тренажера в отдельности. После обучения технике выполнения упражнения реализовывалось их применение.
2. Оптимизация процесса физической подготовки биатлонистов. Для решения этой задачи применялись различные средства, направленные на повышение физической подготовленности биатлонистов. Особое внимание уделялось созданию условий для формирования стабильной динамики прироста показателей.
3. Повышение уровня функциональной подготовленности биатлонистов. Для решения этой задачи применялись тренажерные устройства, оказывающие комплексный эффект на развитие функциональных возможностей и выносливости. Комплексный эффект достигался за счет применения упражнений на сопротивление дыханию, кратковременной умеренной гипоксии, уменьшению объема вдыхаемого воздуха.
4. Контроль над адаптацией к физическим нагрузкам. Реализация данного принципа сопровождалась регулярным контролем изменения показателей. Учитывалось, что такой контроль позволяет соотнести динамику показателей с конечными целями тренировки.
Оценку эффективности экспериментальной модели проводили по результатам изучаемых показателей подготовленности, возможностям внешнего дыхания, физической работоспособности и адаптационных резервов организма биатлонистов.
Для количественного анализа экспериментальных данных исследования применялась система статистической обработки результатов. Математико-статистическая обработка результатов проводилась при помощи стандартного пакета программ в среде Microsoft Excel 7.0.
Эффективность процесса подготовки биатлонистов во многом определяется функциональными возможностями их организма. Практика показала, что низкий уровень физической работоспособности и функциональных возможностей дыхательной системы, резервных возможностей организма создает негативные предпосылки для развития физических качеств и двигательных способностей биатлонистов.
В качестве показателей, характеризующих физическую работоспособность и функциональные возможности дыхания биатлонистов, были определены следующие: PWC 170 (кг/м/мин); 2- МПК (мл); 3- МИВ (у.е); 4- Резервный объем выдоха (ERV) (л); 5- Вентиляция в минуту (VE) (л); 6- Дыхательный объем (TB) (л); 7- Дыхательный объем (TB) (л); 8- Объем форсированного вдоха (FIVC ) (л). В качестве показателей, характеризующих резервные
возможности и устойчивость организма биатлонистов к недостатку кислорода, были определены следующие: Проба Штанге (сек); 2- Проба Генчи (сек); 3- Проба Серкина №1 (сек); 4- Проба Серкина №2 (сек); 5- Проба Серкина №3 (сек); 6- Общие резервы (у.е); 7- Физические резервы (у.е); 8- Психические резервы (у.е); 9 - Адаптационные резервы (у.е).
Определение показателей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания биатлонистов в начале эксперимента свидетельствует об отсутствии достоверных различий между средними значениями экспериментальных и контрольных групп на всех (Р>0,05). Полученные данные функциональных возможностей дыхания биатлонистов в ходе эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания у биатлонистов экспериментальной и контрольной групп
