Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ РОССИИ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПОЛИЦИИ / КУРСАНТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сышко Дмитрий Владимирович, Усков Сергей Валерьевич

В данной статье показан научный поиск усовершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на занятиях по рукопашной подготовке. В характере противозаконных действий в настоящий момент перманентно отмечается усиление профессионализма, увеличивается количество преступлений, сопряжённых с вовлечением в круг преступной деятельности бывших военнослужащих, спортсменов и других лиц, обладающих высоким уровнем специальной технико-тактической подготовкой разных видов единоборств. Задача научно-преподавательского состава высшей школы полиции постоянно улучшать, опираясь на инновационные педагогические технологии, процесс профессиональной подготовки будущих офицеров полиции. Основная мысль авторов заключается в том, что инновационные системы и технологии в профессиональной рукопашной подготовке будущих офицеров уголовного розыска должны быть личностно ориентированными, в связи с чем новые модели формирования профессиональных навыков и качеств должны характеризоваться как базовая основа развития творческой личности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сышко Дмитрий Владимирович, Усков Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY ORIENTED SYSTEMS AND TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL HAND-TO-HAND PREPARATION OF CADET’S OF HIGHER SCHOOL OF POLICE

In this article the scientific search of improvement is shown by professional preparation cadet’s of educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia on employments on hand-to-hand preparation. In character of illegal actions strengthening of professionalism is constantly marked presently, an amount increases of crimes, related to engaging in the circle of criminal activity former soldiery, sportsmen and other persons, possessing a high level by the special technical and tactical preparation of different types of single combats. Task of scientists and teachers of higher school to the police constantly to improve, leaning against innovative pedagogical technologies, process of professional preparation of future officers of police. The key point of authors consists in that the innovative systems and technologies in professional hand-to-hand preparation of future officers of criminal search must be oriented to personality, in this connection the new models of forming of professional skills and internals must be characterized as base basis of development of creative personality of cadet’s.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ РОССИИ»

Педагогика

УДК 37.046:001.08

доктор педагогических наук, профессор Сышко Дмитрий Владимирович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ РОССИИ

Аннотация. В данной статье показан научный поиск усовершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на занятиях по рукопашной подготовке. В характере противозаконных действий в настоящий момент перманентно отмечается усиление профессионализма, увеличивается количество преступлений, сопряжённых с вовлечением в круг преступной деятельности бывших военнослужащих, спортсменов и других лиц, обладающих высоким уровнем специальной технико-тактической подготовкой разных видов единоборств. Задача научно-преподавательского состава высшей школы полиции постоянно улучшать, опираясь на инновационные педагогические технологии, процесс профессиональной подготовки будущих офицеров полиции. Основная мысль авторов заключается в том, что инновационные системы и технологии в профессиональной рукопашной подготовке будущих офицеров уголовного розыска должны быть личностно ориентированными, в связи с чем новые модели формирования профессиональных навыков и качеств должны характеризоваться как базовая основа развития творческой личности курсантов.

Ключевые слова: высшая школа полиции, курсанты, инновационные системы, личность, образовательные технологии, профессиональная рукопашная подготовка.

Annotation. In this article the scientific search of improvement is shown by professional preparation cadet's of educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia on employments on hand-to-hand preparation. In character of illegal actions strengthening of professionalism is constantly marked presently, an amount increases of crimes, related to engaging in the circle of criminal activity former soldiery, sportsmen and other persons, possessing a high level by the special technical and tactical preparation of different types of single combats. Task of scientists and teachers of higher school to the police constantly to improve, leaning against innovative pedagogical technologies, process of professional preparation of future officers of police. The key point of authors consists in that the innovative systems and technologies in professional hand-to-hand preparation of future officers of criminal search must be oriented to personality, in this connection the new models of forming of professional skills and internals must be characterized as base basis of development of creative personality of cadet's.

Key words: higher school of police, cadet's, innovative systems, personality, educational technologies, professional hand-to-hand preparation.

Введение. В.В. Путин в своем обращении к гражданам Российской Федерации отметил, что диктатура закона должна быть неоспоримой, и независимо от территориальности (Москва, Санкт-Петербург или российская глубинка) требования закона должны трактоваться и выполняться единообразно, а права, свободы и законные интересы граждан должны стоять на первом месте. Диктатура закона - путь к построению единого мощного государства [10].

