Уметь использовать атакующие двигательные действия противника для проведения контрприемов, посредством «стопорящего» блокирующего действия или «проваливания». Формирование навыка досрочно заканчивать схватку в связи с нокдауном или нокаутом;
По окончанию атаки (контратаки) с преимуществом по очкам, уметь держать противника на оперативной дистанции нокаутирующего удара;
Развитие навыка преследования соперника по всей площади татами, от центра к краю;
В совершенстве владеть 2-3 нокаутирующими ударами по среднему уровню, результативность технических действий в среднем за поединок не менее трех «вазари» или одного «иппон».
6. Силовики (дзю-до):
Проведение поединка с контролем противника посредством скоростно-силовых показателей. Применение силовых качеств при «закрытой» защите;
Варьирование по степени сложности статических и динамических взаимозахватов и взаимоположений. Выполнение разных тактик при формировании обстоятельств боестолкновения;
Оптимизация возможности быстро и точно проводить захват. Формирование навыков использования биомеханического принципа сжатия-разжатия опорно-двигательного аппарата;
Развитие умения использования принципа «мнимой податливости», возможности использования физических качеств и двигательных действий противника. Навыки работы «на опережение»;
По завершению удачной атаки или контратаки контролировать соперника надежным сковыванием;
Развитие умений поединка в ближнем контакте в ситуациях активного силового напора.
Выводы. Итак, подытоживая, можно заключить, что при подготовке каратистов и дзюдоистов необходимо учитывать психофизиологическую предрасположенность тактики ведения поединка каждого спортсмена. Это позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь запланированного результата с использованием сильных сторон спортсмена. Для этого нами и были разработаны комплексы тренировочных заданий в соответствии с основной манерой ведения поединка.
Проблема индивидуализации подготовки всегда оставалась актуальным направлением исследований. В каратэ-до и дзю-до данные исследования имеют особое значение, так как акмеологические аспекты спортивной подготовки в этих единоборствах предполагают «сверхнавык» ведения поединка различными тактическими способами.
В дальнейших исследованиях мы планируем предоставить, на основе научного анализа, методики формирования технико-тактических и психофизиологических навыков спортсменов-«универсалов».
Литература:
1. Новиков, А. А. Основы спортивного мастерства: монография / А. А. Новиков. - М.: Советский спорт, 2012. - 256 с.
2. Озолин, Н. Г. Профессия-тренер : научно-практическое издание / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.
3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: научно-практическое издание / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
4. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учебное пособие для ВУЗов ФКиС / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М.: Владос-пресс, 2002. - 608 с.
5. Туманян, Г. С. Стратегия подготовки чемпионов : научно-практическое издание / Г. С. Туманян. - М.: Советский спорт, 2006. - 494 с.
6. Усков, С. В. Проблематика совершенствования скоростной и технико-тактической подготовки в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / С. В. Усков, В. В. Гринёв, А. С. Веремьёв // Проблемы современного педагогического образования: научный журнал. - Ялта: Государственная педагогическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, 2017. - Вып. 54. -Ч.1. - С. 250-258.
Педагогика
УДК 004.588
старший преподаватель Филимоненкова Татьяна Николаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассматривается понятие дополненной реальности, определяется потенциал возможностей применения технологии дополненной реальности (AR-технологии) для усовершенствования процесса обучения. Рассматривается методология MARE (Mobile Augmented Reality Education) применения технологий дополненной реальности в образовании. Приведен обзор некоторых образовательных ресурсов дополненной реальности и программного обеспечения для их разработки.
Ключевые слова: образовательный процесс, дополненная реальность, дополненная реальность в образовании, книги с дополненной реальностью, EV Toolbox.
Annotation. In the article the concept of augmented reality is considered, the potential of the possibilities of applying the technology of augmented reality (AR-technology) for improving the learning process is determined. The methodology of MARE (Mobile Augmented Reality Education) of application of technologies of augmented reality in education is considered. The review of some educational resources of augmented reality and software for their development is given.
