Научная статья на тему 'Технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированными баскетболистами'

Технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированными баскетболистами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ШТРАФНОЙ БРОСОК / ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПОРТСМЕН / BASKETBALL / FOUL SHOTS / TECHNOLOGY OF PERFORMANCE / QUALIFIED SPORTSMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалкин Сергей Николаевич

В статье представлена технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированных баскетболистов, в которой ключевым моментом является моделирование условий, максимально соответствующих соревновательной деятельности игроков, и факторов, влияющих на точность броска в условиях соревнований. Технология позволяет короткий отрезок времени существенно улучшить как индивидуальную, так и командную соревновательную результативность выполнения штрафных бросков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбалкин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology for increasing the accuracy of the foul shots implementation by qualified basketball players

The article presents technology for improving the accuracy of the implementation of free throws by skilled basketball players, where the key moment is simulating of the conditions corresponding to the competitive activities of players and the factors, affecting on the accuracy of throw in the competition conditions. The technology allows improving essentially both individual, and commanding competitive productivity of performance of foul shots.

Текст научной работы на тему «Технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированными баскетболистами»

ципе.

Адаптация к обучению и последующей профессиональной деятельности означает подготовку специалиста, способного трудится в определенной области, и следовательно содержит в себе принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой и принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники.

4-й, 5-й, 6-й и 7-й принцип представляют собой пошаговую инструкцию адаптации к обучению, и, следовательно, входят в предлагаемый нами принцип. Процедуру сравнения можно было бы продолжить и далее, но совершенно очевидно, что педагогический процесс организован таким образом, чтобы выполнялся предлагаемый нами принцип.

Что касается принципов управления деятельностью воспитанников, то они направлены на облегчение процесса социализации воспитанника (адаптации к жизни в обществе) и условиям, обеспечивающим его адаптацию к обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика : учебное пособие [Электронный ресурс] / Сластенин В., Исаев И. [и др.] // URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/11.php. - Дата обращения 29.06.2011.

2. Яндекс. Словари. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL : http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Адаптация/. - Дата обращения 29.06.2011.

3. Марков, Г.Г. Общие основы педагогики [Электронный ресурс] / Г.Г. Марков, Е. Г. Колычева // URL : http://www.libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/struktura-zakonomernosti-i-printsipi-tselostnogo-pedagogicheskogo-protsessa. - Дата обращения 29.06.2011.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.323

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ШТРАФНЫХ БРОСКОВ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ БАСКЕТБОЛИСТАМИ

Сергей Николаевич Рыбалкин, соискатель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье представлена технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированных баскетболистов, в которой ключевым моментом является моделирование условий, максимально соответствующих соревновательной деятельности игроков, и факторов, влияющих на точность броска в условиях соревнований. Технология позволяет короткий отрезок времени существенно улучшить как индивидуальную, так и командную соревновательную результативность выполнения штрафных бросков.

Ключевые слова: баскетбол, штрафной бросок, технология выполнения, квалифицированный спортсмен.

TECHNOLOGY FOR INCREASING THE ACCURACY OF THE FOUL SHOTS IMPLEMENTATION BY QUALIFIED BASKETBALL PLAYERS

Sergey Nikolaevich Rybalkin, the competitor,

Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

The article presents technology for improving the accuracy of the implementation of free throws by skilled basketball players, where the key moment is simulating of the conditions corresponding to the competitive activities of players and the factors, affecting on the accuracy of throw in the competition

conditions. The technology allows improving essentially both individual, and commanding compétitive productivity of performance of foul shots.

Keywords: basketball, foul shots, technology of performance, qualified sportsman.

ВВЕДЕНИЕ

Специалистов давно интересуют вопросы о факторах, определяющих точность бросков мяча по кольцу, и методиках, позволяющих повышать результативность таких бросков [1,2,3]. Однако за последние 50 лет средняя результативность штрафных бросков у лучших российских мужских баскетбольных командах остается практически на одном уровне - 66-73 %.

На наш взгляд, причина низкой эффективности ранее разработанных методик, заключается в том, что в них средства и методы повышения точности штрафных бросков квалифицированных баскетболистов не соответствуют особенностям их соревновательной деятельности, не учитывают все факторы, влияющие на изменение точности бросков, и не доведены до технологического уровня, когда методика представляет собой четко регламентированный процесс тренировки. Это и обусловило актуальность предпринятого исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате предварительных исследований установили, что точность выполнения штрафных бросков в соревновательных играх баскетболистов высокой квалификации в наибольшей мере зависит от их результативности в условиях тренировки. Чем выше результативность штрафных бросков у таких игроков на тренировке, тем выше она на соревнованиях.

Наиболее значимыми факторами, снижающими точность выполнения баскетболистами штрафных бросков в соревновательных играх, являются:

- психологическое состояние игроков непосредственно перед матчем;

- психологическая напряженность поединка, когда разница в счете минимальная, или же счет игры постоянно меняется в пользу то в одной, то другой команды;

- исходная частота сердечных сокращений игрока перед непосредственным выполнением штрафных бросков, то есть его текущее функциональное состояние;

- наступающее утомление, особенно в играх с дополнительным временем (более двух Овер-таймов).

