Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Веремьёв Алексей Сергеевич, Нестерёнок Юрий Владимирович

Работа посвящена исследованию проблемы педагогической проверки технической подготовленности курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на занятиях рукопашной подготовкой, с учетом их психологического и физиологического самочувствия в условиях учебной и соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Веремьёв Алексей Сергеевич, Нестерёнок Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONTROL OF FORMING OF SKILLS OF TECHNIQUE OF IMPLEMENTATION OF THROWS FOR THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE PROCESS OF ENGAGING IN PROFESSIONAL HAND-TO-HAND PREPARATION

Work of is sanctified to research of problem of pedagogical control of technical preparedness of students of educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia on engaging in hand - to - hand preparation, taking into account their psychological and physiological state in the conditions of educational - competition activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ»

соответствии со спецификой и особенностями педагогического университета составляется инновационная программа. При составлении такой программы важно учитывать, как и где в других педагогических университетах подобные новшества внедрены.

4. Контроль исполнения и оценка результатов работы позволяют определить отклонения и упущения от действующих норм и требований образовательного процесса. Это способствует обеспечению обратной связи путем внесения изменений в программу работ развития единого информационного пространства педагогического вуза [4, С. 37].

Основываясь на анализе программных документов и изучения существующего состояния единого информационного пространства, мы предлагаем следующую систему показателей оценки уровня развития инновационного пространства педагогического вуза.

1. Показатель развития единого информационного пространства педагогического вуза:

П1 = Et : Et-1,

где Et - число инновационных проектов, внедренных в научно-исследовательский и образовательный процесс педагогического вуза в t-ом году;

Et-1 - число инновационных проектов, внедренных в научно-исследовательский и образовательный процесс педагогического вуза в (t - 1) году.

2. Показатель участия работников педагогического вуза в инновационной деятельности:

П2 = Ри : Р,

где Ри - численность работников, принимающих участие в инновационной деятельности педагогического вуза;

Р - численность всех работников педагогического вуза.

3. Показатель внедрения в систему педагогического образования инноваций в области информатизации научной и образовательной деятельности:

П3 = И : ИМ,

где И - количество внедрения в систему педагогического образования инноваций в области информатизации научной и образовательной деятельности в t-ом году;

Ш-1 - количество внедрения в систему педагогического образования инноваций в области информатизации научной и образовательной деятельности в (t - 1) году.

4. Показатель кадрового обеспечения педагогического вуза:

П4 = Чк : Чо,

где Чк - численность работников педагогического вуза, работающих со студентами в едином информационном пространстве;

Чо - общая численность работников педагогического вуза.

5. Показатель, характеризующий материально-технические и финансовые затраты на создание и использование единого информационного пространства педагогического вуза:

П5 = Си : Со,

где Си - стоимость материально-технических и финансовых затрат педагогического вуза на информатизацию образовательного процесса за год;

Со - общая сумма материально-технических и финансовых затрат педагогического вуза за год.

Эти показатели, наряду с теоретическими и практическими данными развития единого информационного пространства подготовки педагогических кадров, необходимо использовать при реализации соответствующей программы совершенствования.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011. - 38 с.

2. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: ЦСиЭИ, 1997. - 336 с.

3. Алиев, М.А. Инновационное развитие школы. Учебное пособие / М.А. Алиев, З.М. Умалатова. - Махачкала: RIZO PRESS. - 2018. - 168 с.

4. Алиев, М.А. Управление педагогической инновационной деятельностью в средней школе / М.А. Алиев, З.М. Умалатова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1(68). - С. 36-37

5. Гарбер, Э.А. Информационные технологии в учебном процессе: реализация и опыт / Э.А. Гарбер, В.В. Румянцев // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. - IT+SE, 2003. - Труды XXIX Международной конференции. - Ялта-Гурфуз, 2003. - С. 287-289

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Нестерёнок Юрий Владимирович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Аннотация. Работа посвящена исследованию проблемы педагогической проверки технической подготовленности курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на занятиях рукопашной подготовкой, с учетом их психологического и физиологического самочувствия в условиях учебной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: курсанты, педагогический контроль, профессиональная рукопашная подготовка, техническая подготовленность.

Annotation. Work of is sanctified to research of problem of pedagogical control of technical preparedness of students of educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia on engaging in hand - to - hand preparation, taking into account their psychological and physiological state in the conditions of educational - competition activity.

Key words: cadet's, pedagogical control, professional hand-to-hand preparation, technical preparedness.

Введение. Как было нами неоднократно научно обоснованно [5; 6], современный рукопашный бой сотрудников силовых структур практически невозможен без применения техники двигательных действий бросков. Об этом же говорят и современные исследования российских учёных [2; 3].

