Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАРАТЭ-ДО В ПРОЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД'

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАРАТЭ-ДО В ПРОЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / КАРАТЭ-ДО / КУРСАНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Сидлецкий Андрей Валентинович, Гринёв Валерий Валерьевич

Проведено анкетирование курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, которые занимаются в различных спортивных секциях (контрольная группа) и секции каратэ-до (экспериментальная группа). В процессе исследования обнаружены различия в целеполагании профессиональной подготовки, мировоззрении и отношении к собственному здоровью. Отмечена также гармоничность воздействия занятий каратэ-до на физическую подготовку курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Сидлецкий Андрей Валентинович, Гринёв Валерий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF KARATE-DO IN THE PROJECTION OF PROFESSIONAL HAND-TO-HAND TRAINING OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The questionnaire of cadets of educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia is conducted, which occupy in different sporting sections (control group) and section of karate-do (experimental group). In the process of research found out distinctions in having a special purpose setting of professional preparation, world view and attitude toward an own health. Harmoniousness of influence of employments of karate-do is marked also on physical preparation of cadets.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАРАТЭ-ДО В ПРОЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД»

3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Казань: центр инновационнх технологий, 2000. - 608 с.

4. Викулова Л.Г. Основы теории коммуникации: практикум / Л.Г. Викулова, АИ. Шарунов. М.: ACT: ACT МОСКВА: Восток-Запад, 2016. - 316 с.

5. Еремина И.И., Ефанова Т.И., Нигматуллина Э.Н., Савицкая Н.Н., Савицкий С.К. Педагогические аспекты формирования коммуникативных умений менеджеров-экономистов. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве Сборник статей. Общество «Знание» России, Приволжский Дом знаний, Академия социальных наук РФ, Филиал Московского университета имени С.Ю. Витте в г. Пенза, Пензенский государственный технологический университет, Пензенский государственный университет, Педагогический институт им. В.Г. Белинского; Под редакцией В.И. Левина, А.П. Тимониной. 2015. - С. 5-9.

6. Кириллова Т.В., Савицкий С.К., Иванов А.Б., Огрина М.В., Хабибулин Э.М. Информатизация образования посредством интернет-технологий. В сборнике: Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития Материалы Международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет, Международная академия наук педагогического образования. - 2016. - С. 95-99.

7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М., 2007. - С. 213

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» ст.16 п.1 // Российская газета. 2012. 31 декабря.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Сидлецкий Андрей Валентинович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гринёв Валерий Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАРАТЭ-ДО В ПРОЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД

Аннотация. Проведено анкетирование курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, которые занимаются в различных спортивных секциях (контрольная группа) и секции каратэ-до (экспериментальная группа). В процессе исследования обнаружены различия в целеполагании профессиональной подготовки, мировоззрении и отношении к собственному здоровью. Отмечена также гармоничность воздействия занятий каратэ-до на физическую подготовку курсантов.

Ключевые слова: анкетирование, каратэ-до, курсанты, здоровье, профессиональная подготовка.

Annotation. The questionnaire of cadets of educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia is conducted, which occupy in different sporting sections (control group) and section of karate-do (experimental group). In the process of research found out distinctions in having a special purpose setting of professional preparation, world view and attitude toward an own health. Harmoniousness of influence of employments of karate-do is marked also on physical preparation of cadets.

Keywords: questionnaire, karate-do, cadets, health, professional preparation.

Введение. Воспитание, как педагогический процесс социализации личности отличается целеполагающим и комплексным характером влияния на человека с помощью всех общественных институтов: идеологических, экономических, политических, информационных и пр. В учебно-воспитательном процессе карате-до нельзя обходить вниманием и социальный фактор. В связи с этим карате-до, как педагогическая система, является не только боевым искусством, но и философской концепцией и образом жизни. И именно такое понимание карате-до, а не только постижение его как практического способа самозащите и как одного из видов спорта, является важным элементом полноценного как физического, так и психического развития личности.

Карате-до решает одну из жизненно важных человеческих потребностей - желания жить без чувства страха. Кроме практической пользы данное направление единоборств приносит человеку еще и опыт самопознания, самосовершенствования и удовлетворения потребности гармонически развиваться. Занятия карате-до воспитывают чувство достоинства, умения преодолевать минуты слабости, помогают терпеливо добиваться поставленной цели, формировать мировоззрение человека, руководить своими волей и эмоциями, концентрировать силу. Со временем карате-до становится смыслом жизненного пути. Всё это отображено и в названии, где приставка «до» дословно с японского языка означает путь.