К сожалению, не все граждане являются сознательными, законопослушными и адекватно реагируют на установленные в обществе и нормативно закрепленные государством, с целью обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов преобладающей части населения, правила совместного существования и нормального функционирования государства [6].

В любом обществе есть «маргинальная прослойка», члены которой считают, что установленные в обществе правила поведения являются обязательными не для всех и часто сознательно или несознательно их нарушают.

Нарушение правил может носить незначительный характер, выражающийся в нарушении норм морали и этических требований поведения.

Но в некоторых случаях, в силу различных причин (хулиганские побуждения, желание получить различные материальные блага незаконным путем, неправильное трактование законодательства, месть и т.д.), нарушения общественного порядка и законности могут носить общественно опасный характер, связанный с причинением материального ущерба, вреда здоровью и жизни граждан [6].

Для пресечения и профилактики вышеуказанных деяний требуется вмешательство специально уполномоченных органов исполнительной власти.

Одной из служб ОВД, обеспечивающей защиту граждан от противоправных посягательств, является уголовный розыск.

Поставленные боевые задачи, которые решают сотрудники уголовного розыска в современных обстоятельствах сложной криминальной проблематики в Российской Федерации, обусловливают инновационные цели, задачи и подходы подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД.

На принципах современных запросов системы высшего образования МВД России XXI века необходимо воспитывать и обучать не только офицера-юриста, а сотрудника криминальной полиции, обладающего навыками оперативно и реально сложившейся ситуации принимать достаточно специфические решения, держать себя под абсолютным психофизиологическим контролем.

Отечественная и зарубежная практика [12] перманентно доказывает, что стремление развивать личность по определенной схеме, проводя обучающихся «слаженными шеренгами» через установленный стандарт учебно-воспитательного процесса, на выходе даёт лишь общественные суррогаты. Личностно ориентированное образование не решает вопросы развития профессиональных навыков и качеств с определёнными установленными признаками, а формирует обстоятельства для разнопланового проявления и, естественно, воспитания индивидуальных функций субъектов обучения и воспитания.

Базой становления и развития отечественного личностно ориентированного обучения являются работы выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского [9]. Гуманистические концепции великого учителя находили и находят понимание как у современников, так и у сегодняшних исследователей.

За последние годы в спортивной дидактике появился ряд современных инновационных подходов к обучению и воспитанию [4; 5 и пр.], которые предусматривают использование методов активизации учебно-познавательной самореализации личности, усовершенствования организационных форм дидактического процесса, гуманизации межличностных отношений и содержания профессионального образования. Их обобщения относительно специфики обучения в ведомственных высших образовательных учреждениях и внедрения в процесс профессиональной подготовки

курсантов, является конкретным воплощением принципа научности в это сложное, разноплановое, специализированное и психологически насыщенное социально-педагогическое явление.

Обучение в высшей школе полиции, должно основываться на субъективности курсанта, признание за ним права на самоопределение и самореализацию в учебно-познавательной деятельности посредством овладения её способами, что означает приспособление военно-профессионального образования к нему, а не наоборот, как в традиционном обучении. Всё это требует кардинального изменения цели и ценностных ориентаций профессионально-учебного процесса, обновление содержательного компонента и его гуманитаризации, перестройки технологи, её гуманизации и демократизации, изменение методики деятельности преподавателя и увеличения в ней технологии сотрудничества, корректирование характера учебно-познавательной деятельности курсанта, как субъекта учебно-воспитательного процесса.

При подготовке правоохранителей, следует учитывать не только наработки и опыт отечественных инструкторов и преподавателей, но использовать положительный опыт зарубежных коллег [7].

Целью такого обучения является гармоничное формирование и всестороннее развитие личности курсанта, полное раскрытие его творческих сил, приобретение собственного «Я», неповторимой индивидуальности, становления субъектом учебно-воспитательного процесса, а не овладение только определенной совокупностью профессиональных навыков и качеств. Для этого преподаватель должен помочь курсанту найти самого себе, поддержать, и развить человека в человеке, заложить в нем механизмы адаптации, самоопределение, саморазвития, самореализации, самоусовершенствования в специфике условий учёбы в высшем учебном заведении, которые будут способствовать становлению творческой личности.