№ Показатели Пер-ды Гр. 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Начало КГ 1146,70±35,46 1193,85±67,67 1246,05±41,77 1297,70±59,42
ЭГ 1139,35±119,88 1184,10±68,10 1238,70±38,90 1284,85±56,63
1 PWC 170 Д-сть Р 0,794 0,652 0,568 0,488
(кг/м/мин) Конец КГ 1164,40±38,02 1216,85±67,76 1263,70±45,42 1321,70±62,33
ЭГ 1208,70±25,09 1293,35±76,23 1390,85±52,12 1463,75±62,13
Д-сть Р 0,000 0,002 0,000 0,000
Начало КГ 2906,40±60,60 2992,25±63,75 3288,35±209,7 3517,55±198,01
ЭГ 2939,70±78,62 2969,45±50,88 3232,50±115,50 3487,90±58,52
2 МПК Д-сть Р 0,142 0,219 0,304 0,525
(мл) Конец КГ 2920,90±19,48 3014,00±63,21 3309,60±209,11 3540,80±196,48
ЭГ 3013,10±118,74 3129,00±65,34 3486,85±148,55 3666,65±61,53
Д-сть Р 0,001 0,000 0,004 0,009
Начало КГ 408,30±11,54 411,40±5,56 432,30±15,79 432,10±8,60
ЭГ 404,35±9,38 412,80±4,53 434,45±8,98 434,65±5,96
3 МИВ Д-сть Р 0,242 0,388 0,6 0,283
(у.е) Конец КГ 413,00±5,88 419,25±5,62 439,60±15,48 435,70±9,52
ЭГ 425,00±12,39 447,95±11,60 468,40±18,52 474,00±8,05
Д-сть Р 0,000 0,000 0,000 0,000
Резервный Начало КГ 0,33±0,36 0,45±0,46 0,85±0,74 0,60±0,82
объем ЭГ 0,31±0,33 0,47±0,46 0,85±0,93 0,64±0,77
4 выдоха Д-сть Р 0,879 0,879 0,996 0,866
(БЯУ) Конец КГ 0,37±0,36 0,45±0,46 0,87±0,67 0,70±0,92
ЭГ 0,71±0,27 0,82±0,54 1,29±0,80 0,93±0,60
(л) Д-сть Р 0,002 0,025 0,148 0,400
Начало КГ 9,75±5,29 23,00±7,79 23,14±9,43 12,55±7,83
ЭГ 9,92±4,87 22,95±7,55 23,05±8,77 12,28±8,71
5 Вентил/ в мин. Д-сть Р 0,917 0,986 0,974 0,919
(УБ) Конец КГ 10,24±5,16 23,00±7,08 23,19±9,78 12,59±8,01
ЭГ 13,85±5,48 25,79±6,04 27,74±6,29 13,84±7,77
Д-сть Р 0,039 0,188 0,088 0,6
Начало КГ 0,28±0,23 0,94±0,30 0,74± 0,32 0,64±0,34
Дыхательный объем (ТВ) (л) ЭГ 0,31±0,26 0,90±0,25 0,71±0,39 0,66±0,40
6 Д-сть Р 0,763 0,634 0,774 0,862
Конец КГ 0,30±0,22 0,97±0,30 0,75±0,18 0,69±0,35
ЭГ 0,44±0,26 1,17±0,23 0,95±0,26 0,91±0,31
Д-сть Р 0,09 0,021 0,009 0,000
Начало КГ 4,23±0,71 3,83±0,63 3,71±1,00 4,04±1,08
Емкость вдоха (1С) (л) ЭГ 4,24±1,04 3,79±0,49 3,75±1,05 4,03±1,04
7 Д-сть Р 0,983 0,817 0,895 0,978
Конец КГ 4,31±0,83 3,84±0,67 3,78±1,03 4,08±0,69
ЭГ 4,67±0,89 4,57±1,05 4,33±0,70 5,33±1,39
Д-сть Р 0,2 0,012 0,056 0,001
Объем Начало КГ 4,25±0,08 2,91±1,25 3,48±0,94 3,84±0,99
форсированного ЭГ 4,23±0,08 2,95±0,81 3,47±0,93 3,83±0,88
вдоха (РГУС ) Д-сть Р 0,35 0,894 0,975 0,976
8 (л) Конец КГ 4,30±0,10 2,93±1,19 3,51±0,87 3,85±0,99
ЭГ 4,53±0,31 3,35±0,41 4,25±0,55 5,33±1,33
Д-сть Р 0,002 0,147 0,003 0,000
Определение показателей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания биатлонистов в конце эксперимента свидетельствует о наличии достоверных изменений средних значений экспериментальных и контрольных групп по ряду показателей (Р<0,05). Результаты биатлонистов экспериментальных групп оказались достоверно выше результатов, продемонстрированных биатлонистами контрольных групп, в следующих упражнениях:
- на первом этапе - PWC 170 (Р=0,000); МПК (Р=0,001); МИВ (Р=0,000); Резервный объем выдоха (ERV) (Р=0,002); Вентиляция в минуту (УЕ) (Р=0,039); Объем форсированного вдоха (БГУС ) (Р=0,002).