Карате-до - это искусство побеждать, которое воплощает в себе гармонию тела и высокое мастерство владения боевыми техниками рукопашного боя. Благодаря регулярным тренировкам, на которых необходимо самоотверженно трудиться, у учеников начинается формироваться духовная и гражданская зрелость. Когда в атмосфере соперничества необходима полная самоотверженность, когда кроме соперника, нужно побеждать и себя, свои слабости и недостатки, свои сомнения, ускоряется и процесс воспитания сильной, мужественной личности. Большое количество молодёжи занимается карате-до, прекрасно осознавая ту пользу, которую приносят занятие этим видом боевого искусства в течение всей жизни. Многим школьникам занятия карате-до помогает в дальнейшем проходить срочную службу в армии, учится в ведомственных ВУЗах, работать в силовых структурах Российской Федерации.

Учебно-тренировочный процесс карате-до базируется на суровой дисциплине, которая ограничивает количество тех, кто занимается, и кому удастся достичь высокого уровня профессионализма в этом искусстве. Суровые тренировки быстро приводят к отсеву определенных категорий людей: тех, кто не любит самоотверженно работать, кому не нравится жестокая дисциплина или состязательный дух. Высоких

результатов в карате-до достигают лишь те, кто умеет тренироваться ежедневно. Тренировка тела без работы ума и духа не имеет содержания. Приобретенная уверенность в своих силах является наградой, которую получает каратист вскоре после начала занятий. Физическая сила, приобретенная за короткий промежуток времени, имеет решающее влияние на человека. Турниры из карате-до получают все большее распространение, привлекают к ним дополнительный интерес и получают признание среди любителей разных видов спорта. Клубы и секции являются добровольными организациями любителей боевых искусств, спортивный зал является их родным домом. Здесь перед адептами открывается много новых миров: мир физического и психологического здоровья, мир новых социальных контактов, мир уверенности в собственные силы, в нет места страху.

Сложная экономическая ситуация в современной России привела к смене нравственных идеалов и ориентиров. Пренебрежение духовными ценностями и развращенный образ жизни обуславливает увеличение криминализации общества, повальному распространению курения, алкоголизма, наркомании, игромании и разврату, и в первую очередь среди молодежи, которая часто впервые оказывается один на один с реалиями современной жизни именно в юношеские годы.

К сожалению, средства массовой информации, особенно интернет, не способствуют воспитанию гармонично развитой личности. Героями сегодняшнего дня являются не честные, трудолюбивые или выдающиеся люди, а часто богатые и успешные спекулянты, в большинстве случаев создавшие свой капитал сомнительно с точки зрения законности, и которые своим личным примером убеждают всех, что «красиво жить» - это и является смыслом существования любого здравомыслящего человека. В современном обществе моральное начало человека уже не сохраняется в традициях, в обычаях, в становлении личности, и соответственно, не входит в образ жизни современного общества. И как раз в системе нравственного воспитания молодёжи, а в нашем случае курсантов высшей школы полиции большая роль может принадлежать именно карате-до. Данное направление единоборств, в силу специфики своего формирования и целеполагания является уникальной системой, помимо всего прочего, ещё и в вопросах морально-психологического совершенствования личности, о чём мы не однократно говорили в наших предыдущих исследованиях [1; 6 и пр.].

Что касается непосредственно нравственного совершенствования будущего офицера полиции, то мы уже заостряли внимание на том, что « ...нравственно-воспитательный аспект в рукопашной подготовке будущего офицера полиции очень важен, так как от этого зависит, у кого окажутся технико-тактические навыки приёмов работы «на поражение. Воин, офицер - это защитник государства, общественного устройства, граждан страны. Офицеры всегда считались элитой русского общества, поэтому общество и доверяло им собственную безопасность. В воинской морали принципы добродетели составляют основу правил нравственности: сострадание, честность, справедливость, готовность жертвовать собой, безусловное исполнение воинского долга, патриотизм» [4, с. 53]. «Это и есть высшая ценность любой военно-религиозной философии мира. Это и есть «акме-вершина» нравственно-этического воспитания любого социального сообщества людей. Сострадание и защита тех, кто слабее и нуждается в помощи. Это и есть базовая педагогическая задача акмеологического подхода к рукопашной подготовке «вооружённого органа исполнительной власти»» [5, с. 132].

