5. Сфера образовательной деятельности основывается на развитии принципа непрерывного образования путем стимулирования студентов на продолжение образования и получение дополнительной профессии. Особое внимание уделяется созданию ресурсного центра, организации профессиональной, коммуникативной и прочей подготовки [2, с. 98].
Выводы. Таким образом, профессиональная компетенция будущих бакалавров декоративно-прикладного искусства отражает готовность и способность использовать знания и умения в области профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, реализуя при этом профессионально-значимые личностные качества. В структуре профессиональной компетенции выделяются мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Разработанная теоретическая модель, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки, выявила наиболее существенные аспекты, последовательность решения отдельных задач и взаимозависимость отдельных элементов педагогического процесса формирования профессиональной компетенции будущих бакалавров декоративно-прикладного искусства.
Литература:
1. Абдухакимова С.А., Василевская Е.В., Кленова Н.В. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: назначение и технология разработки / С.А. Абдухакимова. - М.: МГДД(Ю)Т, 2006. - 156 с.
2. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Т.Н.Гущина. - Ярославль. 2001. - 20 с.
3. Даутова О.Б. Профессиональная компетентность педагога-воспитателя / О.Б.Даутова. - С-Пб., 2005. - 189 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 978 с.
5. Мальчик А.Г., Павлючков Г.А. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях реформирования системы образования / А.Г. Мальчик. - Томск: 8ТТ, 2008. - 138 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: Когнито-Центр, 2002. - 396 с.
7. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня. - 2004. - №3.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); заслуженный тренер России по каратэ-до, преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Коваленко Юрий Анатольевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь) преподаватель, майор полиции Сидлецкий Андрей Валентинович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ТАКТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
КАРАТЭ-ДО И ДЗЮ-ДО
Аннотация. Целью исследования являлось разработка и обоснование комплексов тренировочных заданий для совершенствования технико-тактического мастерства каратистов и дзюдоистов различных тактических манер ведения поединка. Определены современные проблемы индивидуализации подготовки в спортивном каратэ-до и дзю-до на основе анализа научно-методической литературы, современной соревновательной деятельности и обобщения передового практического опыта. Выявлены особенности технико-тактического мастерства различных тактических манер ведения поединка и разработаны комплексы заданий для каждого типового стиля противоборства.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, технико-тактическое мастерство, тренировочные задания, стили ведения поединка.
Annotation. The aim of the study was to develop and substantiate the complexes of training tasks to improve the technical and tactical skills of karate and judokas of various tactical manners of the fight. The modern problems of individualization of training in sports karate-do and dzyu-do on the basis of the analysis of scientific and methodical literature, modern competitive activity and generalization of best practices are determined. The peculiarities of technical and tactical skills of various tactical style of combat and developed a set of tasks for each typical style of confrontation.
Keywords: competitive activity, technical and tactical skill, training tasks, styles of conducting a duel.
Введение. На современном этапе развития теории и методики спортивной тренировки наблюдается повышение интенсификации учебно-воспитательного процесса единоборств посредством увеличения тренировочных занятий в недельном микроцикле, в том числе и в режимах субмаксимальных и максимальных мощьностей. Всё чаще используются режимы «тяжёлых» тренировок «на износ», увеличивается в процентном отношении соревновательный метод.
Вместе с тем известно [1; 5], что при наличии определённой генетической (психофизиологической) предрасположенности и дидактически грамотно постороенной системы тренировок (с учетом
психологических и физиологических предрасположенностей) спортивное совершенство может быть достигнуто намного быстрее.
В дзю-до и каратэ-до важнейшее значение имеет тактика ведения поединка, как качественная характеристика индивидуальных физиологических и психологических показателей спортсмена. Подготовка в данных единоборствах должна строиться с учетом психофизиологической предрасположенности, то есть в зависимости от склонности к темпу («темповик»), силовому единоборству («силовик», «нокаутёр»), или технико-тактическому стилю («игровик»). Ряд мастеров («универсалы») в состоянии, в зависимости от тактически сложившейся ситуации и психофизиологических особеностей соперника, в режимах максимальных скоростных показателей, переключатся с одной тактики на другую.
Представители «игровой» тактики ведения поединка в каратэ-до применяют практически всю разнообразную технику свободного поединка (удары руками и ногами, броски, подножки и подсечки) в равном объёме. Широко используют разнообразные обманные тактические действия: финты, «пасивное» создание брешей, «выдёргивание» и пр. Хорошо работают и на «опережение», а также «в разрез». Показатели скоростно-силовой выносливости и силовых качеств у них ниже чем у «силовиков» и «темповиков» примерно на 1/3. Что касается скорости импульса, скоростной выносливости и специально-координационных качеств, то здесь наблюдается, пусть и не значительное, но преобладание.
