Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВУЗАХ МВД РОССИИ'

ПРОБЛЕМАТИКА НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВУЗАХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОПАШНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Веремьёв Алексей Сергеевич

Действующая на настоящий момент система рукопашной подготовки, которая предполагается как составная часть учебного предмета «Специальная физическая подготовка» - «Боевые приёмы борьбы» в ВУЗах МВД уже не в состоянии полноценно решать возложенные на неё задачи. Авторитарный подход, дидактическая безграмотность и абсурдность в целеполагании, а отсюда и в самом названии данного направления профессиональной подготовки, приводят к тому, что современная обезличенная и стандартизированная форма организации и проведения занятий, не способствует решению основной задачи данного вида профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Веремьёв Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE NEED TO CHANGE THE PURPOSE OF PROFESSIONAL HAND-TO-HAND TRAINING OF FUTURE CRIMINAL INVESTIGATION OFFICERS AT UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The current system of hand-to-hand training of future detectives of the criminal investigation officers, which is supposed to be part of the subject “Special Physical Training” - “Combat Techniques” in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is no longer able to solve completely the tasks assigned to it. The authoritarian approach, didactic illiteracy and absurdity in goal-setting and as a result in the very name of this area of vocational training, lead to the fact that the modern depersonalized and standardized form of organizing and conducting classes does not contribute to solving the main task of this type of vocational training.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВУЗАХ МВД РОССИИ»

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПРОБЛЕМАТИКА НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВУЗАХ МВД

РОССИИ

Аннотация. Действующая на настоящий момент система рукопашной подготовки, которая предполагается как составная часть учебного предмета «Специальная физическая подготовка» - «Боевые приёмы борьбы» в ВУЗах МВД уже не в состоянии полноценно решать возложенные на неё задачи. Авторитарный подход, дидактическая безграмотность и абсурдность в целеполагании, а отсюда и в самом названии данного направления профессиональной подготовки, приводят к тому, что современная обезличенная и стандартизированная форма организации и проведения занятий, не способствует решению основной задачи данного вида профессионального обучения.

Ключевые слова: курсант, профессиональная подготовка, рукопашная подготовка, система, формирование.

Annotation. The current system of hand-to-hand training of future detectives of the criminal investigation officers, which is supposed to be part of the subject "Special Physical Training" - "Combat Techniques" in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is no longer able to solve completely the tasks assigned to it. The authoritarian approach, didactic illiteracy and absurdity in goal-setting and as a result in the very name of this area of vocational training, lead to the fact that the modern depersonalized and standardized form of organizing and conducting classes does not contribute to solving the main task of this type of vocational training.

Keywords. cadets, professional training, single combats, system, forming.

Введение. «Основу действующей на данный момент организации специальной физической подготовки курсантов высшей школы полиции России составляет нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех сверху спущенных требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к обучению и воспитанию курсантов. Все это способствует погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - человек с его чувствами, мыслями и способностями. Это приводит к противоречию между системой и личностью, а точнее, между предложенными для обязательного использования средствами и методами профессиональной физической и рукопашной подготовки и потенциальными возможностями индивидуальности курсанта» [1, с. 241].

Изложение основного материала статьи. Осенью 2019 года авторами был проведён опрос курсантов первого и третьего курсов обучения Крымского филиала Краснодарского университета МВД России Специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска». Тема опросника заключалась в исследовании мнения курсантов в вопросе о том, какие профессиональные навыки и качества формируются и совершенствуются на занятиях по специальной физической (рукопашной) подготовке в высшей школе полиции.

В экспериментальном исследовании участвовали курсанты 1 курса, набора 2019 года и 3 курса набора 2017 года. На первом курсе было опрошено 23 курсанта (см. табл. 1). На третьем курсе было опрошено 24 курсанта (см. табл. 1).

