Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАМОТИВИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАМОТИВИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Коваленко Юрий Анатольевич

Исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении содержания и структуры мотивации развития профессиональных навыков и качеств рукопашной подготовки у курсантов ВУЗов МВД России, а также в разработки и апробации программы оптимизации формирования данного направления мотивации. Результаты показателей этого вида обучения в высшей школе полиции России в значительной степени детерминируются особенностями присущей ей мотивации достижения. Повышение же мотивации достижения у курсантов делается возможным посредством применения специальной тренинговой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Коваленко Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE MOTIVATION OF CADETS OF THE HIGHER SCHOOL OF POLICE FOR PROFESSIONAL HAND-TO-HAND TRAINING

Consisted in a theoretical ground and experimental study of maintenance and structure of motivation of development of professional skills and internals of hand - to are hand preparation for the cadet's of higher educational establishments of Ministries of Internal Affairs of Russia, and also in development and approbation of the program of optimization of forming of this direction of motivation. The results of indexes of this type of teaching at higher school of police of Russia are largely determined by the features of inherent to her motivation of achievement. The increase of motivation of achievement for students is done by possible by means of application of the special training of program.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАМОТИВИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ»

Педагогика

УДК 37.046:001.08

педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической культуры Коваленко Юрий Анатольевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАМОТИВИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Аннотация. Исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении содержания и структуры мотивации развития профессиональных навыков и качеств рукопашной подготовки у курсантов ВУЗов МВД России, а также в разработки и апробации программы оптимизации формирования данного направления мотивации. Результаты показателей этого вида обучения в высшей школе полиции России в значительной степени детерминируются особенностями присущей ей мотивации достижения. Повышение же мотивации достижения у курсантов делается возможным посредством применения специальной тренинговой программы.

Ключевые слова: курсанты, мотивация, профессиональная рукопашная подготовка, соревновательная техника.

Annotation. Consisted in a theoretical ground and experimental study of maintenance and structure of motivation of development of professional skills and internais of hand - to are hand preparation for the cadet's of higher educational establishments of Ministries of Internal Affairs of Russia, and also in development and approbation of the program of optimization of forming of this direction of motivation. The results of indexes of this type of teaching at higher school of police of Russia are largely determined by the features of inherent to her motivation of achievement. The increase of motivation of achievement for students is done by possible by means of application of the special training of program.

Key words: cadet's, motivation, professional hand - to - hand preparation, contest technique.

Введение. Одним из условий совершенствования деятельности МВД России является постоянное повышение уровня профессионализма его сотрудников [7].

В наших предыдущих работах [11] мы уже касались проблематики мотивации на занятиях рукопашной подготовкой в образовательных организациях высшего образования МВД России. Проблемы формирования мотивации в педагогическом процессе единоборств также неоднократно поднимались в работах современных исследователей [5; 8].

В спортивной психологии и педагогике однозначно указывается [3; 4], что в достижении больших показателей глобальное значение обуславливает замотивированность деятельности, в первую очередь мотивация приобретения.

Замотивированность достижения инициативно воздействует на обширный объём интеллекта и психофизиологической чувствительности. Лидирующие позиции здесь занимают: предпочтение спарринг-партнеров (равных для соревновательного метода спортивной тренировки; более или менее опытных для игрового метода спортивной тренировки), стремления к высоким показателям (структурирование тренировочных занятий по микро и мега циклам), активность стараний (с какими усилиями курсант тренируется), упорство при проигрыше или внешних помехах, или так называемая стрессоустойчивость (если схватка складывается неудачно, то старается ли курсант психофизиологически настроится на позитив, или сдаётся).

Одним из элементов доктрины необходимости достижения высоких результатов обнаруживается результативная установка, определяемая поведением в конкретных условиях. Опытные курсанты, как правило сражаются с равнозначными противниками или реализовывают непростые и опасные задачи. Неопытные курсанты пытаются в основном тренироваться с более слабыми противниками и решать нетрудные задачи. Но периодически они предпочитают себе более опытного противника или трудные задания. Для многих это становится сюрпризом. А вместе с тем исследователи [6; 12] в вопросах психопедагогики профессиональной подготовки силовых структур Российской Федерации это объясняют тем, что поражение в данном случае не будет является чем-то позорным. То есть стоял в бою до конца, но проиграл противнику, который гораздо сильнее.

Индивидуальные психофизиологические особенности курсантов и личностные экспансивные акции-реакции так же во многом обуславливаются ситуационными обстоятельствами, заставляя курсантов сильнее сосредоточиваться на чести или унижении.

