Научная статья на тему 'Транспортно-логистическая инфраструктура как основа развития промышленности региона'

Транспортно-логистическая инфраструктура как основа развития промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
636
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / РЕГИОН / REGION / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белякова Е.В., Рыжая А.А.

Обоснована роль транспортно-логистической инфраструктуры в развитии промышленности Красноярского края, где особое место занимает ракетно-космическая отрасль. Проведен анализ состояния и тенденции развития транспортно-логистической инфраструктуры края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE AS THE BASIS OF REGIONAL INDUSTRY DEVELOPMENT

The article considers the role of transport and logistics infrastructure in industrial development of Krasnoyarsk Territory, which occupies a special place in rocket -space industry. The article analyses the status and trends of transport and region logistics infrastructure.

Текст научной работы на тему «Транспортно-логистическая инфраструктура как основа развития промышленности региона»

Решетнеескцие чтения. 2015

УДК 658

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

Е. В. Белякова, А. А. Рыжая

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ev_belyakova@rambler.ru

Обоснована роль транспортно-логистической инфраструктуры в развитии промышленности Красноярского края, где особое место занимает ракетно-космическая отрасль. Проведен анализ состояния и тенденции развития транспортно-логистической инфраструктуры края.

Ключевые слова: промышленность, регион, транспортно-логистическая инфраструктура.

TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE AS THE BASIS OF REGIONAL INDUSTRY DEVELOPMENT

E. V. Belyakova, A. A. Ryzhaya

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ev_belyakova@rambler.ru

The article considers the role of transport and logistics infrastructure in industrial development of Krasnoyarsk Territory, which occupies a special place in rocket -space industry. The article analyses the status and trends of transport and region logistics infrastructure.

Keywords: industry, region, transport and logistics infrastructure.

Красноярский край является крупным промышленным центром и транспортным узлом. Регион обладает высоким экономическим потенциалом: 2 % населения России создают 3 % валового внутреннего продукта и 3,3 % объема промышленного производства России.

Красноярский край располагает разнообразными благоприятными предпосылками экономического развития. В крае сконцентрирован мощный и конкурентоспособный потенциал. Основные отрасли промышленности Красноярского края: цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая, легкая (текстильная, кожевенно-обувная) и химическая промышленность [1]. Исключительное значение для региона имеет ракетно-космическая промышленность, которая занимает ведущее место в решении как оборонных, так и социально-экономических задач страны, традиционно стимулирует инновационную активность в гражданских секторах экономики, способствует развитию смежных отраслей промышленности и диверсификации структуры экономики в целом.

Рассматривая тенденции развития экономики края за последние годы [2; 3], можно отметить, что промышленное производство края в 2013 г. увеличилось на 9,3 %, в России - на 0,4 %. По объему отгруженной продукции край занимает 1 место в СФО. Уровень заработной платы выше среднероссийских значений. Оборот розничной торговли показывает постоянный рост. Следует отметить также качественные измене-

ния структуры товарооборота и существенное увеличение доли торговых сетевых структур.

Одним из важнейших критериев рыночной развитости и инвестиционной привлекательности той или иной территории является состояние транспортно-логистической инфраструктуры. Оценка состояния транспортно-логистической инфраструктуры региона становится особо актуальной для реализации Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года, где особое внимание уделяется развитию промышленности.

Транспортный комплекс края представлен всеми видами транспорта. Основная доля перевозок от 85 до 90 % от общего грузооборота приходится на железнодорожный транспорт. В период с 2010 по 2013 гг. в крае произошел рост объема перевозок, что обусловлено влиянием ряда факторов: увеличение спроса на рынке автомобильных перевозок; предпочтение в доставке на средние и малые расстояния негабаритных грузов; рост числа контейнерных и железнодорожных перевозок как в целом по стране, так и в рамках международного обмена.

За анализируемый период увеличилась протяженность и густота автомобильных дорог с твердым покрытием. Динамика данных показателей обусловлена большим количеством автотрасс, связывающих Красноярский край с прилегающими районами, строительством новых дорог и ремонтом дорожного покрытия. Однако следует отметить, что они в основном расположены в центральной и в южной частях региона.

Логискики и управление цепями поставок^на предприятии

Площадь складских помещений в Красноярском крае составляет 406 779,4 м2. Особенностью размещения промышленно-складской инфраструктуры края является ее сосредоточение в городе Красноярске, который является центром деловой активности региона, и его ближайшем пригороде. Одним из факторов развития складской инфраструктуры в Красноярске является удобное расположение города на обоих берегах реки Енисея. Поставки по реке обеспечивает Красноярский речной порт - один из крупнейших в Восточной Сибири и самое крупное грузоперераба-тывающее предприятие.