- на втором этапе - PWC 170 (Р=0,002); МПК (Р=0,000); МИВ (Р=0,000); Резервный объем выдоха (ERV) (Р=0,025); Дыхательный объем (ТВ) (Р=0,021); Емкость вдоха (1С) (Р=0,012).
- на третьем этапе - PWC 170 (Р=0,000); МПК (Р=0,004); МИВ (Р=0,000); Дыхательный объем (ТВ) (Р=0,009); Емкость вдоха (1С) (Р=0,056); Объем форсированного вдоха (FIVC ) (Р=0,003).
- на четвертом этапе - PWC 170 (Р=0,000); МПК (Р=0,009); МИВ (Р=0,000); Дыхательный объем (ТВ) (Р=0,000); Емкость вдоха (1С) (Р=0,001); Объем форсированного вдоха ^ГУС ) (Р=0,000).
В результатах тестовых показателей резервный объем выдоха (ERV) на 3 и 4 этапах, вентиляция в минуту (УЕ) на 2,3 и 4 этапах, дыхательный объем (ТВ) и емкость вдоха (ГС) на 1 курсе, объем форсированного вдоха ^ГУС) на 2 этапе достоверных различий на наблюдается, однако средние значения показателей у биатлонистов экспериментальных групп выше, чем у биатлонистов контрольных групп.
При анализе полученных данных о состоянии физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания исследуемых групп биатлонистов, необходимо отметить, что за период эксперимента темпы прироста показателей в экспериментальных группах были значительно выше, чем в контрольных группах.
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп на первом этапе эксперимента результаты прироста были следующими: PWC 170 - 1,54% и 6,09% ; МПК - 0,50% и 2,50%; МИВ - 1,15% и 5,11%; Резервный объем выдоха (ERV) - 12,48% и 126,60%; Вентиляция в минуту -4,99% и 39,57%; Дыхательный объем (ТВ) - 6,50% и 41,23%; Дыхательный объем (ТВ) - 1,79% и 10,02%; Объем форсированного вдоха ^ГУС ) - 1,01% и 7,09% (Рис. 10).
Рисунок 1 - Прирост показателей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания биатлонистов за 1 период эксперимента
Примечание (для всех рисунков):1 - PWC 170 (кг/м/мин); 2- МПК (мл); 3- МИВ (у.е); 4-Резервный объем выдоха (ERV) (л); 5- Вентил/ в мин. (УЕ) (л); 6- Емкость вдоха (ГС) (л); 7-Дыхательный объем (ТВ) (л); 8- Объем форсированного вдоха (РГУС ) (л).
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп, на втором этапе за период эксперимента результаты прироста были следующими: PWC 170 - 1,93% и 9,23% ; МПК - 0,73% и 5,37%; МИВ - 1,91% и 8,52%; Резервный объем выдоха ^У) - 0,22% и 74,52%; Вентиляция в минуту - 0,03% и 12,38%; Дыхательный объем (ТВ) - 2,87% и 29,91%; Дыхательный объем (ТВ) - 0,17% и 20,66%; Объем форсированного вдоха ^ГУС ) - 0,91% и 13,47% (Рис. 11).
Рисунок 2 - Прирост показателей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания биатлонистов за 2 период эксперимента
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп, на третьем этапе эксперимента результаты прироста были следующими: PWC 170 - 1,42% и 12,28% ; МПК - 0,65% и 7,87%; МИВ - 1,69% и 7,81%; Резервный объем выдоха ^У) - 2,90% и 51,83%; Вентиляция в минуту -0,22% и 20,36%; Дыхательный объем (ТВ) - 1,28% и 33,38%; Дыхательный объем (ТВ) - 1,81% и 15,26%; Объем форсированного вдоха ^ГУС ) - 0,83% и 22,23% (Рис.12).