Таблица 1

Опросник педагогического эксперимента по определению мнения курсантов о том, какие профессиональные навыки и качества формируются и совершенствуются на занятиях по специальной физической (рукопашной) подготовке в высшей школе полиции

№ Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

1 Формируют на уровне подсознания навыки выполнения техники приёмов рукопашного боя 91 4,2 4,5 87,5 4,5 8,3

2 Развивают оперативно-тактический интеллект рукопашной подготовки 82 0 0 87,5 18 12,5

3 Воспитывают скоростно-силовую выносливость 91 58,4 9 8,3 0 33,3

4 Воспитают скоростные качества 91 83,3 4,5 0 4,5 16,7

5 Воспитывают специальную координацию (сенсорика и тональная чувствительность) 95,5 0 0 70,8 4,5 29,2

6 Воспитывают специальную гибкость (активно-силовая) 77,5; 8,3 9 79,2 13,5 12,5

7 Воспитают стресс устойчивости к различным сбивающим факторам 68,5 0 9 87,5 22,5 12,5

8 Повышают болевой порог 73 0 13,5 75 13,5 25

9 Повышают порог психологического 82 4,2 9 75 9 20,8

переутомления

10 Развивают бесстрашие (увеличение в процентном отношении в крови гормона норадреналина (радости, азарта) над гормоном адреналина (самосохранения) 91 0 4,5 79,2 4,5 20,8

11 Воспитывают высоконравственные качества (сострадание, справедливость, честность, патриотизм и стремление к совершенству) 55 0 13,5 62,5 31,5 37,5

Проведённое исследование показало, что курсанты первого курса, не имея опыта занятий рукопашной подготовкой в университете полиции, достаточно позитивно ответили на вопросы анкеты (от 55% до 95,5% дали положительные ответы). Отрицательные ответы (от 0% до 13,5%) и «затрудняюсь ответить» (от 0% до 31%), скорее говорят о недопонимании смысловой составляющей ряда вопросов. Это, в свою очередь, объясняется несовершенством учебно-воспитательного процесса в средних школах Российской Федерации, где кроме развития общих физических качеств, иные составляющие физической культуры отсутствуют полностью.

По мнению курсантов третьего курса, прошедших к тому же производственную практику в районных и городских отделах полиции Республики Крым, существующая в настоящий момент учебная программа по специальной физической (рукопашной) подготовки в высших образовательных учреждениях МВД России, позитивно решает только задачи по воспитанию скоростных качеств 83% - да, при 16,7% - затрудняются. Так же в отношении выносливости, более или менее 58,4% - да, при 33,3% - затрудняются и 8,3% - нет.

Проведённое исследование показало, что курсанты высшей школы полиции, пройдя два с лишним года обучения, приходят в большей своей массе к убеждению того, что на занятиях по специальной физической (рукопашной) подготовки практически не формируются технико-тактические навыки силового задержания преступника в реальных условиях будущей профессиональной деятельности (вопросы 1 и 2). Так же практически полностью отсутствует специальная морально-психологическая подготовка, которая является определённым «фундаментом» создания профессиональной компетенции рукопашной подготовки будущего офицера уголовного розыска (вопросы 7-11).

Что касается воспитания физических качеств, без которых так же невозможно оперативно решать поставленные боевые задачи, то здесь явно прослеживается однобокость направления подготовки. Положительный показатель ответов на четвёртый вопрос - скоростная подготовка (83,3% при 16% затрудняюсь), и более менее приемлемый на третий вопрос - воспитание выносливости (58,4 при 33,3 затрудняюсь), при отрицательных ответах на пятый и шестой вопросы - специально-координационные качества и специальная гибкость говорят о том, что учебно-воспитательный процесс ориентируется на развитие в первую очередь общефизических качеств.

Таблица 2

Опросник педагогического эксперимента по определению мнения профессорско-преподавательского состава о том, какие профессиональные навыки и качества формируются и совершенствуются на занятиях по специальной физической (рукопашной) подготовке

в высшей школе полиции

№ Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)

1 Выполнение на уровне подсознания навыков техники приёмов рукопашного боя, отвечающим реалиям современного силового задержания 19 66,6 14,4

2 Развитие оперативно-тактического интеллекта рукопашной подготовки, предполагающего на высоком профессиональном уровне решать поставленные боевые задачи 21,4 64,2 14,4

3 Воспитание общефизических качеств, как функционального «фундамента» рукопашной подготовки 71,4 0 28,6

4 Воспитание специальных физических качеств, как интегральных составляющих рукопашного профессионализма 33,3 59,5 7,2

5 Воспитание специальных психофизиологических качеств, как интегральных составляющих рукопашного профессионализма 19 59,5 21,4

6 Воспитание высоконравственных качеств сотрудника уголовного розыска, владеющего в совершенстве навыками рукопашной подготовки 12 35,7 52,3

7 Воспитание стремления к совершенству в данном направлении профессиональной деятельности (акмеологический аспект) 9,55 52,3 38,15

А вот вырабатывание специальных физических качеств, которые и определяют именно рукопашную подготовку, практически не проводится. Это подтверждает и нормативная база учебных программ высших образовательных организаций МВД России (только выносливость - 1000 метров, скорость 100 метров и силовая - сгибание-разгибание рук в висе на перекладине или в упоре лёжа) [7].

