Научная статья на тему 'Повышение результативности штрафных бросков баскетболисток студенческой команды'

Повышение результативности штрафных бросков баскетболисток студенческой команды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТРАФНЫЕ БРОСКИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФАКТОРЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СТУДЕНТКИ БАСКЕТБОЛИСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яворская Елена Евгеньевна, Родионова Анна Геннадьевна, Левицкая Светлана Викторовна, Колиненко Елена Александровна, Бахарева Алеся Сергеевна

Статья посвящена проблеме реализации штрафных бросков у студенток баскетболисток. В связи с этим выявлены основные причины, которые влияют на снижение эффективности выполнения штрафных бросков в соревновательной деятельности. Необходимость решать по-новому вопросы планирования объёма нагрузки и ее интенсификации, с учетом подбора эффективных средств и методов, позволит начинающим игрокам овладеть совершенной техникой штрафного броска, а квалифицированным совершенствовать технику в вариативных условиях игровой деятельности. Это требует переосмыслить существующие подходы к проектированию, конструированию и реализации процесса технической и физической подготовки студенток в целях формирования основных компонентов готовности к соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яворская Елена Евгеньевна, Родионова Анна Геннадьевна, Левицкая Светлана Викторовна, Колиненко Елена Александровна, Бахарева Алеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the effectiveness of free throws of basketball players of the student team

The article is devoted to the problem of the implementation of free throws for female basketball players. In this regard, it identified the main reasons that affect the decline in the effectiveness of free throws in competitive activities. The need to tackle in a new way the issues of planning the load volume and its intensification, taking into account the selection of effective means and methods, will allow novice players to master the perfect free-throw technique, and qualified ones to improve the technique in the variable conditions of gaming activity. This requires rethinking of the existing approaches to the design, construction and implementation of the process of the technical and physical training of female students in order to form the main components of readiness for competitive activities.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности штрафных бросков баскетболисток студенческой команды»

3. Малков, О.Б. Влияние конфликтного взаимодействия при выполнении самбистами маневров и тактических подготовок на результативность борьбы / О.Б. Малков, С.Е. Табаков // Спортивные единоборства на рубеже столетий : пути и перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященная 80-летию проф. кафедры борьбы Е. М. Чумакова. - М., 2001. - С. 143-152.

4. Югай, К.В. Статистика показателей реализуемости выполненных захватов спортсменами различных весовых категорий чемпионата мира по самбо 2015 года / К.В. Югай, С.Е. Табаков // Интеграция науки и практики в единоборствах : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с участием иностранных представителей, посвященной памяти ЗМС, ЗТ СССР, проф. Е. М. Чумакова. - М., 2017. - С. 50-55.

REFERENCES

1. Bulantsov, A.M., Tabakov S.E. (2009), "Comparison of the model characteristics of the national sambo team of Russia for the World Cup and the European Championship", Sambo for all!: proceeding of integration of science and practice conference, Moscow, pp. 28-36.

2. Tabakov, S.E. (2000), "Formation of motor skills of fighters of high qualification at various stages of preparation", Actual problems of combat sports. Theory and methods of training athletes: under the general edition of Igumenova V.M.: proceeding of conference, FON, Moscow, pp. 88-95.

3. Malkov, O. B., Tabakov, S.E. (2001), "Conflict cooperation impact on in wrestle progress in carrying out sambo maneuvers and tactical training", Combat sports at the turn of the centuries: proceeding of development path and prospects: Russian scientifically-practical conference devoted to 80 years ofprofessor of the wrestling department E. M. Chumakov, Moscow, pp. 143-152.

4. Iugai, K. V., Tabakov, S.E. (2017), "Statistics of indicators of realizability of captures by athletes of various weight categories of the 2015 World Sambo Championship", Integration of science and practice in martial arts: proceeding of Russian scientifically-practical conference with the participation of foreign representatives, dedicated to the memory of the Honored Master of Sports of the USSR, prof. Chumakov E.M., Moscow, pp. 50-55.