Рисунок 3 - Прирост показателей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания биатлонистов за 3 период эксперимента
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп, на четвертом этапе за период эксперимента результаты прироста были следующими: PWC 170 - 1,85% и 13,92% ; МПК - 0,66% и 5,12%; МИВ - 0,83% и 9,05%; Резервный объем выдоха ^У) - 16,76% и 44,78%; Вентиляция в минуту - 0,28% и 12,66%; Дыхательный объем (ТВ) -6,54 % и 36,87%; Дыхательный объем (ТВ) - 0,95 % и 32,37%; Объем форсированного вдоха (БГ^ ) - 0,12% и 39,11% (Рис.13).
50 40 30 20 10 0
44,78
39,11
13,92
1,8® 0,66 512 0,83
1
9,05
36,87 32,37 /'
16,76::: 12,66 Ц:::
6,5
0,28
0,95
0,1:
1КГ
* ЭГ
5
Рисунок 4. Прирост показателей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания биатлонистов за 4 период эксперимента.
Анализируя данные темпов прироста, можно сделать вывод о том, что за период эксперимента происходит улучшение показателей у биатлонистов контрольных и экспериментальных групп на всех этапах тренировки. Однако, прирост показателей в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных группах.
Обобщая результаты исследования, можно заключить, что использование методики развития выносливости на основе комплексного применения дыхательных упражнений, позволило создать оптимальные условия для повышения показателей физической работоспособности и функциональных возможностей дыхания биатлонистов
экспериментальных групп. Полученные данные показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода у биатлонистов представлены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода у биатлонистов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента.
№ Пок-ли Пер. Гр. 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Начало КГ 87,00±18,87 94,75±18,55 84,40±12,39 61,40±11,54
ЭГ 88,30±5,00 94,30±19,69 83,45±12,60 61,10±12,03
1 Проба Штанге Д-сть Р 0,767 0,941 0,811 0,936
(сек) Конец КГ 89,00±5,74 96,70±18,77 85,95±8,64 63,05±12,07
ЭГ 97,80±5,59 103,45±18,57 92,30±11,13 66,95±13,03
Д-сть Р 0,000 0,26 0,065 0,065
Начало КГ 75,20±10,68 83,10±17,32 73,35±8,26 51,80±10,50
ЭГ 75,00±3,60 83,70±18,01 72,85±8,32 50,80±14,43
2 Проба Генчи Д-сть Р 0,937 0,915 0,85 0,803
(сек) Конец КГ 77,40±5,34 85,50±17,32 73,70±8,58 53,35±10,06
ЭГ 85,60±4,12 92,40±18,06 81,90±8,43 56,85±14,30
Д-сть Р 0,000 0,225 0,012 0,012
Начало КГ 57,50±5,45 59,80±4,64 61,10±5,22 58,60±7,16
Проба Серкина №1 (сек) ЭГ 57,30±2,27 59,90±5,12 60,50±6,56 57,05±4,39
3 Д-сть Р 0,88 0,949 0,751 0,415
Конец КГ 59,60±5,15 61,40±5,11 62,50±4,99 60,00±7,15
ЭГ 64,70±2,62 65,90±7,18 68,20±7,67 61,90±5,43
Д-сть Р 0,000 0,028 0,008 0,008
Начало КГ 17,75±2,81 24,70±2,99 27,05±4,49 28,30±4,50
Проба Серкина №2 (сек) ЭГ 17,90±1,86 24,30±3,53 28,25±5,04 28,95±5,23
4 Дос-сть Р 0,843 0,701 0,431 0,676
Конец КГ 19,25±3,58 26,90±3,45 29,80±5,06 29,85±4,33
ЭГ 24,80±2,65 30,85±3,05 34,85±5,26 35,00±4,87