Keywords: educational process, augmented reality, augmented reality in education, books with augmented reality, EV Toolbox.
Введение. Сфера образования активно использует передовые достижения научно-технического прогресса во многих областях человеческой деятельности и, в частности, достижения современных информационных технологий, доказывая целесообразность их применения в образовательном процессе. Одним из последних достижений в области информационно-коммуникационных технологий являются технологии дополненной реальности или AR-технология, о возможностях и перспективах применения которой в сфере образования и пойдет речь далее.
Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение технологии дополненной реальности как потенциального ресурса для применения в образовательном процессе, ее возможностей и перспектив внедрения.
Изложение основного материала статьи. Термин «дополненная реальность» (англ. Augmentedreality, AR) появился довольно давно. Как предполагают он был предложен исследователем корпорации Boing Томом Коделом в 1990 г. Под этим термином подразумевается среда с дополнением реального физического мира цифровыми данными в режиме реального времени, т.е. это системы, в которых окружающая действительность дополняется виртуальными объектами, в роли которых могут выступать тексты, фотографии, графические объекты в формате 3D, звуки, видео, ссылки на сайты и т.п.[1]. Причем эти объекты могут быть не только наблюдаемыми, но и интерактивными - реагирующими на действия наблюдателя. Дополненная реальность является основой принципиально нового интерфейса для обращения к информации и перехода взаимодействия с ней на новый интерактивный уровень. Иногда в качестве синонима используют термин «расширенная реальность».
Следует сразу определиться с разницей между термином «дополненная» и «виртуальная» реальность. Если виртуальная реальность - термин, который активно используется в современном информационном пространстве - это полностью искусственный, созданный цифровыми технологиями мир, то дополненная реальность - это внедрение синтезированных цифровыми технологиями объектов в контент реального физического окружения в реальном времени.
Таким образом, можно сказать, что технология дополненной реальности заключается в наложении цифрового контента в среду пользователя. Цифровой контент обрабатывается, чтобы сделать его максимально неотличимым от реальной среды и представляется в режиме реального времени. Следующая иллюстрация (рис 1) схематично показывает, как создается эффект дополненной реальности.
Рисунок 1. Создание эффекта дополненной реальности
Как видно из приведенной иллюстрации для создания эффекта дополненной реальности требуется четыре основные составляющие: веб-камера, компьютер (планшет или смартфон с встроенной веб-камерой), маркер и соответствующая программа. Маркер представляет из себя высококонтрастное (как правило, черно-белое) изображение геометрических фигур и служит для облегчения процедуры распознавания. Непременным условием для того, чтобы изображение стало маркером, является его наличие в базе данных программы, которая реализует вывод на экран виртуального объекта. Следя с помощью камеры за перемещениями маркера в пространстве, программа дополняет контент виртуальным объектом и реализует его перемещение и повороты.
Сразу же после появления на рынке информационных технологий дополненная реальность нашла широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. Наиболее развитой областью применения этих технологий являются на сегодняшний день компьютерные игры. Самым популярным примером игры с технологией дополненной реальности является игра «Рокетоп ОО». Эту технологию активно используют в маркетинговых и рекламных целях, в полиграфии, при проектировании и дизайне, в медицине и здравоохранении, в образовании. Большой популярностью пользуются интерактивные макеты, позволяющие, к примеру, увидеть в 3Э-модели планировку квартиры, дома или офисного здания, смоделировать посадку объекта на место возведения до постройки и во время строительства, выполнить осмотр объекта на месте строительства в реальном масштабе. В полиграфии - это «живые» открытки, журналы и газеты с анимацией, визитки с презентацией вашего продукта и т.д.
Область применения технологий дополненной и виртуальной реальности уже в настоящее время достаточна велика и будет только расширяться. Рассмотрим более конкретно возможности ее применение в образовании.
В образовательном процессе уже давно и активно используются различные электронные образовательные ресурсы и электронные издания. Преимущество подобных ресурсов заключается прежде всего в возможности внедрения в контекст мультимедийных элементов.