Изложение основного материала статьи. В 2020-21 учебном году авторами на базе Крымского филиала Краснодарского университета МВД России было проведено анкетирование курсантов, занимающихся во внеурочное время в различных спортивных секциях (контрольная группа) и в секциях карате-до (экспериментальная группа). Всего было опрошено 30 курсантов контрольной группы и 30 экспериментальной. Стаж и возраст в обеих группах в основном идентичен. Анкета содержала 16 вопросов относительно занятий спортом, как вспомогательным аспектом совершенствования профессиональной рукопашной подготовкой сотрудника полиции. Так же присутствовали вопросы, касающиеся здорового образа жизни.

В ответе на первый вопрос (Согласны ли Вы с утверждением, что занятие карате-до и спортом вообще улучшает самочувствие человека?) не было разницы между ответами опрошенных курсантов (ответ «да» в 99% случаев). То есть подавляющее большинство респондентов считают, что занятие спортом улучшают самочувствие человека, независимо от того, каким видом физической активности они занимаются.

Второй вопрос был посвящён влиянию средств массовой информации на современную молодежь. В ответах курсантов уже не было такого единодушия, как по первому вопросу. 86,3% респондентов контрольной группы соглашаются с мыслью, что идеи, которые пропагандируют СМИ, могут негативно влиять на молодежь. В экспериментальной группе количество таких людей составило 70%.

Факт, что политическое положение в стране прямо влияет на нравственность человека (вопрос №3) подтвердили респонденты экспериментальной группы - 70%. Мнения курсантов контрольной группы разделились: 54,5% - поддерживают это предположение, 45,2% - нет.

На четвертый вопрос, который касался целесообразности введения карате-до как философию и методик спортивной тренировки в программу профессиональной рукопашной подготовки, курсанты контрольной группы положительно ответили - 68,1%, экспериментальной группы - 100%.

На пятый (Подтверждаете ли Вы то, что занятия в режимах субмаксимальных и максимальных психофизиологических нагрузок, на которых человек преодолевает себя, свою лень и движется, не считаясь не с чем, к поставленной цели, помогают ему в обычной жизни), и шестой вопрос (Считаете ли Вы необходимым качеством человека - уважение к старшим по возрасту, вежливость и скромность?) позитивный ответ дали все респонденты обеих групп.

На вопрос, согласны ли Вы с утверждением, что для того, чтобы победить кого-то, прежде всего, нужно победить самого себя, положительно ответили все респонденты экспериментальной группы, зато 13,6% респондентов контрольной группы не согласны с данным утверждением.

Среди курсантов экспериментальной группы, то есть тех, кто занимались карате-до, 90 % смогли бы принять принципы карате-до в повседневной и профессиональной жизнедеятельности, однако 10% дали на этот вопрос отрицательный ответ, но стаж занятий у них был не более 3 месяцев. Курсанты контрольной группы ответили следующим образом: 59,1% считают, что смогли бы, остальные - нет.

Относительно девятого вопроса мнения двух групп опрошенных разделились. 90% курсантов экспериментальной группы не соглашаются с утверждением, что в современном обществе карате-до нужно

изучать в первую очередь как систему самозащиты, а не как искусство. Среди курсантов контрольной группы с этим утверждением не согласны лишь 22,7%, а 77,3% - наоборот полностью поддерживают.

Среди опрошенных курсантов контрольной группы самостоятельным занятиям рукопашной и физической подготовки посвящают 2 часа в неделю - 18,2% опрошенных, 4 часа - 40,1%, 6 часов - 9%, и более 6 часов - 31,8%. Среди курсантов экспериментальной группы самостоятельным занятием в течение недели посвящают 40% - 6 часов, и более 6 часов - 60%.

Другой блок вопросов анкеты был посвящен состоянию здоровья опрошенных курсантов. Улучшения состояния здоровья благодаря активному образу жизни уже было научно обоснованно нами в предыдущих исследованиях [2; 3 и пр.]. Это же подтверждает и данное анкетирование. Влияние занятий физическими упражнениями на повышение показателей здоровья отмечает 68,1% курсантов контрольной группы и 100% курсантов экспериментальной группы. На рост физической подготовленности указывает также 68,1% респондентов контрольной группы и 100% экспериментальной группы.

