Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА И ТРАНСПОРТ ВЕНГРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ЭКОНОМИКА И ТРАНСПОРТ ВЕНГРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойменцева Ирина Анатольевна, Федоренко Роман Владимирович, Цегледи Тамаш

В статье рассмотрены вопросы экономического развития Венгрии в условиях пандемии COVID-19. Авторами выявлены проблемы транспортной политике, дана оценка транспортной инфраструктуры страны, проведен анализ экспортно - импортных внешнеторговых операций, определены стратегические партнеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY AND TRANSPORTATION OF HUNGARY IN THE COVID-19 PANDEMIC

The article discusses the issues of economic development of Hungary in the context of the COVID-19 pandemic. The authors identified the problems of transport policy, assessed the country's transport infrastructure, analyzed export - import foreign trade operations, identified strategic partners.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА И ТРАНСПОРТ ВЕНГРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ив Ш1

заходiв вщ одного сценарiю розвитку подiй до шшого.

Список лiтератури:

1. Georgieva K. Confronting the Crisis: Priorities for the Global Economy. IMF April 9, 2020. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/04/07/sp0 40920-SMs2020-Curtain-Raiser.

2. Georgieva K. The Long Ascent: Overcoming the Crisis and Building a More Resilient Economy. October 6, 2020. URL: https ://www.imf. org/en/News/Articles/2020/10/06/sp 1 00620-the-long-ascent-overcoming-the-crisis-and-building-a-more-resilient-economy

3. Georgieva K. The Great Divergence: A Fork in the Road for the Global Economy FEBRUARY 24, 2021. URL: https://blogs.imf.org/2021/02/24/the-great-divergence-a-fork-in-the-road-for-the-global-economy/.

4. Геець В.М. Феномен нестабтносп -виклик економiчному розвитку. - К. : Академперюдика, 2020. - 456 с.

5. Оновлення свггово! економiчноi перспективи. МВФ. Очень 2021 року. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/202 1/01/26/2021 -world-economic-outlook-update

6. Global Trade Update. February 2021. URL: UNCTAD/DITC/INF/2021/1. .

https://unctad.org/system/files/official-document/ditcinf2021d1_en.pdf.

7. Global foreign direct investment fell by 42% in

2020, outlook remains weak. UNCTAD. 24 January

2021. URL: https://unctad.org/news/global-foreign-direct-investment-fell-42-2020-outlook-remains-weak.

8. World Investment Report 2020. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_en.pdf.

9. The Global Risks Report 2021, 16th Edition. World Economic Forum. p.11. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Ri sks_Report_2021.pdf.

10. Олешко А.А. Антикризове регулювання нацiональноi економши: теорiя i практика: [монографiя]. Нацiональний унiверситет ДПС Украни. - Iрпiнь: Видавництво НУД ПСУ, 2012. 350 с.

11. Сапа Н.В. Теоретико-методолопчш засади мехашзму антикризового державного управлiння. Гуманiтарний вюник Запорiзькоi державноi' iнженерноi академп. 2009. - Вип.38. - с. 106-116.

12. Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики. URL:

https://www.cfin.ru/management/antirecessionary_ma nagment.shtml.

I.A. Toymentseva

Doctor of Economics, Professor Department of Marketing, Logistics and Advertising Samara State University of Economics,

Soviet Army Str., 141, Samara, Russia R. V. Fedorenko Candidate of economic sciences, head of the department ofpostgraduate studies, doctoral studies and work of dissertation councils Samara State University of Economics, Soviet Army Str., 141, Samara, Russia T. Czegledy University of Sopron, Sopron, Str., 9, Hungary

ECONOMY AND TRANSPORTATION OF HUNGARY IN THE COVID-19 PANDEMIC

Тойменцева Ирина Анатольевна,

д.э.н, профессор кафедры маркетинга, логистики и рекламы Самарский государственный экономический университет, ул. Советской Армии, 141, Россия Федоренко Роман Владимирович, к.э.н, начальник отдела аспирантуры, докторантуры и работы диссертационных советов Самарский государственный экономический университет ул. Советской Армии, 141, Россия Цегледи Тамаш Университет Шопрона, Венгрия, Шопрон, ул. Erzsebet 9

ЭКОНОМИКА И ТРАНСПОРТ ВЕНГРИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Annotation. The article discusses the issues of economic development of Hungary in the context of the COVID-19 pandemic. The authors identified the problems of transport policy, assessed the country's transport infrastructure, analyzed export - import foreign trade operations, identified strategic partners.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы экономического развития Венгрии в условиях пандемии COVID-19. Авторами выявлены проблемы транспортной политике, дана оценка транспортной инфраструктуры страны, проведен анализ экспортно - импортных внешнеторговых операций, определены стратегические партнеры.

