Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ'

МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / CADETS / MODEL OF FUNCTIONAL-PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Варинов Владислав Владимирович

В данной статье рассматривается модель функционально-физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России с применением различных режимов дыхательных упражнений, на примере Пермского института ФСИН России, в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». При этом рассматриваемая модель подготовки включает в себя расширенный арсенал средств и методов подготовки, направленных в первую очередь на повышения функционально-физической подготовленности, а главное на овладение профессиональными умениями и навыками необходимыми для служебной деятельности. Одним из средств в повышении уровня функционально-физической подготовленности являются дыхательные упражнения. В данной статье приведено обоснование модели функционально-физической подготовленности курсантов с применением различных режимов дыхательных упражнений в образовательном процессе, а в частности на занятиях по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Андрей Сергеевич, Варинов Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FUNCTIONAL-PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WITH APPLICATION OF DIFFERENT MODES OF RESPIRATORY EXERCISES

This article discusses the model of functional and physical training of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia with the use of various modes of breathing exercises, on the example of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, in the framework of the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports". At the same time, the considered model of training includes the expanded arsenal of tools and methods of training, aimed primarily at improving the functional and physical fitness, and most importantly, at mastering the professional skills and skills necessary for official activities. One of the means to increase the level of functional and physical fitness is breathing exercises. This article provides justification for the model of the functional and physical readiness of the cadets with the use of various modes of breathing exercises in the educational process, as well as in PSTN in physical education classes.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

УДК 796.015

МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России; Владислав Владимирович Варинов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания России, г. Новокузнецк

Аннотация

В данной статье рассматривается модель функционально-физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России с применением различных режимов дыхательных упражнений, на примере Пермского института ФСИН России, в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». При этом рассматриваемая модель подготовки включает в себя расширенный арсенал средств и методов подготовки, направленных в первую очередь на повышения функционально-физической подготовленности, а главное на овладение профессиональными умениями и навыками необходимыми для служебной деятельности. Одним из средств в повышении уровня функционально-физической подготовленности являются дыхательные упражнения. В данной статье приведено обоснование модели функционально-физической подготовленности курсантов с применением различных режимов дыхательных упражнений в образовательном процессе, а в частности на занятиях по физической культуре.

Ключевые слова: курсанты, модель функционально-физической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p250-254

MODEL OF FUNCTIONAL-PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WITH APPLICATION OF DIFFERENT MODES OF RESPIRATORY

EXERCISES

Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate ofpedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of

Russia, Novokuznetsk

Abstract

This article discusses the model of functional and physical training of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia with the use of various modes of breathing exercises, on the example of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, in the framework of the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports". At the same time, the considered model of training includes the expanded arsenal of tools and methods of training, aimed primarily at improving the functional and physical fitness, and most importantly, at mastering the professional skills and skills necessary for official activities. One of the means to increase the level of functional and physical fitness is breathing exercises. This article provides justification for the model of the functional and physical readiness of the cadets with the use of various modes of breathing exercises in the educational process, as well as in PSTN in physical education classes.

Keywords: cadets, model of functional-physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее значимых направлений кадровой политики федеральной службы исполнения наказания России является профессиональная подготовка будущих сотрудников. Огромная роль в этом направлении принадлежит физической подготовке. Именно занятия по данному направлению формируют необходимые профессиональные качества для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Помимо этого, данные за-

нятия положительно влияют на организм занимающихся, повышается сопротивляемость к неблагоприятным факторам окружающей среде, уже на этом этапе формируется определенная база способствующая поддержанию работоспособности на должном уровне. Одной из актуальных проблем в образовательном процессе курсантов вузов ФСИН России является проблема совершенствования функционально-физической подготовки. Данная обстановка дел обуславливает необходимость научного обоснования и практической реализации наиболее эффективных способов повышения качества функционально-физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Как показывает анализ научно-методической и специальной литературы, совершенствование функционально-физической подготовки курсантов необходимо начинать с подбора научно обоснованных средств и методов, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности, с целью формирования двигательных умений и навыков. Наиболее эффективным инструментом в решении поставленной задачи является разработка модели функционально-физической подготовки курсантов с применением различных режимов дыхательных упражнений.