Технология дополненной реальности имеет большой потенциал возможностей для усовершенствования процесса обучения, как для школьного, так и высшего образования. Эта технология позволяет разнообразить способы донесения образовательного контента до обучающихся, сделать занятия более привлекательными, а информацию - более доходчивой. Одна из основных целей педагога - это заинтересованность его предметом. Интерес обучающегося к изучаемой области знаний является одним из самых сильных мотиваторов и гарантов успешного освоения материала.
Приведем только некоторые возможные применения AR-технологий в образовании. Технология дополненной реальности дает возможность визуализировать объекты, которые трудно себе представить, превращает их в 3Э-модели, тем самым облегчая понимание абстрактного и сложного контента. Добавление таких данных как, например, краткая биография человека, интересные факты, исторические данные о событиях, визуальные 3Э-модели способствуют улучшению восприятия и облегчают понимание учебного материала. Во многих случаях теоретических знаний недостаточно для получения соответствующих навыков и компетенций в профессиональных областях, поэтому дополненная реальность может служить цели преодоления разрыва между теоретическими знаниями и практикой. Так, к примеру, студенты технических факультетов особенно нуждаются в практике и практическом опыте в своих областях. Благодаря возможностям технологий дополненной реальности можно создать виртуальную практику с дополненными учебными пособиями, цифровым моделированием и симуляцией. Дополненная реальность позволяет студентам безопасно выполнять лабораторные эксперименты, а приложения дополненной реальности для студентов-медиков могут быть одним из способов изучения анатомии человека и инструментом сочетания теоретических знаний и применения их на практике. Дополненная реальность может быть использована при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ для визуализации результатов работы обучающихся, внося в результаты максимум интерактивности.
Об эффективности применения технологий дополненной реальности в образовании говорится во многих источниках. Приведем фрагмент статьи: «Дополненная реальность в образовании: интервью с EligoVision»: «...Есть данные от одного из международных исследовательских агентств, которое запустило проект в конце 2010 года; в этом проекте участвовало порядка семи стран. Производилось тестирование во время уроков с использованием 3Э-контента и обычного 2Э-контента, результатом которого стали данные о реакции на эти типы материалов. В одних контрольных группах обучение шло с использованием 2D, а в других — 3D. 100% участвовавших в опросе учителей отметили следующее: когда начиналась посвящённая эксперименту часть урока, возрастала дисциплина — как побочный эффект, а процент усвоения материала для групп с 3D составлял порядка 86, тогда как в группах с 2D едва дотягивал до 52.» [2].
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что дополненная реальность на сегодняшний день является наиболее результативным способом познания окружающей среды и получения знаний.
Способы применения технологий дополненной реальности в образовании нашли свое отражение в методологии MARE (Mobile Augmented Reality Education) [3]. Предложенная структура MARE состоит из трех иерархических слоев (рис. 2): основание, функции и результаты. В основу положен анализ различных способов обучения от получения теоретических знаний до выработки практических навыков. Какая бы теория обучения ни была принята в образовательном учреждении, например, ассоциативно-рефлекторная теория обучения или теория проблемно-деятельностного обучения, для высшей школы основным критерием овладения знаниями является их применение на практике. Функциональный уровень зависит от личного подхода и действий обучающегося и его взаимодействия с образовательными ресурсами.
Рисунок. 2. Схематичное представление методологии MARE
Как видно из представленной схемы, к сфере технологий дополненной реальности (AR) относятся прежде всего образовательные ресурсы. Эти ресурсы и их совокупность, составляющая образовательную
среду, призваны заполнить пробелы между требуемыми компетенциями и полученными результатами обучения.
Рассмотрим практические возможности применения технологий дополненной реальности в образовательном процессе. Поскольку более 90% всех обучающихся имеют гаджеты: планшеты, смартфоны или компьютеры с встроенными видеокамерами - технический вопрос использования дополненной реальности не представляет проблемы. Несмотря на то, что на данный момент отсутствует унифицированная платформа, на которой будет строится процесс внедрения ЛЯ-технологий в образования, в этом направлении все больше появляется разработок и программных решений для образовательных программ.