Key words: transport policy, infrastructure, gross domestic product, export, import, foreign trade relations.

Ключевые слова: транспортная политика, инфраструктура, валовый внутренний продукт, экспорт, импорт, внешнеторговые отношения.

Венгрия относится к странам Восточной Европы и ее экономику можно охарактеризовать как индустриальную с высоким уровнем развития аграрной сферы. На прирост ВНП существенное влияние оказывают такие отрасли как: машиностроение, текстильная, пищевая и химическая промышленности, а также фармацевтика и туризм. А что касается транспорта и его инфраструктуры, то здесь отмечаются существенные проблемы. Через Венгрию проходит несколько

трансъевропейских железнодорожных магистрале й, которые соединяют ее с более, чем 25 городами Европы. Общая протяженность железных дорог составляет около 8000 км.

Так как Венгерская Республика отличается преимущественно равнинным характером местности, то это облегчает строительство автомобильных дорог, но их крайне не достаточно. Протяженность дорожной сети в стране составляет 30000 километров. Реки Дунай, Раба и Тиса в Венгрии являются судоходными и обеспечивают связь внутри страны. В Будапеште имеется несколько морских портов, самым крупным из которых является порт Байя, который специализируется на перевалке генеральных грузов и крупнотоннажных контейнеров. В столице Венгрии развит прогулочный водный транспорт, преимущественно представленный суднами на подводных крыльях.

Учитывая рост индустрии туризма и интеграцию в европейскую экономику, для Венгрии возникла острая необходимость в разработке новой транспортной политики.

Поэтому к основным проблемам, которые должна решить транспортная политика следует отнести [4]:

- максимально полное обеспечение транспортных потребностей в различных сферах экономики:

- формирование программ финансирования транспортной инфраструктуры страны, защиты окружающей среды, обеспечения безопасности и надежности перевозок, сохранности грузов;

- создание условий для повышения эффективности интермодальных перевозок и качества транспортных услуг;

- интеграция транспортной системы страны в европейскую транспортную систему.

Также в транспортном секторе необходимо разработать:

- проекты по строительству новых и реконструкции имеющихся железных и автодорог;

- программы развития внутренних водных путей сообщения

и речных портов;

В Венгрии на железнодорожные перевозки приходится более 20% всего объема грузоперевозок, поэтому следует рассматривать страну в качестве транспортно-логистического хаба, а также центром консолидации грузов и дальнейшей их транспортировки

железнодорожным транспортном в другие страны, прежде всего в Китай. Выбор вида транспорта зависит от тарифов, качества обслуживания (безопасности и надежности), предоставления услуг по разукрупнению, хранению, переработке и консолидации партий грузов для отправки их конечным потребителям, а также предоставления дополнительных сервисных услуг. Однако в случае пандемии эти критерии подвергаются неблагоприятному воздействию, что следует учесть при разработке транспортной политики [2].

До возникновения коронавирусной инфекции Венгрия показывала хорошие, стабильные результаты роста экономики страны, не смотря на всеобщее снижение экономических показателей развития большей части стран Европейского Союза. Так в 2019 г. валовый внутренний продукт (ВВП) страны вырос на 4,9%, что значительно выше, чем в других странах. Это отчасти связано со снижением международного влияния на экономику страны. В IV квартале 2020 года экономический рост в Венгрии опять показал динамику роста на 4,5%. Это произошло в основном за счет увеличения объема предоставляемых услуг. Также на рост экономики оказали инвестиции, вложенные в расширение производственных мощностей крупных предприятий, целевого использования фондов ЕС и программ по стимулированию строительства жилья. Рост экономики страны положительным образом сказался на увеличении доходов населения, что привело к росту потребления.

Таблица 1

Макроэкономические показатели Венгрии (2015-2019 гг.) __

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Экономический рост (изменение %) 3,8 2,2 4,3 5,1 4,9

Промышленное производство (изменение %) 7,4 0,9 4,6 3,5 5,4

Потребление (изменение %) 3,8 4,9 4,4 4,9 5,0

Уровень безработицы (%) 6,8 5,1 4,2 3,7 3,4

Экспорт (млрд. евро) 90,5 93,1 101 105 108,9

Импорт (млрд. евро) 81,9 83,3 92,6 99,3 104

Источник: Центральное статистическое агентство Венгрии

Венгерский экспорт увеличился на 4,0 % в 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, импорт - на 4,8 %. Положительное

сальдо внешней торговли составило около 5 млрд. евро, что на 500 млн. евро меньше по сравнению с прошлым 2018 годом.