Анализ транспортно-логистической инфраструктуры показал, что за исследуемый период в крае наблюдался дефицит качественного предложения про-мышленно-складской недвижимости. Основной объем предложения сосредоточен в классах «С» и «Б», а существующее предложение в классах «А» и «В» не способно полностью удовлетворить текущий спрос.

Строительство новых качественных объектов ведется не для продажи или сдачи в аренду, а в основном для последующего использования собственником, т. е. данные площади не поступают на открытый рынок промышленно-складской недвижимости.

К основным причинам невысоких темпов развития качественного сегмента можно отнести нестабильную общеэкономическую ситуацию в России; позднее освоение Красноярска и края крупными федеральными ритейлерами; конкуренцию со стороны Новосибирска; коммерческие условия на рынке промышленно-складской недвижимости Красноярского края [4].

Рассмотрим основные тенденции и прогнозы на рынке промышленно-складской недвижимости Красноярского края и города в целом.

Можно отметить развитие крупных региональных и федеральных компаний в Красноярском крае, которые являются основными потребителями качественной промышленно-складской недвижимости.

Высвобожденные площади крупных промышленных предприятий удовлетворяют основной спрос в сегменте низкокачественного предложения, однако значительные площади данных предприятий остаются невостребованными ввиду их неудовлетворительного технического состояния.

Существующий спрос на качественные объекты не покрывается соответствующим предложением, а с учетом темпов строительства новых объектов в ближайшее время данная ситуация не изменится.

Учитывая дефицит качественных складских помещений и тенденции развития крупных российских и международных операторов на территории Красноярска, прогнозируется рост строительства качественных логистических терминалов. Кроме того, высвобожденные производственные мощности бывших заводов «Сибтяжмаш», «Стальмонтаж» и т. д. полностью удовлетворят спрос. Однако уровень вакант-ности площадей в целом по рынку сохранится на высоком уровне из-за низкого качества данных помещений [5].

Анализ рынка логистических посредников в Красноярском крае показал, что основными востребованными услугами являются транспортные, а сопроводи-

тельные услуги, такие как страхование, таможенное оформление или хранение, находятся на стадии развития. В крае наблюдается незначительное количество 3РЬ-провайдеров, что, в свою очередь, является негативным фактором для развития логистической инфраструктуры.

Как показывает международный опыт и опыт других регионов России, развитие транспортно-логистической инфраструктуры играет важнейшую роль в развитии промышленного комплекса территорий. В крае большое внимание уделяется развитию промышленности, в то же время вопросы транспорт-но-логистического обеспечения остаются недостаточно проработанными, за исключением административного центра. Регулярный мониторинг и оценка состояния транспортно-логистической инфраструктуры в регионе будут способствовать эффективной реализации стратегии социально-экономического развития Красноярского края.

Библиографические ссылки

1. Промышленность края [Электронный ресурс]. URL http://socarchive.narod.ru/bibl/polros/Krasnoy/prom-kk.htm (дата обращения: 20.08.2015).

2. Красноярский краевой статистический ежегодник : стат.сб. / Красноярскстат. Красноярск, 2014. 518 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели : стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.

4. Обзор рынка промышленно-складской недвижимости Красноярского края [Электронный ресурс]. URL : http ://afkgroup. com/analitika-i-metodiki/post-587/ (дата обращения: 20.08.2015).

5. Фрейдман О. А. Современные тенденции развития транспортно-логистических кластеров // Актуальные проблемы реформирования российской экономики. 2013. № 4. С. 135-140.

References

1. Industry. Available at: URL http://socarchive. narod.ru/bibl/polros/Krasnoy/prom-kk.htm (accessed: 20.08.2015).

2. Krasnoyarskiy kraevoy statisticheskiy ezhegodnik [Krasnoyarsk regional statistical Yearbook 2014] // Krasnoyarsk state statistics Committee. Krasnoyarsk, 2014. 518 p.

3. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokaza-teli [Regions of Russia. Socio-economic indicators]. Moscow, 2014. 990 p.

4. A review of the market of industrial and warehouse real estate of Krasnoyarsk region. Available at: http:// afkgroup.com/analitika-i-metodiki/post-587/ (accessed: 20.08.2015).

5. Freydman O. A. [Modern trends in the development of transport and logistics clusters] //

Aktual'nye problemy reformirovaniya rossiyskoy ekonomiki. 2013. No. 4, рp. 135-140 (In Russ.).

© Белякова Е. В., Рыжая А. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.