На рис. 3 показан пример учебника с дополненной реальностью, позволяющий увидеть 3Э-модель физического процесса.
Рисунок. 3. Пример учебника с дополненной реальностью
Одним из оптимальных образовательных ресурсов могут считаться книги с дополненной реальностью, которые значительно расширяют функции традиционного учебника, позволяя передавать информацию в виде объемной анимации и звука. В этом направлении следует отметить разработки компании Lab24 (http://laboratory24.com), которая запатентовала несколько десятков базовых технологий, обеспечивающих подготовку учебных пособий с дополненной реальностью, среди них такие, как «живая азбука», движение Земли в Солнечной системе, пособие по химии и другие [4].
Самая крупная российская hi-tech компания, которая занимается разработкой продуктов дополненной и виртуальной реальности - это компания EligoVision (https://www.eligovision.ru/ru). Ее первый и пока единственный, разработанный в России, инструментарий для дополненной реальности - EV Toolbox. Он имеет специальную версию для образовательных учреждений: EV Toolbox Standard Edu. Программное обеспечение включает систему обучения, образовательные курсы для педагогов, библиотеку 3Э-моделей и готовые AR проекты. Данное программное обеспечение позволяет образовательным организациям самостоятельно создавать и использовать технологии дополненной реальности и внедрять их в образовательный процесс. На рис. 4 представлен интерфейс программного комплекса и пример его работы.
Рисунок. 4. Программное обеспечение EV Toolbox Standard Edu
Можно создавать приложения дополненной реальности и на базе универсального программного обеспечения. В качестве такого примера образовательного ресурса дополненной реальности можно привести разработку электронного приложения Яеа1Буе сотрудниками Лесосибирского педагогического института (филиал) Сибирского федерального университета, которое было представлено в электронном журнале «Современные проблемы науки и образования» в 2016 г. [5].
На рис. 5 представлен пример работы программы Яеа1Буе.
Рисунок. 5. Пример работы программного комплекса RealEye
В качестве инструментов для разработки приложения использовалась среда объектно-ориентированного программирования Borland Delphi с подключением расширения Shockwave Flash player. Ядром приложения является Flash-модуль, объединяющий трехмерную модель какого-либо предмета, текстуру модели и маркер. Разработанное приложение дополненной реальности применяется в процессе изучения таких дисциплин как информатика, архитектура компьютера и других, связанных с информационными технология.
Кафедра информатики информационных технологий Гуманитарно-педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И. Вернадского в г. Ялте также обратилась к этой актуальной теме. Кафедра представила проект «Студия разработки проектов виртуальной и дополненной реальности». Целью проекта, в числе прочего, является разработка программ дополненной реальности для системы высшего и среднего образования Республики Крым и комплекс методик адаптации программного и аппаратного обеспечения c учетом требований и специфики средств дополненной реальности. В рамках проекта предполагается разработка методик внедрения технологий дополненной реальности в образовании и разработка приложений применительно не только к сфере образования, но и к отраслевым потребностям предприятий и организаций Крыма.
Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что дополненная реальность может стать огромным прорывом в подаче образовательного материала и способствовать более качественному усвоению как теоретического учебного материала, так и отработке практических навыков. Справедливость данного
утверждения подтверждается многочисленными исследованиями и экспериментами, показавшими усиление обучающего эффекта при использовании технологий дополненной реальности в образовательном процессе.
Литература:
1. Что такое дополненная реальность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost
2. Дополненая реальность в образовании: интервью с EligoVision. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arnext.ru/interview/dopolnennaya-realnost-v-obrazovanii-intervyu-s-eligovision-2897
3. Design of Mobile Augmented Reality in Health Care Education: A Theory-Driven Framework. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27731839
4. Аверьянов В.В. Книги с дополненной реальностью как эффективный образовательный инструмент / В.В. Аверьянов, Д.И. Троицкий // Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы / Сборник научно-методических материалов, тезисов и статей конференции. Под общей ред. д.т.н., проф. Д.И. Попова. - М.: Изд-во ГПБОУ МГОК, 2016. С. 7-11
5. Дополненная реальность. [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования / Электронный научный журнал - 2016. - № 2 (часть 2) - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=218 27
Педагогика
УДК:378: 147.
