Научная статья на тему 'Анализ логистического потенциала приграничного региона (на примере Оренбургской области)'

Анализ логистического потенциала приграничного региона (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
974
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / РЕГИОН / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОР / ЭКОНОМИКА / LOGISTICS / REGION / LOGISTICAL POTENTIAL / FACTOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бережная Л.Ю.

Предмет. Статья посвящена проблеме исследования логистического потенциала региона. Данная тема является актуальной с точки зрения развития логистической деятельности на периферии Российской Федерации. Цели и задачи. Проведение исследования основных факторов, необходимых для оценки текущего логистического потенциала региона и планирования его дальнейшего развития. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: проведен обзор основных методов по оценке регионального логистического потенциала, выявлены основные группы факторов, на основании которых проводится исследование логистического потенциала, а также проведено исследование показателей логистической деятельности и экономического состояния Оренбургской области. Методология. В качестве основного метода исследования использован качественный и количественный анализ статистических данных. Результаты. Проведено исследование теоретических аспектов данной проблематики, систематизированы основные методики оценки регионального логистического потенциала. Определены основные факторы, оказывающие влияние на логистический потенциал региона. Анализ данных показал, что текущее состояние логистической деятельности в области находится на достаточно высоком уровне, однако для повышения регионального логистического потенциала необходимо решить имеющиеся проблемы. Выводы. Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, предназначены для оценки уровня регионального логистического потенциала. Эти результаты могут быть положены в основу периодического проведения мониторинга потенциала на основе одного из рассмотренных методов его оценки. Выявленные в ходе исследования тенденции изменения основных показателей логистического потенциала могут быть использованы на региональном уровне для создания предпосылок его повышения в Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бережная Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the logistics capacity of the border region: Evidence from the Orenburg oblast

Importance The article studies the region's logistics capacity which is important to the remote areas of the Russian Federation. Objectives The article aims to identify the main factors necessary to evaluate the current logistics capacity in the region and planning for its further development, using the indicators of logistics activities and economic situation of the Orenburg oblast as a case study. Methods As the main method of research, I used a qualitative and quantitative analysis of statistical data. Results I have identified the key factors that have an impact on the logistic potential of the region. The analysis of the data shows that the current state of logistics activities in the area is at a high enough level, but to enhance the regional logistics capacity, certain challenges need to be addressed. Relevance The main provisions, conclusions and recommendations resulting from the study, aim to assess the level of regional logistics capacity. These results could form the basis for periodic monitoring of capacity through one of the methods of evaluation. The identified trends in key indicators of logistics capacities can be used at the regional level to create preconditions for capacity increase in the Orenburg oblast.

Текст научной работы на тему «Анализ логистического потенциала приграничного региона (на примере Оренбургской области)»

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Любовь Юрьевна БЕРЕЖНАЯ

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация berezhnayalu@mail.ru

История статьи:

Принята 20.11.2015 Принята в доработанном виде 01.12.2015 Одобрена 15.01.2016

УДК 005.52:658.7:332.1 (470.56) JEL: 018, Р25, R58

Ключевые слова: логистика, регион, логистический потенциал, фактор, экономика

Аннотация

Предмет. Статья посвящена проблеме исследования логистического потенциала региона. Данная тема является актуальной с точки зрения развития логистической деятельности на периферии Российской Федерации.

Цели и задачи. Проведение исследования основных факторов, необходимых для оценки текущего логистического потенциала региона и планирования его дальнейшего развития. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: проведен обзор основных методов по оценке регионального логистического потенциала, выявлены основные группы факторов, на основании которых проводится исследование логистического потенциала, а также проведено исследование показателей логистической деятельности и экономического состояния Оренбургской области.

Методология. В качестве основного метода исследования использован качественный и количественный анализ статистических данных.

Результаты. Проведено исследование теоретических аспектов данной проблематики, систематизированы основные методики оценки регионального логистического потенциала. Определены основные факторы, оказывающие влияние на логистический потенциал региона. Анализ данных показал, что текущее состояние логистической деятельности в области находится на достаточно высоком уровне, однако для повышения регионального логистического потенциала необходимо решить имеющиеся проблемы.

Выводы. Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, предназначены для оценки уровня регионального логистического потенциала. Эти результаты могут быть положены в основу периодического проведения мониторинга потенциала на основе одного из рассмотренных методов его оценки. Выявленные в ходе исследования тенденции изменения основных показателей логистического потенциала могут быть использованы на региональном уровне для создания предпосылок его повышения в Оренбургской области.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Поступательное развитие экономики, нарастание темпов глобализации и наращивание объемов совместной деятельности различными странами приводит к повышению значимости развития логистики на территориях приграничных регионов. Взаимодействие участников рынка нацелено на устранение барьеров на пути движения логистического потока. Вместе с тем данные барьеры могут возникнуть независимо от действий контрагентов. Так, неразвитая инфраструктура, отсутствие необходимых складских площадей, ограниченный выбор перевозчиков и другие подобные факторы снижают логистиче ский поте нциал и ограничивают возможности компаний по развитию бизнеса на определенной территории.

Целью данной статьи является определение основных факторов логистического потенциала Оренбургской области и выявление перспе ктивных направле ний развития логистической деятельности.

