УДК 656.073
Федоренко Роман Владимирович
кандидат экономических наук, кафедра мировой экономики,
Самарский государственный экономический университет,
Тойменцева Ирина Анатольевна
доктор экономических наук, профессор,
кафедра маркетинга, логистики и рекламы,
Самарский государственный экономический университет,
Цегледи Тамаш
PhD,
Университет Шопрона, Венгрия, Шопрон
Roman V. Fedorenko
PhD in Economics, Department of World Economics
Samara State Economic University,
Irina A. Toymentseva
Doctor of Economics, Professor,
Department of Marketing, Logistics and Advertising
Samara State Economic University,
Tsegledi Tamash
PhD,
University of Schopron, Hungary, Schopron [email protected]
Современное состояние логистики внешнеторговых перевозок в России и странах Европейского Союза1
Current state of logistics of foreign trade transport in Russia and European
Union countries
Аннотация В статье рассматриваются вопросы по созданию логистических центров, развитию транспортной инфраструктуры, обеспечению интегрированного логистического обслуживания.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001
Обозначена важность развития логистической инфраструктуры для успешной реализации выхода региональных компаний на международные рынки сбыта. Изучен опыт стран Европейского Союза в вопросах развития логистической инфраструктуры. Дана оценка транспортной системы страны, представлена динамика объемов экспорта и импорта продукции России, представлен индекс эффективности логистики. Проведено исследование современного состояния логистического сопровождения внешнеторговых перевозок в странах Европейского Союза.
Ключевые слова: транспорт, торговля, логистический центр, материальный поток, эффективность, услуги, интермодальные перевозки, прямое и смешанное сообщение.
Summary. The authors research problems of logistics centers, transport infrastructure development, provision of integrated logistics services. The importance of developing the logistics infrastructure for the successful implementation of regional companies' entry into international sales markets is indicated. The experience of the European Union countries in the development of logistics infrastructure is studied. An assessment is made of the country's transport system, the dynamics of export and import volumes of Russian products are presented, and the logistics efficiency index is presented. A study of the current state of the logistics support of foreign trade in the countries of the European Union.
Keywords: transport, trade, logistics center, material flow, efficiency, services, intermodal transport.
Важную роль в экономике страны играет транспорт. Доля транспортной отрасли составляет 7% в общей структуре валовой добавленной стоимости. Развитие транспортной инфраструктуры является основой развития как внешней, так и внутренней торговли, что способствует увеличению их объемов реализации. На региональном уровне успех включения в мировую хозяйственную систему определяется, во многом, уровнем развития логистической инфраструктуры. Важным элементом внешнеэкономической деятельности региона является развитие единой таможенно-логистической инфраструктуры [3].
Как показывает успешный зарубежный опыт, наилучшую экономическую эффективность в экономике страны обеспечивает интегрированное логистическое обслуживание. Оно позволяет отдельным участникам рынка предоставлять логистические услуги, которые способствуют интеграции и координации продвижения материального потока.
С этой целью создаются логистические центры (далее, ЛЦ), к основным функциям которых относятся грузообработка и хранение,
таможенное оформление и информационные услуги. Основное назначение ЛЦ заключается в сокращении сроков поставок от поставщиков к потребителям с наименьшими затратами и с предоставлением сервисных услуг. В результате, повышается маневренность поставок и достигается оптимизация движения товарно-материального потока в сокращенной цепи поставок.
При объединении ЛЦ в логистические сети достигается эффект масштаба. Существуют также транспортно-логистические центры (ТЛЦ), которые для экспедиторских и транспортных компаний предоставляют свободные площади, в т.ч., и для грузового автотранспорта. В транспортно-логистических центрах может производиться техническое обслуживание автомобилей, а также - предоставляться брокерские и другие виды логистических услуг [1].
Создание ЛЦ позволяет решить, прежде всего, социальные проблемы (экологическая, вызванная автомобильным транспортом, поддержка стратегии развития национальных железных дорог), а также - проблему оказания помощи предприятиям малого и среднего бизнеса. При взаимодействии нескольких участников логистического рынка таких как: экспедиторские, страховые, таможенные компании, грузоотправители и поставщики разнообразных услуг с магистральной транспортной системой, образуются логистические центры. ЛЦ между собой взаимосвязаны, но также они взаимодействуют с морскими портами, объединенными регулярным железнодорожным сервисом, в связи, с чем ЛЦ рассматриваются как продолжение морской контейнерной системы в хинтерленд [1].
