Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Лукавенко Андрей Викторович
Крымский юридический институт (филиал) Университет прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической культуры Коваленко Юрий Анатольевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННО-СЕНСОРНЫХ КАЧЕСТВ, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ НАУЧНАЯ ДОКТРИНА РЕАЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
Аннотация. В данном исследовании авторами научно обоснованы степени физиологического состояния и взаимосвязей сенсорики под влиянием функциональных и психологических разнонаправленных воздействий в учебно-воспитательном процессе развития и совершенствования специальных умений и навыков техники и тактики силового задержания. Так же раскрыты наиболее информативные обстоятельства и характеристики сенсорного управления по созданию и контролю двигательных действий. Всё это позволит в дальнейшем приступить к разработке и апробации инновационных педагогических технологий рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России, которые будут в полной мере отвечать современным требованиям и реалиям профессиональной компетентности полицейского при выполнении им поставленных
Ключевые слова: вербальность, вестибулярность, визуальность, кинестетика, курсант, образовательная организация, профессиональная рукопашная подготовка.
Annotation. In this research by authors scientifically is reasonable degrees of the physiological state and interconnections of the sensory systems under influence functional and psychological scalene of the directed influences in the educational and educator process of development and perfection of the special abilities and skills of technique and tactics of power detention. The most informing circumstances and descriptions of touch - ups are similarly exposed on creation and control of motive actions. All ofit will allow in future to begin development and approbation of innovative pedagogical technologies of hand-to-hand preparation in higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs to Russia, which will to a full degree answer modern requirements and realities of professional competence of officer of police at implementation by him the put urgent tasks.
Key words: verbal, vestibular, visionless, kinesthesia, cadet's, educational organization, professional hand - to - hand preparation.
Введение. Современная проблематика совершенствования формирования специальных двигательных навыков техники и тактики силового задержания на занятиях с обучающимися образовательных организаций МВД России, судя по многочисленным исследованиям последних лет [3, 4, 10] является одной из самых актуальных. Это инициировано тем, что в профессиональной практике офицера полиции с каждым годом перманентно возрастают запросы к точности применения технико-тактических приёмов рукопашного боя, выполняемых в непредсказуемых и экстремальных обстоятельствах недостатка временных потенциалов и, как правило, на фоне быстрого повышения эмоциональных и физиологических характеристик.
Научным фундаментом методологии наших исследований являются теории о свободных двигательных действиях И.М. Сеченова [11], научные концепции условной рефлексии И.П. Павлова [9], научные доктрины по формированию двигательных действий М.О. Бернштейна [2] и работы современных классиков спортивной педагогики Л.П. Матвеева [7], Н.Г. Озолина [8] и др., в направлениях проблематики системы построения и контроля техники и тактики движений в спортивной тренировке.
Существенный прорыв в исследованиях двигательной деятельности человека предоставила научная доктрина функциональных организаций движений академика П.К. Анохина [1]. В соответствии с данной теорией весь наш организм является определённой иерархией перманентной интегральности функциональных режимов и систем. Причём всякий и всякая из них посредством избирательного соединения органов и функций создаёт условия для окончательного приспособительного и адаптационного результата. Основываясь на этой научной концепции, протекание принятия и анализ-синтез операции инерваторов происходит за счёт центростремительных сведений в центральную нервную систему о воздействии различных обстоятельство внешнего мира, на базе которого и совершается афферентное обобщение и создаётся конструкция соотнесения итога акции-реакции. В связи с этим, исследование разнообразия физиологических процессов сенсорики, их взаимных связей и установления основного режима по контролю движений в обстоятельствах оперативности и экстремальности боевого столкновения является существенной проблематикой фундаментальности научно обоснованных педагогических технологий построения учебно-воспитательного процесса профессиональной рукопашной подготовки в высшей школе полиции Российской Федерации.
В нашем объединенном изучении сенсорики организма применялись методологии разно уровневой сенсометрии, которые воспроизводят «срединные», сравнительно крепкие пороги тональной, визуальной, вербальной и координационной сенсорики режимов жизнедеятельности. Помимо этого, использовался анализ и синтез специальных научных источников, педагогические наблюдения, медико-физиологические методики (аудиометрия, адаптометрия, электромиография, электрокардиография, нистагмография и пр.), а также статистика полученного материала.