■ машины и транспортные средства

30 7 ^^ИЯ ■ продукты переработки

продукты питания, напитки, табак

прочие

Рисунок 1 - Экспорт продукции Венгрии по товарным группам

Наибольший удельный вес экспортной продукции Венгрии приходится на машины и транспортные средства, где лидирующие позиции занимают дорожные транспортные средства около

30% в общем объеме. В товарной номенклатуре продуктов переработки основная доля приходится на фармацевтическую продукцию и препараты (16%).

V 5 J

машины и

транспортные средства продукты переработки

энергоносители

прочие

Рисунок 2 - Импорт продукции Венгрии по товарным группам

Наибольший удельный вес импортной продукции Венгрии также приходится на машины и транспортные средства, где лидирующие позиции занимают электрические машины и оборудование, дорожные транспортные средства. Наименьшая доля импорта приходится на энергоносители -около 8%.

Главным партнером Венгрии по внешнеторговым отношениям является Германия, внешнеторговый оборот с которой составляет более 27 % от общего оборота страны. На втором месте находится Китай с оборотом 6% и на девятом Россия - 3,9 %. Пандемия ТО\ТО-19 привела в 2020 г. к серьезным сбоям в экономике, снижению

объемов закупок и продаж в международной торговле [2]. Но уже в 2021 г. согласно прогнозу Министерства финансов Венгрии ожидается рост экономики на 4%. Территориальный мониторинг и разработка регионально дифференцированной политики являются основными задачами при подготовке к новым волнам пандемии [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие развитой логистической инфраструктуры, удачное географическое расположение страны позволили перестроить ключевые товаропотоки и добиться быстрого восстановления экономики. Высокий уровень цифровизации обеспечил эффективную работу логистической индустрии

28 East European Scientific Journal #2(66), 2021 даже в условиях ковидных ограничений, поэтому экономика Венгрии укрепляет свои позиции на международном рынке, имеет положительное сальдо внешнеторговых операций и успешно развивается.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001

Список литературы

1. Kovacs, S.Z., Koos, B., Uzzoli, A., Pager, B., & Egyed, I. (2020) Regional effects of the COVID-19 pandemic and policy responses in Hungary. R-economy, 6(3), 208-221. doi:

10.15826/recon.2020.6.3.018

2. Péter Bucsky / Modal share changes due to COVID-19: The case of Budapest// Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. Volume 8, November 2020, 100141. https://doi.org/10.1016/j.trip.2020.100141

3. Всемирный банк, 2020 год. "COVID-19 и человеческий капитал»". Доклад об экономике региона Европы и Центральной Азии, осень 2020 года. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Doi: 10.1596/978-1-4648-1643-7.

4. Федоренко Р. В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш / Современное состояние логистики внешнеторговых перевозок в России и странах Европейского Союза// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -Изд-во: Наука и образование. - Краснодар, № 1, 2020, С. 152-155. DOI: 10.23672/SAE.2020.1.53262

УДК 330.341 ГРНТИ 06.52.13

Fortunova uliana vladimirovna

a competitor for the academic degree of candidate of economic Sciences, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University,

Saint Petersburg, Russia

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF HIGH-TECH ENTERPRISES OF THE RADIO-

ELECTRONIC INDUSTRY

Фортунова ульяна владимировна

соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье проанализированы особенности функционирования предприятий радиоэлектронной промышленности. Главная особенность и принципиальное различие традиционных производственных предприятий и высокотехнологичных предприятий заключается в том, что в своей деятельности высокотехнологичные предприятия, ориентированы на создание, развитие и практическое использование инноваций. Рассматриваются различные определения авторов относительно понятий «высокая технология», высокотехнологичное предприятие», «наукоёмкость» и «высокотехнологичная продукция». Выделяются особенности функционирования высокотехнологичных промышленных предприятий радиоэлектронной промышленности.

Abstract. The article analyzes the features of the functioning of radio-electronic industry enterprises. The main feature and fundamental difference between traditional manufacturing enterprises and high-tech enterprises is that in their activities, high-tech enterprises are focused on the creation, development and practical use of innovations. Various definitions of the authors regarding the concepts of "high technology"," high-tech enterprise"," knowledge intensity "and"high-tech products" are considered. The features of the functioning of hightech industrial enterprises of the radio-electronic industry are highlighted.

Ключевые слова: высокие технологии, высокотехнологичное предприятие, , особенности функционирования, наукоёмкость, высокотехнологичный продукт

Keywords: high technologies, high-tech enterprise,, features of functioning, knowledge intensity, high-tech product

Современные предприятия различных отраслей вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на предприятиях приводит к

нарушению организационной стабильности предприятий и необходимости поиска или формирования новых организационных структур, позволяющих перестроить их деятельность[1]

Если рассматривать предприятие как комплексную систему, то работа предприятия, особенно промышленного, определяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.