Научная статья на тему 'ИДЕОМОТОРНЫЕ МЕТОДИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ИДЕОМОТОРНЫЕ МЕТОДИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Веремьёв Алексей Сергеевич, Жамборов Анзор Анатольевич

В статье рассматривается использование идеомоторных методов спортивной тренировки как составляющей формирования психофизиологических качеств профессиональной рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции России. Специальная психологическая подготовленность будущих офицеров уголовного розыска к решению поставленных боевых задач в экстремальных ситуациях силового задержания определялась с помощью теста Ч. Спилбергера и измерения частоты сердечных сокращений. Исследование показало, что применение идеомоторных упражнений позитивно отражается на физиологических и психологических показателях работы организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Веремьёв Алексей Сергеевич, Жамборов Анзор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOMOTOR METHODOLOGIES - AS MAKING FORMING OF THE SPECIAL PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL SKILLS OF PROFESSIONAL HAND-TO-HAND PREPARATION THE CADET’S OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the article the use of ideomotor methods of the sporting training is examined as making forming of psychological and physiological internal’s of professional hand-to-hand preparation of cadet’s of higher school of police of Russia. The special psychological preparedness of future officers of criminal search to the decision of the put urgent tasks in the extreme situations of power detention was determined by means of test of H. Spilberga and measuring of frequency of heart-throbs. Research showed that application of ideomotor exercises positively affected physiological and psychological indexes of work of organism.

Текст научной работы на тему «ИДЕОМОТОРНЫЕ МЕТОДИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ИДЕОМОТОРНЫЕ МЕТОДИКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ

КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается использование идеомоторных методов спортивной тренировки как составляющей формирования психофизиологических качеств профессиональной рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции России. Специальная психологическая подготовленность будущих офицеров уголовного розыска к решению поставленных боевых задач в экстремальных ситуациях силового задержания определялась с помощью теста Ч. Спилбергера и измерения частоты сердечных сокращений. Исследование показало, что применение идеомоторных упражнений позитивно отражается на физиологических и психологических показателях работы организма.

Ключевые слова: курсанты, полиция, профессиональная рукопашная подготовка, психофизиологические качества, спортивная тренировка.

Annotation. In the article the use of ideomotor methods of the sporting training is examined as making forming of psychological and physiological internal's of professional hand-to-hand preparation of cadet's of higher school of police of Russia. The special psychological preparedness of future officers of criminal search to the decision of the put urgent tasks in the extreme situations of power detention was determined by means of test of H. Spilberga and measuring of frequency of heart-throbs. Research showed that application of ideomotor exercises positively affected physiological and psychological indexes of work of organism.

Key words: cadet's, police, professional hand-to-hand preparation, psychological and physiological internal's, sporting training.

Введение. Как уже нами было научно обоснованно в предыдущих исследованиях [1; 9; 10 и пр.] - специальная рукопашная подготовка сотрудника полиции чрезвычайно разнообразна как по форме, так и по содержанию. Это проявляется во всех интегральных составляющих данного, достаточно специфического направления обучения системы МВД, в содержательных и процессуальных проявлениях профессиональной деятельности, обусловленных специализированными особенностями решения поставленных боевых задач.

Специфическим признаком профессиональной компетенции в рукопашном бое, по данным многочисленных научных работ и специальной литературы [4; 6; 7 и пр.], является наличие выраженного психологического напряжения, усталости или стресса, при котором возможна адаптация к нагрузкам и высокий уровень подготовленности. В связи с этим, появляется необходимость конкретного изучения психофизиологических особенностей рукопашной подготовки, в первую очередь курсантов ВУЗов МВД, как будущего командного состава ОВД с целью дальнейшего научного обоснования учебно-тренировочных методов профессиональной деятельности.

По мнению специалистов [2; 3], значения и необходимость психологии спортивной тренировки, как для спортивной, так и профессионально-прикладной деятельности являются бесспорными. В источниках специальной литературы авторы подчеркивают роль психологической подготовки на вех этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, как в конкретных видах спорта, так и в специализированной подготовки сотрудников силовых структур, для дальнейшей специализации.

