Предлагаемая система итогового педагогического контроля может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс высших образовательных учреждений МВД России.
Литература
Алабин, В.Г. Комплексный контроль в спорте / В.Г. Алабин, В.А. Сутула, В.Г. Ники-тушкин // Теория и практика физической культуры. 1994. № 3. С. 43 - 46.
Волков, А.Н. Методика контроля физической подготовки: учеб.-практ. пособие /
A.Н. Волков, С.В. Кузнецов. Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД России, 2006. 96 с.
Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. М.: ФиС, 1980. 136 с.
Дякин, О.В. Повышение эффективности обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / О.В. Дякин // Проблемы совершенствования служебно-боевой подготовки сотрудников силовых ведомств: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 7 - 8 июня
2007 г. Иркутск, 2007. С.44 - 47.
Завьялов, А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.И. Завьялов. Омск, 1996. 37 с.
Кириков, А.В. Контроль образовательного процесса и развития физической культуры в свете реализации концепции многоуровневой подготовки кадров / А.В. Кириков // Современные системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД Российской Федерации: сб. материалов науч.-метод. межвуз. конф. Орел, 1996. С. 69 - 72.
Миронов, В.В. Кафедра физической подготовки и спорта военно-учебного заведения /
B.В. Миронов, А.А. Нестеров, А.А. Сидоров. М.: Военное изд-во, 1987. 160 с.
Об объявлении решения коллегии МВД России от 22.10.2003 г. №5 км/2: приказ МВД России от 6 нояб. 2003 г. № 829. М., 2003. 54 с.
О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29.07.96. №412: приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. М., 2001. 30 с.
Состояние преступности в России за январь - декабрь 2006 года: МВД России, Главный информационно-аналитический центр. М., 2007. 72 с.
Физическая подготовка: учеб. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 288 с.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 480 с.
В.А. БРЫКИНА, С.Н. РЫБАЛКИН (Волгоград)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД РОССИИ
Анализируется соревновательная деятельность российских мужских баскетбольных команд высокого уровня подготовленности по основным характеристикам их технико-тактических действий. На основании такого анализа делается заключение об особенностях соревновательной деятельности команд высшей лиги дивизиона «А», суперлиги дивизиона «Б» и «А», указываются основные направления повышения спортивного мастерства баскетбольных команд различного класса.
Соревновательная деятельность представляет собой демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов (Матвеев, 1977; Портнов, 1989; Платонов, 2004).
Конкретные и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в баскетболе необходимы, прежде всего, для:
- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов (Келлер, Платонов 1993);
- объективизации спортивного результата в конкретной игре - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи (Стоункус 1987);
- внесения своевременной коррекции в планы подготовки команда! (Портнов 1989);
© Брыкина В.А., Рыбалкин С.Н., 2008
- повышения эффективности тактической подготовки, в частности выбора тактического варианта игры, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемого соперника (Железняк, Портнов 2002);
- моделирования в тренировке протекания реальных состязаний (Новиков, Шустин 1993).
Именно поэтому в последние годы изучению соревновательной деятельности в баскетболе стало уделяться значительно больше внимания, однако данные исследования посвящены рассмотрению отдельных команд или команд, равных по классу. Сравнительного анализа соревновательной деятельности баскетбольных команд разного уровня мастерства практически не проводилось. Это в конечном итоге и определило актуальность предпринятого исследования.
В качестве исследовательского материала для анализа соревновательной деятельности лучших мужских баскетбольных команд России были использованы официальные статистические отчеты игр чемпионата России суперлиги «А», суперлиги «Б» и высшей лиги «А», опубликованные на официальном электронном сайте Российской Федерации баскетбола (http:// www.basket.ru). Изучалась суммарная статистика игр первого круга XXVII чемпионата России сезона 2007 - 2008 гг. команд, занимающих 1 - 6-е места в суперлиге «А»: ЦСКА (Москва), «Химки» (Московская область), «Триумф» (Люберцы, Московская область), «Динамо» (Москва), УНИКС (Казань), «Урал-Грейт» (Пермь); в суперлиге «Б»: «Металлург-Университет» (Магнитогорск), «Союз» (Заречный), «Динамо-Теплострой» (Челябинск), «НБА-Нижний Новгород» (Н. Новгород), «Химки-2» (Московская область), «БК Рязань» (Рязань); в высшей лиге «А»: «Русскон-Мор-довия» (Саранск), «Урал-Грейт-2» (Пермь), «Волжанин-ГЭС» (Волжский), «Академия-Глобус» (Киров), «Динамо-Политех» (Курск), «ЦСКА-Тринта» (Москва).