Изложение основного материала статьи. В научном эксперименте принимали участие 40 курсантов Крымского филиала Краснодарского университета МВД России с различными показателями профессиональной рукопашной подготовки: МС, KMC, первый и второй взрослые разряды и 30 курсантов, которые никогда не занимался профессионально рукопашным боем, а довольствовались лишь занятиями в ВУЗе по утверждённым учебным программам образовательной системы МВД России (см. табл. 1).
Таблица 1
Характеристики сенсорики у курсантов относительно их профессионализма
Профессионализм Число курсантов Уровни
Тональная Визуальная Вербальная Координационная
МС 12 26.00±1,40 23.60±1,4 23,40±0,72 10.21±0.23 град/сек.
KMC и1-й разряд 13 21.60±1.40 20.30±1.31 20,15±0,87 8.48±0.38 град/сек.
2-й пязпял IS 16 60±1 58 16 00±0 6?. 15 36±1 in 7 18±0 18 гпял/сек
Не профессионалы 30 15.00±1.14 15.00±0.88 14.35±0.55 7.21±0.21 град/сек.
Изучая итоги проведённого исследования, определено, что физиологические показатели сенсорики напрямую зависят от профессионализма курсантов. Проведение одинаковых двигательных действий в продолжительных временных отрезках инициирует обусловленную степень активизации сенсорики, которая определяется количественными показателями разностных порогов. Между сенсорные связи во всех изучаемых показателях обуславливаются присутствием прямо пропорциональной положительной корреляцией (см. табл. 2).
Продолжительные занятия рукопашным боем форсируют физиологическую инициативность сенсорики адекватными, конкретно каждому направлению инерваторами, а также содействуют совместному настраиванию степени их инициативности и увеличению степени коэффициентов корреляции.
Таблица 2
Характеристики ме^ду сенсорными связями у курсантов с различной степенью профессионализма
Профессионализм Число Показатель межсенсорных взаимосвязей (г)
курсантов
Тонально- Тонально- Тонально- Визуально- Визуально- Вербально-
визуальная вербальная координа- вербальная координа- координа-
ционая ционная ционная
12 0.820 0.510 0.520 0.756 0.695 0.504
МС ±0.17 ±0.08 ±0.09 ±0.09 ±0.09 ±0.09
KMC и 13 0.728 ±0.17 0.443 0.490 0.700 0.537 0.468
1-й разряд ±0.09 ±0.15 ±0.07 ±0.08 ±0.01
2-й разряд 15 0.841 ±0.26 0.350 0.442 0.657 0.483 0.460
±0.012 ±0.11 ±0.08 ±0.15 ±0.15
Не 30 0.624 ±0.12 0.325 0.391 0.572 0.470 0.379
профессионалы ±0.011 ±0.01 ±0.07 ±0.15 ±0.01
Было определенно, что у курсантов МС погрешность в восстановлении заданного мышечного напряжения составляла 1,20±0,16 килограмма, у курсантов KMC и 1-во разрядников - 1,80±0,01 килограммов, у 2-ро разрядников - 2,30±0,01 килограмма и у тех, кто занимался только по учебной программе - 2,90±0,22 кг (Р<0,05).
С увеличением профессионализма понижается и погрешность в воспроизведении заданной амплитуды двигательного действия. У МС погрешность показывает 2,85±0,21 градуса, у KMC и 1-во разрядников 3,78±0,17 градуса, у 2-ро разрядников 4,47±0,23 и у тех, кто занимался только по учебной программе 5,7±0,32 градуса (Р<0,001).
Как авторы уже не однократно научно обосновывали в своих предыдущих исследованиях [5; 6], развитие технико-тактических навыков в единоборствах проходит интегрально с формирование особых физических качеств, являющихся своеобразным фундаментом совершенствования специфических двигательных действий поединка. Контроль приспособительных акций-реакций различных направлений сенсорики на физические нагрузки различного вида и обуславливает авторскую научную доктрину развития структуры сенсорного сопровождения точности выполнения движений по ходу соревновательно-тренировочной работы.
