Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРОПОТОК / ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойменцева Ирина Анатольевна, Федоренко Роман Владимирович, Цегледи Тамаш

В статье рассмотрены вопросы стратегического развития транспортно-логистической системы Самарской области, развитие которой необходимо для успешного включения региона в систему мирохозяйственных связей и повышение конкурентоспособности региональных компаний на мировых рынках. Выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование транспортно-логистической инфраструктуры, представлена сравнительная характеристика работы различных видов транспорта, разработана карта стратегических направлений развития транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMARA REGION TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND THE WAYS TO SOLVE THEM

The article deals with the issues of strategic development of the transport and logistics system of the Samara region, the development of which is necessary for the successful inclusion of the region in the system of world economic relations and increasing the competitiveness of regional companies in world markets. The factors that have the greatest impact on the functioning of the transport and logistics infrastructure are identified, a comparative characteristic of the operation of various types of transport is presented, a map of strategic directions for the development of the transport and logistics infrastructure of the Samara region is developed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 656

DOI 10.23672/h0145-1934-3204-q

Тойменцева Ирина Анатольевна

доктор экономических наук, профессор,

кафедра маркетинга, логистики и рекламы, Самарский государственный экономический университет tia67@rambler.ru

Федоренко Роман Владимирович

кандидат экономических наук, кафедра мировой экономики, Самарский государственный экономический университет fedorenko083@yandex.ru

Цегледи Тамаш

PhD,

экономический факультет им. Александра Ламфалусси, Университет Шопрона, Венгрия czegledy.tamas@uni-sopron.hu

Irina A. Taimentseva

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Department of Marketing, Logistics and Advertising, Samara State University of Economics tia67@rambler.ru

Roman V. Fedorenko

Candidate of Economic Sciences, Department of World Economy, Samara State University of Economics fedorenko083@yandex.ru

Tsegladi Tamash

PhD,

Faculty of Economics named after Lamfaloussi Alexandra, University of Sopron, Hungary czegledy.tamas@uni-sopron.hu

Проблемы развития

транспортно-логистической инфраструктуры самарской области и пути их решения

Samara region transport

and logistics infrastructure: problems of development and the ways to solve them

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы стратегического развития транспортно-логистической системы Самарской области, развитие которой необходимо для успешного включения региона в систему мирохозяйственных связей и повышение конкурентоспособности региональных компаний на мировых рынках. Выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование транспортно-ло-гистической инфраструктуры, представлена сравнительная характеристика работы различных видов транспорта, разработана карта стратегических направлений развития транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области.

Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, регион, грузооборот, пассажиропоток, интермодальные перевозки, цепь поставок.

Annotation. The article deals with the issues of strategic development of the transport and logistics system of the Samara region, the development of which is necessary for the successful inclusion of the region in the system of world economic relations and increasing the competitiveness of regional companies in world markets. The factors that have the greatest impact on the functioning of the transport and logistics infrastructure are identified, a comparative characteristic of the operation of various types of transport is presented, a map of strategic directions for the development of the transport and logistics infrastructure of the Samara region is developed.

Keywords: transport and logistics infrastructure, region, freight turnover, passenger traffic, intermodal transportation, supply chain.

Развитие транспортно-логистической системы является важным фактором повышения конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе [8]. Наличие базовых структурных элементов (выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, транспортные

организации, крупные складские помещения и др.) создает условия для формирования транс-портно-логистического кластера1.

Стратегия развития транспортного комплекса Самарской области связана с решением задачи

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001.

включения региона в систему евроазиатских транспортных связей. Самарский транспортный узел является транспортными воротами России, через которые грузы и пассажиры следуют в Европу, Среднюю и Юго-Восточную Азию, а также на Урал, Сибирь и Дальний Восток. В рамках развития системы международных транспортных коридоров по территории России, Самарский транспортный узел способен стать одним из основных центров грузопереработки и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков.

В связи с этим целью настоящего исследования является оценка транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области, выявление существующих проблем и нахождение способов их решения. Актуальность темы научного исследования не вызывает сомнения, т.к. транспорт имеет стратегическое значение для России, обеспечивая ее потребности в грузовых и

пассажирских перевозках, стабильность в вопросах национальной безопасности и международного сотрудничества.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области представлены на рисунке 1. Согласно представленным факторам можно сделать вывод о том, что в Самарской области необходимо разрабатывать комплексные схемы развития транспортно-логисти-ческой инфраструктуры региона, которые будут способствовать созданию новых или модернизации имеющихся инфраструктурных объектов различных видов транспорта. Совершенствование и развитие транспортно-логистической инфраструктуры позволит создавать новые транспортные коридоры, мультимодальные логистические центры и терминальные комплексы.

Факторы, обеспечивающие совокупный эффект функционирования

транспортно-логистической инфраструктуры

4 1 1

Повышение уровня Использование Создание

межотраслевой и современных цифровых и институционально!!