Анализу подверглись следующие средние показатели соревновательной деятельности в играх первого круга: количество набранных очков, двухочковых попаданий, выполненных двухочковых бросков; % попадания двухочковых бросков; количество трехочковых попаданий, трехочковых бросков, % попадания трехочковых бросков; количество попаданий штрафных
бросков и выполненных штрафных бросков, % попадания штрафных бросков; количество результативных атакующих передач и выполненных атакующих передач; количество перехватов, блокшотов; подборов на своем щите, на щите соперника; общее количество подборов; количество потерь мяча при передачах, выполнении технических действий; количество фолов соперника и полученных фолов.
Средние показатели соревновательной деятельности лучших мужских баскетбольных команд России в играх первого круга XXVII чемпионата России сезона 2007 -
2008 гг. представлены в таблице.
Первый факт, который обращает на себя внимание, - это, прежде всего, различия в набранных очках. Чем выше квалификация команды (суперлига «А»), тем больше этот показатель по сравнению с командами, выступающими в соревнованиях более низкого ранга - суперлига «Б» и особенно высшая лига «А».
Второе существенное различие в показателях соревновательной деятельности баскетбольных команд разного уровня квалификации заключается в точности попадания бросков с разных дистанций. В среднем у команд суперлиги «А» этот показатель в 2- и 3-очковых и штрафных бросках выше на 5% по сравнению с лучшими командами высшей лиги «А». Характерно, что общее количество выполненных бросков за одну игру у баскетболистов суперлиги «А» меньше, чем у их коллег из высшей лиги. То есть бросают по кольцу они меньше, а попадают больше. Причем выше у команд суперлиги «А» и показатель результативных атакующих передач.
Как известно, одним из ведущих факторов, влияющих на точность попадания бросков со средней и дальней дистанции, является высокий прыжок баскетболиста, который при прочих равных условиях затрудняет действия защитника при накры-вании мяча, а у нападающего остается больше времени в полетной фазе прыжка решить, бросать мяч в кольцо или выполнить нацеленную передачу партнеру (По-лиевский 1984). Так как высота прыжка зависит, в первую очередь, от уровня физической подготовленности, можно предположить, что игроки команд суперлиги «А» имеют более развитые скоростно-силовые качества, опосредованно обеспечи-
Средние показатели соревновательной деятельности лучших мужских баскетбольных команд России в играх первого круга XXVII чемпионата России сезона 2007 - 2008 гг.
Команды лиги О 2 очк. 3 очк. Штрафные АП АВ ПХ БШ Подборы ПП ПТ ФС Ф
З В % З В % З В % СЩ ЧЩ Вс
Супер «А» (п=6) 82,2 21,3 39,7 53,2 7,7 20,5 37,2 16,4 22,3 73,2 15,8 25,2 8,2 2,8 23,1 9,5 32,7 6,3 7,0 21,8 21,2
Супер «Б» (п=6) 81,6 20,1 40,6 48,8 8,1 22,6 35,5 17,0 23,8 70,8 15,6 28,5 8,9 2,9 23,1 9,5 32,7 6,3 7,0 21,8 21,2
Высшая «А» (п=6) 78,7 21,1 43,3 48,2 6,6 20,7 31,5 16,6 24,0 68,5 14,7 27,5 11,4 2,8 24,2 12,4 36,7 11,4 6,5 21,7 21,9
Обозначения: О - количество набранных очков; З - количество попаданий; В - количество выполненных бросков; % - процент попадания бросков; АП - количество результативных атакующих передач; АВ - количество выполненных атакующих передач; ПХ - количество перехватов; БШ - количество блокшотов; СЩ - количество подборов на своем щите; ЧЩ -количество подборов на щите соперника; Вс - общее количество подборов; ПП - количество потерь мяча при передачах; ПТ - количество потерь мяча при выполнении технических действий; ФС - количество фолов соперника; Ф - количество полученных фолов.
вающие им точность попадания 2- и 3-очковых бросков.
В отношении точности попадания штрафных бросков можно с уверенностью сказать, что эта величина во многом определяется психологической напряженностью баскетбольных матчей. Сила этого влияния определяется квалификацией игроков, их игровым опытом и психологической уверенностью в своих возможностях (Ры-балкин, Брыкина 2007). Следовательно, если у игроков команд суперлиги «А» показатель точности попадания штрафных бросков выше, чем у менее квалифицированных игроков, можно утверждать, что и уровень, и качество психологической подготовленности у них лучше.