Несмотря на то, что проблематика позитивных изменений повышения профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров полиции всегда была актуальной и была предметом исследования ряда учёных [1; 9; 6], в настоящий момент сформировалась обстановка, которая обуславливается, с одной стороны, острой необходимости роста показателей формирования навыков техники и тактики рукопашного боя у курсантов, и в то же время определяется слабыми научными разработками в направлении проверки данной составляющей профильной подготовки.

В связи с этим, все большую необходимость заслуживают инновационные концепции, нацеленные на задачи контроля личностно-ориентированных специфик и показателей на всех периодах учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России, и особенно на предсоревновательных этапах подготовки к зачётам и экзаменам.

Изложение основного материала статьи. Для выполнения цели исследования был проведён научный эксперимент, в котором использовались 34 курсанта достаточного уровня подготовки, проведены педагогические изучения, синтез и анализ большого количества учебно-соревновательных боестолкновений, изучены технико-тактические характеристики задней подножки. Данное техническое действие, благодаря биомеханической простоте исполнения, является эффективным средством реального «уличного» поединка, и поэтому используется авторами при разработке и внедрения в учебно-воспитательный процесс высшей школы полиции инновационных программ профессиональной рукопашной подготовки [7; 8].

В следствии анализа и синтеза техники исполнения задней подножки определены отличия сравнительно различных периодов и подножки в целом в всевозможных боевых ситуациях (см. табл. 1).

Таблица 1

Временные характеристики задней подножки при различных боевых обстоятельствах соревновательно-

тренировочной деятельности

Временные характеристики В ситуации соревновательного боестолкновения (n=29) В ситуации учебно-тренировочного занятия без физического отпора партнёра (n=34) В ситуации учебно-тренировочного занятия при физическом отпоре партнёра (П=34)

X S X S X S

Временной показатель стадии подхвата, (секунды) 0,54 0,11 0,20 0,05 0,46 0,10

Временной показатель окончательной стадии, (секунды) 2,01 0,61 0,52 0,11 1,36 0,23

Временной показатель выполнения задней подножки полностью, (секунды) 2,53 0,53 0,73 0,16 1,75 0,18

Доказано, что временные интервалы проведения данного двигательного действия в общей структуре и в составляющих периодах пропорциональна весу курсанта и боевых обстоятельств выполнения приема. Временные показатели повышаются в экстремальных ситуациях физического противодействия противника, в том числе в реалиях учебно-тренировочных соревнований. При этом стадия подхвата является основной при выполнении задней подножки.

Изучение корреляции временных значений техники задней подножки и функционально-психологическими характеристиками курсантов в неоднозначных обстоятельствах тренировочно-соревновательного процесса определило, что в ситуациях соревновательного боестолкновения отмечается повышение показателей скрытой фазы простого визуально-скоростного ответа на раздражитель (СФ ПВСОнР) и скрытой фазы сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель (СФ СВСОнР) по сопоставлению с параметрами в ситуациях стандартного учебного процесса ф<0,05) (см. табл. 2).

Определено, что в ситуациях соревновательного поединка курсанты, реализовавшие заднюю подножку, располагают меньшими показателями СФ ПВСОнР и СФ СВСОнР при решении задания левой рукой по сопоставлению с показателями, зафиксированными у курсантов, у которых задняя подножка не сработала ф<0,05).

По итогам рассмотрения данных на выходе характеристик акции-реакции на двигательное действие противника (см. табл. 3) определено, что в в ситуациях стандартного учебного процесса и соревновательного поединка сумма акций-реакций на ускорение и замедления статически выше, чем точностных акций-реакций ^<0,05).

Доказано, что у курсантов, реализовавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка выше уровень акций-реакций ускорения, относительно курсантов в ситуациях стандартного учебного процесса и не реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка ^<0,05).

А так же то, что курсанты в ситуациях стандартного учебного процесса и не реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка имеют более высокие показатели акций-реакций замедления, относительно курсантов, реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка ^<0,05).

Таблица 2

Скрытая фаза простого и сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель в ситуациях стандартного

учебного процесса и соревновательного поединка

Функционально-психологические х арактеристики В ситуациях стандартного учебного процесса (П=34) В экстремальных ситуациях соревновательного поединка, у курсантов, отработавших заднюю подножку (П=10) В экстремальных ситуациях соревновательного поединка, у курсантов, не отработавших заднюю подножку (П=24)

X S X S X S

Скрытая фаза простого визуально-скоростного ответа на раздражитель, мс. 253,5 * ** 5,4 259,2 * *** 5,7 292,6 9,4

Скрытая фаза сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель, мс. 357,5 * ** 4,3 377,8 * *** 3,7 370,5 7,3

Скрытая фаза сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель при решении задания правой рукой, мс. 387,7 * ** 3,1 403,1 * 5,2 403,7 ** 4,7