Цель исследования - проверка эффективности модели функционально-физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России с применением различных режимов дыхательных упражнений.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Пермского института ФСИН России. В эксперименте приняли участие курсанты 2 и 3 курса факультета очного обучения. Были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, по 25 человек в каждой. Обе группы занимались согласно расписанию и плану учебных занятий, но в экспериментальной группе реализовывалась модель функционально-физической подготовки с применением различных режимов дыхательных упражнений.

В процессе исследования модель представляет собой схему, где отражены основные методологические положения, содержание учебного процесса (рисунок 1). Представленная модель функционально-физической подготовки курсантов, позволяет эффективно реализовать методику физической подготовки курсантов, которая состоит из компонентов ОФП, СФП на основе интеграции комплекса дыхательных упражнений с использованием различных регламентированных режимов дыхания.

Согласно рабочей учебной программе по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» направленной на формирование профессиональных и общекультурных компетенций в рамках ФГОС ВО 3++. Рабочая программа состоит из модулей, каждый из которых решает свои поставленные задачи, но при этом взаимосвязаны между собой и направленны на достижение единой цели. Критериями оценки эффективности данной модели являются показатели функционально-физической подготовки. Результаты реализации данной модели выражаются в достижении необходимого уровня функционально-физической подготовки для качественного выполнения своих оперативно-служебных задач.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки эффективности реализации модели функционально-физической подготовки курсантов с применением различных режимов дыхательных упражнений было проведено тестирование с использованием следующих тестов.

Так, в тесте «Подтягивание на перекладине» в начале эксперимента показатель в данном тесте в контрольной группе составил 12,59±1,22 раза, а в экспериментальной группе - 12,67±1,30 раза (Р >0,05). В конце эксперимента результат исследуемого показателя в контрольной группе составил 13,26±1,38 раза, а в экспериментальной группе -15,19±1,86 раз (Р <0,05).

В тесте «Марш бросок 6 км» в начале эксперимента результат в изучаемом показателе в контрольной группе составил 1593±3,26 с, а в экспериментальной группе -1590±3,25 с (Р>0,05). По завершения эксперимента результат исследуемого показателя в контрольной группе составил 1559,85±4,51 с, а в экспериментальной группе -

1535,37±7,Ю с (Р<0,05).

Рисунок 1 - Модель функционально-физической подготовки курсантов с применением различных режимов

дыхательных упражнений

Анализ динамики показателей, характеризующих внешнее дыхание (продолжительность дыхательного акта (ПДА), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД) и максимальная вентиляция легких (МВЛ за 15сек)) контрольной и экспериментальной групп (таблица 1) показывает, что практически по всем показателям представители экспериментальной группы к концу эксперимента достигли более высоких показателей по сравнению с контрольной группой.

Результаты тестирования показали, что курсанты экспериментальной группы статистически достоверно улучшили показатели (Р <0,05) практически во всех тестовых испытаниях. Прирост показателей ЖЕЛ составил 40,5%; МВЛ за 15 сек - 52,8% и ПДА -62,2%. Недостоверным является различия показателя МОД - 28%.

Таблица 1 - Показатели внешнего дыхания курсантов опытных групп

Показатели Группа До После ±Д Д% Р

M±m M±m

ПДА (с) КГ 38,0±1,2 48,4±1,6 10,4 26 >0,05

ЭГ 37,6±1,4 54,8±1,3 17,2 42,4 <0,05

ЖЕЛ, (мл.) КГ 1080,3±24,8 1459,3±21,1 579,3 35,8 <0,05

ЭГ 1085,5±26,3 1633±14,2 547,6 50,4 <0,05

МОД, (л) КГ 6,6±2,4 5,2±0,5 -1,4 9,2 >0,05

ЭГ 6,7±3,5 4,9±1,43 -1,8 14 >0,05

МВЛ за 15сек (л) КГ 9,1±2,6 12,4±3,2 3,3 40,6 <0,05

ЭГ 9,4±2,5 15,1±0,75 5,7 42,9 <0,05

Показатели устойчивости организма к гипоксии оценивались по результатам следующих тестов: время задержки дыхания на вдохе, время задержки дыхания на выдохе.