62 Ийр://йп-каа!|

Понятие «логистический потенциал региона» появилось сравнительно недавно. Изначально термин «логистический потенциал» применялся в рамках деятельности предприятия как составная часть его экономического потенциала. Так,

B.И. Сергеев указывает, что «логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми функциональными сферами предприятия, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибуция, организация продаж»1.

Значительный вклад в изучение логистического потенциала предприятий различных отраслей внесли Е.В. Белякова [1, 2], Г.Г. Виногоров [3],

C.И. Гриценко [4], С.М. Исиков [5], Т.Н. Скоробогатова [6], И.В. Петенко [5], М.В. Шинкевич [7].

1 Сергеев В.И. Логистика фирмы. URL: http://urlid.ru/afj2

В настоящее время происходит развитие и становление теоретических и методологических основ логистического потенциала региона, а также основных принципов и факторов его анализа и оценки. Изучению данного понятия посвящены работы В.Д. Андрианова [8], А.А. Баскаковой [9], О.А. Копыловой [10], Н.П. Кузнецовой [11], Ли Чон Ку [12], А.Н. Рахмангулова [10], И.И. Полещук (исследование логистического потенциала страны) [13], О.А. Фрейдман [14].

По нашему мнению, на данном этапе развития теоретических основ логистического потенциала региона наиболее полно отражает сущность п о н я ти я о п р е д е л е ни е , п р е д л о же н н о е О.А. Фрейдман: «Логистический потенциал региона - это совокупность факторов и объектов логистической инфраструктуры, способствующих выполнению задач оптимизации материальных потоков в рамках реализации стратегических задач регионального и национального обеспечения» [14].

Вместе с тем достаточно большое количество вопросов остается нерешенно до конца. Это касается методологии оценки логистического потенциала региона, проведение которой должно б а з и р о в а ть с я н а и с с л е д о в а н и и многокритериальных факторов, способны х наиболее точно отразить текущее состояние л о г и с ти ч е с ко й а кти в н о с т и . Пр и э т о м п р е д л а г а ю т с я р а з л и ч н ы е м е то д ик и (табл. 1), авторы которых дают оценку состояния логистического потенциала на основе анализа совокупно сти опреде ле нных факторов и критериев.

Исследование логистического потенциала может быть проведено множеством различных способов, выбор которых зависит от наличия исходных данных. Проведенный анализ научных источников позволяет сделать вывод об обязательной оценке следующих групп факторов:

• экономического состояния региона;

• его географического расположения;

• функционирования транспортной и складской инфраструктур.

Однако указанные факторы не могут в полной мере оценить текущее состояние региональной логистики и раскрыть ее потенциал без учета ряда вспомогательных характеристик. К ним можно отнести:

• состояние производственной базы и посреднических организаций;

• подготовку кадров в области логистики;

• взаимодействие органов местного самоуправления и логистических организаций;

• выполнение региональных программ по развитию логистики на территории региона и т.п.

Данные факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие логистической деятельности

в регионе.

Таким образом, можно выделить следующие группы факторов оценки регионального логистического потенциала:

• оценку географического положения;

• анализ экономического состояния;

• анализ транспортной инфраструктуры;

• анализ складской инфраструктуры;

• оценку основных достоинств региона;

• оценку основных недостатков региона.

Следует отметить, что последние две группы факторов могут иметь достаточно широкую трактовку, однако их анализ необходим для получения наиболее точной оценки регионального логистического потенциала. В состав этих факторов необходимо включать показатели, связанные с особенностями логистической деятельности на территории региона, которые либо создают предпосылки для формирования эффективной региональной логистики, либо препятствуют ее развитию.

Исследование логистического потенциала конкретного региона необходимо начать с его расположения. Для Оренбургской области стоит отметить выгодное геостратегическое положение: с запада, севера и северо-востока она граничит с Самарской и Челябинской областями, Республикой Башкортостан. Южная и восточная территории имеют границу с Республикой Казахстан и приходятся на три области: Кустанайскую, Актюбинскую и Западно-Казахстанскую. Общая протяженность границы составляет 1 670 км.

Такое географическое положение позволяет местным предприятиям сотрудничать как с крупными и экономически развитыми соседними регионами Российской Федерации, так и с зарубежными партнерами. Исторически Оренбургская область обеспечивает транзит грузовых и пассажирских потоков в направлениях «Центр - Средняя Азия» и «Запад - Восток».

Базовыми отраслями экономики региона являются топливно-энергетический, металлургический,

машиностроительный, горнодобывающий и агропромышленный производственные комплексы.

Валовой региональный продукт Оренбургской области в 2013 г. составил 709 523,7 млн руб. В Приволжском федеральном округе валовой региональный продукт на душу населения составил 352,6 тыс. руб./чел. (3-е место среди субъектов округа).

Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности выглядит следующим образом:

• добыча полезных ископаемых занимает 41 %;

• обрабатывающие производства - 11,7 %;

• оптовая и розничная торговля - 7,9%;

• сельское хозяйство - 7,3%;

• транспорт и связь - 6,3%;

• строительство - 5,1%.

Остальные виды экономической деятельности занимают в структуре валового регионального продукта области незначительные доли.

Исходя из данных статистической отчетности, можно выявить возрастающую динамику объемов, как розничной, так и оптовой торговли (табл. 2). Следует отметить, что оборот розничной торговли в течение анализируемого периода значительно превышает оборот оптовой торговли: данная тенденция связана с увеличением количества торговых сетей, предпочитающих розничную торговлю.