Таблица 3

Опросник педагогического эксперимента по определению мнения профессорско-преподавательского состава о том, какие педагогические условия позволят повысить профессиональный уровень рукопашной подготовки будущих офицеров уголовного розыска

№ Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)

1 Смене целеполагания процесса обучения и воспитания, если сделать упор на соревновательные методы спортивной тренировки 64,2 26,25 9,55

2 Регулярность использования методов игрового и сопряжённого упражнения спортивной тренировки 61,75 26,25 12

3 Унификация и оптимизация техники и тактики, отвечающей реалиям современного силового задержания 66,6 19 14,4

4 Применение педагогических условий экстремальности рукопашной подготовки 66,6 21,4 12

5 Применение педагогических условий формирования навыков техники рукопашного боя в обстоятельствах тактической непредсказуемости силового задержания 66,6 16,7 16,7

6 Использование методик болевого прессинга 66,6 21,4 12

7 Использование методик психологического прессинга 66,6 21,4 12

8 Формирования психофизиологического навыка опустошённости разума и внимания широкого объема 38,15 14,4 47,45

9 Формирования психофизиологического навыка спонтанности бытия («мягкая сила») 33,3 14,4 52,3

10 Внедрение методик нравственного воспитания 38,15 7,2 54,65

11 Пересмотр законодательства РФ «О полиции» (ужесточение наказания за нападения на сотрудника полиции, большую допустимость применения приёмов рукопашного боя и пр.) 52,3 23,85 23,85

Осенью 2021 года нами было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки и спорта Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (Симферополь), Краснодарского университета МВД России (Краснодар), Ростовского юридического института МВД России (Ростов на Дону), Воронежского института МВД России (Воронеж), Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (Владивосток). Тематика опросов была во многом схожа с исследованием относительно курсантов. Всего было опрошено 42 офицера.

Таблица 4

Опросник педагогического эксперимента по определению мнения профессорско-преподавательского состава о том, какие по окончанию обучения в ВУЗах МВД России, курсанты имеют высокие физические показатели профессионального уровня рукопашной подготовки

№ Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)

1 Общефизические показатели скоростных качеств 85,7 2,3 12

2 Общефизические показатели силовых качеств 85,7 2,3 12

3 Общефизические показатели выносливости 85,7 2,3 12

4 Общефизические показатели координационных качеств 30,95 40,45 28,6

5 Общефизические показатели гибкости 30,95 42,8 26,25

6 Специальные показатели стартовой скорости рукопашной подготовки 26,25 64,2 9,55

7 Специальные показатели скоростно-силовой выносливости рукопашной подготовки 26,25 64,2 9,55

8 Специальные координационные показатели вестибулярного аппарата (биомеханика) рукопашной подготовки 21,4 66,6 12

9 Специальные координационные показатели визуальной и вербальной сенсорики рукопашной подготовки 16,7 57,05 26,25

10 Специальные координационные показатели тонально-кинестетическая чувствительности рукопашной подготовки 12 38,15 49,85

11 Специальные показатели активно-силовой гибкости рукопашной подготовки 23,85 61,75 14,4

Результаты говорят о следующем. Как уже нами отмечалось в предыдущих исследованиях [1; 4; 5; 6 и пр.], к сожалению не все преподаватели кафедр физической подготовки и спорта образовательных организаций высшего образования МВД России являются спортсменами-единоборцами. Это чётко прослеживается и в ответах. Например - 3, 4, 5, и 6 вопросы и ответы второго опросника (см таблица 3). Так практически одинаково могут отвечать только те люди, которые сами, на протяжении определённого периода

своей профессиональной спортивной карьеры находились в перманентном состоянии экстремальности, непредсказуемости, болевого и психологического прессинга.

