Научная статья на тему 'Влияние логистической инфраструктуры на развитие Самарской области'

Влияние логистической инфраструктуры на развитие Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТ / СКЛАД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Птицын С.Д., Хромова А.В.,

Рассмотрено влияние логистической инфраструктуры на уровень развития и конкурентоспособности региона на примере Самарской области. Выявлены показатели, на которые в большей мере влияет транспортная инфраструктура. Проанализированы перспективы развития логистической инфраструктуры в Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние логистической инфраструктуры на развитие Самарской области»

Влияние логистической инфраструктуры на развитие Самарской области Influence of logistic infrastructure on the development of the Samara area

Птицын С.Д.

Студент 4 курса Институт Экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Россия, Самара e-mail: Sergey0420@gmail.com

Ptitsyn S.D.

Student 4 term Institute of Economics and management Samara University Russia, Samara e-mail: Sergey0420@gmail.com

Хромова А.В.

Студент 4 курса Институт Экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Россия, Самара e-mail: khromova_1998@list.ru

Khromova A. V.

Student 4 term Institute of Economics and management Samara University Russia, Samara e-mail: khromova_1998@list.ru

Научный руководитель Целин В.Е.

Кандидат экономических наук Кафедра менеджмента/Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Россия, Самара e-mail: vtzelin@mail.ru

Scientific adviser Tselin V.Y.

Candidate of Economic Sciences Department of Management/Samara University

Russia, Samara e-mail: vtzelin@mail.ru

Аннотация.

Рассмотрено влияние логистической инфраструктуры на уровень развития и конкурентоспособности региона на примере Самарской области. Выявлены показатели, на которые в большей мере влияет транспортная инфраструктура. Проанализированы перспективы развития логистической инфраструктуры в Самарской области.

Annotation.

The influence of the logistics infrastructure on the level of development and competitiveness of the region is considered on the example of the Samara region. Identified indicators that are more influenced by transport infrastructure. Analyzed the prospects for the development of logistics infrastructure in the Samara region.

Ключевые слова: Логистика, логистическая инфраструктура, Самарская область, развитие, транспорт,

склад.

Key words: Logistics, logistics infrastructure, Samara region, development, transport, warehouse.

Введение

Несмотря на то, что логистика относительно молодая наука, появившаяся в 50-х годах прошлого столетия, её важность и влияние на многие экономические аспекты в функционировании хозяйствующих субъектов достаточна высока в XXI веке. В стремлении снизить издержки и удовлетворить потребность покупателей в качественном сервисе, компании как на международном, так и на внутреннем рынке стараются получить конкурентное преимущество. И довольно часто таким преимуществом являются логистические решения. Опыт развитых стран показывает, что организация грузовых потоков и размещение логистических центров в соответствии с принципами и методами логистики позволяют не только сократить издержки и завоевывать внимание потребителей, но и уменьшить негативное влияние на окружающую среду посредством снижения количества грузового транспорта, функционирующего в черте города [1]. В следствии сложной истории Российской Федерации, логистика как наука только начинает проявлять себя в нашей стране. В будущем стоит ожидать роста количества организаций, активно применяющих логистические принципы и методы на практике.

В следствии актуальности и перспектив развития логистики в России стоит задуматься о возможности обеспечения необходимой базы для использования логистических преимуществ в полной мере. Прежде всего это развитая инфраструктура: наличие и плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, протяженность железнодорожных путей, маршруты водного транспорта и наличие путей воздушного сообщения [7]. Далее немаловажную роль играет географическое положение. Расположение на пути крупных торговых маршрутов, малая удаленность от областных или федеральных центров высоко ценится торговыми компаниями [4]. Изучение данных, их анализ и последующий синтез может дать ответы на вопросы о том, как стимулировать экономический рост не только в коммерческих организациях, но и среди субъектов Российской Федерации. Поэтому, целью статьи является проверка гипотезы о том, что логистическая инфраструктура тесно связана со стабильным развитием региона, отражается на его инвестиционной привлекательности и возможности участия в международных проектах. В качестве объекта исследования мы выбрали Самарскую область.

Методы

Работа строилась на основе анализа научных трудов по данному вопросу из базы данных РИНЦ. Посредством проверки и критического анализа источников выявлены основные критерии, влияющие на развитие региона. Из них отобраны наиболее подходящие под экономическое и географическое положение Самарской области. В открытых источниках федеральной и региональной служб государственной статистики выявлены данные, объективно отражающие текущую экономико-социальную ситуацию в Самарской области. Проведен анализ данных с составлением наглядного представления информации в виде графиков, по которым можно судить о динамике изменения показателей, что облегчает формирование выводов и заключений. Так же исследована государственная политика в сфере модернизация и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года [2]. Проанализирован отчёт о состоянии рынка логистических центров и складов от независимой компании Knight Frank и отчёт о рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ [10, 6]. На основе синтеза изученной информации сформулированы выводы относительно Самарской области.