Для грузопереработки и перевалки больших объемов крупнотоннажных контейнеров ЛЦ оснащены современными автоматизированными погрузочно-разгрузочными механизмами, которые являются едиными для различных видов транспорта при осуществлении интермодальных/мультимодальных перевозок.
С усилением конкуренции товаропроизводители промышленно развитых стран стали все больше уделять внимания снижению конечной цены продукции, в частности уменьшению транспортных затрат [2].
В результате внедрения современных транспортно-логистических технологий в создаваемые ЛЦ, доля затрат на транспортно-логистические операции снизилась от 10 до 30%, и цена на конечный продукт, в целом, уменьшилась на 10 - 13 %, что позволило производителям вывести на рынок продукцию по привлекательной для конечных потребителей цене.
По оценкам экспертов, затраты на логистические услуги в Европейском Союзе (ЕС), в целом, составляют порядка 13,5% от ВВП. Опыт зарубежных стран подчеркнул важность и необходимость развития ЛЦ, что положительным образом сказывается на формировании бюджета страны и снижении затрат клиентов. В Европейском Союзе логистическим
услугам уделяется особое внимание, т.к. оборот рынка этих услуг достигает более 600 млрд. евро в год. Использование транспортно -логистических центров (ТЛЦ) в результате осуществления мультимодальных перевозок, по данным Европейской логистической ассоциации [4], позволяет снизить издержки клиентам на 12-15% от стоимости доставки в прямом смешанном сообщении.
Несмотря на существующие различия между ЛЦ, в Европе отмечаются и общие черты, такие как:
- использование мультимодальности при доставке грузов;
- стимулирующие методы при замене одного вида транспортировки на другой;
- открытость и доступность информации для работы нейтральных операторов ЛЦ [1].
Эти характеристики являются основой успешной деятельности всех участников логистического рынка и позволяют ЛЦ быть гибкими при изменениях, происходящих во внешней среде.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот российского транспорта на протяжении продолжительного периода времени растет. В 2018 г. он увеличился на 2,8 %, а объем перевезенных грузов — на 2,4%; также растет объем перевалки грузов в морских портах: за последние 20 лет грузооборот увеличился в 6 раз и в 2018 г. он превысил 800 млн. т. В 2019 г. отмечается снижение темпов роста российской экономики по всем показателям, что связано со снижением добычи нефти согласно соглашению ОПЕК+ и с увеличением ставки НДС.
Так как основные грузоотправители находятся в центре страны, а значительная доля грузов идет на экспорт, то в России средняя дальность перевозок железнодорожным транспортом растет. Если сравнивать данный показатель с Индией и Китаем, то он в три раза выше.
Несмотря на значительную протяженность страны с запада на восток, перевозки автомобильным транспортом осуществляются, преимущественно, на короткие расстояния. Доля автомобильного транспорта в общей структуре перевозимых грузов в России, США и Китае составляет от 60% до 75%, но доля автомобильного транспорта в структуре грузооборота в России незначительна - всего 5%, в США- 40% и в Китае -34%.
В России водный транспорт занимает малую долю в грузообороте (около 2%), в США -10%, а в Китае он составляет 50%.
Анализируя грузооборот морских портов, можно сделать вывод о том, что объем перевалки грузов в Китае превышает российский показатель в 10 раз, США в три раза.
Сравнительная характеристика транспортной системы России с мировой представлена в табл.1
Таблица 1
Позиции транспортной системы России в мире
Вид транспорта Место, занимаемое в мире Значение
Протяженность железнодорожных линий, тыс. км 3 86
Протяженность автомобильных дорог, тыс. км 5 1529
Объем перевалки грузов (порт Новороссийск), млн.т 3 155
Протяженность внутренних водных путей, тыс. км 2 101
В целом, структура грузооборота по видам транспорта с 2014 г. по 2018 г. практически не изменялась. Треть всех перевозок (более 90% грузооборота) приходится на железнодорожный и трубопроводный транспорт, две трети объема перевозок осуществляется автомобильным транспортом (5% грузооборота). Это связано с увеличением дальности железнодорожных перевозок, а также - с увеличением перевозок низкодоходных грузов [5].
