УДК 378.147.88 ББК 75.4
DOI 10.24411/2500-0365-2020-15411
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ БРОСКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ
БАСКЕТБОЛИСТОВ
А. М. Карагодина1, А. Н. Болгов2, Е. Г. Прыткова1
1 Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия 2 Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия
В статье установлена корреляционная взаимосвязь между результативностью бросков мяча в баскетболе и показателями точности воспроизведения временного, пространственного и силового восприятия. Представлены специальные бросковые упражнения, направленные на развитие способности к точным диффе-ренцировкам параметров движения, применение которых на учебно-тренировочных занятиях приводит к повышению результативности бросков с различных дистанций в среднем на 15,9 %.
Ключевые слова: целевая точность броска, психомоторные качества, метод сближаемых заданий, метод контрастных заданий, дифференцировка мышечных усилий, чувство мяча, чувство времени, чувство пространства.
В настоящее время особое внимание уделяется развитию студенческого спорта. В каждом университете существуют спортивные команды по баскетболу, студенческие лиги которых представляют его на российских и даже международных аренах.
Баскетбол характеризуется атлетически и технически сложной двигательной деятельностью. Техника игры включает в себя более двадцати приемов, имеющих в свою очередь определенные способы, разновидности и условия выполнения. Больше половины приемов основаны на владении мячом (передачи, броски, ведение) [2, с. 57].
Особое внимание специалистов направлено на выявление факторов, определяющих точность и стабильность бросков. Бросок мяча в кольцо является сложным по своей структуре двигательным актом. В каждой фазе броска можно выделить не только биомеханическое, но и психологическое содержание с включением чувственного аппарата восприятия и ощущения [5].
Изучение психомоторных процессов у спортсменов требует довольно длительного периода обследования в лабораторных условиях при наличие дорогостоящей аппаратуры. Наше исследование нацелено на создание методики, с подбором тестов простых, доступных и мобильных для исследования. Юношеский возраст является сензе-тивным периодом развития и совершенствования психомоторных способностей при оптимальном формировании абсолютной и разностной чувствительности анализаторов [4, с. 27].
Психомоторные способности студентов рассматриваются как моторный компонент двигательных
качеств, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений [7, с. 268].
Под формированием психомоторных способностей подразумевается активный психолого-педагогический процесс, направленный на диагностику уровня и структуры психомоторных задатков при целенаправленном развитие общих и специальных компонентов к определенной двигательной деятельности [8, с. 47].
В процессе спортивной тренировки происходит целенаправленное развитие психомоторных функций.
Становятся более точными и быстрыми те процессы и реакции, которые необходимы для управления движениями в конкретном виде спорта. При этом можно получить дополнительный эффект роста технического мастерства [1, с. 44].
Баскетбол относится к видам спорта, где спортсмены соревнуются в жестком лимите времени, в непрограммируемых ситуациях, при физическом контакте с соперником. Возникает необходимость точно и гибко дозировать временные, силовые и пространственные параметры движений, эффективность которых в конечном итоге определяет его результат [6, с. 943].
Установлено, что уровень развития психомоторных способностей спортигровиков гораздо выше, чем у представителей других видов спорта [9; 10].
В результате эксперимента была разработана и введена в учебно-тренировочный процесс специ-
альная методика развития и оценки психомоторных способностей баскетболистов юношеского возраста. Обосновано влияние специальных упражнений в тренировочном процессе на формирование двигательных способностей и становление их спортивно-технического мастерства.
Внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных средств, направленных на развитие психомоторных качеств, будет решать практическую задачу подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности и иметь прикладное значение: для совершенствования целевой точности баскетболистов студенческой команды; для прогнозирования результативности технического мастерства в соревновательной деятельности; как развитие профессиональных психофизических параметров организма студентов технических специальностей.
Таким образом, в процессе спортивного совершенствования технического мастерства баскетболистов студенческой команды университета ключевое значение приобретают методы и средства, ориентированные на моторику произвольных движений через психические процессы восприятия и ощущения, с приобретением умений тонко дифференцировать действия по времени, пространству и мышечным усилиям.