Исходя из этого, определения методик, воздействующих целенаправленно на психологическое состояние будущих офицеров уголовного розыска во время учебно-воспитательного процесса, является крайне важным. Но в специальной литературе пока ещё не в полной мере освещается данная проблематика относительно как отдельных видов спорта, так и профессиональной рукопашной подготовки. Этим и обусловливается актуальность проведенного исследования.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с целью и поставленными задачами, нами в течение 2020-21 учебного года проводились учебные занятия по рукопашной подготовке в двух группах курсантов Крымского филиала краснодарского университета МВД России. Они составили экспериментальную и контрольную группы, по 10 человек каждая.

Занятия, согласно рекомендациям специальной литературы и возрастных характеристик, проводились 5 раз в неделю, их длительность составляла 90 минут. В обеих группах (экспериментальной и контрольной) подготовка проходила по одинаковой методике, и отвечала общей учебной программе высшей школы полиции [11].

Разработанные нами ранее методики идеомоторной тренировки на занятиях рукопашной подготовкой будущих офицеров уголовного розыска [9], основываются на педагогических системах дальневосточных боевых искусств. Данная подготовка предполагает формирование способности полного контроля психики, что в свою очередь позволяет создавать в критические моменты угрозы здоровью и жизни оптимальное эмоциональное состояние. Эти рекомендации стали решающими в выборе методологии исследования, особенно учитывая очень специфические задачи данной составляющей профессионального обучения курсантов образовательной системы МВД.

Итак, с целью специальной психологической подготовки в экспериментальной группе были использованы методы идеомоторной тренировка, которые подразделяется на две взаимосвязанные составляющие - релаксация и мобилизация. Использовались упражнения так называемой активной и пассивной медитации. Посредством релаксации достигалось торможение психофизиологических процессов работы организма (понижение показателей ЧСС, АД, ЭКГ и пр.). Это в свою очередь способствовало раскрепощению мышц, успокоению функционирования внутренних органов, релаксации всей нервной системы. Мобилизация содействовала активизации всех функциональных систем. Всё это обуславливало структурирование педагогического процесса формирования специфических психофизиологических навыков даосизма и дзен-буддизма - «Отрешённость сознания» и «Внимания широкого объёма» [1; 5].

Релаксация обычно используется в случаях, когда нужно успокоиться и расслабиться после занятия в режимах субмаксимального и максимального объёмов спортивной тренировки (работа «на износ»), перед сном, для снятия лишнего волнения и напряжения перед учебными соревнованиями, зачётами, а в дальнейшем и выходом на боевое задание, а также и

после них. Мобилизация применяется для подготовки организма курсанта (офицера) к соревнованиям, зачётам, реальному силовому задержанию, когда необходимо оперативно устранить чувства вялости, апатии и тому подобное.

Из вышесказанного, а также из наших предыдущих исследований [1; 7; 10 и пр.] видно, что профессиональная компетентность офицера уголовного розыска в направлении рукопашной подготовленности предусматривает высокий уровень развития всех функциональных систем организма, регуляторных функций нервной системы и его психики, сформированности физических и двигательных качеств, которые обеспечивают эффективность специфической двигательной деятельности. Это его интегральная характеристика, которая включает наличие общих компонентов, одним из которых есть функциональная готовность.

Для определения влияния методик идеомоторной тренировки, предложенной экспериментальной группе, было проведено тестирование курсантов экспериментальной и контрольной групп с использованием шкалы реактивной тревожности по Ч. Спилбергу [2]. Главной целью было выявить состояние юношей в настоящий временной момент, характеризующиеся субъективно переживающимися эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. По данным специальной литературы, он возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию [2; 3]. Относительно проведенного исследования, такой стрессовой ситуацией были учебные и официальные соревнования, проводившиеся в течение эксперимента.

