Научная статья на тему 'Рынок транспортно-логистических услуг Красноярского края'

Рынок транспортно-логистических услуг Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ТРАНСПОРТ / СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА / MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTIC SERVICES / TRANSPORT / WAREHOUSE LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сдельникова А.А., Баранкова М.В.

Рассматриваются особенности функционирования транспортно-логистических услуг Красноярского края. Охарактеризована его современная структура и направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTIC SERVICES OF KRASNOYARSK REGION

Features of functioning of transport and logistic services of Krasnoyarsk region are considered. Its modern structure and the directions of development is characterized.

Текст научной работы на тему «Рынок транспортно-логистических услуг Красноярского края»

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»

УДК 658

РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

А. А. Сдельникова, М. В. Баранкова Научный руководитель - Н. Е. Гильц

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sdelnikova.alya@mail.ru

Рассматриваются особенности функционирования транспортно-логистических услуг Красноярского края. Охарактеризована его современная структура и направления развития.

Ключевые слова: рынок транспортно-логистических услуг, транспорт, складская логистика. MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTIC SERVICES OF KRASNOYARSK REGION

A. A. Sdelnikova, M. V. Barankova Scientific Supervisor - N. E. Gilc

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sdelnikova.alya@mail.ru

Features offunctioning of transport and logistic services of Krasnoyarsk region are considered. Its modern structure and the directions of development is characterized.

Keywords: market of transport and logistic services, transport, warehouse logistics.

Рынок логистических услуг в России находится на стадии становления и имеет ряд отличий от общемирового. Его специфика заключается в следующем: недостаточная развитость инфраструктуры, климатические условия, большая территория нашей страны. Влияние всех этих факторов также накладывает отпечаток на развитие транспортно-логистических услуг в Красноярском крае. Поэтому успешное решение вопросов логистики способно стать новым вектором развития бизнеса в целом, повысить его эффективность и конкурентоспособность [1].

Основным показателем уровня развития логистических услуг является доля 3PL компаний на рынке. По данным РБК Research на 2014 год, «доля валовой выручки 3PL компаний в обороте российского рынка составляет 8 %. Аналогичный показатель для стран Евросоюза - 19 %» [2]. Таким образом, в России преобладают услуги 2PL компаний.

Структура российского логистического рынка значительно отличается от мировой. Так, «в мире на услуги по перевозке и экпедированию приходится 58 % рынка, 25 % составляют услуги по комплексной логистике и 17 % - управленческой логистики. На российском рынке ситуация иная: 88 % рынка формируют грузоперевозки, 6,4 % составляют экспедиторские услуги, 5 % - услуги складирования и дистрибуции, управленческая логистика - 0,6 % от общего объема рынка логических услуг» [2].

Таким образом, на российском рынке преобладают услуги по перевозке грузов. Также, необходимо отметить, что Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек. «Доля логистических издержек в валовом внутреннем продукте РФ доходит до 19 %, в то время как средний мировой показатель логистических издержек в 2014г. оценивается в 11,6 % .»[3]

Что касается издержек красноярских логистических фирм, то около 90 % фирм не знают методов сокращения издержек. В своих решениях в основном опирается на интуицию и собственный опыт.

В настоящее время, на Красноярском логистическом рынке работают около 170 предприятий, большая часть которых занимается грузоперевозками. Красноярск имеет выгодное месторасположения между европейской частью страны и рынками сбыта Азии. «Как отмечают эксперты, регион

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

ежегодно производит более 2 миллионов тонн зерна, картофеля и более двух сот тысяч овощей, если говорить о сравнении 2015 года в % отношении к 2014 году, то по сбору зерна 102,1 %, картофель 99,6 %, овощи 103,5 %. Транспортный комплекс Красноярского края представлен всеми видами транспорта. Основным звеном в транспортной инфраструктуре края является железная дорога, осуществляющая межрегиональный и международный грузообмен с западными и восточными районами страны, с ближним и дальним зарубежьем.

Согласно данным РЖД, объемы погрузки за январь-февраль 2015 года превысили объемы 2014 года: нефтегрузы - на 8,3 %, что составило 3,2 миллиона тонн, руды железной - на 62 % (1,5 миллионов тонн), черных металлов - на 6,2 % (1,2 миллионов тонн), металлолома - на 16,9 % (133 тысячи тонн), лесных грузов - на 3,6 % (146 тысяч тонн)» [5]. В 2016 году ожидается рост объемов ж/д перевозок на 66 млн тонн.