Однако наибольшее различие соревновательной деятельности баскетбольных команд проявляется в показателе потерь мяча при передачах. У высококвалифицированных игроков таких потерь почти в два раза меньше, чем у баскетболистов высшей лиги, - соответственно 6,3 и 11,4 в среднем за одну игру. Потери мяча при передачах связаны, прежде всего, с несогласованной и неправильной оценкой игровой ситуации, когда игроки не прогнозируют действия партнёров и выполняют неожиданные друг для друга приёмы. Также указанные ошибки возможны из-за несинхронной оценки пространственно-временных параметров движений, когда игроки команды выполняют несвоевременные действия (Фролова, Травина 1984).
То есть уровень тактической подготовленности баскетбольных команд суперлиги «А» значительно выше, чем у команд суперлиги «Б», и особенно у команд высшей лиги «А».
Ошибки, обусловленные техническим браком, когда игроки неправильно технически выполняли игровые приёмы, в соревновательной деятельности баскетболистов различной квалификации встречаются практически одинаково - с частотой 6,5 -7,1 раза за одну игру. Это свидетельствует о том, что уровень технической подготовленности у лучших игроков суперлиги и высшей лиги существенно не отличается.
Тем не менее показатель количества подборов мяча у щита соперника лучше у команд менее квалифицированных по сравнению с суперлигой «А». Конечно, этот факт не говорит прямо о том, что этот элемент соревновательной деятельности действительно лучше у баскетболистов высшей лиги, скорее всего, его высокая результативность связана с неумением их соперников эффективно защищаться.
Следует особо подчеркнуть, что все перечисленные показатели соревновательной деятельности баскетбольных команд характеризуют их атакующие действия. То есть чем выше квалификация игроков и команд, тем выше их эффективность в атаке, где и набираются все победные очки.
С защитными действиями вышеперечисленных команд ситуация прямо проти-
воположная. Чем ниже квалификация баскетбольных команд, тем выше у них ключевые показатели обороны: количество перехватов мяча - в среднем 11,4 у команд вышей лиги и 8,2 - у команд супер лиги «А». Несколько лучше у менее квалифицированных команд и показатели подборов мяча у своего щита.
Таким образом, защитные действия лучших команд высшей лиги более результативны, чем аналогичные действия высококвалифицированных баскетбольных команд.
Количество нарушений правил соревнований при взаимодействии с соперником, оцениваемых в баскетболе фолами, как в атаке, где преимущественно их допускает команда соперников, так и в защите, когда большинство их приходится на обороняющихся игроков, практически не отличается у баскетбольных команд разной квалификации.
Проведенный анализ соревновательной деятельности лучших баскетбольных команд России позволяет сделать следующие выводы.
1. Лучшие команды российской суперлиги «А», где играют наиболее квалифицированные баскетболисты, ориентированы на повышение эффективности атакующих действий: увеличение результативных атакующих передач, точности попадания бросков с различных дистанций, минимизации потерь мяча при передачах.
2. Лучшие команды российской высшей лиги «А», где играют в основном молодые баскетболисты или возрастные игроки, не проходящие в состав более квалифицированных команд, ориентированы на результативность защитных действий: перехваты мяча, подборы мяча у своего щита.
3. Лучшие команды российской суперлиги «Б», где готовится ближайший резерв командам самой высокой квалификации, играют в атаке лучше, чем баскетболисты высшей лиги, но несколько им уступают в результативности защитных действий. То есть их модель игры является переходной от той, которая свойственна высшей лиге, к той, которую демонстрируют игроки суперлиги «А».
4. Техническая подготовленность лучших команд высшей лиги «А» и суперлиги «А» и «Б» практически одинакова, однако команды суперлиги «А» существенно пре-
восходят своих коллег по уровню тактической подготовленности, позволяющей им прогнозировать действия партнёров, синхронизировать пространственно-временные параметры всех игроков команды и своевременно выполнять эффективные техникотактические приёмы. Их физическая подготовленность, в частности уровень скоростно-силовых качеств, также выше, чем у игроков менее квалифицированных команд. Лучше у этих команд и психологическая подготовленность.
5. Полученные выводы могут быть использованы для определения общей стратегии подготовки баскетбольных команд различной квалификации, т.е. выбора соответствующих средств и методов тренировки, быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи в каждой игре, внесения своевременной коррекции в планы подготовки команды.