межрегиональной логистических технологии среды, формирующей

координации в развитии в организации основу

транспортно-логистической транспортного процесса государственно-

инфраструктуры частного партнерства

Рисунок 1 - Факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области

Транспортно-логистический сектор включает в себя строительство, эксплуатацию и ремонт соответствующей инфраструктуры, а также грузо- и пассажироперевозки, складские услуги и услуги по организации интермодальных перевозок. Предприятия, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, также предоставляют услуги по ремонту, обслуживанию подвижного состава. Организации, оказывающие складские услуги, концентрируют свое внимание на хранении, консолидации и распределении грузов конечным потребителям.

В настоящее время каждому участнику транс-портно-логистического сектора необходимо согласовывать свои действия с партнерами по цепи поставок, сохраняя то, что сформировано и успешно развивается, а также, создавая то новое, чего пока еще нет [1; 3]. Партнерские отношения между всеми участниками транспортно-логисти-ческого сектора играют важную роль в повышении устойчивости и эффективности всей цепи поставок [2; 6]. Для того, чтобы цепь поставок была управляема, необходимо разработать стратегические и оперативные цели для каждого участника, находящегося на определенном иерархическом уровне [4; 5].

Проведенные исследования позволили выявить ряд проблем, существующих в транспортно-логи-стической инфраструктуре Самарской области:

- Состояние и уровень развития дорожно-транспортной инфраструктуры Самарской области не соответствует потребностям развития экономики региона. Текущее состояние федеральной трассы М-5, на участке между городами Самара, Тольятти, Сызрань и на подъездах к ним, не обеспечивает надлежащее прохождение грузо- и пассажиропотока.

- Самарская область - единственная в Поволжском Федеральном Округе, которая не имеет мостового перехода через реку Волга. Проезд автотранспорта осуществляется по гидротехническим сооружениям Жигулевской ГЭС, которая не в состоянии обеспечить нормативную пропускную способность.

-Существует проблема нехватки мостовых переходов для выезда из городского округа Самара на другие трассы.

- Имеющиеся терминально-логистические и складские комплексы не покрывают потребности региона. Отсутствует единая координация и взаимодействие различных видов транспорта по обслуживанию грузо- и пассажиропотоков.

Прогнозированию и планированию развития транспортно-логистической инфраструктуры должен предшествовать анализ ее состояния в регионе. К методам анализа функционирования и

развития транспортно-логистической инфраструктуры, которые использовались при проведении исследования относятся: сравнительные, графические, аналитические и матричные.

Динамика протяженности путей сообщения различных видов транспорта Самарской области (рис. 2) позволяет сделать следующие выводы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области:

Рисунок 2 - Динамика протяженности путей сообщения различных видов транспорта Самарской области

1. Железные дороги Самарской области имеют протяженность 1374 километра и позволяют соединить различные регионы страны (западные, восточные, южные и юго-западные). Филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная дорога -управляет крупными пассажирскими, грузовыми и ремонтными комплексами.

2. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на территории Самарской области составляет 17471 км, в том числе 707 км федеральных трасс, 7000 км региональных и муниципальных дорог, также 9818 км дорог местного значения.

3. Главная река в Самарской области - Волга, которая дает возможность выхода к Черному, Каспийскому и Балтийским морям. Общая протяженность внутренних водных судоходных путей - 687 км.

4. Общая протяженность нефте- и нефтепродук-топроводов в Самарском регионе превышает 5000 км.

5. Международный аэропорт «Курумоч» является одним из крупнейших в Поволжье (12 место в России). Международный аэропорт «Курумоч» имеет собственный грузовой терминал, общая площадь которого составляет 5300 квадратных метров. Аэропорт предоставляет полный комплекс складских услуг и имеет грузооборот 150 тонн в сутки.

Динамика рынков пассажирских и грузовых перевозок за период 2015-2019 гг. представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика пассажирских и грузовых перевозок Самарской области

Рынок пассажирских перевозок в Самарской области остается на низком уровне после кризиса, пассажирооборот в 2017 году составил 298,4 млн человек, что соответствует показателю 2015 г., в период 2018-2019 г. отмечается, хотя и незначительный, но рост пассажирооборота до 314, 8 млн человек и в 2020 г. также отмечается тенденция роста (в среднем на 2 %).

На рынке грузоперевозок (рис. 3), наметилась тенденция снижения грузооборота, так в 2016 г. -грузооборот составил 104,1 млн тонн, т.е на 6 % ниже, чем в 2015 г., в 2017 г. он почти достиг значения 2015 г. - 110,3 млн тонн, а в период с 20182020 г. отмечается снижение грузооборота. Целевой индикатор развития транспортно-логистиче-ского сектора представлен в таблице 1.

Таблица 1

Тенденции развития транспортно-логистического сектора

Наименование показателя 2018 2020 г. 2025 г. 2030 г. Среднегодовой темп роста за 2020-2030 гг.