На протяжении исследуемого периода времени отмечается тенденция к росту оборота розничной торговли, а также стабилизация объемов оптовой торговли (рис. 1).

Увеличение количества оптовых и розничных организаций, рост их товарооборота положительно влияет на увеличение спроса на транспортные услуги и складские помещения на территории Оренбургской области.

Немаловажным фактором развития логистики является наличие стабильных связей региона с зарубежными партнерами. Торговыми партнерами Оренбургской области в экспортно-импортных операциях в 2014 г. были 83 страны. Данный показатель снизился по сравнению с 2013 г. (92 страны) в связи с введением экономических санкций.

Из стран ближнего зарубежья наибольший объем товарооборота принадлежит:

• Киргизии - 12,3%;

• Узбекистану - 5,4%;

• Таджикистану - 4,8%;

• Украине - 4,4%.

К основным партнерам из числа стран дальнего зарубежья относятся:

• Соединенные Штаты Америки - 28,3%;

• Италия - 4,4%;

• Венгрия - 3,6%;

• Нидерланды - 2,9%;

• Канада - 2,7%;

• Швеция - 2,2%;

• Германия - 2,2%;

• Китай - 2,1%;

• Мексика - 2,1%;

• Афганистан - 2,1%;

• Индия - 1,6%;

• Бельгия - 1,6%;

• Турция - 1,5%;

• Литва - 1,2%;

• Великобритания - 1,1%;

• Республика Корея - 1,1%;

• Япония - 1%;

• Франция - 1%.

С большинством из представленных стран налажены прочные и долгосрочные отношения.

Внешнеторговый оборот Оренбургской области без учета стран Таможенного союза в 2014 г. составил 2 831 млн долл. США (рост на 0,4% к 2013 г.):

• экспорт составил 2 220,6 млн долл. (снижение на

8,3%);

• импорт - 610,4 млн долл. (увеличение в 1,5 раза) (рис. 2).

Географическая структура внешней торговли региона выглядит следующим образом:

• доля стран дальнего зарубежья составляет 72,7% (в 2013 г. составляла 66,5%);

• доля стран СНГ - 27,3% (в 2013 г. - 33,5%).

Объемы внешнеторгового оборота позволили Оренбургской области в 2014 г. занять 6-е место

среди 14 субъектов Приволжского федерального округа.

Основу регионального экспорта в 2014 г. составляла продукция топливно-энергетического комплекса (51,3%, в 2013 г. - 55%), а также металлургия (36,6%, в 2013 г. - 31,8%).

Основой регионального импорта в 2014 г. стали закупки продукции машиностроения - 510,8 млн долл., или 83,7% объема импорта области (в 2013 г. данный показатель составил 56,5%). Второе место в товарной структуре импорта заняла продукция металлургии - 32,7 млн долл., или 5,4% от общего объема регионального импорта (в 2013 г. - 11,8%).

Крупнейшими участниками внешнеторговой деятельности Оренбургской области в 2014 г. по экспорту стали следующие организации:

• ОАО «Уральская сталь»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ОАО «Оренбургнефть»;

• ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений»;

• ОАО «КГОК «Оренбургские минералы»;

• ОАО «МК «Ормето-ЮУМЗ»;

• ООО «Оренбургский радиатор».

К крупнейщим импортерам относились:

• ООО «Газпром добыча Оренбург»;

• ФГУП «Оренбургские авиалинии»;

• ОАО «Оренбургнефть»;

• ОАО «Уральская сталь»;

• ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат»2.

Транспортный комплекс Оренбургской области представлен автомобильным, железнодорожным, воздушным и трубопроводным транспортом.

На территории области функционируют два филиала ОАО «РЖД»: Южно-Уральская (эксплуатационная длина путей 1 340,5 км) и Куйбышевская (115 км) железные дороги. По показателям погрузки и грузооборота железнодорожного транспорта Оренбургская область находится на одном из ведущих мест в Приволжском федеральном округе, а также входит в десятку крупнейших по Российской Федерации.

2 Итоги внешнеэкономической деятельности Оренбургской области за 2014 г. (без учета торговли товарами со странами Таможенного союза). URL: http://urlid.ru/afj3

Протяженность автомобильных дорог в области составляет более 13,5 тыс. км. По данному показателю Оренбургская область занимает 4-е место в Приволжском федеральном округе и 7-е по Российской Федерации. При этом протяженность федеральных дорог составляет 822 км, протяженность региональных дорог-12 746 км.

Воздушный транспорт Оренбургской области представлен:

• ОАО «Оренбургские авиалинии»;

• ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт Оренбург»;

• ГУП «Аэропорт Орск».

В авиакомпании «Оренбуржье» эксплуатируется 46 ед. воздушных судов:

• самолетов L-410 - 7 ед.;

• самолетов Ан-2 - 28 ед.;

• вертолетов Ми-2 - 5 ед.;

• вертолетов Ми-8 - 3 ед.;

• вертолетов Robinson-44 - 3 ед.

Трубопроводный транспорт области включает газопроводную и нефтепроводную системы, представляющие собой сложные сооружения, состоящие из многониточных коридоров трубопроводов, узлов приема и запуска, надводных, подводных, балочных переходов через автомобильные и железные дороги.