Скрытая фаза сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель при решении задания левой рукой, мс 352,7 ** 3,4 354,3 *** 2,8 396,7 9,2

Примечания: * - отличие между характеристиками в ситуациях стандартного учебного процесса, сопоставимо с курсантами, реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка, статистически существенна по степени р<0,05; ** - отличие между характеристиками в ситуациях стандартного учебного процесса, сопоставимо с курсантами, не реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка, статистически существенна по степени р<0,05; *** - отличие между характеристиками курсантов, не реализовывавшими заднюю подножку, сопоставимо с курсантами, реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка, статистически существенна по степенир<0,05

Показатели корреляции между временем подхвата при выполнении задней подножки и данными психологически-функционального самочувствия в разных ситуациях стандартного учебного процесса и соревновательного поединка, научно доказывают, что наибольшая взаимосвязь между изучаемыми характеристиками прослеживаться именно в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности (см. табл. 4).

Таблица 3

Акция-реакция на двигательное действие в ситуациях стандартного учебного процесса и соревновательного

поединка

Функционально-психологические характеристики В ситуациях стандартного учебного процесса (П=34) В экстремальных ситуациях соревновательного поединка, у курсантов, отработавших заднюю подножку (П=10) В экстремальных ситуациях соревновательного поединка, у курсантов, не отработавших заднюю подножку (П=24)

X S X S X S

Интервалы временных показателей акции-реакции, мс. 18,9 ** 2,4 20,5 *** 4,9 26 0 ** *** 1,3

Сумма точностных акций-реакций, раз. 2,8 0,6 3,0 0,6 3,1 0,6

Сумма акций-реакций увеличения, раз. 7,9 1,2 9 0 *** 1,6 7 5 *** 1,0

Интервалы временных показателей акций-реакций увеличения, мс. 20,9 ** 2,8 21,0 *** 2,2 30 0 ** *** 1,6

Сумма акций-реакций замедления, раз. 10,3 * 1,8 8 0 * *** 1,2 10,3 *** 2,0

Отклонение времени акций-реакций замедления, мс. 29,8 ** 2,1 30,3 *** 1,1 27 6 ** *** 1,2

Примечания: * - отличие между характеристиками в ситуациях стандартного учебного процесса, сопоставимо с курсантами, реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка, статистически существенна по степени р<0,05; ** - отличие между характеристиками в ситуациях стандартного учебного процесса, сопоставимо с курсантами, не реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка, статистически существенна по степени р<0,05; *** - отличие между характеристиками курсантов, не реализовывавшими заднюю подножку, сопоставимо с курсантами, реализовывавшими заднюю подножку в ситуациях соревновательного поединка, статистически существенна по степенир<0,05

При формировании системы педагогической проверки рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции,

авторы брали во внимание систематизацию его направлений, форм, средств и методик, применяемых в практиках спортивной тренировки, а также показатели психологического и функционального самочувствия, воздействующие на временные показатели стадии подхвата при задней подножке (см. схему 1).

Таблица 4

Итоги исследования корреляции между временными показателями стадии подхвата при задней подножке и

психофункциональным самочувствием

Функционально-психологические х арактеристики В ситуациях стандартного учебного процесса без противодействия противника (П=34) В ситуациях стандартного учебного процесса с противодействием противника (П=34) В экстремальны х ситуациях соревнователь ного поединка (П=29)

Скрытая фаза простого визуально-скоростного ответа на раздражитель, мс. 0,40* 0,47* 0,83*

Скрытая фаза сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель, мс. 0,13 0,43* 0,79*

Скрытая фаза сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель при решении задания правой рукой, мс. 0,13 0,41* 0,86*

Скрытая фаза сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель при решении задания левой рукой, мс. 0,12 0,43* 0,47*

Временные интервалы акции-реакции, мс. 0,02 0,18 0,37*

Сумма точностных акций-реакций, раз. -0,38* -0,14 -0,46*

Сумма акций-реакций убыстрения, раз. -0,04 -0,21 -0,34 *

Отклонение временных показателей акций-реакций убыстрения, мс. -0,28 -0,32 -0,38*

Сумма акций-реакций отставания, раз. 0,31 0,16 0,40*

Отклонение временных показателей акций-реакций отставания, мс. -0,20 -0,21 -0,41*

Примечание. * - коэффициент взаимосвязи статистически существенна по степени р<0,05

При этом, структура проверки технико-тактической подготовки на основе психофункционального самочувствия мы анализируем, как методику установления эффективных и суммарных показателей психологического и функционального самочувствия, дающего возможность определить временные показатели выполнения стадии подхвата задней подножки.