Дзюдоисты игровой манеры ведения поединка отличаются умением экспромтом проводить атакующие действия с учетом особенностей создавшейся тактической ситуации, использовать ошибки соперника, сосредоточиваясь на встречных и ответных контратаках. Выделяются индивидуальными особенностями технико-тактического арсенала, несколькими вариантами выполнения технического действия в зависимости от захвата, боевой позиции, уровня функциональной подготовки соперника и т.д.
Каратисты силового тактического направления предпочитают использовать технику встречных «стопорящих» ударов, с последующим нокаутирующим добиванием (73,7% от всей техники).
Дзюдоисты - «силовики» характеризуются умением использовать хорошее физическое развитие: вести боестолкновения на ближней дистанции, производить технические действия при плотных контактах, применяя выведение из равновесия, навалы и сковки. «Силовики» в стойке чаще выполняют броски скручиванием, прогибом и наклоном. Большее время уделяют поединку в партере, где применяют перевороты и удержания. Имеют относительно низкий рост, короткие конечности, удлинённое туловище, более широкую ступню, то есть имеют большую стойкость, поскольку относительный центр тяжести расположен ниже и площадь опоры у них большая. Используют именно эти броски потому, что большая физическая сила и короткие рычаги улучшают «подъемную» работу.
Для столкновений дзюдоистов - темповиков характерны большая двигательная активность и интенсивность в применении технико-тактических действий. Спортсмены данного тактического стиля способны вести поединок от начала до конца в высоком темпе, непрерывно проводя грамотные атакующие действия, даже в условиях нарастающей психофизиологической усталости.
«Темповики»-каратисты в основном работают руками (88%). Примерно в боевой комбинации 4 /1 к ударам ногами и подсечкам. Это вызванно тем, что атаки в связке, на гране функциональных возможностей, физиологически более предрасположенны именно верхними конечностями.
Отличие в процентном отношении «игровиков» и «темповиков» в дзю-до и каратэ-до объясняется в первую очередь техническими особенностями каждого из этих единоборств.
Что касается низкого процента «универсалов» как у дзюдоистов, так и у каратистов, то это объясняется большой сложностью в формировании навыков максимального по временным показателям переключения сенсомоторных, парацептивных и иных специальных психофизиологических качеств. Вообще в научных исследованиях [2; 3; 4] педагогики, психологии и физиологии спортивной тренировки, проблематика сопоставимости специализации и универсализации до сих пор не имеет однозначного научно-обоснованного ответа.
Для совершенствования технико-тактического мастерства на основе проведённого нами анализа психофизиологических характеристик тактики ведения поединка [6], мы посчитали возможным предложить методические комплексы тренировочных заданий.
1. Игровики (каратэ-до):
Проведение поединка посредством «переигрывания» соперника в техническом и тактическом аспектах боестолкновения, благодоря активной иннициативы, различных атакующих и контратакующих тактических комбинаций, чувства на уровне подсознания («антиципация») времени и оперативного выхода на дистанцию удара, с использованием «коронного» арсенала технических двигательных действий;
Применение разных тактических подготовок по формированию динамических ситуаций проведения атакующего или контратакующего удара;
Умение использовать навязанную противником тактику поединка с проведением атакующего ударного действия «на опережение» или «в разрез». Маневрирование (уходы в лево, в право, «скидки», «выдёргивания», «разножки» и пр.) для создания неустойчивого психологического и физиологического (опорно-двигательный аппарат) состояния у противника;
Разрыв (увеличение) или срыв (уменьшение) оперативной дистанции боестолкновения. Использование навыков биомеханического принципа пульсации (сжатие-разжатие мышц в горизонтальной и вертикальной плоскостях работы опорно-двигательного аппарата);
Формирование тактического интеллекта поединка, оперативного мышления и умения прогнозировать различные тактические ситуации. Применение в учебно-воспитательном процессе более опытного, но менее подвижного спаринг-партнера;
Контроль тактического преимущества посредством передвижений, смещений и уходов, психологическое напряжение у противника за счёт ложных атак, демонстрации активности, «активного» и «пассивного» создания брешей;
Использование навыка «срыва» дистанции через удар, с выходом на захват, с последующей задней (передней) подножкой или подхватом, с дальнейшим добиванием с целью получения технического преимущества («иппон»). Тактически грамотно проводить боестолкновение с противником, использующим оборонительную тактику.