По территории Оренбургской области проложены следующие трубопроводы:

• «Оренбург - западная граница России» -протяженность составляет 2 750 км (от южных предгорий Урала до границ Чехии и Словакии);

• «Бухара - Урал» с ответвлением на Орск -протяженность Оренбургского участка составляет около 400 км.

Приблизительно 5 тыс. км технологических трубопроводов обслуживает управление по эксплуатации соединительных трубопроводов О О О « О р е нб ур г г а з п р о м » . Ком п а н и я «Оренбургнефть» является одной из крупнейших организаций, на балансе которой находится более 9 680 км различных подземных трубопроводов (нефть, газ, конденсат, технологическая вода). По территории Оренбургской области проходят два подводящих нефтепровода, по которым нефть подается на ОАО «Орскнефтеоргсинтез», в том числе «Эмба - Орск» и «Ишимбай - Орск»3.

3 Транспорт в Оренбургской области. URL: http://urlid.ru/afj4 nal/reqion/ 65

Доля грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, в общем объеме грузоперевозок по области в 2013 г. составила около 66%, а грузооборота - 95,4%. При этом необходимо отметить рост грузооборота воздушного транспорта: с 2010 по 2013 г. произошло увеличение этого показателя почти в 10 раз (табл. 3).

Плотность дорог на территории Оренбургской области достаточно высока (табл. 4). Так, плотность железнодорожных путей общего пользования в области в 2014 г. в 2,3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, а плотность автомобильных дорог - в 2,8 раза.

В регионе отсутствует единая транспортно-логистическая система, существует лишь некоторое количество предприятий, предлагающих выполнение логистических операций

и оказывающих ряд услуг. Как правило, эти предприятия осуществляют следующие виды деятельности:

• транспортировку груза;

• транспортную экспедицию;

• хранение товаров;

• обработку грузов;

• страхование грузов;

• документальное оформление;

• услуги по таможенной очистке.

По разным оценкам, на территории области действуют более 850 транспортных и транспортно-экспедиторских компаний, не считая крупных федеральных перевозчиков и зарубежных представителей.

Исследование рынка складской недвижимости Оренбурга показало, что в 2015 г. наибольшим спросом по продаже и аренде пользовались склады класса «С» - более 80% среди всех предложений (табл. 5). На втором месте по объему предложений - склады класса (в большинстве случаев это не отапливаемые помещения производственного назначения).

Складских комплексов классов «А» и «В» в регионе достаточно мало. В основном они являются индивидуальными проектами крупных торговых компаний. Такие комплексы имеют все необходимое оборудование и инфраструктуру для хранения и переработки значительных объемов продукции.

Доля общероссийской продукции, выпускаемой на предприятиях Оренбургской области составляет:

• гелия - 100%;

• одоранта - 99%;

• этана - 78%;

• асбеста - 49%;

• доменного и сталеплавильного оборудования -37%;

• кузнечно-прессовых машин - 30%;

• сжиженного газа - 24%;

• цинка - 17%;

• меди - 15%;

• черного металлопроката - 5%;

• нефти - 4%;

• природного газа - около 4%.

На территории области осуществляет свою деятельность ряд крупных производственных п р е д п р и я ти й , ко то р ы е в ы п у с каю т высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

К таким предприятиям относятся:

• ОАО «Оренбургнефть»;

• ООО «Газпром добыча Оренбург»;

• ОАО «ПО «Стрела» (Оренбург);

• ОАО «Уральская сталь» (Новотроицк);

• ОАО Комбинат «Южуралникель» (Орск);

• ОАО «Илецксоль» (Соль-Илецк);

• ОАО «Бузулукский механический завод» (Бузулук) и др.

В настоящее время планируется реализация транспортного маршрута «Европа - Западный Китай», проходящего и через Оренбургскую область. Протяженность этого маршрута на территории области составит 172 км: от г. Кумертау (Республика Башкортостан) до автономного пункта пропуска «Сагарчинский» (переход границы с Республикой Казахстан)4.

Немаловажным фактором развития логистики на территории региона является заинтересованность органов местной власти в развитии инфраструктуры области, повышении ее инвестиционной привлекательности, в притоке в местный бюджет денежных средств в виде финансовых отчислений участников рынка, выполняющих логистиче с кие опер ации. Включение логистического потенциала в состав региональной стратегической карты Оренбургской

4 На экономическом форуме представили транспортный маршрут «Европа - Западный Китай». URL: https://clck.ru/9wMt4

области будет способствовать развитию единого экономического пространства региона [20].

Однако существуют не только объективные факторы внутренней среды области для развития логистического потенциала, но и факторы внешней среды, к которым можно отнести:

• устойчивое развитие логистической инфраструктуры в стране и в мире;

• усиление конкуренции в сфере логистического сервиса (возникает необходимость занятия ниши транспортно-логистических услуг в области);

• реализацию транзитного потенциала Российской Федерации для стран Востока и Запада;

• изменение объемов внешней торговли, а также развитие региональных рынков товаров и услуг.

Однако при всех перечисленных положительных предпосылках для повышения логистического потенциала существуют еще и негативные факторы, которые необходимо оценивать для составления наиболее точной картины текущего состояния логистики в регионе.

