ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ
СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ УСКОВ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической и огневой подготовки Крымского филиала ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Рассматривается проблематика формирования у курсантов вузов МВД России устойчивости к стрессообразующим факторам на занятиях по специальной физической подготовке.
Ключевые слова: курсант, педагогика, психология, специальная подготовка, стресс-фактор.
S.V. Uskov, PhD (pedagogic), Associate Professor of the Physical and Fire Preparation department of the Crimean Affiliate of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Federation; e-mail: [email protected], tel.: (80652) 51-75-06.
Forming of stress stability of for cadet on employments on to hand-to-hand preparation in Institutes of the Ministry of Internal Affairs.
In the article the problem of forming for the cadets of Institutes of the Ministry of Internal Affairs of stability is examined to the stress factors on employments on special physical preparation.
Key words: cadet, pedagogic, psychology, special preparation, stress is a factor.
Формирование стрессоустойчивости как одного из элементов специальной физической подготовки курсантов является важным фактором, от которого зависит положительный результат всего учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки в вузе МВД России.
В теории спортивной тренировки «специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительно-
стью, выносливостью при длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств»1.
В нашем случае - это подготовка курсанта вуза МВД России к рукопашному бою, составляющей которой является специальная физическая подготовка.
«Психологическая подготовка - это совокупность психологических и педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое, с одной стороны, способствует наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревнова-
тельным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.)»2.
В предыдущих научных работах автор определял специальную психологическую подготовку курсантов вузов МВД России как «важнейшее звено профессиональной подготовки, так как реальные условия единоборства с преступниками могут вызывать стрессовые состояния у сотрудника милиции, которые не позволят реализовать имеющиеся у него навыки и умения рукопашного боя и определяются способностью осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности организма - психофизиологический принцип отрешенности сознания. Если сознание будет спокойным, то человек правильно предугадывает все намерения противника. С другой стороны -неспокойное психологическое состояние в боевой обстановке не приносит ожидаемого резуль-тата»3.
В спорте высших достижений педагогическим совершенством является гармонично взаимосвязанное развитие физических, психологических, интеллектуальных, нравственно-этических качеств и технико-тактических навыков. Данная дидактическая задача решается в первую очередь посредством «интегральной тренировки» -термин, введенный в обращение Н.Г. Озолиным4.
Понятие «интегральный», пришедшее в педагогику физического воспитания и спорта из математики, подразумевает объединяющую и суммирующую многофункциональность спортивной тренировки. Это объясняется тем, что средства и способы видов физической, технической, тактической, психологической подготовки, а также нравственно-этического воспитания взаимосвязаны, поэтому часто совершенствуются в комплексе (сопряженно).
В свою очередь, процесс интегрализации как научно-педагогическая концепция - это формирование определенной инновационной системы на основе оптимизации и взаимодополнения ранее существующих технологий.
Теоретическую основу интегральной подготовки составляют педагогические концепции общей теории физического воспитания и спортивной тренировки Л.П. Матвеева5, Н.Г Озолина6, В.Н. Платонова7, а также вопросы взаимодополнения специальной физической, психологической и технико-тактической профессиональной подготовки для действий в экстремальных ситуациях, раскрытые в работах В.В. Бондаренко8 и В.И. Плиско9.
Разносторонность обучения и воспитания базируется на том, что ведущим фактором, способствующим доведению учебно-воспитатель-
ного процесса до совершенства, должно стать включение таких педагогических методов, которые целенаправленно и взаимосвязанно воздействуют на развитие специальных физических и психологических качеств, двигательных умений и навыков, интелектуальных способностей и нравственных стремлений.
Таким образом, под интегральной методикой мы подразумеваем совокупность гармонично развивающего (обучающего и воспитывающего) подхода, базирующегося на стремлении к совершенству как отдельно взятого ученика (курсанта) и тренера-преподавателя, так и всей педагогической системы, которая наполняется конкретным содержанием: цель, задачи, принципы, методы, приемы, средства, а также полученный результат.
На важность интегральных методов спортивной тренировки и физического воспитания указывают и другие исследователи. Так, А.В. Кравчук10, исследуя вопросы усовершенствования тренировочного процесса в спортивной борьбе, говорит о необходимости всесторонней подготовленности, о комплексном развитии физических и психологических качеств, о способностях реализовать в экстремальных условиях поединка как физические, так и психофизиологические потенциалы.