Для обоснования данных научных гипотез нами использовалась сенсометрия в обстоятельствах подготовки курсантов (вузовская команда по рукопашному бою) с распорядком перемены физической работы и релаксации, который способствовал воспитанию специальной скорости, силы и выносливости во взаимодействии с формированием техники и тактики рукопашного боя.
Нами было определено, что под влиянием функциональных нагрузок скоростного и силового вида все сенсорные системы, кроме координационной устойчивости, обладают равным потенциалом модификаций. В середине занятия -увеличиваются, а в конце - уменьшаются. Не долгая по временным показателям скоростно-силовая нагрузка инициирует качественную активизацию нервно-психологических центров, что форсирует мобилизацию рецепторов и как итог, происходит уменьшение порогов тональной и кинестетической ощутимости. Продолжительное применение заданных упражнений инициирует собирание продуктов анаэробного обмена по окончанию занятия, что приводит к срыву нервно-мышечной трансляции импульсов. Всё это приводит к увеличению порогов мышечной и тональной осязаемости, а также увеличивает продолжительность латентных этапов сенсомоторной акции-реакции.
Меткость применения техники ударных действий в рукопашной «сшибке» напрямую зависит от координационной устойчивости. В этом варианте скоростно-силовая ориентированность занятий инициирует адекватные иннервации вестибулярных узлов центральной нервной системы, что в свою очередь содействует увеличению её устойчивости на весь период занятия. Отсюда, совершенствование навыка техники силового задержания желательно проводить в режимах вариации нагрузки и релаксации.
В единоборствах соревновательно-тренировочная работа идёт в обстоятельствах аэробно-анаэробных режимов спортивной тренировки, то есть при высоких характеристиках скоростно-силовой выносливости. Исследуя динамику смены физиологической инициативности сенсорики, определено, что функциональная энергичность кинестетики и тональной чувствительности понизилась еще в конце первой половины занятия на 33%.
Инициативность визуальной сенсорики меняется в таком же диапазоне. Деятельные анаэробные функциональные процессы способствуют смене световой рецепторики, уменьшается объём разностных рубежей, растёт порог глубинной визуализации, а также повышается временной диапазон темпового приспособления (Р<0,001).
Рубежи ощутимости вербальной сенсорики. По ходу педагогического эксперимента, так же повысились с 41 децибел до 52 децибел (Р<0,08).
Учебные занятия в нагрузочных режимах кислородного долга и перманентной нехватке временных резервов (уменьшение интервалов релаксации) приводит к понижению как координационной осязаемости (22,5%), так и координационной устойчивости (18,7%).
Понижение ощущения сенсорных сведений в итоге функциональной нагрузки, сориентированной на воспитание скоростной и силовой выносливости, привело к уменьшению меткости ударных двигательных действий (39,2%), как одного из ведущих технических составляющих силового задержания (Р<0,05).
В связи с чем, занятия, оринтированые на воспитание специальной скоростной и силовой выносливости рукопашного боя привели к серьёзному понижению физиологической инициативности сенсорики и в итоге, - понижение меткости ударов. Учитывая, что основной составляющей, инициирующей разнонаправленность характеристик сенсометрии, являются модификации метаболических процессов, ориентированность учебных занятий на воспитание специальной выносливости и есть то самое обстоятельство, которое инициирует увеличение разнонаправленности сенсорики.
Согласно авторской научной концепции интегральности всего учебно-воспитательного процесса рукопашной подготовки в высшей школе полиции России, именно формирования специальных навыков техники и тактики силового задержания и является центрально образующей задачей.
Успех в поединке определяется в том числе и устойчивыми навыками оперативного тактического интеллекта, база которого предполагает хорошую устойчивость навыка техники к физическим и психологическим перегрузкам. Прочность навыка двигательного действия зависит от устойчивости физиологических характеристик сенсорики.
Итак, анализ данного направления исследования обнаружил, что разнонаправленная тональная ощутимость увеличивается в первой половине учебного занятия, а в заключительной части наоборот понижается (Р<0,001). Ощутимость вербальной сенсорики меняется лишь в одной тенденции: объём разностных уровней в первой половине учебного занятия понижается на 18,5%, а по окончанию на 30,2% (Р<0,001). Координационная устойчивость в первой половине учебного занятия возросла на 8,5%, а в заключительной части на 23,5% (Р<0,001).