Курсанты высшей школы полиции, как личности, в процессе профессиональной подготовки изменяются, совершенствуются. Одним из условий успешной реализации себя как специалиста является умение использовать свои сильные личностные стороны и нивелировать слабые. А также развивать в себе те качества, которые необходимы для более полной самореализации. В связи с этим, можно заключить, что индивидуализация является одним из условий процесса формирования личности, следовательно, может рассматриваться нами как средство личностно ориентированного обучения.

Изложение основного материала статьи. Современные личностно ориентированные и гармонично развивающие педагогические технологии требуют разнопланового и досконального анализа по их внедрению. Большой интерес для специалистов системы рукопашной подготовки МВД могут представлять педагогические технологии, сформированные на основе целеполагания учебно-воспитательного процесса сориентированные на так называемую «спортизацию». Научное определение, появившееся в отечественной теории и практики спортивной педагогики ещё в конце двадцатого века [3 и пр.], рассчитывающая на переход структуры и целеполагания физического воспитания в образовательных учреждениях с общеразвивающей подготовки (урок физической культуры) на спортивную тренировку (специализированная педагогическая система).

Определяя современную концепцию педагогических технологий профессиональной рукопашной подготовки в образовательных организациях высшего образования МВД России, по мнению многочисленных исследователей [1; 4 и пр.] необходимо взять за основу изучения функциональных, психофизиологических и нравственных компонентов в интегральной их взаимозависимости. Система формирования индивидуальных навыков и качеств рукопашного боя должна предусматривать использование современных личностно ориентированных педагогических технологий на всех стадиях учебно-воспитательного процесса. Критерием эффективности рукопашной подготовленности курсантов должен быть достаточный уровень их компетентности, которая выражается в овладении теоретическими знаниями по тактике боестолкновения, а также высоким уровнем технико-тактической и психофизиологической подготовленности.

Что касается конкретно занятий рукопашной подготовкой в образовательных организациях высшего образования МВД России, то всё вышесказанное предполагает целенаправленное использование педагогических принципов спортивной тренировки - осознанности, инициативности, конкретизации, доступности, поэтапности и личностно ориентированного подхода процесса обучения и воспитания.

Осознание целеполагания и содержания постигаемого учебного материала предрешает деятельное участие курсантов в учебно-воспитательном процессе. В следствии этого инициируется общее направление самосовершенствования, в полноценной мере увеличивающее позитивный эффект занятий. Технико-тактическая рукопашная подготовка формируется на приоритете творческой личности курсанта, его потенциала к самореализации и открытию индивидуально-личностного начала. Понимание и ратификация курсантом задачи и позитива занятий по рукопашной подготовке делается базовой составляющей всего профессионального обучения. Диалектически обоснованно, что человека невозможно полноценно сформировать тем, кем он не желает быть. Осознание целей и задач учебного материала предназначает деятельное участие курсантов, как субъектов, в процессе обучения и воспитания. Осмысление двигательных действий имеет непосредственную связь и к тактической подготовке боестолкновения. Оно фундаментально находится в вопросах предпочтения и употребления целесообразных средств и способов рукопашного боя.

Самосовершенствование личности через воспитательное воздействие неосуществимо без конкретизации и личностно ориентированного подхода к профессиональной подготовки, то есть основательное формирование конкретных функций и способностей, детальное развитие сравнительно ограниченной сферой специализированных навыков и качеств. Всё это даёт возможность достаточно оперативно решать задачи реального позитива. Вместе с тем конкретизация должна опираться на рационализм и не превращаться в односторонность. При развитии профессиональных навыков и качеств эти задачи оформляются в виде доктрины «посредством конкретизации к универсализации». Данные дидактические концепции обуславливаются тем, что многосторонней подготовке должна предстоять конкретизированная.