Тесты Ч. Спилбергера принадлежат к методологиям, изучающим психологический феномен тревожности в спорте. Он представляет собой опросник, который состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность). Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения. Оно сопровождается связанным с активацией возбуждения автономной нервной системы. Тревожность, как личностное качество, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, предопределяющую индивида к восприятию широкого круга объективно обусловленных обстоятельств, содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не отвечает величине реальной опасности. Шкала реактивной тревожности Ч. Спилбергера является одной из немногих научных методологий, дающих возможность дифференцировано измерять тревожность как личностное свойство, и как состояние [2].

По мнению специалистов [8], частота сердечных сокращений (ЧСС) - легкодоступный показатель функционального состояния организма, который отображает реакцию сердечно-сосудистой системы на внешнее психологическое воздействие. Этот показатель является достаточно информативным и доступным для использования в разных ситуациях, включая стрессогенные воздействия.

Поэтому было решено определить и проанализировать данные ЧСС у курсантов в состоянии относительного покоя и перед соревнованиями или зачётами.

Определение и анализ показателей уровня тревожности по тестам Ч. Спилбергера, а также частоты сердечных сокращений состоял из трех этапов:

- первый этап контроля проводился как констатирующий эксперимент, с целью выявления выходных данных, которые характеризуют психологическое состояние курсантов экспериментальной и контрольной групп на момент начала исследования;

- на втором этапе контроля проводилась регистрация показателей в контрольной группе, а также и в экспериментальной, но после применения предложенных нами идеомоторных методов спортивной тренировки;

- на третьем этапе осуществлялась завершающая регистрация показателей данного исследования.

Данные показатели определялись в состоянии относительного покоя и непосредственно перед учебными соревнованиями, которые проводились между курсантами экспериментальной и контрольной групп в начале и в середине учебного года. Необходимо отметить, что в конце исследования третий этап контроля проходил во время проведения итоговых зачётов, в котором принимали участие курсанты экспериментальной и контрольной групп. В зачёты были включены и контрольные соревновательные методы спортивной тренировки.

Полученные результаты отображены в таблицах 1 и 2. Материалы таблицы №1 свидетельствуют, что данные, полученные на первом этапе контроля курсантов экспериментальной и контрольной групп, имели недостоверно значимые расхождения. Выявленные показатели ЧСС указывают на одинаковый уровень психофизиологической подготовленности курсантов в начале эксперимента и одинаковую реакцию на стрессовую ситуацию, обусловленную учебными соревнованиями.

Таблица 1

Динамика показателей ЧСС у курсантов перед зачётами в экспериментальной и контрольной группах на

различных этапах исследования

Показатели ЧСС 1 этап (констатирующий эксперимент) 2 этап (показатели по окончанию 1 этапа эксперимента) 3 этап (показатели по окончанию 2 этапа эксперимента)

ЭГ КГ t ЭГ КГ t ЭГ КГ t

В покое 74,1± 0,61 73,8± 0,79 0,29 68,4± 0,75 73,5± 0,47 5,69 57,6± 0,65 67,5± 0,54 11,6

Перед зачётом 94,4± 1,35 96,4± 1,67 0,93 82,5± 1,17 90,6± 1,1 5,04 62,3± 0,95 77,9± 1,26 9,85

Таблица 2

Динамика результатов тестирования по методикам Ч. Спилберга в исследованиях реактивной тревожности у

курсантов на различных этапах исследования

Этапы

1 этап 2 этап 3 этап

ЭГ КГ Критерий Стьюдента ЭГ КГ Критерий Стьюдента ЭГ КГ Критерий Стьюдента

x+m x+m t x+m x+m t x+m x+m t

45,± 47,5± 1,37 40± 45,6± 3,19 31,3± 40,8± 9,03

1,13 0,79 1,05 0,8 0,74 0,75

Данные таблицы №1, отображающие показатели ЧСС, полученные на втором и третьем этапах контроля констатируют, что результаты экспериментальной группы, в которой использовались методики идеомоторной тренировки, улучшились на достоверно значимую величину по сравнению с показателями курсантов контрольной группы, занимающихся по стандартной учебной программе.