Итак, вопросы увеличения степени достижений высоких результатов у курсантов высшей школы полиции на занятиях рукопашной подготовкой, формирование индивидуальности полноценного бойца-рукопашника предоставляет собой крайне необходимую и слабо изученную проблематику научных исследований. И в первую очередь это касается именно соревновательного аспекта данного направления профессиональной подготовки будущего офицера полиции.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальный материал представлял собой 130 курсантов от 18 до 21 года, которые занимаются профессионально в спортивных клубах каратэ-до. Первый экспериментальный взвод состоял из 69 человек в возрасте 18-19 лет, второй взвод состоял из 61 человек 20-21 лет. Экспериментальные взвода базировались на присутствие у курсантов небольшой и средней степеней проявления замотивированности на высокий результат. Личный состав контрольных взводов состоял из 27 курсантов: первый 18-19 лет - 13 человек, второй 20-21 лет - 14 человек.

Учебно-воспитательный процесс усовершенствования замотивированности стремления к высшим результатам реализовывался в форме мотивационной подготовки, целью которой являлось воспитание у курсантов мотивации, повышение уровня восприятия личностной значимости, а также формирование умений и навыков самостоятельно анализировать и синтезировать, самостоятельно контролировать личностную экспансию и поведение, совершенствовать индивидуальные качества самостоятельного познания и стремления к совершенству.

По ходу исследования мы применяли психолого-педагогические учебные программы на основе религиозно-философских интегральных доктрин дзен-буддизма, даосизма и конфуцианства [2; 9], которые были нами доработаны к выборке курсантов высшей школы полиции. Данные методики использовались взаимосвязано и во время учебно-тренировочного процесса рукопашной подготовкой. Учебно-воспитательная структура представляла собой следующее:

1. Формирования навыков психофизиологического расслабления организма. Занятия на расслабления дают возможность релаксировать, убрать усилия физиологии, интеллекта и психики, восстановить психофизиологический баланс, усилить самосозерцание.

2. Воспитание понимания себя как личности предполагало мотивирования у курсантов рефлексии, самосозерцания и

самоиследования, перманентного разговора с личностным «Я». Методики были нацелены на самопонимание, самоустановление посредством самостоятельной диагностики экспансивных состояний, формирования навыков обостряющего самосозерцания, воспитанию усиленного критичного самостоятельного анализа, осознание личностного «Я», корректировку индивидуальных слабостей и недочётов, появление необходимости в самостоятельном стремлении к «акмеологическому пределу» за счёт и с помощью организации обстоятельств инновационного обозрения самого себя и обсуждения личностных взглядов, эмоций и волнений, появляющихся по ходу работы.

3. Развития умения формирования целевых установок. Воспитание стратегии поступков, реальное осознание полученных итогов своей работы. Упражнения способствуют курсантам в реализации личностных стремлений, а также целей достижения положительных результатов в профессиональной деятельности. Курсанты обучались создавать инновационное видение личностной профессионально-спортивной работы (реализовывать её творчески и более креативно), формировали навыки устанавливать для себя жизнеполагающие цели и задачи, изучать их, синтезировать и анализировать, с учётом индивидуальных особенностей, устанавливали направления по их реализации.

4. Технико-тактическая подготовка, как составная часть разработанных нами психолого-педагогических методик представляла собой четыре интегральные составляющие:

4.1. Подготовительные двигательные действия, сориентированные в том числе и на улучшение функциональных показателей. Применялось пять видов данных движений: разминочные, на развитие гибкости, на совершенствование координации, на воспитание силовых качеств и выносливости.

4.2. Подготовка с подручным и холодным оружием, которая уже достаточно широко освещалась нами в предыдущих научных работах [1; 10] предполагала: перехваты, «восьмёрки», «пропеллер», фехтование и прочая работа с оружием; защитные двигательные действия с помощью оружия от атак одним либо двумя видами оружия; защитные двигательные действия от атак оружием; защитные двигательные действия от атак оружия как метательного средства. Использовались следующее виды подручного и холодного вооружения: бо (палка), тонфа (прорезиненая палка с перпендикулярно расположенной ручкой), нунчаки (две короткие палочки (длина: локоть - запястье) соединенные короткой цепью (ширина ладони)), сай (стилизованный стилет имеющий форму тризуба), кама (короткий серп, с лезвием по форме напоминающей клюв попугая), сюрикен (металлические и остро отточенные по краям звезды).

Тамисивари - раскалывание досок, черепиц и прочих твердых предметов кулаками и ступнями. Особый психофизиологический настрой по специальным методикам древних даосов - цигун. Принцип постепенности.