Конкретизация процесса профессиональной подготовки, в свою очередь определяется единым форматом с личностно ориентированным подходом. Обучение и воспитание, сориентированное на конкретную личность обуславливает требования создавать структуру занятий, основываясь на личностной специфики каждого курсанта. Это предполагает, что каждому необходимо формировать индивидуальный, более подходящую манеру владения техникой и тактикой рукопашной подготовкой, выбирать свои, наиболее рациональные упражнения и функциональные нагрузки. Сложность и вместе с тем результативность данного подхода бесспорны [8; 11].

Например, высокорослый курсант будет стремится проводить боестолкновение, применяя в первую очередь удары на дальних дистанциях. А курсант не большого роста и естественно достаточно невысоко находящимся ОЦТ, более настроен максимально быстро уходить на ближний бой, применяя технические двигательные действия борцовского характера. Курсанты с холерическим видом психасоматики, будет пользоваться атакующей тактикой, а флегматический тип, чаще будет больше использовать оборону. Помимо вышесказанного, в тактической концепции единоборств существует градация относительно предрасположенности к темповому стилю («темповик»), силовому противоборству («силовик», «нокаутёр»), или игровой манере проведению боестолкновения («игровик»). Ряд специалистов-универсалов могут действовать относительно оперативной ситуации и психасоматики противника, в быстрых тактических переходах с одного стиля ведения боя на иной [8].

Личностно ориентированное обучение и воспитание нереализуемо без применения принципов доступности и поэтапности, что выражается в дидактически грамотном планировании учебного материала на весь период учебно-воспитательного процесса. Психофизиологический потенциал курсанта в изучении нового перманентно ограничен, он может на достаточном уровне изучить только то, что отвечает степени его функциональных, интеллектуальных и психологических возможностей на данном этапе подготовки. В связи с этим процесс обучения и воспитания образно представляет собой путь по ступеням вверх. Каждый последующий шаг производится лишь после фундаментального изучения и формирования предшествующего.

Поэтапность и доступность обуславливается согласованностью сложности постигаемого учебного материала потенциалам курсантов. Данные потенциалы необходимо осознавать довольно обширно: и как психологические возможности, и как умственные потенциалы, и как физиологические способности решать без лишнего усилия новые учебно-тренировочные задачи. Обгон реалий потенциала курсантов делает рукопашную подготовку механическим «натаскиванием», и отнимает у курсантов будущее по достижению хороших показателей.

Предопределение принципов поэтапности, доступности и личностно ориентированного подхода определяется в создании для каждого курсанта наилучших обстоятельств по развитию технико-тактических навыков и воспитанию физических и морально-психологических качеств. Эти принципы спортивной дидактики обуславливают изъятие отрицательных результатов для растущего организма при тренировочных нагрузках в режимах сверх возможностей физической и психологической работы.

Стандартами для установления поэтапности и доступности являются здоровьеформирующие критерии (АД, ЭКГ и пр.), спортивно-показательные критерии (позитивная динамики итогов тренировки, повышения уровня специальных психофизиологических качеств и технико-тактических навыков, функциональных показателей МПК, ЖЕЛ, ПАНО и пр.), а также общего физиологического самочувствия (стремление к тренировкам, сон, аппетит и пр.).

Общие и личностные специфики курсантов по ходу обучения и воспитания модифицируются. Трансформируется психофизиологический тонус в течении даже одного учебно-тренировочного занятия и, как следствие, уровень доступности решения конкретной боевой задачи. В связи с этим перманентно должна видоизменяться доступность средств и методов профессиональной рукопашной подготовки. Обязаны браться во внимание также специфики самих заданий, целей, средств, способов и методов.

Особенно интересной для специалистов по направлению рукопашной подготовки системы МВД, педагогическая технология «создания ситуации успеха», который предоставляет возможность каждому почувствовать радость достижения, осознания собственных способностей, веру в собственные силы. С позиции социально-педагогической точки зрения успех -оптимальное соотношение между ожиданием окружающих, личности и результатами деятельности. В тех случаях, когда ожидания совпадают или превосходят их, можно вести речь об успехе. Ситуация успеха - это субъективное психологическое состояние удовлетворения посредством физического или морального напряжения, которая раскрывает период освобождения скрытых возможностей личности превращение и реализацию физических и духовных сил молодого человека. В современной системы рукопашной подготовки высшей школы полиции ведутся поиски средств, способных увеличить объем посредством интенсификации и разнообразия технико-тактических приёмов. Именно поэтому специалисты все чаще обращаются к «непрямым» (то есть, не через интенсификацию техники и тактики силового задержания) методам увеличения объемов учебно-воспитательного процесса.

