Научная статья на тему 'Применение приёмов борьбы самбо в служебной подготовке курсантов ВУЗов МВД России'

Применение приёмов борьбы самбо в служебной подготовке курсантов ВУЗов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков С.В., Гладников А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение приёмов борьбы самбо в служебной подготовке курсантов ВУЗов МВД России»

№ 3 / 2015_______________

УДК 37.046:001.08

ISSN 2410-6070

С.В. Усков

К. пед. наук

Доцент кафедры физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России Г. Симферополь, Российская Федерация А.В. Гладников Преподаватель, старший лейтенант полиции Кафедра физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России Г. Симферополь, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ САМБО В СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ Аннотация

Авторами исследования была предложена инновационная методика служебной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России, основанная на индивидуальном методе формирования технико-тактических навыков у спортсменов-самбистов

Ключевые слова

Курсант, полиция, самбо, служебная подготовка, спортивная тренировка

Актуальность данного исследования заключалась в необходимости научного обоснования индивидуализации учебно-воспитательного процесса рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД, посредством внедрения дифференцированного подхода, используемого в системе технико-тактической подготовки спортсменов-самбистов. Несмотря на определённую специфику, данный вопрос представляется нам крайне важным, так как от усовершенствования данного направления служебной подготовки в высшей школе полиции зависит весь уровень профессиональной компетенции будущего офицера полиции.

Борьба самбо относится к категории так называемых «синтетических» видов единоборств. То есть данный вид формировался на основе различных направлений рукопашного боя. Вместе с тем самбо по праву считается национальным единоборством России (Советского Союза).

К 1933 году на основе техники приёмов самозащиты дзюа-джитцу, английского и французского бокса, а также русского кулачного боя В. Спиридоновым была разработана одна из первых «советских» систем единоборств, предназначенная для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Данное направление рукопашного боя получило название «самбо» («самозащита без оружия»).

Независимо от В. Спиридонова свою школу единоборств создавал и В. Ощепков. Еще в 1911—1914 годах он прошел курс обучения у основателя японской борьбы дзю-до доктора К. Дзигаро в Кодокане, а в 1922-25 годах находился в Маньчжурии, где познакомился с рядом стилей китайского у-шу. Система Ощепкова называлась «дзиу-до». В ней были устранены японские ритуалы, жесткое татами было заменено мягким толстым ковром, а техника дзю-до дополнена приемами китайского у-шу и национальных видов единоборств народов СССР. Базовая техника системы Ощепкова включала в себя броски, рычаги, удушения, удары руками и ногами; на ее основе были разработаны приемы защиты от нападения вооруженного противника и приемы рукопашной схватки двух невооруженных противников.

Элементы систем Спиридонова и Ощепкова были объединены А.А. Харлампиевым [5], который к 1949 году создал современную технику спортивной борьбы самбо. Из нее были исключены удары, удушения, опасные броски и приемы защиты от вооруженного противника, и самбо превратилось в чисто спортивный вид борьбы. Но одновременно была разработана техника боевого самбо, которое впоследствии стали называть советским рукопашным боем. В нем не только был сохранен весь комплекс ранее созданных приемов, но и были добавлены наиболее эффективные технические действия из различных восточных и западных единоборств.

- 124 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Нынешние учебные программы по рукопашной подготовке высшей школы полиции России [1; 2] формировались на основе советского самбо, поэтому и вся технико-тактическая подготовка строится с учётом методологии спортивной тренировки в первую очередь именно этого спортивного единоборства.

По мнению исследователей [3; 4], в учебно-воспитательном процессе современного спортивного самбо концептуальное значение приобретает тактика ведения поединка как новая качественная характеристика индивидуального стиля спортсмена. Подготовка борцов-самбистов должна строиться с учетом тактики проведения поединка, то есть в зависимости от склонности к темпу («темповик»), силовому единоборству («силовик»), или технико-тактическому стилю («игровик»).

Самбисты игровой манеры ведения поединка отличаются умением экспромтом проводить атакующие действия с учетом особенностей создавшейся ситуации, использовать ошибки соперника, сосредоточиваясь на встречных и ответных контратаках. «Игровики» - это своеобразные универсалы в технике. Они с одинаковым успехом используют в стойке броски: седом, поворотом, сбиванием, проходом в ноги, а в партере - болевые приемы. Морфофункциональные показатели у них средние, сравнительно с «силовиками» и «темповиками» и наиболее оптимальные для данной весовой категории.