«Лабиринт храбрости» - проверка курсантов на основе специальных методик дзен-буддизма. Используется для испытания психофункциональных показателей посредством прохождения полос препятствий различной сложности и риска. Принцип доступности.

В период подготовки применялись различные методические приёмы: разговорно-визуальный контакт, учебные игры, корпоративные полемики, тренировочные занятия, проектировочное рисование, создание произведений по мотивационной проблематике.

Специальная мотивационная подготовка содержала воспитание и формирование следующих психофизиологических процессов замотивированности высоких результатов: 1. Замотивированный перевод - психофизиологический метод развития заинтересованности к предметной цели посредством перевода положительной биоэнергетики из чего-то существенного и интересного на предметную цель, к которой мы хотим создать мотив. 2. Замотивированность предназначения - обуславливается как переведение и концентрация чувств на инновационную предметную цель. 3. Замотивированное смещение - продолжительная поддержка действия (которая была лишь способом решения необходимости) позитивными чувствами по ходу её удовлетворения, которое предполагает экспансивное и заинтересованное смещению чувств по надобности на операцию. 4. Сенсорная организация - определяется тем, что интерес еще не создан, но присутствует предрасположенность его формирования. 5. Положительная поддержка - установлены положительные результаты проведённой курсантом работы (что-нибудь хорошее, что приобретает он в итоге выполнения им определённых операций, например, социальный статус, финансовая независимость и пр.), которая инициирует его к последующей работе. 6. Самостоятельная поддержка - деятельность, когда курсант самонастраивается на позитив, «верит в себя», воспитывает у себя осознание превосходства. 7. Опосредствованная поддержка, то есть изучение поддержки, которое приобрели другие. 8. Поведение подражания - курсант формирует у себя более гибкие формы поведения посредством копирования психолога-педагога или более удачным товарищам по взводу. 9. Интерперсональное воздействие -приобретение инновационных сведений благодаря возвратной взаимосвязи, которая вызывает смену и развитие роли личностного «Я». 10. Установление тождественности - идентификация курсанта как личности с иными особями, субъектами, личностями и пр.

Изучение замотивированности курсантов в контрольных и экспериментальных взводах показало, что в экспериментальных взводах непреклонно и на высоком уровне фиксируется заинтересованность стремления к высоким профессионально-значимым результатам социально-чувствительной, социально-нравственной, социально-патриотический профессиональной рукопашной подготовки (кроме мотивации личностного утверждения).

Положительная установка отмечается в аспектах замотивированности стремления. Значительным определяется тот момент, что в экспериментальных взводах наблюдается увеличение категорий замотивированности, объединенных с достижением высоких результатов, необходимость в достижении высоких результатов, работа ради достижения высоких результатов, ожидания позитива, самоутверждения. И одновременно мы видим тенденции к понижению категорий мотивации избегания негатива: ожидание негатива, самоунижение, отрицательное чувственное состояние, тематика негатива.

В экспериментальных взводах перманентно увеличивается достаточная степень замотивированности стремления: при применении соревновательного метода спортивной тренировки он стремится к максимуму (40,5%). В экспериментальном взводе у курсантов 20-21 год по сравнению с контрольными взводами 18-19 и 20-21 лет большая степень замотивированности стремлений увеличивается сообразно в 2,3 и в 2.

С годами увеличивается степень спортивно-профессиональной компетенции, и повышаются показатели курсантов на официальных состязаниях (чемпионаты филиала, города, Крыма, университета, ЮФО, России).

По итогам исследования установлены существенные корреляции (Р<0,01) между замотивированности стремлений к профессиональному рукопашному совершенству и степенью спортивно-профессиональной компетенции курсантов 18-19 и 20-21 лет в категориях: «Необходимость в стремлении к позитиву: 18-19 лет (г=0,305; г=0,318); 20-21 лет (г=0,713; г=0,730); «Предчувствие негатива»: 18-19 лет (г=-0,590; г=-0,459); 20-21 лет (г=-0,565; г=-0,270). Между замотивированностью стремления к высоким результатам и итогами состязательной деятельности: «Необходимость в стремлении к позитиву: выиграть (г=0,738; г=0,746); проиграть (г=0,620; г=0,624); «Предчувствие негатива»: выиграть (г=0,659; г=0,671); проиграть (г=-0,545; г=-0,553). Между степенью спортивно-профессиональной компетенции и показателями состязательной деятельности: 18-19 лет: победы выиграть (г=0,316; г=0,328); проиграть (г=-0,250; г=-0,245); 20-21 лет: выиграть

(г=0,698; г=0,716); проиграть (г=0,618; г=0,610).