Цель и задачи. Цель исследования — повышение результативности целевой точности бросков членов сборной команды университета по баскетболу на основе применения средств и методов развития психомоторных качеств спортсменов. Для достижения цели поставлены задачи: 1) Разработать и экспериментально апробировать методику повышения результативности целевой точности бросков мяча в процессе формирования психомоторных способностей студентов-юношей баскетбольной команды; 2) Оценить эффективность учебно-тренировочного процесса после использования средств и методов совершенствования психомоторных качеств.
Материалы и методы исследования. На этапе подготовительного периода контингент испытуемых был разделен на две группы. Контрольная группа (п = 12) выполняла бросковые задания по базовой методике максимальных повторений. Экспериментальная (п = 12) занималась с применением специальных средств и методов влияющих на мышечно-суставную чувствительность. Контрольные испытания проводились в начале и в конце 2018/2019 уч. года.
Подготовительный период в группе спортивного совершенствования студенческой команды
(15 августа — 15 сентября) является базовым для формирования не только физических качеств, но и технических параметров основных приемов игры. Для этой цели были использованы методы «контрастных» и «сближаемых заданий». В процессе тренировки спортсмены, выполняли броски с постепенным сближением к кольцу или удалением от него, с разных дистанций после ловли или ведения; с разных дистанций с сопротивлением защитника; в игровых групповых и командных взаимодействиях, броски разных по весу мячей разными способами и в разных условиях выполнения. При этом вырабатывалось умение дифференцировать мышечные усилия по силовым характеристикам.
«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до кольца (глазомер), размеров игровой площадки, траектории полета снаряда, направления или формы движения. Оно формировалось средствами: броски с изменением траектории полета мяча (с отскоком от щита и без отскока); броски в безопорном положении.
Баскетболист должен научиться связывать свои действия с ощущением времени, уметь осознанно оценивать скорость своих реакций и скорость принятия решений. С целью совершенствования временных интервалов («чувства времени») были включены: броски мяча на скорость выполнения (при соперничестве или с несколькими мячами); с ограниченным временным отрезком.
Зрительный анализатор помогает игрокам ориентироваться на площадке, улучшает их взаимодействия, повышает эффективность выполнения технических приемов. Зрительное восприятие развивалось с помощью бросков мяча в баскетбольное кольцо без зрительного контроля и бросков с использованием зрительных ориентиров.
Совершенствование технических приемов невозможно без осознанности своих действий. Метод самоанализа предполагал выполнение бросков с исправлением ошибок собственных двигательных актов.
Применение метода «сопряженных воздействий» на занятиях по баскетболу предполагает создание условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание
на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [3. С. 4443].
Броски мяча в кольцо имели свою специфику и включали: броски на высоких (игровых) пульсовых режимах; броски в сочетании с прыжковыми заданиями; броски с сопротивлением защитника; броски в условиях тренировочных игр и заданий.
Особенностью выполнения бросковых заданий баскетболистов состояла в том, что они осуществлялись в скоростном режиме двумя мячами поочередно, при подборе мячей партнерами. Игрок, выполняющий броски, получал передачу мяча от партнера еще до момента выпуска первого мяча из рук. В результате формировалось моторно-сен-сорное реагирование зрительного и тактильного анализаторов мозга с развитием временного и пространственного восприятия.
В соревновательном периоде (16 октября — 15 мая) основным методом является соревновательный, который предполагает совершенствование всех игровых приемов в экстремальных условиях соперничества и жесткого лимита времени.
Переходный период (16 мая — 15 августа) для студенческой команды является периодом отдыха и восстановления. При этом используется метод максимальных повторений с осмысленной работой над техникой (броски с разных позиций с максимальным количеством).
Объем бросков мяча в кольцо в одном тренировочном занятии составлял 250—300 раз.
В качестве контрольного тестирования психомоторных особенностей использовались: кистевая динамометрия с определением точности мышечных усилий (ТМУ) с отклонением в 50 %, определение моторики мелких движений по теп-пинг-тесту, «чувство времени» оценивалось по определению «индивидуальной минуты», которая сравнивалась с астрономической.