Д-сть Р 0,000 0,000 0,004 0,004
Начало КГ 35,80±3,37 43,95±4,25 59,10±5,93 59,75±4,54
Проба Серкина №3 (сек) ЭГ 35,70±2,90 43,30±5,02 60,35±6,82 59,10±7,38
5 Д-сть Р 0,92 0,661 0,54 0,739
Конец КГ 39,30±5,32 45,65±4,34 61,10±5,48 61,05±5,01
ЭГ 42,70±3,40 50,15±5,44 68,05±7,47 64,80±8,73
Д-сть Р 0,021 0,006 0,002 0,002
Начало КГ 41,45±3,76 40,40±4,02 39,85±6,54 38,10±6,75
ЭГ 41,95±3,20 41,00±3,60 40,85±5,19 38,55±5,62
6 Общие резервы Д-сть Р 0,653 0,622 0,595 0,82
(у.е) Конец КГ 42,15±2,94 42,35±4,85 42,25±6,94 40,10±7,37
ЭГ 51,55±4,10 46,50±5,57 47,10±5,63 46,75±46,75
Д-сть Р 0,000 0,016 0,02 0,02
Начало КГ 20,00±3,45 23,85±3,10 24,45±3,75 26,50±3,32
Физические ЭГ 20,20±3,05 24,05±1,90 25,25±5,99 25,95±4,43
7 Д-сть Р 0,847 0,807 0,616 0,659
(у.е) Конец КГ 21,50±3,44 26,30±3,45 26,85±3,76 28,45±3,75
ЭГ 29,50±4,20 30,20±3,52 31,75±5,85 35,60±7,71
Д-сть Р 0,000 0,001 0,003 0,003
8 Психические Начало КГ 57,50±4,97 59,70±3,77 59,35±6,53 58,45±6,85
резервы ЭГ 57,85±5,46 62,85±3,60 59,75±5,78 59,50±5,86
(у.е) Д-сть Р 0,833 0,49 0,839 0,605
Конец КГ 59,00±5,43 61,75±4,13 60,95±6,20 61,00±6,87
ЭГ 68,50±5,17 68,80±4,30 67,90±5,80 67,85±67,85
Д-сть Р 0,000 0,000 0,007 0,007
9 Адаптациионные Начало КГ 75,25±3,18 72,75±5,07 70,15±6,18 69,35±6,67
резервы ЭГ 75,85±4,16 73,25±5,19 70,80±6,01 70,10±6,21
(у.е) Д-сть Р 0,611 0,76 0,738 0,738
Конец КГ 76,85±4,73 75,00±4,95 72,25±6,23 71,75±6,81
ЭГ 84,30±4,37 79,00±6,30 77,10±6,54 79,00±8,28
Д-сть Р 0,000 0,032 0,021 0,021
Определение показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода биатлонистов в конце эксперимента свидетельствует о наличии достоверных изменений средних значений экспериментальных и контрольных групп по ряду показателей (Р<0,05).
Результаты биатлонистов экспериментальных групп оказались достоверно выше результатов, продемонстрированных биатлонистами контрольных групп в следующих упражнениях:
- на первом этапе - Проба Штанге (Р=0,000); Проба Генчи (Р=0,000); Проба Серкина №1 (Р=0,000); Проба Серкина №2 (Р=0,000); Проба Серкина №3 (Р=0,021); Общие резервы (р=0,000); Физические резервы (Р=0,000); Психические резервы (Р=0,000); Адаптационные резервы (Р=0,000).
- на втором этапе - Проба Серкина №1 (Р=0,028); Проба Серкина №2 (Р=0,000); Проба Серкина №3 (Р=0,006); Общие резервы (Р=0,016); Физические резервы (Р=0,001); Психические резервы (Р=0,000); Адаптационные резервы (Р=0,002).
- на третьем этапе - Проба Генчи (Р=0,008); Проба Серкина №1 (Р=0,002); Проба Серкина №2 (Р=0,004); Проба Серкина №3 (Р=0,002); Общие резервы (Р=0,020); Физические резервы (Р=0,003); Психические резервы (Р=0,007); Адаптационные резервы (Р=0,021).
- на четвертом этапе - Проба Генчи (Р=0,012); Проба Серкина №1 (Р=0,008); Проба Серкина №2 (Р=0,004); Проба Серкина №3 (Р=0,002); Общие резервы (Р=0,020); Физические резервы (Р=0,003); Психические резервы (Р=0,007); Адаптационные резервы (Р=0,021).