Были определены статистически важные разницы между итогами замотивированности достижения высоких результатов у курсантов контрольного и экспериментального взводов по окончанию исследования согласно критерия Стюдента. Выше всего весомые смещения присутствовали в таких показателях, как: необходимость в достижении высоких показателей (^кр.=2,57) и предчувствия негатива ^-кр.=2,49); необходимость избежания негатива ^-кр.=2,52) и предчувствия негатива (^кр.=2,38).

Итак, можно предположить, что занятия, направленные на формирование мотивационных установок, позволяют перенастроить курсантов с невысокой степенью замотивированности стремления к высоким результатам со стремления ухода от негатива на стремление достигать позитива в спортивно-профессиональной рукопашной подготовке.

Выводы. Положительные сдвиги в экспериментальном взводе обуславливают то, что учебно-тренировочные занятия содействуют формированию самой актуализации курсантов, их ценностных установок, многосторонности, сенсиативности, самоутверждения как личности, самовоспитания, понятий о сущности человеческого бытия, синергетики, константы, интеллектуальных стремлений, креативности. Также фиксируются мотивы спортивно-профессиональной деятельности, увеличиваются категории заинтересованности, взаимосвязанные состремлениям к высоким результатам, увеличивается степень замотивированности стремления к совершенству профессионального рукопашного мастерства, повышается количество побед на состязаниях различного уровня подготовки.

Литература:

1. Бокий, А.Н. Историко-дидактическое исследование педагогических систем единоборств, как составляющая формирования профессиональных навыков использования подручного оружия сотрудниками полиции / А.Н. Бокий, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - Вып. 63. -Ч. 1. - С. 330-334

2. Бокий, А.Н. Религиозно-философские концепции Конфуция в проекции профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД России / А.Н. Бокий, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - Вып. 66. - Ч. 1. - С. 35-38

3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие для ВУЗов ФКСиТ / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2006. - 294 с.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта: монография / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.

5. Маряшин, Ю.Е. Современное каратэ. Концептуальные вопросы: монография / Ю.Е. Маряшин. - М.: АСТ, 2002. - 186 с.

6. Петров, Д.А. Формирование психологической готовности к действиям в экстремальных условиях у сотрудников подразделений специального назначения МВД РФ средствами физической подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Петров. - СПб., 2005. - 150 с.

7. Светличный, Е.Г. Особенности физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу / Е.Г. Светличный, И.П. Польской, О.С. Панова, В.В. Крючков // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2019. - Выпуск 6. - С. 189-194

8. Сидорович, В.И. Фудокан каратэ-до. Возврат к истокам: монография / В.И. Сидорович. - Ровно: Перспектива, 2006. - 192 с.

9. Усков, С.В. Религиозно-философские основы учебно-воспитательного процесса боевых искусств Дальнего Востока / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 58. -Ч. 1. - С. 67-70

10. Усков, С.В. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при угрозе нападения с предметами, используемыми в качестве оружия: научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: КФ КрУ МВД России, 2021. - 38 с.

11. Усков, С.В. Позитивные составляющие мотивационных установок к занятиям по профессиональной рукопашной подготовке курсантов высшей школы полиции России / С.В. Усков // Январские педагогические чтения. - 2021. - В.7(19) -С. 57-61

12. Хагай, В.С. Рукопашный бой как средство формирования психо-эмоциональной устойчивости военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук / В.С. Хагай. - Ставрополь, 2008. - 163 с.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); педагогических наук, доцент Лукавенко Андрей Викторович

Крымский юридический институт (филиал)

Университет прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ БОРЬБЫ ДЗЮ-ДО В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ

КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В исследовании раскрываются ведущие составляющие соревновательной борцовской техники дзю-до курсантов высокого уровня подготовки, спроецированные на учебно-воспитательный процесс профессиональной рукопашной подготовки высшей школы полиции России. Разработанная на базе модели технико-тактических действий высококвалифицированных дзюдоистов, методика подготовки курсантов показала её эффективность. Результаты анализа позволяют утверждать, что курсантам экспериментального взвода с помощью предложенной методики удалось значительно улучшить эффективность применения базовых бросков в сравнении с курсантами контрольного взвода.

Ключевые слова: курсанты, профессиональная рукопашная подготовка, соревновательная техника дзюдоистов, модельные характеристики.

Annotation. In research anchorwomen open up constituents of competition technique of judo cadet's high level preparations, in the projection of on the educational and educator process of professional hand - to - hand preparation of higher school of police of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.