Умения выполнять результативные (на «иппон») удары ногами сбоку с высокой амплитудой;
Уметь досрочно заканчивать схватку в связи с явным преимуществом по «вазари» или на «иппон»
Владеть на уровне «коронного» исполнения 2-3 варианта атаки в связки от 2 до 4 технических ударных действий и бросков, средняя результативность технических действий за схватку не менее трех «вазари» или одного «иппон».
2. Игровики (дзю-до):
Решать технико-тактические задачи посредством контроля противника благодаря техническим превосходствам с помощью инициативного захвата, отработанной до совершенства техники двигательных действий, обширного набора тактических комбинаций, сочетания связок в захватах, подводящих и «коронных» технических действий.
Сформированность навыка ухода из вынужденного дискомфортного захвата с выполнением дальнейшей атаки. Навык манёвра для формирования слабой боевой стойки у противника. Навык не отходить в «коронном» захвате.
Варьирование по сложности стандартных и переходных взаимных позиций. Контроль (больше-меньше) противодействия противника. Формирование навыков использования биомеханического принципа сжатия-расжатия (расслабления и напряжения) опорно-двигательного аппарата;
Вырабатывание оперативно-тактического интеллекта (сенсорное реагирование, образное восприятие, ситуационное мышление и прогноз двигательных действий). Применение в учебных поединках более опытного, но меньшего по весу противника;
Контроль преимущества посредством манёвра, «выдёргивание» и активное «создание брешей». «Скидки» вперемежку с упорами и активным «созданием брешей»;
Следом за удачно проведённой атакой или контратакой продолжать атаку, далее сгруппироваться, контролируя преимущество посредством манёвра, затем перевести противника в сложную тактическую ситуацию, дожать его и победить посредством болевого или удушающего технического действия или на удержание;
Навык реализации эффективных бросков с большой амплитудой.
3. Темповики (каратэ-до):
Проведение поединка посредством активно-атакующей («давящей») тактики, посредством активного наступления, прессинга-преследования, скоростно-силового давления, подавление стрссоустойчивости соперника своим психологическим (терпение, отрешённость сознание, храбрость, оперативный расчёт) превосходством. Перманентное преследование противника с вербальным сопровождением;
Умение использования активных защитных двигательных действий («сайт-степ», «кросс», «встреча в разножку, с места или в разрез» и пр.) с последующим, максимально коротким по временным показателям, контратакующей операцией. Использовать «проваливание» соперника для быстрой контратаки. Уметь после проведения атаки со стойки на бросок сразу же переходить на добивающий удар или болевой либо удушающий приём;
Формирование психофизиологических навыков выведения из соперника из психологического равновесия, уметь изматывать противника. Проводить технические двигательные действия на фоне нарастающего функционального и психологического утомления;
Уметь визуалировать активность боестолкновения посредством преследования энергичными атакующими действиями, повторными атаками, выведением противника за границы рабочей площади татами «на «дзёгай»);
Тактически грамотное проведение боестолкновения с противником, использующим глухую защиту;
После удачной атаки (контратаки) с выигрышем на «вазари» не сбавлять темпа, прессинговать, держать тактическое преимущество за счет максимальной активности;
Постоянно развивать навыки агрессивного и активного начала поединка;
Совершенствование навыка окончания поединка за явным преимуществом в связи со снятием противника из-за пассивного ведения схватки;
Использование более скоростного и опытного спаринг-партнера. Использование интервально-ударного метода воспитания скоростно-силовой выносливости (увеличение интенсивности нагрузки (смена партнеров) и понижение времени отдыха);
В совершенстве владеть 2-3 ударно-борцовскими связками на 2-5 приёмов, средняя результативность технических действий за схватку не менее двух «вазари» или одного «иппон».
4. Темповики (дзю-до):
Проведение поединка за счёт атакующей «давящей» тактики, на фоне ментально-волевого давления, наступательным прессингом, физическим напором. Устойчиво атаковать с захватами («вязанием») верхних и нижних конечностей;
Оптимизация приёмов достижения потери баланса и психофизиологического утомления у противника, умения использования инициативных захватов. Проводить технические двигательные действия на фоне собственной функциональной усталости;
Результативное проведение боестолкновения с противником, использующим защитную тактику. Уходы из дискомфортных захватов посредством упоров, толчков, рывков и прочих активных двигательных действий;
По окончанию результотивной атаки или контратаки не понижать активное ведение поединка, прессинговать, держать контроль над соперником посредством активных двигательных действий;
Формирование навыков энергично проводить поединок с самого начала;
Возможность навязывания противнику тактики, которая в конечном счёте приводит к снятию противника в связи с пассивным проведением схватки.