старший преподаватель Фильцова Марина Сергеевна
Медицинская академия имени С. И. Георгиевского (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);
кандидат педагогических наук, доцент Зеленова Ольга Васильевна
Медицинский институт Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования языковой и коммуникативной компетенции иностранных студентов в условиях искусственно созданной англоязычной среды общения, обсуждается методически целесообразная в данном случае модель обучения русскому языку. Делается вывод о необходимости использования коммуникативно оправданного содержательного материала, делающего возможным обучение формированию мысли средствами изучаемого языка.
Ключевые слова: языковая среда, модель речевого поведения, социальная полезность.
Annotation. The peculiarities of formation of linguistic and communicative competence of foreign students under conditions of the imitation English-speaking environment are considered in the article, appropriate in this case the model of teaching the Russian language is discussed. It is concluded that it is necessary to use a communicatively justified content that makes it possible to teach the formation of thought by means of the target language.
Keywords: language environment, model of speech behavior, social utility.
Введение. Обучение иностранному языку и русскому как иностранному в том числе принято рассматривать как обеспечение для обучаемых возможности не только устного и письменного общения на этом языке в социально-бытовой сфере, но и возможности освоения профессиональных программ. При разработке учебных планов, создании учебников и учебных пособий в этом случае традиционно учитываются следующие факторы: сроки обучения языку, цели обучения, формы обучения (краткосрочная, включённая, полная), контингент обучающихся, родной язык. Между тем игнорируется важнейший фактор места изучения русского языка - вне языковой среды, в ограниченной языковой среде, в языковой среде и, добавим мы, в искусственно созданной иноязычной среде общения. Хорошо известно, что языковая среда, представляющая собой совокупность всех конкретных форм реализации языка, является мощным стимулирующим, обучающим и контролирующим фактором обучения и самообучения языку. Её отсутствие диктует серьёзную методическую задачу организации учебной деятельности на компенсационной основе. Сказанное в полной мере относится к процессу обучения русскому языку иностранных студентов, получающих высшее медицинское образование с помощью английского языка-посредника (English media). Известно, что вокруг этих студентов искусственно создаётся англоязычная среда общения (преподаватели профильных дисциплин, сотрудники деканата, лица, занимающиеся обеспечением бытовых условий студентов; учебная литература по всем профильным и специальным предметам на английском языке и т.п.) -в отличие от студентов Russian media, речевая деятельность которых на русском языке реализуется во всех социальных сферах общения: повседневно-бытовой, учебно-профессиональной, социально-культурной. Для студентов, обучающихся на языке-посреднике, русская языковая поддержка извне во многих случаях практически полностью отсутствует; подавляющее большинство англоязычных студентов не имеет прямых постоянных контактов с носителями русского языка в течение всего срока обучения в вузе. Использование языка-посредника долгое время остаётся нормой и в аудитории: студенты прибегают к его помощи не только в беседах друг с другом, но и в разговоре с преподавателем русского языка, и постепенно родной язык / язык-посредник становится доминирующим на занятиях, а изучаемый (русский) парадоксальным образом представляет собой лишь отдельные вкрапления. Складывается неприемлемая ситуация: чем лучше преподаватель, говорящий на языке студентов, владеет этим языком, тем хуже усваивают русский язык студенты, тем хуже они знают буквы, читают, пишут и тем более понимают на слух русскую речь. Что касается обмена информацией с носителями языка (как ни парадоксально это звучит при обучении медиков, для решения своих профессиональных задач призванных вступать в обязательный речевой контакт с другими людьми), для студентов English media в сложившейся ситуации он представляется маловероятной перспективой [6].