По нашему мнению, технология интенсификации должна происходить при помощи внедрения в педагогический процесс рукопашной подготовки высшей школы полиции, практически не используемых методов сопряжённого, игрового и соревновательного упражнения. Самым эффективным подходом является применение различных видов и форм соревнований, который стимулирует творческое стремление каждого курсанта в проекции его индивидуальных особенностей. Мы считаем, что любой учебный процесс является эффективным лишь тогда, когда вызывает и организует физическую, психологическую и интеллектуальную активность и заинтересованность.

Выводы. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что личностно ориентированные системы и технологии являются достаточно эффективными в учебно-воспитательном процессе, в том числе и в профессионально-прикладной рукопашной подготовке курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России. Все педагогические системы и технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе современной молодежи, должны быть сориентированы на удовлетворение потребностей высшего уровня, на создание личной философии того, кто учится и того, кто учит. Приоритетами образования должна стать работа на личность, на высокий уровень индивидуального раскрытия каждого молодого человека. «Что ещё раз доказывает острую необходимость «спортизации» всего учебно-воспитательного процесса рукопашной подготовки высшей школы полиции России» [12, С. 70].

Литература:

1. Батурин, А.Е. Развитие личностных свойств и физических качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою: дисс. канд. пед. наук / А.Е. Батурин. - Санкт-Петербург, 2006. - 219 с.

2. Кошкин, Е.В. Модель формирования навыков боевых приемов единоборств у курсантов ВУЗов ФСИН России на основе различий соматотипов: дисс. канд. пед. наук / Е.В. Кошкин. - Чайковский, 2018. - 269 с.

3. Лубышева, Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: дисс. док. пед. наук / Л.И. Лубышева. - Москва, 1992. - 458 с.

4. Прокопенко, В.В. Индивидуализация физической подготовки курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России: дисс. канд. пед. наук / В.В. Прокопенко Санкт-Петербург, 2007. - 219 с.

5. Ротенберг, А.Р. Педагогическая система управления личностным ростом спортсменов-единоборцев: дисс. док. пед. наук / А.Р. Ротенберг. - Санкт-Петербург, 2007. - 437 с.

6. Светличный, Е.Г. Обучение курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России приведению оружия в готовность в условиях противоборства с нападающим // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2020. - Выпуск 66 (2). - С. 278-283.

7. Светличный, Е.Г., Панова О., Шанько В.В., Жамборов А.А. Сравнительный анализ организации профессиональной (огневой) подготовки полицейских Российской Федерации и США // Бизнес. Образование. Право. - Волгоград. - 2021. -№ 1 (54). - С. 413-417.

8. Сидлецкий, А.В. Тактическое разнообразие на основе индивидуальных психофизиологических характеристик в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / А.В. Сидлецкий, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В. 58. - Ч. 1. - С. 243-246.

9. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: «Народна асвета», 1981. - 288 с.

10. Телевизионное обращение к гражданам России (17 мая 2000 года, Москва) // Путин В.В. Избранные речи и выступления. - М.: Книжный мир. - 2008. - 480 с.

11. Усков, С.В. Внедрение личностно ориентированного подхода в обучение курсантов ВУЗов МВД на занятиях по мерам силового задержания / С.В. Усков // Проблемы трудовой и профессиональной подготовки : научный журнал. - Киев: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2009. - В. 04(13). - С. 165-171.

12. Усков, С.В. Сравнительный анализ профессиональной рукопашной подготовки в учебных заведениях полиции зарубежных стран и России / С.В. Усков // Научный результат. Педагогика и психология образования: сетевой научно-практический журнал. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 59-73.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Тарасов Дмитрий Юрьевич

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии

И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);

кандидат педагогических наук Зотов Александр Александрович

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии

И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск);

кандидат педагогических наук Лаптев Алексей Анатольевич

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии

И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ В АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ, МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В публикации рассматривается использование стратегии в современных педагогических исследованиях по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования. Даётся краткий анализ исследований в этой сфере, производится их группировка по схожим признакам. Авторы приходят к тому, что ряд направлений профессиональной деятельности не охвачен стратегической моделью, что открывает современным исследователям новые пути.