В спортивной борьбе, по мнению исследователя, взаимовлияние физических и психологических факторов особенно значимо - оно определяется двигательной сложностью, тактической непредсказуемостью и высоким эмоциональным напряжением. В данных видах спорта ярко проявляется соединение физических и психологических элементов: тактическая деятельность реализуется через активную ловкость, связанную с физическим преодолением практически всегда равного по силам соперника.
В ходе исследования автором были установлены корреляционные связи между показателями физических (скорость бега на 30 метров, длина прыжка с места) и психофизиологических качеств (скорость простой реакции на приближающийся объект, скорость реакции при разных вариантах приближения объекта, точность антиципирующей реакции на сигнал с наличием сигнала, переключением внимания) борцов греко-римского стиля.
В процессе научно-исследовательской работы по совершенствованию физического воспитания высшей школы Е.В. Церковной11 была выявлена факторная структура комплексной подготовленности студентов, которая включает широкий диапазон педагогических, физиологических и психологических показателей.
Разработанная авторская программа пред-
£
£ и О
и
$
и С
£ £ и
О <
О X £ и с
2 и О а С О ю
полагает развитие базовых двигательных качеств (общей выносливости, статической выносливости, силы, быстроты), основных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной) и профессионально значимых психофизиологических свойств (внимания, точности движений, чувства времени, реакции, эмоциональной устойчивости). В общем педагогическом аспекте интегральная методика определяет принципиальные положения формирования взаимосвязанных и гармонично развивающих навыков и качеств, способствует правильному выбору и рациональному использованию средств и методов в решении поставленных педагогических задач, помогает преподавателям точно ориентироваться в многообразии этих средств и методов, а также устанавливать необходимую методическую преемственность и взаимосвязь между различными средствами обучения и воспитания.
Обратимся к определению понятия «стресс», которое является одним из ключевых аспектов нашего исследования. Научное определение «стресс» используется в геологии, где им обусловливают тектоническое движение между пластами земли. Это понятие было заимствовано исследователями спортивной психологии12.
Причины проявления стресса многообразны, но в совокупности они подразделяются на два целеполагающих направления: негативные и позитивные. Подразделяются стрессы также и по природе формирования с учетом физиологических и психологических обстоятельств. По исходным моментам влияния разнообразных факторов формирования стрессов и проявляются различные стрессовые состояния. Но независимо от источников формирования и клиники проявления их связывает то, что при влиянии стрессового состояния в психологических системах вырабатывается комплекс своеобразных компенсаторных свойств, способствующих формированию защитных психофизиологических реакций организма.
Ученые13 объясняют, что под влиянием сильной иннервации рефлекторно проявляется повышенная секреция адреналина и норадреналина -гормонов, отвечающих за уровень стрессового состояния в организме. Несмотря на то, что адаптационные функции организма стереотипны, границы гормональных изменений у каждого человека индивидуальны.
Адекватные гормональные трансформации нужны для реализации компенсаторного процесса, когда гормоны формируют запасы организма на преодоление начавшихся отрицательных изменений, позволяя функциональным системам прийти в состояние постоянно увеличивающейся
физической подготовленности. Одновременно центральная и периферическая нервные системы модифицируют регулирование гормональных процессов, все физиологические действия повышаются либо понижаются в зависимости от необходимости. Представленные физиологические процессы сориентированы на быстрое формирование и перераспределение биологической энергии, востребованной для предохранения организма.
После релаксации и остановки влияний стресс-факторов процент адреналина и нор-адреналина в крови, если не возникло необратимых физиологических сдвигов, воссоздается до уровня стандартных показателей. Данная первоначальная составляющая нейроэндокринных реакций на стресс-факторы крайне необходима и позитивна. Но если ответная реакция на стрессовые воздействия появляется постоянно или это не содействует использованию сформированных вегетативных запасов посредством вспомогательной функциональной нагрузки, то в данной ситуации стрессовые модификации способствуют развитию психосоматических негативных изменений. Продолжительный стресс приводит к ослаблению организма, возникают патологические психологические и физиологические отклонения (переутомление, раздражительность, депрессия, всевозможные психофизиологические заболевания).