Что касается перевозок автомобильного транспорта, то сеть дорог края представлена федеральными и территориальными дорогами общего пользования, протяженность которых составляет 1860 км. В рамках планового развития международного транспортного коридора «Север - Юг» в начале 2017 года «Федеральная трасса Р-257 «Енисей» может получить новое направление Кызыл - Эрзин -граница с Монголией, с целью решения возникших проблем по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры пассажирских и грузовых перевозок. Протяженность водных путей, соединяющих северную и восточную части края с г. Красноярском, составляет 7 500 км. Речные порты городов Красноярска и Лесосибирска на р. Енисей обеспечивают взаимодействие речного и железнодорожного транспорта.

Воздушное сообщение обеспечивают 21 аэропорт края. На базе аэропорта «Емельяново» в г.Красноярске формируется международный авиатранспортный узел. Воздушное пространство края и аэропорт г. Красноярска используются для совершения полетов в рамках кроссполярных авиатрасс через Северный полюс.

Состояние рынка складской недвижимости в городе Красноярске на данный момент оценивается специалистами, как состояние достаточно стабильного, но одновременно медленного роста. На данный момент в Красноярске представлено 26 крупных складских комплексов общей площадью около 550 тыс. кв.метров. «Среди них представлены 3 складских комплекса категории «А», общей площадью около 53 тысяч кв. метров, предоставляющих услуги ответственного хранения («Терминал Северный», «Тетра-Логистик», «СТК-Логистика»), один комплекс категории «В+» (производственно-складской комплекс «Октябрьский»), четыре комплекса категории «В» («СибСклад», «САПСАН», производственно-складские комплексы «Норильская» и «Свердловская»), комплексы класса «В+» и «В» - площадью около 91,5 тысячи кв. метров, 19 комплексов класса «С» около 400 тысяч кв. мет-ров.»[4]

По отношению федеральных компаний, которые пришли на Красноярский рынок логистических услуг, такие как «Ратэк-Центр» и «Ратэк-Восток», осуществляющие доставку груза на адрес получателя, а так же экспедирование груза, представителем компании, непосредственно с адреса нахождения груза. Хотелось бы отметить, те компании, которые планируют войти на красноярский рынок, это Гипермаркет «Ашан», Торговая сеть «Икеа» Строительный гипермаркет «Оби».

Таким образом, ввиду значительного потенциала региона ожидается дальнейшее развитие рынка качественной промышленно-складской недвижимости.

Подводя итог, можно сказать, что существует ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные компании: недостаток инвестиций в логистическую инфраструктуру; моральный и физический износ транспортной, складской, информационной инфраструктур; отсутствие сформированного рынка 3РЬ-провайдеров; недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок; несовершенство законодательной и нормативной базы в области логистики; отсутствие достоверной и унифицированной статистической отчетности по логистике.

Рынок транспортно-логистических услуг Красноярского края находится в стадии развития, даже не смотря на кризисную ситуацию в российской экономике. Его структура гибко реагирует на запросы потребителей, качество предоставляемых услуг повышается, а их количество растет.

Библиографические ссылки

1. Белякова Е. В., Рыжая А. А. Транспортно-логистическая инфраструктура как основа развития промышленности региона // Решетневские чтения : материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева (10-14 нояб. 2015,

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»

г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Ч. 2. С. 388-390.

2. Симонова Л. Рынок ТЛУ в условиях экономической рецессии: прогноз до 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gaidarforum.ru/files/Simonova_RBC_16.01.15.pdf (дата обращения: 19.03.2016).

3. Armstrong Associates [Электронный ресурс] // Federal Credit Union. 2014. URL: https://aafcu4u.coop/ (дата обращения: 22.03.2016).

4. Маркетинговое исследование рынка коммерческой складской недвижимости г. Красноярска 2014-2017 гг. [Электронный ресурс] : BOSgroup // Маркетинг и финансы. 2014. URL: http:// krasnoyarsk-arenda.com/images/news/market.pdf (дата обращения: 12.03.2016).

5. Федеральная служба государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс] // Социально-экономическое положение Красноярского края в 2015 году. 2016. URL: http://web.krasstat.gks.ru/doklad/1/12/dok.htm#15.04-1.2 (дата обращения: 13.03.2016).

© Сдельникова А. А., Баранкова М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.