В результатах тестовых показателей пробы Штанге на 2,3,4 этапе, пробы Генчи на 2 этапе достоверных различий на наблюдается, однако средние значения показателей у биатлонистов экспериментальных групп выше, чем у биатлонистов контрольных групп.
При анализе полученных данных о состоянии резервных возможностей и устойчивости организма биатлонистов к недостатку кислорода исследуемых групп, необходимо отметить, что за период эксперимента темпы прироста показателей в экспериментальных группах были значительно выше, чем в контрольных группах.
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп, на первом этапе за период эксперимента результаты прироста были следующими: Проба Штанге - 2,30% и 10,76% ; Проба Генчи - 2,93% и 14,13%; Проба Серкина №1 - 3,65% и 12,91%; Проба Серкина №2 - 8,45% и 38,55%; Проба Серкина №3 - 9,78% и 19,61%; Общие резервы - 1,69% и 22,88%; Физические резервы - 7,50% и 46,04%; Психические резервы - 2,61% и 18,41%; Адаптационные резервы -2,13% и 11,14% (Рис.14).
Рисунок 5. Прирост показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода биатлонистов за 1 период эксперимента.
Примечание:1 - проба Штанге (сек); 2- проба Генчи (сек); 3- проба Серкина №1 (сек); 4- проба Серкина №2 (сек); 5- проба Серкина №3 (сек); 6- общие резервы (у.е); 7- физические резервы (у.е); 8- психические резервы (у.е); 9 - адаптационные резервы (у.е).
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп, на втором этапе эксперимента результаты прироста были следующими: Проба Штанге - 2,06% и 9,70 % ; Проба Генчи - 2,89% и 10,39%; Проба Серкина №1 - 2,68% и 10,02%; Проба Серкина №2 - 8,91% и 26,95%; Проба Серкина №3 - 3,87% и 15,82%; Общие резервы - 4,83% и 13,41%; Физические резервы - 10,27% и 25,57%; Психические резервы - 3,43% и 9,47%; Адаптационные резервы - 3,09% и 7,85% (Рис.15).
30 25 20 £ 15 10 5 0
26,95
25,57
9,70
10,39 10,02 89Ш
2,0® 2,89
2,68
1 I
15,82
13,41 ;;;;
10,27;
1 3,8g 4,81 ■ 3,4É 3
I ■ Л I ■
9,47
1КГ
7,85
3,09
/
»ЭГ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Рисунок 6. Прирост показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода биатлонистов за 2 период эксперимента
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп на третьем этапе эксперимента результаты прироста были следующими: Проба Штанге - 1,84% и 10,61% ; Проба Генчи - 0,48% и 12,42%; Проба Серкина №1 - 2,29% и 12,73%; Проба Серкина №2 - 10,17% и 23,36%; Проба Серкина №3 - 3,38% и 12,76%; Общие резервы - 6,02% и 15,30%; Физические резервы - 9,82% и 25,74%; Психические резервы - 2,70% и 13,64%; Адаптационные резервы - 2,99% и 8,90% (Рис. 16).
123456789
Рисунок 7. Прирост показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода биатлонистов за 3 период эксперимента
У биатлонистов контрольной и экспериментальной групп, на четвертом этапе эксперимента результаты прироста были следующими: Проба Штанге - 2,69% и 9,57% ; Проба Генчи - 2,99% и 11,91%; Проба Серкина №1 - 2,39% и 8,50%; Проба Серкина №2 - 5,48% и 20,90%; Проба Серкина №3 - 2,18% и 9,64%; Общие резервы - 5,25% и 21,27%; Физические резервы - 7,36% и 37,19%; Психические резервы - 4,36% и 14,03%; Адаптационные резервы -3,46% и 12,70% (Рисунок 17).