Борцы - «силовики», характеризуются умением использовать хорошее физическое развитие: вести столкновения на ближней дистанции, производить технические действия при плотных контактах, применяя выведение из равновесия и сковки. «Силовики» в стойке чаще выполняют броски скручиванием, прогибом и наклоном. Большее время уделяют борьбе в партере, где применяют перевороты и удержания. Имеют относительно низкий рост, короткие конечности, удлинённое туловище, более широкую ступню, то есть имеют большую стойкость, поскольку общий центр масс расположен ниже и площадь опоры у них большая. Используют именно эти броски потому, что большая физическая сила и короткие рычаги улучшают «подъемную» работу.

Для столкновений самбистов - «темповиков» характерные высокая двигательная активность и насыщенность технико-тактическими двигательными действиями. Спортсмены данного стиля способны вести поединок от начала до конца в высоком темпе, непрерывно проводя грамотные атакующие действия, даже в условиях нарастающей психофизиологической усталости. «Темповики» чаще используют в стойке броски подворотом и поворотом.

В партере бороться не любят, но при необходимости их любимые приемы - «болевые». Борцы данного стиля имеют большую длину тела, чем другие, более длинные конечности, короче туловище, большую жизненную емкость легких, лучшую функциональную подготовленность, меньшую стойкость, большую подвижность.

Для проверки эффективности индивидуального подхода спортивной тренировки спортсменов-самбистов, используемого при служебной подготовке курсантов высшей школы полиции России, нами проводился, на базе Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, педагогический эксперимент. В начале и в конце эксперимента проводились контрольные соревнования, по результатам которых определялся начальный и выходной уровень технико-тактической подготовленности курсантов. Контрольный взвод занимался по традиционной учебной программе, не предусматривающей индивидуальный, основанный на предрасположенности ведения поединка, подход. Экспериментальный взвод занимался по методологии, основанной на инновационных индивидуальных подходах современной подготовки спортсменов-самбистов.

Авторская методика предусматривала усовершенствование технико-тактических действий относительно психофункциональных особенностей курсантов, выбор спарринг-партнёров с учётом тактических особенностей ведения поединка, дифферентсацию технико-тактических действий относительно их индивидуальных особенностей.

Установлено, что курсанты силовой тактики имеют следующие модельные характеристики техникотактической подготовленности: количество попыток проведения технико-тактических двигательных действий -10,3; показатель активности - 2,2; количество оцененных действий - 2,5; количественный показатель эффективности - 0,25; многосторонность технической подготовленности - 0,20; двигательная асимметрия -0,75; объем технических действий - 2,9; результативность - 193,8; качественный показатель эффективности -80,8.

Среди «силовиков» выполняют технические действия по ближней дистанции 76 % курсантов, в среднем темпе 69 %, из удобных позиций и при достаточно продуманной подготовки - 77 %. Атакуют эпизодически,

- 125 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

преимущественно 1 - 2-ходовыми комбинациями 72 %, в низкой стойке 62 %. Из способов тактической подготовки «силовики» чаще всего применяют сковку - 34 %, выведение из равновесия - 30 %. В стойке выполняют броски с захватом ног - 29 %, передней подножкой - 18 %, зацепом и подхватом изнутри - 20 % и 24 % соответственно; в партере чаще всего выполняют удержание - 67 %. Количество побед в стойке и в партере у курсантов силовой тактики ведения поединка составляет 74 % и 28 % соответственно.

Курсанты игровой тактики определяются следующими технико-тактическими модельными характеристиками: количество попыток проведения технико-тактических двигательных действий - 8,4; показатель активности - 1,8; количество оцененных действий - 2,8, количественный показатель эффективности

- 0,34; многосторонность технической подготовленности - 0,32; двигательная асимметрия - 0,62; объем технических действий - 4,7; результативность - 245,5; качественный показатель эффективности - 90,8. Курсанты-«игровики» выполняют технические действия на средней дистанции - 65 %, в среднем темпе 68 %. Атакуют эпизодически, экспромтно, преимущественно 3 - 4 - ходовыми комбинациями 78 %. Из арсенала тактической подготовки «игровики» чаще всего используют контратаки - 28 % столкновений, «выдёргивание»

- 22 %, двойной финт - 19 %. В стойке курсанты игрового тактического почерка выполняют броски через бедро

- 25 %, через голову - 18 %, через спину из коленей - 19 %, а в партере чаще всего проводят удержание - 58 % и болевое воздействие - 19 %. Количество побед в стойке и в партере у этих курсантов составляет 88 % и 12 % соответственно.