Результаты оценки устойчивости организма к гипоксии представителей контрольной и экспериментальной группы представлены в таблице 2.

По результатам данных тестов, достоверный (Р <0.05) прирост результатов показателей у курсантов контрольной группы наблюдается в тестах «Время задержки дыхания на вдохе» - 14,4% и «Время задержки дыхания на выдохе» - 51,9%.

У курсантов экспериментальной группы достоверный (Р <0.05) прирост результатов наблюдается в тесте «Время задержки дыхания на вдохе» - 43% и в тесте «Время задержки дыхания на выдохе» - 67,6%.

Таблица 2 - Показатели устойчивости к гипоксии курсантов опытных групп

Показатели Группа До После ±Д Д% Р

M±m M±m

Проба Штанге (сек.) КГ 56,0±1,2 65,4±1,6 9,4 26 <0,05

ЭГ 55,6±1,4 84,8±1,3 29,2 53,9 <0,05

Проба Генчи (сек.) КГ 31,1±1,1 42,3±5,3 11,2 14,4 <0,05

ЭГ 32,3±1,3 55,1±4.4 22,8 51,9 <0,05

ВЫВОД

Достижение высоких результатов в тестируемых показателях в экспериментальной группе доказывает эффективность разработанной модели функционально-физической подготовки курсантов с применением различных режимов дыхательных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов, А.С. Функционально-физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений : дис. ... канд. психол. наук / Михайлов Андрей Сергеевич. - Набережные Челны., 2013. - 150 с.

2. Михайлов, А. С. Анализ влияния структурных компонентов техники прямого удара на биомеханические характеристики спортсменов ударных видов единоборств / А.С. Михайлов, А.В. Илькин, С.В. Ключников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 210-214.

REFERENCES

1. Mikhaylov, A.S. (2013), Functional and physical training of kickboxers using various modes of breathing exercises, dissertation, Naberezhnye Chelny.

2. Mikhaylov, A.S., Ilkin, A.V. and S.V. Klyuchnikov (2020), "Analysis of the influence of structural components of direct impact techniques on the biomechanical characteristics of athletes of shock types of martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 210-214.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2020

УДК 378.14.015.62

ОБ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Николай Георгиевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Игоревна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет

Аннотация

В настоящее время отмечается постоянное повышение требований к подготовке кадров в системе высшего образования, которая задаётся при помощи Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель исследования - анализ федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования по подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Методы и организация исследования. Методологической основой исследования является комплексный анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования первого второго и третьего поколений по направление «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Результаты и выводы. В статье показаны изменения в содержании федеральных образовательных стандартов в последнее десятилетие, которое выражается в уточнении областей деятельности выпускников и состава компетенций, предлагаемых для оценки уровня их подготовки. Показано, как изменения в содержании компетенций акцентируют внимание на реализации образования, как услуги. Содержание стандарта третьего поколения 3++ создаёт предпосылки к нарушению единого образовательного пространства, разрешая образовательным организациям самостоятельно формировать профессиональные компетенции бакалавра-выпускника.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, высшее образование, профессиональные компетенции, педагогическое образование, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p254-263

ON THE EVOLUTION OF SOME FEDERAL STATE HIGHER EDUCATION

STANDARDS

Nikolay Georgievich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Na-taliya Igorevna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City

University

Abstract

Currently, there is a constant increase in training requirements in the higher education system, which is set with the help of the Federal State Educational Standards. The aim of the study is to analyze the Federal state educational standards in higher education for the training of teachers in the field of physical education and sports. Methods and research organization. The methodological basis of the study is a comprehensive analysis of the Federal State Higher Education Standards of the first second and third generations on the direction of "Educational Education" profile "Physical Culture." Results and conclusions. The article shows changes in the content of the Federal educational standards over the past decade, which is expressed in clarifying the areas of activity of graduates and the composition of competencies offered to assess the level of their training. It shows how changes in the content of competencies focus attention Currently, there is a constant increase in training requirements in the higher education system, which is set with the help of the Federal State Educational Standards. The aim of the study is to analyze federal state educational standards in higher education for the training of teachers in the field of physical education and sports. Methods and research organization. The methodological basis of the study is a comprehensive analysis of the Federal State Higher Education Standards of the first second and third generations on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.