Литература
Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов М.: Изд. центр «Академия», 2002. 520 с.
Келлер, В.С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов / В.С. Келлер, В.Н. Платонов. Львов, 1993. 270 с.
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физ. / Л.П. Матвеев. М.: ФиС, 1977. 271 с.
Новиков, А.А. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений /А.А. Новиков, Б.Н. Шустин // Современный олимпийский спорт: тез. докл. междунар. науч. конгресса. Москва, 10 - 15 мая 1993. М., 1993. С. 167 - 170.
Официальный электронный сайт Российской Федерации баскетбола [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.basket.ru.
Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н.Плато-нов. Киев: Олимпийская лит., 2004. 808 с.
Полиевский, С.Л. Прибор срочной информации о реализации прыжковых возможностей баскетболиста при броске мяча в кольцо в прыжке / С.Л. Полиевский [и др.] // Теория и практика физической культуры. 1984. № 5. С. 53 - 54.
Портнов, Ю.М. Теоретические и научнометодические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.М. Порт-нов. М., 1989. 40 с.
Рыбалкин, С.Н. Зависимость точности попадания штрафных бросков высококвалифицированных баскетболистов от психологической напряженности соревнований /
С.Н. Рыбалкин, В.А. Брыкина // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: материалы науч.-практ. конф. 22 июня 2007 г. Волгоград, 2007. С. 159 - 161.
Стонкус, С.С. Теоретические и методические основы спортивной подготовки баскетболистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /
С.С. Стонкус. М., 1987. 38 с.
Фролова, М.И. Диагностика эффективности игрового взаимодействия в условиях соревновательной деятельности / М.И. Фролова, А.П. Травина // Теория и практика физической культуры. 1984. № 5. С. 58 - 59.
В.В. МОНЖИЕВСКАЯ, Н.В. ПЬЯВЧУК (Иркутск)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Уточняется понятие «коммуникативная компетентность», анализируются проблемы ее формирования у студентов современного медицинского вуза.
Социально-экономические преобразования российской действительности, интеграция страны в мировую систему, информатизация общества, формирование единого образовательного пространства определили новые общественные потребности в личности специалиста, готового к творческому решению нестандартных социально значимых задач. Практика показывает, что профессионализм является не единственной составляющей успешности профессиональной деятельности. Ее эффективность зависит от таких качеств личности специалиста, как конкурентоспособность, мобильность, коммуникативная компетентность.
Это актуализирует проблему формирования профессионально значимых личностных качеств специалистов в вузе. Почти десятилетний опыт подобных исследова-
ний в различных сферах профессиональной деятельности накоплен на кафедре педагогики и гуманитарных технологий Иркутского государственного университета.
Осознавая значимость этой проблемы для сферы здравоохранения, на кафедре медицинской и биологической физики Иркутского государственного медицинского университета началась работа по исследованию проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза.
За последние два года разработана программа совместных исследований кафедры педагогики и гуманитарных технологий ИГУ и кафедры медицинской и биологической физики ИГМУ, включающая как теоретические, так и опытно-экспериментальные изыскания.
Согласно этой программе, проводились наблюдения, социологические опросы выпускников различных вузов г. Иркутска, в том числе ИГМУ, по проблемам их адаптации на рынке труда. В результате выявлено, что значительная доля молодых специалистов признает, что, имея хорошую профессиональную подготовку, они не обладают достаточными знаниями, необходимыми для работы с людьми: слабо ориентируются в партнере (32%), возможностях урегулирования конфликтов и их предупреждении (68%), организации и проведении деловых бесед (60%); почти не разбираются в этикетных ситуациях (40%) и т.д. По оценке респондентов, успех в общении более чем на 60% зависит от уровня подготовки к нему: от умения установить контакт (79%), вести переговоры (62%), понять позицию собеседника (63,5%) и т.п.
В анкетах и интервью отмечалось, что эффективность профессиональной деятельности напрямую зависит от коммуникативных процессов, а знание основ общения в профессиональной деятельности и более тщательная подготовка студента в вузе к этому процессу способствуют сокращению разрыва между академическим образованием и реальной его деятельностью, адаптации специалиста в профессиональной среде.
Эти исследования подтвердили необходимость и нацелили на усиление коммуникативной подготовки специалиста сферы здравоохранения.
© Монжиевская В.В., Пьявчук Н.В., 2008