У курсантов, которые составляли экспериментальную группу в конце исследования (3 этап контроля) средняя арифметическая величина показателей реактивной тревожности согласно тестированию Ч. Спилбергера имела значение 31,3+0,74 баллов. Тогда как после тестирования курсантов контрольной группы она равнялась 40,8+0,75 баллов. Это отображено в таблице №2. Полученные данные свидетельствуют, что курсанты экспериментальной группы после применения методов идеомоторной тренировки имели лучший уровень психофизиологической подготовленности к зачётам.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно характеризовать предложенные методики идеомоторной тренировки и их влияние на психофизиологическое состояние курсантов, как эффективный, а также отметить доступность и надёжность его использования в учебно-воспитательном процессе высшей школы полиции.

Результаты динамики показателей по тестам Ч. Спилбергера представлены в таблице 2. Итоги заключительного контроля свидетельствуют, что процесс мобилизации и восстановления психологического состояния у курсантов экспериментальной группы, в которой был применён метод идеомоторной тренировки, более выражен, чем у курсантов контрольной группы.

Выводы. В результате изучения и анализа последних научных исследований, было определенно, что на сегодняшний день ещё не в полной мере раскрыта проблематика психологического состояния курсантов ВУЗов МВД России, на занятиях профессиональной рукопашной подготовкой, как в процессе учебных, так и контрольных занятий. Это и предопределило актуальности предложенной темы работы.

В процессе определения психофизиологической подготовленности курсантов были, посредством методологии тестирования Ч. Спилбергера, выявлены изменения показателей уровня тревожности на достоверно значимую величину в экспериментальной группе, сравнительно с контрольной, при использовании методик идеомоторной тренировки.

В процессе исследования воздействия идеомоторной тренировки на психофизиологическое состояние курсантов во время соревнований и зачётов были зарегистрированы позитивные изменения показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) на достоверно значимую величину, которая свидетельствует об эффективности использованного предложенных методик для данного контингента сотрудников ОВД.

Результаты данного исследования свидетельствуют о возможности практического использования авторских методик идеомоторной тренировки с целью улучшения психофизиологической подготовленности и улучшения учебно-соревновательных показателей будующих офицеров уголовного розыска.

Литература:

1. Веремьёв, А.С. Педагогические, психологические и философские аспекты Буси-до, как инновационная составляющая рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД / А.С. Веремьёв, С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов на Дону: РЮИ МВД России, 28.04.2019. - С. 121-128.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта: монография / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 352 с.

3. Кадочников, А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою: монография / А.А. Кадочников. - Ростов на/Д: Феникс, 2003. - 304 с.

4. Косяченко, В.И. Методика применения сбивающих факторов в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов учебных заведений МВД России: дисс. канд. пед. наук / В.И. Косяченко. - Волгоград, 2000. - 184 с.

5. Лукавенко, А.В. Религиозно-философские основы учебно-воспитательного процесса боевых искусств Дальнего Востока / А.В. Лукавенко, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В. 58. - Ч. 1. - С. 67-70.

6. Петров, Д.А. Формирование психологической готовности к действиям в экстремальных условиях у сотрудников подразделений специального назначения МВД РФ средствами физической подготовки : дисс. канд. пед. наук / Д.А. Петров.

- Санкт-Петербург, 2005. - 150 с.

7. Светличный, Е.Г., Польской И.П., Панова О.С., Крючков В.В. Особенности физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2019. - Выпуск 6. - С. 189-194.

8. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для ВУЗов ФКиС / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - Москва: Владос-пресс, 2002. - 608 с.

9. Усков, С.В. Рукопашная подготовка (частная педагогическая технология преподавания учебной дисциплины для ВУЗов МВД России): научно-практическое пособие / С.В. Усков. - Симферополь: ДИАИПИ, 2017. - 96 с.

10. Усков, С.В. Научный анализ взаимосвязи формирования качеств сенсорной моторики, скорости, силы и техники выполнения ударов на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Вестник Краснодарского университета МВД России: научно-практический журнал. - Краснодар: КрУ МВД России, 2017. - №3(37).

- С. 210-214.

11. Хабаров, Д.В. Специальная физическая подготовка: учебная программа дисциплины для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска» / Д.В. Хабаров, П.В. Коляго. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 13 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.