В результате эксперимента контрольное испытание технического мастерства баскетболистов включало в себя: оценку целевой точности бросков с ближней дистанции (в процессе выполнения группового упражнения для развития «быстрого прорыва») на частоте пульса до 186 уд/мин.); штрафного броска (без зрительного контроля и с коррекцией траектории полета мяча) и броска с дальней дистанции (с учетом результативности за определенный временной интервал) при частоте пульса до 160 уд/мин.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты педагогического тестирования позволили оценить уровень повышения результатив-
ности целевой точности бросков в зависимости от развития психомоторных способностей баскетболистов юношеского возраста. В начале эксперимента достоверных отличий показаний не выявлено. После введения в учебно-тренировочный процесс методики, воздействующей на сенсомо-торную чувствительность двигательного аппарата у спортсменов экспериментальной группы стали происходить улучшения в показателях скоростной моторики кистей рук на 18,9 % выше, в показателях точности мышечных усилий на 15 % выше и координации на 17 % выше, чем у контрольной (см. табл. 1.)
«Индивидуальная минута» у студентов экспериментальной группы приблизительно равна показателям астрономической, что может свидетельствовать о состоянии покоя и мышечной релаксации. В состоянии возбуждения и мышечного напряжения индивидуальная минута короче астрономической. Таким образом, прослеживается взаимосвязь между состоянием психики и состоянием физического тела, которое является своеобразной «машиной времени».
Изучение временной вариативности дальнего броска мяча в корзину показало, что результативность броска находится в прямой зависимости от времени, затраченного на его выполнение (при коэффициенте корреляции Браве-Пирсона — 0,737). Существует оптимальный временной диапазон выполнения броска мяча в прыжке с расстояния 6,75 м, в котором происходит наиболее эффективное его выполнение. Величина этого диапазона испытуемых составляет 0,89±0,33 с. и зависит от уровня спортивного мастерства.
Вестибулярная устойчивость у баскетболистов представлена в ощущениях равновесия и вертикального положения тела спортсмена к опоре при выполнении броска в прыжке. По результатам пробы Ромберга с опорой на одной ноге и с выключением зрительного анализатора, студенты экспериментальной группы имеют более устойчивое положение на 21,1 % в отличие от контрольной (см. табл. 1).
На фоне повышения показателей психомоторных качеств происходит улучшение технических характеристик целостного двигательного акта — броска мяча в баскетболе. Что проявляется в повышении результативности бросков с ближней дистанции на 22,8 % (см. табл. 2); со средней дистанции на 12,5 % (см. табл. 3) и с дальней дистанции на 12,3 % (см. табл. 4).
Полученные результаты выявили статистически значимые корреляции между скоростными
Таблица 1
Показатели развития сенсомоторных качеств баскетболистов в процессе эксперимента
Качества Темп движений по малой амплитуде Кистевая динамометрия «Чувство времени» Баланс тела в пространстве
Тесты Теппинг-тест (количество точек в секунду) Точность мышечных усилий, (отклонение в %) «Индивидуальная» минута, с Проба Ромберга (до первых колебаний тела), с
До эксперимента
КГ (п = 12) 5,9 ± 0,67 33,1 ± 2,13 52,6 ± 0,86 96,3 ± 64,1
*Оценка «уд.» «уд.» «хор.» «хор.»
ЭГ (п = 12) 5,8 ± 0,58 32,6 ± 2,19 54,6 ± 0,84 98,8 ± 65,2
*Оценка «уд.» «уд.» «хор.» «хор.»
После эксперимента
КГ (п = 12) 6,2 ± 0,60 20,4 ± 3.1 56,3 ± 0,89 124,1 ± 66,2
*Оценка «хор.» «хор.» «хор.» «хор.»
ЭГ (п = 12) 7,6 ± 0,63 15,2 ± 2,9 62,2 ± 0,82 174,8 ± 76,2
*Оценка «отл.» «отл.» «отл.» «отл.»