Курсанты темповой тактики показали следующие технико-тактические модельные характеристики: количество попыток проведения технико-тактических двигательных действий - 12,8; показатель активности -2,7; количество оцененных технических действий - 2,8; количественный показатель эффективности - 0,24; многосторонность технической подготовленности - 0,23; двигательная асимметрия - 0,83; объем технических действий - 3,8; результативность - 189,8; качественный показатель эффективности - 65,6. Среди курсантов «темповиков» выполняют технические действия на дальней и средней дистанции 59 % и 33 % соответственно, в высоком темпе 79 %. Атакуют непрерывно, преимущественно 2 - 3 - ходовыми комбинациями 66 %. «Темповики» используют следующие тактические действия: повторная атака - 29 %, перемещение - 24 %, угроза - 14 %, финт - 15 %. В стойке чаще всего применяют броски подхватом под две ноги снаружи - 25 %, через бедро - 22 %, подсечкой - 19 %, а в партере удержанием - 62 %, болевыми приёмами - 21 %. Количество побед в стойке и в партере у курсантов темповой тактики составляет 81 % и 21 % соответственно.

Результаты эксперимента показывают, что по пяти показателям технико-тактической подготовки из девяти (качественный и количественный показатели эффективности, результативности, объем технических действий, двигательная асимметрия) курсанты экспериментального взвода имеют преимущество над курсантами контрольной группы. Курсанты контрольной группы статистически достоверно преобладают курсантов экспериментального взвода по двум показателям - активности и количеству попыток проведения технико-тактических двигательных действий. Преимущество качественных показателей эффективности и результативности над количественными показателями свидетельствует об эффективности предложенной методики технико-тактической спортивной подготовки самбистов в служебной подготовки курсантов ВУЗов МВД России.

Список использованной литературы:

1. Крайнов А.Н., Платонов Д.А. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 20 с.

2. Приказ МВД России № 1025 от 13 ноября 2012 года «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Троянов К.В. Методика начальной подготовки по борьбе самбо в процессе физического воспитания студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: МГА ФК, 2002. - 22 с.

4. Туманян Г.М. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов. - М.: Академия, 2006. - 592 с.

5. Харлампиев А.А. Система самбо. Боевое искусство. - М.: Советский спорт, 1995. - 96 с.

©С.В. Усков, А.В. Гладников

- 126 -

УДК 378.1; 371.3

международный научный журнал «инновационная наука»

Н. В.Фролов

студент 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье представлены возможности повышения качества моделирования определений категории «воспитание», реализуемых в профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре в соответствии с выполнением профессионально-педагогических обязанностей и трудовых функций.

Ключевые слова

Культура самостоятельной работы, моделирование, гуманизм, нормальное распределение способностей, методология.

Система подготовки будущих педагогов к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности - уникальный процесс, в структуре которого происходит постановка и верификация объективности определения и решения противоречий развития личности и системы полисубъектных отношений, предопределяющих возможности общения и взаимодействия в коллективе, от здоровья которого зависит и здоровье развивающейся личности и благополучие общества в целом. В таком понимании важность системы взаимоотношений, соблюдения норм культуры и этики, формирование потребности личности в получении качественного воспитания и воспитания морально-нравственного человека определяют приоритеты постановки и решения профессионально-педагогических задач в рамках изучения основ современного воспитания обучающегося в образовательных учреждениях, начиная с дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и завершая цепочку непрерывного профессионального образования системой институтов переподготовки кадров и повышения квалификации. Итак, любые деформации в системе ценностей и норм культуры представляют опасность для развивающейся личности и общества, поэтому попытаемся в таком ключе уточнить понятие «воспитание» и выделить педагогические условия оптимизации педагогической поддержки личности в системе современного воспитания.

Воспитание - это ситуативный, целостный, синергетически корректируемый процесс ретрансляции социального опыта, условий и нюансов формирования антропологически обусловленной системы ценностей, детерминирующих и верифицирующих возможность принятия и распространения норм культуры, приоритетов развития личности и общества, специфики и особенностей продуктивного самоутверждения и самореализации личности в модели ведущей деятельности, обеспечивающих развитие личностных и профессиональных качеств в системно модифицируемой матрице идей и практики, предопределяющих возможности социализации и самореализации личности в контексте принятия идеи нормального распределения способностей.

Выделим педагогические условия оптимизации педагогической поддержки личности в системе современного воспитания как одного из направлений целостного педагогического процесса, реализуемого в системе непрерывного профессионального образования:

1. Соблюдение морально-этических норм поликультурного пространства. Все ценности и ценностные ориентации, формируемые на протяжении жизнедеятельности личности и общества, представляют собой уникальные продукты культуры и искусства, сохраняющие в своей неподдельной природе гуманно-личностные приоритеты построения межличностных и межгрупповых взаимоотношений, характеризующих общество с различных направлений оценки результативности любой деятельности, предопределившей возможность общения и создания продуктов культуры, искусства, спорта, науки и пр. направлений социализации и самореализации личности. Поликультурное пространство определяется множественностью постановки и решения тех или иных проблем воспитания и взаимоотношений его субъектов. Конфликты, связанные с

- 127 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.