Учитывая предварительно полученные результаты, предположили, что наиболее эффективными средствами, которые могут повысить соревновательную результативность штрафных бросков квалифицированных баскетболистов будут упражнения максимально приближенные по своим основным характеристикам к соревновательной деятельности и моделирующие воздействие выявленных факторов. Поэтому следующим шагом исследования был анализ соревновательной деятельности квалифицированных баскетбольных команд на примере «Волжанин-ГЭС», участвующей в Первенстве России в Высшей лиге. В таблице 1 представлены средние величины показателей основных технико-тактических действий команды «Волжанин-ГЭС» в соревновательных играх четырех Первенств России в Высшей лиге, которые стали основой для моделирования количественных характеристик технико-тактических действий в тренировочных упражнениях.

Анализ интенсивности соревновательной деятельности баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС», зафиксированной на официальных соревнованиях, показал, что:

- объем соревновательной нагрузки в зонах аэробного (ЧСС до 85% от максимально возможной для каждого спортсмена) и анаэробного энергообеспечения (ЧСС от 85% до 100% от максимально возможной для каждого спортсмена) составляет 27,0% и 73,0%, соответственно.

- в аэробную зону интенсивности входит объем нагрузки: восстановительной зоны (ЧСС до 70% от максимально возможной для каждого спортсмена) - 0,7%; аэробной 1 (ЧСС до 80% от максимально возможной для каждого спортсмена) - 11,8%; аэробная 2 (ЧСС до 85% от максимально возможной для каждого спортсмена) - 14,5%.

- из 73,0% анаэробного объема тренировочной нагрузки 60,5% приходится на смешанную аэробно-анаэробную зону интенсивности: 32,1%, на развивающую зону 1, где ЧСС достигает 90% от максимальной, и 28,4% на развивающую зону 2, когда ЧСС возрастает до 95% своего максимума; 12,5% на анаэробно-гликолитическую зону, в которой ЧСС находится в пределах от 9 % до 100% максимальных значений.

Таблица1

Показатели основных технико-тактических действий баскетбольной команды

«Волжанин-ГЭС» в соревновательных играх Первенства России (M±m)

№ Показатели Первенство России, годы (количество игр)

2006/2007 (56) 2007/2008 (52) 2008/2009 (48) 2009/2010 (44)

1 Количество выполненных 2-х очковых бросков 43,8±1,2 46,0±0,9 50,0±1,0 51,8±1,1

2 Количество забитых 2-х очковых бросков 21,5±0,3 21,9±0,4 24,2±0,4 26,3±0,5

3 Количество выполненных 3-х очковых бросков 21,4±0,4 22,9±0,3 19,0±0,3 18,1±0,2

4 Количество забитых 3-х очковых бросков 6,7±0,1 6,9±0,1 5,9±0,2 5,0±0,2

5 Количество атакующих передач 22,2±1,3 31,3±1,7 17,2±1,2 18,5±1,2

6 Количество перехватов 13,4±0,7 14,6±0,8 9,8±0,6 12,4±0,7

7 Количество подборов на своём щите 21,2±1,1 21,3±1,3 25,5±1,4 24,3±1,3

8 Количество подборов на чужом щите 12,5±0,6 13,0±0,6 14,8±0,7 13,6±0,5

9 Общее количество подборов 33,7±1,2 34,3±1,3 40,4±1,4 37,9±1,2

Естественно, что наиболее эффективным средством повышения соревновательной результативности штрафного броска будет сам штрафной бросок в стандартных условиях его выполнения, то есть точно так, как предписывают правила соревнований по баскетболу.

Однако ключевым моментом предлагаемой технологи повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированных баскетболистов являются не сам штрафной бросок, а условия его выполнения, моделирующие максимальную приближенность к реальной соревновательной деятельности по всем её основным характеристикам: величине соревновательной нагрузки, напряженности игры, психо-эмоционального состояния игроков, текущего функционального состояния, наступлению утомления. Такие условия моделируются при помощи специальных упражнений и соответствующих им методов.

После экспериментального исследования нескольких десятков техникотактических упражнений в арсенал технологии повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированных баскетболистов вошло всего девять упражнений: пять вариантов командного позиционного нападения и четыре варианта защиты от нападения.

Все отобранные упражнения соответствовали объему технико-тактических действий соревновательной деятельности, выполняемых в единицу времени (1, 2, и 5 минут). Кроме этого, эти упражнения в тренировочном варианте исполнения соответствовали также интенсивности соревновательной нагрузки в соответствии с парциальными объемами работы в шести зонах мощности.

Анализ длительности выполнения технико-тактических упражнений показал, что наиболее приемлемая продолжительность их выполнении, при которой достигаются необходимые условия, составляет 5 минут. Штрафные броски выполняются в паузах отдыха между упражнениями.

Учитывая, что за одну соревновательную игру один баскетболист максимально

может выполнить 20 штрафных бросков, то одно тренировочное занятие должно включать не менее 20 бросков в условиях максимально приближенных по основным параметрам нагрузки к соревновательным условиям. Следовательно, для того чтобы все игроки команды (12 человек) на одном тренировочном занятии одновременно смогли выполнить по 20 штрафных бросков, необходимо выполнить 7-10 повторения таких упражнений.