Блок-схема 1. Структура проверки технико-тактической подготовки с учетом психофункционального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самочувствия

Выводы. Определено, что временные характеристики проведение боевого двигательного действия, в нашем случае -задней подножки, прямо пропорционально от весовой категории курсанта и обстоятельств выполнения, а стадия подхвата определяется базовой биомеханической составляющей этого приёма.

Так же доказано, что общие и отдельно структурные временные показатели повышаются с ростом веса курсанта, а также в зависимости от обстоятельств боестолкновения. Наименьшие временные характеристики - в ситуациях стандартного учебного процесса, причём с пассивно ведущим партнёром, а наибольшие - в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности.

Научно обоснованно присутствие и установлена интегральность между временными показателями стадии подхвата при проведении задней подножки и психофункциональным самочувствием в различных ситуациях стандартного учебного процесса и соревновательного поединка.

Проанализировано и доказано, что у курсантов в ситуациях соревновательного боестолкновения самыми объективными характеристиками психофункционального самочувствия обнаруживаются показатели скрытой фазы простого визуально-скоростного ответа на раздражитель и скрытой фазы сложного визуально-скоростного ответа на раздражитель.

По итогам исследования авторами разработана структура педагогической проверки технико-тактической профессиональной подготовки, дающей возможность, применяя характеристики психологических и функциональных исследований, измерять временные показатели проведения двигательного действия и предвидеть потенциал применения данной рукопашной техники в экстремальных ситуациях боевого спарринга.

Приобретенные данные позволяют наблюдать временные характеристики стадии подхвата и базируясь на этих показателях, формировать или сопоставлять тактику боестолкновений, наиболее эффективно задействуя положительный и отрицательный потенциал курсанта.

Литература:

1. Гончаров, Н.Н. Методика формирования навыков комбинированной системы самозащиты без оружия в процессе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников силовых ведомств: дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Гончаров. - Тула, 2012. - 134 с.

2. Джапаркулов, А.С. Сопряженное освоение техники и тактики приемов боевого раздела самбо курсантами учебных заведений МВД: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Джапаркулов. - М., 2019. - 139 с.

3. Калашников, К.П. Формирование тактических умений применения ударов и бросков у курсантов образовательных организаций МВД России: дис. ... канд. пед. наук / К.П. Калашников. - М., 2018. - 176 с.

4. Светличный, Е.Г. Особенности физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу / Е.Г. Светличный, И.П. Польской, О.С. Панова, В.В. Крючков // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2019. - Выпуск 6. - С. 189-194

5. Усков, С.В. Возможности оптимизации систем спортивной тренировки каратэ-до и дзю-до в целостную педагогическую технологию / С.В. Усков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - [Электронный ресурс|. - URL: http://www.science-education.ru/127-20510 (дата обращения: 13.07.2015).

6. Усков, С.В. Применение приёмов борьбы самбо в служебной подготовке курсантов ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Инновационная наука. - 2015. - В. 3. - С. 124-126

7. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.

8. Усков, С.В. Проблематика необходимости смены целеполагания профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров уголовного розыска в ВУЗах МВД России / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - В. 71. - Ч. 2. - С. 360-364

9. Юматов, В.А. Профессиональная подготовка курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Юматов. - СПб., 2012. - 177 с.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Сидлецкий Андрей Валентинович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УДАРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. В исследовании раскрыта однобокость, дидактическая безграмотность и отсталость современных учебных программ профессиональной рукопашной подготовки будущих офицеров полиции. Показаны инновационные подходы решения одной из составляющей данной проблематики учебно-воспитательного процесса ВУЗов МВД России.

Ключевые слова: курсант, профессиональная рукопашная подготовка, техника и тактика ударного двигательного действия.

Annotation. One - sidedness, didactic illiteracy and backwardness of modern on - line tutorials of professional hand - to - hand preparation of future officers of police, is exposed in research. Innovative approaches of decision of one of making this problem of educational and educator process of higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs of Russia is shown. Key words: cadet's, professional hand-to-hand preparation, technique and tactics of shock motive action.

Введение. В экстремальной ситуации сотрудник полиции должен четко знать, как себя вести, быть психологически готовым к самозащите и обезвреживанию нападающих [9, С. 49-50]. Задача учебных заведений системы МВД России за период обучения подготовить слушателя (курсанта) к эффективному реагированию на возможные сценарии (типовые ситуации) развития экстремальных ситуаций, в которые он может попасть, выполняя свои функции по охране общественного порядка и безопасности. В территориальных ОВД по местам службы такие навыки должны постоянно поддерживаться, оттачиваться и доводиться до совершенства [10, С. 211-214], сотрудники полиции должны быть постоянно готовы к выживанию в экстремальных условиях противостояния с опасными правонарушителями или преступниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.