Результаты

На основе используемых методов, установлено, что главным ограничением экономического развития региона выступает слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры [9]. В свою очередь развитая логистика обеспечивает для региона следующие положительные эффекты [3] :

1. Снижение стоимости товаров и услуг.

2. Рост числа рабочих мест.

3. Увеличение оборота торговли и повышение сервиса обслуживания потребителей

4. Повышение инвестиционной привлекательности, и как следствие, увеличение инвестиций в регион.

5. Улучшение экологической обстановки.

Стоит также отметить, что всего лишь 28% от площади всех логистических центров в стране находятся в регионах России, остальная часть распределена между Москвой и Санкт-Петербургом. В тоже время в Самарской области существует 538 тыс. кв. м. складских помещений, но свободны для аренды или покупки только 3,1 % от данной площади или 16,5 тыс. кв. м. [10].

Необходимо заметить, что количество прямых иностранных инвестиций в Самарскую область существенно сократилось. Если в 2012 году это были суммы в размере 1372 млн. долларов США, то в 2016 году показатель сократился более чем в 5 раз и стал равным 262 млн. долларов США [5]. Тем не менее, на настоящий момент Самарская область находится на третьей ступени группы регионов с высокой инвестиционной привлекательностью [6].

Ситуация в сфере розничной торговли по торговым сетям может быть охарактеризована изменениями, представленными ниже (Рисунок 1):

й о н

ы. во б.

гу рр

но

зт

оо р п

ти о ил

рв о во б го О §. т

250000 200000 150000 100000 50000 0

35,00%

27,9%

23,3%

17,3%

й

32,3% 30,00% он м

25,00% 20,00%

р

о%

лс

15,00% вес оп ям

й и те

10,00% й е

5,00% р

е ро

0,00% д т

ы

но ьг лр

2010 2011 2012 2013 2014 Период времени, год.

2015

2016

У

Рисунок 1. Динамика изменения оборота розничной торговли по торговым сетям и его прироста в Самарской области (составлено авторами)

Анализируя график, можно сделать вывод о том, что оборот розничной торговли по торговым сетям в Самарской области неуклонно растёт. На протяжении ряда лет также наблюдается увеличение удельной доли розничной торговли по торговым сетям в объёме всей торговли региона.

Согласно статистике, доля торговли в ВРП Самарской области составляет 14,9%, а доля транспорта находится на уровне 12%, что в свою очередь представляет второе и третье место по удельной доле в ВРП региона соответственно [5].

В тоже время, в Самарской области присутствует отрицательная динамика в сфере перевозок грузов автотранспортом и в доле дорог с усовершенствованным асфальтовым покрытием (Рисунок 2):

«

о

00 &

«

И

00

о «

70 5 60

, 50 а

2 40

а

о

в 30

о И

& & 20

10

94,90%

86,20%

85%

96,00% 94,00% 92,00% 90,00% 88,00% 86,00% 84,00% 82,00% 80,00%

2010

2012

2013 2014 2015

Период времени, год.

2016

и я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г в ,

оом

рве

о о ® «ЬЕ

е

л

о э &

в о

о

0

Рисунок 2. Динамика изменения объёма грузоперевозок и доли асфальтированных дорог с усовершенствованным покрытием в Самарской области (составлено авторами)

Так, в области наблюдается устойчивый отрицательный тренд снижения объёма перевозок грузов автотранспортом, что может быть связано со схожей ситуацией уменьшения доли дорог с усовершенствованным асфальтовым покрытием в объёме всех дорог области.

Тем не менее, Самарская область обладает высоким потенциалом для развития логистических структур на базе региона, поскольку выделяется выгодным географическим расположением, относительно малой развитостью инфраструктуры и большими оборотом розничной торговли [8]. Данные положительные стороны подкрепляются политикой государства в отношении развития магистральной инфраструктуры страны, в которую входят планы по строительству нового мостового перехода через р. Волгу в Самарской области.

Обсуждения

Для интерпретации полученных результатов, следует начать с положительных сторон, образующихся в связи с развитием транспортно-логистической инфраструктуры. Благодаря развитию указанной структуры возможно, как сокращение издержек, так и создание новых рабочих мест, что решает для жителей региона вопрос безработицы, а для представителей бизнеса позволяет наращивать объёмы товарооборота. Вместе данные аспекты благотворно влияют на экономику региона, рост которой не может не привлечь заинтересованных инвесторов. Таким образом, взаимосвязь рассмотренных элементов, так же, как и их совместная эффективность очевидны.

Переходя к более насущным вопросам для Самарской области, можно сказать, что в регионе есть сравнительно большая площадь транспортно-логистических центров, но спрос на неё не уступает предложению, поэтому 96,9% всей площади находятся в собственности или арендуется торговыми организациями [10]. Данные цифры свидетельствуют о высокой востребованности складских помещений. В случае улучшения логистической инфраструктуры, следует ожидать увеличения спроса в данной сфере, что в конечном итоге благоприятно скажется на экономике региона.