В первую очередь следует упомянуть о невысоком качестве дорог транспортной сети Оренбургской области. Несмотря на то что ежегодно на ремонт дорог из федерального и местного бюджетов выделяются крупные средства, значительные перепады сезонных температур (от -38°С в феврале до +42°С в июле) и осадки ухудшают качество дорог. Кроме того, темп роста автомобилизации населения значительно опережает темп роста протяженности сети автомобильных дорог. Так, при увеличении уровня автомобилизации за последние 10 лет на 85%, протяженность автомобильных дорог общего пользования в области выросла лишь на 15,7%. Кроме того, показатели низкого технического уровня дорог обусловливают высокий размер транспортной составляющей себестоимости продукции.

Следует отметить низкую плотность населения Оренбургской области, которая составляет 16,1 чел./км2 (на 1 января 2014 г.), и невысокую степень урбанизированности: городское население составляют 59,9% жителей области (на 01.01.2015). Средние показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу значительно выше и составляют 73,3 и 70,7% соответственно.

По м и м о э то го с л е д у е т о тм е ти ть сосредоточенность населения в трех крупнейших городах области: в Оренбурге проживают 27,8% постоянного населения, в Орско-Новотроицкой агломерации - 16,3%. Кроме того, Оренбургская область характеризуется невысоким показателем

естественного прироста населения: в 2015 г. данный коэффициент на 1 000 чел. составил 0,2.

К еще одному фактору, который следует учитывать при анализе логистического потенциала, относится недостаток высококвалифицированных кадров в сфере логистической деятельности. В настоящее время основная подготовка специалистов в области логистики осуществляется по направлениям бакалавриата и магистратуры на базе Оре нбур гского государственног о университета, а также планируется открытие кафедры логистики и инженерных дисциплин в Оренбургском институте путей сообщения (филиал Самарского государственного университета путей сообщения).

Исследование основных факторов, влияющих на логистический потенциал (табл. 6), показывает, что возможности региона достаточно высоки, однако необходимо решение ряда существенных проблем.

В целях повышения логистического потенциала региона необходимо разработать программу по совершенствованию логистической деятельности в Оренбургской области. В настоящее время логистика и перспективы ее развития регламентируются в рамках стратегии развития Оренбургской области до 2020 г. и на период до 2030 г.5 В целях реализации процесса социально-экономического развития области планируется формирование современного транспортно-логистического комплекса, отвечающего потребностям роста качества жизни и обеспечивающего развитие внутри-и межрегиональных, а также межгосударственных хозяйственных связей.

Поступательное развитие транспортно-логистической инфраструктуры области будет способствовать сокращению транспортных издержек при формировании логистических потоков, обеспечит высокий уровень качества и доступности транспортных услуг и логистических операций, создаст предпосылки для увеличения объемов транзитного товародвижения. Кроме того, формирование региональной логистической системы будет способствовать обеспечению дальнейшего предпринимательского потенциала области, поможет привлечь инвестиции в объекты инфраструктуры, обеспечит рост объемов р е г и о н а л ь н о го р ы н ка то в а р о в

и услуг, ускорение интеграционных процессов страны и области, упрочнение международных связей, а также взаимодействие органов власти, крупных производителей и объектов малого и среднего бизнеса.

5 О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года: постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп.

Таблица 1

Методы оценки логистического потенциала региона

Table 1

Methods for evaluating the logistics capacity of the region

Автор Сущность методики Основные факторы оценки

1. Павлова Я. [15] Анализ факторов, влияющих на эффективность логистической деятельности региона Потребительские расходы на душу населения. Валовой региональный продукт в производственных отраслях на 1 000 чел. населения. Перевозки грузов автомобильным транспортом на 1 000 чел. населения. Стоимость основных фондов связующих отраслей региона на 1 000 чел. населения. Среднемесячная номинальная заработная плата. Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в связующих отраслях на 1 000 чел. населения. Оборот оптовой торговли на 1 000 чел. населения. Внешняя торговля (импорт и экспорт) на 1 000 чел. населения. Оборот розничной торговли на душу населения. Грузооборот автомобильным транспортом на 1 000 чел. населения. Среднегодовая численность занятых в связующих отраслях на 1 000 чел. населения

2. Трещевский Ю.И.* Перечень критериев, способствующих воплощению потенциала региона в проект крупного логистического узла Наличие развитых транспортных коммуникаций (автомобильные дороги, авиационное сообщение, железные дороги). Крупные терминалы с географической привязкой к путям сообщения. Постоянный и большой грузопоток, в том числе и транзитных грузов. Наличие большого количества торговых площадей, формирующих спрос на грузы

3. Рожко О.Н. [16] Анализ факторов логистического потенциала Территория района (размер). Центральность положения относительно регионального центра. Позиция по отношению к международным транспортным коридорам. Позиция по отношению к федеральным трассам. Позиция по отношению к крупным региональным трассам. Производственный потенциал района. Протяженность путей сообщения. Протяженность железнодорожных путей. Протяженность автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием. Плотность путей сообщения. Близость речных портов. Близость аэропортов. Близость железнодорожных станций и терминалов. Наличие логистических центров. Транзитные перевозки грузов по территории районов всеми видами транспорта. Объемы грузоперевозок всеми видами транспорта. Объемы грузоперевозок автомобильным транспортом. Объемы железнодорожных грузоперевозок. Объемы грузоперевозок речным транспортом. Грузооборот железнодорожного транспорта. Грузооборот автомобильного транспорта. Грузооборот водного транспорта. Объем складских площадей. Дефицит складских площадей. Индекс плотности грузовых потоков для муниципальных районов. Индекс грузовой активности каждого из муниципальных районов

