Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
транспортно – логистическая инфраструктура / грузооборот / пассажиропоток / экспортно – импортные операции / рынок транспортных услуг / конкурентоспособность. / transport and logistics infrastructure / cargo turnover / passenger traffic / export import operations / transport services market / competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Т.

В статье рассматриваются вопросы влияния транспортно – логистической инфраструктуры Самарской области на реализацию процессов интеграции в систему мировых хозяйственных связей, дается ее оценка, также представлена динамика внешнеторгового оборота Самарской области, экспортно – импортных операций. Выявлены факторы, оказывающие сдерживающие воздействие на реализацию процессов интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE OF THE SAMARA REGION AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL INTEGRATION INTO THE SYSTEM OF WORLD ECONOMIC RELATIONS

The article discusses the impact of the transport and logistics infrastructure of the Samara region on the implementation of integration processes into the system of world economic relations, gives its assessment, and also presents the dynamics of foreign trade turnover of the Samara region, export import operations. The factors that have a restraining effect on the implementation of integration processes into the system of world economic relations are identified.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ»

faith in the effectiveness of training. A clear definition of learning objectives, selection of the highest quality programs and strong teacher-consultants can provide very effective training in a short time without interruption from the main job.

The choice of appropriate teaching methods in the form of counseling is very important. For the successful implementation of complex changes, it is necessary to use process and expert consulting. The process consultant provides consulting support for the entire process of implementing the strategic planning system and bears responsibility together with the head of the enterprise. An expert consultant is involved to assist in resolving certain problem situations.

In the case of sufficiently high competence of the personnel, it is quite possible to use internal consultants. However, the use of external consultants gives a certain advantage, since it allows you to get a more complete and objective picture of the problems of the enterprise, as well as to use their neutral status to clarify the positions of all persons affected by the changes.

Thus, the essence of the change management process at the enterprise consists in the implementation of the function of strategic planning through the formation of solidary motivation of people, which is guaranteed to be achieved in the process of their training and consulting.

References

1. Oshmarina O.I., Khaliullin D.M. The need to manage changes in the enterprise. Enterprise development problems: theory and practice [Text]: materials of the 6th International. scientific-practical conf., 11-12 nov. 2007: 2 hours - Samara: Publishing house Samar. state econom. University, 2007. - 276 p.

2. Tekhomirova O.G. Adaptive management of business structures as open dynamic systems // Fundamental Research. - 2012. - No. 9-2. - S. 495-499;

3. Bowman K. Fundamentals of strategic management. - M.: "Banks and stock exchanges". Publishing Association "UNITI", 1997.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОГО РЕГИОНА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ МИРОВЫХ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Федоренко Р.В.

Самарский государственный технический университет, теплоэнергетический факультет, к.э.н,

Тойменцева И.А.

Самарский государственный экономический университет, профессор кафедры маркетинга, логистики и рекламы, д.э.н,

Цегледи Т.

Университет Шопрона, Венгрия

IMPROVING THE TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE OF THE SAMARA REGION AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL INTEGRATION INTO THE SYSTEM OF WORLD

ECONOMIC RELATIONS

Fedorenko R.

Samara State Technical University, Faculty of Heat and Power Engineering,

Candidate of Economics Toymentseva I.

Samara State University of Economics, Professor Department of Marketing, Logistics and Advertising,

Doctor of Economics Czegledy T.

University of Sopron, Sopron, Hungary

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния транспортно - логистической инфраструктуры Самарской области на реализацию процессов интеграции в систему мировых хозяйственных связей, дается ее оценка, также представлена динамика внешнеторгового оборота Самарской области, экспортно - импортных операций. Выявлены факторы, оказывающие сдерживающие воздействие на реализацию процессов интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Abstract

The article discusses the impact of the transport and logistics infrastructure of the Samara region on the implementation of integration processes into the system of world economic relations, gives its assessment, and also presents the dynamics of foreign trade turnover of the Samara region, export - import operations. The factors that have a restraining effect on the implementation of integration processes into the system of world economic relations are identified.