Контактная информация: iugaikostya@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.03.2019

УДК 796.323.2

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ШТРАФНЫХ БРОСКОВ БАСКЕТБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ

Елена Евгеньевна Яворская, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ); Анна Геннадьевна Родионова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Викторовна Левицкая, старший

преподаватель, Хабаровский государственный университет экономики и права (ХГУЭП); Елена Александровна Колиненко, кандидат педагогических наук, доцент, Алеся Сергеевна Бахарева, магистрант, Хабаровская государственная академия физической культуры (ДВГАФК)

Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации штрафных бросков у студенток-баскетболисток. В связи с этим выявлены основные причины, которые влияют на снижение эффективности выполнения штрафных бросков в соревновательной деятельности. Необходимость решать по-новому вопросы планирования объёма нагрузки и ее интенсификации, с учетом подбора эффективных средств и методов, позволит начинающим игрокам овладеть совершенной техникой штрафного броска, а квалифицированным - совершенствовать технику в вариативных условиях игровой деятельности. Это требует переосмыслить существующие подходы к проектированию, конструированию и реализации процесса технической и физической подготовки студенток в целях формирования основных компонентов готовности к соревновательной деятельности.

Ключевые слова: штрафные броски; соревновательная деятельность; моделирование; факторы; результативность; студентки-баскетболистки.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF FREE THROWS OF BASKETBALL PLAYERS OF THE STUDENT TEAM

Elena Evgenievna Yavorskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University; Anna Gennadievna Rodionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Victorovna Levitskaya, the senior teacher, Khabarovsk State University of Economics and Law; Elena Alexandrovna Kolinenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alesya Sergeevna Bakhareva, the master student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

The article is devoted to the problem of the implementation of free throws for female basketball players. In this regard, it identified the main reasons that affect the decline in the effectiveness of free throws in competitive activities. The need to tackle in a new way the issues of planning the load volume and its intensification, taking into account the selection of effective means and methods, will allow novice players to master the perfect free-throw technique, and qualified ones to improve the technique in the variable conditions of gaming activity. This requires rethinking of the existing approaches to the design, construction and implementation of the process of the technical and physical training of female students in order to form the main components of readiness for competitive activities.

Keywords: free throws, competitive activity, modeling; factors, effectiveness, female basketball students.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема результативности штрафных бросков в баскетболе на протяжении многих лет остается актуальной, и, в связи с этим, она постоянно требует особенного внимания тренеров и научных работников. Анализ и обобщение теоретических и экспериментальных исследований по проблеме реализации штрафных бросков баскетболисток с учетом современных тенденций развития соревновательной деятельности показал, что данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнейшей научной разработки, особенно в вопросах совершенствования и обновления эффективных средств и методов технико-тактической подготовки игроков студенческой команды [3].

В результате полученных данных, выявлено противоречие между повышением требований к уровню реализации штрафных бросков баскетболистками студенческих команд в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик, разработанных с учетом особенностей студенческого баскетбола, с другой [1]. Данное противоречие позволило определить основную проблему исследования.

Цель исследования: повышение результативности штрафных бросков баскетболисток студенческой команды в соревновательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень технической подготовленности и эффективность выполнения штрафных бросков баскетболистками в условиях соревновательной деятельности.

2. Определить условия выполнения штрафных бросков в соревновательной деятельности и факторы, влияющие на результативность штрафных бросков, выполняемых студентками - баскетболистками в тренировочной и соревновательной деятельности.

3. Разработать и обосновать рекомендации, направленных на повышение результативности штрафных бросков баскетболисток студенческой команды в условиях соревновательной деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения эффективности выполнения штрафных бросков баскетболистками в условиях соревновательной деятельности были проанализированы игры команд, участвующих во Всероссийском Чемпионате АСБ в ДФО (высший дивизион - «Дальний Восток») в течение 3-х сезонов (2014-2017 гг.).

Анализ соревновательной деятельности студенческих команд показал неблагоприятное положение с реализацией штрафных бросков. Средний командный показатель составил - 64%, при этом показатели игроков - от 25% до 85%. Данный разброс связан с разноуровневым составом студенческих команд, где наряду с квалифицированными спортсменками (КМС - 1 разряд) выступают баскетболистки низкой квалификации (2-3 разряд). Средние показатели квалифицированных игроков - от 58% до 78%, баскетболисток низкой квалификации - от 33% до 56%. Проведенный анализ показал недостаточный уровень реализации штрафных бросков, как игроков низкой квалификации, так и квалифицированных баскетболисток.