Исследователи14 обращают внимание на важность недопущения влияния стресс-факторов, имеющих сильное воздействие на человека. В том случае, если ликвидировать влияние стрессового раздражителя невозможно, необходимо решить проблему по-иному - сформировать умения отвечать на данный раздражитель в соответствии с его воздействием или, оперируя научным языком психофизиологии, развивать качества, способствующие запуску стресс-лимитирующих систем. В организме человека имеются угнетающие стресс-системы. Посредством их активизации сводится на нет негативное влияние глобальных стресс-факторов. Большинство людей страдают собственно от позитивной активности стресс-системы, у них обнаруживается не в полной мере налаженность стресс-лимитирующих систем. В человеческом организме существует ряд стресс-лимитирующих приспособлений, способствующих психофизиологической компенсации, и дидактически грамотно формировать их развитие с детства и юности является задачей преподавателей.
Автором на основе личного научного и спортивно-педагогического опыта в ходе исследования была выдвинута гипотеза15 интегральной
взаимосвязи учебно-воспитательного процесса спортивной тренировки и влияния стресс-факторов на организм спортсмена. Данная гипотеза определялась тем, что тренировочно-соревновательный процесс в спорте предполагает перманентный компенсаторный стресс, т.е. психологическое и физиологическое нормальное состояние спортсмена и есть устойчивое стресс-лимитирующее состояние с доминированием норадреналина над адреналином в процентном балансе состава крови.
Анализируя соревновательный аспект спортивной тренировки, исследователи16 выделяют следующие особенности: сложность и поливариативность соревнований, большие психологические нагрузки в связи с разнообразием соперников, необходимость владения сложными умениями и навыками, особый психологический настрой (спортивная злость).
В специальной физической подготовке курсантов вузов МВД России, основанной на исключительно высоких и интенсивных психологических и физиологических нагрузках, особое значение приобретает способность, не считаясь с утомлением, выполнять тренировочную программу. Используются методы расчлененного и целостного упражнения с учетом их эффективности для курсантов с различными типологическими особенностями психики. При работе с курсантами, имеющими слабую нервную систему, дидактически грамотно применять метод расчлененного упражнения спортивной тренировки и соответственно с курсантами, отличающимися сильной нервной системой, - метод целостного упражнения.
Целесообразно также учитывать, что «набольшее изменение психического состояния в сторону увеличения уровня напряжения у лиц со слабой нервной системой вызывают интервальный и темповый методы, наименьшее - переменный (длительная, однообразная работа). У лиц с сильной нервной системой наибольшему психическому напряжению способствует большая по объему нагрузка, а наименьшему - интервальная и темповая»17.
Курсанты, предрасположенные к инертности нервных процессов, хорошо осваивают небольшой объем движений в типовых условиях. Переход к освоению ими нового в тренировке дидактически целесообразно проводить только после прочного психофизиологического закрепления предыдущего учебного материала. Курсанты с подвижностью нервных процессов прекрасно усваивают (с последующим их совершенствованием) разнообразные двигательные действия.
Курсанты с высокой тревожностью часто пользуются самоконтролем вследствие своей неуверенности в правильности выполнения двигательного действия. Они часто требуют от преподавателя обратной связи для подтверждения своей успешности, поэтому для них, как и для курсантов со слабой нервной системой, наиболее оптимальным является метод расчлененного упражнения. Соответственно для курсантов с низкой тревожностью и сильной нервной системой оптимальным является метод целостного упражнения.
Типологические особенности должны учитываться и при использовании соревновательного метода спортивной тренировки. Эффективность развития специальных физических и психологических качеств у курсантов со слабой нервной системой во время контрольных соревновательных зачетов предполагает позитивные сдвиги. Однако злоупотреблять данным методом нежелательно, так как это может привести к истощению нервной системы, что в условиях обучения в вузе МВД России, где специфика всего учебно-воспитательного процесса предполагает перманентный стрессогенный фактор, может иметь крайне негативные последствия для психофизиологического здоровья. А вот для курсантов с сильной нервной системой соревнования являются прекрасным стимулятором (чем больше, тем лучше, или дидактический принцип компенсаторного перехода количества в качество).