Индекс производства транспортно-логистического сектора к уровню 2018 года, % 100,0 99,5 118,7 145,6 121,3

Как видно из данных, представленных в таблице 1, среднегодовой темп роста производства транс-портно-логистического сектора за 2020-2030 гг. должен составить 121,3 % по отношению к аналогичному показателю 2018 г. [7].

На рисунке 4 представлена разработанная авторами карта стратегических направлений развития транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области .

Стратегические направления развития транспортно -логистической инфраструктуры Самарского региона

Мероприятия по развитию железнодорожного транспорта

Организация интерм од альных

перевозок с единой системой оплаты

Мероприятия по развитию автомобильного транспорта

Синхроншия

расписания

пригородных ж/д

—► пассажирских

перевозок с

городским

транспортом

Строительство мостовых переходов через Волгу, реконструкция

сети региональных автодорог

Развитие автомобильной инфраструктур ы на обходах

крупных населенных пунктов региона

Мероприятия по развитию воздушного транспорта

Мероприятия по развитию

водного транспорта

Мероприятия по развитию складской инфр астру юу ры

Реконструкция аэродромной инфр аструктуры

Развитие хаба на базе международного аэропорта «Курумоч»

Реконструкция

портовой инфраструктуры и приобретение новых судов

Проведение капитально восстановительно го ремонта грузовой причальной набережной

Строительство

складских комплексов и терминалов с предоставлением транспортно-логистических услуг на основе применения цифровых решений

Рисунок 4 - Карта стратегических направлений развития транспортно-логистической инфраструктуры Самарской области

Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортно-логистическая инфраструктура Самарской области развивается, разработана стратегия развития транспорта, реализация которой возможна при организации взаимодействия всех участников цепи поставок, единого управления

потоковыми процессами, происходящими в транспортном комплексе региона. В связи, с чем намечены стратегические и оперативные цели, определены задачи для каждого участника транспортного комплекса, находящегося на определенном иерархическом уровне.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Banchuen P. Supply chain collaboration aligns order-winning strategy with business outcomes. IIMB Management Review / P. Banchuen, I. Sadler & H. Shee. 2017. № 29(2). P. 109-121.

2. Kumar. D. Sustainability adoption through buyer supplier relationship across supply chain. International Strategic Management Review / D. Kumar & Z. Rahman. 2015. № 3(1-2). P. 110-127.

Literature:

1. Banchuen P. Supply chain collaboration aligns order-winning strategy with business outcomes. IIMB M an agement Review / P. Banchuen, I. Sadler & H. Shee. 2017. № 29(2). P. 109-121.

2. Kumar. D. Sustainability adoption through buyer supplier relationship across supply chain. Internat ional Strategic Management Review / D. Kumar & Z. Rahman. 2015. № 3(1-2). P. 110-127.

3. Kumar G. Joint planning and problem solving roles in supply chain collaboration. IIMB Management Review / G. Kumar [et. al.]. 2017. № 29(1). P. 45-57.

4. Lee T. An empirical study on the impact of individual and organizational supply chain orientation on supply chain management. The Asian Journal of Shipping and Logistics / T. Lee, & H. Nam. 2016. № 32(4). P. 249-255.

5. Saak A.E. Traceability and reputation in supply chains. International Journal of Production Economics / A.E. Saak. 2016. P. 177, 149-162.

6. Waters D. Global logistics: New directions in supply chain management. 7th edition / D. Waters, S. Rinsler. London : Kogan Page, 2014.

7. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена постановлением Правительства Самарской области 12.07.2017 № 411).

8. Федоренко Р.В. Современное состояние логистики внешнеторговых перевозок в России и странах Европейского Союза / Р.В. Федоренко, И.А. Тойменцева, Цегледи Тамаш // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1. С. 152-155.

3. Kumar G. Joint planning and problem solving roles in supply chain collaboration. IIMB Manage-m e nt Review / G. Kumar [et. al.]. 2017. № 29(1). P. 45-57.

4. Lee T. An empirical study on the impact of individual and organizational supply chain orientation on supply chain management. The Asian Journal of S h i p p ing and Logistics / T. Lee, & H. Nam. 2016. № 32(4). P. 249-255.

5. Saak A.E. Traceability and reputation in supply chains. International Journal of Production Economics / A.E. Saak. 2016. P. 177, 149-162.

6. Waters D. Global logistics: New directions in supply chain management. 7th edition / D. Waters, S. Rinsler. London : Kogan Page, 2014

7. The strategy of socio-economic development of the Samara region for the period until 2030 (approved by the Government of the Samara region on 12.07.2017 № 411).

8. Fedorenko R.V. Current state of logistics of foreign trade transport in Russia and European Union countries / R.V. Fedorenko, I.A. Toimentseva, Czegledy Tamas // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. № 1. P. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.