Средняя результативность штрафных бросков в играх Чемпионата АСБ ниже (62%), чем в условиях тренировки (76%). Разница соревновательной и тренировочной деятельности у баскетболисток БГПУ составляла от 7% до 25%. Обращает на себя внимание тот факт, что результативность штрафных бросков, выполняемых баскетболистками в официальных матчах, намного ниже результатов, достигаемых ими же в тренировочных условиях. При этом средние показатели реализации штрафных бросков команды в условиях соревнований ниже в среднем на 13% (Р <0,05), чем в тренировочных условиях.

На основе рекомендаций ведущих специалистов баскетбола определены условия выполнения штрафных бросков в соревновательной деятельности, к ним относится: психологическое состояние игроков непосредственно перед матчем; психологическая напряженность поединка; исходная частота сердечных сокращений игрока перед выполнением штрафных бросков, т.е. текущее функциональное состояние; наступающее утомление (особенно в играх с дополнительными таймами) [1; 3].

Применяемые средства и методы совершенствования штрафных бросков не способствуют созданию в тренировке условий, адекватных условиям соревнований, где штрафные броски выполняются после особо активных действий с противодействием, при дефиците времени на фоне утомления и психической напряженности, при внезапно возникающих сбивающих факторах; не учитывается разный уровень квалификация игроков студенческой команды [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Обобщая методики совершенствования штрафных бросков, разработаны рекомендации, направленные на повышение результативности в условиях тренировочной и соревновательной деятельности с учетом квалификации игроков студенческой команды.

Рекомендации включают в себя основные этапы: 1 - работа над техникой; 2 - стабилизация навыка; 3 - моделирование. Для каждого этапа подобраны эффективные средства и методы, позволяющие игрокам низкой квалификации овладеть совершенной техникой штрафного броска, а квалифицированным - совершенствовать технику в вариативных условиях игровой обстановки.

Работа над техникой. С целью овладения совершенной техникой штрафного броска, для удобства обучения и совершенствования разделили технику броска на части: исходное положение; держание мяча; движение бросающей руки с момента начала броска до выпуска мяча; траектория полета мяча [1]. Такое деление элементов техники штрафного броска, позволило использовать большое количество разнообразных тренировочных упражнений для совершенствования штрафных бросков, заостряя внимание на отдельных сторонах техники, повышая интерес к тренировке штрафных бросков в целом.

Стабилизация навыка. Успешная реализация штрафных бросков зависит от стабилизации навыка броска. Добиться высокой точности штрафных бросков можно только в процессе хорошо продуманной систематической подготовки [2]. При этом совершенствование штрафных бросков начинающими баскетболистками и спортсменками высокой квалификации имеет свои особенности [3]. Основное усилие баскетболисток низкой квалификации при совершенствовании штрафных бросков направлено на овладение структурой

движения, для квалифицированных баскетболисток необходимо приближать тренировку к соревновательной обстановке при развитии точности попадания штрафных бросков.

Моделирование. Практика показала, что навык выполнения штрафного броска, выработанный в процессе обучения в отрыве от его реализации в условиях игровой специфики, не может дать положительного эффекта [3]. Нами составлен комплекс ситуационных игровых упражнений, основанный на моделировании: игровых нагрузок, игровых ситуаций, болевых ощущений перед реализацией штрафного броска, отдельных игровых моментов, моделирование отрицательной реакции зрительного зала. Комплексное сочетание ситуационных игровых упражнений способствует вырабатывать такие волевые качества, как смелость, решительность, настойчивость и самообладание [1; 2]. Степень противодействия защитников и дозировка упражнений варьировалась в зависимости от уровня подготовленности, квалификации занимающихся, периода подготовки команды и регламента тренировочного времени. При ситуационном моделировании учитывался индивидуальный характер восприятия воспитанниками отдельных сбивающих факторов и соответственно планировался тренировочный процесс. Для обоснования эффективности разработанных рекомендаций проводился основной педагогический эксперимент в естественных условиях тренировочного процесса. В педагогическом эксперименте приняли участие 14 баскетболисток команды БГПУ участницы Чемпионата АСБ Высшего дивизиона «Дальний Восток». Педагогический эксперимент продолжался 7 месяцев (сентябрь 2017 г. - март 2018 г.).