Курсанты с подвижностью нервных процессов на первых этапах воспитания специальных физических и психологических качеств опережают в успеваемости инертных курсантов. Но со временем при наличии равных педагогических условий происходит выравнивание показателей у тех и других.
Методология формирования стрес-соустойчивости заключается в интегральном методе спортивной тренировки. Данное специальное психологическое качество формируется сопряженно с воспитанием специальных скоростно-силовых качеств, скоростно-силовой выносливости, а также с формированием технико-тактических навыков ведения поединка.
Мы, опираясь на достаточно продолжительный (25 лет) тренерско-педагогический опыт, предлагаем ряд методов интегральной тренировки для курсантов на занятиях по физической подготовке.
1. Метод уменьшения времени, отводимого на решение двигательной задачи. Можно проводить учебные поединки с задачей выполнить боевую комбинацию в короткий промежуток времени (с «форой»), в которых одному из курсантов пред-
£
£ и О
и
$
и С
£ £ и
О <
О X £ и с
2 и О а С О ю
лагается ликвидировать «преимущество» противника и победить (в течение 1-2 минут).
2. Интервальный метод. Курсанту предлагается провести несколько (3-5) учебных поединков по 1-2 минуты в быстром темпе с интервалом 3-5 минут. Постепенно временные интервалы отдыха сокращаются, а время учебного боестол-кновения и темп сохраняются.
3. Переменный метод. Курсанту предлагается вести учебный поединок в переменном темпе («взрывами») с увеличением быстроты двигательных действий до предела на короткие промежутки времени (1-2 минуты). От занятия к занятию промежутки учебных боестолкновений с малым темпом сокращаются.
4. Метод нарастания времени учебного поединка. Курсанту предлагают провести короткую учебную схватку в быстром темпе, затем от занятия к занятию время поединка понемногу увеличивают, следя за тем, чтобы быстрота не уменьшалась.
5. Метод длительных учебных поединков средней или ниже средней интенсивности. Даются учебные поединки, в 2-6 раз превышающие по времени учебные поединки на спортивных соревнованиях. Курсант должен сам распределить свои силы на этот срок. Длительные бои приводят к тому, что курсант все внимание направляет на сохранение сил до конца установленного срока, старается не применять действий, которые требуют очень больших затрат энергии. Даже если курсант в начале тренировочной схватки и не стремится экономить силы, то после определенного срока он устает и уже, не имея возможности развивать большие усилия, вынужден искать более экономичные способы выполнения действий.
6. Метод учебного поединка «уставшего с не уставшим» является разновидностью предыдущего метода. Только в этом случае курсант, как правило, без перерыва должен проводить поединок с несколькими противниками подряд. Партнера можно менять каждую минуту (время может быть разное), ставя задачу «измотать» его.
7. Метод учебного поединка с заданием утомить противника. В таких поединках преподаватель ставит перед курсантом задачу вести бой так, чтобы утомить противника до такой степени, чтоб он был уже не в состоянии продолжать состязание. Одновременно курсант должен сохранять как можно больше сил, работоспособность. Эта задача может решаться как в отдельной схватке, так и в схватках с несколькими противниками подряд. В последнем случае ставится задача так провести эти поединки, чтобы
противники в результате усталости один за другим отказывались от их продолжения.
8. Метод учебного поединка на более короткое время до чистой победы. Эти поединки позволяют выработать умение добиваться победы в короткий срок и за счет этого сохранять энергию для последующих боев. Обычно такие задания даются в поединках более опытных с менее опытными. Менее опытному соответственно дается задание как можно дольше продержаться и не дать опытному противнику выиграть схватку чисто. Могут быть проведены своеобразные соревнования между опытными курсантами: «кто меньше времени затратит на схватки с неопытными». Таким образом, вырабатывается навык ведения боестолкновения, который позволяет в схватках с менее опытными сохранять энергию и в ответственных поединках с более опытными (равными) побеждать за счет «экономии», т.е. за счет наличия большего ресурса энергии, меньшей усталости.
9. Методы проведения учебных поединков с разнообразными по телосложению, технике, тактике, стойке, весу, физической подготовленности, квалификации противниками.