Таблица 5

Опросник педагогического эксперимента по определению мнения профессорско-преподавательского состава о том, какие по окончанию обучения в ВУЗах МВД России, курсанты имеют специальные психологические и нравственные показатели высокого профессионального

уровня рукопашной подготовки

№ Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)

1 Стрессоустойчивость к различным сбивающим факторам боестолкновения 21,4 69,05 9,55

2 Высокий уровень болевого порога 21,4 69,05 9,55

3 Высокий уровень порога психологического переутомления 26,25 61,75 12

4 Бесстрашие (высокий показатель в процентном отношении в крови уровня гормона норадреналина (радости, азарта) и низкий показатель уровня гормона адреналина (самосохранения) 14,4 61,75 23,85

5 Высокий показатель чувства сострадания (помощь тем, кто слабее, кто попал в беду, кто нуждается в защите) 12 28,6 59,5

6 Высокий показатель чувства справедливости 12 26,25 61,75

7 Высокий показатель чувства честности 12 21,4 66,6

8 Высокий показатель чувства патриотизма 21,4 12 66,6

Вся данная совокупность психофизиологических условий спортивной тренировки присуща исключительно единоборствам ударно-контактного или броскового направления. Авторы ещё раз заостряют внимание, что хоть и сами с огромным уважением относятся ко всем видам спорта, но вместе с тем считают, что обучить и воспитать будущего офицера уголовного розыска, способного хотя бы на равных противостоять современным преступникам, может только тот преподаватель, который сам прошёл тяжёлую школу единоборств контактных видов. Что касается 8 и 9 вопроса данного опросника, то положительный ответ дали только специалисты каратэ-до и дзю-до. Это объясняется тем, что именно представители этих видов рукопашного боя адекватно оценивают важность и крайнюю необходимость формирования специальных психофизиологических навыков, разработанных ещё на основе боевых систем древних даосов. Всё это ещё раз подтверждает обоснованность нашей гипотезы относительно внедрения педагогических технологий именно на основе оптимизации и интегрализации педагогических систем дзю-до и каратэ-до. Об этом же говорит и итог ответов на 6-11 вопросы третьего опросника (см. таблица 4). Там так же офицеры, специалисты по каратэ-до и дзю-до, адекватно оперируют информацией относительно узко специализированных интегральных навыков рукопашной подготовки.

Общие выводы по данному анкетированию можно обозначить высоким показателем положительных ответов относительно воспитания качеств общей физической подготовки (см. таблица 2, вопрос 3) и (см. таблица 4, вопрос 1-3). Относительно же специальной физической и психологической подготовки, то здесь положительные ответы давали в основном специалисты по различным видам единоборств. Узко специализированные навыки рукопашного боя, представляющие собой научные достижения спортивной биомеханики и психофизиологии [2], спроецированные на технико-тактическую подготовку единоборств [3], а так же нравственно-акмеологические концепции педагогики и философии дальневосточных боевых искусств, адекватно воспринимается лишь профессионалами каратэ-до и дзю-до.

Выводы. Всё вышесказанное ещё раз доказывает наше предположение о не совершенстве современной системы рукопашной подготовки в высшей школе полиции России, и необходимости смены целепологания а в дальнейшем и всей научно-методической доктрины учебно-воспитательного процесса данного направления профессионально-прикладной подготовки будущих офицеров уголовного розыска.

Литература:

1. Бокий, А.Н. Проблематика усовершенствования профессиональной рукопашной подготовки будущих оперуполномоченных уголовного розыска / А.Н. Бокий, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2020. - В. 67. - Ч.2. - С. 241-244.

2. Ровный, А.С. Роль сенсорных систем в управлении сложно-координированными движениями спортсменов / А.С. Ровный // Слобожанский научно-спортивный вестник : научно-теоретический журнал. -Харьков: ХГАФК, 2014. - №3(41) - С. 78-85.

3. Сидорович, В.И. Фудокан каратэ-до. Возврат к истокам: монография / В.И. Сидорович. - Ровно: Перспектива, 2006. - 192 с.

4. Усков, С.В. Научный анализ причинных связей субъективизма и консерватизма на занятиях по рукопашной подготовке с курсантами ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Alma mater (Вестник высшей школы) : научно-теоретический журнал. - Москва: ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ»», 2016. - №10. - С. 71-75.

5. Усков, С. В. Научно-педагогическое обоснование навыков и качеств специальной рукопашной подготовки в ВУЗах МВД России / С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: Актуальные вопросы теории и практики: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Ростов на Дону: РЮИ МВД России, 05.02.2016. - Ч.1. - С. 143-150.

