5. Address by the Minister of Sports of the Chelyabinsk Region L. Ya. Oder in connection with the coronaviruspandemic, available at: http://wwwxhelsportru/PubHcations/News/Show?id=4782.
6. Dilts, R. (20130, Sleight of Mouth. The Magic of Conversational Belief Chandu, Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2020
УДК 796.323.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ ПРИ БРОСКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Елена Евгеньевна Яворская, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, Анна Геннадьевна Родионова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Хабаровский государственный университет экономики и права; Елена Александровна Колиненко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Светлана Юрьевна Власенко, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация
В тренировочном процессе для улучшения качества техники игры специалисты баскетбола рекомендуют применять разнообразные технические средства. Тренажеры для обучения и совершенствования бросковых движений необходимы особенно юным спортсменам, уделяющим особое внимание своим снайперским способностям. Спектр их применения достаточно разнообразен, от развития необходимых физических качеств до обучения и контроля за техникой выполнения спортивного упражнения. Настоящая статья посвящена оптимизации структуры двигательных действий в интересах повышения точности движений с применением технических средств при обучении и совершенствовании броска мяча в баскетболе. Описываются характеристики, назначение тренажеров, применяемых для обучения и совершенствования бросковых движений юных баскетболистов.
Ключевые слова: юные баскетболисты, бросок мяча, технические средства, техника броска, искусственные условия, обучение технике броска, совершенствование бросковых движений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p541-544
USE OF TEACHING EQUIPMENT IN BASKETBALL FOR THROWING TRAINING
OF YOUNG ATHLETES
Elena Evgenievna Yavorskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Anna Gennadievna Rodionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Khabarovsk State University of Economics and Law; Elena Aleksandrovna Kolinenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Far Eastern State Academy Physical Education; Svet-lana Yuryevna Vlasenko, senior lecturer, Pacific State University
Abstract
In the training process, to improve the quality of the game technique, basketball experts recommend the use of a variety of technical means. Simulators for training and improving throwing movements are needed especially for young athletes who pay special attention to their sniper abilities. The range of their application is quite diverse, from the development of the necessary physical qualities to training and monitoring the technique of performing sports exercises. This article is devoted to optimizing the structure of motor actions in the interest of improving the accuracy of movements using technical means in training and improving the throw of the ball in basketball. The characteristics, the purpose of the simulators used for training and improving the throwing movements of young basketball players are described.
Keywords: young basketball players, throwing the ball, technical means, throwing technique, artificial conditions, training in throwing technique, improvement of throwing movements.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня спортивных результатов в баскетболе вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей подготовки и требует сокращения сроков обучения приемам техники. В настоящее время необходимо широкое применение технических средств обучения, использование различных тренажеров [1]. Развитие техники в баскетболе идет сейчас в таком направлении, чтобы способствовать неуклонному увеличению скорости движений при сохранении повышенной их точности и результативности. Особенно это важно при выполнении бросков мяча в кольцо. Совершенствование техники бросков предполагает также повышение степени устойчивости двигательных навыков. Отмеченные особенности спортивной техники в баскетболе имеют существенное значение при выборе методов и средств начального освоения и дальнейшего совершенствования технического мастерства бросков мяча в кольцо [3]. Среди многообразных предлагаемых технических средств и тренажеров, зарекомендовавших себя как эффективные средства подготовки спортсменов к соревнованиям и рекордным результатам, из их общего арсенала, применяемых в баскетболе, сделан акцент на технических средствах и тренажерах, способствующих бросковой подготовке баскетболистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из значимых факторов, влияющих на результативность бросков мяча в кольцо, является техника броска [1]. При обучении правильной технике броска большое внимание уделяется движению руки. Для восприятия и достижения стабилизации движения предлагается применять специальные конструкции, позволяющие создавать искусственные условия по отработке стабильных движений руки, направляющей мяч в цель.
Из всех имеющихся приспособлений наиболее известные и эффективные:
• Ограничитель смещения локтевого сустава «Splash». Тренажёр развивает правильную технику броска, бросающая рука зафиксирована под углом 90 градусов.
• Баскетбольный тренажер броска «Sklz Square Up» стимулирует правильную постановку руки во время броска и позволяет контролировать и выравнивать траекторию движения мяча, развивает правильную технику.
• Баскетбольный тренажер «SKL ShotLoc» Стеффена Карри вынуждает игрока выработать и закрепить привычку правильной постановки кистей рук на мяче в момент броска.
• Баскетбольный тренажер - «Попади в цель» Target Trainer предназначен для улучшения меткости и отработки техники броска в баскетболе.
• Тренажер «DOUBLE DOUBLE». С помощью вставки меньшего диаметра, которая встраивается в кольцо на специальных крючках, позволяет улучшить меткость и отработать технику броска в баскетболе.
• Тренажер - баскетбольная пушка - «Dr. Dish Pro» позволяет бросать 35 мячей в минуту, что заставляет работать мышечную память. В результате за короткие сроки увеличивается процент попадания.
• Для моделирования различных игровых ситуаций можно использовать баскетбольные игровые фишки «Shot Spotz». Игровые фишки развивают чувство позиции, совершенствуют технику броска мяча по цели с разной дистанции.
• Манекен «D-Man» - переносной тренажер, имитирующий человека с поднятыми вверх руками, позволяет отрабатывать высокие броски, разыгрывать передачу мяча через «D-man» или делать обводки вокруг, тренируя координацию, ловкость, маневренность.