4. Тасуева Т. [17] Оценка факторов, формирующих региональный логистический потенциал Ресурсно-сырьевой потенциал. Финансовый потенциал. Организационно-технический потенциал. Инфраструктурный потенциал. Научно-инновационный потенциал. Инвестиционный потенциал. Кадровый потенциал. Социально-культурный потенциал. Маркетинговый потенциал. Промышленный потенциал

5. Рахмангулов А.Н., Копылова О.А. [10] Оценка основных факторов, влияющих на эффективность размещения объектов логистической инфраструктуры на макро- и микроуровнях Социально-экономические факторы. Географические (территориальные) факторы. Инфраструктурные факторы. Политические и нормативно-правовые факторы. Показатели транспортной работы

6. Фрейдман О.А. [18] Агрегированный показатель, учитывающий территориальные коэффициенты взаимосвязи уже рассчитанных индексов или рейтингов Привлекательность экономико-географического положения. Показатель транзитного потенциала территории. Эффективность функционирования транспортной инфраструктуры. Эффективность функционирования складской инфраструктуры. Кадровый потенциал в сфере логистики

7. Баскакова А.А. [9] Оценка логистического потенциала проводится на основе исследования показателей трех составляющих Инфраструктурная составляющая. Экономическая составляющая. Потенциальная составляющая

8. Кузнецова Н.П. [11] Анализ факторов, формирующих логистический потенциал Пути сообщения. Грузооборот, млн т/км. Пассажирооборот, млн пасс./км. Наличие современной системы резервирования. Транзитные перевозки грузов всеми видами транспорта млн т. Наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом. Внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гулягина О.С. [19] Перечень показателей, позволяющих комплексно оценить логистический потенциал региона Складская инфраструктура. Транспортная сеть. Предложение транспортных услуг на рынке. Обслуживающие сектора

* Эксперты: регион упускает свой логистический потенциал. URL: http://urlid.ru/afd0 Источник: авторская разработка

* Experts: The region loses its logistics capabilities. Available at: http://urlid.ru/afd0 Source: Authoring

Таблица 2

Оборот оптовой и розничной торговли в Оренбургской области в 2009-2014 гг.

Table 2

Turnover of wholesale and retail trade in the Orenburg oblast in 2009-2014

Оборот оптовой торговли Оборот розничной торговли

Год Млн руб. Доля от общего количества субъектов торговли, % Млн руб. Доля от общего числа субъектов торговли, %

2009 71 312 34,3 136 473 65,4

2010 85 524 35,2 157 682 64,8

2011 97 949 34,4 187 099 65,6

2012 136 238 38,9 214 090 61,1

2013 144 385 37,5 240 773 62,5

2014 147 715 35,4 269 615 64,6

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat

Таблица 3

Объем перевозок грузов и грузооборот транспорта в 2010-2013 гг. Table 3

Volume of cargo transportation and transport freight turnover in 2010-2013

Показатель 2010 2011 2012 2013

Количество % Количество % Количество % Количество %

Перевезено (отправлено)грузов 54,5 100 52,4 100 51,3 100 53,6 100

транспортом - всего, тыс. т

В том числе:

— железнодорожным 33,2 60,92 32,9 62,79 34,3 66,86 35,2 65,67

— автомобильным 21,3 39,08 19,5 37,21 17 33,14 14 26,12

— воздушным 0,9 1,65 1,1 2,1 5,4 10,53 4,4 8,21

Грузооборот транспорта - всего, 21 745 100 26 373 100 27 523 100 26 338 100

млн т-км

В том числе:

— железнодорожного 20 570 94,6 25 072 95,07 26 184 95,13 25 130 95,42

— автомобильного 1 172,2 5,39 1 298,7 4,92 1 308,8 4,76 1 183,8 4,49

— воздушного 2,4 0,01 2,7 0,01 29,9 0,11 23,7 0,09

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 4

Показатели путей сообщения общего пользования в 2010-2014 гг.

Table 4

Indicators of transport routes in 2010-2014

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014

Плотность железнодорожных путей на 10 000 км2 территории Оренбургской области, км 121 117 117 117 117

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 10 000 км2 территории Оренбургской области, км 107 110 160 167 168

Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения (на конец года), км 1 491,5 1 447,8 1 447,8 447,8 1 447,8

Эксплуатационная длина автомобильных дорог с твердым покрытием (на конец года), км 15 018 15 279 21 338 22 130 25 687,8

Источник: данные Росстата

Source: Rosstat Таблица 5

Значения показателей стоимости складской недвижимости в Оренбурге в 2015 г. (по состоянию на 20.11.2015)

Table 5

Warehouse property values in Orenburg in 2015 (as on November 20, 2015)

Показатель Значение

Класс «А» Класс «B» Класс «C» Класс «D»

Диапазон цен предложений на продажу, руб. 17 500-24 000 12 000-20 000 4 000-7 000 450-100