6. Усков, С.В. Технико-тактический рационализм - объективная реальность рукопашной подготовки в современной системе высшей школы полиции России / С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов на Дону: РЮИ МВД России, 10.02.2017. - С. 165-173.

7. Хабаров, Д.В. Специальная физическая подготовка: учебная программа дисциплины для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска» / Д.В. Хабаров, П.В. Коляго. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 13 с.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

старший преподаватель кафедры иностранных языков Филипова Наталья Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры иностранных языков Каймашникова Луиза Александровна Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург); преподаватель кафедры иностранных языков Силина Анна Владимировна Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург)

РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ У СТУДЕНТОВ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена обзору пособия по грамматике английского языка, подготовленного преподавателями СПбГЛТУ им. С.М. Кирова. Пособие представляет собой сборник упражнений, ориентированных на отработку грамматических навыков по темам, вызывающим трудности у студентов лесотехнических специальностей.

Ключевые слова: системный поход, грамматическое пособие, английский язык, грамматические упражнения, высшее образование, лесотехнические направления.

An^tatton. The article is devoted to the review of the English grammar manual prepared by teachers of St. Petersburg Forest Technical University. The manual is a collection of exercises focused on the development of grammar skills on the topics that cause difficulties with students of forestry specialties.

Keywords: system approach, grammar manual, English language, grammar exercises, higher education, forestry specialities.

Введение. В ходе текущей мировой глобализации все больше усиливается важность взаимодействия специалистов из разных стран по многим сферам промышленности и производства, сюда относится и лесотехнический профиль. Несмотря на повсеместное обучение иностранному языку в технических вузах и усовершенствование методики преподавания этого предмета, количество специалистов, которые бы владели иноязычной профессионально-коммуникативной компетенцией на высоком уровне, по-прежнему остается недостаточным. Отчасти это может быть связано с тем, что преподавание иностранного языка студентам лесотехнических направлений не всегда учитывает их последующую специализацию, когда обучающиеся прорабатывают незначительное количество профессиональной лексики, либо, наоборот, акцент делается на узкопрофильные понятия и термины, а построению предложений, грамматике уделяется недостаточно времени.

Поскольку количество часов, выделяемых на дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в неязыковых вузах незначительно, «необходимо обновить учебно-методическую литературу и использовать такие методы и технологии, применение которых позволит рационально использовать аудиторные часы и время, выделяемое на самостоятельную работу студентов» [2, с. 78]. Также это обусловлено необходимостью использования системного подхода к обучению грамматике.

Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее востребованных методологических подходов к обучению грамматике иностранного языка является системный подход, когда студенты идут от овладения знанием основных положений грамматики к речевым навыкам и умениям. В результате занятий они получают представление о языке как о системном образовании, в котором все компоненты системы находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Что касается самой концепции системного подхода, она была предложена в отечественной методике во второй половине XX века представителями сознательно-сопоставительного метода обучения (Л.В. Щерба, А.А. Миролюбов, И.М. Берман) с опорой на труды зарубежных ученых (А.И. Берг, Л. Берталанфи, К. Боулдинг, Н. Винер) [3, с. 338].

При системном подходе предусматривается осознание обучающимися значений языковых явлений и способов их применения в речевой деятельности. Помимо этого предполагается опора на родной язык студентов в целях глубокого анализа, сравнения явлений и улучшения понимания иностранного языка. В зарубежной методике концепция системного подхода реализована в рамках когнитивного метода обучения, ее основой является развитие мышления в процессе овладения языком, вовлечение учащихся в активный процесс познания сути изучаемых явлений [4, с. 61]. И именно грамматика при системном подходе овладения иностранным языком играет главенствующую роль за счёт обобщающего характера её законов.

Студентам лесотехнических специальностей легче воспринимать иностранный язык как систему, видеть взаимосвязи внутри языка. Преподнося изучаемый материал схематично и формулами, объясняя те или иные явления в системе, преподаватель облегчает усвоение нового материала. Чтобы студенты лесотехнических направлений активно участвовали в иноязычном общении на занятиях, необходимо создать ситуации, близкие к профессиональным, поставить прагматическую задачу, что невозможно без использования специализированной лексики. Студентам этих профилей подготовки особенно важно осознание ценности и перспективности знания иностранного языка для их будущей профессии [3, с. 338]. Помимо этого,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.