• Тренажер баскетбольных бросков «SHOOT-AROUND» («рукав») помогает отработать технику и наладить ритм. Тренажер обеспечивает возвращение мяча обратно к игроку быстро и последовательно, без необходимости снимать его с корзины, проводите больше времени в работе над техникой, и меньше времени в ловле мяча после бросков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для выявления эффективности подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной групп был проведен сравнительный анализ показателей [2]. Материалом для анализа послужили результаты комплексного обследования баскетболистов в возрасте 11-12 лет по показателям бросковой подготовленности.
Данные, представленные в таблице 1, показывают, что в ходе педагогического эксперимента произошли изменения в обеих группах. В экспериментальной группе улучшение показателей отмечается по всем параметрам, а в контрольной группе изменения незначительны. Так в количестве штрафных бросков в экспериментальной группе увеличение составило на 12,7%, а в контрольной на 5,9%, в дистанционных бросках на 26,3% и 15,27% соответственно. Увеличилась результативность бросков до 7,4% в экспериментальной группе по отношению к контрольной группе 4,1%.
Таблица 1 - Показатели бросковой подготовленности юных баскетболистов 11-12 лет контрольной и экспериментальной групп за время педагогического эксперимента_
№ п/п Параметры Контрольная группа Экспериментальная группа
До | После Разница Р До После Разница Р
М±т М±т Ед. % М±т М±т Ед. %
1 Бросок мяча в движении (кол-во раз) 14,24±0,23 13,71±0,24 -0,53 3,8 >0,05 14,36±0,27 13,34±0,25 -1,02 7,6 <0,05
2 Дистанционные броски (кол-во очков) 6,81±0,1 7,85±0,1 1,04 15,27 <0,05 6,76±0,3 8,54±0,1 1,78 26,33 <0,05
3 Бросок мяча в корзину с ведением из-под щита (сек) 30,13±1,13 29,45±1,13 -0,68 2,4 >0,05 30,09±1,12 28,32±1,23 -1,77 17,1 <0,05
4 Штрафные броски (кол-во раз) 5,85±0,76 6,79±0,14 0,94 5,9 <0,05 6,02±0,84 8,05±0,16 2,03 12,7 <0,05
5 Результативность бросков (%) 28,07±0,15 27,75±0,08 -0,32 4,1 >0,05 28,01±0,16 27,46±0,07 -0,55 7,4 <0,05
Средние показатели между группами тоже имеют различия, они представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ конечных показателей бросковой подготовленности юных баскетболистов 11-12 лет контрольной и экспериментальной групп за время педагогического эксперимента_
№ п/п Группы Разница, М! ±М 2
Параметры, тесты КГ ЭГ В ед. В % Р
М ¡±Ш М 2±т
1 Бросок мяча в движении (кол-во раз) 13,71±0,24 13,34±0,25 -0,37 2,8 >0,05
2 Дистанционные броски (кол-во очков) 7,85±0,1 8,54±0,1 0,69 8,8 <0,05
3 Бросок мяча в корзину с ведением из-под щита (сек) 29,45±1,13 28,32 ±1,23 -1,13 6,2 <0,05
4 Штрафные броски (кол-во раз) 6,79±0,14 8,05±0,16 1,26 7,5 <0,05
5 Результативность бросков (%) 27,75±0,08 27,46±0,07 -0,29 3,9 >0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа показателей бросковой подготовленности, можно говорить о положительных результатах использования технических средств и тренажеров в обучении и совершенствовании броска. Использование в комплексе вышеперечисленных технических средств позволит ускорить процесс обучения технике баскетбольного броска и не допустит развития систематических ошибок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гераськин, А. А. Методология создания тренажерных средств в спортивных играх /А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 33-35.
2. Кретов, Ю.А. Подготовка баскетболистов в условиях вуза : монография / Ю.А. Кретов. - Благовещенск : [б. и.], 2010. - 196 с.
3. Повышение результативности штрафных бросков баскетболисток студенческой команды / Е.Е. Яворская, А.Г. Родионова, С.В. Левицкая, Е.А. Колиненко, А.С. Бахарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 412- 416.
REFERENCES
1. Geraskin, A.A. and Rodionov, A.V. (2005), "The methodology for creating simulators in sports games", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 33-35.
2. Kretov, Yu.A. (2010), Training of basketball players in a university: monograph, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk.
3. Yavorskaya, E.E., Rodionova, A.G., Levitskaya, S.V., Kolinenko, E.A. and Bakhareva, A.S. (2019), "Increasing the effectiveness of free throws of basketball players of the student team", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 412-416.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2020
УДК 796.012.26
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Вера Николаевна Яковлева, старший преподаватель, Наталья Викторовна Перегудова, старший преподаватель, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского
государственного университета
Аннотация
Координационное развитие является необходимой основой физического воспитания. В данной статье рассматривается проблема разработки методики совершенствования координационных способностей и общей физической подготовки студенток в рамках вариативного компонента программы по физической культуре в вузе. Формирование координационных способностей у студентов является одним из факторов повышения их физической подготовленности на занятиях физической культурой, а также приобретением прикладных физических качеств, необходимых в будущей профессии.
Ключевые слова: координационные способности, студенты, специфические комплексы, оздоровительные твист-движения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p544-549
IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS IN THE
FRAMEWORK OF THE PROGRAM ON PHYSICAL CULTURE IN THE
UNIVERSITY
Vera Nikolaevna Yakovleva, the senior teacher, Natalia Viktorovna Peregudova, the senior teacher, Novokuznetsk Institute (branch) of the Kemerovo State University
Abstract
Coordination development is a necessary basis for physical education. This article examines the actual problem of development of the methods for improving the coordination abilities and general physical preparation of students in the framework of variable component of the program of physical culture at the university. The formation of coordination abilities among students is one of the factors to increase their