Ключевые слова: транспортно - логистическая инфраструктура, грузооборот, пассажиропоток, экспортно - импортные операции, рынок транспортных услуг, конкурентоспособность.

Keywords: transport and logistics infrastructure, cargo turnover, passenger traffic, export - import operations, transport services market, competitiveness.

Для того, чтобы Самарская область успешно развивалась как субъект Российской Федерации, она должна иметь мощную транспортно-логистиче-скую инфраструктуру, позволяющую пропускать через себя крупные товарные и сырьевые грузопотоки, а также пассажиропотоки [2]. В Самарском регионе необходимо наличие развитой сети терминально-логистических комплексов, обеспечивающей рациональное складирование, хранение и переработку грузов, использование современных цифровых технологий для сокращения времени на проведение экспортно - импортных операций, таможенного оформления документов.

Для успешной интеграции региона в систему мировых хозяйственных связей, а также возможности выхода самарских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки с целью получения дохода от реализации этих услуг, необходима развитая транспортно-логистическая инфраструктура. Для усиления конкурентоспособности региона следует проводить мониторинг рынка экспорта транспортных услуг, изучать преимущества конкурентов, разрабатывать мероприятия по улучшению технических и технологических параметров интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области. Также необходимо обеспечить координацию бизнес-процессов в цепях поставок на базе интеллектуальных транспортных систем.

В Самарской области уже начато строительство скоростной автомагистрали через Волгу, железнодорожной магистрали между Самарой, Куру-моч и

Сок и Самару, а также телекоммуникационной инфраструктуры по внедрению интеллектуальных, цифровых систем управления транспортными потоками.

Самарская область имеет очень выгодное географическое положение на пересечении крупнейших международных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», что является важным аспектом в экономическом развитии региона [3].

Транспортно-логистическая структура региона представлена всеми видами транспорта, что позволяет ей осуществлять перемещение входных и выходных грузопотоков не только по России, но и международного сообщения стран Азии, Китая, Европы и близлежащего Казахстана.

Мощная сеть магистральных железнодорожных линий соединяет западные, восточные, южные и юго-западные регионы страны. Международный аэропорт «Курумоч» занимает двенадцатое место по России и в среднем обслуживает более 3 млн. пассажиров в год. Крупнейшая река Волга, протекающая по территории Самарской области, способствует развитию речных перевозок и обеспечивает выход к трем морям: Черному, Балтийскому и Каспийскому.

Также развита сеть автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения. По территории Самарской области проходят крупнейшие газо и нефтепроводы. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта представлена на рис.2 [1].

Тольятти, мостовых переходов через реки

687

Железнодорожный Автомобильный Трубопроводный 'Водный

Рисунок 1. Протяженность путей сообщения, разных видов транспорта Самарской области, км.

Согласно статистическим данным Самарской области, самый высокий грузооборот отмечается на трубопроводном транспорте, а если сравнивать с пассажирскими перевозками, то лидером по пасса-жирообороту является автомобильный транспорт.

Рынок транспортных услуг Самарской области весьма разнообразен, он представлен различными

видами транспорта, предприятиями, юридическими организациями и отдельными физическими лицами, взаимодействующие друг с другом реализации транспортных услуг.

Рынок транспортных услуг России и Самарской области в частности, представлен тремя иерархическими уровнями (рис. 2).

1 -ый уровень Заказчики транспортных

услуг:

- грузополучатели;

- грузоотправители;

- грузовладельцы

*

2-ый уровень Экспедиторы

3 -ый уровень Перевозчики (компании): -железнодорожные: - водные; -воздушные; -автотранспортные

Рисунок 2. Иерархический уровень рынка транспортных услуг

Взаимодействие между участниками рынка может проходить на любом уровне, иногда между первым и третьим, непосредственно, минуя второй.

Дальнейшее развитие регионального рынка транспортных услуг даст возможность привлечь

дополнительные инвестиции, увеличить объемы производства промышленных предприятий, что обеспечит укрепление экономических позиций Самарской области (рис. 3).