Средняя цена предложений на продажу, руб. 20 750 16 000 5 500 725

Доля складов в общем количестве предложений 2 3 85 10

продажи, %

Диапазон арендных ставок, руб. 130-250 95-200 70-150 50-100

Средняя арендная ставка, руб. 190 147,5 110 75

Доля складов в общем количестве предложений 3 4 81 12

аренды, %

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 6

Оценка логистического потенциала региона

Table 6

Evaluation of the logistics capacity of the region

Фактор оценки Описание результатов исследования

Оценка географического положения Регион имеет выгодное географическое расположение, что позволяет ему взаимодействовать с рядом стран как ближнего, так и дальнего зарубежья

Анализ экономического состояния Высокие показатели экономической деятельности создают предпосылки для привлечения инвестиций. Региональный товарооборот стабильно растет, однако отмечается снижение показателей внешней торговли

Анализ транспортной инфраструктуры Регион характеризуется значительными показателями грузооборота, а также имеет разветвленную сеть автомобильных дорог и железнодорожных путей с высокой степенью плотности

Анализ складской инфраструктуры Небольшое количество складских площадей классов «А» и «В» компенсируется широким выбором и низкими арендными ставками на склады классов «С» и

Оценка основных достоинств региона В качестве основных достоинств региона следует отметить реализацию участка транспортного маршрута «Европа - Западный Китай». Также на территории области развито производство широко используемых в промышленности видов продукции

Оценка основных недостатков региона Невысокое качество дорог и низкая плотность населения, а также ограничения в подготовке высококвалифицированных специалистов создают барьеры для повышения логистического потенциала региона

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Динамика оптового и розничного товарооборота в Оренбургской области в 2009-2014 гг., млн руб. Figure 1

Dynamics of wholesale and retail trade in the Orenburg oblast in 2009-2014, mln. RUB

Источник: данные Росстата Source: Rosstat

Рисунок 2

Динамика товарооборота, экспорта и импорта Оренбургской области в 2010-2014 гг., млн долл. Figure 2

Dynamics of the turnover, exports and imports of the Orenburg oblast in 2010-2014, USD Million

Источник: данные Росстата Source: Rosstat

Список литературы

1. Белякова Е.В., Самарцева А.В. Логистический паспорт территории // Логистические системы в глобальной экономике. 2013. № 3-1. С. 57-61.

2. Белякова Е.В. Оценка логистического потенциала предприятия ракетно-космической отрасли на основе индикаторного метода // Вестник СибГАУ. 2015. Т. 16. № 2. С. 498-502.

3. Виногоров Г.Г. Анализ логистического потенциала промышленного предприятия // Экономика и управление. 2009. № 4. С. 100-109.

4. Гриценко С.И. О развитии транспортно-логистических кластеров в Украине // Российское предпринимательство. 2008. № 5-2. С. 134-137.

5. Петенко И.В., Исиков С.М. Логистический потенциал коммерческого посредничества // Науковi пращ ДонНТУ. Серiя: економiчна. 2004. № 80. С. 88-93.

6. Скоробогатова Т.Н. Логистический потенциал предприятия сервиса // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2006. № 2. С. 87-94.

7. Шинкевич М.В. Теоретико-методологические основы оценки логистического потенциала промышленного комплекса региона: монография. Казань: КГТУ. 2007. 180 с.

8. Андрианов В.Д. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 128-144.

9. Баскакова А.А. Параметры оценки логистического потенциала территории // Логистика, инновации, менеджмент в современной бизнес-среде. Саратов: КУБиК, 2013. С. 24-25.

10. Рахмангулов А.Н., Копылова О.А. Оценка социально-экономического потенциала региона для размещения объектов логистической инфраструктуры // Экономика региона. 2014. № 2. С. 254-263.

11. Кузнецова Н.П. Логистический потенциал как фактор инновационного развития региона // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1. С. 73-80.

12. Ли Чон Ку, Лазута В.А. О методах оценки транспортно-логистического потенциала региона // Проблемы современной экономики: глобальный, национальный и региональный контекст. Гродно: ГрГУ, 2012. С. 231-236.

13. Полещук И.И. Логистический потенциал Беларуси: его оценка и использование // Белорусский экономический журнал. 2013. № 3. С. 87-97.

14. Фрейдман О.А. Анализ логистического потенциала региона: монография. Иркутск: ИрГУПС. 2013. 164 с.

15. Павлова Я. Эффективность региональной логистики // Логистика. 2013. № 3. С. 38-41.

16. Рожко О.Н. Оценка логистического потенциала региона // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 3. С. 72-75.

17. Тасуева Т. К вопросу о логистическом потенциале региональной складской логистической системы // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2013. № 11. С. 31-33.

18. Фрейдман О.А. Методы критериальной оценки логистического потенциала региона // Российское предпринимательство. 2013. № 3. С. 127-130.

19. Гулягина О.С. Логистический потенциал Витебского региона: оценка и перспективы роста // Экономика и управление. 2015. № 2. С. 53-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Куценко Е.И. Стратегическая карта как инструмент развития региона (на примере Оренбургской области) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 1. С. 87-92.