* На основе фонда оценочных средств кафедры физического воспитания ИАиС ВолгГТУ
Таблица 2
Динамика изменения техники броска с ближней дистанции в зависимости от психомоторных способностей (X ± а)
Параметры броска Бросок с ближней дистанции после быстрого прорыва
Количество атак Количество результативных атак Процент реализации, (%) Экспертная оценка техники выполнения (баллы)
До эксперимента
КГ (n = 12) 12,8 ± 0,76 7,6 ± 0,86 59,4 4,3
ЭГ (n = 12) 12,6 ± 0,80 7,4 ± 0,89 58,7 4,2
* Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
После эксперимента
КГ (n = 12) 13,0 ± 1,2 8,6 ± 0,78 66,2 4,5
ЭГ (n = 12) 14,5 ± 1,1 12,8 ± 0,76 88,3 4,8
* Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05
* р — достоверность значений для независимых выборок по /-критерию Стьюдента.
Таблица 3
Динамика изменения техники броска со средней дистанции в зависимости от психомоторных способностей (X ± а)
Штрафной бросок
Параметры броска Со зрительным Без зрительного Сериями с изменением траектории полета мяча, (с) Экспертная оценка техники выполнения, (баллы)
контролем, ( %) контроля, (%)
До эксперимента
КГ (n = 12) 68,3 ± 0,86 45,8 ± 1,1 3,26 ± 0,52 3,8
ЭГ (n = 12) 68,6 ± 0,90 45,6 ± 1,2 3,18 ± 0,48 3,6
* Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
После эксперимента
КГ (n = 12) 76,6 ± 0,92 52,4 ± 1,0 3,02 ± 0,49 4,5
ЭГ (n = 12) 82,4 ± 0,96 66,6 ± 1,2 2,36 ± 0,50 5,0
* Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05
* р — достоверность значений для независимых выборок по /-критерию Стьюдента.
Таблица 4
Динамика изменения техники броска с дальней дистанции в зависимости от психомоторных способностей (X ± а)
Параметры броска Дальний бросок за 2 минуты
Скорость броска (количество бросков) Количество результативных атак Процент реализации, % Экспертная оценка техники выполнения, (баллы)
До эксперимента
КГ (п = 12) 38,1 ± 2,96 9,6 ± 2,76 25,2 3,4
ЭГ (п = 12) 38,3 ± 2,73 10,2 ± 2,86 26.6 3,2
* Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05
После эксперимента
КГ (п = 12) 41,2 ± 2,35 11,2 ± 2,88 27,2 3,6
ЭГ (п = 12) 45,3 ± 2,67 17,6 ± 2,90 38,9 4,2
* Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05
* р — достоверность значений для независимых выборок по /-критерию Стьюдента.
характеристиками движений сильнейшей кисти рук (теппинг-тест) и результативными атаками при осуществлении бросков мяча в кольцо с дальней дистанции. Корреляция является высокой и составляет 0,737 при уровне значимости (р<0,05)
Установлена положительная прямая корреляция средней и высокой силы (0,678—0,789) между параметрами точности мышечных усилий и бросками мяча с разных дистанций (см. табл. 5.)
Так же была выявлена статистическая тенденция зависимости мужду значениями пробы Ром-берга и бросками мяча в кольцо. Высокие значения обнаружились при выполнении броска в движении (0,896) и броска в прыжке с дальней дистанции (0,876). Отрицательная корреляция умеренной силы (-0,565) проявляется во взаимосвязи целевой точности бросков и показателями абсолютной силы мышц кисти (см. табл. 5.)
Таким образом, интерпретируя результаты, можно предположить, что развитие и совершенствование психомоторных способностей у спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий напрямую влияют на успешность выполнения одного из самых сложных технических приемов в
баскетболе — броска мяча в кольцо.
В результате установленной взаимосвязи между исследуемыми показателями можно утверждать, что полученные результаты будут способствовать успешной адаптации спортсменов-баскетболистов к экстремальным условиям соревновательной деятельности и помогут спрогнозировать успешность выступления на соревнованиях.
Выводы. Проведенное исследование мышеч-но-суставной чувствительности показало, что с ростом спортивного мастерства происходит адаптация к обычным тренировочным средствам и относительная величина сдвигов в результативности игровых приемов понижается. Поэтому, для повышения эффективности тренировочных занятий в развитии точности движений, необходимо введение специальных средств, оказывавших влияние на мышечно-суставную чувствительность.