5. Силовики (каратэ-до)
Проведение поединка в режиме сдерживания соперника посредством оборонительной тактики, с одиночными «стопорящими» прямыми ударами «на опережение»;
Изменение скоростных показателей соперника (увеличение или уменьшение). Использование менее квалифицированного, и менее подвижного спаринг-партнера;
Увеличение или уменьшение исходных и промежуточных дистанций между каратистами. Применение разных тактических подготовок для формирования динамических обстоятельств поединка;
Развитие точности выполнения удара. Совершенствование навыков использования биомеханического принципа пульсации оптимального расслабления и напряжения мышц;
Уметь использовать атакующие двигательные действия противника для проведения контрприемов, посредством «стопорящего» блокирующего действия или «проваливания». Формирование навыка досрочно заканчивать схватку в связи с нокдауном или нокаутом;
По окончанию атаки (контратаки) с преимуществом по очкам, уметь держать противника на оперативной дистанции нокаутирующего удара;
Развитие навыка преследования соперника по всей площади татами, от центра к краю;
В совершенстве владеть 2-3 нокаутирующими ударами по среднему уровню, результативность технических действий в среднем за поединок не менее трех «вазари» или одного «иппон».
6. Силовики (дзю-до):
Проведение поединка с контролем противника посредством скоростно-силовых показателей. Применение силовых качеств при «закрытой» защите;
Варьирование по степени сложности статических и динамических взаимозахватов и взаимоположений. Выполнение разных тактик при формировании обстоятельств боестолкновения;
Оптимизация возможности быстро и точно проводить захват. Формирование навыков использования биомеханического принципа сжатия-разжатия опорно-двигательного аппарата;
Развитие умения использования принципа «мнимой податливости», возможности использования физических качеств и двигательных действий противника. Навыки работы «на опережение»;
По завершению удачной атаки или контратаки контролировать соперника надежным сковыванием;
Развитие умений поединка в ближнем контакте в ситуациях активного силового напора.
Выводы. Итак, подытоживая, можно заключить, что при подготовке каратистов и дзюдоистов необходимо учитывать психофизиологическую предрасположенность тактики ведения поединка каждого спортсмена. Это позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь запланированного результата с использованием сильных сторон спортсмена. Для этого нами и были разработаны комплексы тренировочных заданий в соответствии с основной манерой ведения поединка.
Проблема индивидуализации подготовки всегда оставалась актуальным направлением исследований. В каратэ-до и дзю-до данные исследования имеют особое значение, так как акмеологические аспекты спортивной подготовки в этих единоборствах предполагают «сверхнавык» ведения поединка различными тактическими способами.
В дальнейших исследованиях мы планируем предоставить, на основе научного анализа, методики формирования технико-тактических и психофизиологических навыков спортсменов-«универсалов».
Литература:
1. Новиков, А. А. Основы спортивного мастерства: монография / А. А. Новиков. - М.: Советский спорт, 2012. - 256 с.
2. Озолин, Н. Г. Профессия-тренер : научно-практическое издание / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.
3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: научно-практическое издание / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
4. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учебное пособие для ВУЗов ФКиС / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М.: Владос-пресс, 2002. - 608 с.
5. Туманян, Г. С. Стратегия подготовки чемпионов : научно-практическое издание / Г. С. Туманян. - М.: Советский спорт, 2006. - 494 с.
6. Усков, С. В. Проблематика совершенствования скоростной и технико-тактической подготовки в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / С. В. Усков, В. В. Гринёв, А. С. Веремьёв // Проблемы современного педагогического образования: научный журнал. - Ялта: Государственная педагогическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, 2017. - Вып. 54. -Ч.1. - С. 250-258.
Педагогика
УДК 004.588
старший преподаватель Филимоненкова Татьяна Николаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассматривается понятие дополненной реальности, определяется потенциал возможностей применения технологии дополненной реальности (AR-технологии) для усовершенствования процесса обучения. Рассматривается методология MARE (Mobile Augmented Reality Education) применения технологий дополненной реальности в образовании. Приведен обзор некоторых образовательных ресурсов дополненной реальности и программного обеспечения для их разработки.
Ключевые слова: образовательный процесс, дополненная реальность, дополненная реальность в образовании, книги с дополненной реальностью, EV Toolbox.
Annotation. In the article the concept of augmented reality is considered, the potential of the possibilities of applying the technology of augmented reality (AR-technology) for improving the learning process is determined. The methodology of MARE (Mobile Augmented Reality Education) of application of technologies of augmented reality in education is considered. The review of some educational resources of augmented reality and software for their development is given.
Keywords: educational process, augmented reality, augmented reality in education, books with augmented reality, EV Toolbox.