Необходимо особо подчеркнуть, что все рекомендуемые упражнения должны выполняться соревновательным методом. То есть, упражнения выполняет одновременно две команды (по пять человек). Одна команда атакует, другая - защищается. При этом обязательно забитые мячи учитываются, и ведется счет игры. Когда одна команда выполнит атаку, она переходит к защитным действиям. Если во время выполнения таких упражнений нарушаются правила, приводящие к пробитию штрафных бросков - они выполняются в обязательном порядке. Командам засчитываются штрафные броски только при условии их 100% попадания. Каждый не забитый штрафной бросок вычитается из суммы набранных командой очков.

Кроме этого, при выполнении штрафных бросков игроки обязаны обращать внимание на свои ощущения двигательных функций, особенно при удачных попытках, чтобы с максимальной точностью воспроизводить их в последующих. Здесь важно также связывать с удачным броском не только двигательные ощущения, но и ощущения вегетативных функций, в частности индивидуальную частоту сердечных сокращений. То есть, по сути, использовать оперантное обучение биологической обратной связи, которое имеет достаточно сильный потенциал для совершенствования саморегуляции спортсменов.

Таким образом, создаются условия, при которых спортсмены испытывают экстремальную физическую нагрузку, практически такую же, как в реальных соревнованиях. К тому же такие условия способствуют созданию у баскетболистов игрового напряжения, повышая у них психо-эмоциональный фон.

Такие целенаправленные тренировки целесообразно проводить пять раз в недельном цикле. То есть, один баскетболист за одну неделю должен выполнить минимум 100 штрафных бросков в условиях, максимально моделирующих объем и интенсивность соревновательной нагрузки, причем соревновательным методом.

Многократное выполнение штрафных бросков в различных вариантах сочетания в состоянии полного восстановления, как рекомендуют многочисленные авторы, должны выступать только в роли дополнения к вышеуказанным средствам.

В ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участие 11 игроков высокой квалификации (9 кандидатов в мастера спорта России, 2 мастера спорта России), была апробирована разработанная технология. Педагогический эксперимент продолжался 3 месяца, начиная с января 2010 года. За этот период каждый спортсмен выполнил по 1200 штрафных бросков в условиях максимально приближенных к соревновательным, и по 600 штрафных бросков в состоянии относительного восстановления. Таким образом, каждый игрок за период эксперимента выполнил 1800 штрафных бросков. Кроме этого, в соревновательных играх в среднем каждый из них выполнил от 20 до 100 штрафных бросков.

После педагогического эксперимента средняя соревновательная результативность игроков баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» улучшилась на 7,0%. За это время почти у всех баскетболистов произошло индивидуальное улучшение соревновательной точности бросков. Также уменьшилась разница между точностью тренировочных и соревновательных штрафных бросков баскетболистов с 15,7% до 10,4%. То есть, свои потенциальные возможности в соревновательных играх они стали реализовывать в среднем на 5,3 % больше. Кроме этого, команде удалось впервые за всю историю её существования показать среднюю годовую результативность штрафных бросков выше 80%. Причем, в отдельных играх она достигала 87-89%.

ВЫВОДЫ

Разработанная и научно обоснованная технология повышения точности штрафных бросков квалифицированными баскетболистами является эффективной и педагогически целесообразной, так как за короткий отрезок времени позволяет существенно улучшить как индивидуальную, так и командную соревновательную результативность выполнения штрафных бросков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маньшин, Б.Г. Повышение точности бросков мяча в баскетболе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 34-36.

2. Пельменев, В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов : учеб. пособие / В.К. Пельменев ; Калинингр. ун-т. - Калининград : [б.и.], 2000. -162 с.

3. Притыкин, В.Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Притыкин В.Н. - Омск, 2003. - 22 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796/799 + 378.189.6

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика

И. П. Павлова

Аннотация

В статье проанализированы проблемы вузовской физической культуры на примере СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Рассмотрены возможные пути модернизации физической культуры, укрепление позиций кафедры физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, кафедра физического воспитания, образовательный процесс.

PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION QUALITY AT NON-CORE UNIVERSITY AND SOME WAYS OF COPING WITH IT

Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Pavlov State Medical University

Annotation

The article analyzes the problems of university physical education on the example of St.-Petersburg Pavlov State Medical University. Possible ways of modernization of physical culture have been presented both with the issue of strengthening the position of the Department of Physical Education.

Keywords: physical culture, Department of Physical Education, educational process.

Качество образования - востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

В профессиональной деятельности врача знания и умения, полученные на занятиях физической культурой, необходимы не только для грамотных рекомендаций пациентам по выбору режима двигательной активности, но и для успешности в профессии. «Врач должен иметь свежий цвет лица и здоровое крепкое тело, ибо о худощавом и вялом думают, что он ни себе, ни другим помочь не в силах» [3].

Новый ФГОС ВПО третьего поколения выделяет «Физическую культуру» в от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.