Одним из основополагающих факторов развития транспортных систем является рост торговли, и в 2018 г. он оказался ниже запланированного 3% против 3,9% и ниже, чем в 2017 г (4,6%). Всемирная торговая организация (ВТО) обосновывает это снижение с нестабильностью финансовых рынках и ужесточением денежно-кредитной политики в развитых странах. Оборот российской внешней торговли в 2018 г. увеличился на 18%, но не достиг результата 2017 г. (25%).
Географическая структура внешней торговли России такова: доля стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) выросла на 11 % за 10 лет (с 20% в 2008 г. до 31% в 2018 г.), что сказалось на изменении направлений грузопотоков. Отмечается масштабное строительство портов и пограничных переходов на Дальнем Востоке и, в целом, развитие транспортной инфраструктуры.
Рост цен на нефть способствовал увеличению ее экспорта. Также, отмечается положительная динамика роста объемов экспорта пшеницы, угля, черных металлов. Прирост Российского экспорта составил 26%, а импорта - 5%. Сравнительная характеристика объемов экспортируемой продукции за 2016г.-2018г. представлены на рис. 1.
Рис. 1. Экспорт основных товаров в натуральном выражении, млн. т
[6]
Также, отмечается увеличение физических объемов во внутренней торговле: в оптовой - на 3,8%, а в розничной - на 2,8%. Всемирный банк опубликовал индекс эффективности логистики (ЬР1) для160 стран мира, в том числе, и для России (рис.2).
Рис.2. индекс эффективности логистики России [7]
Этот показатель основан на опросе операторов, т.е., глобальных экспедиторов, экспресс-перевозчиков, которые опубликовывают свои отзывы о работе в области логистики с теми странами, с кем они осуществляют торговлю. ЬР1 позволяет определить проблемы и возможности страны в области торговой логистики. Этот индекс измеряет производительность всей цепи поставок страны и позволяет определить как внутренние, так и международные перспективы страны. В настоящий момент времени, лидерами по уровню развития логистики являются страны Западной Европы, в частности, Германия (ЬР1 - 4,23% из 5% максимально возможных) и развитые азиатские регионы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо развивать логистику и наращивать мощность инфраструктуры ЛЦ, объединяя их единым информационным управлением материальными потоками и логистическими процессами. Совместное решение вопросов планирования и финансирования проектов по созданию автомобильных и железнодорожных сообщений, взаимодействующих непосредственно с водным транспортом, требуют поддержки органов государственной власти. Разработка сетей ЛЦ позволит значительно сократить затраты по поставкам (экспортным и импортным), запасы в пути, время на
оформление груза и его доставки от производителя до конечного потребителя, уменьшить количество и время простоя груза в пунктах таможенного контроля.
Литература
1. Сергеев, В.И. Общие тенденции развития логистических центров за рубежом / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. — 2012. — № 5 (52). — С. 7—18.
2. Тойменцева И.А. Создание транспортно - логистической системы как залог развития инфраструктуры региона / И.А.Тойменцева, Е.В. Швецова // Вестник Самарского Государственного Экономического университета. - Самара, 2015. №4 - С. 15-17.
3. Федоренко Р.В. Логистизация таможенного обслуживания как фактор повышения эффективности работы участников ВЭД / Р.В. Федоренко // Управленец. 2014. № 4 (50). С. 64-67.
4. https://www.elalog.org
5. https://www.ey.com
6. https://www.gks.ru.
7. https://lpi.worldbank. org
Literature:
1. Sergeev, V.I. О General trends in the development of logistics centers abroad / V.I. Sergeev // Logistics and Suply Chain Management. — 2012. — № 5 (52). — Pp. 7—18.
2. Shvetsova E.V., Toymentseva I.A. Development of transport-logistics system as collateral infrastructure development of the region /1. A. Toimentseva, E. V. Shvetsova // Vestnik of Samara State University of Economics. - Samara, 2015. №4 - Pp. 15-17.
3. Fedorenko R.V. Customs Service Logistization as a Factor in Improving the Efficiency of Foreign Economic Activity Participants / R.V. Fedorenko // Upravlenets (The Manager) - 2014. - №4 (50). - Pp. 64-67.
4. https://www.elalog.org
5. https://www.ey.com
6. https://www.gks.ru.
7. https://lpi.worldbank. org