Положительная динамика увеличения товарооборота по торговым сетям подтверждает заключение, сделанное выше. С учётом роста относительной доли данного вида торговли, необходимо понимать, что действия, направленные на разработку логистического потенциала Самарской области, неизбежно приведут к ускорению времени доставки, сокращению логистических издержек, и как результат, ускорению товарооборота и росту прибыли местных организаций. К тому же, по статистическим данным, доля торговли и транспорта по относительному вкладу в ВРП региона находятся на втором и третьем месте соответственно. Рост данных позиций неизбежно приведёт к улучшению экономической ситуации и увеличению благосостояния граждан [5].

Несмотря на положительные тенденции в росте торговли региона, можно говорить о падении популярности перевозок грузов автотранспортом, в следствии сокращения объёмов перевозок данным видом транспорта. Одной из причин для объяснения отрицательной динамики может быть сокращение удельной доли дорог с усовершенствованным асфальтовым покрытием. Стоит также отметить, что в Самарской области присутствует лишь один мостовой переход через р. Волгу. Данный участок постоянно является загруженным, что неминуемо приводит к постоянным ремонтным работам, лишь усугубляя дорожную ситуацию. Высокое время доставки грузов и растущие транспортные издержки, связанные с автомобильным транспортом, могли обеспечить наблюдаемую ситуацию. Выходом из данного положения видится строительство нового мостового перехода через р. Волгу в районе села Климовка, в составе международного транспортного маршрута «Европа -Западный Китай». Ожидается, что после этого время в пути до Москвы сократится в два раза, до 8 часов. Данный проект открывает большие перспективы для региональных компаний, внутренних и зарубежных инвесторов. Являясь частью международного транспортного маршрута, Самарская область сможет усилить фактор удачного географического положения, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона.

Согласно последнему рейтингу Национального рейтингового агентства, Самарская область стабильно удерживает позиции высокой инвестиционной привлекательности [6]. Региональная инфраструктура стоит на третьем месте среди показателей, по которым рассчитывается приведенный рейтинг. Реализация имеющегося потенциала в этой области приведёт улучшению позиций в национальном рейтинге, тем самым привлекая всё больше внимания потенциальных инвесторов.

Заключение

На основе представленных результатов и суждений можно утверждать, что цель работы достигнута и гипотеза о значительном влиянии транспортно-логистической инфраструктуры подтверждена. Именно она играет высокую роль как в инвестиционной привлекательности, так и в общем экономическом росте региона. На примере Самарской области рассмотрены потенциальные возможности улучшения экономики и благосостояния граждан региона. Таким образом, можно заключить, что транспортно-логистическая инфраструктура в современном мире является действенным двигателем экономического развития не только на уровне отдельно взятой компании, но и на уровне региона.

Список используемой литературы:

1. Белов, Г. Л. Регуляторы устойчивого развития инфраструктурных и транспортно-логистических систем [Электронный ресурс] // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. — 2015. — № 4 (29). — Т. 11. — С. 277-282.

2. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р // Собрание законодательства. -2018. - №42. - Ст. 6480.

3. Кузменко, Ю.Г. Транспортно-логистическая система как субъект социально-экономического развития региона [Текст] / Ю.Г. Кузменко, Г.М. Грейз, С.В. Калентеев. // Известия УрГЭУ. - 2013. - №2. - С. 111-118.

4. Рахмангулов, А. Н. Оценка социально-экономического потенциала региона для размещения объектов логистической инфраструктуры [Текст] / А. Н. Рахмангулов, О.А. Копылова. // Экономика региона. - 2014. -№2. - С. 254-263.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Статистический сборник / Ред. колл.: Н.С. Бугакова, И.В. Воронина и др. - М.: Росстат, 2017. - 1403 с.

6. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2018 года [Электронный ресурс] / Национальное рейтинговое агентство - Электрон. Текстовые дан. - Москва: Национальное рейтинговое агентство, 2018. - Режим доступа: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/IPR-6-06112018.pdf, свободный.

7. Сангадиева, И.Г. Перспективы транспортно-инфраструктурного развития региона [Текст] / И.Г. Сангадиева. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - №9. - С. 64-68.

8. Федотенков, Д.Г. Логистическая система как фактор экономического развития Брянского региона [Текст] / Д.Г. Федотенков // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. -№12. - С. 86-92.

9. Шконда А. А. Роль транспортно-логистической инфраструктуры в формировании экономической безопасности региона // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2018. Т. 4. №1. С. 219 -227. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/shkonda, свободный.

10. Shirokova, O. Warehouse market report: Russia [Электронный ресурс] / O. Shirokova, V. Ryabov. -Электрон. текстовые дан. - Москва: Knight Frank, 2017. - Режим доступа:

https://content.knightfrank.com/research/856/documents/en/russia-warehouse-market-2017-5300.pdf, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.