Применение разработанной нами методики в годичном цикле учебно-тренировочного процесса способствовало повышению точности выполнения отдельных параметров: силовых характеристик на 17,6 %, скоростных на 18,9 %, координации на 17 %, баланса на 21,1 %. Что проявилось
Таблица 5
Корреляция между показателями психомоторных качеств и целевой точностью бросков в баскетболе
№ Показатели психомоторных качеств Целевая точность бросков с различных дистанций
Ближняя Средняя Дальняя
1 Темп движений по малой амплитуде (количество точек в секунду) 0,174 0,346 0,737*
2 Кистевая динамометрия сильнейшей руки, кг -0,413 -0,436 -0,565
3 Точность мышечных усилий, % 0,536 0,678 0,789*
4 Проба Ромберга, с 0,896* 0,562 0,876*
* Значимые корреляции Браве — Пирсона при р < 0,05.
в улучшении технических характеристик целостного двигательного акта — результативности бросков с ближней дистанции на 22,8 %, со средней дистанции на 12,5 %, с дальней дистанции на 12,3 %.
Развитие сенсомоторных качеств требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданные перерывы между занятиями. Это может привести к потере мышечных ощущений и их тонкой дифференци-ровки.
Дальнейшее совершенствование технических приемов, должно включать в себя не только повышение проприоцептивной чувствительности у спортсменов, но и создание у них навыка правильно оценивать количественные характеристики пространства, времени и усилия, что необходимо для точного выполнения движения, умение сопоставлять эти объективные характеристики с движениями и ощущениями. А также развивать способность к самоанализу и контролю выполнения движений.
Список литературы
1. Акопова, М. А. Возможности целенаправленного развития компонентов психомоторных способностей студентов / М. А. Акопова // Мир науки. — 2017. — Т. 5, №3. — С. 46—53.
2. Вавилов, А. Л. Факторный анализ тестов технической подготовленности баскетболистов / А. Л. Вавилов, О. В. Анфилатова, С. А. Вавилова // Человек. Спорт. Медицина. — 2019 — Т. 19, № 2 — С. 55—62.
3. Гнездилов, М. А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в про-
Поступила в редакцию 01 июня 2020 г.
цессе подготовки баскетболистов в условиях вуза / М. А. Гнездилов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 4441—4445.
4. Донцов, Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии. — 2013. — № 2. — С. 25—37.
5. Зыкова, А. П. Психомоторная сфера спортсмена / А. П. Зыкова, Е. В. Воробьева, С. Л. Зыков // Наука-2020. — 2019. — № 8(33). — С. 10—16.
6. Марков, К. К. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы / К. К. Марков, О. О. Николаева // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 8—4. — С. 943—947.
7. Озеров, В. П. Формирование психомоторных способностей человека. Forming of psychomotor abilities of the man : монография / В. П. Озеров. — Ставрополь : Сервисшкола, 2011. — 278 с.
8. Озеров, В. П. Психолого-педагогические аспекты формирования психомоторных способностей молодежи / В. П. Озеров, О. Д. Федотова // Мир науки. — 2016. — Т. 4, № 5. — С. 44—50.
9. Psychomotor Abilities of Professional Handball Players / K. Przednowek, M. Sliz, Ju. Lenik, B. Dzi-adek et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2019. — № 16. — 30 May. — Р. 1909. — URL: https://doi.org/10.3390/ ijerph16111909.
10. Grigore, V. Characteristic of instrumental movementseye hand coordination in sports / V. Grigore, G. Mitrache, R. Predoiu, R. Ro§ca // Social and Behavioral Sciences. — 2012, no. 33, pp.193—197.
Для цитирования: Карагодина, А. М. Совершенствование целевой точности бросков средствами развития психомоторных качеств баскетболистов / А. М. Карагодина, А. Н. Болгов, Е. Г. Прыткова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 4. — С. 78—84.