10. Методы проведения учебных поединков с несколькими противниками в разных тактических условиях: «конвейер», «коридор», «в развертку», «в расходку».
11. Методы проведения учебных поединков на площадках, различных по размеру и покрытиям: жестких, мягких, скользких, неровных, а также в ограниченном или затемненном пространстве.
12. Методы «выставления» на спортивных снарядах (боксерские лапы): курсант с боксерскими лапами проводит имитацию атаки и сразу поднимает лапы на контратаку, а партнер - на защите и через раз должен успеть нанести удар по лапе.
Таким образом, использование данных методов повысит эффективность формирования как навыков стрессоустойчивости у курсантов, так и стресс-лимитирующих качеств, от которых зависит выполнение поставленных перед будущими офицерами боевых задач. Данные качества необходимо развивать на этапе обучения в вузе, и главное, что именно на занятиях по специальной физической подготовке возможно в полной мере реализовывать данную педагогическую задачу посредством интегральных методов спортивной тренировки.
В наших дальнейших исследованиях мы планируем разработать и внедрить педагогические технологии формирования стрессоустойчивости у курсантов как взаимосоставляющего элемента инновационных интегральных систем специаль-
ной физической подготовки в высшей школе полиции России.
1 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2008. С. 364.
2 Там же. С. 365.
3 Усков С.В. Формування професмних умЫь курсан^в у процес спе^альноТ технко-тактичноТ подготовки у ВНЗ МВС УкраТни: дис. ... канд. пед. наук. - Киев: НУО УкраТни, 2010. С. 117.
4 Озолин Н.Г. Профессия - тренер. - М.: Астрель, 2004.
5 Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.
6 Озолин Н.Г. Указ. соч.
7 Платонов В.Н. Олимпийский спорт. - Киев: Олимпийская литература, 2009.
8 Бондаренко В.В. Формування рухових умЫь та навичок курсан^в ВНЗ МВС УкраТни у процес занять зi спе^альноТ' фiзичноТ подготовки: автореф. ... канд. пед. наук. - Чершпв: ЧНПУ iм. Т.Г. Шевченка, 2011.
9 Плиско В.1., Носко М.В. Використання заходiв фiзичного впливу з тактичним осмисленням ситуацп вщповщно до сту-пеня загрози: монографiя. - Чершпв: ЧНПУ iм. Т.Г. Шевченка, 2010.
10 Кравчук О.В. Сполучений розвиток фiзичних i психiчних якостей юних бор^в 13-14 роюв // Фiзична культура, спорт та здоров'я наци: науковий вюник ВДПУ iм. М.М. Коцюбинсько-го. Вип. 8. - Винниця, 2009. Т. 3. С. 27-30.
11 Церковна О.В. Професмно-прикладна фiзична подготовка студентiв вищих навчальних закладiв на основi факторноТ структури Тх руховоТ та психофiзiологiчноТ пiдготовленостi: автореф. ... канд. наук. з фiз. виховання та спорту. - Харьков: ХДАФК, 2007.
12 Ильин Е.И. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2012.
13 Радченко Ю.А. Контроль техшчноТ пщготовленост бор^в греко-римського стилю з урахуванням психофiзiологiчних особливостей: автореф. дис. ... канд. наук з фiз. виховання i спорту. - Киев: НУ ФВЮ УкраТни, 2011.
14 Курилюк С.1. Психолопчш особливост тренiнгу дзюдоТстiв на початковому етап дiяльностi: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - 1вано-Франювськ, 2008.
15 Усков С.В. Формирование стрессоустойчивости у студенческой молодежи в процессе занятий единоборствами в вузе // Физическое воспитание студентов: сб. науч. тр. -Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ, 2013. № 5. С. 88-92.
16 Колосов А.Б. Когштивний ресурс пщвищення стрес-стмкост квалiфiкованих спортсмешв (на прикладi студентiв ВНЗ фiзкультурного профiлю): автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Киев: Центральний Ыститут шслядипломноТ педагогiчноТ освiти АПН УкраТни, 2007.
17 Ильин Е.И. Указ. соч. С. 134-135.
К *
к
и
о
и
ы с
Б К и
о <
о
X Б и с
3 и о а С О ю