Разносторонность иннервирующих и стопорящих процессов активизировала увеличение вариативности физиологической инициативности сенсорики и как результат - увеличение разносторонности двигательной работы курсантов, например, меткость техники ударного действия в первой половине учебного занятия увеличивается на 15,7%, а в заключительной части понижается на 17,3% (Р<0,001).
Между сенсорные взаимные связи меняют свою степень в зависимости от целепологания учебного занятия (см. табл. 3). По окончанию занятия они существенно понижаются. Аккумулирование утомления инициирует различные модификации физиологической инициативности сенсорики. Это меняет параллельность во взаимных действиях сенсорики, и в итоге понижаются коэффициенты корреляции. Отсюда можно предположить, что в работе организма присутствуют не только "сонастраивання" рецепторов, а их сложное подчинение, то есть одни сенсорики выполняют основные задачи в контроле двигательных действий, а другие являются их вспомогателями.
Таблица 3
Изменения сенсорного синтеза в зависимости от целепологания учебного занятия
Целеполог Характеристики коэффициентов п
ание Кинестети- Кинестети- Кинестети- Визуально- Визуально- Вербально-
чески- чески- чески- координационная вербальная координа-
визуальная вербальная координационная ционная
Скорость и 0,820±0,1 0,638±0,1 0,621±0,0 0,736±0,1 0,705±0,0 0,637±0,1
сила 0,632±0,2 0,578±0,1 0,583±0,1 0,712±0,0 0,708±0,1 0,672±0,1
Специаль- 0,782±0,1 0,697±0,1 0,597±0,1 0,727±0,1 0,695±0,0 0,588±0,1
ная 0,623±0,3 0,476±0,1 0,446±0,2 0,594±0,3 0,532±0,1 0,477±0,1
выносли-
вость
Технико- 0,756±0,1 0,797±0,1 0,678±0,1 0,693±0,1 0,731±0,1 0,695±0.1
тактичес- 0,657±0,1 0,561±0,2 0,688±0,2 0,711±0,1 0,756±0,1 0,711±0,1
кая
Выводы. Особенности двигательной деятельности и уровень профессионализма являются основным показателем подвижности сенсорики. Нами обоснованно, что средние уровни физиологической инициативности сенсорики взаимосвязаны и взаимно настроены и выполняют основную задачу в контроле двигательной деятельности. Разносторонность ощутимости сенсорики и их межсенсорных взаимосвязей напрямую зависит от функционального напряжения и целепологания учебных занятий. Было доказано, что в процессе учебных занятий скоростной и силовой целеустановки происходит скачок иннициативности всей сенсорики. А вот учебные занятия, ориентированные на воспитание специальной выносливости, проявляют обратное влияние. Так же определено, что применение особых заданий узко специализированного влияния на сенсорику увеличивает её прочность, повышают к физическим нагрузкам.
Определено, что все сенсорные организации воздействуют на процесс контроля двигательными действиями. Но вместе с тем, определяющие роли в контроле могут брать на себя как одна и несколько сенсорик.
Планируемые к опубликованию научно-практические пособия на основное наших исследований по вопросам данной проблематики дадут возможность значительно увеличить физиологическую инициативность сенсорики, что обеспечит курсантам ВУЗов МВД повышение прочности навыков техники и тактики силового задержания.
Литература:
1. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: монография / П.К. Анохин. -Москва: Наука, 1973. - 452 с.
2. Бернштейн, H.A. О ловкости и ее развитии: монография / H.A. Бернштейн. - Москва: Физкультура и спорт, 1991.- 197 с.
3. Бычков, В.М. Методика обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам обезоруживания: дис. ... канд. пед. наук/В.М. Бычков. -М.,2018. - 153 с.
4. Ефременко, М.А. Модернизация содержания обучения боевым приемам борьбы курсантов образовательных организацийМВД России: дис. ... канд. пед. наук/М.А. Ефременко. -М.,2019. - 129 с.