Сведения об авторах
Карагодина Анна Михайловна — старший преподаватель кафедры физического воспитания института архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия. https:// orcid.org/0000-0003-3316-0230. [email protected];
Болгов Алексей Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Россия. https://orcid. о^/0000-0001-5007-951Х. [email protected];
Прыткова Елена Геннадьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия. https://orcid.org/0000-0002-3498-8702. [email protected].
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 4, pp. 78—84.
Method of improving the target accuracy of throws
by means of developing psychomotor qualities of youth basketball players Karagodina A.M.1, Bolgov A.N.2, Prytkova E.G.3
1 Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. [email protected]
2 Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia. [email protected]
3 Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. [email protected]
The article considers a certain relationship between the effectiveness of ball throw in basketball and the accuracy of reproducing time, space and power perceptions. Special throwing exercises are presented to a greater extent reflecting the skills of basketball players to accurately differentiate movement parameters, the use of which in training sessions leads to an increase in the effectiveness of shots from various distances by an average of 15.9 %.
Keywords: target accuracy of the throw, psychomotor qualities, the method of approaching tasks, the method of contrast tasks, differentiation of muscle efforts, the sense of the ball, a sense of time, a sense of space.
References
1. Akopova M.A. Vozmozhnosti celenapravlen-nogo razvitiya komponentov psixomotornyx sposob-nostej studentov [Opportunities for purposeful development of components of students psychomotor abilities]. Mir nauki [World of science], 2017, no. 3, pp. 46—53. (In Russ.).
2. Vavilov A.L. Faktornyj analiz testov texnich-eskoj podgotovlennosti basketbolistov [Factor analysis of tests of technical readiness of basketball players]. Chelovek. Sport. Medicina [Person. Sport. Medicine], 2019, no. 2, pp. 55—62. (In Russ.).
3. Gnezdilov M.A. Celesoobraznost primeneniya metoda sopryazhennogo vozdejstviya v processe podgotovki basketbolistov v usloviyax vuza [The expediency of using the method of conjugate influence in the process of training basketball players in the conditions of higher education]. Nauchno-meto-dicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2014, no. 20, pp. 4441—4445. (In Russ.)
4. Doncov D.A., Doncova M.V. Psixologicheskie osobennosti yunosheskogo (studencheskogo) vozras-ta [Psychological features of youth (student) age]. Obrazovatelnye texnologi [Educational technology], 2013, no. 2, pp. 25—37. (In Russ.).
5. Zykova A.P., Vorobeva E.V., Zykov S.L. Psixo-motornaya sfera sportsmena [Psychomotor sphere of the athlete]. Nauka-2020 [Science-2020], 2019, no 8(33), pp. 10—16. (In Russ.).
6. Markov K.K., Nikolaeva O.O. Formirovanie psixomotornyx kachestv v sovremennom sporte: teo-reticheskie i metodologicheskie problemy [Formation of psychomotor qualities in modern sports: theoretical and methodological problems]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental study], 2013, no. 8—4, pp. 943—947. (In Russ.).
7. Ozerov V.P. Formirovanie psixomotornyx sposobnostej cheloveka. [Forming of psychomotor abilities of the man]. Stavropol, 2011. 278 p. (In Russ.).
8. Ozerov V.P., Fedotova O.D. Psixologo-peda-gogicheskie aspekty formirovaniya psihomotornyh sposobnostej molodezhi [Psychological and pedagogical aspects of the formation of psychomotor abilities of young people]. Mir nauki [World of science], 2016, no. 5, pp. 44—50. (In Russ.).
9. Przednowek K., Sliz M., Lenik Ju., Dziadek B., Cieszkowski S., Lenik P., Kopec D., Wardak K., Przednowek K.H. Psychomotor Abilities of Professional Handball Players / Psychomotor Abilities of Professional Handball Players. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, no. 16, 30 May, p. 1909. Available at: https://doi. org/10.3390/ijerph16111909 (In Poland).
10. Grigore V., Mitrache G., Predoiu R., Ro§ca R. Characteristic of instrumental movementseye hand coordination in sports. Social and Behavioral Sciences. 2012, no. 33, pp. 193—197. (In Romania).