На вопрос, какие физические качества опрошенных улучшились, подавляющее большинство курсантов контрольной группы считают, что прежде всего повысились показатели выносливости (90% опрошенных), сила (68,1%), ловкость (62,9%) и только 36% опрошенных считают, что у них улучшилась гибкость. Респонденты экспериментальной группы указывают, что в них усовершенствовались пропорционально все физические качества.

На положительные морфологические изменения (уменьшение лишнего веса, увеличение объёма и упругости мышц, выравнивание осанки и т.п.) указывают 80% респондентов экспериментальной группы и только 50,9% контрольной группы.

Не были подвержены простудным заболеваниям на протяжении занятий в спортивных секциях 63,6% курсантов контрольной группы и 85% экспериментальной.

Выводы. Учитывая полученные результаты, можно утверждать, что респонденты контрольных и экспериментальных групп были положительно настроены по отношению к анкетированию. Все респонденты считают, что активный образ жизни, предусматривающий в первую очередь, занятия спортом способствует оздоровлению организма, и повышению показателей физического развития и технико-тактической, физической и морально-психологической подготовленности будущих офицеров полиции.

Подавляющее большинство курсантов обеих групп считают, что современные средства массовой информации крайне негативно влияют на молодежь, пропагандируя действия, на которые молодой неопытный человек может среагировать неадекватно.

Из ответов респондентов-каратистов видно, что они имеют представления о нравственно-философских принципах своего вида спорта, чего нельзя сказать о части курсантов контрольных групп. Вместе с тем, все респонденты считают, что преодолевая свою лень во время занятий независимо от спортивной секции, человек закаляет дух, волю и тело. Вместе с тем не все курсанты контрольных групп правильно понимают концепцию того, что для того, чтобы победить кого-то, прежде всего нужно победить самого себя.

Респонденты-каратисты считают, что занятия карате-до нужны человеку не только как самозащита, а еще и как философия и искусство поведения человека в разных жизненных ситуациях. Следовательно, можно отметить, что курсанты экспериментальной группы заинтересованы занятиями карате-до, понимают его философию и хотят в дальнейшем совершенствовать себе в этом виде спорта.

Относительно блока вопросов образа жизни курсантов и их отношения к занятиям спортом в целом (независимо от направления) можно утверждать следующее: курсанты-каратисты уделяют больше времени самостоятельным занятиям. Большинство респондентов контрольных групп считают, что благодаря занятиям спортом у них улучшились различные показатели физических качеств, но на различном функциональном уровне. Опрошенные курсанты экспериментальной группы отмечают улучшение всех физических качеств пропорционально. То есть, можно утверждать, что карате-до гармонично развивает двигательные возможности человека.

Позитивные изменения внешности состоялись в большинстве курсантов-каратистов (80%) и в половины (50,9%) курсантов контрольных групп. Лучшая устойчивость к простудным заболеваниям также наблюдается у респондентов экспериментальной группы.

Всё вышесказанное и обуславливает нашу научную гипотезу о позитивном потенциале внедрения каратэ-до в систему рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции России.

Литература;

1. Гладников, А.В. Исследование вопросов специальной психологической подготовки в учебно-воспитательном процессе каратэ-до и дзю-до / А.В. Гладников, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования: научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. - В.54. - Ч.1. - С. 258-266.

2. Гринёв, В.В. Категория «здоровье» и её основные составляющие - как научно обоснованная концепция физического воспитания и спортивной тренировки / В.В. Гринёв, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : научный журнал. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В.60. - Ч.2. - С. 345-349.

3. Усков, С.В. Занятие физической культурой и спортом - основной системообразующий фактор влияния на здоровый образ жизни молодёжи / С.В. Усков // Физическое воспитание студентов: научный журнал. -Харьков : ХГАДИ, 2011. - В.05 - С. 86-90.

4. Усков, С.В. Совершенствование нравственных качеств у курсантов высшей школы полиции России на занятиях по рукопашной подготовке / С.В. Усков // Areas of scientific thought: pedagogical sciences: materials of XI international research conference. - Sheffield: Sciences and Education Ltd, 12.03.2014 - 07.01.2015. -P. 52-55.