Ключевые слова: стратегия; педагогические исследования; профессиональные качества; образовательные организации, образовательные учреждения, обучающиеся.

Annоtation. This publication discusses the use of the strategy in modern pedagogical research on the theory and methodology, methodology and technology of vocational education. A brief analyses of research in this area is given, their grouping is made according to similar characteristics. The authors come to the conclusion that a number of areas of professional activity are not covered du the strategic model, which opens up new ways for modern researchers.

Key words: strategy, pedagogical research, professional qualities, educational organizations, educational institutions, students.

Введение. Труды философа, историка, теоретика военного искусства Карла Филиппа Готфрида фон Клаузевица во все времена имели заслуженную высокую репутацию, даже во времена Советского Союза. Будучи иностранным подданным, но преданно служившим Александру I он констатировал что, «Самое трудное - возможно, лучше подготовить победу; это -незаметная заслуга стратегии, за которую она редко получает похвалу» [3]. Трудно возразить, тем боле что, наша эра актуализирует сказанное.

Динамичное время, выпавшее на долю современных учёных подтверждает это каждый день [2], побуждая их интерес к использованию стратегии в актуальных исследованиях по теории и методике, методологии и технологии профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. В педагогических исследованиях советского времени понятие «стратегия» рассматривалось крайне редко. Но с начала 90-х гг. XX века оно начинает активно применяться в педагогике, в психологии, в философии.

В научных работах и диссертациях учёные всеобъемлюще внедряют понятие «стратегия», тогда когда речь идёт об индивиде, занимающемся проблемами личностного роста, когда человек прогностически подходит к цели определяющей дальнейшую программу его самореализации, формирует свою мировоззренческую базу. Мы отмечаем, что в педагогических, психологических и философских исследованиях «стратегия» позиционируется в контексте самостоятельного «самостановления и самостроительства» личности.

Освещая признаки феномена стратегии жизни К.А. Абульханова-Славская раскрывает ключевые, определяя их границы. Это способность индивида находить решение в сложной ситуации противоборства идеального представления личности о событии с реальной жизненной ситуацией [1]. Ксения Александровна отмечает эти личностные свойства как особые, дифференцированные от характера индивида и его способностей. Эти умения рассматриваются ей как особые жизненные качества личности, и они отличаются от способностей и характера тем, что их формирование детерминировано активной жизненной позицией и образом жизни индивида. При этом образ жизни человека должен быть коренным образом перестроен, он должен выйти за границы заложенного генетически в личности образа поведения. Личность сама должна создать новые условия деятельности, которых пока нет. Ксения Александровна Абульханова-Славская это определяет как: «Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим реальным человеком» [1].

В педагогике это означает, основанное на доктринальных ценностях своевременное обновление стратегии образования, как актуализация подготовки к профессиональной деятельности и связанно это с личностными диспозициями педагогического работника. В этом ракурсе стратегия разработки актуальных видов профессиональной деятельности выступает способом раскрытия и реализации личности себя в профессии и воплощена она может быть как профессиональная программа индивида. Отметим что «образовательная стратегия» это плотная взаимосвязь и взаимодействие её компонентов. Они включают в себя: включение обучающегося в образовательный процесс не как статиста, но как участника; осуществление постоянного анализа социально - образовательной ситуации в обществе; анализ продвижения к цели образования; соответствие принципам образования его содержательной части [4]. Существенно важным, на наш взгляд, является то, что в данном подходе системообразующим элементом являются и цели образования, и выводы на основе анализа социально-образовательной ситуации. Приведённые выше, позиции признанных и авторитетных учёных свидетельствует о не ослабевающем интересе когорты исследователей к педагогическим стратегиям. Это подтверждается достоверными данными. Так, на основе изучения официальных документов высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации нами был осуществлён анализ актуальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.