40
30
£ 20
10 0
37,19
20,90
21,27
9,57 11,91
8,50
2,69 2,99
2,39
SM
5,4
9,64
2,1
5,2
7,3
14,03
КГ
12,70
/ =ЭГ
4,36
3,46
3
1
2
4
5
6
7
8
9
Рисунок 8. Прирост показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода биатлонистов за 4 период эксперимента
Обобщая результаты исследования, можно заключить, что использование экспериментальной методики позволило создать оптимальные условия для повышения
показателей резервных возможностей и устойчивости организма к недостатку кислорода курсантов экспериментальных групп. Таким образом, полученные результаты подтверждают целесообразность организации и проведения занятий с использованием средств разработанной методики развития выносливости на основе комплексного применения дыхательных упражнений. Совершенствование процесса организации и расширение содержания физической подготовки биатлонистов с применением разнонаправленных средств, направленных на развитие выносливости и комплексного применения дыхательных упражнений, создает благоприятные условия дальнейшего развития адаптационных возможностей функциональных систем их организма. Это способствовало повышению эффективности соревновательной деятельности биатлонистов.
Литература и источники
1. Bakayev V. V. Bolotin, А. Е., (2017). Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion. 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
2. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Peripheral circulation indicators in veteran trail runners. // Journal of Physical Therapy Science, (JPTS) Vol. 29 (2017), No.6, pp.1092-1094.
3. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Structure of the parameters that define the preparedness of archers for competitive struggle // Journal of Physical Education and Sport, 17(3), Art. 181, pp.1177-1779.
4. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 2017, 12(2), pp. 405-413.
5. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Response of the respiratory system of long and middle distance runners to exercises of different types // Journal of Physical Education and Sport, 17(5), Art. 231, pp.2214-2217.
6. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. (2017). Method for training of long distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity. 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 Oktober, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp.126-131.
БОЛОТИН А.Э. - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
ПАЕУСОВ С.А. - старший преподаватель, Пермский институт войск Национальной гвардии. ШОХИН В.Е. - преподаватель, Краснодарский университет МВД России
BOLOTIN, A.E. - Doctor of Pedagogy, Professor, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great.
PAEUSOV, S.A. - Senior Lecturer, Perm Institute of the National Guard.
SHOKHIN, V.E. - Lecturer, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
УДК 37.037.1
БОЛОТИН А.Э., КАРПОВ Д.А., ДЗЮБА А.А. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ
Ключевые слова: педагогическая модель; военные моряки; гидродинамическая тренировка; длительное плавание.
Результаты проведенного исследования позволили обосновать педагогическую модель физической тренировки военных моряков с использованием гидродинамических упражнений. В содержании тренировки наибольший удельный вес должны составлять средства развития гидродинамической силы и силовой выносливости с использованием инерционных движений, выполняемых в аэробном режиме тренировки. Величину нагрузки в циклических упражнениях целесообразно планировать на уровне ЧСС до 155-165 уд/мин, в силовых упражнениях - 60-70% от максимума.
BOLOTIN, A.E., KARPOV, D.A., DZYUBA, A.A. CONTENT OF PEDAGOGICAL MODEL OF THE PHYSICAL TRAINING OF MILITARY SEAMEN WITH USE OF
HYDRODYNAMIC EXERCISES
Keywords: pedagogical model; military seamen; hydrodynamic training; long swimming.
The results of the conducted research allowed to prove the pedagogical model of a physical training of military seamen with use of hydrodynamic exercises. In the content of a training development tools of hydrodynamic force and power endurance with use of the inertial movements which are carried out in the aerobic mode of a training have to make the largest specific weight. It is expedient to plan the size of loading in cyclic exercises at the level of heart rate to 155-165 beats/min, in power exercises - 60-70% of a maximum.
Разработка той или иной модели упражнений должно основываться на программировании такой последовательности их выполнения, которая вызывала бы целенаправленную позитивную реакцию организма занимающихся при взаимодействии с физико-динамическими свойствами водной среды [1-5]. При планировании занятий необходимо учитывать степень адаптации