14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0

12124567,6

8185572 7488656,8

6517345,8 5823500

7107900

5694852,8

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 3. Динамика внешнеторгового оборота Самарской области за 2014 - 2020 гг., тыс. долларов

США

Как видно из рисунка 3 внешнеторговый оборот Самарской области с 2014 г. по 2016 г. снижался, что связано, прежде всего, с недостаточно развитой инфраструктурой региона. Однако начиная с 2017 г. по 2018 г. отмечается рост внешнеторгового оборота, но в связи с начавшейся пандемией в 2019 г., закрытием границ, опять наметилась тенденция спада в 2019 г. на 0,7%, в 2020 г. - на 18,1%.

В том числе экспорт в период увеличения объема торговых операций в 2018 г. составил 4 млрд. долларов США (прирост по отношению к 2017 г. составил 11,4%)., но начиная с 2019 г. отмечается спад на 7,2%, в 2020 г. - на 37,4%. Импорт в 2018 г. составил 2 млрд. долларов США (прирост 12,5%), но начиная с 2019 г. отмечается его падение на 0,6%, а в 2020 уже на 7,6% (рис. 4).

9 000 000,00 8 000 000,00 7 000 000,00 6 000 000,00 5 000 000,00 4 000 000,00 3 000 000,00 2 000 000,00 1 000 000,00 0,00

8 753 903,10

370

6024327,4

664,50

2161

5045438,3

4256884,8

3813672,4

244,6

1881

180,4

2260461

4680300

218,5

2427600

3580400 3580400

I Экспорт I Импорт

2243100

7

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 4. Динамика экспортно - импортных операций за 2014 - 2020 гг.

В структуре экспорта преобладает продукция химической промышленности и минеральные продукты (более 66 % от общего объема экспорта), а

- сокращение добычи нефти в рамках соглашения стран ОПЕК+;

- сокращение внешнего спроса (по прогнозам в

структуре импорта - машиностроительная продук- 2021г. на 24%)

ция (более 58 %).

К факторам, сдерживающим развитие экономи-

С целью развития внешнеэкономических связей и инвестиционной привлекательности Самарского

ческой активности Самарского региона следует от- региона, экспортно-ориентированные предприятия

нести:

- риски, связанные с ухудшением эпидемиологической ситуации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение инвестиционной привлекательности зарубежных партнеров, в связи с ухудшением внешнеэкономических условий;

- колебания цен в мировой торговле, в т.ч низкий курс национальной валюты;

- нестабильность работы транспортно-логисти-ческих цепочек;

стараются организовать на местах официальные встречи с представителями иностранных компаний и соответственно выезд за рубеж наших делегаций по реализации бизнес-миссий.

На рисунке 5 представлена разработанная авторами карта стратегических направлений совершенствования транспортно - логистической инфраструктуры Самарского региона.

Рисунок. 5. Карта стратегических направлений совершенствования транспортно - логистической

инфраструктуры Самарскоо региона

Стратегическая цель совершенствования транспортно - логистической инфраструктуры заключается в интеграции всех участников для улучшения экономического климата региона и выхода его на новые зарубежные рынки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортно - логистическая инфраструктура Самарской области развивается, не смотря на пандемию, что является не только укреплением ее позиций на внутреннем рынке, но и на внешнем, способствует расширению внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами и увеличению доли экспортно - импортных операций в мировой торговле.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена постановлением Правительства Самарской области 12.07.2017 N 411. https://econ-omy. samregion. ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2030.pdf.

2. Федоренко Р. В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш / Современное состояние логистики внешнеторговых перевозок в России и странах Европейского Союза// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Изд-во: Наука и образование. - Краснодар, № 1, 2020, С. 152-155. DOI: 10.23672/SAE.2020.1.53262

3. Федоренко Р. В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш / Сравнительный анализ транс-портно-логистического потенциала Венгрии и России в условиях экономической нестабильности внешней среды // The scientific heritage. - Budapest, Hungary, VOL 4, No 73, 2021. С.28-32. DOI: 10.24412/9215-0365-2021-73-4-28-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.