Sustainable Development of Regions

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

ANALYSIS OF THE LOGISTICS CAPACITY OF THE BORDER REGION: EVIDENCE FROM THE ORENBURG OBLAST

Lyubov' Y. BEREZHNAYA

Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation berezhnayalu@mail.ru

Article history:

Received 20 November 2015 Received in revised form 1 December 2015 Accepted 15 January 2016

JEL classification: 018, P25, R58

Keywords: logistics, region, logistical potential, factor

Abstract

Importance The article studies the region's logistics capacity which is important to the remote areas of the Russian Federation.

Objectives The article aims to identify the main factors necessary to evaluate the current logistics capacity in the region and planning for its further development, using the indicators of logistics activities and economic situation of the Orenburg oblast as a case study.

Methods As the main method of research, I used a qualitative and quantitative analysis of statistical data.

Results I have identified the key factors that have an impact on the logistic potential of the region. The analysis of the data shows that the current state of logistics activities in the area is at a high enough level, but to enhance the regional logistics capacity, certain challenges need to be addressed. Relevance The main provisions, conclusions and recommendations resulting from the study, aim to assess the level of regional logistics capacity. These results could form the basis for periodic monitoring of capacity through one of the methods of evaluation. The identified trends in key indicators of logistics capacities can be used at the regional level to create preconditions for capacity increase in the Orenburg oblast.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Belyakova E.V., Samartseva A.V. [Area's logistical-type certificate]. Logisticheskie sistemy v global'noi ekonomike = Logistic Systems in the Global Economy, 2013, no. 3-1, pp. 57-61. (In Russ.)

2. Belyakova E.V. [Evaluation of the logistics capacity of the space industry enterprise on the basis of the indicator method]. VestnikSibGAU, 2015, vol. 16, no. 2, pp. 498-502. (In Russ.)

3. Vinogorov G.G. [Analysis of the logistics capacity of industrial enterprises]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2009, no. 4, pp. 100-109. (In Russ.)

4. Gritsenko S.I. [On development of transport and logistics clusters in Ukraine]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2008, no. 5-2, pp. 134-137. (In Russ.)

5. Petenko I.V., Isikov S.M. [The logistics potential of commercial mediation]. HayKoei npa^ ffonHTY. Cepin: eKonoMinna, 2004, no. 80, pp. 88-93. (In Russ.)

6. Skorobogatova T.N. [The logistic potential of the enterprise service]. Vestnik Rossiiskoi ekonomicheskoi akademii im. G.V Plekhanova = Vestnik of Plekhanov Russian University of Economics, 2006, no. 2, pp. 87-94. (In Russ.)

7. Shinkevich M.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy otsenki logisticheskogo potentsiala promyshlennogo kompleksa regiona: monografiya [A theoretical and methodological framework for assessing the logistics capacity of the industrial complex of the region: a monograph]. Kazan, KSTU Publ., 2007, 180 p.

8. Andrianov V.D. [The Economic Potential of Russia]. Voprosy Ekonomiki, 1997, no. 3, pp. 128-144. (In Russ.)

9. Baskakova A.A. Parametry otsenki logisticheskogo potentsiala territorii. V kn.: Logistika, innovatsii, menedzhment v sovremennoi biznes-srede [Evaluation parameters of logistics potential of the territory. In: Logistics, innovation, management in today's business environment]. Saratov, KUBiK Publ., 2013, pp.24-25.

10. Rakhmangulov A.N., Kopylova O.A. [Assessing the socio-economic potential of the region to locate objects of logistics infrastructure]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 2, pp. 254-263. (In Russ.)

11. Kuznetsova N.P. [Logistics potential as a factor of innovation development of the region]. Vestnik OrelGIET = Bulletin of OrelSIET, 2012, no. 1, pp. 73-80. (In Russ.)

12. Li Chon Ku, Lazuta VA. O metodakh otsenki transportno-logisticheskogo potentsiala regiona. V kn.: Problemy sovremennoi ekonomiki: global'nyi, natsional'nyi i regional'nyi kontekst [On estimation methods of transport and logistics capacity of the region. In: Problems of modern economics: global, national and regional context]. Grodno, GrSU Publ., 2012, pp. 231-236.

13. Poleshchuk I.I. [The logistics potential of Belarus: its evaluation and use]. Belorusskii ekonomicheskii zhurnal = Belarusian Economic Journal, 2013, no. 3, pp. 87-97. (In Russ.)

14. Freidman O.A. Analiz logisticheskogo potentsiala regiona: monografiya [An analysis of the logistics capacity of the region: a monograph]. Irkutsk, IrGUPS Publ., 2013, 164 p.

15. Pavlova Ya. [Regional logistics efficiency]. Logistika = Logistics, 2013, no. 3, pp. 38-41. (In Russ.)

16. Rozhko O.N. [Evaluation of the logistics capacity of the region]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Review of Economy, Law and Sociology, 2015, no. 3, pp. 72-75. (In Russ.)

17. Tasueva T. [To the question about the logistics potential of regional warehouse logistics system]. RISK: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya = RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2013, no. 11, pp. 31-33. (In Russ.)

18. Freidman O.A. [Methods of criterion assessment of the logistics potential of the region]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 3, pp. 127-130. (In Russ.)

19. Gulyagina O.S. [The logistics capacity of the Vitebsk region: evaluation and the prospects for growth].

Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2015, no. 2, pp. 53-57. (In Russ.)

20. Kutsenko E.I. [Strategy map as a tool for development of the region: the Orenburg oblast case study]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2015, no. 1, pp. 87-92. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.