ВЫВОДЫ

1. Подобранные средства и методы, направленные на повышение результативности штрафных бросков, использовались на тренировочных занятиях, применение которых позволило избежать нарушений и ошибок, негативно сказывающихся на эффективности их реализации в соревновательной деятельности.

2. После педагогического эксперимента средняя результативность штрафного броска баскетболисток команды БГПУ улучшилась - на 8%, средний командный показатель результативности штрафных бросков в сезоне 2017-2018 гг. составил - 68%.

3. Многократное повторение ситуационных упражнений создало у баскетболисток уверенность в своих силах, дало возможность анализировать движения и корректировать мышечные усилия при броске, умение концентрировать внимание и, в конечном счете, повысило эффективность попаданий.

4. Разработка рекомендаций, направленных на повышение результативности штрафных бросков, в сочетании со специально подобранными средствами и методами и учетом квалификации игроков, позволила повысить мастерство баскетболисток и эффективность их соревновательной деятельности в реализации штрафных бросков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маньшин, Б.Г. Повышение точности бросков мяча в баскетболе / Б.Г. Маньшин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 34-36.

2. Исследование факторов результативности штрафных бросков в студенческих баскетбольных командах / И.И. Таран, А.Г. Беляев, Р. Виноградов, А.С. Коскин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 214-217.

3. Фамилькова, Н.В. Методика контроля точности штрафных бросков в баскетболе / Н.В. Фамилькова, В.В. Роженцов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-3. - С. 472-474.

REFERENCES

1. Manshin, B.G. (2007) "Increase the accuracy of throwing a ball in basketball", Physical culture: education, education, training, Vol. 1, pp. 34-36.

2. Taran, I.I., Belyaev, A.G., Vinogradov, R. and Koskin, A.S. (2017), "Study of efficiency factors for free throws in basketball students' teams", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145,

No. 3, pp. 214-217.

3. Familkova, N.V. and Rozhentsov, V.V. (2015), "A technique for controlling the accuracy of free throws in basketball", International Journal of Applied and Fundamental Research, Vol. 3, No. 8, pp. 472474.

Контактная информация: krasikova_anya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 377

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данил Викторович Ярошенко, кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

Аннотация

Цель работы разработка концептуальной модели оценки уровня корпоративной культуры учреждения профессионального образования. Основные задачи: рассмотреть понятие корпоративной культуры учреждения профессионального образования. Выявить критерии оптимального отбора ценностных ориентаций. В результате исследования сформирована личностная модель фасилитации организационного культуростроения и оптимизационного мышления.

Ключевые слова: профессиональное образование, оптимизация деятельности, корпоративная культура, инновации, модули, изменения, компетентность.

CORPORATE CULTURE OF ESTABLISHMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION AS CONDITION OF OPTIMIZATION OF ITS ACTIVITY

Danil Viktorovich Yaroshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of URALGUFK

Annotation

The purpose of the study is to develop the conceptual model for assessing the level of corporate culture of the vocational education institution. Main objectives: to consider the concept of corporate culture of vocational education institutions, to identify the criteria for the optimal selection of value orientations. As a result of the research, a personal model of facilitation of organizational culture-building and optimization thinking was formed.

Keywords: professional education, optimization of activity, corporate culture, innovations, modules, changes, competence.

ВВЕДЕНИЕ

Данный вопрос (определенный заголовком настоящей работы) рассмотрен нами на примере подготовки каратистов в специализированных школах единоборств (СИ IF.) и роли в этом процессе вуза физической культуры. Конкретно речь идет о культуре оптимизационного мышления и умении руководителей (лидеров) СШЕ [1] преодолевать сопротивление персонала в инновационном развитии школы единоборств. Прежде всего это: участие, принуждение, планирование и обучение [3]. Именно оно - обучение - и играет важную роль в инновационном развитии СШЕ, направленном на оптимизацию спортивной подготовленности квалифицированных каратистов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Они прежде всего связаны с разработкой концептуальной модели оценки уровня корпоративной культуры учреждения профессионального образования (рисунок 1). Эта оценка, как следует из содержания (структуры) модели, определяется деятельностью фа-силитаторов по координации организационного знания, обобщению личностного знания и оптимизации мышления в системе педагогического менеджмента СШЕ [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.