5. Коваленко, Ю.А. Теория интегральной тренировки, как квинтэссенция спортивной дидактики / Ю.А. Коваленко, C.B. Усков // Физическая культура, спорт - теория и практика. - 2016. - №1. - С. 14-18
6. Лукавенко, A.B. Особенности восприятия и переработки зрительной информации у курсантов ВУЗ МВД с разным стилем ведения поединка на занятиях профессиональной рукопашной подготовкой / A.B. Лукавенко, C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - В. 72. -Ч. 2 - С. 269-272
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ВУЗов ФКСиТ / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 542 с.
8. Озолин, Н.Г. Профессия-тренер: монография / Н.Г. Озолин. - Москва: Астрель, 2004. - 863 с.
9. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - Москва: АН СССР, 1951.
10. Светличный, Е.Г. Особенности физической подготовки сотрудников ГИБДД МВД России, впервые принимаемых на службу / Е.Г. Светличный // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2019. - Выпуск 6. -С. 189-194
11. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга: монография / И.М. Сеченов. - Москва: АН СССР, 1961. - 100 с.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Нестерёнок Юрий Владимирович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Сидлецкий Андрей Валентинович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Аннотация. В исследовании раскрыта проблематика совершенствования учебного процесса профессиональной рукопашной подготовки курсантов ВУЗов МВД на этапе начальной подготовки, на основе индивидуализации и личностно-ориентированного подхода. Определены наиболее информативные показатели, составляющие основу методики индивидуализации подготовки: морфология, уровень развития общих и специальных физических качеств, психологические особенности. Применение разработанной программы индивидуализации и методических рекомендаций относительно развития специальных двигательных качеств позволят повысить эффективность данного направления процесса профессиональной подготовки будущих офицеров полиции.
Ключевые слова: индивидуализация, курсант, личностно-ориентированный подход, профессиональная рукопашная подготовка.
Annotation. In research problem of perfection of educational process of professional hand - to - hand preparation of cadet's of higher educational establishments of Ministry of Internal Affairs put on the stage of initial preparation, on the basis of individualization and approach personality oriented to personality. The most informing indexes, making basis of methodology of individualization of preparation, are certain: morphology, level of development of general and special physical internal's, psychological features. Application of the worked out program of individualization and methodical recommendations in relation to development of the special motive internalss will allow to promote efficiency of this direction of process of professional preparation of future officers of police.
Key words: individualization, cadet's, approach oriented to personality, professional hand - to - hand preparation.
Введение. Раскрывая современную доктрину педагогических технологий профессиональной рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России, профессор Д.В. Сышко считает, что «необходимо взять за основу изучение функциональных, психофизиологических и нравственных компонентов в интегральной их взаимозависимости. Система формирования индивидуальных навыков и качеств рукопашного боя должна предусматривать использование современных личностно ориентированных педагогических технологий на всех стадиях учебно-воспитательного процесса. Критерием эффективности рукопашной подготовленности курсантов должен быть достаточный уровень их компетентности, которая выражается в овладении теоретическими знаниями по тактике боестолкновения, а также высоким уровнем технико-тактической и психофизиологической подготовленности» [8, С. 257].
Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов является одним из ключевых элементов, влияющих на качество выполнения ними своих профессиональных обязанностей. На данный факт неоднократно обращалось внимание ряда ученых [5, 6, 9].
В рамках нашего исследования моделирование учебно-воспитательного процесса профессиональной рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции России заключалось в создании личностно-ориентированных программ относительно степени формирования их физических качеств, специфики физического развития и качеств нервной системы.
Использование личностно-ориентированного подхода планировалось и осуществлялось на протяжении трех курсов проведения педагогического эксперимента. Средства общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки в объеме физической нагрузки на первом курсе применялись в балансе 80% и 20% на первом мезоцикле годового цикла; во втором мезоцикле эта проекция выступала уже как 70% и 30%; а уже на пятом мезоцикле, то есть в конце учебного года - 60% и 40%. На втором курсе баланс средств ОФП и СФП оставался в проекции 60% и 40%. Спецификой этого периода является повышение временных показателей при использовании соревновательного метода спортивной тренировки (условные поединки) и применение элементов свободного поединка. На третьем курсе средства ОФП и СФП определялись в проекции 60% и 40% в начале учебного года; на четвертом мезоцикле уже 55% и 45%; а на шестом - 50% и 50%.