5. Усков, С.В. Рукопашная подготовка как педагогическая возможность формирования акмеологического мировоззрения у курсантов ВУЗов МВД России / С.В. Усков // Актуальные проблемы физической подготовки курсантов, слушателей и студентов : сборник статей по материалам Всероссийского кругло стола. - Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 26.02.2016. - С. 129-133.

6. Усков, С.В. Научный анализ вопросов формирования нравственности и гуманизма современной молодёжи посредством учебно-воспитательного процесса каратэ-до и дзю-до / С.В. Усков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей по материалам регионального круглого стола. - Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 28.02.2017. - С. 200-206.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПРОБЛЕМАТИКА НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВУЗАХ МВД

РОССИИ

Аннотация. Действующая на настоящий момент система рукопашной подготовки, которая предполагается как составная часть учебного предмета «Специальная физическая подготовка» - «Боевые приёмы борьбы» в ВУЗах МВД уже не в состоянии полноценно решать возложенные на неё задачи. Авторитарный подход, дидактическая безграмотность и абсурдность в целеполагании, а отсюда и в самом названии данного направления профессиональной подготовки, приводят к тому, что современная обезличенная и стандартизированная форма организации и проведения занятий, не способствует решению основной задачи данного вида профессионального обучения.

Ключевые слова: курсант, профессиональная подготовка, рукопашная подготовка, система, формирование.

Annotation. The current system of hand-to-hand training of future detectives of the criminal investigation officers, which is supposed to be part of the subject "Special Physical Training" - "Combat Techniques" in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is no longer able to solve completely the tasks assigned to it. The authoritarian approach, didactic illiteracy and absurdity in goal-setting and as a result in the very name of this area of vocational training, lead to the fact that the modern depersonalized and standardized form of organizing and conducting classes does not contribute to solving the main task of this type of vocational training.

Keywords. cadets, professional training, single combats, system, forming.

Введение. «Основу действующей на данный момент организации специальной физической подготовки курсантов высшей школы полиции России составляет нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех сверху спущенных требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к обучению и воспитанию курсантов. Все это способствует погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - человек с его чувствами, мыслями и способностями. Это приводит к противоречию между системой и личностью, а точнее, между предложенными для обязательного использования средствами и методами профессиональной физической и рукопашной подготовки и потенциальными возможностями индивидуальности курсанта» [1, с. 241].

Изложение основного материала статьи. Осенью 2019 года авторами был проведён опрос курсантов первого и третьего курсов обучения Крымского филиала Краснодарского университета МВД России Специальность 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска». Тема опросника заключалась в исследовании мнения курсантов в вопросе о том, какие профессиональные навыки и качества формируются и совершенствуются на занятиях по специальной физической (рукопашной) подготовке в высшей школе полиции.

В экспериментальном исследовании участвовали курсанты 1 курса, набора 2019 года и 3 курса набора 2017 года. На первом курсе было опрошено 23 курсанта (см. табл. 1). На третьем курсе было опрошено 24 курсанта (см. табл. 1).

Таблица 1

Опросник педагогического эксперимента по определению мнения курсантов о том, какие профессиональные навыки и качества формируются и совершенствуются на занятиях по специальной физической (рукопашной) подготовке в высшей школе полиции

№ Вопрос Да (%) Нет (%) Затрудняюсь ответить (%)

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

1 Формируют на уровне подсознания навыки выполнения техники приёмов рукопашного боя 91 4,2 4,5 87,5 4,5 8,3

2 Развивают оперативно-тактический интеллект рукопашной подготовки 82 0 0 87,5 18 12,5

3 Воспитывают скоростно-силовую выносливость 91 58,4 9 8,3 0 33,3

4 Воспитают скоростные качества 91 83,3 4,5 0 4,5 16,7

5 Воспитывают специальную координацию (сенсорика и тональная чувствительность) 95,5 0 0 70,8 4,5 29,2

6 Воспитывают специальную гибкость (активно-силовая) 77,5; 8,3 9 79,2 13,5 12,5

7 Воспитают стресс устойчивости к различным сбивающим факторам 68,5 0 9 87,5 22,5 12,5

8 Повышают болевой порог 73 0 13,5 75 13,5 25

9 Повышают порог психологического 82 4,2 9 75 9 20,8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.